Оцениваются предложения о цене договора плательщиков НДС и лиц, применяющих УСН

Как правильно учитывать НДС в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов.

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках. И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

Содержание:

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/ .

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300, Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В такой ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этого мнения придерживается Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфин России в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741, а также ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

Письмо ФАС

“…Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством Заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов , не являющегося плательщиком такого налога…”

Исходя из содержания данного письма следует, что организации или ИП, применяющие УСН, находятся в более выгодном положении, нежели участники на ОСНО.

Пример:

Представьте себе такую ситуацию, поданы две заявки на участие в запросе котировок. Одна заявка подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 000 рублей, а вторая подана участником на ОСНО с ценой 120 000 рублей. включая НДС.

Читайте также:  По результатам закупки вместо договора подписана спецификация к ранее заключенному договору

Победителем запроса котировок признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, то есть участник на УСН с ценой контракта — 110 000 рублей.

Однако если бы не НДС, то цена второго участника была бы ниже, чем цена, предложенная первым участником. Без учета НДС цена второго участника составляет 100 000 рублей.

Стоит отметить, что сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди Заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Письмо Минфина

“…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…”.

Письма Минэкономразвития

“…контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере…”

Письмо ФНС

«В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб».

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.»

Мнение судей по вопросу НДС

Однако мнения судей с вышеприведенными решениями не совпадают. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 были приняты решения в пользу Заказчика, оплатившего поставщику (подрядчику, исполнителю) работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот небольшая выдержка из этого решения:

“…Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № ВАС — 1045/12 и п.5 ст. 173 НК РФ, установлено, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации в независимости от применяемой системы налогообложения. Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным судом Российской Федерации (в определении от 26.06.2015 по делу № 306-КГ-7929). Включение НДС в аукционную документацию является правом Заказчика, которое он реализовал при составлении аукционной документации…”

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

Оцениваются предложения о цене договора плательщиков НДС и лиц, применяющих УСН

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Организация применяет УСН. Какую формулировку корректнее указывать в договорах для отражения того факта, что организация не является плательщиком НДС:
– НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ
или
– НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлены требования к содержанию договора в части указания, что цена договора установлена без НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС. При применении УСН такой нормой является п. 2 ст. 346.11 НК РФ.
Однако и фраза НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ также допустима и не вводит контрагента в заблуждение, поскольку также свидетельствует о том, что НДС не исчисляется в связи с тем, что продавец является налогоплательщиком УСН.
Анализ примеров судебной практики (по спорам, не касающимся рассматриваемого вопроса) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки, что не препятствует судьям правильно определять цену договора.

Обоснование вывода:
В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к их стоимости добавляется НДС и предъявляется к оплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ). В связи с этим подразумевается, что согласованная сторонами стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в договоре, должна включать в себя НДС.
Однако НДС предъявляется покупателю только налогоплательщиками НДС (налоговыми агентами) и только при совершении операций, облагаемых НДС*(1).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Это касается и цены договора. Исполнение гражданско-правового договора (то есть поставка товара, предоставление вещи в пользование, выполнение работы, оказание услуги и т.д.) должно быть оплачено по цене, которая установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Однако законодательством не определена конкретная формулировка для указания в договоре о том, что договорная стоимость товара (работы, услуги) не содержит НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС.
Как установлено в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость*(2).
Таким образом, от обложения НДС освобождены сами налогоплательщики, применяющие УСН, а осуществляемые ими операции не облагаются НДС именно вследствие этого.
В связи с чем в договорах для указания причины, по которой стоимость товара (работы, услуги) не облагается НДС, по нашему мнению, следует указывать НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. Поскольку именно в данной статье указано на то, что применение УСН освобождает от обязанностей налогоплательщика НДС.
В то же время, применяя формулировку НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ, организация информирует контрагента о том, что она не является плательщиком НДС, поскольку перешла на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) и применяет ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (ст. 346.13 НК РФ).
Отсутствие судебной практики по вопросу корректной формулировки в рассматриваемой ситуации показывает, что оба варианта допустимы и не противоречат законодательству. При этом анализ примеров судебной практики (по иным вопросам) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, в частности, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 143 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 НК РФ плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Таким образом, на организации и ИП, реализующие на территории РФ какие-либо товары (работы, услуги), возлагается обязанность, помимо самой цены товара, предъявлять покупателям к оплате суммы НДС.
Исключение сделано для тех продавцов (исполнителей), которые освобождаются от обязанности исчисления НДС, например:
– применяющих специальные режимы налогообложения, которыми предусмотрено освобождение уплаты отдельных налогов, в т.ч. НДС (п. 2 и п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 и п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
– получивших освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ;
– осуществляющих операции, не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ.
*(2) За исключением ввозного НДС, подлежащего уплате при импорте товаров, а также НДС, уплачиваемого налоговыми агентами, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ соответственно).
*(3) Смотрите, например:
– постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2017 г. N 18АП-13626/17 (стоимость услуг не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
– постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-1339/16 по делу N А60-11841/2015 (Стоимость услуг по настоящему договору не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с применением исполнителем упрощенной системы налогообложения);
– постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2019 г. N 09АП-58332/19 (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
– постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2019 г. N Ф05-15386/19 по делу N А40-203796/2018 (НДС не облагается на основании статьи 346.11 (12) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Или:
– постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г. N 02АП-7583/19 (НДС не облагается на основании статей 346.11 и статей 346.12 главы 26.2 НК РФ в связи с применением исполнителя упрощенной системы налогообложения);
– постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 г. N 10АП-11192/19
(НДС не облагается на основании ст. 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации);
– постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 г. N 07АП-4158/19 (НДС не облагается (согласно статье 346.12, статье 346 главы 26.2 НК РФ));
– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г. N 03АП-252/18 (НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Заявка на участие в запросе котировок по 44 ФЗ

