Оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность приема заявок

Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 3.3 с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.3 настоящего Федерального закона

1. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

2. Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также – программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.

3. Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

4. Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

5. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

6. Информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

7. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

8. При направлении оператором электронной площадки заказчику электронных документов, полученных от участника конкурентной закупки в электронной форме, до подведения результатов конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об этом участнике, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в конкурентной закупке в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.

10. Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику в сроки, установленные извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацией о конкурентной закупке в электронной форме;

2) о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений (если подача дополнительных ценовых предложений предусмотрена извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме и документацией о конкурентной закупке в электронной форме) до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

11. Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

12. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто ответит за неудачу. За какой технический сбой несет ответственность оператор электронной площадки

Тщательная подготовка к участию в электронных торгах позволяет избегать непредвиденных ситуаций и попыток предпринять действия в последний момент, в условиях дефицита времени, когда любое препятствие может сыграть роковую роль и стать непреодолимым. В таких обстоятельствах все зависит уже не только от самого участника, поэтому сетовать на то, что все сложилось не так, как ему хотелось, зачастую бесполезно, и искать виноватых не самое продуктивное занятие. Однако если есть желание – то можно, и некоторые пытаются. Что из этого получается, рассмотрим на наглядном примере с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Подрядчик планировал принять участие в электронном аукционе на право заключения договора, который проводился в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На электронной площадке, посредством которой проводится аукцион, существует сервис, позволяющий участнику закупки запросить предоставление кредитных средств для финансирования обеспечения заявки на участие в аукционе. Такая возможность реализуется путем использования сервиса «Заявка на кредит», ссылка на который содержится на сайте. Однако по техническим причинам эта ссылка была нерабочей, подрядчик не смог воспользоваться услугой торговой площадки. В результате подрядчик не смог своевременно предоставить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в связи с чем не смог принять участие в данных торгах.

Каковы должны быть его действия в данной ситуации? Должен ли был сам заказчик при размещении конкурсной документации, видя технический сбой на площадке, внести изменения в документацию – например, по продлению сроков?

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ проведение аукциона в электронной форме (электронного аукциона) обеспечивается на электронной площадке ее оператором. При этом под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы (ч. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона участник закупки предоставляет обеспечение заявки на участие в аукционе путем внесения денежных средств в размере, указанном в документации об аукционе. Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов (ч. 9 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Частью 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, на счете оператора электронной площадки денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с ч. 18 той же статьи в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.

Часть 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ предоставляет право любому участнику закупки обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Такая жалоба должна содержать, в частности, указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность (п. 4 ч. 8, ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

По смыслу приведенных положений участник закупки, обжалующий действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки, должен обосновать свою жалобу, т.е. представить доказательства нарушения его прав и законных интересов действиями или бездействием этих лиц.

Согласно ч. 22 ст. 68 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных этой статьей, независимо от времени окончания такого аукциона. Закон возлагает на оператора электронной площадки и иные обязанности, связанные с функционированием такой площадки (ч. 18 ст. 44, ч. 8 ст. 60, ч.ч. 4–6, 12, 15 ст. 61, ч. 6 ст. 62, ч.ч. 9, 12, 15 ст. 66, ч. 9 ст. 67, ч. 13 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Дополнительное соглашение к государственному контракту об изменении цены

Право и обязанность

Однако ни в Законе № 44-ФЗ, ни в иных нормативных правовых актах о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривается обязанность оператора электронной площадки предоставить участнику закупки возможность получения кредитных (заемных) средств для предоставления обеспечения заявки на участие в аукционе.

Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае имел место технический сбой в функционировании программного обеспечения на электронной площадке, который не был своевременно устранен ее оператором. Однако представляется, что такой сбой сам по себе не привел к невозможности участия в аукционе, поскольку участник закупки не был лишен права внести на лицевой счет для обеспечения заявки на участие в аукционе собственные денежные средства или денежные средства, полученные по кредитному договору, который мог быть заключен таким участником вне электронной площадки.

Закон предоставляет заказчику право не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе внести изменения в извещение о проведении такого аукциона, а также в документацию об электронном аукционе, продлив срок подачи заявок на участие в аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три млн руб., не менее чем семь дней (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Однако обязанность заказчика вносить изменения в извещение о проведении аукциона в части продления срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с невозможностью предоставить обеспечение заявки на участие в аукционе, вызванной техническими причинами, или в связи с вызванной теми же причинами невозможностью воспользоваться тем или иным сервисом электронной площадки, закон не предусматривает.

Тем не менее следует отметить, что участник закупки не лишен права обжаловать неправомерные, по его мнению, действия или бездействие оператора электронной площадки и заказчика. При этом он должен будет обосновать нарушение своих прав или законных интересов неправомерным поведением виновного лица. В частности, предcтавляется, что участник закупки не лишен права представить доказательства того, что непринятие оператором электронной площадки мер к устранению технического сбоя в программном обеспечении такой площадки привело к невозможности подачи заявки на участие в аукционе. Оценить его доводы в полной мере сможет только антимонопольный орган или суд с учетом совокупности фактичеcких обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения по жалобе.

Оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность приема заявок

по делу № 19/44/105/26 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО ««Медицинский центр АВИЦЕННА» (далее – Заявитель) на действия ЗАО «Сбербанк-АСТ»
(далее – Оператор электронной площадки) при проведении КГБУ «Партизанская центральная районная больница» (далее – Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг медицинских лабораторий (номер извещения 0320300043118000188) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя.

Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 17.12.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 369 590 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 26.12.2018;

5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;

7) победителем Аукциона признано ООО «ЮНИЛАБ».

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.

В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

Согласно части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее – специальный счет).

Согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

В соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

Читайте также:  Закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных либо аварийных ситуаций по 44 ФЗ

В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 26.12.2018 в 09:00.

Согласно извещению о проведении Аукциона, размер обеспечения заявок на участие в аукционе составляет 13 695,90 рублей.

Как следует из жалобы, Заявителем открыт специальный счет
в ПАО «Сбербанк».

Оператор электронной площадки на заседании комиссии в письменных возражениях представил сведения, согласно которым ПАО «Сбербанк» не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе в виду недостаточности денежных средств на счете.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявитель явку не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих наличие на специальном счете денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности довода Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Медицинский центр АВИЦЕННА» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Действия (бездействие) оператора электронной площадки: как реагировать

Система госзакупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время система госзакупок претерпевает серьезные изменения. Всего пять электронных площадок решило оставить себе государство для проведения торгов. Напомним, что конкурс по отбору операторов электронных площадок был объявлен в конце ноября прошлого года, заявки на него подали 18 участников.

Победителями стали две правительственные электронные площадки – это Москва (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстан (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи – ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти электронные площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным Минэкономразвития России составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним возможно присоединится шестая электронная площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться только госзакупки нефтепродуктов.

Разработчики данных инициатив надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность госзакупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков. Сложно согласиться, что фактическое отсутствие здоровой конкуренции, и особенно недобросовестность участников размещения заказа в новых электронных аукционах уйдут в прошлое. Во все времена люди находили лазейки и скользкие стороны закона, поэтому какие бы преграды государство не чинило, в том числе и в госзакупках, везде найдутся «умники», ломающие эти преграды.

Правительство решило, что для реализации поставленных целей пяти электронных площадок вполне достаточно. Участники рынка во мнениях разошлись.

Решение правительства и результаты конкурса вызвали массу споров и вопросов у участников рынка. Иначе и не могло быть, ведь цена вопроса баснословная – на счетах операторов окажутся миллиарды (открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие: до 5 % от начальной цены каждого контракта).

Кстати, об операторах электронных площадок. Это новое, «невидимое» лицо в системе госзакупок. Согласно закону, на операторов электронных площадок возлагается ответственность по:

  • предоставлению участнику размещения заказа средств идентификации и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению конфиденциальности средств идентификации участника размещения заказа и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения электронного аукциона, равный доступ участникам размещения заказа к участию в электронном аукционе;
  • нарушению сроков возврата денежных средств и правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме;
  • порядку ведения реестра УРЗ.

Кроме того операторы электронных площадок в ответе за разглашение сведений об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в электронном аукционе. Операторы электронных площадок просто обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся во второй части заявки до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме. Суть такой конфиденциальности и заключается в том, чтобы обеспечить сохранность получаемых документов, а также исключить возможность передачи документов либо разглашения содержащихся в них сведений третьим лицам.

Что же получается? В госзакупках появилось лицо, которое играет ключевую роль между заказчиком и поставщиком? Несомненно, да. Теперь возникнет еще одна проблема в госзакупках — добросовестность операторов электронных площадок. Да-да, именно добросовестность! Однозначно: если есть ответственность, то будет и нарушение.

Возникновение различного рода проблем в отношении действий (бездействий) операторов электронных площадок неизбежно. Например, где гарантия, что один из поставщиков не позвонит другому поставщику и «не предложит» отозвать свою заявку? Нигде. А кто в ответе за конфиденциальность сведений? Оператор электронной площадки. Мириться с нарушениями – дело уже каждого участника размещения заказа. Но не нужно забывать о том, что действия (бездействие) оператора электронной площадки можно обжаловать так же, как и действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки допускается в любой момент проведения процедуры госзаказа.

Положение о возможности обжалования в любое время было специально введено в ФЗ № 94-ФЗ одновременно с введением новых электронных аукционов. При этом ФЗ № 94-ФЗ допускает обжалование действия (бездействие) оператора электронной площадки и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.

Самое главное, во-первых, не запутаться в сроках обжалования.

«Общий» срок обжалования – не позднее 10 дней со дня размещения на электронной площадке:

  • протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся;
  • протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

Обжалование действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанного с проведением открытого аукциона в электронной форме, допускается в течение тех же 10 дней.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в электронном аукционе.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении государственного или муниципального контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или муниципального контракта.

Федеральный закон № 94-ФЗ устанавливает и «специальный» срок обжалования относительно действий (бездействий) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке. Такой срок составляет 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействий).

Во-вторых, необходимо четко разграничивать, что проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществляются исключительно в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России.

Поэтому, если поступит обращение либо жалоба от участника размещения заказа на действия (бездействие) оператора электронной площадки в территориальный орган ФАС России, то такой орган по подведомственности передаст такое обращение либо жалобу в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом ФАС России.

Проведение же проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, также остается за территориальными органами ФАС России.

И последнее, если все же по тем или иным причинам не удалось подать жалобу и истекли сроки обжалования, то дальнейшее обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки возможно осуществить только в судебном порядке.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

10.10.2010 г.

Вы хотите научиться работать на электронных площадках и правильно проводить аукционы в электронной форме? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.

Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность приема заявок

Я уже писал про Системный сбой электронных площадок.

Очередная история про то, как участник открытого аукциона, который проводился на ОАО «Единая электронная торговая площадка» по техническим причинам не смог сделать шаг аукциона.

РЕШЕНИЕ

рассмотрев жалобу ООО «АВТО РГ» (далее – Заявитель) на действия ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее – Заказчик) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание транспортных услуг Госинспекции по недвижимости по обслуживанию легковыми автомобилями с водителями в 2011 году (далее–Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона в электронной форме.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что 13.12.2010 при проведении Аукциона в электронной форме ООО «АВТО РГ» не смогло подать следующее ценовое предложение в связи с тем, что произошел технический сбой системы работы Оператора электронной площадки.

Читайте также:  Проведение экспертизы результатов по контракту силами заказчика по 44 ФЗ

Представитель Оператора электронной площадки согласился с доводами, представленными Заявителем, и в своих пояснениях указал, что 13.12.2010 у Оператора электронной площадки зафиксирован технический сбой, в результате чего у Заявителя возникли технические ограничения при подаче ценовых предложений.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:

13.12.2010 Заявитель принял участие в Аукционе в электронной форме. Однако, при направлении предложения о цене государственного контракта возник технический сбой в работе Оператора электронной площадки, а именно: Заявитель во время проведения Аукциона не смог подать следующее предложение о цене контракта в соответствии со статьей 41.10 Закона о размещении заказов.

Представитель Оператора электронной площадки на заседание Комиссии пояснил, что 13.12.2010 на сайте электронной торговой площадки произошел технический сбой, вследствие которого у участников Аукциона в электронной форме не было возможности подачи предложений о цене контракта.

Согласно части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.

Таким образом, Оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, что является нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

1. Признать жалобу ООО «АВТО РГ» обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.

3. Выдать Оператору электронной площадки, Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.12.2010 по делу № К–1537/10 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законодательством порядке.

ПРЕДПИСАНИЕ

на основании решения от 23.12.2010 года по делу № К-1613/10, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «АВТО РГ» (далее – Заявитель) на действия ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее – Заказчик) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание транспортных услуг Госинспекции по недвижимости по обслуживанию легковыми автомобилями с водителями в 2011 году (далее – Аукцион в электронной форме), содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предписывает:

1. Оператору электронной площадки отменить протокол проведения Аукциона MOS16111080119, разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола проведения Аукциона MOS16111080119, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе и Заказчика об отмене протокола проведения Аукциона MOS16111080119.

2. Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе MOS16111080119 (далее – Протокол рассмотрения вторых частей заявок), размещенного на электронной площадке.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность отмены Заказчиком, Аукционной комиссией протокола рассмотрения вторых частей заявок, разместить на электронной площадке информацию об отмене Протокола рассмотрения вторых частей заявок, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе от отмене Протокола рассмотрения вторых частей заявок.

4. Заказчику разместить на электронной площадке информацию о дате проведения Аукциона. Оператору электронной площадки разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона. При этом срок проведения Аукциона в электронной форме должен составлять не ранее 1 и не позднее 3 рабочих дней с момента размещения информации о дате и времени проведения Аукциона.

5. Оператору электронной площадки уведомить всех участников, подавших заявки на участие в Аукционе и Заявителя о дате и времени проведения Аукциона не позднее трех дней с момента размещения информации о дате и времени проведения Аукциона.

6. Оператору электронной площадки, Заказчику осуществить проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учетом решения Комиссии ФАС России от 23.12.2010 № К-1613/10.

7. Оператору электронной площадки, Заказчику продолжить проведение процедуры Аукциона, начатой 13.12.2010, с момента объявления последнего (минимального) предложения о цене контракта, 4 125 000.00 рублей.

8. В случае отсутствия при продолжении проведения процедуры Аукциона предложений от участников Аукциона о снижении указанного в пункте 7 настоящего предписания размера последнего (минимального) предложения о цене контракта признать победителем Аукциона ООО «Транс-Люкс».

9. Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 17.01.2011 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (499) 254-83-00 и электронной почте по адресу: rakhmedov@fas.gov.ru

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сбой торговой площадки. Как отстаивать свои права

Работа оператора ЭТП призвана обеспечить равенство среди участников закупок и предотвратить возможную «излишнюю лояльность» заказчиков к тем или иным участникам размещения заказа. Оператор ЭТП является своеобразным буфером между заказчиками и поставщиками, осуществляющим, в числе прочих, функцию по пересылке подписанных электронной подписью заявок.

Как уже было сказано выше, в работе ЭТП иногда происходят сбои. Причины могут быть различными: DDos-атаки, перегрузки, связанные с пиком размещения заказов, внутренние технические проблемы и т.д.

Следует заметить, что если вы не смогли зайти на площадку, сформировать, подписать или подать заявку, то, в большинстве случаев, это связано с неверными настройками компьютера или другими техническими проблемами несостоявшегося участника размещения заказа. В этой статье мы постараемся объяснить, что делать в остальных случаях.

Что делать, если сбой ЭТП коснулся вас

Согласно пункту 3.9. главы 3 Приложения к административному регламенту, утвержденному Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2012 г. N 498, жалобы на действия (бездействие) оператора ЭТП, в том числе связанные с аккредитацией участника размещения заказа на ЭТП, рассматривает Федеральная антимонопольная служба России. Следовательно, жалобу на действия оператора ЭТП следует направлять сразу в ФАС России, вне зависимости от подведомственности и территориального расположения заказчика.

Действие (бездействие) оператора ЭТП, в результате которого пострадали ваши интересы, нужно зафиксировать для дальнейшего использования в ФАС в качестве доказательства произошедшего.

Лучший и самый удобный способ доказать наличие технических проблем ЭТП в момент попытки совершить необходимые действия – это сделать снимок экрана ( скриншот ). В любой непонятной, странной, вызывающей подозрение ситуации нужно делать скриншоты. Чем больше снимков экрана с разными вариациями сообщений системы вы сделаете, тем больше у вас будет шансов доказать свою правоту.

Кроме того, не лишним будет сделать скриншот сообщения, автоматически формируемого ЭТП при подаче заявки, даже если всё проходит без сбоев. Сформировали заявку – сохраните скриншот списка прикрепленных документов. Подали ценовое предложение – зафиксируйте и сохраните максимум информации о ходе торгов. Стоит взять в привычку фиксировать все финальные и существенные промежуточные действия, совершаемые на ЭТП.

В августе 2013 года произошёл сбой на одной из площадок, в результате которого пользователи по всей России в течение длительного времени не могли зайти на эту площадку, подать заявку, принять участие в аукционах и т.п. Вроде бы ситуация ясна, и оператор признал возникновение технических проблем. Однако вразумительных объяснений, что будет сделано для восстановления прав тех, кто не смог совершить какие-либо действия и упустил возможную прибыль, не последовало. Федеральная антимонопольная служба была засыпана жалобами на действия (бездействие) оператора ЕЭТП. Тысячи заказов и десятки тысяч участников размещения заказов по всей России пострадали за время сбоя. При этом не все смогли доказать, что обжалуемые ими действия произошли по вине оператора ЕЭТП.

В качестве контраргумента представители оператора площадки приводили недостаточную информативность предоставленных участниками доказательств: на одних скриншотах не видно ошибки, выдаваемой браузером при попытке посетить площадку, на других – сообщение системы не говорит однозначно о проблемах с площадкой, а не с браузером или интернетом участника, где-то не видно времени, где-то указана не та версия браузера…

Каков же исчерпывающий список информации, которую должны отображать скриншоты участника, прикладываемые в качестве доказательства обоснованности жалобы? Ответим так, скриншот должен отображать:

  • Саму ошибку, в результате которой не удалось совершить действие
  • Адрес площадки, на которую вы пытаетесь попасть
  • Время и дату на компьютере участника

    Подтверждение наличия доступа в интернет на компьютере участника

    Подтверждение соответствия версии браузера участника, требуемой для работы с площадкой

    Как видно на примере, поместить всю необходимую информацию на один скриншот довольно трудно, при этом каждый из скриншотов должен содержать максимум информации.

  • Ссылка на основную публикацию