Осуществление унитарными предприятиями закупок услуг по 44 ФЗ по предоставлению сведений из ЕГРН

Осуществление унитарными предприятиями закупок услуг по 44 ФЗ по предоставлению сведений из ЕГРН

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальное унитарное предприятие должно проводить закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Принимает участие в аукционах как поставщик. В п. 2 ч. 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ сказано, что можно осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Положение о закупках на предприятии не менялось с 2016 года. В размещенном в единой информационной системе (далее – ЕИС) положении о закупке отсутствует указание на возможность осуществления унитарным предприятием закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли разработать новое положение с изменениями на 2018 год, разместить его в ЕИС и осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ для исполнения контрактов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При описанных обстоятельствах в 2016 и 2017 годах унитарное предприятие обязано осуществлять все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Осуществление в текущем году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ может повлечь неблагоприятные последствия.

Обоснование позиции:
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия признаются заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона). Исключение составляют перечисленные в пунктах 1-3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки, которые при соблюдении предусмотренных этим Законом условий унитарные предприятия могут осуществлять в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке, которым руководствуется унитарное предприятие.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ для возможности в текущем году осуществлять в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в частности, указанные в вопросе закупки, до начала этого года унитарным предприятием должно быть принято и размещено в ЕИС положение о закупке, а также принято решение об осуществлении таких закупок в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ. При этом, как нам представляется, учитывая формулировку ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС положение о закупке должно прямо предусматривать возможность осуществления унитарным предприятием в соответствии с Законом N 223-ФЗ тех категорий закупок, которые поименованы в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Аналогичные по существу разъяснения приведены в письме Министерства экономического развития РФ от 26.04.2017 N Д28и-1853 (смотрите также материал: Вопрос: Вправе ли унитарное предприятие после 01.01.2017 осуществлять часть закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, если оно до 31.12.2016 не утвердило новое или не внесло изменения в действующее Положение о закупке? (журнал “Вестник Института госзакупок”, N 3, март 2017 г.)). Правоприменительной практики, где бы оценивалась правомерность осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ унитарным предприятием, в положении о закупках которого прямо не указаны закупки, перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Действия, которые должны были совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Осуществление унитарными предприятиями закупок услуг по 44 ФЗ по предоставлению сведений из ЕГРН

Является ли закупкой согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости? Является ли плата за предоставление таких сведений госпошлиной?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона.

Обоснование позиции:

За предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, предоставление информации, указанной в ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон N 221-ФЗ), взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата установлены приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 (ч. 11 ст. 14 Закона N 221-ФЗ). Такая плата не упомянута среди случаев взимания госпошлины, указанных в главе 25.3 НК РФ, соответственно, госпошлиной не является (п. 6 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 января 2010 г. N 14-475-ВК “О внесении изменений в федеральные законы”).

Читайте также:  Извещение о внесении изменений в документацию двухэтапного конкурса

Как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (в частности п.п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч.ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральными законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами), любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется.

Отметим, что указанным Законом не предусмотрено никаких исключений для случаев приобретения заказчиком государственных или муниципальных услуг. Более того, отдельные положения данного закона прямо указывают на такую возможность. Так, например, согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного контрагента возможна закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом отметим, что приобретение работ в области кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

Выполнение заказчиком налоговых обязательств осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах*(1) и не входит в сферу регулирования Закона N 44-ФЗ. Однако, как мы ранее отметили, плата за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не является госпошлиной. По сути, указанная плата взимается за предоставление государственной услуги, осуществляемой кадастровым органом (смотрите, например, приказ Министерства экономического развития РФ от 18.05.2012 N 292 “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости”). И так как указанные отношения не включены в предусмотренный ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, на которые указанный закон не распространяется, полагаем, что предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона*(2).

Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по заданному вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями заказчик вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу (п.п. 5.3.1.12 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Новации в закупках у МУП и ГУП в 2019 году

Автор: Чагин К. Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Как известно, правила осуществления закупок ГУП и МУП в последние годы претерпевали значительные трансформации. До 2017 года эти заказчики проводили свои закупки по Закону № 223-ФЗ, после их в большинстве случаев обязали использовать Закон № 44-ФЗ, затем аптекам, а потом и всем остальным ГУП и МУП разрешили вернуться к Закону № 223-ФЗ – при закупках без привлечения бюджетных средств.

Таким образом, сейчас по общей схеме ГУП и МУП применяют:

Закон № 223-ФЗ – для закупок за счет средств, которые зарабатывают сами;

Закон № 44-ФЗ – для закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов своих учредителей.

Поэтому изменения, которые постоянно вносятся в оба эти закона, являются для таких заказчиков актуальными. В данной статье сделан краткий обзор основных новаций, которые необходимо учитывать при закупках начиная с 2019 года.

Новации в Законе № 223-ФЗ.

Прежде всего, с 01.01.2019 для закупок по Закону № 223-ФЗ стал обязательным ряд норм, введенных в этот закон еще с 01.07.2018. До конца 2018 года можно было осуществлять закупки «по-старому», но до начала 2019 года заказчики были обязаны внести в свои положения о закупке соответствующие изменения и с начала 2019 года уже осуществлять закупки по новым правилам (если какой-то заказчик не успел это сделать, то осуществлять закупки в 2019 году он сможет только в рамках Закона № 44-ФЗ). Рассмотрим, что надо учитывать в этом году.

Единые требования к проведению конкурентных закупок

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом Законе № 223-ФЗ. К значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, при этом в течение 3 рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Но заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2. Заказчик имеет право отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, причем решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении данного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Отметим, что эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков в части определения правил отказа от закупки.

3. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если этот способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика). Более того, согласно рассматриваемым новациям в Законе № 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн руб., а при таком превышении вправе требовать обеспечения заявок в размере не более 5 % НМЦД. Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, сейчас тоже определены в самом Законе № 223-ФЗ – это, во-первых, случай, когда победитель уклоняется или отказывается заключить договор, а во-вторых, случай, когда победитель не предоставляет или предоставляет с нарушением установленных условий до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6. Отдельно определен подробный порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме. Не допускаются переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации; участник конкурентной закупки в электронной форме вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки; и т. д. Отметим, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, – см. ниже).

О конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП

Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с Законом № 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП, будут осуществляться исключительно в электронной форме.

Установлены подробные правила таких закупок. Например, они могут осуществляться только следующими способами: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме. В качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия. Эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и рядом дополнительных требований по Закону № 223-ФЗ. Причем такие закупки могут проводиться заказчиками только на электронных площадках, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень8.

Читайте также:  Расторжение договора в одностороннем порядке при закупках по Закону N 223-ФЗ

Изменены правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке

При внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Новации в Законе № 44-ФЗ.

Проведение закупок в электронной форме

Главной новацией применения Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме, «бумажными» они могли быть только до конца 2018 года. Исключения из этого общего правила, когда все-таки возможна закупка в бумажной форме, касаются лишь нескольких случаев – например, запроса котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупки на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Именно поэтому в данном законе пока еще остаются разделы, которые регламентируют проведение «бумажных» закупок.

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, а закрытые – только в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых – закрытые. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждены Правительством РФ – в первый перечень сейчас включено восемь площадок, во второй – только одна. Кроме этого, подробно регламентирован порядок проведения электронных закупочных процедур, в том числе в разрезе отдельных способов закупки. Например, установлены право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронной процедуре с ее участника, а также порядок ее взимания и ее предельные размеры. В случае отмены заказчиком закупки оператор электронной площадки должен будет возвратить заявки участникам закупки в течение часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника процедуры об ее отмене; при любых закупках в электронной форме участнику закупки, который вносит в качестве обеспечения денежные средства, достаточно будет представить документ (например, платежное поручение), подтверждающий это внесение. Отметим, что большинство площадок ввело такую плату – например, популярная площадка «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru) взимает 1 % НМЦК, но не более 2 тыс. руб. в отношении закупок, в которых участвуют только субъекты СМП и СОНКО, и 5 тыс. руб. в отношении других закупок.

