Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

Новости

Зачастую Заказчики допускают нарушения при расчете и установлении даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, ограничивая тем самым возможность участия некоторых Поставщиков, так как в выходные и праздничные нерабочие дни Операторы электронных площадок не рассматривают заявления на аккредитацию, а Банки не зачисляют денежные средства на личный виртуальный счет, предназначенный для обеспечения заявок.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также – аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик размещает в Единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае же если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод – если Закон № 44-ФЗ не дает четкого определения рабочий ли это день, то дни исчисляются в календарных.

Заказчикам, при размещении извещения, необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства РФ, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ). В ГК РФ правила исчисления сроков установлены гл. 11 (ст. 190–194). А именно, при установлении срока подачи заявок на участие в аукционе необходимо принимать во внимание правило ст. 193 ГК РФ, согласно которому, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например, если извещение о проведении электронного аукциона с ценой контракта менее 3 млн руб., размещено на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) 07.07.2017, дата окончания срока подачи заявок должна быть установлена не ранее чем 17.07.2017.

  • Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу № А51-25627/2013
  • Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 N 05АП-7045/2015 по делу N А51-5132/2015
  • Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.10.2014 по делу N А38-4158/2014
  • Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу N А05-12389/2015

устанавливаемые Заказчиком дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не должны приходиться на нерабочее время, однако же, прием заявок может состоять преимущественно из нерабочих дней (решение Тамбовского УФАС России от 21.05.2013 по делу № РЗ-91-108/13). Сокращение Заказчиком указанных сроков подачи заявок, нарушает права потенциальных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и влияет на результаты проведения электронного аукциона, а нарушение положений Закона № 44-ФЗ и положений ГК РФ черевато привлечением к административной ответственности должностных лиц Заказчика.

Сроки проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ

Электронный аукцион достаточно сложный способ закупки, который предусматривает совершение заказчиком ряда последовательных действий в установленный Законом № 44-ФЗ срок. В статье расскажем о каждом этапе электронного аукциона и о сроках проведения.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьём процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации.

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней.

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней, а при НМЦК более 3 млн руб. – не менее 15 дней. При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

7. Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включёнными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Стоит учесть, что если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Читайте также:  Установлен срок подачи заявок, составляющий один рабочий день

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем Вам пользоваться нижеприведённой таблицей:

Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПОРАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА

Примечание. В 2014 г. размещение заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о заказах или направлены приглашения принять участие в них (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).

Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

Подробнее о правовой проблеме

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме должно включать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (п. 7 ч. 4 ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Однако положения названного Закона не указывают, как именно исчисляется данный срок. В Законе N 94-ФЗ не содержится норм, определяющих правила переноса окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, в случае если окончание данного срока приходится на нерабочий день.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство РФ о размещении заказов основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На практике чаще всего заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации руководствуются спецификой открытых аукционов, проводимых в электронной форме, которая позволяет участнику совершать действия, связанные с участием в аукционе, независимо от того, что срок окончания подачи заявок приходится на нерабочий день.

В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли устанавливать в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые приходятся на нерабочий день?

1. Правомерно ли устанавливать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, которые приходятся на нерабочий день? >>>Подход ФАС России и арбитражных судовНеправомерно >>>Возможные последствия признания действий заказчика (уполномоченного органа) неправомерными >>>

1. Правомерно ли устанавливать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, которые приходятся на нерабочий день?

Подход ФАС России и арбитражных судов: Неправомерно.

Примечание. В Письме Казначейства России от 20.06.2011 N 42-7.4-05/6.3-414 «О направлении Письма Минэкономразвития России от 06.06.2011 N Д28-53 «Об исчислении сроков при проведении процедур размещения заказов» раскрывается позиция Минэкономразвития России, в соответствии с которой исчисление сроков, установленных Законом N 94-ФЗ, а также иными правовыми актами, определяется согласно положениям гл. 11 ГК РФ. Вопрос о том, вправе ли заказчик установить дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые приходятся на нерабочий день, в указанном Письме не рассматривался.

Документы антимонопольного органа >>>

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа >>>

Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда >>>

Решение ФАС России от 03.09.2012 по делу N К-1687/12

Обстоятельства дела: В извещении о проведении аукциона в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе приходились на нерабочий день.

