Определение и обоснование НМЦК при закупке медицинских изделий по 44 ФЗ

Определение и обоснование НМЦК при закупке медицинских изделий по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий” (подготовлен Минздравом России 05.11.2019)

Досье на проект

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2019 г. N 847 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3596) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий.

2. Настоящий приказ не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего приказа.

МинистрВ.И. Скворцова

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от “___” _____________ 2019 г. N ___

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий

1. Настоящий Порядок определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги (далее – НЦЕ) при осуществлении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом, при необходимости, затрат на приобретение расходных материалов (изделий или материалов, расходуемых при использовании медицинского изделия и обеспечивающих проведение медицинских манипуляций в соответствии с функциональным назначением медицинского изделия, сведения о которых содержатся в документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие) и (или) технического обслуживания на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия.

2. Начальная цена единицы товара, работы, услуги (медицинского изделия, расходного материала и (или) услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия) устанавливается посредством применения методов, предусмотренных пунктами 1, 3 и 5 части 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), с учетом анализа следующих источников:

а) реестра контрактов, заключенных заказчиками, в части информации о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации по исполненным за 12 месяцев, предшествующих дате расчета НЦЕ и НМЦК, контрактам, исполнение по которым завершено (в том числе, в связи с истечением срока действия контракта или расторжением контракта), и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вне зависимости от даты заключения контракта и способа закупки;

б) предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), содержащих информацию о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации, полученные с использованием общедоступной информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информации, полученной в результате размещения не менее чем 3 запросов цен товаров, работ, услуг в Единой информационной системе в сфере закупок.

3. Начальная цена единицы каждого медицинского изделия, расходного материала и технического обслуживания на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия определяется заказчиком как минимальное значение, рассчитанное им с одновременным применением методов, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.

4. Расчет начальной цены единицы медицинского изделия, для которого в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) не предусмотрено использование расходных материалов и проведение технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации, осуществляется по формуле:

i – позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(1) (далее – КТРУ) соответствующая закупаемому медицинскому изделию, сведения о которой содержатся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС);

НЦЕi – начальная цена единицы i-ой позиции медицинского изделия;

ЦМИi – цена единицы i-ой позиции медицинского изделия;

ЦМИi указывается с учетом НДС (для медицинских изделий, облагаемых НДС).

5. Расчет начальной цены единицы медицинского изделия и расходных материалов в период гарантийного срока его эксплуатации, в соответствии с данными, указанными в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), осуществляется по формуле:

i – позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) соответствующая закупаемому медицинскому изделию, сведения о которой содержатся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС);

НЦЕi – начальная цена единицы i-ой позиции медицинского изделия с учетом стоимости расходных материалов на период гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия;

ЦМИi – цена единицы i-ой позиции медицинского изделия;

СРМi – стоимость всех необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в гарантийный срок его эксплуатации.

Расчет стоимости всех необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в гарантийный срок его эксплуатации, осуществляется по формуле:

СРМy – стоимость расходного материала y-ой позиции для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в пересчете на 1 год гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия;

М – гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, в годах;

y – позиция КТРУ (при наличии), соответствующая закупаемому расходному материалу, сведения о которой содержатся в ЕИС; а в случае отсутствия позиции КТРУ – позиция, соответствующая коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее – ОКПД2) с учетом соответствия описания расходного материала согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе;

k – количество позиций расходных материалов, закупаемых для медицинского изделия i-ой позиции.

Объем СРМi указывается с учетом оказываемого учреждением объема медицинской помощи, в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи.

ЦМИi и СРМi указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов облагаемых НДС).

6. Расчет начальной цены единицы медицинского изделия и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации, в соответствии с данными, указанными в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), осуществляется по формуле:

i – позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) соответствующая закупаемому медицинскому изделию, сведения о которой содержатся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС);

НЦЕi – начальная цена единицы i-ой позиции медицинского изделия с учетом стоимости расходных материалов на период гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия;

ЦМИi – цена единицы i-ой позиции медицинского изделия;

СТОg – стоимость технического обслуживания для i-ой позиции медицинского изделия в пересчете на 1 год гарантийного срока его эксплуатации;

М – гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, в годах;

g – позиция КТРУ (при наличии), соответствующая услуге по техническому обслуживанию закупаемого медицинского изделия i-ой позиции, сведения о которой (услуге) содержатся в ЕИС; а в случае отсутствия позиции КТРУ – позиция, соответствующая коду ОКПД2 с учетом соответствия описания услуги по техническому обслуживанию медицинского изделия i-ой позиции, согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

ЦМИi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий и технического обслуживания, облагаемых НДС).

