Основания для закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ

КАКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ МОЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ В ПОЛОЖЕНИИ О ЗАКУПКЕ

В положении о закупке заказчик может установить следующие основания для закупки у единственного поставщика:

— закупка, цена которой не превышает установленного значения

— закупка уникального товара (работы, услуги)

— закупка для удовлетворения срочной потребности

— закупка по итогам несостоявшейся процедуры

— закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами

— закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности

— закупка у ограниченного круга лиц

Рекомендуем составить перечень оснований так, чтобы закупка у единственного поставщика могла применяться только в случаях, когда использовать другие способы невозможно или нецелесообразно. Злоупотребление правом самостоятельно определять условия и порядок такой закупки может повлечь негативные последствия.

Закупка, цена которой не превышает установленного значения

Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение конкурентных процедур.

Заказчик, определяя в положении о закупке ценовой порог для закупок у единственного поставщика, вправе воспользоваться одним из вариантов.

  1. Предусмотреть, что любая закупка, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), может осуществляться у единственного поставщика.

При таком пороговом значении сведения о закупке можно не размещать в ЕИС.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае необходимости закупки товаров (работ, услуг) стоимостью не более 100 тыс. руб., включая НДС» или «Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае необходимости закупки товаров (работ, услуг) стоимостью не более 500 тыс. руб., включая НДС».

  1. Установить более высокое пороговое значение цены договора.

Это позволит снизить количество проводимых конкурентных процедур закупок. Необходимо иметь в виду, что при закупке стоимостью свыше 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков) в ЕИС должен размещаться полный комплект документов о закупке.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае необходимости закупки товаров (работ, услуг) стоимостью не более 1 млн руб., включая НДС».

Закупка уникального или совместимого товара (работы, услуги)

Такое основание актуально для случаев, когда закупаемые товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным поставщиком и отсутствует равноценная замена. Применение этого основания может быть связано не только с уникальностью товара, но и с особенностями товарного рынка или конкретными характеристиками исполнителя.

Данное основание можно применить, например, в следующих ситуациях:

— закупаемый товар имеется в наличии только у одного поставщика;

— поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки;

— закупаются услуги, связанные с участием в мероприятии, необходимом для заказчика.

Основание для закупки совместимого товара (работы, услуги) можно предусмотреть, чтобы удовлетворить потребность в повторной (дополнительной) закупке товаров, уже поставленных в ходе исполнения иного договора.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случаях:

— необходимости закупить товары (работы, услуги), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и отсутствует их равноценная замена;

— проведения дополнительной закупки товаров или товаров, необходимых для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ и услуг, которые связаны с обслуживанием и сопровождением ранее закупленных товаров;

— необходимости обеспечить участие в выставке, конференции, семинаре, стажировке, ином мероприятии, необходимом для заказчика».

Срочная потребность в товаре (работе, услуге)

Закупка по этому основанию позволит заказчику удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение конкурентной процедуры.

По данному основанию целесообразно предусмотреть возможность закупки в следующих ситуациях:

— возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, непреодолимой силы и иных независящих от воли заказчика обстоятельств, угроза их наступления или ликвидация их последствий;

— отмена антимонопольным органом результатов конкурентной закупки, если осуществить ее повторно в сроки, предусмотренные планом закупки и (или) производственным графиком, нельзя;

— необходимость завершить исполнение расторгнутого договора, если провести конкурентную закупку невозможно.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае возникновении срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), когда применение других способов закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения, а именно в случаях:

— возникновения чрезвычайных обстоятельств (аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы), а также угрозы их наступления;

— отмены уполномоченными органами результатов закупки, проведенной конкурентным способом, если повторное ее проведение невозможно;

— расторжения неисполненного договора и необходимости завершения его исполнения, если отсутствует возможность провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения».

Закупка по итогам несостоявшейся процедуры

Данное основание важно предусмотреть для случаев, когда проведенная заказчиком конкурентная процедура признана несостоявшейся. При этом потребность в товаре (работе, услуге) остается актуальной и у заказчика, как правило, нет возможности организовать повторную конкурентную процедуру закупки в сроки, установленные планом закупки и (или) производственным графиком.

Возможны следующие варианты оснований для проведения такой закупки:

— по итогам процедуры допущена к участию только одна заявка (в таком случае договор может быть заключен с единственным участником закупки);

— ни одна заявка не была подана или допущена к участию в закупке.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае признания процедуры закупки несостоявшейся при условии, что не подано (не допущено к участию) ни одной заявки либо подана (допущена к участию) единственная заявка».

Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами

Это основание актуально в случаях, когда заказчик выступает в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика позволит:

— своевременно оформить обеспечение исполнения контракта (договора) в виде банковской гарантии;

— снизить риск несвоевременного удовлетворения государственных (муниципальных) нужд;

— соблюсти условия госконтракта о привлечении определенной категории субподрядчиков (например, субъектов малого предпринимательства), о поставке определенного вида товара или об использовании конкретного оборудования, материалов.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в случае возникновении потребности:

— в услугах по предоставлению банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по договору с третьим лицом;

— товарах (работах, услугах) в процессе исполнения контракта (договора), если проведение конкурентной процедуры нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого контракта (договора)».

Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности

Рекомендуем применять это основание при закупке следующих видов услуг:

— услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения и т.д.;

— подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;

— услуг по техническому и санитарному содержанию помещений;

— услуг стационарной и мобильной связи.

Потребность в таких услугах возникает у всех заказчиков и подлежит удовлетворению регулярно. Учитывая, что потребление этих услуг служит обеспечению бесперебойной работы заказчика, целесообразно осуществлять закупки в рассматриваемой сфере напрямую у конкретных исполнителей. Кроме того, большинство перечисленных услуг часто могут оказываться только определенными исполнителями (управляющими компаниями, эксплуатирующими организациями и т.д.).

«Закупка у единственного поставщика осуществляется:

— при закупке коммунальных услуг;

— оказании услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения;

— подключении (присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения;

— оказании услуг по техническому и санитарному содержанию помещений заказчика;

— оказании услуг стационарной и мобильной связи».

Закупка у ограниченного круга лиц

В ходе деятельности заказчика может возникнуть потребность в товарах (работах, услугах), поставка (выполнение, оказание) которых относится к исключительным полномочиям конкретных лиц. Используя это основание, заказчик может осуществлять закупки:

— товаров (работ, услуг), которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий;

— услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им организаций.

Применение такого основания позволит осуществлять закупки напрямую без необходимости организовывать формальную конкурентную процедуру, участвовать в которой фактически сможет только один участник.

«Закупка у единственного поставщика осуществляется в следующих случаях:

— заключение договоров с субъектами естественных монополий;

— потребность в услугах государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц и в случаях закупки по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам)».

Возможные последствия злоупотребления правом определять основания закупки

Если контролирующий орган выявит, что заказчик злоупотребляет этим правом, он, в частности, может:

— выдать предписание об изменении положения о закупке (см., например, Решение и Предписание Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);

— выдать предписание об отмене результатов закупки (если договор еще не заключен);

Суд может признать условия положения о закупке незаконными, а договор с единственным поставщиком недействительным (по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица, в том числе поставщика закупаемой продукции).

Риск того, что основания для закупки у единственного поставщика будут признаны незаконными, высок в следующих случаях:

— установлены основания для закупки конкретных видов товаров (работ, услуг), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) неограниченным количеством лиц (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014);

— предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на основании субъективного решения уполномоченного лица или органа заказчика (см., в частности, Решение Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016).

Таким образом, при составлении положения не рекомендуем отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции. Использование конкурентных способов закупки наиболее полно отвечает целям правового регулирования закупок (см., например, Письма Минэкономразвития России от 25.11.2015 N Д28и-3384, от 15.10.2015 N Д28и-3118).

Основания для закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ

Всех заказчиков, проводящих закупки по закону 223-ФЗ, неизменно волнует вопрос, какие именно закупки и в каких объемах можно осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), то есть без проведения конкурентных закупочных процедур, чтобы не возникало ненужных вопросов у потенциальных поставщиков и у ФАС.
Для ответа на данный вопрос обратимся сперва непосредственно к закону 223 ФЗ, часть 2 статьи 3 которого гласит, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, а также устанавливается порядок осуществления таких закупок.
В части 3.2 той же статьи говорится, что способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.
А в статье 3.6, которой закон 223-ФЗ был дополнен с 1 июля 2018 года, указано, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.
Таким образом, из прямого прочтения закона 223-ФЗ можно сделать вывод, что вопрос регулирования закупок у единственного поставщика в 2020 году, в том числе в части применяемых способов и случаев, в которых можно не прибегать к использованию конкурентных процедур, находится исключительно в ведении заказчиков по 223 ФЗ.
Именно поэтому очень важно прописать перечень важных для вашей организации случаев закупки у единственного поставщика в вашем Положении о закупке.
На сегодняшний день пока отсутствует ответственность за нарушение собственного Положения о закупке, но, возможно, в 2020 году в КоАП будут внесены изменения, которые будут предусматривать существенные штрафные санкции за выбор неправильного способа закупки по 223-ФЗ.
За основу можно взять перечень, предусмотренный для государственных и муниципальных заказчиков законом 44-ФЗ, и дополнить его ситуациями, характерными для вашей организации, в которых использование конкурентных процедур является нецелесообразным или экономически не слишком эффективным.
Много сомнений вызывает аспект, связанный с так называемым «дроблением» закупок, то есть с разделением одной крупной закупки на несколько мелких, укладывающихся по лимиту в возможность проведения закупки у единственного поставщика, как правило, не превышающих по стоимости 100 (300) тысяч рублей.
В данном случае, как и при проведении закупок в целом, необходимо помнить о существовании Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Законом 223-ФЗ такие действия не запрещены, но прецеденты обжалования заключенных таким образом договоров уже бывали. Поэтому рекомендуется такого рода закупками не злоупотреблять.
В 2020 году закон 223-ФЗ дает возможность не составлять извещение, документацию и протоколы при закупках у единственного поставщика (ч.5 ст.4), если Положением о закупке не предусмотрено иное. Поэтому, во избежание недопонимания и двусмысленных толкований, целесообразно прописать в Положении о закупке соответствующие пункты о том, что заказчик вправе не составлять и не размещать указанные выше документы при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
ВАЖНО: Отсутствие необходимости готовить извещение и документацию не освобождает заказчиков от обязанности включать информацию о такой закупке в план, а также направлять сведения о заключении, изменении и исполнении договоров с единственным поставщиком на сумму более 100 (300) тысяч рублей в Реестр договоров (ч.2 ст.4.1 закона 223-ФЗ). Функционалом ЕИС предусмотрена данная возможность.
Информации о заключении договора размещается в Реестре договоров в ЕИС в течение 3 рабочих дней, об изменении и расторжении договора – в течение 10 (календарных) дней.

Читайте также:  Дополнительное соглашение об увеличении количества товара с пропорциональным увеличением цены контракта - образец

Специалисты компании «Корпорация Закупок» будут рады подготовить для вас качественное, соответствующее всем нормам 2020 года Положение о закупке, в котором будут прописаны все необходимые и важные для вашей организации нюансы осуществления закупок по 223-ФЗ, в том числе перечень возможных случаев закупок у единственного поставщика.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 – 2019 г.

Треть закупок по 223-ФЗ осуществляются у единственного поставщика. Как провести прямую закупку правильно

По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.

Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них – размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

Какая информация размещается на сайте госзакупок:

  • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
  • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
  • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
  • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

  • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
  • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
  • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
  • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако – так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

ТОП нарушений в сфере госзакупок:

  1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
  2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
  3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
  4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

Как стать единственным?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

  • годовая выручка больше 500 млн руб.;
  • величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций);
  • автономные учреждения, объем закупок которых в предыдущем году превысил 250 млн руб.

Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности. Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ. Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги», который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты. Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Основания для закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Каков допустимый процент закупок у единственного поставщика (до 100 000 рублей, т.е. именно те закупки, которые не размещаются в ЕИС) от общего объема закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в течение года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формально, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика, которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
В то же время, учитывая цели регулирования Закона N 223-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчика по проведению закупок могут быть признаны ограничивающими конкуренцию.

Читайте также:  Дополнительное соглашение к государственному контракту об изменении цены

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не содержит перечень случаев, когда закупка товаров (работ, услуг) может осуществляться у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее также – контрагент). Исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, а также порядок ее подготовки и осуществления устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Закон также не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного контрагента в зависимости от цены договора, заключаемого с одним контрагентом, от общей суммы закупок, осуществляемых таким способом в течение какого-либо периода времени, а также от количества договоров, которые могут быть заключены без осуществления конкурентных закупок (смотрите в связи с этим решение ФАС России от 13.01.2017 N 17/2317/17). Отсутствуют в законодательстве и нормы, которые устанавливают допустимый процент закупок от всего объема закупок в течение года, которые заказчик имеет право осуществить неконкурентным способом.
Как отмечают судьи, проведение закупки способом закупки у единственного поставщика, с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ) (постановление Одиннадцатого ААС от 31.01.2019 N 11АП-19980/18). Поэтому формально единственным документом, ограничивающим или допускающим возможность осуществления неконкурентных закупок, является утвержденное заказчиком положение о закупке, и заказчик вправе самостоятельно решать, когда и в каких случаях осуществлять закупку у единственного поставщика. Соответственно, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика*(1), которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
Однако необходимо помнить, что одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупках товаров, работ и услуг, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 этого федерального закона). Суды подчеркивают, что действия заказчика при определении объекта закупки должны соответствовать этим целям (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.05.2017 N Ф08-2606/17).
Согласно позиции, изложенной в п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. При этом, как отмечено в этом же пункте, указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.
Иными словами, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчик могут быть признаны ограничивающими конкуренцию (решение УФАС по Омской области от 22.07.2016 N 05/06-16, решение УФАС по Омской области от 29.03.2019 N 05-04/1-19, решение УФАС по Челябинской области от 23.11.2018 N 9-03/18, решение УФАС по Пермскому краю от 02.03.2016 N 002093, постановление АС Центрального округа от 21.03.2019 N Ф10-1840/18 по делу N А62-2816/2017, постановление Восьмого ААС от 07.03.2019 N 08АП-201/19, постановление Третьего ААС от 21.07.2016 N 03АП-3481/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например:
– приказ Социального управления г. Пензы от 16.11.2018 N 98 о/д “Об утверждении типового положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31.07.2019 N СЭД-32-01-04-91 “Об утверждении Типового положения о закупке для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Республиканского агентства по государственным закупкам Республики Бурятия от 14.12.2018 N 276 “Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений Республики Бурятия, автономных учреждений Республики Бурятия, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

В каких случаях допускается проведение закупки у единственного поставщика по нормам федерального закона 223-ФЗ?

Закупка у единственного поставщика – это неконкурентный способ выбора поставщика или исполнителя по 223-ФЗ. Процедура закупки у единственного поставщика по закупкам по 223-ФЗ – это процедура, которая не предполагает прохождение конкурентной процедуры и не подразумевает рассмотрение заявок от нескольких участников.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Когда допускается закупка

Закупка у единственного поставщика возможна по инициативе заказчика, который заключает договор с определенным поставщиком после отправленного в его адрес предложения заключить сделку либо после того, как заказчик получил предложение от поставщика заключить контракт и в дальнейшем принял его.

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 223-ФЗ от 2011 года не регламентирует прямую закупку у единственного поставщика, но разделяет все закупки на конкурентные и неконкурентные. 223-ФЗ обязывает заказчиков определять поставщиков через аукцион и конкурс, но закупки у единственного поставщика применять необязательно.

Для закупок неконкурентным способом заказчик должен прописать данный способ определения поставщика в Положении о закупке. В данном Положении определяется и регламент подготовки и реализации закупочной процедуры.

В 223-ФЗ не приведены основания для проведения закупки у единственного поставщика. Заказчик должен прописать их в разработанном им Положении о закупке. Но при выборе таких оснований нужно учитывать только те причины, когда применение конкурентных закупок становится невозможно или нецелесообразно. Именно Положение о закупке является основополагающим документом, который регулирует работу заказчика по 223-ФЗ. Связано это с тем, что 223-ФЗ не так строго регламентирует вопрос проведения закупок по сравнению с 44-ФЗ.

При выборе оснований для закупок у единственного поставщика заказчик может (но не обязан) ориентироваться на положения 44-ФЗ. Основания для проведения закупки в неконкурентной форме в рамках контрактной системы перечислены в ст. 93 44-ФЗ. В рамках 223-ФЗ заказчики могут расширять данный перечень.

Злоупотребление указанным правом на проведение неконкурентных закупок со стороны заказчика может привести к негативным последствиям. Заказчик должен отдавать приоритет конкурентным способам отбора поставщика (например, по Письмам МЭР от 2015 года №Д28и-3384, от 2015 года №Д28и-3118 и пр.). МЭР указывает, что необоснованное применение закупок у единственного поставщика приводит к ограничению конкуренции, неэффективному расходованию денежных средств и может быть обжаловано.

Обладает схема подписания контракта с единственным поставщиком определенными недостатками. Основным из них является отсутствие конкуренции. Это влечет за собой минимальное снижение цены и не отвечает принципам экономии денежных средств.

Условия для выбора

Перед проведением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика заказчику рекомендуется провести исследование рынка, чтобы понять, является ли предложение потенциального поставщика единственным или наиболее оптимальным.

В Положении о закупке заказчик вправе установить такие основания закупки товара у единственного поставщика:

  1. Закупка, цена которой находится в пределах определенного значения, установленного заказчиком.
  2. Закупка уникального товара или совместимого для работы с определенным оборудованием.
  3. Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами.
  4. Закупка для закрытия срочных потребностей в товарах и услугах.
  5. Закупки у ограниченного числа поставщиков.
  6. Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности.

Закупка, цена которой находится в пределах установленного значения, позволяет совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на конкурентные процедуры. Заказчик вправе самостоятельно определять ценовой порог, до превышения которого закупку разрешается провести без конкурентной процедуры (например, если НМЦК не превышает 1 млн р.). Затраты на проведение конкурентной процедуры в закупках малого объема могут превысить размер достигнутой экономии.

Закупка совместимого или уникального товара – еще одно основание для проведения закупки. Такой способ закупки может потребоваться при закупках дополнительной партии товаров или совместимых с поставленными ранее. Определение нового подрядчика в данном случае может потребовать необоснованных дополнительных финансовых затрат. Например, заказчику может потребоваться переоснастить поставленное или используемое в работе оборудование из-за использования товара другого исполнителя.

Если товары, работы и услуги можно приобрести только у определенного поставщика, и отсутствует их равноценная замена, то так же допускается закупить у него товары, работы и услуги. Применение данного основания может быть связано с определенными условиями на рынке закупаемого товара, работы или услуги. Например, товар есть в наличии у единственного поставщика (в том числе работающего в условиях рынка естественной монополии), поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки, покупаются услуги по участию в мероприятии и пр.

Также заказчик может воспользоваться закупкой у единственного поставщика для закрытия непредвиденных или срочных нужд без дополнительных материальных и временных затрат на проведение закупки. Например, если у заказчика возникли непредвиденные обстоятельства, закупка вызвана аварией и обстоятельством непреодолимой силы, если есть угроза возникновения таких обстоятельств. Еще одна причина – заказчику необходимо завершить исполнение контракта, который был до этого расторгнут. Закупка у единственного поставщика будет обоснована при отмене антимонопольным органом результатов конкурентной процедуры, если провести ее повторно в сжатые сроки не представляется возможным.

Конкурентная закупка может быть признана несостоявшейся, если по ее итогам была допущена к участию единственная заявка, и тогда договор подписывается с единственным участником; или на участие в закупке не поступило ни одной заявки, либо ни одну не допустили к участию, как не соответствующие требованиям.

Читайте также:  Контрольные мероприятия, осуществляемых при проведении внеплановых проверок в сфере закупок по 44 ФЗ

Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами – это основание для закупки у единственного поставщика имеет актуальность, если заказчик выступает исполнителем по договору с третьим лицом. Закупка у единственного поставщика в данном случае оправдана, так как она позволяет своевременно оформить обеспечение исполнение контракта в форме банковской гарантии, снижает риски несвоевременного закрытия потребностей заказчика, позволяет соблюсти условия госконтракта о привлечении субподрядчиков (например, СМП), о поставках определенных товаров и конкретного оборудования.

Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности имеет актуальность при приобретении коммунальных услуг, услуг стационарной и мобильной связи, услуг по техническому и санитарному содержанию помещений, подключению к инженерным сетям и пр. С учетом того, что такие товары, работы и услуги закупаются заказчиками регулярно, и их удовлетворение позволяет обеспечить бесперебойную работу заказчика, то целесообразно проводить их напрямую у определенных подрядчиков. Большинство таких услуг предоставляет естественные монополии и определенные организации (например, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации и пр.).

Закупка у ограниченного круга лиц позволяет заказчику закупать товары, работы и услуги, которые входят в сферу деятельности субъекта естественной монополии, услуг госкорпораций, учреждений и фондов. Приобретение товаров, работ и услуг у субъектов естественных монополий оправдано, так как это является их исключительной компетенцией и организовывать процедуру для получения одной заявки на участие лишено смысла.

Еще одно основание для закупки у единственного поставщика – когда у заказчика появилась возможность закупить товары, работы и услуги по сниженной стоимости, и такая возможность действует ограниченное время.

Контракт с единственным поставщиком подписывается в следующих случаях:

  1. Аренда недвижимости.
  2. Купля-продажи недвижимости.
  3. Оказание юридических и консультационных услуг, услуг нотариуса и адвоката и пр.
  4. Закупка услуг по организации спортивных и культурно-массовых мероприятий.
  5. Оплата членских взносов и прочих платежей.
  6. Участие в выставках, обучение сотрудников, конференции и семинары и пр.
  7. Услуги по обеспечению проезда к месту командировки, гостиничное обслуживание, наем жилого помещения, транспортное обслуживание и пр.
  8. Услуги по техническому обслуживанию нежилого здания, которое используется заказчиком.
  9. Право объекта интеллектуальной собственности.
  10. Срочная потребность в продукции.
  11. Право пользования компьютерными программами.
  12. Услуги оператора электронной площадки на проведение закупок в электронном виде.
  13. Услуги государственных организаций и корпораций, которые являются тарифицированными.
  14. Финансовые услуги по открытию и ведению банковских счетов.

Необоснованная закупка

При выявлении контролирующей инстанцией необоснованной закупки у единственного поставщика в отношении заказчика по 223-ФЗ может быть выдано:

  • предписание об изменении Положения о закупке;
  • предписание об отмене результатов закупки;
  • решение о вынесении штрафа заказчику.

Судом также может быть признано незаконным Положение о закупке, а договор – недействительным. Такое решение принимается по иску от поставщика, контролирующей инстанции или иного заинтересованного лица.

Также незаконной признают закупку у единственного поставщика на основании субъективного решения уполномоченной инстанции или представителя заказчика.

Обоснование закупки

Отчеты обо всех договорах с единственным поставщиком по 223-ФЗ должны быть опубликованы не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным на основании ч. 19 ст. 4 223-ФЗ, раздела 8 Постановления Правительства №908 от 2012 года. Данный отчет содержит сведения обо всех закупках с единственным поставщиком, подписанных с участием заказчика, независимо от суммы контракта. В рамках данного отчета передается информация о сумме подписанных контрактов, тогда как необходимость обоснования выбора неконкурентной формы закупки у заказчика отсутствует.

Если контракт в неконкурентной форме подписан с СМП, то сведения о нем также включаются в отчетность о закупках у субъектов малого предпринимательства.

Обоснование закупки у единственного поставщика не требуется, если заказчик не включил отличное условие в Положение. При поступлении запроса от контролирующей инстанции заказчику следует пояснить причины выбора неконкурентной формы закупки, желательно со ссылкой на действующие Положения о закупках.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Порядок проведения закупки у единственного поставщика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Выбор поставщика и способа закупки в неконкурентной форме.
  2. Публикация извещения в ЕИС о проведении закупки в неконкурентном формате по 223-ФЗ необязательна и производится только в том случае, если это прописано в положении о закупке (на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).
  3. Подписание контракта с единственным поставщиком на условиях, согласованных сторонами.

В ЕИС должна быть размещена следующая информация о закупке, если это прописано в Положении о закупке заказчика:

  1. Извещение о закупке.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект контракта.
  4. Внесенные изменения в закупочную документацию.
  5. Разъяснения к документам.
  6. Протокол закупки.
  7. Прочие сведения, которые должны быть опубликованы в документах по закупке.

В случае публикации извещения о закупке в ЕИС оно должно содержать следующие сведения:

  1. Способ закупки.
  2. Сведения о заказчике.
  3. Предмет договора и место исполнения обязательств.
  4. Сведения о цене сделки.
  5. Сроки предоставления закупочной документации.
  6. Прочая информация, прописанная в Положении о закупке.

В закупочную документацию включают:

  • требования к количественным и качественным параметрам товара;
  • сведения о месте, условиях и сроках исполнения обязательств;
  • начальная цена контракта;
  • порядок формирования НМЦК;
  • условия исполнения контракта и прочие сведения, которые заказчик прописал в Положении о закупке.

Также заказчик по своему усмотрению публикует сведения о закупке у единственного поставщика на своем сайте.

Таким образом, сведения о закупке не публикуются, если это не предусмотрено в Положении заказчика. Но если такая информация подлежит обязательной публикации, а заказчик не исполнил свои обязательства, то ему грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 30-50 тыс. р.

Заключение договора по итогам закупки

Контракт с единственным поставщиком подписывается в сроки, которые определены в Положении о закупке заказчика. Обычно данная процедура предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик и единственный поставщик определяются с условиями подписания контракта, в частности, с существенными условиями: ценой, сроками, ответственностью сторон, количеством товара, работ и услуг, порядком оплаты и пр.
  2. Заказчик направляет поставщику контракт на ознакомление с включенными в него условиями реализации, согласованными на первом этапе.
  3. После подписания контракта со стороны поставщика его подписывает заказчик.

Таким образом, закупка у единственного поставщика – это неконкурентный способ отбора поставщика по 223-ФЗ. Особенности проведения данной процедуры закупки законодательно не урегулированы и определяются заказчиком в Положении о закупке. Заказчик не должен злоупотреблять правом на подписание контракта с единственным поставщиком, так как отказ от конкурентных закупок рассматривается, как нарушение законодательства и может вызвать претензии со стороны контролирующих инстанций.


Как производится закупка товаров и услуг у единственного поставщика по нормам 223-ФЗ?

Определение поставщика в рамках 223-ФЗ нередко происходит неконкурентным способом: через проведение закупки у единственного поставщика. Обычно исполнитель закупает товары и услуги прямым способом без конкурса, если закупка предполагается согласно разработанному положению и плану закупок.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие и определение закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупка товаров у единственного поставщика – это способ закупки, в рамках которого заключается договор с конкретным поставщиком (исполнителем или подрядчиком) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика устанавливается заказчиком в Положении о закупке (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). Прямая закупка без просмотра конкурирующих предложений осуществляется:

  1. Через направление предложений о заключении договора в пользу конкретного поставщика.
  2. Через принятие предложения о заключении договора от одного поставщика, исполнителя или подрядчика.

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Ситуации, при которых заказчик должен заключить договор с единственным поставщиком, в 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не прописаны. На практике обычно такие закупки производятся в следующих случаях:

  • при приобретении товаров и услуг у естественной монополии;
  • при закупках менее 100 или 500 тыс. р.;
  • при приобретении произведений искусства у правообладателей;
  • при аренде нежилого здания и помещения;
  • при оформлении договора;
  • при приобретении товаров и услуг в целях предупреждения ЧС;
  • при покупке услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • при покупке образовательных услуг;
  • при оформлении банковского договора на открытие расчетного счета;
  • при выдаче банковской гарантии и пр.

В утвержденном заказчиком Положении о закупке должны быть прописаны критерии выбора закупочной процедуры и перечень случаев, когда отдается предпочтение неконкурентному способу закупки. В их числе могут значиться такие:

  1. Если начальная цена была установлена ниже определенного значения.
  2. В случае закупки совместимой и уникальной продукции.
  3. При срочной потребности.
  4. Если конкурентная процедура признана несостоявшейся.
  5. При наличии обязательств перед третьими лицами.
  6. Если продукция требуется для текущей хозяйственной деятельности.
  7. При ограниченном круге участников процедуры.

Процедура закупки у единственного поставщика имеет как свои преимущества, так и недостатки.

В число достоинств данного способа можно отнести:

  • успешный предыдущий опыт взаимодействия с поставщиком;
  • риск нарушения контракта минимален;
  • закупка производится быстрее и проще;
  • заказчик может не отвлекать ресурсы на определение поставщика и заключение контракта.

ФАС обычно уделяет большое внимание данному способу закупки, так как он чреват злоупотреблениями со стороны заказчика.

Пошаговая инструкция закупки

Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. На предварительном этапе комиссии необходимо сформировать обоснование закупки у единственного поставщика и доводы о невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки.

В перечень документации, которая подтверждает необходимость закупки у единственного поставщика, могут входить:

  • учредительные и правоустанавливающие документы;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • сравнительный анализ цен (который обосновывает выгодность предложения поставщика);
  • сведения о существенных условиях заключаемого договора и его цене.

Порядок проведения закупочных мероприятий у единственного поставщика по 223-ФЗ включает в себя следующие этапы.

Шаг 1. Размещение закупочной документации в ЕИС.

При этом количество и общую сумму таких закупок необходимо прописать в ежемесячном отчете (по п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Пакет сведений для закупок у единственного поставщика включает (по ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Извещение.
  2. Проект договора.
  3. Закупочную документацию.
  4. Протокол (не позднее трех дней с момента его подписания).

Заказчик вправе разместить сведения о закупке на своем корпоративном сайте, но это не является его обязанностью. За неразмещение необходимых сведений заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа на 30-50 тыс. р.

Шаг 2. Заключение договора с единственным поставщиком.

Срок подписания договора по 223-ФЗ определяется Положением о закупке.

Шаг 3. Внесение информации о сделке в реестр.

Стоит отметить, что готовится законопроект, согласно которому закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ максимально приближаются к 44-ФЗ и жестко регламентируются.

Таким образом, закупка у единственного поставщика предполагает приобретение продукции и услуг у конкретного поставщика без проведения конкурса. Механизм приобретения работ и продукции у единственного поставщика прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Прямая закупка является быстрым и простым способом получения необходимых товаров и услуг. Она не требует длительной подготовки и существенных трат.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию