Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Что такое обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ

Илья Севостьянов, Специалист проекта “Fintender: Финансы и сервисы” расскажет, что такое обеспечение исполнения контракта для тендеров по 44 ФЗ, и зачем оно нужно.

Всем привет! Сегодняшняя тема: обеспечение исполнения контракта. Что это такое и зачем оно нужно?

Обеспечение исполнения контракта – это обеспечительный платеж либо банковская гарантия, которая служит для заказчика своего рода страховкой от недобросовестного выполнения поставщиком своих обязательств в процессе исполнения контракта или договора.

В каких закупках обеспечение исполнения контракта будет обязательным? Если говорить о более популярных видах закупок в рамках 44 Федерального закона, то обеспечение исполнения контрактов требуется всегда при проведении конкурсов и аукционов. При проведении запроса котировок и запроса предложений это требование остается на усмотрение заказчика. Закон также определяет случаи, когда заказчик вправе требовать обеспечение исполнения контракта при закупке у единственного поставщика.

Размер обеспечения исполнения контракта? По 44 Федеральному закону размер обеспечения исполнения контракта зависит от ряда факторов и ограничений, но в подавляющем большинстве случаев его размер будет в диапазоне от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта. Точный размер обеспечения исполнения контракта конкретной закупки всегда можно посмотреть в тендерной документации.

Форма обеспечения исполнения контракта. Вариант первый – внесите собственные или заемные денежные средства на счет заказчика, тем самым заморозив их на все срок исполнения контракта. Вариант второй – предоставить в адрес заказчика банковскую гарантию. Банк поручается за вас и выступает для заказчика гарантом того, что вы исполните контракт добросовестно. Плюс этого варианта в том, что замораживать денежные средства не нужно. Подробнее о банковской гарантии смотрите в описании под видео.

На каком этапе понадобится внести обеспечение исполнения контракта? Если говорить о 44 Федеральном законе, то предоставить обеспечение исполнения контракта вам потребуется непосредственно перед его заключением, после того, как вы победили в тендере.

Как мы уже говорили, в большинстве случаев не требовать с вас обеспечения заказчик не может, его обязывает закон. Если обеспечение контракта не будет предоставлено, то вас признают уклонившимся от заключения контракта. Соответственно вы теряете сам контракт, внесенное ранее обеспечение заявки, плюс попадаете в реестр недобросовестных поставщиков. Подробнее о реестре недобросовестных поставщиков смотрите ниже, ссылка в описании.

Когда и в какие сроки возвращается обеспечение исполнения контракта? Внесенные денежные средства возвращаются после исполнения обязательств по контракту, при условии отсутствия претензия со стороны заказчика. А вот когда конкретно оно будет возвращено – это решает сам заказчик. В любом случае все условия возврата должны быть указаны в проекте контракта, который всегда доступен в составе тендерной документации, и который вы читали, перед тем как подавать заявку на участие. Если проект контракта не содержит порядка возврата обеспечения исполнения контракта, то можно обжаловать документацию о закупке в ФАС до окончания срока подачи заявок с использование сервиса ПРОФИ.

Когда обеспечение исполнения контракта не возвращается? Полностью потерять обеспечение, внесенное деньгами поставщик может, если у заказчика есть претензии к исполнению контракта и в денежном выражении размер обеспечения эти претензии покрывает. При этом сам контракт не разрывается, поставщик не попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Второй вариант – заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке и оставляет обеспечение себе. В этом случае поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Если в качестве обеспечения исполнения контракта поставщик предоставлял банковскую гарантию, то требуемую сумму заказчику уплачивает банк, а затем взыскивает ее с поставщика.

Теперь мы с вами знаем, что такое обеспечение исполнения контракта, и мы надеемся, что это поможет вам в вашей дальнейшей работе. Заходите на наш сайт, подписывайтесь на наш канал, все ссылки в описании. А я с вами прощаюсь, до новых закупок. Пока!

Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменения в 44‑ФЗ

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов. Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы.

Обеспечительные инструменты контрактной системы

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии.

Что изменилось с 1 июля 2019 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2019 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе. Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту. Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября. На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря. Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ. При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика. Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Комментарий эксперта: участники, внимательно анализируйте положения документации и проекта контракта. Изучайте, есть ли требование о личном внесении обеспечения исполнения контракта. Если все же денежное обеспечение будет предоставлять третье лицо, будьте готовы защищать свою позицию, в том числе в судебном порядке.

Надо участнику писать заявление на возврат обеспечения или заказчик обязан сам в положенные сроки вернуть обеспечение?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Срок возврата денежного обеспечения исполнения контракта указан в контракте (это требование ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не зависит от обращения/необращения с письменным запросом о возврате денежных средств. Бывает, что заказчики просят поставщиков обратиться за возвратом денежного обеспечения в письменной форме, например, для уточнения реквизитов для перечисления денежных средств».

Как работает обеспечение гарантийных обязательств по контракту?

Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте. Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц. Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

  • установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Установлены также общие требования, сроки и правила в отношении БГ по гарантийным обязательствам. Подробности — в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (в ред. ПП РФ от 18.07.2019 № 920).

Требование к обеспечению гарантийных обязательств на товары, работы, услуги — это обязанность или право заказчика?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Все зависит от объекта закупки. В общем случае (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) «Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку устанавливаются заказчиком при необходимости». Т.е. это право заказчика.

Однако «в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку … объему предоставления гарантий …» В этом случае требование обеспечения гарантийных обязательств — это обязанность заказчика.

При закупке новых машин и оборудования отдельно должны быть установлены требования к гарантиям производителя. Эти гарантии передаются заказчику вместе с товаром».

Подробнее о том, как ОГО работает на практике, чем отличается от ОИС смотрите в фрагменте из интервью «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ», комментирует Светлана Китаева:

Что такое обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, в каком порядке и в каком размере оно вносится?

Большинство контрактов в рамках 44-ФЗ подписывается на условиях внесения обеспечения исполнения контрактов. Данный инструмент служит надежным способом защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Помимо обеспечения исполнения контракта, в рамках 44-ФЗ практикуется обеспечение заявок на участие в закупках или обеспечение гарантийных обязательств.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Сущность и правовое регулирование обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. Они предоставляются заказчику со стороны победителя закупочных мероприятий. Базовым целевым предназначением обеспечения исполнения госконтракта выступает покрытие неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком взятых на себя обязательств по госконтракту.

Читайте также:  Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО по 44-ФЗ

При успешной реализации контракта процесс внесения и возврата обеспечения будет предполагать прохождение следующего алгоритма:

  1. Определяется победитель закупки.
  2. Победителем вносится обеспечение исполнения контракта.
  3. Подписывается контракт.
  4. Исполняется контракт.
  5. Обеспечение госконтракта возвращается поставщику.

На основании положений ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчик в своем извещении о закупке, закупочной документации, проекте контракта и приглашении поучаствовать в закупке в закрытой форме должен установить требование обеспечения исполнения контракта. Исключениями являются случаи, которые перечислены в ч. 2 данной статьи. Заказчик вправе по своему усмотрению требовать от поставщика внесения обеспечения исполнения госконтракта при подписании его по результатам закупки в форме:

  1. Запроса предложений, в том числе в электронной форме.
  2. Запроса котировок, в том числе в электронном виде.
  3. Закупки у единственного поставщика.

Исходя из формулировок в 44-ФЗ, в перечисленных формах закупок заказчик может приводить требование об обеспечении, но вправе подписать контракт без него.

В ч. 8 ст. 96 44-ФЗ дополнительно указаны случаи, когда обеспечение исполнения контракта не требуется. Положения статьи не распространяются при подписании контракта с казенным учреждением, закупках услуг по оформлению кредита, заключении контракта на выдачу банковской гарантии.

Размер обеспечения

Величина обеспечения исполнения контракта может составлять от 5 до 30% от НМЦК. Такая цена должны быть указана в извещении об осуществлении закупочной деятельности. Указанный диапазон суммы обеспечения устанавливается при цене контракта до 50 млн р.

Если цена контракта свыше 50 млн р., то размер обеспечения устанавливается, как 10-30% НМЦК. Конкретное значение заказчик определяет по своему усмотрению.

При этом ему следует учитывать, что при наличии авансирования по контракту величина обеспечения приравнивается к авансу, даже если аванс превышает 30% от НМЦК.

Случаи увеличения

При внесении обеспечения исполнения контракта участники могут столкнуться с применением к ним антидемпинговых мероприятий. В таком случае им предстоит внести обеспечения контракта в повышенном размере.

Приведем пример. НМЦК по закупке в форме конкурса составила 1 млн р. В ходе закупки наилучшее предложение сделал участник с ценой 600 тыс. р. Данная цена меньше НМЦК на 40%, следовательно, на победителя распространяются антидемпинговые меры. Заказчик установил требование об обеспечении контракта в размере 20% от НМЦК. Это значит, что победитель должен будет обеспечить контракт на сумму 300 тыс. р. (1000000 * 20% * 1,5).

На практике встречаются ситуации, что сумма повышенного обеспечение превышает цену контракта.

Случаи уменьшения

В ряде случаев у участников есть возможность внесения обеспечения контракта в уменьшенном размере. Так, при внесении обеспечения в рамках антидемпинговых мероприятий при цене контракта до 15 млн р. участник вправе не вносить обеспечение в повышенном размере, если ему удастся доказать свою добросовестность. Для этого заказчику необходимо подтвердить факт успешного исполнения как минимум трех аналогичных контрактов за последние три года и предоставить выписку из реестра контрактов. При документальном подтверждении своей добросовестности поставщик может внести обеспечение в стандартном размере.

На основании новой части 8.1 в статье 96 44-ФЗ, которая вступила в силу с июля 2019 года, представители СМП и СОНКО могут быть освобождены от внесения обеспечения. Для этого они должны предоставить сведения о подписанных трех контрактах за последние три года. Такие контракты должны быть успешно реализованы и не предполагать применение неустоек к заказчику в виде штрафов и пени. Сумма цен контрактов не может быть менее НМЦК, прописанной в извещении о закупке.

Способы внесения

В рамках контрактной системы поставщики могут выбрать один из следующих способов внесения обеспечения исполнения контракта:

Заказчик не вправе указывать поставщикам на предпочтительную форму обеспечения: ее поставщики определяют самостоятельно.

На основании ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, которая выдана в одном из банков, соответствующий требования ст. 45 44-ФЗ. Денежные средства вносятся заказчиком на спецсчет. Здесь важно учитывать, что обеспечение вправе внести только сам поставщик, третье лицо сделать это за него не вправе.

Комбинированный способ путем внесения одной части обеспечения в виде банковской гарантии, а другой части – в денежной форме может быть актуален, если банк одобрил гарантию на меньшую сумму, чем это требует заказчик. Но воспользоваться комбинированной формой обеспечения поставщик не может, так как данный способ в 44-ФЗ не указан, а значит, запрещен.

Денежная форма

Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.

Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.

Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.

В виде банковской гарантии

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.

Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.

В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.

Чем можно заменить

В ч. 7 ст. 96 44-ФЗ прописано право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта. То есть заказчик может заменить ранее предоставленное им обеспечение в виде денежных средств на банковскую гарантию и наоборот.

Для того чтобы использовать данное право, в реализуемом контракте должны быть указаны отдельные этапы его реализации. По результатам исполнения поставщиком отдельного этапа контракта и стоимости исполненных им обязательств заказчик должен включить сведения об этом в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ. Это второе условие, при котором допустимо изменить обеспечение и уменьшить его размер.

Как уменьшить размер

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта допускается в исключительных ситуациях только по результатам успешной реализации части или определенного этапа контракта.

Необходимость уменьшения размера обеспечения особенно актуальна для капиталоемких отраслей вроде строительства, в которых подрядчики часто испытывают дефицит оборотных средств. Например, в рамках строительного контракта выполнено 50% работ, подрядчик может вернуть 50% от стоимости обеспечения или вернуть 100% после внесения банковской гарантии.

Порядок действий при уменьшении обеспечения исполнения контракта будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик размещает в реестре контрактов сведения об исполнении поставщиком обязательств по контракту, а также величину исполненных обязательств.
  2. Поставщик передает заказчику заявление с просьбой уменьшить величину обеспечения исполнения контракта. Это актуально, только если обеспечение было внесено в денежном формате.
  3. Заказчиком уменьшается величина обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости исполненных обязательств и перечисляется часть суммы по правилам, указанным в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях, то сроки для возврата обеспечения составляют 30 дней. При проведении закупки среди СМП и СОНКО данные сроки сокращены до 15 дней.

Стоит отдельно отметить, что по требованиям законодательства в некоторых случаях установлен запрет на уменьшение суммы обеспечения. По решению Правительства в рамках закупок, связанных с повышением обороноспособности, повышением безопасности государства и защиты здоровья, интересов и прав граждан, это недопустимо.

Возврат обеспечения контракта

Возврат обеспечения по контракту предполагается только при внесении его в денежном формате. Если поставщик выбрал форму гарантии, то она не возвращается, а прекращает свое действие автоматически через месяц после исполнения контракта.

Например, обеспечение возвращается в течение 10 рабочих дней после подписания акта приема-передачи выполненных работ по форме КС-2 или товарной накладной по форме Торг-12.

Хотя сроки возврата стороны определяют самостоятельно, но они не должны превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств или 15 дней – при исполнении контракта поставщиками из числа СМП и СОНКО.

Таким образом, сроки возврата обеспечения исполнения контракта четко определены законом. Если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то участник может пожаловаться на него в ФАС. На основании ст. 107 44-ФЗ заказчик несет за свои действия административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Образец письма о возврате

Обычно дополнительное письмо о возврате обеспечения готовить не нужно. Но если участник исполнил обязательства по контракту, а деньги ему так и не вернули, то он может направить в адрес заказчика требование.

В некоторых случаях заказчики устанавливают требование о возврате обеспечения на основании письма, в котором уточняются реквизиты участника, хотя 44-ФЗ не содержит указание на такое условие, как и на требования к форме и содержанию письма о возврате обеспечения.

В письме поставщик указывает наименование заказчика и участника, сумму обеспечения, сроки его возврата и пр.

Когда заказчик вправе удержать обеспечение

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта полностью или частично. В 44-ФЗ не указаны случаи, когда заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта. Но сегодня сложилась такая практика, согласно которой, обеспечение удерживается в полном размере в случае, если победитель не приступил к исполнению договора или не завершил выполнение контракта в оговоренные сроки без уведомления заказчика.

Денежные средства в виде обеспечения перечисляются в соответствующий бюджет: федеральный, региональный и муниципальный. Если в качестве обеспечения участник предоставил банковскую гарантию, то заказчик обращается в банк с требованием о выплате обеспечения исполнения контракта из-за наступления гарантийного случая. Но в дальнейшем указанная сумма взыскивается с поставщика.

После этого сведения об участнике, с которым расторгается контракт, передаются в реестр недобросовестных поставщиков (на основании ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Частичное удержание обеспечения практикуется, если поставщик не успел выполнить все обязательства по контракту в оговоренные сроки, либо если заказчик признал не соответствующей требованиям закупки часть товаров, услуг или работ. Еще одно основание для частичного удержания обеспечения – уменьшение его на сумму неустоек.

Заказчик также вправе взыскать штрафные санкции из суммы обеспечения и вернуть участнику размер обеспечения, уменьшенный на размер неустойки. В качестве неустоек могут выступать пени за просрочку обязательств или штрафы за недобросовестное исполнение договора. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором или прописана в дополнительном соглашении. Соглашение об уменьшении обеспечения на неустойку можно подписать в любой момент.

Что делать, если заказчик не вернул деньги в срок

В случае если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то первоначально поставщику следует обратиться с претензией к самому заказчику. В его адрес направляется письмо с требованием перечислить обеспечение, с указанием банковских реквизитов для возврата обеспечения, его суммы. В претензии стоит подчеркнуть намерения поставщика обратиться в суд для возврата обеспечения при отказе заказчика исполнить требование добровольно.

Таким образом, обеспечение исполнения контракта служит защитой заказчика от недобросовестных поставщиков. Заказчик может истребовать обеспечение при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту поставщиком. Заказчик обязан установить требование об обеспечении при проведении закупки в форме конкурса или аукциона, в остальных случаях – это право. Обеспечение предоставляется в виде банковской гарантии или денежных средств. При несвоевременном предоставлении обеспечения участник признается уклонившимся от подписания контракта, а сведения о нем передаются в реестр недобросовестных поставщиков. Величина обеспечения должна быть привязана к НМЦК и составляет от 5 до 30% НМЦК или сумму в размере аванса.


Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Ст. 96 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 – 11, 13 – 15, 17, 20 – 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46, 47 – 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 – 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

2.1. Не действует с 1 января 2017 г.

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьёй 95 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учётом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учётом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьёй 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счёт, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определённых Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учётом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, не применяются в случае:

  • 1) заключения контракта с участником закупки, который является казённым учреждением;
  • 2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  • 3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учётом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключённых заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учёта правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке трёх контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

9. В случае, предусмотренном частью 9 статьи 54 настоящего Федерального закона, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признаётся несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

10. Особенности предусмотренного настоящей статьёй обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту. Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта. Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для государственных контрактов предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов малого предпринимательства, требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться. Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии, которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа. Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Читайте также:  Объединение в один лот оказания услуг по добровольному и обязательному страхованию транспортных средств (по договорам

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: существующие способы обеспечения, размеры, сроки возврата + образец письма на возврат обеспечения

Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.

При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта

Как уже отмечалось в государственных закупках законодательно предусмотрено только два способа обеспечения выполнения контракта: внесение денежных средств на счет заказчика и банковская гарантия. Если госзаказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то участник, с которым заключается договор вправе самостоятельно выбрать один из этих двух способов. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь далее.

В первую очередь, как более простой способ, рассмотрим внесение денежных средств на счет заказчика. При таком способе участник, с которым заключается контракт, при подписании договора со своей стороны осуществляет перечисление денежных средств на счет госзаказчика, реквизиты которого заказчик обязан указать в документации о закупке. Никаких дополнительных действий от заказчика ждать не стоит, все действия участник должен осуществить самостоятельно, поскольку подразумевается, что участник полностью ознакомился с контрактным законодательством и непосредственно с документацией о закупке.

После того, как денежные средства отправлены, будет весьма не лишним, заранее, у заказчика уточнить информацию на предмет поступления данных денежных средств на его счет. Если прошло уже больше привычного количества времени, стоит тогда связаться с банком и уточнить статус платежа. Все это необходимо по той причине, что на момент подписания договора госзаказчиком, деньги уже должны поступить на его счет. Если же этого не произошло, то тогда госзаказчик не может подписать договор, и обязан отправить сведения о поставщике в антимонопольную службу для включения в РНП.

Такая практика, когда участник может пострадать по вине банковской системы весьма распространена именно в стадии гарантии исполнения контракта, независимо от способа обеспечения. Поэтому участнику необходимо полностью держать контроль над всеми процессами, не полагаться на банк и все свои действия координировать с заказчиком, который, как правило, не меньше вашего заинтересован в заключении договора и его скорейшем исполнении.

Дополнительно стоит помнить, что при подписании контракта со своей стороны необходимо приложить копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет госзаказчика. Если произошла ошибка в размере обеспечения, и было переведено меньше требуемой суммы, то следует сделать еще один перевод на образовавшуюся разницу и приложить оба платежных поручения.

Во вторую очередь рассмотрим банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения договора. Банковская гарантия является документом, которая удостоверяет право заказчика на получение возмещения ущерба, неустоек, возврата аванса от банка, а не от стороны договора. Такой способ удобен участнику закупки тем, что для гарантии выполнения контракта не требуются собственные средства, которые могут быть изъяты из оборота компании на достаточно длительный период времени. Чем-то данный механизм напоминает механизмы страхования. Но, несмотря на такой значительный плюс, есть у него и несколько существенных недостатков.

Во-первых, за получение банковской гарантии придется заплатить. Конечно, сумма по сравнению с обеспечением исполнения договора будет значительно меньше, но эти деньги не вернутся к вам со временем, и вы их потеряете. Не стоит забывать также, что банк в случае выплаты по банковской гарантии имеет право на регрессное требование к участнику закупки. Соответственно, если возникает неисполнение или ненадлежащее выполнение контракта, участник закупки должен быть готов, что банковская гарантия, избавляя его от требований заказчика, не избавляет от выплаты вообще. Такая выплата, скорее всего в конечном итоге будет взыскана банком.

При этом оформление банковской гарантии — процесс непростой и в разных банках он оформляется по-разному, где то быстрее, где то не очень. Учитывая, что сроки предоставления обеспечения исполнения договора жестко регламентированы, и их нарушение повлечёт серьезные последствия для участника, стоит сбором документов и предварительным оформлением банковской гарантии заняться как можно раньше. Также законодательство устанавливает множество требований к содержанию банковской гарантии, а так же к порядку ее оформления. Исполнение данных требований обязанность банка, однако, из-за нарушения этих условий пострадает в первую очередь участник закупки, которого признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП. Поэтому стоит тщательно проверить банковскую гарантию самостоятельно и проект банковской гарантии стоит согласовать с заказчиком до момента ее изготовления. Все это убережет вас от неблагоприятных последствий.

Отдельно стоит оговориться о случаях, когда все вышеуказанное не применяется. Такие условия частью 8 статьи 96 закона о закупках и их всего три. Исключение сделано для абсолютно всех казенных учреждений, которые выступают на стороне участника закупки. Так же, если приобретаются услуги кредитования, участник тоже не обязан исполнять вышеуказанные требования. Ну и последнее исключение сделано для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которые предоставляют услуги по выдаче банковской гарантии. Во всех выше обозначенных случаях заказчик не может требовать от участника исполнения требований закона в части предоставлений гарантий и денежных средств.

Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?

Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.

Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.

Размер обеспечения исполнения контракта

Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.

Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.

Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.

Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта

О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.

Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.

Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.

Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать здесь.

Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.

Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.

Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.

Ссылка на основную публикацию