7. Расчет начальной цены единицы медицинского изделия, расходных материалов и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации, в соответствии с данными, указанными в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), осуществляется по формуле:

i – позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) соответствующая закупаемому медицинскому изделию, сведения о которой содержатся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС);

НЦЕi – начальная цена единицы i-ой позиции медицинского изделия с учетом стоимости расходных материалов и технического обслуживания на период гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия;

ЦМИi – цена единицы i-ой позиции медицинского изделия;

СРМi – стоимость всех необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в гарантийный срок его эксплуатации;

СТОg – стоимость технического обслуживания для i-ой позиции медицинского изделия в пересчете на 1 год гарантийного срока его эксплуатации;

М – гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, в годах;

g – позиция КТРУ (при наличии), соответствующая услуге по техническому обслуживанию закупаемого медицинского изделия i-ой позиции, сведения о которой (услуге) содержатся в ЕИС; а в случае отсутствия позиции КТРУ – позиция, соответствующая коду ОКПД2 с учетом соответствия описания услуги по техническому обслуживанию медицинского изделия i-ой позиции, согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Расчет стоимости всех необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в гарантийный срок его эксплуатации, осуществляется по формуле:

СРМy – стоимость расходного материала y-ой позиции для i-ой позиции медицинского изделия, используемых в пересчете на 1 год гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия;

М – гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, в годах;

y – позиция КТРУ (при наличии), соответствующая закупаемому расходному материалу, сведения о которой содержатся в ЕИС; а в случае отсутствия позиции КТРУ – позиция, соответствующая коду ОКПД2 с учетом соответствия описания расходного материала согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе;

k – количество позиций расходных материалов, закупаемых для медицинского изделия i-ой позиции.

Объем СРМi указывается с учетом оказываемого учреждением объема медицинской помощи, в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи.

ЦМИi, СРМi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов и технического обслуживания, облагаемых НДС).

8. Расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществляется по формуле:

n – количество позиций закупаемых медицинских изделий;

НЦЕi – начальная цена единицы i-ой позиции медицинского изделия, определяемая в соответствии с пунктами 4 – 7 настоящего Порядка (по применимости);

Vi – количество (объем) i-ой позиции закупаемого медицинского изделия.

9. При осуществлении закупки у единственного поставщика, в соответствии с частью 4 статьи 93 Закона контрактной системе, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

10. При закупке медицинских изделий для которых установлено государственное регулирование цен*(2) и которые включены в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия*(3) (далее – Реестр цен) цена единицы закупаемого медицинского изделия (ЦМИ) не может превышать зарегистрированные предельные отпускные цены производителей на такие медицинские изделия, содержащиеся в Реестре цен, с учетом установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия (при наличии) и НДС (для медицинских изделий, облагаемых НДС).

11. В отношении медицинского изделия, для которого установлено государственное регулирование цен, и закупка которого признается несостоявшейся по причине отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска ни одной заявки, отклонении всех заявок, при объявлении следующей закупки в качестве ЦМИ принимается, при условии соблюдения положений Закона о контрактной системе, предельное (максимальное) значение цены, предусмотренное Реестром цен, для медицинского изделия из числа относящихся одновременно к одному виду номенклатурной классификации медицинских изделий*(4) и к соответствующей позиции КТРУ, с учетом установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия, и НДС (для медицинских изделий, облагаемых НДС).

12. В отношении медицинского изделия, для которого не предусмотрено государственное регулирование цен или для которого отсутствует зарегистрированная цена в Реестре цен, и закупка которого признается несостоявшейся по причине отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска ни одной заявки, отклонении всех заявок, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

13. В целях формирования НЦЕ и НМЦК в соответствии с настоящим порядком, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, расчетный гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, устанавливаемый заказчиком для закупки расходных материалов и (или) технического обслуживания, не может превышать трех лет (36 месяцев), где год (12 месяцев) принимается за 1,0.

14. В случае если количество поставляемых медицинских изделий и (или) расходных материалов и (или) объем работ (услуг) по техническому обслуживанию невозможно определить, заказчик вправе руководствоваться нормами, указанными в части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе.

*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 7, ст. 1084, № 23, ст. 3359, № 42, ст. 6158; 2018, № 17, ст. 2488).

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ведется в электронном виде на главной странице официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1517 «О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, №; 2,ст. 390, 2016, № 32, ст. 5115);

*(3) Реестр ведется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее – регистрирующий орган) в электронном виде и размещается на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (вместе с “Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам”, “Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения”) (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г № 24852) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 557н «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2014 г. № 35201)

Обзор документа

Минздрав разработал порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, и начальной цены единицы товара, работы, услуги при закупках медизделий.

Начальная цена единицы товара на период гарантийного срока эксплуатации медизделия будет устанавливаться посредством применения метода сопоставимых рыночных цен, тарифного и затратного метода. Также будут анализироваться реестр контрактов, заключенных заказчиками, и предложения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

Приведены формулы расчетов. Приведены особенности определения цен в зависимости от того, установлено ли их государственное регулирование.

Положения не будут применяться в отношении госзакупок товаров, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок до дня, когда данный приказ вступит в силу.

Особенности закупок медоборудования и медизделий и расходных материалов

Особенности расчета НМЦК

05.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект Приказа, который утверждает правила расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках медицинских изделий. Эта цена медицинского изделия, расходного материала или услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия устанавливается посредством применения методов, которые предусмотрены п. 1, 3 и 5 ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, с учетом анализа таких источников:

  • реестр контрактов в части информации о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации по исполненным за 12 месяцев до даты расчета НЦЕ и НМЦК, контрактам, исполнение по которым завершено (в том числе в связи с истечением срока действия контракта или расторжением контракта) и по которым нет неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, независимо от даты заключения контракта и способа закупки;
  • предложения поставщиков с информацией о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации, которые получены с использованием общедоступной информации о ценах на рынке по ч. 18 ст. 22 4-ФЗ, информации о рыночных ценах, которые получены по запросу заказчика у поставщиков, поставляющих идентичные товары, работы, услуги, и информации, которая получена в результате размещения не менее чем 3 запросов цен в ЕИС.
Читайте также:  Как подать жалобу на нарушения 223 ФЗ в антимонопольный орган

В п. 8 проекта Приказа указано, что эта цена рассчитывается по формуле:

В п. 4 проекта Приказа указано, что начальная цена единицы медизделия, для которого в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) не используются расходные материалы и не проводится техническое обслуживание в период гарантийного срока его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

В п. 5 проекта Приказа указано, что НМЦК медизделия и расходных материалов в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

А стоимость необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, которые используются в гарантийный срок его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

Объем СРМi указывается с учетом оказываемого учреждением объема медицинской помощи, по клиническим рекомендациями и стандартам оказания медицинской помощи.

ЦМИi и СРМi указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов, которые облагаются НДС).

В п. 6 проекта Приказа указано, что НМЦК медицинского изделия и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

ЦМИi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий и технического обслуживания, которые облагаются НДС).

В п. 7 проекта Приказа указано, что НМЦК единицы медицинского изделия, расходных материалов и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

А стоимость необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, которые используются в гарантийный срок его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

Объем СРМi указывается с учетом объема медицинской помощи, которая оказывается учреждением по клиническим рекомендациями и стандартам оказания медицинской помощи.

ЦМИi, СРМi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов и технического обслуживания, которые облагаются НДС).

Когда формируют НЦЕ и НМЦК по новому порядку, с учетом положений Бюджетного кодекса, расчетный гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, который устанавливается заказчиком для закупки расходных материалов или технического обслуживания, не превышает трех лет (36 месяцев), где год (12 месяцев) принимается за 1,0.

Если количество поставляемых медизделий или расходных материалов или объем работ (услуг) по техобслуживанию не определить, заказчик руководствуется нормами, которые указаны в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Вот еще правила, которые утверждены новым Приказом:

  1. В закупках у единственного поставщика по ч. 4 ст. 93 44-ФЗ заказчик определяет и обосновывает цену контракта в порядке, который установлен Законом о контрактной системе.
  2. В закупке медизделий, в которых есть госрегулирование цен и которые включены в госреестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, цена единицы закупаемого медицинского изделия (ЦМИ) не превышает зарегистрированные предельные отпускные цены производителей на такие медицинские изделия, которые есть в этом госреестре, с учетом предельных размеров оптовых надбавок, существующих в субъекте России, и фактических отпускных цен на эти медизделия (при наличии) и НДС (для медицинских изделий, которые облагаются НДС).
  3. Для медизделия, для которого установлено госрегулирование цен, и закупка которого признается несостоявшейся из-за отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска заявок, отклонения всех заявок, при объявлении следующей закупки в качестве ЦМИ принимается, при условии соблюдения положений 44-ФЗ, предельное (максимальное) значение цены, которое предусмотрено в госреестре цен, для медицинского изделия из числа относящихся одновременно к одному виду номенклатурной классификации медицинских изделий и к соответствующей позиции КТРУ, с учетом предельных размеров оптовых надбавок и фактических отпускных цен на эти медицинские изделия и НДС (для медицинских изделий, которые облагаются НДС).
  4. Для медизделия без госрегулирования цен или для которого нет зарегистрированной цены в госреестре, и закупка которого признается несостоявшейся из-за отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска ни одной заявки, отклонении всех заявок, заказчик изменяет план-график (при необходимости) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ (объект закупки не изменяется) или новую закупку по 44-ФЗ.

Особенности закупок медизделий по 44-ФЗ

В ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 указано, что медицинские изделия — инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой и с другими принадлежностями, которые нужны для применения этих изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медисследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Медизделия признаются взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава от 06.06.2012 № 4н утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 19 групп изделий, к примеру: анестезиологические, общебольничные, гастроэнтерологические, ортопедические.

Госрегистрацию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и выдает регистрационное удостоверение. Форма утверждена Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13.

Госзакупщику важно понимать, что законом запрещено производство и закупка МИ, не включенных в госреестр. Ознакомьтесь с ним бесплатно на сайте службы здравоохранения. Проводя закупку, заказчик обязан потребовать предоставить регистрационные удостоверения, техническую и эксплуатационную документацию для проверки соответствия поставляемого товара требованиям законодательства. Требования к этой документации утверждены Приказом Минздрава от 19.01.2017 № 11н.

Применяйте ограничения на допуск импортных изделий из Перечня № 1 и 2 по Постановления № 102 и для закупок стентов для коронарных артерий и катетеров, которые прописаны в п. 1 Постановления Правительства № 1469.

Ограничения допуска по Постановлению № 102 применяются и в закупках услуг, в рамках которых планируется приобрести медизделия. Это указано в п. 29 Обзора судебной практики № 2, который утвержден Президиумом ВС от 17.07.2019.

Собрали в таблицу правила применения ограничений в закупках медицинских изделий.

Не собирайте в одну закупку товары, которые есть в Перечень № 1 и отсутствуют в нем.

Укажите, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1.

Отклоните все заявки, которые предлагают поставить иностранные медицинские изделия (исключение — медицинские изделия из государств — членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документации;
  • содержат предложения о поставке товаров из стран — членов ЕАЭС;
  • не предлагают поставить один и тот же вид товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц.

Примените условия допуска, если товар есть в Перечне к Приказу № 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены.

Когда контракт исполняется, не меняйте товар на иностранный (не из государства — члена ЕАЭС) и производителя, если все заявки с предложением иностранного товара отклонили.

Не собирайте в одну закупку товары, которые есть в Перечень № 2 и отсутствуют в нем.

Пока не утвердили новый порядок расчета НМЦК, рассчитывайте ее по методике, которая утверждена Приказом Минздрава № 759н и Минпромторга № 3450 от 04.10.2017.

Методика предусматривает формулу расчета цены медицинского изделия и НМЦК. Расчет НМЦК проводится, исходя из цены и количества закупаемых медицинский изделий. В 44-ФЗ прописано, что если количество товаров (объем работ, услуг) не определить, то вместо НМЦК заказчик определяет начальную цену единицы товара (объем работы, услуги), начальную сумму цен таких единиц и максимальное значение цены контракта.

Обоснованию в этом случае подлежит начальная цена единицы товара (работы, услуги) по ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Укажите, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1, а процентную долю стоимости материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции — актом экспертизы, которую получает в торгово-промышленной палате, или аналогичным документом, который выдан уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС.

Предлагают поставить иностранные медицинские изделия (исключение — медицинские изделия из государств — членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документации;
  • предлагают поставить товар из стран — членов ЕАЭС;
  • не предлагают поставить один и тот же вид товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц;
  • предлагают поставить изделия из Перечня № 2, в которых процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции соответствует Приложению к Постановлению Правительства № 967;
  • предлагают поставить изделия из Перечня № 2, на производство которых есть подтверждение о соответствии ГОСТ ISO 13485-2017.

Примените условия допуска, если товар есть в Перечне к Приказу № 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены.

Когда контракт исполняется, не меняйте товар на иностранный (не из государства — члена ЕАЭС) и производителя, если все заявки с предложением иностранного товара отклонили.

В закупках для нужд ряда ФГБУ и ГБУ субъектов РФ товаров из Перечня № 2 дополнительно соблюдаются требования пп. «а», «б» п. 1 Постановления № 967 с учетом п. 2 Постановления № 1589. В частности, поставщика определяют из числа участников закупки, предложивших товары от производителей, которые:

  • локализуют собственное производство и реализуют товары из Перечня № 2;
  • достигли показателя локализации собственного производства, который соответствует ежегодному из Приложения к Постановлению Правительства № 967.

Не собирайте в одну закупку стенты, катетеры и другие медицинские изделия и два и более вида медицинских изделий, которые указаны в п. 1 Постановления № 1469.

Укажите в документации (извещении), что участник подтверждает страну происхождения товара одним из трех документов:

  • сертификат по форме СТ-1;
  • подтверждение производства промышленной продукции на территории России, которое выдавалось Минпромторгом до 30.11.2017 в установленном им порядке по Постановлению Правительства № 719 от 17.07.2015;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории России от Минпромторга.

Отклоните все заявки с иностранными товарами, если подана хотя бы одна заявка, которая соответствует установленным требованиям и предлагает поставить товар, который произведен в России.

Примените условия допуска, если заявки с иностранным товаром не отклонены, так как товар есть в Перечне к Приказу № 126н.

Особенности закупок медицинского оборудования и расходных материалов

Медицинское оборудование — это изделия медтехники, которые обеспечивают оптимальные условия при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет.

Отграничим госзакупки медицинского оборудования от иных закупок на поставку медицинских изделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. В рамках этих закупок поставляют аппараты, машины, которые представляют из себя комбинации блоков, систем, мониторов, датчиков и расходных материалов (изделия, которые обеспечивают работу техники и выполнение процедур).

Когда выбираете способ закупки для такого оборудования и расходников, обратите внимание на аукционный перечень по Распоряжению Правительства № 471-р от 12.03.2016. В этот перечень включено оборудование, которое относится к таким кодам ОКПД2:

  • 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое». К этому коду относятся, например, компьютерные томографы, рентгенографические аппараты любых профилей, запчасти, платы к оборудованию. Обратите внимание, что часть кодов исключена из этого перечня, это коды 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190;
  • 27 — «Оборудование электрическое». К нему относятся, например, лампы и некоторые комплектующие для оборудования;
  • 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские». К нему относится терапевтическое, дыхательное оборудование.

Напомним, что если оборудование включено в перечень по Распоряжению Правительства № 471-р от 12.03.2016, заказчик выбирает любой способ закупки, кроме конкурсных процедур.

Когда готовите проект контракта на поставку такого оборудования, проверьте библиотеку типовых контрактов. Проверьте, есть ли обязанность использовать типовой контракт. Если ОКПД2 проводимой закупки соответствует показателям из информационной карты типового контракта, обязательно применяйте его.

Учтите, что Правительство и Минфин установили ряд особенностей закупок медицинского оборудования по 44-ФЗ в частности применения национального режима.

Преференции по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 предоставляются произведенному в странах ЕАЭС оборудованию, которое, например, отнесено к коду ОКПД2 32.5 «Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры».

Ограничения на допуск к участию в закупке импортного оборудования устанавливаются, если закупаемая продукция попала в перечень по Постановлению № 102 от 05.02.2015. Например, код 32.50.21.112 — «Оборудование терапевтическое». Укажите в документации, что отклоните предложения о поставке импортного оборудования по принципу третий лишний.

Запретите допуск импортного оборудования, если закупаете товар, который отнесен к коду ОКПД2 29.10.59.170 — «Медкомплексы на шасси транспортных средств», он включен в Перечень по Постановлению Правительства № 656 от 14.07.2014.

Не забудьте, что условия допуска импортного оборудования не применяются в закупках товаров, для которых Правительство установило запрет по ч. 3 ст. 14 закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ, пп. «г» п. 2 Приказа № 126н).

Вот еще ряд правил, которые учитываются в закупках такого оборудования:

  1. Соблюдение требований Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании. Требуйте от участников закупки разрешение на производство и техническое обслуживание медтехники и оборудования.
  2. Обоснование медико-экономического характера для соблюдения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. Например, Правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.

Особенности закупок лекарственных средств

Такие закупки регулируются государством из-за социальной значимости продукции и необходимости обеспечить безопасность оборота лекарственных средств.

  1. Соблюдение требований национального режима (Постановление от 30.11.2015 № 1289).
  2. Лицензирование участников при закупках на производство лекарств, осуществление фармацевтической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).
  3. Обязательное указание на международное непатентованное наименование лекарственных средств или, при его отсутствии, на химические, группировочные наименования.
  4. Предоставление регистрационных удостоверений.
  5. При закупках ЖВНЛС — проверка предлагаемой цены в реестре предельных цен.

Определение и обоснование НМЦК при закупке медицинских изделий по 44 ФЗ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента
им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Правила применения ограничения для медизделий из перечня № 1 по Постановлению № 102Правила применения ограничения для медизделий из перечня № 2 по Постановлению № 102Правила применения ограничений в закупках стентов для коронарных артерий и катетеров
Закупки в сфере здравоохранения всегда имели свои особенности и сложности. Зачастую закупками в учреждениях занимаются специалисты, не имеющие специального профильного образования в отношении предмета закупки, что порождает дополнительные трудности при осуществлении закупок.
Поэтому закупки медицинского оборудования в части установления требований к специальной правоспособности участникам, а также формирования технического задания и контрактных отношений требуют особого внимания.

Установление требований к участникам закупочной процедуры

Напомним, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
Действия заказчика будут зависеть от предмета закупки и предмета контракта. Например, если заказчику необходимо осуществить закупку учебного оборудования типа манекена-тренажера (фантом дыхания и наружного массажа сердца), то он не вправе требовать от участника документы, подтверждающие его специальную правоспособность (например, лицензию).
В случае же если заказчику необходимо приобрести медицинское оборудование, включая сопутствующие услуги по его дальнейшему техническому обслуживанию, участник обязан иметь лицензию на данный вид деятельности (п. 17 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Отдельно обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 469, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, в состав деятельности по техническому обслуживанию входят:
– монтаж и наладка медицинской техники;
– контроль технического состояния медицинской техники;
– периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
– ремонт медицинской техники.

Таким образом, когда заказчику в рамках контракта (договора) необходимо не только закупить медицинское оборудование, но и осуществить его монтаж и наладку, требование о наличии лицензии включается как обязательное требование к участнику. При этом такой лицензии непосредственно у участника закупки может и не быть, но это еще не означает, что такой субъект не вправе участвовать в закупочной процедуре. Ему необходимо будет в составе заявки представить иные документы, подтверждающие его право на монтаж, наладку и техническое обслуживание медицинской техники. Такими иными документами могут быть, например, копия договора (контракта) с авторизованным сервисным центром или копия договора (контракта) с соисполнителем, имеющим данную лицензию (которую участник будет прикладывать в составе своей заявки).
Все перечисленные выше варианты, подтверждающие правоспособность участника, заказчик должен предусмотреть в закупочной документации.

Обоснование начальной максимальной цены контракта

В том числе цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (далее – НМЦК).

Обоснование НМЦК – это обязательная процедура, подтверждающая объем финансового обеспечения закупки. Положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлены базовые положения в части обоснования НМЦК, которые устанавливают перечень применяемых методов обоснования и условия их применения .
Подробнее читайте в статье Лобановой О.Л.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2020 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Особенности закупки медицинских товаров по 44-ФЗ. Памятка КУ

Сегодня наша статья посвящена очень специфической теме, а именно обращению и приёмке медицинского товара в рамках госзакупок. Следует признать, что рынок медицинских товаров и лекарственных средств, при общей схожести с обычными товарами имеет ряд особенностей, знать которые, как говорил один известный человек, архи важно и архи нужно!

Помимо общих требований к описанию объекта закупки, характерных для всех видов закупок, мы затронем специфические темы медицинского рынка. Речь пойдет не о поддельных медицинских изделиях – это отдельная тема. Мы рассматриваем ситуации, когда товар является качественным, но в то же самое время, запрещенным к применению.

Мы закупаем мед. товар: для чего, для кого?

Начнем с общих правил. Каждое медицинское изделие, сопровождается документом, подтверждающим его статус – регистрационным удостоверением (далее РУ). Это специальный документ, выданный Росздравнадзором, подтверждающий акт регистрации медицинского изделия или лекарственного средства. Без этого документа, любой препарат или товар, претендующий на медицинское использование, невозможно покупать или продавать на территории Российской Федерации. Исключение составляют медицинские препараты, приобретаемые за рубежом, исключительно для личногоиспользования гражданами, если в их составе нет наркотических средств.

При этом, совсем не обязательно при покупке и продаже медицинских товаров наличие оригинала РУ (достаточно копии с печатью Поставщика). Для того, чтобы узнать, есть ли на товар РУ, достаточно осмотреть его упаковку или маркировку и найти сведения (реквизиты) РУ. После этого на сайте Росздравнадзора можно проверить соответствие данных, указанных на мед. изделии или лекарственном препарате, с данными указанными в Росздравнадзоре. Все они должны быть идентичными.

Первая заповедь Поставщика и Заказчика

Убедитесь, что изделие имеет ДЕЙСТВУЮЩЕЕ РУ. В настоящее время РУ выдается на бессрочный период, но это не означает, что будучи выданным, оно распространяет свое действие на медицинское изделие навсегда (но об этом чуть позже).

Ранее, РУ выдавали на ограниченный срок, что приводит иногда к казусам.

Предположим, что в 2005 году, больница приобрела дорогостоящий анализатор, иностранного производства. Для его полноценной работы необходимо каждый год закупать расходные материалы и запасные части, зарубежного производства. Срок действия РУ истек в 2015 году. Означает ли это что теперь нельзя использовать данный анализатор? Нет. Использовать его можно, до истечения сроков гарантии от производителя. Однако с расходными материалами все не так однозначно: если производитель не озадачился перерегистрацией РУ, то с 2015 года, с момента прекращения сроков действия РУ, ввоз расходных материалов на территорию России и их использование является незаконным.

Не все контрактные управляющие (КУ) понимают данную специфику. При составлении закупочной документации они требуют поставить НОВЫЙ и ОРИГИНАЛЬНЫЙ товар текущего года выпуска, что является заведомо невыполнимым условием, поскольку приводит к нарушению УК 238.1 как Поставщиком, так и мед.учреждением.

Если не указывать что товар должен быть новым, то можно поставить товар, выпуск которого был осуществлен до 2015 года (т.е. до окончания действия РУ), даже если он был ввезен незаконно, невозможно будет наказать медучреждение за его использование, поскольку само по себе использование данного товара не будет являться незаконным, если он не просрочен и выпущен в период действия РУ.

Пример: КУ указывает в ТЗ: дата изготовления реагента 2017 год. РУ истек в 2014. На запрос разъяснения указывает, что аппарат,для которого производится закупка, на гарантии и его можно эксплуатировать, не понимая, что вопрос поставки реагента не связан с вопросом эксплуатации, отказываясь убрать сроки выпуска. Учитывая специфику рынка, после поставки своим «проверенным» Поставщиком, Заказчик получает запрос из прокуратуры на проверку факта незаконного обращения медицинского товара. Все сильно страдают.

Описание объекта закупки

Соблазн записать в конкурсную документацию конкретный товарный знак без прямого указания на это, конечно велик, потому как каждому нормальному врачу при выборе между отечественным, китайским или германским мед. изделием, долго думать на приходится. Однако, не спешите копировать текст из инструкции или паспорта изделия в ТЗ. Помните, излишнее описание объекта закупки может послужить поводом для разбирательства в УФАС. И хотя ФАС достаточно благожелательно относится к жестким требованиям медучреждений, все же необходимо “не перегибать палку”.

Пример: Заказчик, описывая марлевый бинт излишне увлекся, скопировав все требования ГОСТ и добавив в описание требование к указанию массы бинта без упаковки. Это было признано ограничением конкуренции, поскольку ТЗ содержало прямое требование к проведению испытаний (взвешивание бинта без упаковки). Кроме того, подробное переписывание ГОСТ (капиллярность, белизна и т.д.) так же признано недопустимым, поскольку документация составлялась на поставку, а не на изготовление бинта.

Если вы очень хотите “прописать” нужный товар, то пусть его будет возможно заменить каким-нибудь более дорогим, а не более дешевым.

Пример: Заказчик описывает китайскую инфузионную систему, очень похожую на дорогую германскую. Прочие китайские системы не подходят, а аналог дороже в 5 раз. Все законно.

Если у вас имеется необходимость в конкретном медицинском изделии, например расходном материале для оборудования конкретного производителя, то укажите необходимый товарный знак, добавив обязательное требование к совместимости.

Снимай маску, Фантомас!

Частым случаем является поставка медицинских изделий, сопровождаемых предоставлением РУ от другого медицинского изделия. Это происходит как умышленно, так и неумышленно. Неспециалисту достаточно сложно понять и разобраться в ситуации, когда очень похожие товары, произведенные в одной и той же стране (и даже на одном и том же заводе), тем не менее являются неравнозначными. Данное нарушение, обычно не может повлечь за собой тяжелых последствий для здоровья граждан и сохранности техники, при условии, что изделие действительно широко используется в качестве аналога заграницей. Однако статья остается все той же: 238.1 УК РФ.

Распространённым нарушением является контрабандные поставки мед. товара, закупаемого на рынках соседних стран. При этом, несмотря на полное соответствие качественных характеристик, данный товар не подпадает под действие РУ, поскольку является контрафактным (не поддельным, а незаконно ввезенным), в случае, если на нем нанесен защищенный товарный знак.

Пример: кабель для аппарата ЭКГ корейского производства. Точно такой же аналог выпускается в Китае, но этот кабель, хотя и полностью подходит для данного аппарата, не имеет РУ. Конечно, китайский аналог значительно дешевле корейского, что является прямым руководством к действию различного рода предприимчивых граждан. Этим не чураются даже официальные дилеры, которые конечно же никогда не признаются в том, что их товар не оригинальный.

Вывод: обращайте внимание на маркировку изделия. Наличие товарного знака и кода производителя. В случае возникновения вопросов, обратитесь к производителю с вопросом – обычно они охотно помогают установить, является ли товар оригинальным или нет.

Мой адрес, не дом и не улица

Другим распространенным нарушением, является обращение оригинального товара, сопровождаемым оригинальным РУ, информация в котором устарела. Редко кто обращает внимание на многочисленные надписи в РУ, стоящие после наименования товара: адрес заявителя и производителя медицинского изделия. Адрес и место производства, несмотря на то, что это не имеет отношения к качеству препарата или изделия, тем не менее является необходимым условием, при несоблюдении которого товар не подпадает под действие РУ.

Пример: завод выпускает иглы, имеющие РУ. Изменился адрес завода изготовителя, или адрес юридического лица, получившего РУ, при этом производство игл не остановлено. На упаковке игл указан новый адрес производства, и номер РУ, в котором адрес не изменили.

В соответствии с регламентом обращения медицинских изделий и лекарственных средств, любое изменение информации об изделии должно быть отображено в РУ.

Вывод: обращайте внимание на «незначительные» детали – адрес производства изделия и наименование производителя. При совпадении товарного знака, названия изделия и его формы и качества, нет гарантии что РУ, которым он сопровождается, распространяет свое действие на это товар. Это актуально, в первую очередь, для изделий иностранного производства. Помните, даже официальные поставщики не всегда своевременно вносят изменения в РУ.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): методы определения, расчет, обоснование

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.

Содержание:

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567).

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы . В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

3. Обоснование НМЦК

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – это расчет цены с приложением информации и подтверждающих документов (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен.

При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

5. Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт www.zakupki.gov.ru), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

На официальном сайте Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ) размещен онлайн калькулятор расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробно ознакомиться с данным калькулятором и воспользоваться им вы сможете, перейдя по данной ссылке — http://naiz.org/fz44/nmc/ . Расчет НМЦК можно выполнить, как по одному наименованию товаров (работ, услуг), так и по нескольким наименованиям.

На этом сегодня все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

Читайте также:  Извещение о продлении срока подачи заявок
Ссылка на основную публикацию