Упрощенец выиграл тендер: как быть с НДС

Добрый день, коллеги.

Если вы участвуете в тендерах, если вы работаете в соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то эта статья для вас.

Бывает такое, что тендеры выигрывает компания не только на ОСН, но и на УСН. Тендер проводился с НДС, а тут упрощенец. В ряде регионов бывало такое, что заказчик снижал сумму платежей упрощенцу на размер НДС или самого упрощенца заставляли платить НДС. Бывало такое, что упрощенца при этом еще и слегка шантажировали, мол, иначе вообще денег не получишь. По-разному бывало. И вот в этой части ФАС попыталась навести порядок.

У меня в руках письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2019 года № ИА/50880/19, подписанное Игорем Артемьевым. И здесь по этому вопросу написано следующее:

«В соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

При формировании своего ценового предложения победитель закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Лицо, применяющее УСН, не является плательщиком НДС, но при этом оплачивает налог в соответствии с НК РФ, который рассчитывается в зависимости от выбранного объекта налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки (вычитания) заказчиком из цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, размер НДС».

Итак, коллеги, Артемьев говорит, что законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки, то есть вычитания заказчиком из цены контракта налога на добавленную стоимость. «Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем». Вот ответ на первый вопрос.

Второй вопрос, который поставлен в этом письме.

«В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) от 27.12.2017 N 24-03-08/87276 при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ». А дальше вывод: «Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

На основании изложенного, учитывая, что победителем закупки может быть лицо, которое не является плательщиком НДС и применяет УСН, заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается»». И дальше вывод: «Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика». Поняли идею? То есть они это должны указывать в контракте.

Третий вопрос, который Артемьев ставит, – самый сложный. «По вопросу об отказе заказчика исключать условие о включении НДС в цену контракта на стадии подписания контракта с лицом, применяющим УСН, ФАС России сообщает следующее.

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).

Окей, мы это знаем. Упрощенцы счета-фактур не составляют. Идем дальше. «В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет».

Верно. Если упрощенец захотел выставить счет-фактуру с указанием там НДС, конечно, он этот НДС вынужден будет заплатить в бюджет. Дальше Артемьев пишет: «Также, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «включая НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ не возникает».

Получается, что все-таки заказчик включил в контракт НДС и он деньги платит упрощенцу, и платит ему с НДС. Но при невыставлении счет-фактуры у продавца, применяющего упрощенку, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ, не возникает.

Дальше путаница пошла. Но я сейчас ее поясню. «Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС». Так вот, заказчики отказываться больше не должны. Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, исполнители, применяющие упрощенку, вынуждены выставлять счета-фактуры. То есть их давят, их заставляют уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению прав таких упрощенцев.

И в самом конце он пишет: «Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта «включая НДС», в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС». Конечно, оно будет обязано платить НДС! Если, с одной стороны, ему платят деньги с НДС, потом не подписывают договор, не подписывают никаких бумаг, пока ты, типа, не выставишь счет-фактуру, тут и возникает путаница.

Низкий поклон Игорю Артемьеву. Побольше бы таких чиновников. В данном случае, Игорь Артемьев, не нарушая ни одной буквы закона, наоборот, делает абсолютно все в соответствии с письмами Минфина и ФНС России, а также НК РФ. Он нам говорит, что заказчик, если контракт идет с НДС, обязан заплатить всю сумму, не уменьшая эту сумму на размер НДС. При этом заказчик не имеет права заставлять упрощенца подписывать документы и платить НДС, выставлять счета-фактуры. Вся сумма ушла вместе с НДС, упрощенец ее получил, оприходовал, заплатил 6%, счет-фактуру не выставляет, какие проблемы? Все нормально.

Итак, ребята, письмо очень хорошее, огромное спасибо Артемьеву. В конце тут еще вывод: «На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием «НДС не облагается» с указанием основания». Но при этом, исходя из всего смысла этого письма, цена контракта уменьшаться не должна. И это очень и очень хорошо. Спасибо Артемьеву за это письмо. Я бы рекомендовал вам максимальный репост, потому что огромное количество бизнесменов зарабатывают по госконтрактам (муниципальным, региональным). И это пойдет им в помощь. И можете сами высказаться на этот счет.

Оцениваются предложения о цене договора плательщиков НДС и лиц, применяющих УСН

скорпиос » 26 фев 2014, 17:56

Re: Переделать контракт без НДС

верная » 27 фев 2014, 07:34

Заключаем госконтракт с организацией, применяющей «упрощенку»

Распечатать
П. Н. Корнилов, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС,

Ю. А. Шавылина, ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС
Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 4/2011
По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.
Цена контракта может быть уменьшена?
В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее «упрощенку», на чей счет следует отнести экономию (доход), связанный с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС?

Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт.

При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».

Фактически в этом случае сумма налога на добавленную стоимость, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Данный вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см. например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).
Можно ли ограничить количество организаций на «упрощенке»?
В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

Читайте также:  Включение в контракт условия о признании авансового платежа коммерческим кредитом при закупке путем электронного аукциона

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами. При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но когда участник должен заявить о применении им «упрощенки»?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках.

Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.
Можно «выровнять» предложения?
С одной стороны, действительно, сразу на себя обращает внимание тот факт, что фирма, применяющая «упрощенку», находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается на основании применения “упрощенки”)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что исходя из общих правил побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим.

Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: «упрощенка» – специальный налоговый режим, направленный, главным образом, на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения.

Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не предусмотрены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками.

В частности, если участник работает на «упрощенке» и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.
Возможно ли определить цену контракта без НДС?
Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика.

Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком НДС, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение НДС – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможности ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.
Если поставщик сменил режим в ходе исполнения контракта
По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Поставляемые товары (работы, услуги) оплачиваются исходя из цены, установленной контрактом (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

При этом установленная в контракте стоимость оплаты не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на исполнение контракта и является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении (п. 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05).

В том случае, когда государственный (муниципальный) контракт был заключен по цене, включающей налог на добавленную стоимость, но впоследствии поставщик перешел на спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется.

Запрет на такие действия установлен в части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а ответственность за его нарушение – в статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допустимыми действиями сторон в этом случае будет подписание дополнительного соглашения к контракту, по которому меняется формулировка цены контракта: вместо «включая НДС» будет указано «НДС не облагается». Обратите внимание: общая цена государственного (муниципального) контракта при этом останется прежней, сумма «бывшего» налога на добавленную стоимость перейдет теперь в доход поставщика.

Вместе с тем при исполнении контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Это определено частью 4.1 статьи 9 Закона о госзакупках.

То есть с согласия поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер налога на добавленную стоимость, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

Как мы видим, из изложенного следует, что уменьшение цены контракта возможно сразу же после его подписания сторонами при условии, что прочие условия контракта не изменяются.
Важно запомнить
При заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», цену контракта следует рассчитывать без учета налога на добавленную стоимость.

ПИСЬМО Минэкономразвития России от 27.06.2008 № Д05-2575
Вопрос:
О порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд в части указания участником размещения заказа в составе заявки цены с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей, в том числе если участник применяет УСН.
Ответ:
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон), и сообщает свое мнение.
В соответствии с положениями Закона при проведении конкурса или аукциона устанавливается в конкурсной документации, в документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей (п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона).
В случае если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и он указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет НДС.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.Катамадзе
Интернет-сайт Минэкономразвития: www.economy.gov.ru

ндс в контракте

федор61 » 03 мар 2014, 20:04

Помощь участникам госзакупок !

Электронная подпись, прохождение аккредитаци, тендерное сопровождение,

банковские гарантии, кредиты и займы

Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.

В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком – исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.

Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».

В этом письме ФАС, являющаяся федеральным контрольным органом в сфере закупок, в целях формирования единообразной практики применения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» еще раз разъясняет:

1. Контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения не допускается.

2. Любой участник закупки, в том числе и освобожденный от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. В связи с этим заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта – «включая НДС/ НДС не облагается».

3. На стадии подписания контракта победитель закупки, применяющий УСН, должен направить заказчику протокол разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения УСН. На основании полученного протокола разногласий заказчик обязан исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта, дополнив его условием «НДС не облагается» с указанием основания.

Итак, мы привели точки зрения Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы по вопросу НДС в госзакупках. И, как ни странно, мнения по этому вопросу всех трех ведомств совпадают. Более того, эта позиция подтверждается арбитражной практикой (например, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999 по делу № А12-25318/2018). Этого достаточно для того, чтобы убедить самого упрямого заказчика.

Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в собственной правоте. И удачных Вам закупок.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными!

Ссылка на основную публикацию