Осуществление общественного контроля в сфере закупок по 44 ФЗ

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Что такое общественный контроль в сфере закупок? В каком порядке он осуществляется, какие формы имеет?

Помимо антимонопольной службы и казначейства, контролировать деятельность государственного заказчика могут и другие инстанции. Согласно 44-ФЗ, предусмотрен общественный контроль за проведением закупок. Передача общественности права на проведение контроля за деятельностью заказчиков по 44-ФЗ стала одной из ключевых инноваций законодательства о контрактной системе. Общественный контроль осуществляется также по нормам 212-ФЗ от 21 июля 2014 года.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Правовое регулирование

Несмотря на постоянное ужесточение правил проведения закупок по 44-ФЗ и 212-ФЗ, нарушение принципов законодательства является весьма актуальной проблемой. Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный.

Под общественным контролем в сфере закупок можно понимать деятельность субъектов общественного контроля, которая осуществляется в целях содействия развития закупочной отрасли, предупреждения и выявления нарушений законодательства.

Общественный контроль за деятельность заказчиков по 44-ФЗ опирается на положения:

  • 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 2014 года;
  • 44-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года;
  • 212-ФЗ «О закупках отдельными категориями…» от 2014 года.
  • 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 1995 года.

Общественный контроль должен проводиться на принципах законности, верховенства права, принципа обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности контрактной системы.

Кто может осуществлять общественный контроль

На основании ч. 1 ст. 102 44-ФЗ можно выделить следующих субъектов общественного контроля:

  1. Граждане.
  2. Общественные объединения.
  3. Объединения юридических лиц.

В самом 44-ФЗ не приводится расшифровка общественных объединений, но, согласно 82-ФЗ, они могут иметь следующие формы:

  1. Общественная организация.
  2. Общественный фонд.
  3. Общественное движение.
  4. Политическая партия.
  5. Общественное учреждение.
  6. Орган самодеятельности.

Нередко субъектами общественного контроля становятся сами участники закупочной деятельности.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны предоставить указанным субъектам возможности для проведения контролирующих мероприятий.

Согласно 212-ФЗ от 21 июля 2014 года, контрольными функциями наделяются федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты, а также советы при органах власти разных уровней, инспекции, наблюдательные комиссии и прочие объединения с заданными целями.

Какие цели преследуются

Общественный контроль имеет следующие цели:

  1. Реализация на практике принципов контрактной системы.
  2. Развитие и совершенствование системы государственных закупок.
  3. Выявление и предупреждение нарушений в области государственных закупок.
  4. Информирование контролирующих инстанций на случай выявления нарушений.

Несмотря на достаточно высокую эффективность системы общественного контроля, отсутствие реальных рычагов влияния на закупочную отрасль у общественных объединений остается достаточно актуальной проблемой.

Формы общественного контроля

Законами 44-ФЗ и 212-ФЗ от 21 июля 2014 года предусмотрены такие виды общественного контроля, как:

  1. Общественный мониторинг.
  2. Общественные слушания.
  3. Общественная проверка.
  4. Общественная экспертиза.
  5. Иные формы взаимодействия.

Общественный мониторинг

Общественный мониторинг выступает формой контроля. Он осуществляется открыто с использованием интернета по ч. 3 ст. 19 212-ФЗ. По результатам общественного мониторинга субъектом направляется в адрес заказчика документ для ознакомления. Также такой отчет размещается субъектом мониторинга в сети.

В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. Субъект мониторинга вправе инициировать (на основании ч. 7 ст. 19 212-ФЗ):

  1. Проведение общественных обсуждений.
  2. Проведение общественных слушаний.
  3. Проведение общественной проверки.
  4. Проведение общественной экспертизы.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественные объединения могут заниматься мониторингом закупок и оценкой их эффективности, в том числе оценкой закупок на предмет их соответствия требования законодательства о контрактной системе.

В рамках общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять в адрес заказчика запрос о предоставлении дополнительной информации, руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ.

Общественная проверка

Хотя, согласно ч. 6 ст. 20 212-ФЗ, организатор общественной проверки обязан запросить у проверяющего органа необходимые документы и материалы, на практике это сделать не так просто. Во-первых, субъект проверки должен довести до руководителя заказчика информацию о проверке, ее сроках, порядке проведения и определения результатов проверки. Во-вторых, круг субъектов, которые вправе инициировать такую проверку, ограничен законодательно. На основании ч. 2 ст. 20 212-ФЗ инициаторами общественной проверки вправе стать:

  1. Уполномоченный по правам ребенка и человека в РФ.
  2. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей.
  3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
  4. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
  5. Общественная палата.

Стоит отметить, что речь в законодательстве идет об Общественной палате РФ, тогда как региональные и муниципальные палаты могут стать субъектами проверки в ограниченных случаях: если это предусмотрено российским законодательством. Аналогичные требования предусмотрены иными субъектами общественного контроля.

Также общественники могут передать обращения в закупочную комиссию заказчика, территориальное подразделение Счетной палаты, управление антимонопольной службы и прокуратуру. Контролировать законность расходования бюджетных денег могут и депутаты, к которым также могут обратиться общественные объединения по факту неэффективного и нецелевого расходования средств.

Общественная экспертиза

Проведение общественной экспертизы по нормам 212-ФЗ обязательно в отношении (на основании ч. 2 ст. 22 212-ФЗ):

  • актов (проектов);
  • решений (проектов);
  • документов и прочих материалов.

Инициатива о проведении общественной экспертизы может исходить и от органа контроля (заказчика по 212-ФЗ). Тогда как общественные объединения могут инициировать экспертизу только в случаях, предусмотренных законодательно.

Что касается законодательства о контрактной системе, то экспертиза результатов выполненного контракта может производиться заказчиком своими силами. Но, согласно ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, к проведению экспертизы допускается привлекать сторонних экспертов и экспертные организации.

Читайте также:  Форма государственного (муниципального) контракта

Таким образом, по 44-ФЗ общественные организации не могут выступать инициаторами экспертизы. Но они могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки результатов контракта, если обладают соответствующими компетенциями.

Прочие формы

Важными правами общественных объединений по 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают:

  • передача общественных инициатив и предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, повышению открытости и прозрачности закупочной отрасли, снижению возможностей для совершения коррупционных правонарушений;
  • выявление признаков преступления в действиях заказчиков и контрактных управляющих и передача сведений в ФАС и в правоохранительные органы (например, при обнаружении признаков ограничения конкуренции в техническом задании на закупку или при закупках предметов роскоши, товаров с избыточными свойствами);
  • защита интересов граждан через обращение в судебные инстанции.

Их нельзя отнести к какой-либо форме общественного контроля, но данные права общественных объединений играют важную роль, с точки зрения возможности влияния на объекты закупочной деятельности.

Таким образом, общественный контроль направлен на недопущение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ. Общественный контроль позволяет обеспечить грамотное распределение бюджетных средств, реализовать принципы честности и открытости при определении поставщиков.


Кто что контролирует в сфере закупок

    On 05.08.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Гособоронзаказ, ЕИС, Запрос предложений, Казначейство, Контроль закупок, ФАС, ЭТП

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральное казначейство;
  • общественные организации;
  • местные органы власти;
  • государственные заказчики.

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

Об общественном контроле

Участие общественности в планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Федеральному закону о контрактной системе

В числе главных новаций Федерального закона № 44-ФЗ – введение нового института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля, а также введены дополнительные случаи обсуждения госзакупок, при осуществлении которых должно учитываться мнение общества.

Участие общественности в планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд согласно закону о контрактной системе можно разделить на две формы: участие в обязательном общественном обсуждении закупок и осуществление общественного контроля.

Общественное обсуждение закупок

Согласно новому закону, уже на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности, обсудить ее условия и стартовую цену. Причем закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Обсуждать общественность сможет далеко не все закупки, а только наиболее крупные. На переходный период до 2016 года обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки свыше 1 млрд. рублей. Но на региональном и муниципальном уровне могут быть установлены дополнительные случаи обсуждения.

Так, на региональном уровне планируется обсуждать закупки свыше 100 млн. рублей, а на местном уровне в зависимости от вида муниципального образования.

В обязательном общественном обсуждении закупок может принять участие любой желающий. Законом не ограничивается круг участников обсуждения.

Обязательное общественное обсуждение закупок будет проводиться на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на специальных очных слушаниях. Начинаться общественное обсуждение закупки будет с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого процедура закупки может быть отменена заказчиком.

Игнорировать запросы общественности при обсуждении закупки заказчик не сможет – он должен будет дать мотивированную оценку всем поступившим предложениям и замечаниям, а по итогам проведения общественного обсуждения еще и отчитаться.

Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

Общественный контроль закупок

В новом законе общественность получит новые полномочия и для контроля закупок в государственном и муниципальном секторе. Закон о контрактной системе наделяет общественные объединения и объединения юридических лиц правом обращения в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при нарушении правил проведения закупки.

Предметом общественного контроля является соблюдение всеми участниками контрактной системы всего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов в этой сфере. Причем, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления общественного контроля.

Несмотря на то, что граждане упоминаются законом, как лица, осуществляющие общественный контроль, закон не оговорил для них никаких прав по его осуществлению. Однако это не препятствует гражданам реализовывать свое законное право на обращение в государственные и муниципальные органы и учреждения и получать информацию об их деятельности. А вот подавать в суд на нечестную закупку смогут только общественные объединения и объединения юридических лиц.

К общественным объединениям относятся некоммерческие организации, созданные в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. К объединениям юридических лиц относятся соответствующие ассоциации и союзы.

Общественные объединения и объединения юридических лиц смогут:

  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю закупок
  • подавать жалобы, которые рассматриваются в ускоренном порядке, на нарушающие права и законные интересы участника закупки действия или бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления в действиях или бездействии заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих.
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Возможность заключения контракта по 44 ФЗ, если исполнитель подрядных работ, строительного контроля и технического надзора

Для реализации права общественных объединений и объединений юридических лиц на обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц, их обращение должно быть поддержано не менее чем 5 лицами, участвующим в правоотношениях, по поводу которых было осуществлено обращение в суд. Такое обращение подлежит подаче в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом.

Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность секретной информации, которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

«Правовые основы и предпосылки эффективности участия общественности в процедурах осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд»

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривается закрепление участия общества в процессе планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по сравнению с действующим законодательством.

Участие общественности в планировании и осуществлении закупок основывается на принципах контрактной системы в сфере закупок, включая принцип открытости и прозрачности, принцип обеспечения конкуренции, а также принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

В соответствии с Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами могут быть выделены следующие формы участия общества в планировании и осуществлении закупок:

– участия в обязательном общественном обсуждении закупок;

– осуществления общественного контроля планирования закупок;

– участие в публичной защите планов закупок, планов-графиков закупок, участие в общественном обсуждении планов закупок (планов-графиков закупок), если такая защита (обсуждение) предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими формирование, утверждение и ведения плана закупок (плана-графика закупок);

– участия в общественном обсуждении закупок, проводимом по инициативе заказчика («необязательное» обсуждение);

– участия в общественном обсуждении (экспертизе) обоснования закупки (начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта), если проведение такого обсуждения будет предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим обоснование закупок;

– участия в общественном обсуждении (экспертизе) проектов актов о нормировании в сфере закупок, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, если проведение такого обсуждения будет предусмотрено соответствующим порядком, принимаемым в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

– иных формах в соответствии с нормативными правовыми актами.

Федеральным законом впервые урегулированы вопросы общественного контроля в сфере закупок. Общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставлены существенные права, позволяющие выявлять и предупреждать нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также влиять на развитие контрактной системы.

Порядок участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков. Вместе с тем, основной упор в регулировании процедур общественного участия в процессе планирования и осуществления закупок должен быть сделан на защиту и гарантии прав представителей общества.

Открытость и прозрачность планирования закупок обеспечивается, в том числе, путем размещения документов и информации о планировании и осуществлении закупок в единой информационной системе, а также путем предоставления информации по запросам субъектов общественного контроля. Причем, доступ является свободным и безвозмездным, а информация должна быть полной и достоверной.

Порядок общественного контроля в сфере закупок, цели, базовые принципы и формы контроля

В целях недопущения нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными юридическими лицами в России создана система общественного контроля. Такая форма контроля распространяется на закупки по 44-ФЗ и 212-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Правовое регулирование

Множественные нарушения принципов контрактной системы является весьма серьезной проблемой в закупочной отрасли. Именно для этого здесь предусмотрено сразу несколько форм контроля: внутренний контроль, ведомственный и общественный.

Общественный контроль за закупочными мероприятиями регулируется положениями Закона 44-ФЗ и 212–ФЗ. В рамках 44-ФЗ предусмотрены такие цели и формы общественного контроля, как:

  1. Практическое воплощение принципов контрактной системы.
  2. Развитие и усовершенствование контрактной системы.
  3. Выявление и предупреждение правонарушений в сфере госзакупок.
  4. Информирование уполномоченных контрольных инстанций при выявлении нарушений.

212-ФЗ устанавливает следующие формы общественного контроля: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждения и слушания, а также прочие формы.

На практике отсутствие реального общественного контроля остается достаточно большой проблемой.

Кто имеет право осуществлять

Общественный контроль могут осуществлять:

  1. Граждане.
  2. Общественные объединения.
  3. Объединения юрлиц.

Согласно ст. 7 Закона «Об общественных объединениях» от 1995 года №82-ФЗ, объединения могут иметь форму общественной организации, фонда, движения, учреждения либо политической партии, органа общественной самодеятельности.

Также общественный контроль могут осуществлять различные советы при федеральных и региональных органах власти, инспекции и наблюдательные комиссии и прочие объединения, созданные с указанными целями.

Данные субъекты общественного контроля наделены такими правами, как:

  1. Мониторинг закупочных мероприятий.
  2. Обращение с жалобой в ФАС или правоохранительные инстанции.
  3. Обращение в судебную инстанцию.
  4. Отправка предложений по совершенствованию системы закупок.
  5. Обращаться к заказчикам с запросами на получение нужной информации (в частности, о проведении торгов или исполнении контрактов).
  6. Публиковать отчеты о проделанной ими работе для всеобщего ознакомления.

Порядок общественного контроля в сфере закупок: цели и формы

Общественный контроль может быть реализован в нескольких формах. Одной из форм контроля является общественный мониторинг.

Он предполагает открытый анализ источников по проводимым закупкам в сети интернет (согласно ч. 3 ст. 19 212-ФЗ). По результатам закупки субъекту контроля требуется подготовить итоговый отчетный документ и разместить его в свободном доступе, а также направить его заказчику.

В зависимости от того, какие результаты были получены в ходе наблюдения, организатор контрольных мероприятий по ч. 7 ст. 19 212-ФЗ может инициировать одну из следующих процедур:

  1. Провести общественные слушания.
  2. Проверочные мероприятия.
  3. Экспертизу.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ за общественными организациями закреплено право на запрос на предоставление информации у заказчика.

Другая форма общественного контроля – проверка. Ч. 6 ст. 20 212-ФЗ наделяет субъектов контроля правом на запрос у проверяемого органа документов и необходимых материалов. Но право на проведение проверочных мероприятий в ч. 2 ст. 20 212-ФЗ закреплено за ограниченной группой лиц. Это, в частности:

  • уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, малочисленных народов (при Президенте и в регионах);
  • федеральная и региональная общественные палаты.

Стоит отметить, что 44-ФЗ не предусматривает такой формы закупки, как общественная проверка. Это означает, что инициатором общественной проверки в рамках контрактной системы общественное объединение быть не может.

Следующая форма – экспертиза. Она проводится в отношении законодательных актов, законопроектов, документации и прочих материалов в случаях, которые регламентированы федеральными законами по ч. 2 ст. 22 212-ФЗ. Экспертиза может быть инициирована самим объектом закупок.

В ч. 3 ст. 102 44-ФЗ предусмотрены некоторые полномочия общественных объединений, которые проблематично включить в одну из рассматриваемых выше форм контроля:

  • подготовка предложений по усовершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих закупочную деятельность;
  • обращение в правоохранительные органы при выявлении признаков преступления;
  • защита интересов определенных лиц путем обращения в судебные инстанции.

Таким образом, контроль является важной составляющей государственных закупок. Он направлен на повышение эффективности траты бюджетных средств и честности при определении поставщика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Общественный контроль в сфере закупок: проблемы и пути их решения

Федеральный закон о контрактной системе внес кардинальные изменения в систему закупок для обеспечения нужд государства. С момента принятия закона в него уже неоднократно вносились поправки, в ближайшее время планируются очередные существенные изменения в части перевода всех конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму. Безусловно, и сам новый закон, и вносимые в него изменения вызывают множество вопросов не только у заказчиков, но и у иных субъектов правоотношений, участвующих в реализации положений законодательства о контрактной системе.

Новый вид контроля — общественный

Одним из важнейших нововведений Закона № 44‑ФЗ стала перестройка всех форм контроля в сфере закупок. Наряду с появившимися финансовым, ведомственным контролем, контролем заказчика в сфере закупок был создан и институт общественного контроля. Неоспоримым является тот факт, что данный механизм должен способствовать пресечению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок, быть помощником как самим заказчикам, зачастую допускающим нарушения скорее по незнанию, чем преднамеренно, так и контролирующим и надзорным ведомствам. Однако необходимо констатировать тот факт, что в законе о контрактной системе имеются некоторые проблемы и правовые пробелы, не позволяющие в полной мере использовать предусмотренные возможности в части организации общественного контроля.

Положения об общественном контроле в Законе № 44‑ФЗ закреплены в статье 102. В соответствии с ней общественный контроль призван решать следующие вопросы:

  • способствовать реализации принципов контрактной системы в сфере закупок;
  • оказывать содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
  • предупреждать, выявлять нарушения Закона № 44‑ФЗ и информировать заказчиков, контрольные органы о выявленных нарушениях.
Читайте также:  Членство застройщика (заказчика), специализированной организации в СРО при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

В соответствии с частью 1 рассматриваемой статьи общественный контроль имеют право осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Однако в части 3 статьи 102, в которой преду­сматриваются права общественных контролеров, сказано, что эти права распространяются только на общественные объединения и объ­единения юридических лиц. О гражданах в данном ключе не сказано ни слова.

В этом кроется первая проблема: включение граждан в число общественных контролеров по Закону № 44‑ФЗ является, по сути, декларативным. Сами граждане как субъекты общественного контроля не имеют каких-либо прав и полномочий при осуществлении самого контроля. Иначе говоря, реализовывать функционал общественных контролеров, предусмотренный законом о контрактной системе, в том числе обращаться к заказчикам с запросами о предоставлении информации о закупках, обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю, обращаться в правоохранительные органы в рамках общественного контроля, могут только общественные объединения и объединения юридических лиц. Гражданам остается лишь возможность направлять свои обращения в адрес государственных органов и органов местного самоуправления в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, в чистом виде говорить об общественном контроле в сфере закупок в этом случае уже не приходится.

Анонимки не рассматриваются

Из норм Закона № 59‑ФЗ вытекает и вторая проблема, связанная с реализацией положений об общественном контроле. Частью 4 статьи 102 Закона № 44‑ФЗ установлено, что «запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан», то есть в соответствии с положениями Закона № 59‑ФЗ.

С одной стороны, все понятно. Но в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ в письменном обращении гражданин (а в случае осуществления действий по общественному контролю в сфере закупок — лицо, действующее от имени общественного объединения или объединения юридических лиц) в обязательном порядке указывает «свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату». При направлении обращения в электронной форме кроме вышеперечисленной информации указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.

Заказчик регистрирует, рассматривает и в установленные сроки направляет отправителю обращения ответ на полученный запрос. Непосредственно сам порядок рассмотрения обращений в Законе № 59‑ФЗ установлен в статье 11, в соответствии с которой, «если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается». И в данном случае мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, при которой возникает конфликт между ограничениями, наложенными законодательством, и формами реализации общественного контроля, выбранными конкретными общественными объединениями.

Пожалуй, на сегодняшний день примером наиболее активной деятельности по общественному контролю в сфере закупок являетс­я работа в рамках проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки». По данным отчета, размещенного на сайте проекта zachestnyezakupki.onf.ru, только за март 2015 года было выявлено 436 сомнительных закупок на сумму 39,7 миллиарда рублей. Цифры достаточно серьезные и говорят о том, что такие закупки требуют повышенного внимания. Свое­временные действия общественных контролеров могут исправить ситуацию в том случае, если на стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действительно были допущены нарушения. Однако, на наш взгляд, организация работы самого проекта требует доработки и приведения деятельности общественных контролеров в соответствие с положениями законодательства.

Наиболее наглядно данная ситуация может быть продемонстрирована на конкретном примере. В адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее — Комитет) по электронной почте поступило сообщение о добавлении общественным контролером на сайт zachestnyezakupki.onf.ru закупки с номером извещения 0106200001915000040. В указанном сообщении имеется просьба «отреагировать на добавленный общественным контролером сигнал».

С одной стороны, при обращении общественных контролеров заказчик обязан отреагировать и рассмотреть обращение в соответствии с положениями закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Однако, как было указано ранее, статьей 11 Закона № 59‑ФЗ установлено: если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес ответ на обращение не дается. В связи с тем что сообщение, направленное в адрес, Комитета с сайта zachestnyezakupki.onf.ru, не позволяет идентифицировать отправителя, в сообщении отсутствует установленная статьей 11 Закона № 59‑ФЗ информация, Комитет не имеет возможности направить ответ на данное обращение.

Кроме этого, Законом № 44‑ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участниками закупок, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При проведении электронного аукциона все взаимодействия между участником закупки и заказчиком осуществляются только посредством электронной площадки путем направления запросов о разъяснении положений документации об аукционе. В рассматриваемом случае не исключена вероятность того, что под видом общественного контролера может действовать один из потенциальных участников объявленной закупки, который по тем или иным причинам не желает раскрывать информацию о себе или способствовать разъяснению положений документации, открытому для всех других участников (с опубликованием информации на сайте zakupki.gov.ru). И, направив какое-либо объяснение по закупке в ответ на обращение, поступившее подобным образом, заказчик может быть в дальнейшем обвинен в нарушении положений статьи 46 Закона № 44‑ФЗ, а это в свою очередь может привести к признанию такого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) недействительным по иску заинтересованного лица.

Чтобы решить данную проблему, общественные объединения и (или) объединения юридических лиц при организации различных форм общественного контроля должны тщательно продумывать механизмы реализации контроля, учитывающие все положения законодательства. Например, в рассмотренном случае было бы правильным, если бы все обращения общественных контролеров, которые размещены на сайте zachestnyezakupki.onf.ru, при направлении заказчикам подписывались уполномоченным лицом проекта с указанием всей информации в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ. Во-первых, это способствовало бы полной реализации положений Закона № 44‑ФЗ в части организации общественного контроля в сфере закупок, исключало бы нарушения заказчиков, которые по своему незнанию, неопытности, а иногда и просто из боязни действий общественных контролеров по обжалованию закупки отвечают на ненадлежащим образом направленные запросы. Во-вторых, способствовало бы большей ответственности самих организаций, которые занимаются общественным контролем, за действия физических лиц, которые выступают от их имени и пользуются ресурсами данных организаций.

Чтобы контроль был действенным

Известной проблемой при организации общественного контроля в сфере закупок является конфликт положений закона о контрактной системе в части общественного контроля с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 212‑ФЗ субъектами общественного контроля являются:

Общественная палата РФ;

общественные палаты субъектов РФ;

общественные палаты (советы) муниципальных образований;

общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

В этой связи возникает вопрос о статусе общественных объединений и объединений юридических лиц при осуществлении ими общественного контроля в сфере закупок. На наш взгляд, только оперативное устранение конфликтующих норм законодательства может способствовать реальному достижению целей общественного контроля, заложенных в законодательстве РФ, и в частности в законе о контрактной системе, в том числе достижению цели эффективности и значимости общественного контроля в борьбе с коррупцией. В противном случае важные и востребованные нормы закона могут, по сути, остаться декларативными, неработающими, приводящими к затягиванию процедур закупок в связи с большим количеством жалоб в органы контроля в сфере закупок и судебных тяжб.

Безусловно, в настоящее время в нашей стране только происходит становление общественного контроля в сфере закупок. В этой связи на уровне регионов деятельность общественных контролеров зачастую является хаотичной и не урегулированной никакими нормами. Конкурирующие и несогласованные между собой нормы законодательства способствуют тому, что между заказчиками и общественными контролерами порой завязывается нешуточная борьба, в которой арбитрами призваны стать органы контроля в сфере закупок при рассмотрении жалоб, поступивших от общественников.

Однако в разрешении данной проблемы существенную пользу может принести работа органов по регулированию контрактной системы на уровне регионов. Именно такая работа в настоящее время начата в Карелии. Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который является республиканским регулятором в данной сфере, сформирован реестр общественных организаций, действующих на территории субъекта, проанализированы сферы деятельности этих организаций (союзы фермерских хозяйств, союзы хлебопеков, ассоциации промышленников и т. д.). В ближайшее время предполагается проведение большого совместного совещания Комитета и представителей таких организаций, в ходе которого планируется определить существующие проблемы в части организации общественного контроля, наметить совместные пути преодоления возникающих сложностей, например таких, которые были описаны выше.

Предполагается также определить и совместные мероприятия, в том числе по обучению общественных контролеров в сфере закупок. На этом же совещании всем представителям организаций, желающим работать в составе Общественного совета при Комитете, будет предложено направить свои заявления по включению в состав данного органа. Кроме того, заказчикам и уполномоченным органам зачастую необходима помощь таких общественных организаций при проведении конкретных процедур закупок в конкретных сферах деятельности. Кто, как не представители общественных организаций, например строителей, смогут оказать наиболее квалифицированную помощь заказчикам при подготовке документации на строительные работы или при рассмотрении поступивших заявок? Точно так же при должной организации сотрудничества общественные организации могут быть привлечены и к экспертизе результатов исполнения контрактов в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ. И это тоже реальное направление совместной деятельности по достижению основной цели законодательства о контрактной системе — прозрачности, эффективности, ответственности за результативность закупок для нужд государства.

Ссылка на основную публикацию