Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Как получить помощь в предоставлении финансового обеспечения госконтракта?

Рассказать о том, каким образом при работе с госзаказом можно обеспечить своевременное привлечение банковского финансирования на выгодных условиях, мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Когда победителю госконкурса требуется профинансировать исполнение контракта, он может сделать это, не изымая собственные средства из оборота. Удобным выходом станет обращение в банк либо за получением тендерного кредита, либо за оформлением банковской гарантии. Необходимо помнить, что во втором случае это должен быть банк, входящий в Реестр Минфина России и, соответственно, имеющий право выдавать такого рода гарантийные обязательства. На сегодняшний день в данном реестре находится около 200 банков, предложения которых значительно отличаются, как, впрочем, и их требования, выдвигаемые к заемщикам. Поэтому, если хочется получить наилучшие условия, необходимо провести всесторонний тщательный анализ.

Так, КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Понимая, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы в указанные сроки, мы либо подбираем наилучшие условия, либо в целом осуществляем помощь в получении банковского продукта. Иными словами, мы можем содействовать в получении кредита или оформлении банковской гарантии на конкурентных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Залогом положительного решения банка по составленному нашими экспертами заявлению является глубокая предварительная подготовка. Она включает работу по скринингу компании-заемщика, который проводится на основании финансовой отчетности. В итоге мы подбираем банк, структурируем сделку и согласовываем условия. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за более чем 20-летний срок работы в данной сфере у КСК групп сложились доверительные партнерские отношения со значительным количеством крупных банков, с руководством которых мы напрямую обсуждаем условия предстоящей сделки.

Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда имеют приоритетное рассмотрение, а положительное решение будет получено в максимально короткие сроки — как правило, в течение суток. В любом случае мы всегда укладываемся в те временные рамки, которые были обозначены.

Помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита, КСК групп способна помочь в решении ряда других задач в области привлечения финансирования: при помощи факторинга, кредита в банках на официальных лиц, прямых инвестиций».

Р. S. Ознакомиться с подробным перечнем услуг КСК групп, списком кейсов, отзывами клиентов можно на сайте компании. Там же можно заказать звонок по телефону и получить бесплатную первичную консультацию. При этом менеджеры пояснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Для чего используется обеспечение исполнения госконтракта. Момент внесения обеспечения

В конкурсной документации, как правило, устанавливается требование к поставщику обеспечить исполнение контракта (ст. 96 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Обеспечение исполнения контракта вносится победителем конкурса до заключения контракта.

Обеспечение не предоставлено или не соответствует конкурсной требованиям закона? Это основание для признания контракта ничтожным (п. 26 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, далее — Обзор).

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ служит следующим целям:

  1. Подтверждает и гарантирует добросовестные намерения поставщика. Если поставщик победил в конкурсе, но не внес обеспечительный платеж / не предоставил гарантию в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения контракта. В результате нарушитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. При нарушении поставщиком обязательств, вытекающих из контракта, обеспечение компенсирует заказчику убытки.
Читайте также:  Проект контракта на оказание услуг по проведению экспертизы по 44 ФЗ - образец

Обратите внимание! Обеспечение исполнения контракта следует отличать от обеспечения заявки по 44-ФЗ (ст. 44), которое является обязательным для всех участников и вносится для участия в конкурсе (аукционе), а также от обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 33).

Когда обеспечение контракта обязательно

По общему правилу ст. 96 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях должен включить в конкурсную документацию правило, что поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем из этого правила есть исключения. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 96 закона № 44-ФЗ, заказчик имеет право требовать обеспечения по собственному усмотрению, но не обязан этого делать. К ним относятся следующие виды закупок:

  • У единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  • Запрос котировок, когда побеждает участник, предложивший минимальную цену (пар. 3, 3.1 главы 3 закона № 44-ФЗ). При этом способе закупок максимальная сумма контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Некоторые случаи запроса предложений (пп. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83; пп. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 83.1 закона № 44-ФЗ).

Кроме того, случаи, когда заказчик сам выбирает, требовать ли обеспечения контракта, устанавливаются Правительством РФ. Такие случаи были, например, установлены на 2015 год постановлением от 06.03.2015 № 199, на 2016 год — постановлением от 11.03.2016 № 182. На 2019 год Правительство РФ постановлений такого содержания не приняло.

Обратите внимание! Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации освобождаются от обеспечения, если предоставят информацию из реестра контрактов об исполнении хотя бы трех из них надлежащим образом. Также освобождены от внесения обеспечения казенные учреждения.

Виды обеспечения

Обеспечение контракта по ст. 96 44-ФЗ возможно в двух видах или формах:

  • перечисление обеспечительной денежной суммы на спецсчет для обеспечения госконтрактов по 44- ФЗ;
  • банковская гарантия, предоставленная банком (ст. 45 закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание! Поставщик сам определяет исходя из собственных возможностей и предпочтений, какой из двух способов ОИК целесообразно применить. Процедура получения банковской гарантии сложна, однако выручает поставщика, который не располагает свободной денежной суммой в необходимом размере.

На практике у поставщиков часто возникает вопрос, можно ли использовать сразу два способа. Согласно позиции Минэкономразвития РФ, высказанной в письме от 19.09.2014 № Д28и-1893, внесение обеспечения одновременно в виде денежной суммы и банковской гарантии не допускается, поскольку такая возможность прямо не предусмотрена законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем заказчик вправе заменить уже примененный им способ другим при уменьшении ОИК на сумму уже исполненных обязательств (см. раздел ниже).

Банковская гарантия

Выступать способом обеспечения по 44-ФЗ могут обеспечительный платеж или гарантия, но только банковская гарантия, а не любая независимая гарантия. Гарантия представляет собой обязательство банка выплатить госзаказчику по просьбе поставщика определенную денежную сумму при нарушении поставщиком обязательств.

Банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ:

  • быть выданной банком, включенным в перечень из постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440;
  • быть безотзывной;
  • ее содержание должно соответствовать п. 2 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
  • поставщик должен представить определенный перечень документов банку.

Обязательным требованием для банковской гарантии является указание срока ее действия. Госзаказчик не участвует в определении срока — его самостоятельно устанавливает поставщик. Единственное ограничение заключается в том, что срок гарантии должен превышать срок исполнения обеспечиваемых обязательств как минимум на один месяц (п. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ).

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта (п. 25 Обзора).

Размер обеспечения исполнения контракта

В п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ предусмотрена сложная система расчета суммы обеспечения в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Представим ее в виде таблицы.

Быстро рассчитать размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ можно, воспользовавшись специальным калькулятором: Калькулятор.

Увеличение размера обеспечения

При стандартной ситуации размер обеспечения, изначально указанный в конкурсной документации, изменяться не может. Однако из этого правила есть исключение. Ст. 37 закона № 44-ФЗ предусмотрено увеличение размера в 1,5 раза в случае, когда:

  • начальная цена контракта составляет более 15 млн руб.;
  • участник закупки, с которым заключается контракт, предлагает цену на 25% и более ниже начальной цены.

Такое увеличение размера обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ – антидемпинговая мера.

Когда возвращаются средства, внесенные в счет обеспечения. Уменьшение обеспечения исполнения контракта

По общему правилу, предусмотренному ст. 96 закона № 44-ФЗ, после полного и надлежащего исполнения обязательств ОИК должно быть полностью возвращено поставщику. Условие о сроке возврата в контракте является обязательным (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Заказчик по своему усмотрению определяет данный срок, однако он ограничен 30 днями с даты полного исполнения заказчиком обязательств, а в случае закупок у малых предпринимателей и некоммерческих организаций социального назначения — 15 днями.

Если конкурс признан несостоявшимся вследствие действия непреодолимой силы или вынесения судебного акта, препятствующего заключению контракта, внесенное ОИК подлежит возврату в течение 5 рабочих дней.

Когда контракт исполняется этапами, при частичном исполнении внесенное ОИК должно быть возвращено пропорционально исполненным обязательствам (пп. 7.1–7.3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). В этот момент госзаказчик может поменять способ обеспечения, например предоставить банковскую гарантию вместо денежной суммы.

Для уменьшения обеспечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • частичное исполнение должно быть надлежащим, должны отсутствовать претензии и требования об уплате штрафов, неустоек и т. п.;
  • поставщик должен направить госзаказчику всю необходимую информацию об исполнении соответствующего этапа работы;
  • госзаказчик должен принять исполненное по акту.

Обратите внимание! Уменьшение суммы обеспечения при частичном исполнении допустимо, только если возможность исполнения обязательства по частям предусмотрена договором (п. 27 Обзора).

Удержание обеспечения

Если поставщик исполняет свои обязательства надлежащим образом, обеспечение возвращается. Что же происходит с ним при нарушении сроков и качества исполнения?

Неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта является основанием для его расторжения в одностороннем порядке. В этом случае госзаказчик вправе удержать ранее внесенное денежное обеспечение либо получить компенсацию по банковской гарантии.

На практике часто возникает вопрос: что происходит с обеспечительным платежом в случае просрочки исполнения контракта? В судебной практике наиболее распространена позиция, согласно которой обеспечительный платеж может быть удержан в таком случае заказчиком только в размере неустойки за просрочку исполнения. В противном случае возникает неосновательное обогащение госзаказчика (п. 29 Обзора).

Итак, обеспечение исполнения контракта обязательно по общему правилу и может быть выражено денежным перечислением на счет заказчика либо предоставлением банковской гарантии. После полного и надлежащего исполнения контракта ОИК подлежит возврату. В противном случае заказчик вправе удержать его и компенсировать таким образом свои убытки.

Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 12.08.2019 в 08:46

Доброе утро! Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации о добросовестности. Как в таком случае отразить информацию в реестре контракта (В реестре контрактов возможно два варианта: внесение денежных средств и банковская гарантия)? Нужно ли прикреплять в реестр в разделе документы вместе с контрактом протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона?

Оценка ответа: 50

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 4745
Ответ написан 13.08.2019 в 00:08

Доброе утро! Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации о добросовестности. Как в таком случае отразить информацию в реестре контракта (В реестре контрактов возможно два варианта: внесение денежных средств и банковская гарантия)? Нужно ли прикреплять в реестр в разделе документы вместе с контрактом протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона?

В реестре контрактов Вы ничего не обязаны прикреплять в данном случае. Более того, Вы не должны отмечать галочкой какое обеспечение предоставил победитель в виде денежных средств или банковской гарантии.

Оценка ответа: 0

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 13.08.2019 в 08:05

Спасибо, с реестром контрактов понятно, а вообще нужно ли создавать единую комиссию и составлять протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона? Или достаточно что я сама проверю и никак это документально не зафиксирую?

Оценка ответа: 30

Ответить Афенко Александр Борисович Эксперт 1840
Ответ написан 14.08.2019 в 13:17

Спасибо, с реестром контрактов понятно, а вообще нужно ли создавать единую комиссию и составлять протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона? Или достаточно что я сама проверю и никак это документально не зафиксирую?

Такая информация рассматривается заказчиком и комиссию создавать нет необходимости, но не запрещается.

Для себя фиксируете данный факт, рекомендую сделать скрины и этого достаточно.

Оценка ответа: 0

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 14.08.2019 в 15:06

Оценка ответа: 0

Ответить rps11 0
Ответ написан 29.08.2019 в 08:28

Этот пункт статьи распространяется на все электронные аукционы по 44 фз или только на те, которые только для СМП? Если аукцион не имеет ограничения для участников, то действует это освобождение для СМП или нужно вносить денежные средства или банковскую гарантию?

Оценка ответа: 0

Ответить Сазонова Юлия Эксперт 380
Ответ написан 29.08.2019 в 16:18

Этот пункт статьи распространяется на все электронные аукционы по 44 фз или только на те, которые только для СМП? Если аукцион не имеет ограничения для участников, то действует это освобождение для СМП или нужно вносить денежные средства или банковскую гарантию?

Согласно части 8.1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Читайте также:  Соглашение о расторжении контракта по 44 ФЗ - образец

Пункт 1 части 1 статьи 30 44-ФЗ определяет закупки путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Следовательно, от предоставления обеспечения СМП освобождаются только при проведении закупок среди СМП и СОНО при соблюдении условия части 8.1 статьи 96 44-ФЗ (а именно подтверждение добросовестности исполнения контрактов), в остальных случаях СМП предоставляют обеспечение контрактов на общих условиях.

Обеспечение муниципального контракта

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО “Акса” Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Муниципальный контракт

Государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – № 44-ФЗ). Этот закон регламентирует действия участника (юридическое или физическое лицо) и государственного (муниципального) заказчика.

Разумеется, каждый поставщик (подрядчик, исполнитель) продукции, работ или услуг стремится выиграть закупке и получить долгожданный контракт. Работать в сфере госзаказа по-настоящему выгодно и престижно, несмотря на множество ограничений, которые накладывает 44-ФЗ.

Одним из таких ограничения является обязанность заказчика потребовать у победителя закупки предоставить обеспечение исполнения контракта. Даже если на этапе успешного обеспечения заявки были внесены собственные средства, был получен тендерный заем или кредит, то обеспечить контракт будет сложнее и этот процесс займет больше времени. Закон 44-ФЗ дает поставщику абсолютное право выбора, каким способом обеспечить контракт. Также закон подразумевает, что это могут быть как внесение депозита денежных средств, так и банковская гарантия. Но для начинающей компании процесс обеспечения может превратиться в настоящую головную боль.

На первый взгляд, очевидно, что внесение депозита денежных средств для обеспечения контракта – удобно и выгодно. Поставщик переводит от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта на счет заказчика. Но в классическом случае сотрудничества эта сумма (зачастую внушительная) возвращается обратно на счет поставщика лишь после окончания срока исполнения контракта, а это может занять не один год.

Средства выводятся из оборота, замораживаются на счете заказчика и недоступны для закупки необходимых материалов, обеспечения других заявок и выплаты заработной платы сотрудникам. Конечно, крупные компании с большой выручкой переживают это безболезненно, а вот у среднего и малого бизнеса не всегда найдутся свободные суммы для обеспечения контракта.

Чтобы деньги работали, и компания всегда могла использовать их по назначению, положениями 44-ФЗ предусмотрена возможность получения банковской гарантии для обеспечения контракта.

Банковская гарантия представляет собой особый вид документа, который банк выдает юридическому или физическому лицу. Этот документ подтверждает, что банк (гарант) выплатит указанную сумму компенсации государственному или муниципальному заказчику, с которым заключается контракт (бенефициару), если поставщик (принципал) продукции (услуг, работ) не выполнит условия по контракту.

Давайте разберемся в том, что именно должно быть прописано в этом документе и в каких случаях банковская гарантия соответствует требованиям 44-ФЗ, или, если выражаться на сленге специалистов, «белой».

Во-первых, в банковской гарантии должна быть указана сумма обеспечения, предельный срок действия гарантии (он равен сроку действия контракта плюс не менее одного календарного месяца), обязательства гаранта и принципала (например, при каких обстоятельствах гарантом выплачивается неустойка и какие обязательства принципала покрывает эта гарантия). Кроме того, банковская гарантия может содержать указание на условие о бесспорном списании денежных средств со счетов гаранта (если данное условие было указано заказчиком в документации о закупке).

Банковская гарантия должна содержать список документов, которые заказчик предоставляет банку в случае невыполнения условий контракта поставщиком и условия поступления денежных средств на счет. Обязательным считается условие, что гарантия будет именно безотзывной.

Одновременно стоит отметить, что сведения о выданной банковской гарантии обязательно должны содержаться в реестре банковских гарантий. При этом в случае нарушения данного условия заказчик может признать предоставленную банковскую гарантию не соответствующей требованиям № 44-ФЗ.

Одним из самых важных преимуществ банковской гарантии является ее надежность. Она равномерно распределяет риски между гарантом, бенефициаром и принципалом, тем самым обеспечивая безопасность и удобство отношений между партнерами по бизнесу.

Чтобы этот важный документ был в руках поставщика, необходимо серьезно заняться вопросом подачи заявки в банк. Банковскую гарантию можно сравнить с обычным потребительским кредитом в принципе ее получения. Комиссия за выдачу банковской гарантии выплачивается единовременно и составляет от 2 до 10% от всей суммы обеспечения.

Банк будет досконально проверять всю финансовую деятельность за последний год, оценивая компанию на устойчивость. Именно этот параметр является отправной точкой в принятии решения. Если банк удовлетворяет финансовая отчетность клиента, то он дает согласие на выдачу банковской гарантии.

Далее компанию ждет стандартная процедура предоставления документов и получение скана гарантии для отправки на электронную торговую площадку (в случае заключения контракта в электронной форме). Оригинал банковской гарантии может быть получен в банке или доставлен в офис поставщика.

А что делать, если компания не уверена в получении банковской гарантии, так как имеет слабый бухгалтерский баланс? Здесь паниковать не стоит, ведь существуют банки, которые идут навстречу таким компаниям, предоставляя бланк гарантии под более высокий процент комиссии.

Многие компании по незнанию сразу подают заявки в крупные банки и сходу получают отказ. Найти лояльный банк самостоятельно непросто, тем более, что у многих банков эта услуга не является приоритетной.

При самостоятельной подаче заявки в банк возможна и другая проблема: так как заявка на банковскую гарантию будет рассматриваться в общем режиме наряду с остальными, первичное рассмотрение документов может затянуться на несколько дней, затем нужно будет посещать офис банка для переговоров, заполнения документов и их согласования.

Как видите, ситуация с обычным потребительским кредитом повторяется. Вероятность получения отказа в этом случае довольно велика, но самое печальное — это потеря времени, ведь заказчик не будет ждать выдачи банковской гарантии. При этом участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, потеряет внесенное обеспечение заявки, а сведения об участнике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик же сможет свободно предложить заключение контракта участнику, занявшему второе место на торгах. Конечно, при обращении к проверенному брокеру, который осведомлен об особенностях банков, можно быть спокойным: подходящий банк всегда найдется. Однако популярность такой услуги как предоставление банковской гарантии, вызвала появление на рынке большого числа недобросовестных брокеров.

Бывают ситуации, когда ввиду нехватки времени и опыта компания-поставщик обращается в первый попавшийся банк самостоятельно или через брокера и получает положительный ответ. С радостью он подает остальные документы, оплачивает комиссию и становится владельцем банковской гарантии, которую незамедлительно предоставляет заказчику.

Но случается неожиданное: гарантия признается нелегитимной, так как выдана банком, который не имеет права оформлять подобные документы.

Такая банковская гарантия в обиходе специалистов по госзаказу носит название «серой». Попытаться призвать к ответственности за ее выдачу можно только брокера, написав на него заявление в полицию.

А на будущее важно запомнить, что законной может считаться только та банковская гарантия, которая была выдана банком, входящим в особый список Минфина РФ, и внесена в реестр банковских гарантий.

Оптимальным выходом из этой ситуации является получение банковских гарантий непосредственно через электронную торговую площадку посредством соответствующих финансовых сервисов.

Финансовый сервис – это электронная система обмена информацией, в которой работают сотрудники банка и сами клиенты, обратившиеся за получением банковской гарантии. При этом избегается посредничество. Благодаря интеграции с сервисом у банков пропадает необходимость разработки и установки сложных программных продуктов. Передача данных в такой системе имеет максимально защищенный формат, так как все действия заверяются электронной подписью. Таким образом, получение обеспечения через финансовый сервис сводит к нулю риск получения поддельных документов и другие возможные негативные последствия.

Другой, несомненно, положительный момент состоит в том, что при использовании такого финансового сервиса, банки направляют клиенту свои предложения, предоставляя тем самым возможность выбора наиболее выгодного варианта.

Таким образом, использование финансовых сервисов на ЭТП сокращает время получения финансового обеспечения (как обеспечения заявки, так и банковской гарантии). Например, получение банковской гарантии и тендерного займа с использованием сервиса OTC-finance занимает всего около 3 часов банковского дня, что значительно повышает шансы участника закупки на своевременно заключить контракта и подать заявку на участие в закупке.

В этой статье мы рассмотрели различия между двумя способами обеспечения исполнения контакта. Большинство аргументов выступают за оформление банковской гарантии как наиболее простого и выгодного способа обеспечения исполнения контракта. Быстрый срок выдачи документа и сравнительно небольшой размер комиссии банку делают этот финансовый инструмент настоящим спасением для малого и среднего бизнеса, который не располагает большим объемом свободных средств.

Подводя итоги, следует обратить внимание, что в судебной практике по данному вопросу есть примеры признания действительной выдачи банковской гарантии с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ) (Постановление ФАС Московского округа по делу N А40-63658/11-25-407 (банковская гарантия была подчинена Унифицированным правилам Международной торговой палаты для платежных гарантий в публикации N 458 Международной торговой палаты)).

Банковская гарантия также может быть выдана и с использованием усиленной электронной подписи (ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Возможность выдачи гарантий, подписанных электронной подписью, предусматривается и в Унифицированных Правилах для Гарантий по Требованию (в публикации ICC N 758).

Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что даже несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечет за собой ее недействительность, поскольку заинтересованные лица вправе приводить письменные и другие доказательства, подтверждающие сделку и ее условия (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Государственный контракт
Заключение контракта
Срок контракта
Цена контракта
Электронный контракт

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Для чего используется обеспечение исполнения госконтракта. Момент внесения обеспечения

В конкурсной документации, как правило, устанавливается требование к поставщику обеспечить исполнение контракта (ст. 96 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Обеспечение исполнения контракта вносится победителем конкурса до заключения контракта.

Обеспечение не предоставлено или не соответствует конкурсной требованиям закона? Это основание для признания контракта ничтожным (п. 26 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, далее — Обзор).

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ служит следующим целям:

  1. Подтверждает и гарантирует добросовестные намерения поставщика. Если поставщик победил в конкурсе, но не внес обеспечительный платеж / не предоставил гарантию в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения контракта. В результате нарушитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. При нарушении поставщиком обязательств, вытекающих из контракта, обеспечение компенсирует заказчику убытки.

Обратите внимание! Обеспечение исполнения контракта следует отличать от обеспечения заявки по 44-ФЗ (ст. 44), которое является обязательным для всех участников и вносится для участия в конкурсе (аукционе), а также от обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 33).

Когда обеспечение контракта обязательно

По общему правилу ст. 96 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях должен включить в конкурсную документацию правило, что поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем из этого правила есть исключения. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 96 закона № 44-ФЗ, заказчик имеет право требовать обеспечения по собственному усмотрению, но не обязан этого делать. К ним относятся следующие виды закупок:

  • У единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  • Запрос котировок, когда побеждает участник, предложивший минимальную цену (пар. 3, 3.1 главы 3 закона № 44-ФЗ). При этом способе закупок максимальная сумма контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Некоторые случаи запроса предложений (пп. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83; пп. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 83.1 закона № 44-ФЗ).

Кроме того, случаи, когда заказчик сам выбирает, требовать ли обеспечения контракта, устанавливаются Правительством РФ. Такие случаи были, например, установлены на 2015 год постановлением от 06.03.2015 № 199, на 2016 год — постановлением от 11.03.2016 № 182. На 2019 год Правительство РФ постановлений такого содержания не приняло.

Обратите внимание! Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации освобождаются от обеспечения, если предоставят информацию из реестра контрактов об исполнении хотя бы трех из них надлежащим образом. Также освобождены от внесения обеспечения казенные учреждения.

Виды обеспечения

Обеспечение контракта по ст. 96 44-ФЗ возможно в двух видах или формах:

  • перечисление обеспечительной денежной суммы на спецсчет для обеспечения госконтрактов по 44- ФЗ;
  • банковская гарантия, предоставленная банком (ст. 45 закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание! Поставщик сам определяет исходя из собственных возможностей и предпочтений, какой из двух способов ОИК целесообразно применить. Процедура получения банковской гарантии сложна, однако выручает поставщика, который не располагает свободной денежной суммой в необходимом размере.

На практике у поставщиков часто возникает вопрос, можно ли использовать сразу два способа. Согласно позиции Минэкономразвития РФ, высказанной в письме от 19.09.2014 № Д28и-1893, внесение обеспечения одновременно в виде денежной суммы и банковской гарантии не допускается, поскольку такая возможность прямо не предусмотрена законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем заказчик вправе заменить уже примененный им способ другим при уменьшении ОИК на сумму уже исполненных обязательств (см. раздел ниже).

Банковская гарантия

Выступать способом обеспечения по 44-ФЗ могут обеспечительный платеж или гарантия, но только банковская гарантия, а не любая независимая гарантия. Гарантия представляет собой обязательство банка выплатить госзаказчику по просьбе поставщика определенную денежную сумму при нарушении поставщиком обязательств.

Банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ:

  • быть выданной банком, включенным в перечень из постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440;
  • быть безотзывной;
  • ее содержание должно соответствовать п. 2 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
  • поставщик должен представить определенный перечень документов банку.

Обязательным требованием для банковской гарантии является указание срока ее действия. Госзаказчик не участвует в определении срока — его самостоятельно устанавливает поставщик. Единственное ограничение заключается в том, что срок гарантии должен превышать срок исполнения обеспечиваемых обязательств как минимум на один месяц (п. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ).

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта (п. 25 Обзора).

Размер обеспечения исполнения контракта

В п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ предусмотрена сложная система расчета суммы обеспечения в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Представим ее в виде таблицы.

Быстро рассчитать размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ можно, воспользовавшись специальным калькулятором: Калькулятор.

Увеличение размера обеспечения

При стандартной ситуации размер обеспечения, изначально указанный в конкурсной документации, изменяться не может. Однако из этого правила есть исключение. Ст. 37 закона № 44-ФЗ предусмотрено увеличение размера в 1,5 раза в случае, когда:

  • начальная цена контракта составляет более 15 млн руб.;
  • участник закупки, с которым заключается контракт, предлагает цену на 25% и более ниже начальной цены.

Такое увеличение размера обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ – антидемпинговая мера.

Когда возвращаются средства, внесенные в счет обеспечения. Уменьшение обеспечения исполнения контракта

По общему правилу, предусмотренному ст. 96 закона № 44-ФЗ, после полного и надлежащего исполнения обязательств ОИК должно быть полностью возвращено поставщику. Условие о сроке возврата в контракте является обязательным (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Заказчик по своему усмотрению определяет данный срок, однако он ограничен 30 днями с даты полного исполнения заказчиком обязательств, а в случае закупок у малых предпринимателей и некоммерческих организаций социального назначения — 15 днями.

Если конкурс признан несостоявшимся вследствие действия непреодолимой силы или вынесения судебного акта, препятствующего заключению контракта, внесенное ОИК подлежит возврату в течение 5 рабочих дней.

Когда контракт исполняется этапами, при частичном исполнении внесенное ОИК должно быть возвращено пропорционально исполненным обязательствам (пп. 7.1–7.3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). В этот момент госзаказчик может поменять способ обеспечения, например предоставить банковскую гарантию вместо денежной суммы.

Для уменьшения обеспечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • частичное исполнение должно быть надлежащим, должны отсутствовать претензии и требования об уплате штрафов, неустоек и т. п.;
  • поставщик должен направить госзаказчику всю необходимую информацию об исполнении соответствующего этапа работы;
  • госзаказчик должен принять исполненное по акту.

Обратите внимание! Уменьшение суммы обеспечения при частичном исполнении допустимо, только если возможность исполнения обязательства по частям предусмотрена договором (п. 27 Обзора).

Удержание обеспечения

Если поставщик исполняет свои обязательства надлежащим образом, обеспечение возвращается. Что же происходит с ним при нарушении сроков и качества исполнения?

Неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта является основанием для его расторжения в одностороннем порядке. В этом случае госзаказчик вправе удержать ранее внесенное денежное обеспечение либо получить компенсацию по банковской гарантии.

На практике часто возникает вопрос: что происходит с обеспечительным платежом в случае просрочки исполнения контракта? В судебной практике наиболее распространена позиция, согласно которой обеспечительный платеж может быть удержан в таком случае заказчиком только в размере неустойки за просрочку исполнения. В противном случае возникает неосновательное обогащение госзаказчика (п. 29 Обзора).

Итак, обеспечение исполнения контракта обязательно по общему правилу и может быть выражено денежным перечислением на счет заказчика либо предоставлением банковской гарантии. После полного и надлежащего исполнения контракта ОИК подлежит возврату. В противном случае заказчик вправе удержать его и компенсировать таким образом свои убытки.

Финансовые новости

Изменения в 44-ФЗ. Обеспечение исполнения контракта после 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года изменяется подход к применению обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Начиная с этой даты, заказчики не вправе устанавливать сроки действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. Такое право в соответствии с ч.3 ст. 96 закона 44-ФЗ предоставляется участникам закупки. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены гарантией, не менее чем на один месяц (в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 закона).

Во все контракты, предусматривающие обеспечение исполнения, в соответствии с ч. 30 ст. 34 закона 44-ФЗ должно быть включено обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. При этом следует учитывать, что размер такого обеспечения может быть уменьшен, а за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства, начисляется пеня в размере, определенном в размере 1/300 ключевой ставки.

С 1 июля 2019 года в соответствии с ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта в закупках, проводимых среди СМП и СОНО рассчитывается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта как в обычных случаях. При этом размер обеспечения не может составлять менее чем размер аванса по контракту, если аванс предусмотрен.

Победители закупок среди СМП и СОНО могут вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта, даже при наличии антидемпинговых мер. Такое возможно, если до заключения контракта взамен обеспечения его исполнения они предоставят информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение такими участниками (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).

С 1 июля 2019 года также изменяются сроки возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В соответствии с ч. 27 ст. 34 закона 44-ФЗ срок возврата денежных средств не должен превышать 30 дней, а в случае закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) – 15 дней с даты исполнения обязательств по контракту. При этом срок возврата придется устанавливать также в отношении случаев уменьшения размера обеспечения контракта по причине частичного исполнения обязательств.

Банковские гарантии, кредиты, факторинг и страхование

для поставщиков госзаказа

Быстро, выгодно, минимум документов

С 1 июля 2019 года поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению (ч. 7.1 ст. 96 закона 44-ФЗ) в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и 7.3 этой же статьи.

Будьте всегда в курсе событий – подпишитесь на рассылку новостей от Кредитно-страхового агентства в социальной сети «ВКонтакте». Еще больше актуальных и интересных новостей из мира госзакупок.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

По всей России звонок бесплатный !

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Понравилась информация – поделись с друзьями!

Ссылка на основную публикацию