Организация работы специалиста или эксперта в сфере закупок по 44-ФЗ

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Скачать проект приказа о профстандарте специалиста по закупкам по 44 ФЗ с 2020 года
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для специалиста в закупочной сфере
Скачать проект приказа о профстандарте «Эксперт в сфере закупок»
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для эксперта в закупочной сфере
Скачать Постановление Правительства № 584 от 27.06.2016 об особенностях применения профстандартов
Скачать Приказ Минтруда № 625н от 10.09.2015 о стандарте для специалистов в закупочной сфере
Скачать Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 о стандарте для экспертов в закупочной сфере

Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции

Уровень (подуровень) квалификации

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора)

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора)

Проверка соблюдений условий контракта (договора)

Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора)

Контроль в сфере госзакупок

Аудит и контроль

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

  • специалист по закупкам;
  • агент по закупкам;
  • закупщик;
  • работник контрактной службы;
  • специалист контрактной службы.

Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Агент по закупкам

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

Необходимые этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать этику делового общения;
  • проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
  • обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав;
  • обработка и анализ информации и данных о складских запасах, стратегии и иных планах деятельности организации, потребностях подразделений, об отраслевых рынках, включая информацию о поставщиках;
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков различными способами;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков.
  • использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
  • создавать и вести информационную базу данных;
  • изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;
  • исследовать складские запасы, прогнозные планы деятельности, отраслевые особенности организации;
  • исследовать рынок поставщиков и производителей укрупненно по категориям товаров, услуг и более подробно по конкретным лотам, включая их загрузку, сезонные и региональные особенности производства и поставки, ценообразование;
  • обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
  • выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов.
  • требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в части применения к закупкам;
  • антимонопольное законодательство;
  • требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • основные меры по предупреждению коррупции в организации;
  • бухгалтерский учет в части применения к закупкам;
  • особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
  • отраслевые особенности деятельности организации;
  • методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта (договора);
  • основы информатики в части применения к закупкам;
  • этика делового общения и правила ведения переговоров.

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок.

Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н – соответственно.

Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.

Специалист в сфере закупок.

Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.

Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):

Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для этих работников планка требований к образованию уже выше, – требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

  • ведущий специалист;
  • работник контрактной службы;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.

4. Контроль в сфере закупок:

Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Читайте также:  Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника – «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, – каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.

Как мы уже выяснили ранее, – четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.

Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.

Эксперт в сфере закупок.

В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.

Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.

1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • консультант по закупкам;
  • старший специалист по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.

2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • эксперт по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.

3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • контрактный управляющий;
  • руководитель контрактной службы.

Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.

В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, – в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий, уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.

Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, – какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий, обладает необходимыми умениями, вооружен набором необходимых знаний, а также соответствует определенным этическим нормам.

Трудовые действия, которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.

Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы – составлять и оформлять заключение.

Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями:

  • требований законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • основ гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
  • экономических основ и особенностей ценообразования на рынке по направлениям;
  • основ бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
  • основ статистики в части применения к закупкам;
  • особенностей составления закупочной документации;
  • порядка установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
  • особенностей претензионной работы;
  • методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
  • этики делового общения и правил ведения переговоров;
  • дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка;
  • требований охраны труда.

Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:

  • соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком;
  • соблюдать этику делового общения;
  • занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
  • выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без чета личных интересов;
  • не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе;
  • не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком;
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;
  • не совершать действий, которые дискредитирую профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам:

Разъяснение ректора Академии ГлавСпец от 25.03.2016 № 44-1 «По вопросу о наименовании квалификации специалиста (эксперта) в сфере закупок»

Вопрос: Некоторые учебные заведения на дипломах о профессиональной переподготовке пишут о присвоении квалификации «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» и т.п. На сколько законны подобные наименования квалификации специалиста, отвечающего за закупки для государственных или муниципальных нужд?

Ответ: Разъяснение ректора Академии ГлавСпец от 25.03.2016 № 44-1 «По вопросу о наименовании квалификации специалиста (эксперта) в сфере закупок».

