Оплата контракта на проведение ремонтных работ исполнителю, применяющему УСН по 44 ФЗ

Оплата контракта на проведение ремонтных работ исполнителю, применяющему УСН по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

В электронном аукционе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) выиграл подрядчик, который применяет УСН. По условиям закупки предусмотрена оплата контракта по цене 2 млн. руб. с НДС. Контрактом и прилагаемой к нему сметой предусмотрена оплата контракта по цене 2 млн. руб. с НДС. По результатам выполнения работ подрядчик представил заказчику сметный расчет на сумму 2 млн. руб. без НДС. Однако заказчик полагает, что сметный расчет с применением УСН за минусом НДС должен быть составлен на сумму 1,9 млн. руб., соответственно, оплата по контакту должна быть только 1,9 млн. руб. Правомерны ли требования заказчика об уменьшении цены контракта в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации выполненные работы, предусмотренные контрактом, подлежат оплате по установленной в контракте цене в 2 млн. руб. Требования заказчика об уменьшении этой цены до 1,9 млн. руб. неправомерны.

Обоснование позиции:
Контракт по итогам электронного аукциона в силу прямого указания ч. 10 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт по итогам соответствующей процедуры (в отношении аукционов смотрите также ч. 4 ст. 68, ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). То же в отношении контрактов, заключаемых по результатам конкурсов, запроса предложений, следует из положений п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, положений об оценке заявок ст. 32 Закона N 44-ФЗ, а также п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 54 и ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 34, ч. 18 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий (включая условие о цене) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самими ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. При этом все нормы ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, допускающие изменение цены контракта, допускают такое изменение только по соглашению сторон. Таким образом, в силу общего принципа цена контракта определяется предложением участника закупки, с которым заключается такой контракт.
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Предъявление НДС к уплате заказчику (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодательством. Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию – источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).
В случаях, когда условия извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проекта контракта предусматривают формирование цены с учетом НДС, возникает вопрос об определении условия о цене и порядке исполнения контракта. На наш взгляд, указание в тексте договора (контракта) на то, что цена контракта “включает НДС” или установлена “без учета НДС”, по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Причем, как отмечено выше, требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон контракта. Иными словами, цена контракта, предложенная контрагентом, должна включаться в текст контракта как установленная “с учетом НДС” или “без учета НДС” в зависимости от того, является ли этот контрагент плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Из этого также вытекает, на наш взгляд, что само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а только указанием на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более – на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.
Ни одна из указанных норм не позволяет заказчику изменить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предусмотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика. Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Приведенные в вопросе обстоятельства о наличии такого основания не свидетельствуют.
Таким образом, ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет. В рассматриваемом случае, независимо от наличия в контракте или смете указания на то, что цена работ включает НДС, а также от применяемой подрядчиком системы налогообложения, заказчик должен оплатить работы по цене, определенной контрактом, и не вправе уменьшить размер оплаты на сумму НДС. Изложенное подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов: смотрите, например, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679, от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4244, от 29.03.2017 N Д28и-1336, от 21.03.2017 N ОГ-Д28-3143, от 14.03.2017 N ОГ-Д28-2903, от 10.03.2017 N Д28и-1391, от 01.03.2017 N Д28и-1238, от 19.01.2017 N Д28и-220, от 20.11.2014 N Д28-2549, от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, от 18.12.2015 N Д28и-3785, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 21.09.2017 N 24-01-10/61203, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970, от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, от 05.09.2014 N 03-11-11/44793. Такой же позиции придерживаются суды, подчеркивая в принятых решениях, что применение контрагентом упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4621/17, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/16, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 19АП-571/16, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 N 04АП-1836/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 N 13АП-12866/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 N 13АП-24447/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 N 05АП-6632/15).
Таким образом, если в приведенной ситуации работы подрядчиком выполнены полностью и приняты заказчиком без замечаний, они должны быть оплачены по цене, предусмотренной контрактом: 2 млн. руб. с НДС, несмотря на то, что подрядчик находится на УСН. В сметном расчете и актах выполненных работ, в том числе в формах NN КС-2, КС-3, должна быть отражена стоимость работ в соответствии с условиями контракта на сумму 2 млн. руб. без учета НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

9 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках. И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

Содержание:

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/ .

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300, Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В такой ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этого мнения придерживается Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфин России в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741, а также ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

Письмо ФАС

“…Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством Заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов , не являющегося плательщиком такого налога…”

Исходя из содержания данного письма следует, что организации или ИП, применяющие УСН, находятся в более выгодном положении, нежели участники на ОСНО.

Читайте также:  Величина изменения цены госконтракта по 44 ФЗ при увеличении (уменьшении) количества товара, объема работы или

Пример:

Представьте себе такую ситуацию, поданы две заявки на участие в запросе котировок. Одна заявка подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 000 рублей, а вторая подана участником на ОСНО с ценой 120 000 рублей. включая НДС.

Победителем запроса котировок признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, то есть участник на УСН с ценой контракта — 110 000 рублей.

Однако если бы не НДС, то цена второго участника была бы ниже, чем цена, предложенная первым участником. Без учета НДС цена второго участника составляет 100 000 рублей.

Стоит отметить, что сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди Заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Письмо Минфина

“…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…”.

Письма Минэкономразвития

“…контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере…”

Письмо ФНС

«В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб».

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.»

Мнение судей по вопросу НДС

Однако мнения судей с вышеприведенными решениями не совпадают. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 были приняты решения в пользу Заказчика, оплатившего поставщику (подрядчику, исполнителю) работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот небольшая выдержка из этого решения:

“…Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № ВАС — 1045/12 и п.5 ст. 173 НК РФ, установлено, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации в независимости от применяемой системы налогообложения. Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным судом Российской Федерации (в определении от 26.06.2015 по делу № 306-КГ-7929). Включение НДС в аукционную документацию является правом Заказчика, которое он реализовал при составлении аукционной документации…”

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПОРАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА

Примечание. В 2014 г. размещение заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о заказах или направлены приглашения принять участие в них (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).

Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

Подробнее о правовой проблеме

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) устанавливает, что контракт по результатам размещения заказа заключается по цене, предложенной победителем торгов, запроса котировок. Изменение этой цены не допускается. Таким образом, заказчик обязан заключить контракт по цене, предложенной победителем, независимо от используемой им системы налогообложения.

Вместе с тем, если контракт заключен с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), заказчик может столкнуться с проблемой при оплате стоимости такого контракта. Это связано с тем, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом в том числе НДС, а лица, применяющие УСН, не являются плательщиками данного налога (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

В одних случаях на этапе приемки и оплаты выполненных работ заказчики удерживают денежные средства в размере НДС, считая, что основания для его уплаты контрагенту отсутствуют. В других случаях заказчики, полностью уплатив цену контракта, обращаются в арбитражный суд с требованием о взыскании с контрагента неосновательного обогащения в размере уплаченного НДС.

1. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если налог в ней не выделен? >>>Подход арбитражных судовДействия неправомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>2. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в акте сдачи-приемки товаров (работ, услуг) указана их стоимость, равная цене контракта за вычетом налога? >>>Подход арбитражных судов 1Действия правомерны >>>Подход арбитражных судов 2Действия неправомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>3. Правомерно ли удержание денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в ней выделена сумма налога? >>>Подход арбитражных судовДействия правомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>4. Подлежат ли удовлетворению требования заказчика о взыскании с лица, применяющего УСН, суммы НДС, если заказчик полностью уплатил такому лицу цену контракта, в котором НДС не выделен? >>>Подход арбитражных судовТребования заказчика не подлежат удовлетворению >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>

1. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если налог в ней не выделен?

Внимание! В отношении порядка оплаты цены контракта существуют разъяснения ФАС России (Письмо ФАС России от 06.10.2011 N АЦ/39173) и Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 27.09.2010 N Д22-1740), согласно которым заказчик обязан заключить и оплатить контракт по цене победителя торгов независимо от применяемой им системы налогообложения.

В свою очередь, Минфин России в Письмах от 28.12.2011 N 02-11-00/6027 и от 26.01.2012 N 03-07-11/21 указал на то, что при оплате товаров (работ, услуг) в рамках контракта, который заключен с победителем торгов, применяющим УСН, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится. Поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, установленной в контракте.

Подход арбитражных судов: Действия неправомерны.

Постановления ФАС Волго-Вятского округа >>>

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа >>>

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2012 по делу N А38-4507/2011

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: После выполнения работ в полном объеме подрядчик, применяющий УСН, представил заказчику акты сдачи-приемки работ на сумму, равную цене контракта. Такая цена определена без выделения в ней суммы НДС. Заказчик, ссылаясь на необоснованное использование подрядчиком повышающих коэффициентов, перечислил ему сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

Контракт заключается и исполняется по цене, предусмотренной заявкой на участие в торгах. Такая цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы о ее корректировке в зависимости от используемой системы налогообложения. Если участник торгов применяет УСН, то при оплате выполненных работ стоимость контракта не уменьшается на сумму НДС, работы оплачиваются по цене, указанной в контракте. Стоимость выполненных работ не превышает цену контракта, поэтому заказчик обязан оплатить их в полном объеме. Кроме того, между сторонами не заключалось соглашение об уменьшении стоимости работ.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2012 по делу N А28-4981/2011 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-8559/12))

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: После выполнения работ в полном объеме подрядчик, применяющий УСН, представил заказчику акты сдачи-приемки работ на сумму, равную цене контракта. Такая цена определена без выделения в ней суммы НДС. Заказчик, ссылаясь на необоснованное использование подрядчиком повышающих коэффициентов, перечислил ему сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

При буквальном толковании условий контракта суды установили, что цена контракта определена без учета НДС. В соответствии с Законом N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Доказательств того, что работы выполнены в меньшем объеме, заказчик не представил. Их стоимость не превышает цены контракта.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2011 по делу N А53-10523/2010

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: Подрядчик перешел на УСН после заключения контракта до сдачи заказчику результатов работ. Работы по контракту выполнены им в полном объеме. Заказчик уплатил подрядчику сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

Основанием для оплаты работ является их выполнение подрядчиком и принятие заказчиком. Подписание сторонами актов приемки работ без замечаний влечет возникновение у заказчика обязательства оплатить полную стоимость работ. Судами принято во внимание то, что в контрактах не указано, каким образом рассчитана их стоимость: с НДС или без него. Суд апелляционной инстанции также учел, что в Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

2. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в акте сдачи-приемки товаров (работ, услуг) указана их стоимость, равная цене контракта за вычетом налога?

Читайте также:  Заключение контракта по 44 ФЗ с победителем электронного аукциона при указании победителем в протоколе разногласий

Подход арбитражных судов 1: Действия правомерны.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2012 по делу N А74-741/2012

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: Работы по контракту выполнены подрядчиком, применяющим УСН. Заказчик уплатил ему сумму, указанную в акте сдачи-приемки работ (цена контракта за вычетом НДС).

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Подрядчику в удовлетворении требований отказано.

Судом апелляционной инстанции установлено, что контрактом определен порядок расчетов между сторонами — за фактически выполненные работы на основании актов сдачи-приемки работ. Оплата работ в размере, указанном в акте, заказчиком произведена. С учетом того, что подрядчик применяет УСН, стоимость работ правомерно не увеличена на сумму НДС. Ссылка подрядчика на то, что разница между ценой контракта и сметной стоимостью работ считается экономией, необоснованна, поскольку НДС не является материальным ресурсом, затрачиваемым при проведении работ.

Подход арбитражных судов 2: Действия неправомерны.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2010 по делу N А05-20849/2009

Требование исполнителя: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: На основании акта сдачи-приемки работ и счета-фактуры заказчик уплатил исполнителю сумму, равную цене контракта за вычетом НДС. Также стороны заключили соглашение о расторжении контракта «в части уплаты НДС».

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования исполнителя удовлетворены.

Контракт заключается и исполняется по цене, предусмотренной заявкой на участие в торгах и документацией о торгах. В Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы об изменении цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Если участник торгов не является плательщиком НДС, при оплате выполненных работ цена контракта не уменьшается на сумму налога, работы оплачиваются по цене, указанной в контракте. Соглашение о расторжении контракта не учтено судами, поскольку не предусматривает изменения его цены.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

3. Правомерно ли удержание денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в ней выделена сумма налога?

Подход арбитражных судов: Действия правомерны.

Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2011 по делу N А40-477/11-67-4

Требование поставщика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате поставленного товара.

Обстоятельства дела: Контракт исполнен поставщиком, применяющим УСН, в полном объеме. Заказчик уплатил поставщику сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Поставщику в удовлетворении требований отказано.

Поставщик был надлежащим образом осведомлен о порядке формирования цены контракта, в том числе о включении в нее НДС. Судами установлено, что в результате преддоговорного спора поставщик согласился заключить контракт, в котором выделен НДС. При таких условиях требование поставщика противоречит условиям контракта.

Судами принято во внимание то, что заказчик является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. В связи с этим не выплаченная поставщику сумма НДС остается в федеральном бюджете, в который и должна была поступить, если бы была уплачена поставщику.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

4. Подлежат ли удовлетворению требования заказчика о взыскании с лица, применяющего УСН, суммы НДС, если заказчик полностью уплатил такому лицу цену контракта, в котором НДС не выделен?

Подход арбитражных судов: Требования заказчика не подлежат удовлетворению.

Примечание. Арбитражные суды могут не принимать во внимание специфику правового регулирования определения цены контракта в соответствии с Законом N 94-ФЗ. В связи с этим уплата заказчиком цены контракта полностью (без удержания НДС) может быть признана нарушением бюджетного законодательства (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2011 N Ф09-1804/11-С1).

Если по условиям контракта в его цену включен НДС, расходование заказчиком денежных средств на уплату поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему УСН, суммы НДС может быть признано арбитражными судами нарушением бюджетного законодательства (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2011 N А10-3002/2010, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2011 по делу N А40-131937/10-59-1153).

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа >>>

Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда >>>

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 по делу N А53-17385/2011

Требование заказчика: взыскать с подрядчика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и подрядчиком, применяющим УСН, заключен контракт, в цене которого НДС не выделен. Выполненные работы оплачены заказчиком в полном объеме. На основании решения органа финансового контроля о завышении стоимости контракта на величину НДС заказчик обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт заключается по цене, предложенной победителем торгов, независимо от применяемой им системы налогообложения. Документацией о торгах не предусмотрена зависимость цены контракта от системы налогообложения, используемой подрядчиком. Корректировка заказчиком цены контракта, которая предложена участником торгов, применяющим УСН, не допускается.

Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой (п. 1 ст. 746 ГК РФ). Если фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении стоимости работ, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, установленной контрактом, при условии, что полученная экономия не повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ).

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 по делу N А53-17304/2011

Требование заказчика: взыскать с подрядчика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и подрядчиком, применяющим УСН, заключен контракт. Выполненные работы заказчиком оплачены. На основании решения органа финансового контроля о завышении стоимости контракта на величину НДС заказчик обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в заявке победителя и в документации о торгах. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Поскольку НДС не включен в стоимость, указанную в актах приемки работ, ссылка заказчика на неосновательное обогащение отклонена. Указание в документации о торгах на НДС не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 N 09АП-2556/2011-ГК

Требование заказчика: взыскать с поставщика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и поставщиком, применяющим УСН, заключен контракт. Товар поставлен в полном объеме и оплачен заказчиком.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт заключается по цене победителя торгов независимо от применяемой им системы налогообложения. Обязанность по оплате поставленной продукции в соответствии с условиями контракта не поставлена в зависимость от того, является ли поставщик плательщиком НДС.

В заявке поставщика указано, что он применяет УСН. Следовательно, заказчик, заключая контракт, должен был знать об отсутствии у поставщика обязанности по уплате НДС. Оформляя платежные документы, в которых было указано «НДС не облагается», заказчик согласился с тем, что в состав цены контракта не включена сумма налога.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

Возможные последствия действий заказчика

в зависимости от их квалификации

Квалификация действий заказчика

Возможные последствия при установлении нарушения арбитражным судом

Удержание заказчиком НДС при уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему УСН, цены контракта может быть признано нарушением условий контрактаВзыскание с заказчика суммы долга в пользу поставщика (подрядчика, исполнителя), а также применение штрафных санкций в соответствии с условиями контракта

Сводную информацию о размерах административных штрафов за нарушения в сфере госзакупок см. в Практическом пособии по размещению госзаказа.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

Порядок и сроки оплаты по 44-ФЗ: примеры административной практики

При формировании условий об оплате по контракту заказчику необходимо учитывать положения 44-ФЗ и гражданского законодательства. Шаг вправо, шаг влево – нарушение. Разберем ключевые моменты по срокам с учетом судебной практики и позиции контролеров.

В Школе электронных торгов состоялся вебинар, посвященный практическим вопросам сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ, начисления неустоек. Светлана Сафина, эксперт, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ рассказала, как правильно определить сроки оплаты по контрактам, прокомментировала ключевые моменты, о которых вы узнаете из этой статьи.

Порядок оплаты по контракту по 44-ФЗ. Примеры нарушений

Заказчик объявил аукцион на поставку и установку водогрейных котлов. Оплата установлена в два этапа:

  1. В течение 10 дней с момента подписания акта приемки выполненных работ на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату, подписанных сторонами актов выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 за счет средств бюджета Листвянского муниципального образования.
  2. Оплата в размере оставшейся суммы до 31 декабря 2016 года на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату за счет средств бюджета Иркутской области при условии их поступления в бюджет Листвянского МО
Номер делаСитуацияВыводы контролеров
Решение УФАС по Республике Коми от 27.06.2017 № 04-02/6130Заказчик проводил закупку ремонтных работ, ограничив участие СМП/СОНО. При этом установил срок оплаты выполненных работ — 30-дней после подписания акта приемкиНарушение контрактного законодательства. Срок оплаты по контракту с СМП/СОНО — 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
Решение Иркутского УФАС от 09.10.2017 № 1021Заказчики планируют закупки после того, как до них довели объем прав в денежном выражении. Контракты заключают по плану-графику и оплачивают в пределах лимитов бюджетных обязательств. Закупку не могут спланировать и провести, если лимитов нет. Поэтому условие о наличии средств в бюджете противоречит правилам контрактной системы
Решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017Учреждение объявило аукцион на работы по строительству автодороги. В проекте контракта установлен срок оплаты — 30 дней после того, как подпишут акт приемки, однако с уточнением, что срок оплаты определяет дата, когда проведут платежные документы через казначействоКонтролеры указали, что проект контракта нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ
Решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17Комитет по госзаказу объявил аукцион на ремонт автодороги. По условиям контракта платежи проводятся в пределах лимитов бюджетных обязательств. В примечании указали, что лимиты могут изменять в соответствии с законом о бюджете и госпрограммой по развитию транспортной сети и дорожного хозяйства. Текущий платеж — в течение 30 дней после подписания акта КС-2 и справки КС-3. Окончательный расчет — в течение 30 дней после ввода объекта в эксплуатациюОтсчитывать срок надо не с момента ввода объекта в эксплуатацию. Проект контракта содержит два разных срока оплаты с подрядчиком
Решение Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 ТКазенное учреждение установило срок оплаты по государственному контракту на выполнение подрядных работ в течение 30 банковских дней с момента подписания актов по форме № КС-3, КС-2Такой срок выходит за пределы максимально допустимого срока. Автор вебинара Светлана Сафина обращает внимание: «Такая ситуация не всегда приводит к нарушению, поскольку участники вправе сделать запрос, что понимать оплатой в течение 30 банковских дней. Если заказчик уточнит, что подразумевал календарные дни и внесет изменения в документацию, то закупка будет продолжена. Но, видимо, в этом конкретном случае запроса не было, и суд посчитал формулировку в 30 банковских дней недопустимой»
Решение, предписание Марийского УФАС от 16.11.2017 № 02-02/57-17МОУ «Вятская СОШ» проводился электронный аукцион на капитальный ремонт кровли. Срок оплаты установлен — 10 банковских дней со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 годаСрок оплаты в банковских днях нельзя устанавливать с неправомерным моментом их отсчета. Условие «со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 года» контролеры признали нарушением
Решение Мурманского УФАС от 14.08.2017 № 06-10/17-225МКУ Управление муниципальных закупок Ковдорского район объявило закупку на выполнение работ по благоустройству дворовой территории в городе Ковдор в 2017 году. Условия контракта обязывали заказчика оплатить работы подрядчику после того, как он погасит начисленную неустойку. Контракт позволял заказчику удержать штрафы и пени из платежа в бесспорном порядкеЖалоба не обоснована. Комиссии УФАС заказчик пояснил в письме, что этот порядок не отменяет установленный в проекте контракта 30-дневный срок

Обучение по 44-ФЗ: «Управление государственными и муниципальными закупками» (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ дистанционно в Школе электронных торгов.

НДС в контракте с участником на УСН

На вебинаре про практические вопросы сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ ведущая Светлана Сафина также рассказала, как быть с ценой контракта «в том числе НДС 18%», если победитель применяет упрощенную систему налогообложения.

В качестве цены контракта, предлагаемой участником, должна приниматься сумма, указанная в качестве цены в заявке такого участника независимо от того, какая им применяется система налогообложения и включает ли эта сумма НДС или нет. Таким образом, цена не должна быть пересчитана в зависимости от режима налогообложения, применяемого участником закупки и, тем более, возможного к применению в будущем. Такая позиция подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, от 05.09.2014 № 03-11-11/44793, от 02.11.2017 № 03-07-11/72354, писем Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, от 18.12.2015 № Д28и-3785.

В ситуациях, когда проект контракта содержит условие «Цена контракта определена по результатам _________ в размере _______, в том числе 18% НДС», суды поддерживают позицию заказчика (постановление Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-19373/2017 от 17.04.2017 по делу № А65-15040/2016, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 по делу № 306-КГ15-7929).

Оплата контракта на проведение ремонтных работ исполнителю, применяющему УСН по 44 ФЗ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 мая 2019 года N 24-01-07/34829

Информационное письмо по вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) в части заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения, Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

Вместе с тем сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.

Законом о контрактной системе в сфере закупок не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.

При этом в соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрос на предоставление ценовой информации может содержать, в том числе описание объекта закупки, исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, сроки предоставления ценовой информации, а также указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.

По мнению Минфина России, при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена.

Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

Вместе с тем подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Дополнительно отмечаем, что пунктами 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость эти суммы налога подлежат уплате в бюджет в полном объеме.

Пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

НДС в контракте

Один из самых актуальных вопросов при заключении государственного контракта – учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, поставку товара или оказание услуг.

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником государственных торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. в форме индивидуального предпринимателя. Законом также не установлены ограничения для формы налогообложения, которую использует поставщик. Участниками госзаказа могут стать организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, т.е. УСНО, ЕНВД и т.д.

НДС – налог на добавленную стоимость, который включается в стоимость реализуемого товара, работы или услуги и уплачивается в пользу государства в федеральный бюджет.

Стандартная ставка налога равна 20%, но также существуют отдельные виды товаров для которых применяется ставка налога в 10% и 0%.

► Видео: что делать если в контракте указан НДС?

44-ФЗ – НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС. В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика. Например, жалоба № 197/КС, несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным.

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

на неправомерные требования Заказчика

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость . Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта. Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к. это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией. Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

Примечание: пример рассмотрения подобной жалобы и решение в пользу Заказчика можно найти здесь.

НДС в контракте для УСН

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость – вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 20%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум – с целью подписать договор без учета налога, и как минимум – отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

©ООО МКК “РусТендер”

Читайте также:  Указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемых товаров по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию