Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей по

Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей по

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 4745
Ответ написан 08.07.2019 в 19:33

16. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

Значит если НМЦК до 20 млн надо ставить размер обеспечения?

Ведь убрали 1 млн? В данном случае нужно руководствоваться 44 фз а не ПП РФ 439?

Оценка ответа: 0

Добавить сообщение или Задать свой вопрос

«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок

Конструктор документов по 44-ФЗ

Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации

Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов

Конструктор контрактов по 44-ФЗ

Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ

Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН

Главные новости госзакупок: последние изменения в 44 фз и 223 фз

На подготовке очередные изменения 44-ФЗ

В этот раз не настолько глобальные, как изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019г. №449-ФЗ, но направленные на развитие российского рынка радиоэлектронной продукции.В размещенном проекте планируется в часть 1 статьи 93 Федерального зако.

Случаи, когда можно установить дополнительные требования по Постановлению №99 расширен за счет работ по техническому обслуживанию медицинской техники

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1922 изменено Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Приложение № 1 было дополнено одним основанием для применения дополнительных требований к участникам закупок. Та.

Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г.

Постановлением Правительства РФ №1746 установлен запрет на закупку иностранных запоминающих устройств

26.12.2019г. на официальном сайте размещено постановление Правительства РФ № 1746 (далее – Постановление). Постановление принято в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой.

Утратил силу запрет на закупку иностранной мебели

В соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ Правительством был установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.В соответствии с ч.1 Постановления Прави.

Утратило силу ограничение на закупку стентов для коронарных артерий и катетеров

14.12.2019г. утратило силу Постановление Правительства РФ от 04.12.2017г. №1469 “Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числ.

Вступили в силу типовые контракты на закупку автомобилей, бумаги, осветительного, холодильного, вентиляционного и прочего оборудования

С целью приведения в соответствие с действующим законодательством текста типовых контрактов, утвержденных приказом Минпромторга России от 12 марта 2018 г. № 716 (далее – Приказ № 716) на основании приказа Минпромторга России от 23 марта 2019 г. № 998.

Минфин России скорректировал порядок формирования идентификационного кода закупки

С целью приведения Порядка формирования идентификационного кода закупок (далее – Порядок) утвержденного приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н в соответствие с порядком планирования, который начнет действовать с 2020 года Минфином России .

ФАС России считает возможным ограничится локальным сметным расчетом при закупке работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства

Недавно мы обращали внимание читателей на возможность составления исключительно локального сметного расчета при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом прочие разделы проектной документации не обязательны. .

Правительством РФ утверждены типовые формы заявок для электронных процедур и требования к типовой документации в рамках законодательства о контрактной системе

Во исполнение части 5 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее – Закон №44-ФЗ) Правительство Российской Федер.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ в 2019 году: до 1 млн. руб. и более

С 1 июля 2018 года начали действовать значимые поправки в 44-ФЗ. Они затронули и особенности предоставления обеспечения заявок на участие в закупочных процедурах. Дополнительно Правительство России издало постановление № 439 от 12 апреля 2018 г., в котором также приводятся требования к обеспечению. Организаторы закупки и поставщики должны строго соблюдать обновленные правила, а для этого их необходимо тщательно изучить.

Основные изменения в законе

Пункт 1 статьи 44 44-ФЗ гласит, что заказчик обязан устанавливать в закупочной документации требование о передаче обеспечения предложения участника, когда НМЦК договора превосходит 5000000 рублей. Однако постановление Правительства № 439 вносит коррективы в это правило и определяет НМЦК на отметке в 1 миллион рублей.

Чтобы не нарушить закон заказчики должны требовать от потенциальных поставщиков передачи обеспечения предложения при всех закупках с НМКЦ выше 1000000 рублей. Такое требование обязательно указывается в закупочной документации. Прописывается размер обеспечения, а также правила его передачи заказчику.

Требование о передаче обеспечения согласно пункту 6 статьи 44 44-ФЗ распространяется в одинаковой степени на всех участников закупки. Не выплачивать его имеют право лишь казенные учреждения.

Что делать, если НМЦК не доходит до 1 миллиона рублей

Напрямую в 44-ФЗ не прописан запрет на требование обеспечения предложения, если НМЦК контракта не доходит до 1 000 000 рублей. Однако, некоторые специалисты исходя из норм закона и постановления Правительства №439, предполагают, что в такой ситуации обеспечение устанавливаться не должно.

Антимонопольная служба также не может прийти к единому выводу о законности установления обеспечения при НМЦК меньше 1 миллиона рублей. Количество решений, вынесенных за и против такого требования примерно одинаково. По мнению большинства аналитиков, трактовать новые требования закона стоит все же, как запрет требовать обеспечения при небольших закупках.

Размер обеспечения

Требованиями пункта 16 статьи 44 44-ФЗ установлены максимальные и минимальные объемы обеспечения, которые имеет право устанавливать заказчик. Возможны следующие варианты:

  • Когда НМЦК лежит в интервале от 5 000 000 до 20 000 000 рублей обеспечение можно устанавливать от 0,5 до 1% от стартовой цены договора.
  • Если НМЦК превосходит 20 000 000 рублей, то обеспечение устанавливается между 0,5 и 5%.
  • Когда процедура проводится среди фирм, отвечающих требованиям статей 28 и 29 44-ФЗ, обеспечение не может превышать 2% при НМЦК более 20 миллионов рублей.
Читайте также:  Размещение заказчиком в ЕИС проекта контракта с указанием причин отказа учесть замечания победителя электронного аукциона

Однако в законе не указано, каким должен быть размер обеспечения при НМЦК от 1 до 5 миллионов. По этому поводу Министерство Финансов России дало разъяснение в своем письме № 24-02-05/34911 от 23.05.2018 г. Специалисты ведомства рекомендуют устанавливать обеспечение в интервале от 0,5 до 1 % от НМЦК.

Порядок передачи обеспечения

Корректировки, внесенные в 44-ФЗ, затронули и порядок передачи участниками обеспечения заявок. Компания имеет право выбора: вносить его деньгами или в форме банковской гарантии. Если он выбирает первый вариант, тои нужная сумма перечисляется не на счет ЭТП, как это было раньше, а на специальный расчетный счет, открытый им в любом рекомендованном банке.

Правительство России составило список финансовых компаний, в которых разрешено открывать специальные счета для внесения обеспечения заявок. Банки обязаны будут заключить договор с ЭТП, в котором будут прописаны правила передачи между организациями информации со средствами участников.

После подачи потенциальным поставщиком заявки на участие в процедуре сумма, идентичная размеру обеспечения, будет блокироваться на специальном счету. По окончании процедуры блокировка прекращается. Банки также будут наделены полномочиями перечислять средства в бюджет страны в случаях, предусмотренных законодательством.

Новые правила расчета и предоставления обеспечения привносят трудности в работу и поставщиков и заказчиков. Поэтому перед проведением процедур нужно внимательно изучить все особенности обновленных требований.

Новый размер обеспечения заявок с 01.07.2018

Размер обеспечения заявки с 01.07.2018 (постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 439)

С 01.07.2018 г. меняются правила установления размеров обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах. С этой даты вступят в силу изменения в 44 статью Закона № 44-ФЗ, согласно которым установлены новые правила определения размера обеспечения заявок. Также с этой даты вступит в силу Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 г. № 439 (далее — 439 постановление), которым установлены требования к такому обеспечению.

Новые правила определения размера обеспечения заявок

Согласно редакции 44-й статьи закона № 44-ФЗ, которая начнет действовать с 01.07.2018 заказчик обязан установить размер обеспечения заявок, если НМЦК превысит 5 млн. руб. Иное правило может определить Правительство, что оно и сделало в 439-м постановлении. Все эти правила заказчикам нужно учесть уже сейчас при планировании закупок, размещаться которые будут начиная с 01.07.2018 г.

В 439 постановлении определено, что размер обеспечения заявок должен устанавливаться, когда НМЦК конкурса или аукциона превысит 1 млн. рублей.

Обеспечение заявок при НМЦК не более 1 млн. руб.

Может возникнуть вопрос, что делать, если НМЦК конкурса или аукциона не превышает 1 млн. рублей. Исходя из буквального толкования 44-го закона и 439-го постановления, в этом случае размер обеспечения заявок с 01.07.2018 не устанавливается. Такого права заказчику не предоставлено.

Вместе с тем, у Минфина другое мнение по этому поводу.

Практика антимонопольных органов

Стала появляться практика антимонопольных органов, которая пока неоднозначна. Так, в УФАС Санкт-Петербурга с разницей в два дня вынесено два противоположных решения по поводу законности установления обеспечения заявок в закупках до 1 млн. руб.

Размер обеспечения заявок с 01.07.2018 г.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание, касается размеров обеспечения заявок. Этот размер определен в законе. Согласно ч. 16 44 статьи Закона № 44-ФЗ в редакции, которая действует с 01.07.2018 г., размер должен составлять:

от 0,5 до 1 % НМЦК, если НМЦК составляет от 5 млн. до 20 млн. руб.;

от 0,5 до 5 %, если НМЦК составляет от 20 млн. руб.

Может возникнуть вопрос: в каком размере устанавливать размер обеспечения заявки, если НМЦК составляет от 1 млн. до 5 млн. руб.? Прямого ответа на этот вопрос закон не содержит. Возможно в этой части в него будут внесены изменения. Минфин рекомендует устанавливать его в размере, предусмотренном для закупок с НМЦК до 20 млн. руб. (см. письмо выше, скачать его можно здесь ).

Если же таких изменений не произойдет, то такое решение заказчикам придется принимать на свой страх и риск. Полагаем, что в таком случае, при наличии в 439-м постановлении прямой обязанности установить требование обеспечения заявок размер обеспечения заказчик вправе определить самостоятельно.

УФАС посчитал нарушением обеспечение в размере 2 % в закупке до 5 млн.

Свердловское УФАС одним из первых применило позицию Минфина об установлении обеспечения в закупках до 5 млн. по «аналогии права».

Изменение размера обеспечения заявок и другие изменения закона с 01.07.2019 г.

В закупках с НМЦК до 20 млн. руб. с 01.07.2019 г. размер обеспечения заявок должен составлять от 0,5 до 1 %. Такие изменения внесены законом об упрощении закупок № 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Об этих и других изменениях читайте в специальной статье на нашем сайте , а также смотрите следующее видео.

Кофе-пауза: сможете пройти тест на трезвость?

Ответы можно оставлять ниже в комментариях.

Минфин России: Размер обеспечения заявки в конкурентных закупках с НМЦК до 1 миллиона рублей

Ранее в письме от 02.10.2018г. №24-06-08/70718 Минфин России указал на право заказчиков устанавливать требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов в тех случаях, когда размер начальной (максимальной) цены контракта меньше 1 (одного) миллиона рублей,считая, что законодательство о контрактной системе не содержит прямого запрета на подобные действия. Вместе с тем, в письме отсутствовало указание на размер обеспечения заявки в таких случаях.

В новом письме от 30 октября 2018 г. N 24-01-07/77857 Минфин России подтвердил указанную позицию и пояснил относительно размера обеспечения заявки с НМЦК контракта до 1 (одного) миллиона рублей.

По мнению Минфина России, в случае установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн рублей необходимо руководствоваться порядком определения размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн рублей до 20 млн рублей.

Таким образом, размер обеспечения заявки в рассматриваемых случаях устанавливается от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта.

Письмо Минфина России от 30.10.2018 № 24-01-07/77857

«Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей; об установлении размера пени в документации о закупке»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» (далее — Постановление N 439), вступившим в силу с 1 июля 2018 года, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн рублей.

Читайте также:  Указание в плане-графике закупок по 44 ФЗ НМЦК энергосервисного контракта, заключенного на срок, превышающий срок,

При этом положения Закона о контрактной системе и Постановления N 439 не содержат ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 6 ГК РФ установлено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

При этом необходимо отметить, что обеспечение заявки является механизмом финансовой ответственности участника закупки с целью ограничения участия в закупке недобросовестных участников, а также защиты законных интересов заказчиков по недопущению признания закупки несостоявшейся в связи с отказом победителя от заключения контракта.

Учитывая изложенное, в случае установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн рублей полагаем необходимым руководствоваться порядком определения размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн рублей до 20 млн рублей.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в рамках работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закупок Минфином России рассматривается вопрос о внесении соответствующих изменений в порядок определения размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Также отмечаем, что 31 декабря 2017 г. принят Федеральный закон N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 504-ФЗ), устанавливающий с 1 июля 2018 г. обязанность заказчиков устанавливать пеню в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (статья 34 Закона о контрактной системе).

Таким образом, с 1 июля 2018 г. заказчик обязан устанавливать в проекте контракта пеню в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что условие об определении размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежит в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе включению в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, проект контракта, изменения, внесенные Законом N 504-ФЗ, не распространяются на закупки, по которым указанные извещение, документация, проект контракта размещены в единой информационной системе до 1 июля 2018 г.

Таким образом, если извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, проект контракта размещены в единой информационной системе до 1 июля 2018 г., внесение изменений, предусматривающих замену термина «ставка рефинансирования» на термин «ключевая ставка», не требуется.

Отмечаем также, что в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, и самостоятельное значение ставки рефинансирования Банком России не устанавливается.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб. Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит. И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб.

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

Читайте также:  Применение наименований «контракт» или «договор» при осуществлении закупок

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Дата публикации: 16.01.2019

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Новые требования к обеспечению заявок

Изменения Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ затронули и правила обеспечения заявки. Чтобы заявка не была отклонена по формальным основаниям, эти новые правила нужно изучить в контексте обоих законов. Особое внимание участнику закупки стоит обратить на использование спецсчетов.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 установлено обязательное обеспечение заявки при одновременном выполнения двух условий:

  • закупка проводится посредством конкурса или аукциона;
  • НМЦК более 1 млн. рублей.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Размер обеспечения заявки указывается заказчиком в закупочной документации, и должен составлять:

  1. от 0,5% до 1% НМЦК, если её размер составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей;
  2. от 0,5% до 5% НМЦК, если её размер составляет более 20 млн. рублей.

Ограничений на размер обеспечения заявки при НМЦК от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей законодательством не предусмотрено. Минфин в письме от 23.05.2018 № 24-02-05/34911 рекомендует ограничить размер обеспечения до 1% НМЦК.

Несколько сложнее обстоит дело с Законом № 223-ФЗ. Согласно ч. 25 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ, обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в закупочной документации осуществляется участником закупки. При этом, согласно ч. 27 той же статьи, заказчик имеет право установить требование об обеспечение заявки лишь при начальной (максимальной) цене договора более 5 млн. рублей, и сам размер обеспечения при этом не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены.

Из этой нормы Закона № 223-ФЗ сделано исключение для закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, у участников таких закупок выбор способа обеспечения ограничен внесением денежных средств либо банковской гарантией.

Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора.

В-третьих, для внесения денежных средств участниками таких закупок используются только спецсчета.

Что изменилось в банковских гарантиях?

Для банковских гарантий установлены особые требования.

Из новой редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 следует, что электронная банковская гарантия теперь оформляется с обязательным использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, в банковской гарантии теперь необходимо закреплять право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств, представлять требование об уплате денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, банковскую гарантию можно получить лишь в банке, соответствующем требованиям Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. Перечень таких банков есть на сайте Минфина.

Наконец, согласно новой редакции ч. 19 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае наличия в реестрах банковских гарантий информации о банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки на участие в соответствующей закупке, денежные средства на его спецсчете не блокируются.

Спецсчета

Спецсчёт предназначен для обеспечения заявки теми участниками конкурсов и аукционов, проводимых по правилам Закона № 44-ФЗ, и закупок у МСП, проводимых по правилам ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, которые не предоставили банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки. На таком спецсчёте в качестве обеспечения блокируются средства участника закупки, и с этого счёта они перечисляются заказчику в случае невыполнения участником своих обязательств.

Каждый участник закупки самостоятельно заключает договор с банком об открытии спецсчёта. Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р утверждён перечень из восемнадцати банков, соответствующих этим требованиям, и в этот перечень входят:

  1. Сбербанк России.
  2. Банк ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский Сельскохозяйственный банк.
  5. АЛЬФА-БАНК.
  6. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК.
  7. Финансовая Корпорация Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. РОСБАНК.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Банк «РОССИЯ».
  13. БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
  14. Совкомбанк.
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК.
  16. РосЕвроБанк.
  17. ОТП Банк.
  18. ЮниКредит Банк.

Требования к договору спецсчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626. До 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, предусмотренный ст. 62 Закона № 44-ФЗ.

Порядок прекращения блокирования денег на спецсчёте при участии в госзакупке установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656. Для закупок по правилам ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ аналогичный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657. Схематично говоря, по правилам ст. 44 Закона № 44-ФЗ средства участника закупки разблокируются в течение одного рабочего дня с того момента, как этот участник выбыл из борьбы за контракт.

Ссылка на основную публикацию