Образец решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44 ФЗ

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Заказчик и подрядчик по 44-ФЗ имеют право принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе, а также Гражданским кодексом.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Какими правовыми нормами регулируется

Право на односторонний отказ заказчика от исполнения договора предусмотрено в ст. 95 44-ФЗ, где регламентирован порядок расторжения госконтракта. Согласно указанной правовой норме, выделяют три способа расторжения контракта при недобросовестных действиях как со стороны заказчика, так и поставщика:

  1. По судебному решению.
  2. По соглашению сторон.
  3. В одностороннем порядке.

Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта должно опираться на нормы гражданско-правового законодательства. В ч. 12-22 ст. 95 ФЗ-44 указано на обязательные этапы расторжения: это уведомление второй стороны и 10-дневный период для устранения недостатков.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Основания для расторжения

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке зависят от вида контракта. Так, в отношении договора подряда могут применяться положения ч. 3 ст. 708 Гражданского кодекса. Основанием для отказа в данном случае может стать просрочка при выполнении работ или иных установленных законом сроков. В ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса сказано, что если просрочка должника привела к утрате интереса кредитора в исполнении контракта, то он может отказаться от госконтракта и потребовать возмещения убытков.

Для договоров, которые предусматривают поставку товара, по ст. 523 Гражданского кодекса право на полный или частичный односторонний отказ от исполнения договора допускается, если речь идет о существенном нарушении договора. В ч. 2 указанной статьи сказано, что под существенными нарушениями понимаются:

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Указанные нарушения позволяют отказаться от исполнения контракта заказчику. Что касается поставщика, то для него такими основаниями могут стать неоднократные нарушения сроков оплаты заказчиком, если заказчик не закупает товары, работы и услуги в объемах по договору.

В случае если у заказчика были основания для отказа от договора, но он не реализовал данную возможность, ему грозит административная ответственность.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения контракта по инициативе заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик проводит экспертизу поставленного товара или оказанной услуги на предмет нарушений.
  2. Принимается решение об одностороннем отказе. Решение обязательно фиксируется в письменной форме и содержит указание на то, кто его принимал и на каких основаниях.
  3. Принятое решение подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. О принятом решении информируют подрядчика в течение 3 рабочих дней после его принятия. В качестве даты уведомления поставщика будет выступать день вручения ему уведомления (получения подтверждения его вручения), получения информации об отсутствии поставщика по указанному адресу после того, как прошли 30 дней после размещения данных в ЕИС. Уведомление об отказе от госконтракта передается по адресу, который указан в тексте договора, одним из следующих способов: телеграммой; факсом; электронной почтой; с помощью иного средства доставки, которое позволяет получить письменное свидетельство вручения документа.
  5. У заказчика есть альтернатива: расторгнуть госконтракт или отменить решение. Это допускается сделать как минимум через 10 дней после получения уведомления поставщиком. Указанные сроки даются поставщику на то, чтобы реабилитироваться: исправить недостатки по контракту и компенсировать затраты заказчику.
  6. Заказчику нужно опубликовать сведения о расторжении в ЕИС в течение рабочего дня по п. 26 ст. 95 44-ФЗ. Это правило не распространяется на контракты, которые содержат гостайну.
  7. Далее необходимо направить сведения в ФАС для включения сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Сделать это необходимо в течение 3 дней после вступления решения в силу. Передача сведений в реестр является не правом, а прямой обязанностью заказчика. В случае если не передаст эту информацию, или она окажется недостоверной, на заказчика будет наложен штраф в размере 20 тыс. р.

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении госконтракта не влияет на его права и обязанности по уже подписанным контрактам и не может служить основанием для отказа заказчиков от сотрудничества с ним. Избежать попадания в РНП поставщик может только при добросовестном исполнении своих обязанностей либо если ему удастся оспорить принятое заказчиком решение в судебном порядке. Таким образом он сможет восстановить свою деловую репутацию и продолжить участие в закупках, которые реализуются по 44-ФЗ.

После того как контракт был расторгнут, заказчик может провести закупку вновь. Заключать контракт с поставщиком, который оказался на втором месте по результатам торгов, заказчик не может.

Привлечение заказчика к ответственности допускается на основании проведенной проверки сотрудниками ФАС. Она может быть инициирована после поступившей жалобы на действия заказчика от поставщика.

Порядок оформления решения

Решение о расторжении контракта не имеет унифицированной формы и разрабатывается заказчиком по своему усмотрению.

В текст такого решения следует включить:

  1. Наименование, реквизиты и контактные данные поставщика.
  2. Место заключения документа.
  3. Дата его подготовки.
  4. Какие нарушения были допущены поставщиком, которые стали основаниями для принятого решения.
  5. Принятое заказчиком решение о расторжении с указанием реквизита госконтракта.
  6. Ответственное лицо.
  7. Дата подготовки документа.

К решению прилагается экспертное заключение, которое подтверждает факт существенных недостатков в товаре (если это применимо).

Решение обычно готовится ответственным специалистом закупочной комиссии или контрактным управляющим.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий. При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий. Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

Одностороннее расторжение контракта — почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

Читайте также:  Установление в документации о закупке требования о наличии у участников лицензии на проведение работ, которые

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар «Контракты по 44‑ФЗ: новые правила и актуальные проблемы » , чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. « Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта

Одностороннее расторжение заказчиком контракта по 44 ФЗ — это способ прекратить выполнение обязательств по договору. Это право есть как у заказчика, так и у поставщика.

Пошаговая инструкция по одностороннему расторжению госконтракта

Вот как происходит расторжение в одностороннем порядке по 44 ФЗ по шагам после всех изменений 2020 года:

  1. Выявляем основания для расторжения.
  2. Решаем расторгнуть.
  3. Уведомляем нарушителя.
  4. Проверяем, что он надлежащим образом уведомлен.
  5. Отменяем решение, если исправил недостатки.
  6. Расторгаем госконтракт.
  7. Заключаем новую сделку со вторым участником.

Разберем этапы подробно.

Шаг № 1. Выявляем основания

Такая процедура как односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (44-ФЗ) проводится, если есть основания, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ:

  • участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или о компании. Расторгайте соглашение, если во время исполнения выяснилось, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ);
  • поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке. Расторгайте госконтракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в спецификации. Такая замена согласуется с организатором закупки.
Читайте также:  Включение в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета

Заказчик вправе провести отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке (44 ФЗ), если есть такие основания, закрепленные в Гражданском кодексе и госконтракте. Это указано в ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. Существует мнение, что в госконтракте указывается конкретный перечень оснований. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016. В этом документе указывают на целесообразность, а не на обязательность таких мер.

Собрали основания для одностороннего расторжения по Гражданскому кодексу в таблицу.

Основание для расторженияНорма ГК
Поставщик не передает товарП. 1 ст. 463
Товар поставлен без документов, например без технического паспорта, и поставщик в установленный заказчиком срок не исправил этот недостатокСт. 464
Поставщик неоднократно нарушил сроки поставкиП. 2 ст. 523
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и заказчик потерял интерес к выполнению обязательств по договоруП. 3 ст. 708
Подрядчик не начал работы вовремя или проводил их настолько медленно, что не закончил их своевременноП. 2 ст. 715
Подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки работ или эти недостатки существенны и неустранимыП. 3 ст. 723

В гражданском законодательстве есть норма, которая разрешает отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет. Это закреплено в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Рекомендуем не пользоваться этими нормами без существенного нарушения условия выполнения обязательств со стороны исполнителя.

Если проводили экспертизу и привлекали сторонних экспертов или экспертные организации, то расторгайте госконтракт при условии, что экспертиза подтвердила существенный характер нарушений. Это указано в ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 2. Решаем расторгнуть

Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

  • информацию о соглашении (реквизиты, стороны, предмет);
  • дату, когда решили расторгнуть;
  • поводы не исполнять;
  • срок, когда решение вступает в силу.

Шаг № 3. Уведомляем поставщика о решении

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что надлежащим уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ считается, если сделали 3 действия:

  1. Опубликовали электронную версию решения в ЕИС. Для этого есть специальный реестр дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
  2. Отправили решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в госконтракте.
  3. Отправили решение любым из способов: телеграммой, по факсу, на электронный адрес, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

Шаг № 4. Проверяем надлежащее уведомление

Датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ считают день, когда:

  • получили подтверждение того, что исполнителю вручили уведомление;
  • получили информацию, что его нет по адресу, который прописан в реквизитах;
  • прошло 30 дней с даты размещения решения в ЕИС, если раньше не получили подтверждение или информацию об уведомлении.

В п. 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017 Верховный Суд сделал выводы, что для расторжения достаточно доказать, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление надлежащее, а госконтракт расторгнут, даже если не действовали в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. К примеру, не выложили решение в ЕИС.

Шаг № 5. Отменяем решение

Отмените решение о расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ, если за 10 дней с даты надлежащего уведомления исполнитель устранил нарушение и возместил расходы на экспертизу (если она проводилась). Не отменяйте решение, если расторжение госконтракта связано с повторным нарушением. Это указано в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 6. Расторгаем

Если решение не отменили, то оно вступает в силу после 10 дней после даты надлежащего уведомления, и контракт расторгается. Это зафиксировано в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ. Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта по 44 ФЗ:

  1. Выложите информацию о расторжении в реестр госконтрактов за пять рабочих дней с даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.
  2. Отправьте информацию об исполнителе в ФАС, чтобы внести его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) за три рабочих дней после даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 6 ст. 104 44-ФЗ.

Шаг № 7. Заключаем новый контракт со вторым участником

После расторжения заключайте новую сделку без проведения тендера. Эта сделка совершается с участником, которому присвоен второй номер. Главное, чтобы контрагента внесли в РНП. При заключении нового соглашения соблюдайте требования ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Участник, с которым заключается новый контракт, соглашается его исполнить и обеспечивает его.

Когда поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке

По 44-ФЗ процедура одностороннего отказа от исполнения контракта возможна для заказчика и поставщика. Если в контракте есть условие о праве заказчика отказаться от исполнения в одностороннем порядке, это автоматически разрешает расторгнуть контракт контрагенту. Это указано в ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Порядок расторжения контракта поставщиком аналогичен порядку, который установлен законом о контрактной системе для заказчика.

Ближайшие изменения

ФАС планирует разрешить подрядчику обжаловать расторжение контракта по инициативе заказчика (44 ФЗ) в ФАС в течение 5 рабочих дней после того, как он решил это сделать.

РЕШЕНИЕ по делу №РНП-68-37/18 о проверке одностороннего отказа от исполнения контракта

по делу №РНП-68-37/18 о проверке

одностороннего отказа от исполнения контракта

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 6 марта 2018 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,

в присутствии представителей МБДОУ «Д етский сад № 3 «Хрустальный башмачок» (далее – Заказчик) , ,

в отсутствие представителя ООО «СтройСтарт» (далее – Общество),

проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) односторонний отказ Заказчика от исполнения муниципального контракта № 217 от 05.10.2017,

В Тамбовское УФАС России поступило обращение (вх. от 19.02.2018 № 1032) от МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» о включении сведений об ООО «СтройСтарт» (392029, г. Тамбов, ул. Бастионная, д.25) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта № 217 от 05.10.2017, заключенного с ООО «СтройСтарт» (ИНН/КПП 6829090110/682901001), в связи с существенным нарушением им условий контракта.

Заказчик представил все предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» документы и сведения.

Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, 28.12.2017 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое было размещено на сайте в ЕИС и направлено Обществу.

Представитель Заказчика на рассмотрении дела № РНП-68-37/18 пояснил причины отказа от исполнения государственного контракта № 217 от 05.10.2017, заключенного с ООО «СтройСтарт», на выполнение работ по ремонту теневых навесов по цене 257 900,00 руб.

ООО «СтройСтарт» на запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 21.02.2018 № 58-2-09/710) письменных пояснений не представило, на заседание Комиссии по рассмотрению вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков представителей не направило.

Тамбовское УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения дел о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, а также Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, и статьей 104 Закона о контрактной системе.

В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта проверке подлежат действия заказчика по соблюдению порядка расторжения контракта, установленного положениями частей 8 – 26 статьи 95 Закона о контрактной системе в рамках вышеуказанных норм.

Правовые основания применения Заказчиком одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссией Тамбовского УФАС России не проверяются в силу отсутствия соответствующих полномочий у антимонопольного органа.

Тамбовское УФАС России отмечает, что вопросы исполнения контракта и его расторжения в случае разногласия сторон по контракту подлежат рассмотрению в суде.

Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта № 217 от 05.10.2017 с ООО «СтройСтарт», рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, установила следующее.

МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» 05.10.2017 по результатам электронного аукциона № 0164300016517000769 заключило муниципальный контракт № 217 с ООО «СтройСтарт» на выполнение работ по ремонту теневых навесов. Цена контракта 257 900,00 руб. Срок выполнения работ по контракту 25.11.2017. Окончательный срок, который включает в себя, в том числе, срок сдачи-приемки выполненных работ 29.12.2017 (включительно).

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

  • пункту 11.5 контракта № 217 настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

При этом существенным нарушением настоящего Контракта является:

-некачественное выполнение работ, в том числе выполнение работ не в полном объеме, предусмотренном Контрактом;

– нарушение сроков выполнения работ более чем на 5 календарных дней;

-несоблюдение мер техники безопасности: СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1.Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

Пунктом 11.6 контракта предусмотрено, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» приняло 28 .12.2017 решение (уведомление) о расторжении контракта в одностороннем порядке (исх. № 419 от 28.12.2017) с ООО «СтройСтарт».

26.01.2017 данное решение (уведомление) заказным письмом было направлено ООО «СтройСтарт» на адрес, указанный в контракте, а также по электронной почте Общества.

23.01.2017 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тамбовского УФАС в ходе рассмотрения дела № РНП-68-37/18 выявлено нарушение Заказчиком порядка одностороннего расторжения контракта.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Итак, в силу вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Заказчик размещает решение об одностороннем отказе в единой информационной системе не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Следовательно, р ешение об одностороннем отказе от 28.12.2017 МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» подлежало размещению в единой информационной системе в сфере закупок и направлению в адрес ООО «СтройСтарт» не позднее 10 января 2018 года.

Однако, информация о расторжении контракта в одностороннем порядке Заказчиком была опубликована в единой информационной системе в сфере закупок 23.01.2018 и направлена в адрес ООО «СтройСтарт» 26.01.2018 за пределами установленного Законом о контрактной системе трехдневного срока.

Таким образом, требования ч. 12 статьи 95 Закона о контрактной системе МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» не соблюдены.

Неисполнение обязательных действий Заказчиком свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта, предусмотренного ч. 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что в рассматриваемом случае Заказчиком нарушен порядок одностороннего расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО «СтройСтарт» в реестр недобросовестных поставщиков.

Данные действия Заказчика – МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ, а именно – нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

На основании изложенного и руководствуясь частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

  1. Признать Заказчика – МБДОУ «Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» нарушившим ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе.
  2. Не включать сведения об ООО «СтройСтарт» (392029, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 25, ИНН/КПП 6829090110/682901001) в реестр недобросовестных поставщиков.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 6 ст.7.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Образец решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44 ФЗ

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

  • Главная forward arrow

Расторжение Заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44) устанавливает, что расторжение заключенного сторонами контракта возможно по добровольному соглашению сторон, в результате соответствующего судебного решения, или при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения. В последнем случае контракт расторгается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Принять решение об одностороннем расторжении контракта может каждая из сторон, но только при условиях, определенных законом и контрактом.

Статьей 95 ФЗ № 44 установлено, что Заказчик может отказаться от исполнения контракта по основаниям, перечисленным в ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (например, ст. 715 ГК РФ), в случае, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

Общие основания для расторжения договора установлены статьей 450 ГК РФ. Указанной статьей определено, что такое решение сторона договора может принять при существенном нарушении договора второй стороной, или в других предусмотренных законом либо договором случаях. Под существенным понимается нарушение договора, повлекшее для другой стороны ущерб, из-за которого она в значительной степени лишается того, на что рассчитывала, заключая контракт.

Таким образом, решение об одностороннем расторжении контракта может быть принято при одновременном соблюдении условий:

  • такая возможность предусмотрена контрактом;
  • допущено существенное нарушение условий контракта.

Законом установлено, что Заказчик имеет право провести экспертизу работы, услуги или товара до момента принятия решения об отказе от исполнения контракта, с привлечением экспертов (экспертных организаций). В этом случаи Заказчик может отказаться от исполнения контракта по своей инициативе только при условии подтвержденных экспертным заключением нарушений условий контракта, являющихся основанием для одностороннего отказа для его исполнения.

Для принятия рассматриваемого решения Заказчиком закон устанавливает определенную процедуру.

Так, решение об одностороннем отказе от контракта должно быть в течение трех дней с момента его принятия размещено в ЕИС, а также направлено Исполнителю. Решение направляется способами (средствами связи и доставки), позволяющими подтвердить его вручение адресату. Например, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

С момента получения Заказчиком сведений о вручении уведомления Исполнителю, или сведений об отсутствии Исполнителя по указанному в контракте адресу, Исполнитель признается уведомленным надлежащим образом.

В случае, когда указанное уведомление не получено Исполнителем, Исполнитель считается надлежащим образом уведомленным по истечении месяца с момента размещения Заказчиком в ЕИС решения об отказе от исполнения контракта.

Согласно разъяснениям ВС РФ [1], даже если Заказчик не совершил всех указанных в части 12 статьи 95 ФЗ № 44 действий (т.е. не направил уведомление), нельзя однозначно сказать, что он известил Исполнителя ненадлежащим образом. По смыслу статьи 95 ФЗ № 44 для расторжения контракта достаточно, чтобы сообщение об отказе от исполнения договора было доставлено Исполнителю посредством любого средства связи и доставки.

Контракт признается расторгнутым через 10 дней с момента надлежащего уведомления Исполнителя о решении Заказчика.

Поскольку стороны в гражданско-правовых отношениях равны, праву Заказчика на односторонний отказ от контракта корреспондирует аналогичное право Исполнителя в случае, если контракт предполагает право Заказчика по собственной инициативе отказаться от исполнения контракта. В рассматриваемой ситуации применяется тот же порядок направления решения в адрес Заказчика.

В соответствии со статьей 95 ФЗ № 44 исполнитель обязан отменить свое решение (еще не вступившее в силу), если за 10 дней с момента уведомления Заказчика нарушение условий контракта, которое послужило причиной решения, устранено. Аналогичная обязанность есть и у Заказчика, в случае устранения Исполнителем нарушений.

Важно отметить, что Заказчик обязан отменить решение только в случае, если Исполнитель впервые нарушил условия контракта, такой порядок прямо установлен частью 14 статьи 95 ФЗ № 44.

[1] пункт 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от «28» июня 2017 года

Кроме права отказаться от исполнения контракта по своей инициативе, закон предусматривает обязанность Заказчика (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ) принять такое решение в определенных случаях:

  • если в процессе исполнения контракта выявлено несоответствие Исполнителя (поставляемого товара) определенным документацией о закупке (извещением об осуществлении закупки) требованиям;
  • если Исполнитель сообщил недостоверные сведения о своем соответствии или соответствии товара указанным требованиям, в результате чего победил при определении Исполнителя;
  • если в процессе исполнения контакта по закупке товара в соответствии со специальным инвестиционным контрактом или контрактом с регулируемыми ценами, согласно которым в РФ создано, модернизировано, освоено производство товара, установлено, что такие контракты расторгнуты.

ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.

Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин. Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора. При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.

Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.

На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.

Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1]. Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению. Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.

Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]

Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу. Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.
Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]

Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными. Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта). Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.

По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.

[1] Письма Минэкономразвития России от 26.11.2015 N Д28и-3488, от 21.09.2015 N Д28и-2821, от 17.09.2015 N Д28и-2790), Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д28и-1239).

[2] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.08.2018 по делу N 304-ЭС18-2754, А67-8909/2016, п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2017 N Ф07-13199/2016 по делу N А13-4566/2016.

[3] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г. по делу № А70-2280/2015

Ссылка на основную публикацию