Ректор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия подготовки главных специалистов» рассмотрел обращение по вопросу о правильном наименовании квалификации специалиста (эксперта) в сфере закупок.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 626н (Зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015 № 39275) и от 10.09.2015 № 625н (Зарегистрирован в Минюсте России 07.10.2015 № 39210) утверждены два профессиональных стандарта:
1) «Специалист в сфере закупок»,
2) «Эксперт в сфере закупок».
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий, введённым в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, специалисту и эксперту в сфере закупок соответствует следующие наименования групп занятий:
1) специалист в сфере закупок – специалист в области политики администрирования и закупщик,
2) эксперт в сфере закупок – специалист в области политики администрирования.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, специалисту и эксперту в сфере закупок соответствует следующие наименования должностей служащих:
1) специалист в сфере закупок – специалист и агент по закупкам,
2) эксперт в сфере закупок – специалист.
Кроме того, приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 832 утверждён справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, в котором в числе административно-управленческих и офисных должностей названы «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».
В законодательстве, хотя и отсутствуют явные определения должности, профессии, специальности, квалификации, имеются общепринятые толкования этих терминов. Согласно сложившейся законотворческой практике:
– термином «профессия» обозначается вид трудовой деятельности рабочих, к которым отнесены работники, занятые преимущественно физическим трудом,
– термином «должность» обозначается вид трудовой деятельности служащих, к которым отнесены работники, занятые преимущественно умственным трудом.
То есть термины «профессия» и «должность» являются синонимами и обозначают трудовую деятельность разных категорий работников.
В п. 2 Пояснения к Единой номенклатуре должностей служащих, содержащемся в Постановлении Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443 «Об утверждении Единой номенклатуры должностей служащих» отмечено: «Должность, как понятие, прежде всего предопределяет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность, тогда, как специальность характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем специального образования или практического опыта. Наименование должности того или иного работника должно отображать характер выполняемой им работы независимо от специализации предприятия и учреждения или подразделения, в котором он работает, например инженер по технике безопасности, ветеринарный врач, диктор и т.д.».
Итак, профессией (должностью) является определенная сфера деятельности работника, требующая специальной подготовки, влекущая комплекс прав и обязанностей в системе распределения прав и обязанностей конкретной организации; например, инженер, врач, управляющий.
Специальность обозначает конкретную область деятельности, осуществляемой в пределах данной профессии (должности) и определяемой содержанием выполняемой трудовой функции, но в более узком, чем по профессии (должности), масштабе; например, инженер по технике безопасности, ветеринарный врач, контрактный управляющий.
В приказах Минтруда России от 10.09.2015 № 626н и от 10.09.2015 № 625н содержится описание трудовых функций специалистов и экспертов в сфере закупок. Так, специалист в сфере закупок должен осуществлять следующие обязанности:
– предварительный сбор данных о потребностях организации, ценах на товары, работы, услуги;
– составление планов и обоснование закупок;
– подготовка закупочной документации;
– обработка результатов закупки и заключение контракта;
– осуществление процедур закупок;
– проверка соблюдений условий контракта;
– проверка качества представленных товаров, работ, услуг;
– мониторинг и контроль в сфере закупок.
Эксперт в сфере закупок должен уметь проводить:
– мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
– консультирование по закупочным процедурам;
– экспертизу закупочной процедуры;
– экспертизу исполнения и результатов исполнения контракта.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт определён как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 года работодатель обязан применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работника, если они установлены законодательством. Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит такие требования, использовать названные профессиональные стандарты является обязательным с указанной даты.
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» закреплены следующие возможные наименования должностей специалиста в сфере закупок:
– специалист по закупкам,
– работник контрактной службы,
– контрактный управляющий.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» закреплены следующие возможные наименования должностей эксперта в сфере закупок:
– консультант по закупкам,
– старший специалист по закупкам,
– контрактный управляющий.
Таким образом, наименования «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» соответствуют всевозможным названиям специальностей (в широком смысле – должностей) специалиста или эксперта в сфере закупок. Учебные заведения, присваивающие своим слушателям квалификацию «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок», основываются не на законе (в данном случае – Законе № 44-ФЗ, который содержит требование использовать профессиональные стандарты).

Читайте также:  Государственный и муниципальный контракт

25.03.2016
Ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец»
В.М. Алексеев

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии.

Принцип профессионализма и требование к профессии

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Наименование обобщённой трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

– предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

– подготовка закупочной документации;

– обработка результатов закупки и заключение контракта

Среднее профессиональное образование.

ДПО (дополнительное профессиональное образование) – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

– составление планов и обоснование закупок;

– осуществление процедур закупок

ВО (высшее образование) – бакалавриат.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 3-х лет в сфере закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

– проверка соблюдений условий контракта;

– проверка качества представленных товаров, работ, услуг

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 4-х лет в сфере закупок

Контроль в сфере закупок

– мониторинг в сфере закупок;

– аудит и контроль в сфере закупок

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Экспертиза закупок по 44-ФЗ

Экспертиза закупок по 44-ФЗ: порядок проведения и ответственность

Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ? Обязательна ли внешняя экспертиза в 2019. Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ? Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ
  • Обязательна ли внешняя экспертиза в 2019
  • Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
  • Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами

Экспертиза закупок по 44-ФЗ является необходимым мероприятием, о чем прописано в статье 94 части 3 указанного закона. Эта норма направлена на защиту самого заказчика, так как данное мероприятие проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и позволяет избежать некачественного выполнения контракта.

Данная экспертиза может проводиться как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов. В любом случае должен быть составлен акт, а сама процедура – осуществлена по соответствующим правилам. Нарушение порядка проведения экспертизы влечет наложение ответственности на должностных лиц. О том, как сделать все правильно, расскажет наша статья.

Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ

Федеральный закон № 44 от 05.04.2013 г. не предполагает общих ситуаций, в которых можно отказаться от экспертной проверки. Данная процедура проводится вне зависимости от предмета договора, его стоимости, основания заключения. Экспертиза закупок по 44-ФЗ осуществляется по всем контрактам, даже в тех случаях, когда практическая проверка не представляется возможной. Чтобы контракт мог считаться выполненным, заказчику необходимо официально подтвердить соответствие товара/услуги обозначенным в соглашении условиям.

Пункт 1 части 1 ФЗ № 44 устанавливает, что экспертиза является обязательной частью приема товара/услуги по контракту. Проверка проводится перед тем, как заказчик подпишет документ о приемке. Допустим, по договору компания должна каждый месяц поставлять заказчику свою продукцию – тогда такого рода контроль закупок тоже проводится ежемесячно. Если же поставки производятся на ежедневной основе, то проверка должна проходить каждый день.

Ни в коем случае нельзя давать подтверждение соответствия «задним числом» – продукция должна быть проверена до приемки. Несмотря на то, что отсутствие экспертизы не считается административным правонарушением, оно может привести к возникновению претензий контролирующих органов по отношению к заказчикам.

Отдельно стоит сказать о договорах, не предполагающих поэтапного исполнения обязательств, где оплата и фактическая приемка осуществляются периодически. Письмо МЭР № Д28и-2919 от 31.12.2014 г. устанавливает, что в подобной ситуации проверка должна проводиться перед каждой приемкой. Иными словами, при планировании подобных мероприятий учитывается периодичность оплаты.

Закон устанавливает случаи, когда экспертиза закупок не проводится, но нужно понимать, что таких ситуаций немного. Речь идет преимущественно о «малых закупках», для которых не заключаются контракты в письменном виде, и о ряде договоров, обозначенных в ст. 93 ФЗ № 44.

Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году

До 31.07.2019 г. действовала часть 4 ст. 94 № 44-ЗФ, которая устанавливала необходимость осуществления проверки закупок при участии сторонних специалистов, экспертных компаний, если закупки проводятся у единственного поставщика. Но стоит оговориться, что и здесь существовали некоторые исключения.

С 31.07.2019 г. данная норма потеряла силу, а значит, теперь нет случаев, в которых заказчик обязан прибегать к «внешней» оценке, требующей приглашения экспертов, соответствующих компаний. На данный момент продолжает действовать «внутренняя» экспертиза результатов закупки по 44-ФЗ, проводимая компанией самостоятельно.

Часть 4.1 ст. 94 № 44-ФЗ устанавливает, что правительство РФ имеет право определить случаи, в которых приглашенные специалисты или сотрудники экспертных организаций должны проводить проверку закупок. Пока не существует нормативного акта, устанавливающего такие ситуации. Поэтому заказчик может решать, будет ли он проводить проверку самостоятельно или прибегнет к помощи экспертов. В любом случае данный этап считается обязательным.

Читайте также:  Контракт на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей по 44 ФЗ - образец

Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ

Роль эксперта может играть ИП, физическое лицо либо экспертная организация. В любом случае привлеченный специалист должен соответствовать целому ряду требований. Ему необходимо обладать знаниями в области, к которой относится товар или услуга. Кроме того, запрещается приглашать для оценки людей, которые в последние два года работали у заказчика либо поставщика или могут быть заинтересованы в определенном результате проверки. Также приглашенные извне эксперты не могут быть членами закупочной комиссии.

С экспертом, экспертной организацией обязательно подписывается договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуги, сроки и цену работ. В стоимость вносятся все расходы исполнителя, в том числе командировочные, налоги, сборы, пр. Пропишите в соглашении, как именно будет осуществляться приемка, утвердите список требуемых для этого бумаг, подготовьте техническое задание для экспертов. Под последним принято понимать перечень вопросов, на которые специалисты будут отвечать в процессе оценки закупок.

Эксперты должны убедиться в соответствии:

  • товара нормативам, стандартам, установленным на государственном уровне;
  • закупки техническому заданию;
  • реальных характеристик маркировке, данным, указанным на ярлыке, этикетке;
  • свойств продукции информации из сопроводительных документов;
  • упаковки требованиям по цельности и качеству;
  • условий транспортировки предъявляемым нормам;
  • условий хранения правилам, указанным в документации к товару.

Результат оказанных услуг оценивают по стандартам, нормативам и требованиям технического задания. Также проверка затрагивает объемы, сроки и качество проведенных работ.

В соответствии с законом, эксперты могут запрашивать у заказчика документы, имеющие отношение к исполнению контракта. Тогда как заказчик обязан предоставить все необходимые бумаги.

После проведения экспертизы закупок приглашенные специалисты подготавливают итоговый акт или заключение. Если товар или работа были приняты без серьезных замечаний, по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». Если эксперты выявили нарушения, они должны дать рекомендации по устранению, выбрать конкретный срок для выполнения данной задачи и ответственных лиц.

Закон дает экспертной организации четыре дня на подготовку заключения, отсчет начинается со дня запроса заказчика. В заключении содержатся сведения о:

  • договоре;
  • заказчике и компании, оказавшей услуги;
  • исполнении контракта;
  • должностях и Ф. И. О. экспертов;
  • критериях, которыми эксперты руководствовались в процессе оценки;
  • выводах относительно соответствия/несоответствия товара, работы или услуги изначально предъявленным требованиям;
  • списке нарушений, если таковые были найдены;
  • дате составления документа с подписью эксперта.

Нужно понимать, что для оценки закупки специфических товаров, работ, услуг требуется проведение исследований и испытаний. Заниматься подобной деятельностью могут лишь эксперты и организации, получившие необходимые лицензии. Помните об этом правиле при выборе компании для оценки закупок.

Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами

За счет использования внутренней проверки заказчик экономит средства на вызове эксперта, оперативно проводит приемку, при этом может быть уверен в том, что поставщик надлежащим образом выполнил условия контракта.

Закон № 44-ФЗ не содержит в себе конкретных требований к экспертам организации. В качестве внутреннего эксперта имеет право выступать любое должностное лицо заказчика, которого назначил руководитель. Кроме того, роль специалистов, которые проводят экспертизу при проверке закупок, могут играть члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Существует большой перечень писем Минэкономразвития РФ, призванных разъяснить порядок проведения внутренней экспертизы закупок. Так, согласно письму Минэкономразвития РФ от 11.04.2014 г. № Д28и-477 заказчик не обязан иметь в штате экспертов, отвечающих за определенные направления оценки закупок.

Закон 44-ФЗ не устанавливает конкретные требования к оформлению итогов экспертизы, проведенной силами компании. В письме Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889 сказано, что в ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не рассматриваются ситуации, когда заказчик самостоятельно осуществляет экспертизу закупок. То есть в данном случае нет необходимости прилагать к отчету заключение по итогам работы экспертов.

Данные внутренней экспертизы закупок могут быть внесены в документ о приемке: товарную накладную, акт сдачи и приемки. Либо их можно оформить в виде отдельного документа, то есть заключения по итогам проведенной экспертизы.

В документе о приемке, помимо результатов, обязательно указывают, каким образом проводилась экспертиза закупок по 44-ФЗ – с помощью экспертов, экспертных организаций или силами заказчика. Под документом ставят подписи все члены приемочной комиссии, утвержденной руководителем компании. Если проводилась внутренняя оценка, документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 № 44-ФЗ).

Заказчик, основываясь на данных экспертизы, принимает решение относительно соответствия проведенных закупок условиям контракта. Подтверждением того, что он удовлетворен результатом, является его подпись на акте приемки.

В акте приемки товара содержатся:

  • список работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение приемочной комиссии, составленное на основе данных экспертизы закупки;
  • информация обо всех недостатках, если последние были выявлены;
  • подпись представителя комиссии, уполномоченного на такое действие;
  • документы и выводы по результатам оценки;
  • приемка заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке, при условии, что исполнитель отказывается ставить подпись на соответствующем акте.

После завершения экспертизы закупок ответственные за нее специалисты подготавливают заключение. Согласно ч. 5 ст. 94 44-ФЗ, оно должно быть объективным, обоснованным и законным. Данный документ подписывает эксперт или руководитель экспертной организации.

Самостоятельное проведение экспертизы закупок заказчиком включает в себя такие этапы:

  1. Подготовка приказа о формировании экспертной комиссии, в которую должны входить пять и более компетентных сотрудников организации. В приказе прописываются значимые условия контракта, такие как реквизиты, сроки исполнения и этапность.
  2. Оценка результатов исполнения договора комиссией – срок для этих работ устанавливается договором.
  3. Формирование документа о приемке по итогам оценки закупки. В качестве такого свидетельства может использоваться акт приема-передачи, заключение по результатам работы комиссии. В нем обязательно прописываются все выполненные работы, сроки исполнения обязательств поставщиком, наличие каких-либо претензий.
  4. Отказ в приемке товара до того момента, пока поставщик не устранит нарушения условий контракта, если таковые были обнаружены.
  5. После подведения результатов проверки заказчик вносит в отчет информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении обязательств поставщиком.
  6. Отчет размещается в ЕИС, также к нему должен быть приложен документ об итогах работы экспертной комиссии.

При проведении экспертизы закупок по 44-ФЗ должностные лица могут быть оштрафованы в соответствии с частями 8, 9, 10 ст. 32 КоАП РФ:

  • 8. За несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы закупок или отдельных этапов исполнения контракта, при условии, что заказчик обязан привлечь к проведению оценки сторонних экспертов, должностные лица должны будут выплатить административный штраф в размере 20 000 рублей.
  • 9. Отказ от составления документов о приемке поставленного товара, результатов выполненных работ, оказанной услуги или отдельных этапов контракта, а также отсутствие мотивированного отказа от подписания документов влечет за собой административный штраф в размере 20 000 рублей для должностных лиц.
  • 10. Приемка товара, результатов работы, услуги или одного из этапов исполнения контракта в случае их несоответствия условиям контракта влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000–50 000 рублей. При условии, что выявленное несоответствие не было устранено исполнителем и стало причиной для дополнительного расходования средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или снижения доли поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Привлечение к административной ответственности по данным пунктам возможно в течение года со дня административного правонарушения.

Энциклопедия решений. Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также – эксперты) – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо либо юридическое лицо, работники которого обладают указанными познаниями, осуществляющие на основе договора деятельность по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, в том числе по оценке предмета экспертизы.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, прежде всего – в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ. На это прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, согласно которой если в отношении лиц, осуществляющих исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения экспертизы, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Такие требования в обязательном порядке предъявляются заказчиком к участникам закупки услуг по экспертизе на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, согласно ч. 5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”. (На настоящий момент таких дополнительных требований не установлено).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ приведен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы в таких ситуациях. К таковым относятся:

– физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) (пп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза (пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица, являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками контрагента либо состоящие с ними в браке (пп. “в” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– юридические лица, в которых заказчик или контрагент имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц (п. 2 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58). Исключение составляют установленные законом случаи ограничения на осуществление соответствующей деятельности и выявление в конкретной ситуации возможности влияния заказчиком или контрагентом на результат экспертизы.

В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и контрагента о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления в составе экспертов лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию