Обеспечение качественного исполнения контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по 44 ФЗ

ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Минстроем России был осуществлен «переворот» в регламентированных закупках строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ)

отменены нормативы и сметные цены строительных ресурсов

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Россия – это страна, в которой всегда самые интересные вещи происходят «задним числом», в том числе фундаментальные изменения законодательства, регламентирующие правила какой-либо деятельности. Только в нашей стране сегодня одни правила игры, а вчера (задним числом)- уже другие правила.

Не успели лекторы и учебные центры даже заработать «трудовые» мозоли на своих языках, рассказывая о «грандиозных изменениях» в законодательство РФ о контрактной системе, вступающих в силу с 01.07.2019 г. и подготовленных Минфином России, как…произошло следующее:

– в безумной гонке федеральных министерств, направленной на реализацию национальных проектов путём бесконечного реформирования действующего законодательства, по мнению автора, вперёд с безусловным отрывом вырвался Минстрой России.

Добиться этого Минстрою России помог Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Пусть читателя не смущает название этого закона. На регламентированные закупки строительных работ данный закон оказывает не меньшее, а, наверное, даже большее влияние, чем уже известный читателю Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

По инициативе Минстроя России в действующем законодательстве с 27 июня 2019 года действуют следующие новеллы:

НОВОВВЕДЕНИЕ № 1:

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров, если иное не предусмотрено указанными контрактами (договорами), заключаемыми в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по:

1) строительству объектов капитального строительства;

2) реконструкции объектов капитального строительства;

3) капительному ремонту объектов капитального строительства;

4) сносу объектов капитального строительства;

5) сохранению объектов культурного наследия.

Указано об этом в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ:

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамка 44-ФЗ и на ряд заказчиков по 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена специальной нормой, которая ПРЯМО запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

КОНТРАКТНАЯ СМЕТА

Вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – контрактная смета).

…составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Данная контрактная смета составляется заказчиком с 27.06.2019 г. при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Возникает вопрос: а на основании чего же составляется такая контрактная смета с 27.06.2019 г.?

Ответ: согласно новой редакции части 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на основании методики составления сметы контракта, которую должен утвердить Минстрой России.

Естественно, данной методики нет и неизвестно, когда она вообще появится, что фактически делает всех заказчиков по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, нарушителями действующего законодательства.

У такого заказчика по 44-ФЗ, которому не повезло начать закупку на осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального после 27.06.2019 г. фактически два варианта:

ВАРИАНТ 1: составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы на свой страх и риск.

ВАРИАНТ 2: ждать появления методики составления сметы контракта от Минстроя России и срывать сроки строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какие-либо исключения из данного правила, когда оплата строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. может осуществляться на основании сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации?

Да, применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов могут, если это предусмотрено договором или контрактом:

1) заказчики по 223-ФЗ при строительстве (реконструкции);

2) заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:

При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

НОВОВВЕДЕНИЕ № 3:

Установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

Об этом прямо указано в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, действующей с 27.06.2019 г.:

… Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия

При этом статья 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена с 27.06.2019 г. частью 9.2 следующего содержания:

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть, в переводе на русский язык: сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с 27.06.2019 г. должна осуществляться не на основании проектно-сметной документации, а на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком на основании ценового предложения подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должен утвердить Минстрой России.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиком с 27.06.2019 г. учитывать при определении сметной стоимости положения статьи 8.3 ГрК РФ.

Напоминаю читателям, что согласно части 3 указанной статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427.

В переводе на русский язык: в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия обязательно требуется наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

У читателя возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ – см. следующее нововведение.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 4:

Согласно новой редакции части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

В переводе на русский язык: с 27.06.2019 г. заказчик в рамках 44-ФЗ принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

Если ещё проще: Минстроем России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов придумана интересная схема, когда ни заказчик, ни подрядчик при освоении этих средств в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По мнению автора, это существенно затрудняет контрольно-счётным органам, органам государственного (муниципального) финансового контроля, органам прокуратуры и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причинённого в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Естественно, как понятно любому профессионалу, это сделает существующую систему закупок работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ ещё более коррумпированной, чем она есть сейчас.

Реформу Минстроя России в этой части можно охарактеризовать фразой: когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали.

Помимо перечисленных изменений правил осуществления регламентированных закупок строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ) рассматриваемым Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены и другие существенные изменения в действующее законодательство, среди которых особый интерес представляет изменения порядка корректировки проектной документации и проведения её экспертизы, в том числе институт экспертного сопровождения проектов.

Однако, количество данных поправок и казенно-бюрократический язык, который используется их разработчиками, вынуждает автора для устранения возникшего когнитивного диссонанса и усвоения данных поправок для последующего ознакомления коллег прибегнуть к допингу и причинению вреда таким внутренним органам автора, как печень и поджелудочная железа.

Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

Обеспечение качественного исполнения контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Был заключен контракт на проведение подрядных работ по капитальному ремонту объекта, финансируется за счет средств краевого бюджета по программе. Муниципальный контракт заключен до 01.07.2019, срок контракта – 2 мес., срок выполнения работ истек, но контракт продолжает исполняться с начислением неустойки. На сегодняшний день просрочка подрядчика по выполнению всего объема работ по контракту составляет 8 месяцев. При каждом платеже заказчик вычитает сумму неустойки за просрочку выполнения работ. Объем работ уже увеличен дополнительным соглашением по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Можно ли в рамках этого контракта заключить дополнительное соглашение, в котором будет сделан взаимозачет работ, не требующих выполнения (например, стяжка пола), но присутствующих в проектной документации, на работы, требующие увеличения объема (например, проектом предусмотрена одна дверь, а требуется установить 8 штук), и не начислять пени подрядчику за невыполнение работ, не предусмотренных проектной документацией?
Существует ли возможность продления срока контракта?

Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) не предусмотрена возможность произвольного изменения по соглашению сторон условий контракта, в том числе с целью освобождения подрядчика от уплаты неустойки. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Одним из таких случаев, позволяющих изменить по соглашению сторон в ходе исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, объем и (или) виды выполняемых работ, а также с учетом положений бюджетного законодательства РФ не более чем на 10% цены контракта, является изменение контракта на основании пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, как следует из формулировки п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможность такого изменения допускается, только если она была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика контрактом; возможность изменения условий действующих контрактов, заключенных с единственным подрядчиком, путем внесения такого условия не предусмотрена. Соответственно, замена видов работ, предусмотренных контрактом, на основании пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть произведена только в ходе исполнения контрактов, заключенных по итогам процедур определения подрядчика, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года. Что к рассматриваемой ситуации не относится.
Иные случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при которых принципиально допустима одновременная замена объема и видов работ, предусмотренных муниципальным контрактом, касаются контрактов, заключенных на срок более года (п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что также не относится к рассматриваемому случаю.
Таким образом, в приведенной ситуации стороны не вправе заключить соглашение о замене видов работ, предусмотренных контрактом. На данный момент не ясным остается вопрос о возможности изменения объема работ, предусмотренных контрактом, заключенным до 1 июля 2019 года, в пределах 10% на основании пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. В отсутствие разъяснений и правоприменительной практики однозначно оценить правомерность такого изменения мы не можем*(1).
Однако, если считать возможным в данном случае изменение контракта на основании пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2019 года), заказчик вправе исключить из контракта одни виды работ и увеличить объем по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы*(2).
Тем не менее, полагаем, в приведенной ситуации стороны не лишены возможности продлить на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом, если такое изменение происходит по вине подрядчика, изменение срока допускается только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта. Напомним, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, в указанном случае по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Очевидно, что до внесения соответствующих изменений в контракт заказчик обязан начислять неустойку за просрочку выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Отметим, что подрядчик может быть освобожден от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Так, например, суды приходят к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ и, соответственно, отсутствии оснований для взыскания неустойки, если ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, произошло по причине наличия ошибок в проектной документации (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 04.10.2018 N 17АП-12616/18, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-7459/19, постановление Тринадцатого ААС от 24.08.217 N 13АП-12092/17).
Более того, если неисполнение работ, предусмотренных контрактом, стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, заказчик не вправе начислять неустойку ввиду отсутствия вины подрядчика, а подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (п. 2 ст. 718 ГК РФ, смотрите также постановление АС Дальневосточного округа от 26.06.2019 N Ф03-2314/19 по делу N А73-13356/2018, постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 N Ф08-1054/19 по делу N А53-11186/2018). Поэтому, если в приведенной ситуации отсутствует вина подрядчика в просрочке либо невыполнении работ, предусмотренных контрактом, предъявление требований об уплате неустойки неправомерно. Однако окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
Напомним, что в случае невозможности приобретения дополнительного объема работ в рамках упомянутого в вопросе контракта заказчик вправе осуществить новую закупку недостающего объема работ, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.

Читайте также:  Приказ об утверждении плана закупки по Закону N 223-ФЗ - образец

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите по данному вопросу материал:
– Вопрос: Муниципальное казенное учреждение работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В 2018 г. был подписан контракт на строительство детского сада. В настоящее время возникла необходимость увеличить цену контракта на 10% в связи с дополнительными объемами работ (условие указано в контракте). Имеет ли право учреждение в соответствии с пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в дальнейшем увеличить цену контракта до 30%? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.).
*(2) По данному вопросу смотрите, например, Энциклопедию решений. Изменение объемов и (или) содержания работ по контракту по Закону N 44-ФЗ с твердой ценой за весь объем работ.

ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM

Мониторинг ключевых показателей Контрактной системы Российской Федерации заставляет говорить о том, что система закупок излишне зарегулирована и регламентирована. Понимание проблемы привело к тому, что с 1 июля 2019 года вступили в силу значительные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), упрощающие процесс закупок. В статье мы затронем изменения 44-ФЗ, которые касаются строительной сферы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Одним из главных нововведений 44-ФЗ в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия стало изменение в процедуре электронного аукциона: срок подачи заявок сократился до 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена договора до 2 млрд рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 2 млрд рублей. Для остальных закупок сроки подачи заявок сокращаются до 7 календарных дней, если начальная максимальная) цена договора до 300 млн рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 300 млн рублей.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

• Техническое задание теперь должно быть частью проектной документации и размещено в Единой информационной системе (ЕИС) www.zakupki.gov.ru;
• Первая часть заявки теперь представлена в виде согласия поставщика;
• В первой части заявки заказчик обязан указать «конкретные» показатели;
• Рассмотрение первых частей заявки должно осуществляться заказчиком не более 3 рабочих дней;
• Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При
этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации
проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе;
• Срок рассмотрения вторых частей заявки составляет 3 рабочих дня после публикации протокола аукциона;

• Сметы, дефектные ведомости, перечни материалов и оборудования должны быть указаны со словами: «или эквивалент и характеристиками»;
• Заказчик может отклонить поставщика за «конкретные показатели», «химический состав» и прочее.

Это очень нужные и важные изменения в 44-ФЗ, но есть одно очень спорное изменение. Так, с 1 июля 2019 если заказчик включает проектную документацию в состав документации о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, то электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. Теперь заказчик для уменьшения конкуренции может поставить срок окончания подачи заявок в 00 часов и 00 минут, и аукцион состоится в 4 часа утра.

Рассмотрим статистику размещений извещений электронного аукциона в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) (данные приводятся с 01.07.2019 по 12.07.2019).

По состоянию на 12.07.2019 в ЕИС было опубликовано 2 051 извещение на проведение электронных аукционов, из них 1 249 электронных аукционов на строительство. Корректная дата проведения электронного аукциона была указана в 1 189 процедурах, а некорректная фигурировала в 60 случаях, что составляет 4,8 % от общего количества размещенных извещений.

По данным федерального казначейства в течение трех недель с момента вступления в силу изменений заказчики освоили нововведения: документация о проведении электронного аукциона размещается без нарушений действующего законодательства. Предоставление поставщику возможности согласиться с требованиями заказчика — решение, на наш взгляд, спорное, т. к. эти изменения приведут на рынок компании без опыта работы, что может привести к срыву, а в лучшем случае — к затягиванию строительного процесса.

Отдельного внимания заслуживает государственная поддержка субъектов малого предпринимательства (далее СМП): с 12 мая 2019 года вступила в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ; теперь срок оплаты заказчиком исполненного по контракту (срок оплаты заказчиком исполненных по контракту обязательств) должен быть не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Оплата для СМП или социально ориентированной некоммерческой организации должна происходить в течение 15 рабочих дней с даты
подписания документа о приемке.

Еще одно нововведение: при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года СМП и СОНКО в соответствии с частью 8.1. 96 статьи 44-ФЗ с 1 июля 2019 года освобождаются от обеспечения исполнения контракта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С 01.07.2019

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 и части 1 статьи 96 № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного в соответствии с частью 7 статьи 96 № 44-ФЗ.

При исполнении контракта документ о приемке поставленных ТРУ оформляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения/

Срок обеспечения гарантийных обязательств составляет: гарантийный срок + 1 месяц.

С одной стороны, эта мера призвана защитить заказчиков, а с другой — дополнительное бремя на поставщиков, что, в конечном счете, отразится на начальной (максимальной) цене контракта и может привести к оттоку поставщиков на торгах и, как следствие, к снижению конкуренции.

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА

Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия:

1. Если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию:
• контракт заключен на срок не менее одного года, а его цена равна предельному размеру цены, установленному Правительством РФ или превышает предельный размер;
• имеется обоснование производимого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
• изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. В указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Читайте также:  Заказчик потребовал соответствия каждого лица в составе консорциума условиям документации

2. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначальный, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика или по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Приведем пример: у заказчика был заключен контракт с поставщиком на 1 год на строительство детского сада, но в силу прошедшего торнадо поставщик не смог его достроить.

Стороны должны будут согласовать новый срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, если обеспечение исполнения контракта вносилось деньгами.

Это очень важное изменение, позволяющее заказчику избежать ситуаций, когда из-за неучтенных работ заказчик должен был проводить дополнительную конкурентную процедуру.

Представим себе ремонт помещения в больнице, где рабочие вскрыли полы и поняли, что надо их полностью менять. В силу того, что сумма увеличившегося объема работ выросла более чем на 10 %, заказчик вынужден был проводить конкурентную процедуру и у него могла сложиться такая ситуация, когда на одном объекте часть работ делает одна компания, а часть — другая.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКУПАТЬ РАБОТЫ «БЕЗ ОБЪЕМА»

С 1 июля 2019 года у заказчика появилась возможность осуществлять закупку работ «без объема» или рамочный договор. Рамочное соглашение — это договор, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы закупок, цены, сроки и т. д.).

Рамочное соглашение не должно нарушать антимонопольное законодательство, а лицо, его заключающее, должно иметь соответствующие полномочия. Рамочный договор заключается в соответствии со статьей 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК).

К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе, в случае незаключения сторонами отдельных договоров, применяются общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

При использовании рамочного договора заказчик обосновывает единичные расценки, начальную (максимальную) цену контракта. В результате конкурентной процедуры максимальная цена контракта остается неизменной, понижаются только единичные расценки, все они снижаются на единый коэффициент снижения.

Несомненно, рамочный договор — это большой плюс для заказчика в части осуществления своих непосредственных обязанностей.

Самой частой ошибкой при использовании рамочного договора является то, что заказчик не ведет накопительную ведомость, вследствие чего может наступить следующая ситуация: «подписанный акт приемки без действующего госконтракта — не основание для оплаты».

Давайте рассмотрим Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 г. по делу № А04–8753/2017.

Стороны заключили контракт, установив предельную цену, по достижении которой он считается расторгнутым. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 432 ГК Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ существенными условиями договора является: цена, срок договора или предмет. И очень часто при закупке «без объема» у заказчика остается неизрасходованный лимит, а срок договора заканчивается. Так было и в данном случае: лимит был исчерпан, исполнитель продолжил оказывать услуги, а заказчик их принимал, но не оплачивал.

Заказчик и поставщик в досудебном порядке не могли урегулировать свои финансовые разногласия, т. к. для оплаты требовался действующий договор, а в данном случае договор был не действителен в виду окончания срока действия.

Суды решили, что услуги оказаны за рамками договора и исполнитель знал об этом. Заказчик платить не должен, иначе нарушит законодательство о закупках.

Для того чтобы застраховать себя от риска неуплаты по государственному контракту, рекомендуем поставщикам вести «накопительную» ведомость, и, прежде чем увеличить объем обязательств, убедиться, что новое соглашение соответствует Закону 44-ФЗ.

Изменения, которые произошли в строительной сфере в 44-ФЗ, затрагивают только проведение процедур, они не учитывают затраты. Однако затраты — это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения. Таким образом, затраты — это ключевой элемент, показывающий результативность и эффективность деятельности региона за определенный период.

Управление затратами позволяет регионам оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА — IPM

В целях контроля исполнения договоров и лимитов предельной цены по ним часто используется бухгалтерский метод учета фактически выполненных работ, что приводит к возникновению ситуации с превышенными лимитами, описанными выше. Недостаток бухгалтерского учета состоит в том, что зачастую имеется значительная временная задержка между фиксацией факта исполнения работ на строительной площадке и приемкой этих работ заказчиком для последующей оплаты. За это время на объекте, как правило, продолжаются работы в соответствии с планом-графиком, и момент превышения лимита по договору можно упустить.

Один из способов контроля в подобных случаях — внедрение и использование цифровых технологий по управлению проектами капитального строительства, которые объединяют всех участников проекта и всю цепочку поставок в едином цифровом пространстве на единой цифровой платформе. Современные IT-системы для управления объектами капитального строительства позволяют не только осуществлять приемку работ в целях учета исполнения обязательств по договорам в момент их возникновения, но и связать данные календарно-сетевого графика объекта, договора любого уровня кооперации, платежи и информацию о физических объемах поставок и работ на строительной площадке, что обеспечивает возможность своевременно фиксировать объемы работ и материалов, проводить план-фактный анализ и контролировать ход выполнения договорных обязательств.

Потенциал интеграции с системами банковского сопровождения контрактов и электронными закупками обеспечивают дополнительный контроль над исходящими платежами и лимитами расходования денежных средств, а также за ценовой политикой расходов в рамках объекта капитального строительства. Использование цифровых технологий по формированию единого каталога МТР в привязке к техническим условиям, производимой продукции, еще на этапе формирования проектной документации и использование каталога как единого в IT-решении по управлению капитальным строительством, в том числе, при формировании спецификации и потребности в закупке, договоре, закрывающих документах дополнительно повышает прозрачность всего процесса.

Цифровые технологии IPM базируются на четырех основных потоках данных, охватывающих весь жизненный цикл инвестиций в капитальное строительство:
• Данные о плановых показателях — как должно быть. Сбор данных начинается на самом раннем этапе жизненного цикла строительно-
го проекта.
• Данные о конкурентной закупке по освоению планового бюджета — открытая система для выбора поставщиков и подрядчиков в цифровой конкурентной среде. Сбор данных идет на электронной торговой площадке.
• Данные о фактических физических объемах — результате работы подрядчиков. Сбор данных приемка работ происходит непосредственно на строительной площадке с помощью цифровых инструментов строительно-инженерного контроля.
• Данные о платежах за выполненные работы. Сбор данных автоматизирован за счет интеграции с сервисом банковского сопровождения.

Подводя итоги, стоит отметить, что несмотря на изменения в 44-ФЗ в части строительства —возможность изменения условия договора, закупки работы «без объема» — начинает складываться практика нарушений, которая заключается в неумышленном превышении объемов закупаемой продукции. Для решения проблемы необходим постоянный контроль в виде накопительной ведомости, которую ведет заказчик и поставщик самостоятельно или используя IPM. Накопительная ведомость позволит заказчикам получить дополнительный механизм для контроля за строительством и, как следствие, — экономию бюджетных средств. ■

Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция

Закупки по капитальному ремонту по 44 ФЗ и 615-ПП: в чем разница

Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

  1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
  2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
  3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
  4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
  5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

Выбираем способ определения поставщика закупки ремонта по 44 ФЗ

Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.

Тендеры на строительство и ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.

Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.

Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:

  • капремонта объектов культурного наследия;
  • капремонта на особо опасных, технически сложных объектах или искусственных дорожных сооружениях с НМЦК для федеральных нужд более 150 млн руб., для муниципальных нужд — более 50 млн руб.

3. Запрос котировок.

ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.

4. Запрос предложений.

Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).

5. Закупка у единственного поставщика.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.

Описываем объект закупки

При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

  • строительных конструкций;
  • систем инженерно-технического обеспечения;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, требования к гарантии, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

Обосновываем НМЦК

Обоснование стоимости работ по капремонту проводится проектно-сметным методом (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметным расчетом;
  • заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости;
  • заключение экспертизы проектной документации.

При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

Устанавливаем требования к участникам

К участникам предъявляются следующие требования:

  1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  2. Выписка из реестра членов СРО. Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
  3. Лицензия. Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
  4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
  • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
  • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).
Читайте также:  Уведомление о наличии судебного акта, препятствующего подписанию контракта

Составляем проект контракта

Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание, график работ.

Унифицированные образцы могут разрабатываться головными организациями заказчиков. В библиотеке типовых контрактов образцов на капремонт в настоящее время нет.

Принимаем работы

Приемку проводит комиссия заказчика в соответствии с графиком. При наличии недостатков они фиксируются в акте. Приемка проводится только при выполнении всех заданий и устранении недостатков и дефектов.

  • акт приемки элемента (системы) здания;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
  • паспорта и сертификаты на применяемые материалы и оборудование.

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

  • 44-ФЗ — общие правила госзакупок,
  • Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,
  • Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

  • если конкурс не состоялся,
  • если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Электронный аукцион
Открытый конкурсЕсли ОКПД 2 не входит в аукционный перечень, заказчик может объявить открытый конкурс, но на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные)
Конкурс с ограниченным участиемКонкурс с предквалификацией заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты и ремонт дорог стоимостью больше 50 млн. руб. или 150 млн. руб.
Запрос предложений
Запрос котировокЕсли НМЦ не превышает 500 000 рублей
У единственного поставщикаЕсли НМЦ до 100 000 руб. или до 500 000 руб.

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Капитальный ремонт без проектной документации

В процессе подготовки документации для проведения аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания как обычно изучаю сложившуюся практику. Точнее практику, которая только начинает складываться, ведь прошло всего чуть больше месяца с момента вступления в силу масштабных изменений нашего любимого Закона № 44-ФЗ.

Итак, напомню о чем идет речь. Дело в том, что с 01.07.2019г. в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Однако, подготовка проектной документации — дело дорогостоящее и занимает довольно много времени. И вот сегодня мне попалось любопытное решение Санкт-Петербургского УФАС.

Суть его в том, что если закупка осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то в качестве проекта может выступать смета!

Вот цитаты из данного решения:

В силу ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.


Согласно ч.12.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.


Из вышеуказанных положений Градостроительного Кодекса РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

Однако следует помнить, что аукцион в данном случае следует проводить по тем же правилам, как если бы документация содержала полноценный проект.

Ссылка на основную публикацию