Осуществление МУП закупки в короткий срок по 44 ФЗ

Осуществление МУП закупки в короткий срок по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальное унитарное предприятие должно проводить закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Принимает участие в аукционах как поставщик. В п. 2 ч. 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ сказано, что можно осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Положение о закупках на предприятии не менялось с 2016 года. В размещенном в единой информационной системе (далее – ЕИС) положении о закупке отсутствует указание на возможность осуществления унитарным предприятием закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли разработать новое положение с изменениями на 2018 год, разместить его в ЕИС и осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ для исполнения контрактов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При описанных обстоятельствах в 2016 и 2017 годах унитарное предприятие обязано осуществлять все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Осуществление в текущем году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ может повлечь неблагоприятные последствия.

Обоснование позиции:
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия признаются заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона). Исключение составляют перечисленные в пунктах 1-3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки, которые при соблюдении предусмотренных этим Законом условий унитарные предприятия могут осуществлять в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке, которым руководствуется унитарное предприятие.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ для возможности в текущем году осуществлять в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в частности, указанные в вопросе закупки, до начала этого года унитарным предприятием должно быть принято и размещено в ЕИС положение о закупке, а также принято решение об осуществлении таких закупок в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ. При этом, как нам представляется, учитывая формулировку ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС положение о закупке должно прямо предусматривать возможность осуществления унитарным предприятием в соответствии с Законом N 223-ФЗ тех категорий закупок, которые поименованы в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Аналогичные по существу разъяснения приведены в письме Министерства экономического развития РФ от 26.04.2017 N Д28и-1853 (смотрите также материал: Вопрос: Вправе ли унитарное предприятие после 01.01.2017 осуществлять часть закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, если оно до 31.12.2016 не утвердило новое или не внесло изменения в действующее Положение о закупке? (журнал “Вестник Института госзакупок”, N 3, март 2017 г.)). Правоприменительной практики, где бы оценивалась правомерность осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ унитарным предприятием, в положении о закупках которого прямо не указаны закупки, перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Действия, которые должны были совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ГУП и МУП переходят на закупки по 44-ФЗ

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Рекомендуем пройти обучение на курсе повышения квалификации для осуществления закупок по 44-ФЗ. Онлайн-курс в Школе электронных торгов «Управление государственными и муниципальными закупками»

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

Презентация с подсказками по переходу на 44-ФЗ:

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.
Читайте также:  Существенные условия контракта в сфере закупок по 44 ФЗ

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Закупки ГУП и МУП за счет собственных средств переведены на 223-ФЗ.

«Как показала практика осуществления закупок за 2017 год, учитывая специфику деятельности каждого предприятия и необходимость, в связи с экономическими процессами деятельности таких предприятий, в кратчайшие сроки получить товар, работу или услугу, предприятиям представлялось затруднительным своевременно осуществлять закупки в соответствии с нормами 44-ФЗ, в связи с чем отдельные предприятия перестали получать доход и несли убытки» , – сообщил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ” И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

“О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД”

21 июня 2018 года

27 июня 2018 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; № 50, ст. 7343; 2012, № 53, ст. 7649; 2013, № 23, ст. 2873; № 27, ст. 3452; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6961; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4375; 2016, № 27, ст. 4169, 4254; 2017, № 1, ст. 15; № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 54, 80, 89) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 1:

а) в подпункте “в” пункта 5 слова “государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями” исключить;

б) пункт 6 дополнить словами “, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации”;

2) пункт 3 части 14 статьи 3.2 признать утратившим силу;

3) в абзаце первом части 10 статьи 3.4 слово “Федерацией” заменить словом “Федерации”;

а) часть 12 изложить в следующей редакции:

“12. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом “в” пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2018 году.”;

б) в части 13 слова “, являющиеся аптечными организациями,” исключить;

в) дополнить частью 14 следующего содержания:

“14. Положения статьи 3.4 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 3.4 настоящего Федерального закона.”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 11, ст. 1493; № 15, ст. 2058; № 26, ст. 3872; № 27, ст. 4199, 4254; 2017, № 1, ст. 15; № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88; № 18, ст. 2578) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 1 статьи 1 слова “, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации,” исключить;

а) часть 2.1 изложить в следующей редакции:

“2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.”;

б) в части 3 слова “пунктах 1 – 3 части 2.1” заменить словами “подпунктах “а” – “в” пункта 2 части 2.1″;

в) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

“4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.”;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

“5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.”;

д) в части 6 после слов “муниципальным унитарным предприятиям” дополнить словами “либо иным юридическим лицам”, слова “такие учреждения, такие унитарные предприятия” заменить словами “такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица”;

3) часть 42 статьи 112 изложить в следующей редакции:

“42. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом “в” пункта 2 части 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в 2018 году.”.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 2, 3 и подпункт “в” пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Новации в закупках у МУП и ГУП в 2019 году

Автор: Чагин К. Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Как известно, правила осуществления закупок ГУП и МУП в последние годы претерпевали значительные трансформации. До 2017 года эти заказчики проводили свои закупки по Закону № 223-ФЗ, после их в большинстве случаев обязали использовать Закон № 44-ФЗ, затем аптекам, а потом и всем остальным ГУП и МУП разрешили вернуться к Закону № 223-ФЗ – при закупках без привлечения бюджетных средств.

Таким образом, сейчас по общей схеме ГУП и МУП применяют:

Закон № 223-ФЗ – для закупок за счет средств, которые зарабатывают сами;

Читайте также:  Соглашение о расторжении контракта, если он исполнен не на всю сумму по 44 ФЗ -

Закон № 44-ФЗ – для закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов своих учредителей.

Поэтому изменения, которые постоянно вносятся в оба эти закона, являются для таких заказчиков актуальными. В данной статье сделан краткий обзор основных новаций, которые необходимо учитывать при закупках начиная с 2019 года.

Новации в Законе № 223-ФЗ.

Прежде всего, с 01.01.2019 для закупок по Закону № 223-ФЗ стал обязательным ряд норм, введенных в этот закон еще с 01.07.2018. До конца 2018 года можно было осуществлять закупки «по-старому», но до начала 2019 года заказчики были обязаны внести в свои положения о закупке соответствующие изменения и с начала 2019 года уже осуществлять закупки по новым правилам (если какой-то заказчик не успел это сделать, то осуществлять закупки в 2019 году он сможет только в рамках Закона № 44-ФЗ). Рассмотрим, что надо учитывать в этом году.

Единые требования к проведению конкурентных закупок

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом Законе № 223-ФЗ. К значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, при этом в течение 3 рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Но заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2. Заказчик имеет право отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, причем решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении данного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Отметим, что эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков в части определения правил отказа от закупки.

3. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если этот способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика). Более того, согласно рассматриваемым новациям в Законе № 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн руб., а при таком превышении вправе требовать обеспечения заявок в размере не более 5 % НМЦД. Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, сейчас тоже определены в самом Законе № 223-ФЗ – это, во-первых, случай, когда победитель уклоняется или отказывается заключить договор, а во-вторых, случай, когда победитель не предоставляет или предоставляет с нарушением установленных условий до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6. Отдельно определен подробный порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме. Не допускаются переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации; участник конкурентной закупки в электронной форме вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки; и т. д. Отметим, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, – см. ниже).

О конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП

Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с Законом № 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП, будут осуществляться исключительно в электронной форме.

Установлены подробные правила таких закупок. Например, они могут осуществляться только следующими способами: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме. В качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия. Эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и рядом дополнительных требований по Закону № 223-ФЗ. Причем такие закупки могут проводиться заказчиками только на электронных площадках, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень8.

Изменены правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке

При внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Новации в Законе № 44-ФЗ.

Проведение закупок в электронной форме

Главной новацией применения Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме, «бумажными» они могли быть только до конца 2018 года. Исключения из этого общего правила, когда все-таки возможна закупка в бумажной форме, касаются лишь нескольких случаев – например, запроса котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупки на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Именно поэтому в данном законе пока еще остаются разделы, которые регламентируют проведение «бумажных» закупок.

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, а закрытые – только в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых – закрытые. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждены Правительством РФ – в первый перечень сейчас включено восемь площадок, во второй – только одна. Кроме этого, подробно регламентирован порядок проведения электронных закупочных процедур, в том числе в разрезе отдельных способов закупки. Например, установлены право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронной процедуре с ее участника, а также порядок ее взимания и ее предельные размеры. В случае отмены заказчиком закупки оператор электронной площадки должен будет возвратить заявки участникам закупки в течение часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника процедуры об ее отмене; при любых закупках в электронной форме участнику закупки, который вносит в качестве обеспечения денежные средства, достаточно будет представить документ (например, платежное поручение), подтверждающий это внесение. Отметим, что большинство площадок ввело такую плату – например, популярная площадка «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru) взимает 1 % НМЦК, но не более 2 тыс. руб. в отношении закупок, в которых участвуют только субъекты СМП и СОНКО, и 5 тыс. руб. в отношении других закупок.

Единый реестр участников закупок в ЕИС

С 01.01.2019 вступила в силу новая норма закона, согласно которой вводится единый реестр участников закупок в ЕИС. В целях формирования такого реестра осуществляется бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установлен Правительством РФ. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на ней. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Уменьшение суммы банковской гарантии

Сумма банковской гарантии может быть уменьшена по мере поступления платы по контракту, в обеспечение которого она выдана. Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта в течение месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в установленном порядке. За каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства начисляется пеня. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Читайте также:  Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ

Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Размер обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, заказчик уменьшает путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При предоставлении нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

(Соответствующие изменения Законом № 502-ФЗ внесены в ч. 30 ст. 34, ч. 3.1 и 12 ст. 45, ч. 7 – 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Указанные нормы в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.)

Изменение цены контракта в пределах увеличения ставки НДС

До 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.

(Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 54. Изменение действует с 27.12.2018.)

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика

Нельзя требовать обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) от участников закупки, которые являются государственными или муниципальными учреждениями любого типа (ранее это правило относилось только к казенным учреждениям). (Изменение внесено в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Действует с 27.12.2018.)

Установление ответственности за ложную внешнюю экспертизу

Наконец, еще одной новацией является установление конкретных мер ответственности за ложную внешнюю экспертизу.

Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2,25 млн руб.), грозит штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека, осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести определенные виды деятельности.

Согласно поправкам в КоАП РФ административную ответственность установили в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физических лиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юридических лиц; экспертов также могут отстранить от проведения экспертиз в отношении закупок на срок от 6 месяцев до 1 года.

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Ссылка на основную публикацию