Единый реестр участников закупок в ЕИС

С 01.01.2019 вступила в силу новая норма закона, согласно которой вводится единый реестр участников закупок в ЕИС. В целях формирования такого реестра осуществляется бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установлен Правительством РФ. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на ней. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Уменьшение суммы банковской гарантии

Сумма банковской гарантии может быть уменьшена по мере поступления платы по контракту, в обеспечение которого она выдана. Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта в течение месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в установленном порядке. За каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства начисляется пеня. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Размер обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, заказчик уменьшает путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При предоставлении нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

(Соответствующие изменения Законом № 502-ФЗ внесены в ч. 30 ст. 34, ч. 3.1 и 12 ст. 45, ч. 7 – 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Указанные нормы в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.)

Изменение цены контракта в пределах увеличения ставки НДС

До 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.

(Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 54. Изменение действует с 27.12.2018.)

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика

Нельзя требовать обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) от участников закупки, которые являются государственными или муниципальными учреждениями любого типа (ранее это правило относилось только к казенным учреждениям). (Изменение внесено в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Действует с 27.12.2018.)

Установление ответственности за ложную внешнюю экспертизу

Наконец, еще одной новацией является установление конкретных мер ответственности за ложную внешнюю экспертизу.

Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2,25 млн руб.), грозит штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека, осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести определенные виды деятельности.

Согласно поправкам в КоАП РФ административную ответственность установили в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физических лиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юридических лиц; экспертов также могут отстранить от проведения экспертиз в отношении закупок на срок от 6 месяцев до 1 года.

Переход на 44 ФЗ: пошаговый алгоритм
для унитарных предприятий (ГУП, МУП)

С 01 января 2017 года вам необходимо осуществлять закупки
в соответствии с законом о контрактной системе.

Мы предлагаем комплексное решение, позволяющее государственным и муниципальным унитарным предприятиям перейти на закупки в соответствии с законом о контрактной системе. С помощью нашего сервиса вы сможете подготовиться к 31 декабря 2016 года и осуществлять закупки в дальнейшем без риска быть оштрафованным!

Этапы перехода на 44-ФЗ:
до 31 декабря 2016 года вам необходимо

1 января 2017

1
Пройти обучение должностным лицам

2
Подготовить приказы, положения, должностные инструкции

3
Зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС)

4
Получить ЭЦП для работы в ЕИС в казначействе

5
Подготовить и разместить план-график и план закупок

6
Осуществлять закупки в соответствии с законом 44-ФЗ

1. Пройти обучение должностным лицам подробнее

Основание

Одним из основных принципов Контрактной системы является принцип профессионализма заказчика. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации должностных лиц. ст. 9 44-ФЗ О контрактной системе

Состав комиссии

Законом о контрактной системе определено минимальное количество членов единой комиссии – 5 человек.
ст. 39 п. 3 44-ФЗ О контрактной системе

Квалификация комиссии

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. ст. 39 п. 6 44-ФЗ О контрактной системе

Квалификация работников

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. ст. 38 п. 5 44-ФЗ О контрактной системе

10:00, вторник, 8 ноября 2016 г.

Тема: Профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”

  • Система профессиональных квалификаций в РФ
  • Сравнительный анализ профессиональныхстандартов в сфере закупок
  • Квалификационные требования, предъявленныек закупщику профессиональным стандартом
  • Особенности применения профессиональных стандартов организациями госсектора

Лектор: к.э.н Какшайская Елена Александровна, ректор ЧОУ ДПО “АБиУС”

Продолжительность: 1 час

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работником контрактной службы или контрактным управляющим может являться:

  • должностное лицо, имеющее диплом о высшем образовании по любой специализации и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки
  • специалист, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок. Письмо Минэкономразвития от 27.06.2016 г. № Д28и-1743)
Читайте также:  Об определении размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по

Профстандарт

Требования к квалификации работников контрактной службы и контрактных управляющих утверждены Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в сфере закупок”

Что необходимо?

Минимум три из пяти членов комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как выполнить?

Уровень квалификации можно повысить, пройдя обучение в сфере закупок: повышение квалификации или профессиональная переподготовка. К программам обучения в сфере закупок предъявляется требовании о соответствии профессиональным стандартам.

2. Подготовить приказы, положения, должностные инструкции подробнее

Необходимо создать Контрактную службу или назначить контрактного управляющего

Контрактная служба
Обязательно, если совокупный годовой объем
закупок превышает 100 млн рублей

Если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает сто миллионов рублей, создается контрактная служба (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) ст. 38 п. 1 44-ФЗ О контрактной системе

Необходимо подготовить следующие документы:

Приказ о создании контрактной службы

Положение о контрактной службе

Контрактный управляющий
Возможно если совокупный годовой объем
закупок меньше 100 млн рублей

Если совокупный годовой объем закупок не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок ст. 38 п. 2 44-ФЗ О контрактной системе

Необходимо подготовить следующие документы:

Приказ о назначении контрактного управляющего

Необходимо подготовить следующие документы:

Заказчики обязаны назначить ответственного за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций ст. 14 63-ФЗ Об электронной подписи

Во исполнение статьи 39 закона о контрактной системе Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о Контрактной системе.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Трудовые договоры в соответствии с профессиональным стандартом “Специалист в сфере закупок”

Дополнительные соглашения к трудовым договорам

Новые должностные инструкции

Уведомления об изменении трудовых функций

Дополнительно потребуется разработать:

Форму договора с единственным поставщиком

Документации о проведении конкурса, аукциона, котировки, запроса предложений, формы извещений, протоколов

Как выполнить?

Онлайн-сервис по подготовке документов

Как работает программа подготовки документов?

    1
    В специальном конструкторе вы указываете данные, необходимые для подготовки документов. 2
    На каждом шаге есть подсказки, которые помогут вам не ошибиться. 3
    Сервис автоматически формирует необходимые именно вам документы. 4
    Скачиваете и распечатываете документы. Можно отредактировать в wordе при необходимости.

Сгенерировано 112 330 документов!

320 849 предприятий используют сервис!

Мы гарантируем, что подготовленные нами документы соответствуют действующему законодательству РФ и прошли неоднократную юридическую экспертизу.

3. Зарегистрироваться в ЕИС подробнее

Регистрация в ЕИС организаций, информация о которых не подлежит включению в Сводный реестр, осуществляется после прохождения их представителями идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно–технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” – ЕСИА. п. 1.4 Приказ Казначейства России от 30.12.2015 № 27н

Регистрация организаций и пользователей в ЕИС осуществляется в соответствии с Порядком регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н “Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25.03.2014 года № 4н” (далее – Порядок № 27н).

В соответствии с положениями раздела III Порядка № 27н в ЕИС осуществляется регистрация организаций, информация о которых подлежит включению в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 163н (далее – соответственно Сводный реестр, Порядок № 163н).

Вместе с тем, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 203н внесены изменения в Порядок № 163н, в том числе, предусматривающие включение в Сводный реестр всех государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

В соответствии с совместным письмом Минфина России № 09–02–08/70752 и Казначейства России № 07–04–05/13–923 от 30.11.2016 “О включении в Сводный реестр информации об унитарных предприятиях” необходимо представление следующими уполномоченными в соответствии с Порядком № 163н организациями в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства информации и документов о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях с указанием соответствующих полномочий в сфере закупок для включения информации о них в Сводный реестр:

  • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий – соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации – финансовым органом субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципальных унитарных предприятий – финансовым органом муниципального образования.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

22 марта 2013 года

27 марта 2013 года

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Ссылка на основную публикацию