Вывод и обоснование: Действия оператора электронной площадки неправомерны.

При определении даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме необходимо руководствоваться ст. 193 ГК РФ. Документооборот при проведении аукциона в электронной форме осуществляется через электронную площадку, условиями функционирования которой не предусмотрен перенос даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на нерабочий день, на ближайший следующий за ним рабочий день. Вследствие этого действия оператора электронной площадки нарушают ч. 9 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 18.01.2011 по делу N К-52/11

Обстоятельства дела: Заказчик в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указал дату и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, а также установил требование об обеспечении заявок. Вследствие этого оператор электронной площадки не имел возможности зачислять денежные средства на лицевой счет участника размещения заказа, а тот не мог осуществить перечисление денежных средств на лицевой счет и подать заявку на участие в аукционе в электронной форме в нерабочий день.

Вывод и обоснование: Действия заказчика неправомерны.

При указании срока окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме согласно п. 7 ч. 4 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ необходимо учитывать положения ст. 193 ГК РФ. Следовательно, установление заказчиком даты и времени окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, является нарушением п. 3 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 17.01.2011 по делу N К-84/11

Обстоятельства дела: Заказчик в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указал дату и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день.

Вывод и обоснование: Действия заказчика неправомерны.

Установление заказчиком даты и времени окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, является нарушением законодательства.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 по делу N А32-2848/2011

Требование общества: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указал дату и время окончания срока подачи заявок, которые приходились на нерабочие день и время. В результате внеплановой проверки антимонопольный орган не выявил нарушений Закона N 94-ФЗ и обосновал свое решение тем, что последний день срока окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе для заказчика являлся рабочим днем.

Вывод и обоснование суда: Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Суды кассационной и апелляционной инстанций отметили, что заказчик определил не только дату, но и время окончания срока подачи заявок. В связи с этим следует принимать во внимание то, что срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме истекал в ночное время, которое не являлось рабочим. Кроме того, период подачи заявок приходился на праздничные дни, что не позволяло участникам размещения представлять обеспечение заявки. Установление нерабочего времени как окончания срока подачи заявок на аукцион является нарушением требований ст. 2, ч. 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, ст. 193 ГК РФ в их системном толковании, а также требований ч. 1 ст. 41.6, ч. 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А65-5710/2011

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об аукционе, где дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме приходились на нерабочий день. В результате внеплановой проверки антимонопольный орган выявил в действиях заказчика нарушения требований ч. 2 ст. 41.5, ч. 1 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Суды апелляционной и первой инстанций установили, что извещение, а также документация об открытом аукционе в электронной форме размещены на электронной торговой площадке 31.12.2010, а окончание семидневного срока подачи заявок приходилось на нерабочий день. Следовательно, заказчиком не соблюден срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленный Законом N 94-ФЗ, что является нарушением требований ч. 2 ст. 41.5, ч. 1 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А65-1461/2011

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об аукционе, где дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме приходились на нерабочий день. В ходе внеплановой проверки антимонопольный орган выявил в действиях заказчика нарушения требований ч. 2 ст. 41.5, ч. 1 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Суды апелляционной и первой инстанций установили, что извещение, а также документация об открытом аукционе в электронной форме размещены на электронной торговой площадке 31.12.2010, а окончание семидневного срока подачи заявок приходилось на нерабочий день. Следовательно, заказчиком не соблюден срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленный Законом N 94-ФЗ, что является нарушением требований ч. 2 ст. 41.5, ч. 1 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.

См. также: Возможные последствия действий заказчика (уполномоченного органа) в зависимости от их квалификации >>>

Возможные последствия действий заказчика

(уполномоченного органа), оператора электронной площадки

в зависимости от их квалификации

Внимание! При привлечении к административной ответственности лица, до 01.01.2014 нарушившего Закон N 94-ФЗ, применяются нормы КоАП РФ в редакции, которая действовала до указанной даты. Вместе с тем если в новой редакции КоАП РФ (действующей с 01.01.2014) размер штрафа за такое правонарушение меньше установленного нормами в предыдущей редакции, налагается штраф в размере, предусмотренном КоАП РФ в новой редакции.

Если нарушение Закона N 94-ФЗ совершено после 01.01.2014, применяются нормы КоАП РФ в новой редакции. Административная ответственность в данном случае будет наступать при условии, что рассматриваемые действия являются одновременно нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14).

Возможные последствия при установлении нарушения

Заказчик (уполномоченный орган)

Установление даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые приходятся на нерабочий день, может быть признано нарушением одной или нескольких из следующих норм Закона N 94-ФЗ:

— ч. 1 ст. 41.7;1. Выдача предписания о внесении изменений в аукционную документацию и/или об аннулировании торгов.

Обязанность: исполнение предписания.

2. Привлечение к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, утвердившего документацию, не соответствующую требованиям Закона N 94-ФЗ.

Читайте также:  Срок внесения изменений в план-график закупок при изменении объема и (или) стоимости планируемых закупок по

Наказание: штраф в размере 3000 руб.1. Признание процедуры размещения заказа недействительной.

2. Признание заключенного контракта недействительным и применение последствий недействительности сделки— ч. 9 ст. 41.23. Привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, нарушивших сроки размещения на официальном сайте информации о размещении заказа.

Наказание: штраф на должностное лицо в размере 3000 руб., на юридическое лицо в размере 10 000 руб.

Оператор электронной площадки

Неперечисление денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения заявки, на лицевой счет участника размещения заказа может быть признано нарушением ч. 1 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ1. Привлечение к ответственности по ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ оператора электронной площадки, нарушившего правила документооборота, а также порядок и (или) сроки размещения, направления информации и (или) уведомлений.

Наказание: штраф в размере 30 000 руб.

Данные последствия выявлены исходя из анализа норм Закона N 94-ФЗ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов.

Сводную информацию о размерах административных штрафов за нарушения в сфере госзакупок см. в Практическом пособии по размещению госзаказа.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Электронный аукцион по 44-ФЗ – сроки в таблице

Если НМЦК менее и равна 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства менее или равна 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 19 дней.

Если НМЦК более 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства более 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 26 дней.

Сроки подачи заявок на электронный аукцион по 44-ФЗ

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок – 3 рабочих дня. В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день – понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. В течение 5 календарных дней, с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

Сроки подписания контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе “Госзаказ”. Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Обучающий онлайн-курс по участию в госзакупках

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений

Калькулятор сроков аукциона

Как пользоваться калькулятором

Калькулятор расчета сроков аукциона 44 ФЗ работает в два этапа.

Шаг 1. Укажите дату, когда опубликовано извещение о закупке, и сумму НМЦК. Когда все готово, нажмите на кнопку «Рассчитать».

Калькулятор сроков электронного аукциона 44 ФЗ покажет, когда нужно обрабатывать предложения и публиковать протокол рассмотрения.

Шаг 2. После первых результатов калькулятор предложит указать, сколько дней вы будете рассматривать вторые части. Вы можете указать от 1 до 3 дней.

Нажмите на «Рассчитать», и калькулятор покажет, в какие числа закончить рассматривать заявки и публиковать протокол и проект контракта.

Чтобы еще раз рассчитать онлайн сроки аукциона по 44 ФЗ, нажмите на кнопку «Новый расчет». Калькулятор вернется в исходное состояние.

Когда принимаются заявки на участие в электронном аукционе

Сроки проведения аукциона по 44 ФЗ зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). На этом правиле и строится работа калькулятора.

Размер НМЦКПериод подачи заявокНорма 44 ФЗ
Меньше или равно 3 млн руб.Не ранее чем через 7 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИСЧ. 2 ст. 63
Больше 3 млн руб.Не раньше чем через 15 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИСЧ. 3 ст. 63

Например, если 08.05.2019 публикуете извещение и документацию о торгах с НМЦК 3 000 0000 рублей, то первый день, на который вправе установить окончание времени подачи предложений, будет 16 мая. А если НМЦК 3 500 000 рублей, то самая первая дата окончания подачи выпадает на 24.05.2019.

Потенциальные поставщики подают предложения в любое время с момента публикации извещения в ЕИС до времени окончания подачи заявок, которое указано в извещении и документации. Это закреплено в ч. 7 ст. 66 44-ФЗ.

С 01.07.2019 вступают новые правила проведения аукциона в электронной форме по 44 ФЗ. Увеличили размер НМЦК для так называемого «короткого» аукциона. Вот новая таблица сроков по аукциону по 44-ФЗ:

Размер НМЦК с 01.07.2019Период подачи заявок
Меньше или равно 300 млн руб.Не ранее чем через 7 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС
Больше 300 млн руб.Не раньше чем через 15 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС

Когда рассмотреть первые части заявок

В ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе указано, что в закупках с НМЦК 3 млн руб. срок рассмотрения не превышает 1 рабочий день со дня, когда закончилась их подача. В остальных закупках время рассмотрения первых частей не превышает 7 дней. Используйте калькулятор, чтобы уточнить даты и ничего не упустить.

Когда закончите рассматривать предложения, на электронной площадке и в ЕИС нужно опубликовать протокол их рассмотрения. В ч. 7 ст. 67 указано, что это сделать нужно не позднее дня окончания рассмотрения первых частей, которое указали в извещении.

Когда рассмотреть единственную заявку

Если поступило только одно предложение, то электронная площадка даст доступ сразу к ее обеим частям. После этого, по п. 3 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ, нужно в течение 3 рабочих дней рассмотреть обе части и отправить на электронную площадку протокол рассмотрения единственной заявки. Подпишите протокол у каждого члена комиссии, которые ее рассматривали.

Как установить время проведения электронного аукциона

Чтобы рассчитать сроки электронного аукциона по 44 ФЗ, нужно учесть, что торги на ЭТП проходят только в рабочие дни. Перерыв между окончанием времени рассмотрения первых частей и днем торгов не должен быть меньше двух календарных дней. Получается, что датой проведения торгов на площадке будет первый рабочий день после двух календарных после даты окончания рассмотрения первых частей.

Например, дата окончания рассмотрения поданных заявок выпала на 17.05.2019. Первый рабочий день после двух календарных выпадает на 20.05.2019. В этот день и будет проходить процедура на электронной площадке. Калькулятор поможет не запутаться датами, так как учитывает все эти нюансы.

Когда рассмотреть вторые части заявок

В ч. 5 ст. 69 44-ФЗ указано, что на рассмотрение вторых частей отводится не больше 3 рабочих дней от дня, когда площадка сформировала протокол хода аукциона. Решение комиссии по итогам рассмотрения вторых частей нужно отразить в протоколе подведения итогов. Этот документ нужно выложить на электронной площадке и в ЕИС не позже чем на следующий рабочий день после подписания протокола членами комиссии. Это прописано в ч. 8 ст. 69 44-ФЗ.

Когда заключить контракт

В ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ указано, что направить контракт на подписание участнику нужно в течение пяти дней со дня публикации в ЕИС последнего протокола, в котором определили победителя.

Обращайте внимание на эту информацию, чтобы не пропустить нормативный срок. Если нарушите, то получите штраф в размере 50 000 руб. по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

Минимальный срок для заключения контракта по результатам электронного аукциона составляет 10 календарных дней от даты, когда опубликовали итоговый протокол.

Максимальное время будет зависеть от действий сторон и исчисления рабочих и календарных дней:

  • 5 календарных дней есть, чтобы отправить проект контракта на подпись участнику;
  • 5 календарных дней есть у поставщика, чтобы подписать контракт и вернуть заказчику;
  • 3 рабочих дня есть у заказчика, чтобы подписать контракт после участника.

Если в процессе заключения будут разногласия, то на их урегулирование выделяется шесть рабочих дней — по три дня для каждой стороны, чтобы составить протокол разногласий и скорректировать проект контракта (ч. 5, 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).

Если калькулятор полезен, поделитесь ссылкой в соцсетях. Помогите коллегам сэкономить время и не нарушить требования закона о Контрактной системе.

Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

Первый вопрос: возможно ли в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» опубликовать извещение о начале закупки и подписание контракта осуществить в выходной день?

Второй вопрос : при закупке квартиры для детей-сирот, у заказчика в документации о закупке установлено требование об указании страны происхождения приобретаемого товара-квартиры. Один из участников страну происхождения не указал. Правомерен ли будет отказ данному участнику от участия в конкурсе?

Третий вопрос: в ходе процесса подписания контракта обнаружено, что в платежном документе, по ошибке поставщика, указан счет принадлежащий организации, но не предназначенный для перечисления обеспечения по контракту. Будет ли считаться такой поставщик уклонившимся от заключения контракта?

Четвертый вопрос прозвучал относительно перечня документов, которые может требовать заказчик от поставщика при приобретении жилья для детей-сирот во вторых частях заявки. Участники публичных обсуждений обсудили возможные ситуации при приобретении такого жилья, а также необходимые документы относительно каждого случая.

Ответ на первый вопрос: нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ), устанавливают требования к срокам размещения извещения об осуществлении закупок, к течению срока подачи заявок на участие в закупках, но не регулируют порядок исчисления таких сроков и как следствие, заказчикам для исчисления сроков необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.

Нормы Гражданского кодекса РФ, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не содержат запрета на размещение извещения об осуществлении закупки в выходные или праздничные дни. В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть исчислен в календарных днях, а исчисление семидневного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в том случае, если заказчик разместил извещение и документацию о проведении электронного аукциона в субботу, начнется с воскресенья.

Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона 13.01.2018 (суббота). Учитывая положения ст. 192 Гражданского кодекса РФ, исчисление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе начнется со следующего дня, а именно с 14.01.2018 (воскресенье). Таким образом, датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе будет являться 21.01.2018 (воскресенье).

Статьей 193 Гражданского кодекса РФ определено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Исходя из изложенного, последним днем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должно являться 22.01.2018 (понедельник)

Аналогичное исчисление срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе применяется в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб.

По вопросу исчисления окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, сообщаем следующее.

Согласно ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, (в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб.).

Таким образом, срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть исчислен в рабочих днях.

Заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок 13.01.2018 (суббота). Таким образом, датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок будет являться 19.01.2018 (пятница).

В случае если заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок 14.01.2018 г. (воскресенье), датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок также будет являться 19.01.2018 (пятница).

Аналогичное исчисление срока окончания подачи заявок на участие в запросе котировок применяется в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 250 тыс. руб.

По вопросу заключения в выходной день контракта поясним следующее. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1 , 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом ( п. 3 ст. 433 ГК РФ). Законодательство не ставит действительность договоров в зависимость от того, в какой день недели они подписаны (заключены), и не обязывает стороны подписывать (заключать) гражданско-правовые договоры только в рабочие дни ( постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 N Ф05-10033/11). То обстоятельство, что день является выходным (нерабочим праздничным), не свидетельствует о невозможности подписания договоров в этот день ( постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2009 N А65-1048/2009). Факт подписания договора в выходной (нерабочий праздничный) день сам по себе не влечет для сторон договора никаких отрицательных последствий и не может рассматриваться как нарушение законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А66-7721/2005, постановление Девятого ААС от 16.02.2009 N 09АП-755/2009, постановление ФАС Московского округа от 28.05.2003 N КА-А40/3082-03, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2003 NФ04/6409-2187/А27-2003) Таким образом, стороны имеют право заключить контракт, в том числе по итогам электронного аукциона, в любой день вне зависимости от того, является ли он рабочим или нерабочим (выходным, нерабочим праздничным). Вместе с тем исходя из вышеприведенной ст. 193 ГК РФ совершение юридически значимых действий, в том числе по заключению договоров (контрактов), является правом субъектов гражданских правоотношений и не может быть вменено им в обязанность. Соответственно, если последний день срока для совершения действий по заключению договора приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (смотрите также, например, решение ФАС России от 25.06.2014 N К-982/14, постановление Четвертого ААС от 24.10.2014 N 04АП-4717/14).

Ответ на второй вопрос : В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников закупки.

При этом необходимо учесть, что при закупке квартир для детей-сирот заказчиком уже установлен район приобретения квартиры, которая находится в Российской Федерации. Соответственно требовать от участников указание страны происхождения приобретаемой квартиры можно считать нецелесообразным.

Ответ на третий вопрос: такой поставщик не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Необходимо рассмотреть различные способы для урегулирования такой ситуации (например, гарантийные письма и т.п.).

Четвертый вопрос прозвучал относительно перечня документов, которые может требовать заказчик от поставщика при приобретении жилья для детей-сирот во вторых частях заявки. Участники публичных обсуждений обсудили возможные ситуации при приобретении такого жилья, а также необходимые документы относительно каждого случая.

Читайте также:  Инструменты на электронных площадках, позволяющих получить консультационные услуги по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию