Осуществление закупок по 44 ФЗ ГУП (МУП) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Осуществление закупок по 44 ФЗ ГУП (МУП) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальное унитарное предприятие должно проводить закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Принимает участие в аукционах как поставщик. В п. 2 ч. 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ сказано, что можно осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Положение о закупках на предприятии не менялось с 2016 года. В размещенном в единой информационной системе (далее – ЕИС) положении о закупке отсутствует указание на возможность осуществления унитарным предприятием закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли разработать новое положение с изменениями на 2018 год, разместить его в ЕИС и осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ для исполнения контрактов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При описанных обстоятельствах в 2016 и 2017 годах унитарное предприятие обязано осуществлять все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Осуществление в текущем году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ может повлечь неблагоприятные последствия.

Обоснование позиции:
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия признаются заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона). Исключение составляют перечисленные в пунктах 1-3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки, которые при соблюдении предусмотренных этим Законом условий унитарные предприятия могут осуществлять в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке, которым руководствуется унитарное предприятие.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ для возможности в текущем году осуществлять в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в частности, указанные в вопросе закупки, до начала этого года унитарным предприятием должно быть принято и размещено в ЕИС положение о закупке, а также принято решение об осуществлении таких закупок в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ. При этом, как нам представляется, учитывая формулировку ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС положение о закупке должно прямо предусматривать возможность осуществления унитарным предприятием в соответствии с Законом N 223-ФЗ тех категорий закупок, которые поименованы в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Аналогичные по существу разъяснения приведены в письме Министерства экономического развития РФ от 26.04.2017 N Д28и-1853 (смотрите также материал: Вопрос: Вправе ли унитарное предприятие после 01.01.2017 осуществлять часть закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, если оно до 31.12.2016 не утвердило новое или не внесло изменения в действующее Положение о закупке? (журнал “Вестник Института госзакупок”, N 3, март 2017 г.)). Правоприменительной практики, где бы оценивалась правомерность осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ унитарным предприятием, в положении о закупках которого прямо не указаны закупки, перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Действия, которые должны были совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

ГУП и МУП переходят на закупки по 44-ФЗ

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Рекомендуем пройти обучение на курсе повышения квалификации для осуществления закупок по 44-ФЗ. Онлайн-курс в Школе электронных торгов «Управление государственными и муниципальными закупками»

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.
Читайте также:  Приказ о создании контрактной службы без образования структурного подразделения - образец

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

Презентация с подсказками по переходу на 44-ФЗ:

Переход на 44 ФЗ: пошаговый алгоритм
для унитарных предприятий (ГУП, МУП)

С 01 января 2017 года вам необходимо осуществлять закупки
в соответствии с законом о контрактной системе.

Мы предлагаем комплексное решение, позволяющее государственным и муниципальным унитарным предприятиям перейти на закупки в соответствии с законом о контрактной системе. С помощью нашего сервиса вы сможете подготовиться к 31 декабря 2016 года и осуществлять закупки в дальнейшем без риска быть оштрафованным!

Этапы перехода на 44-ФЗ:
до 31 декабря 2016 года вам необходимо

1 января 2017

1
Пройти обучение должностным лицам

2
Подготовить приказы, положения, должностные инструкции

3
Зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС)

4
Получить ЭЦП для работы в ЕИС в казначействе

5
Подготовить и разместить план-график и план закупок

6
Осуществлять закупки в соответствии с законом 44-ФЗ

1. Пройти обучение должностным лицам подробнее

Основание

Одним из основных принципов Контрактной системы является принцип профессионализма заказчика. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации должностных лиц. ст. 9 44-ФЗ О контрактной системе

Состав комиссии

Законом о контрактной системе определено минимальное количество членов единой комиссии – 5 человек.
ст. 39 п. 3 44-ФЗ О контрактной системе

Квалификация комиссии

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. ст. 39 п. 6 44-ФЗ О контрактной системе

Квалификация работников

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. ст. 38 п. 5 44-ФЗ О контрактной системе

10:00, вторник, 8 ноября 2016 г.

Тема: Профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”

  • Система профессиональных квалификаций в РФ
  • Сравнительный анализ профессиональныхстандартов в сфере закупок
  • Квалификационные требования, предъявленныек закупщику профессиональным стандартом
  • Особенности применения профессиональных стандартов организациями госсектора

Лектор: к.э.н Какшайская Елена Александровна, ректор ЧОУ ДПО “АБиУС”

Продолжительность: 1 час

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работником контрактной службы или контрактным управляющим может являться:

  • должностное лицо, имеющее диплом о высшем образовании по любой специализации и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки
  • специалист, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок. Письмо Минэкономразвития от 27.06.2016 г. № Д28и-1743)

Профстандарт

Требования к квалификации работников контрактной службы и контрактных управляющих утверждены Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в сфере закупок”

Что необходимо?

Минимум три из пяти членов комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как выполнить?

Уровень квалификации можно повысить, пройдя обучение в сфере закупок: повышение квалификации или профессиональная переподготовка. К программам обучения в сфере закупок предъявляется требовании о соответствии профессиональным стандартам.

2. Подготовить приказы, положения, должностные инструкции подробнее

Необходимо создать Контрактную службу или назначить контрактного управляющего

Контрактная служба
Обязательно, если совокупный годовой объем
закупок превышает 100 млн рублей

Если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает сто миллионов рублей, создается контрактная служба (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) ст. 38 п. 1 44-ФЗ О контрактной системе

Необходимо подготовить следующие документы:

Приказ о создании контрактной службы

Положение о контрактной службе

Контрактный управляющий
Возможно если совокупный годовой объем
закупок меньше 100 млн рублей

Если совокупный годовой объем закупок не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок ст. 38 п. 2 44-ФЗ О контрактной системе

Необходимо подготовить следующие документы:

Приказ о назначении контрактного управляющего

Необходимо подготовить следующие документы:

Заказчики обязаны назначить ответственного за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций ст. 14 63-ФЗ Об электронной подписи

Во исполнение статьи 39 закона о контрактной системе Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о Контрактной системе.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Трудовые договоры в соответствии с профессиональным стандартом “Специалист в сфере закупок”

Дополнительные соглашения к трудовым договорам

Новые должностные инструкции

Уведомления об изменении трудовых функций

Дополнительно потребуется разработать:

Форму договора с единственным поставщиком

Документации о проведении конкурса, аукциона, котировки, запроса предложений, формы извещений, протоколов

Как выполнить?

Онлайн-сервис по подготовке документов

Как работает программа подготовки документов?

    1
    В специальном конструкторе вы указываете данные, необходимые для подготовки документов. 2
    На каждом шаге есть подсказки, которые помогут вам не ошибиться. 3
    Сервис автоматически формирует необходимые именно вам документы. 4
    Скачиваете и распечатываете документы. Можно отредактировать в wordе при необходимости.

Сгенерировано 112 330 документов!

320 849 предприятий используют сервис!

Мы гарантируем, что подготовленные нами документы соответствуют действующему законодательству РФ и прошли неоднократную юридическую экспертизу.

3. Зарегистрироваться в ЕИС подробнее

Регистрация в ЕИС организаций, информация о которых не подлежит включению в Сводный реестр, осуществляется после прохождения их представителями идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно–технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” – ЕСИА. п. 1.4 Приказ Казначейства России от 30.12.2015 № 27н

Регистрация организаций и пользователей в ЕИС осуществляется в соответствии с Порядком регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н “Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25.03.2014 года № 4н” (далее – Порядок № 27н).

В соответствии с положениями раздела III Порядка № 27н в ЕИС осуществляется регистрация организаций, информация о которых подлежит включению в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 163н (далее – соответственно Сводный реестр, Порядок № 163н).

Вместе с тем, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 203н внесены изменения в Порядок № 163н, в том числе, предусматривающие включение в Сводный реестр всех государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

В соответствии с совместным письмом Минфина России № 09–02–08/70752 и Казначейства России № 07–04–05/13–923 от 30.11.2016 “О включении в Сводный реестр информации об унитарных предприятиях” необходимо представление следующими уполномоченными в соответствии с Порядком № 163н организациями в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства информации и документов о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях с указанием соответствующих полномочий в сфере закупок для включения информации о них в Сводный реестр:

  • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий – соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации – финансовым органом субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципальных унитарных предприятий – финансовым органом муниципального образования.

Отдельные аспекты осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Автор: К. Г. Чагин

Приводятся ответы на вопросы читателей, касающиеся применения норм закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

От читателей нашего журнала поступил ряд вопросов, касающихся некоторых аспектов осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб. (на профессиональном закупочном жаргоне такие закупки еще называют «стотысячными» или «стотысячниками»). Указанные закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В данной статье автор отвечает на эти вопросы.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., обосновывать невозможность и нецелесообразность применения иных способов закупки?

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона), данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, подобной необходимости в описанном случае нет.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., производить расчет и обоснование цены контракта?

В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а следовательно, и произвести ее расчет. Но, как и в предыдущем случае, на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб., данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93). Таким образом, производить расчет и обосновывать цену «стотысячника» не нужно (см. также письма Минэкономразвития России от 31.01.2017 № ОГ-Д28-1095, от 26.01.2017 № Д28и-191, от 10.05.2016 № Д28и-1307, от 05.05.2016 № Д28и-1217). Дополнительно отметим, что при осуществлении названных закупок и сам контракт не должен содержать расчета и обоснования цены контракта.

Читайте также:  Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ

Вместе с тем обратим внимание, что законодательство требует обоснования цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае «стотысячных» закупок обоснованию подлежит не цена отдельного контракта, а общий годовой объем таких закупок (п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[1], Письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 № Д28и-104).

Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

В силу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по контрактам, заключенным:

  • в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году[2];
  • в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
  • в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Разъяснения на этот счет представлены в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403.

Вопрос:

Обязательно ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., применять типовые формы контрактов, предусмотренные Законом № 44-ФЗ?

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) должна в числе прочего содержать библиотеку типовых контрактов (типовых условий контрактов) (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). На момент подготовки статьи (конец апреля текущего года) в ЕИС соответствующий раздел «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» содержал семь типовых контрактов и одни типовые условия контракта (типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и т. д.).

Данные типовые контракты (типовые условия контрактов) разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. Работа продолжается, так что соответствующий раздел в ЕИС будет наполняться и дальше. Поэтому сразу обратим внимание, что заказчикам необходимо постоянно отслеживать появление в ЕИС новых типовых контрактов (типовых условий контрактов), чтобы не «пропустить» появление документа, который касается осуществляемых названными заказчиками закупок.

Порядок разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения установлены Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее – Правила).

В Правилах содержится отдельная норма (пп. «б» п. 18), согласно которой типовые контракты (типовые условия контрактов) могут не применяться, в частности, при осуществлении «стотысячных» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если необходимость применения типового контракта (типовых условий контракта) в данном случае не предусмотрена информационной картой типового контракта (типовых условий контракта). Поэтому ответ на заданный вопрос целиком зависит от того, что написано в информационной карте типового контракта.

Информационная карта составляется по установленной форме[3] и в числе прочего содержит две позиции:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
  • иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

Именно на них и нужно обращать внимание, разбираясь в каждой конкретной ситуации.

Например, в информационной карте типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств[4] установлено, что данный типовой контракт применяется при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и никаких иных показателей для применения названного типового контракта не указано. А вот в информационной карте типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов[5] (фрагмент см. ниже), несмотря на наличие абсолютно такой же нормы в отношении размера начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в позиции «иные показатели для применения типового контракта» установлено, что он применяется при цене контракта свыше 100 тыс. руб.

Размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);

При любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

При цене контракта свыше 100 тыс. руб.

Не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу

Поэтому в первом случае при осуществлении «стотысячной» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) применение типового контракта является обязательным, а во втором – нет. Обратим внимание, что во втором случае нельзя не отметить непоследовательность двух норм: с одной стороны, типовой контракт должен применяться при любом размере цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а с другой – только если цена контракта превышает 100 тыс. руб. Однако наличие последней нормы все-таки может служить основанием для того, чтобы не использовать типовой контракт.

Опять же, на момент подготовки статьи информационные карты всех размещенных в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контракта) (за исключением информационной карты указанного выше типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов) устанавливали необходимость их применения при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), без каких-либо дополнительных оговорок.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в случае отсутствия в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденных соответствующими федеральными органами, субъекты РФ имеют право самостоятельно разрабатывать и размещать в региональных информационных системах в сфере закупок[6] типовые контракты (типовые условия контрактов), применяемые для обес­печения нужд субъектов РФ (ч. 7 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок разработки таких типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ч. 8 ст. 112)[7].

Но после утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденными федеральными органами, эти «региональные» типовые контракты (типовые условия контрактов) уже не должны применяться (ч. 9 ст. 112). Получается некий «временный» вариант до появления в ЕИС федеральных типовых документов. Поэтому если в конкретном субъекте РФ имеются и действуют свои утвержденные региональные типовые контракты (типовые условия контрактов), то в соответствующих региональных нормативных правовых актах также могут содержаться те или иные правила применения данных типовых контрактов (типовых условий контрактов), в том числе в отношении «стотысячных» закупок. Отметим, что на момент подготовки статьи в Республике Крым и г. Севастополе имелся только один такой типовой контракт, обязательный к применению в случае закупки проектно-изыскательских работ по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года [8]».

Вопрос:

Считается ли закупкой у единственного поставщика в рамках Закона № 44-ФЗ приобретение сотрудником в магазине товаров на денежные средства в размере, не превышающем 100 тыс. руб., которые были выданы ему под отчет из кассы предприятия?

Согласно гражданскому законодательству от имени организации могут выступать не только ее органы в соответствии с законами, нормативными актами и учредительными документами, но и ее представители, которыми могут быть лица, действующие исходя из своих полномочий, следующих из обстановки (ст. 53, абз. 2 ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

Сотрудник организации, получивший из кассы под отчет денежные средства и покупающий в торговой точке товары для нужд организации, является как раз таким представителем. Значит, если закупочная деятельность организации подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, то указанная закупка квалифицируется как закупка, совершаемая в соответствии с поименованным законом (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2014 № Д28и-385). Поскольку предельный размер наличных расчетов для организаций составляет 100 тыс. руб. [9], любая такая закупка будет относиться в контексте Закона № 44-ФЗ к «стотысячным» закупкам. Контракт в письменной форме при названных закупках может не заключаться (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2803).

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

[2] Отметим, что в случае, когда унитарное предприятие, перешедшее на закупки по Закону № 44-ФЗ с 01.01.2017, заключило в 2016 году договоры еще по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ с оплатой в 2017 году, сум-ма данных договоров не учитывается в совокупном годовом объеме закупок по Закону № 44-ФЗ, так как эти закупки считаются осуществленными еще по Федеральному закону № 223-ФЗ.

[3] Приложение к правилам.

[4] Приложение 5 к Приказу Минпромторга России от 20.02.2016 № 467.

[5] Приложение 2 к Приказу Минздрава России от 15.10.2015 № 724н.

[6] См. сайты www.rks.sevzakaz.ru (г. Севастополь), www.zakupki.rk.gov.ru (Республика Крым).

[7] См. постановления Правительства Севастополя от 26.06.2015 № 559-ПП «О Порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя, а также случаях и условиях их применения» и Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 505 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаев и условий их применения для обеспечения нужд Республики Крым».

[8] Постановление Совета министров Республики Крым от 29.10.2015 № 678.

[9] Пункт 6 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Закупка у единственного поставщика как одна из форм проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом “О контрактной системе”

Для государственного заказчика законодателем были сформулированы четкие принципы, на основании которых в подавляющем большинстве случаев происходят закупки путем проведения специальных торгов. Однако в некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может осуществить закупку, не прибегая к процедурам, предусматривающим торги, путем использования положений статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Способы закупок по 44 ФЗ

Единственный поставщик в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Единственный поставщик – это понятие, которое появилось в действующем законодательстве о проведении государственных и муниципальных закупок для обеспечения таких нужд. Закупка у единственного поставщика – это специальная форма закупок, которая позволяет государственному или муниципальному заказчику повлиять на проведение такой закупки, а также самостоятельно выбрать того, кто будет исполнять тот или иной контракт.

Закупка у единственного поставщика – это единственный вариант, когда законодатель не обязывает государственного или муниципального заказчика осуществлять закупку, соблюдая правила честной и свободной конкуренции.

Чаще всего к проведению закупки у единственного поставщика заказчик прибегает в тех случаях, когда речь идет о проведении закупки, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей, а также для которой требуется максимальная скорость заключения контракта, а использование процедур конкурентных закупок с ускоренным процессом проведения (например, запрос котировок) невозможно в силу ограниченного времени либо по причине превышения допустимого количества проводимых закупок другими способами.

Случаи проведения закупки у единственного поставщика

Случаи проведения закупки у единственного поставщика перечислены в части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Опираясь на положения данной статьи, следует выделить основные группы случаев, когда государственный заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика. К таким случаям относятся:

  • проведение закупочной процедуры для тех случаев, когда единственным исполнителем по заключаемому контракту может являться компания, признаваемая естественной монополией;
  • закупочные процедуры для тех случаев, когда речь идет о заключении контракта на небольшую сумму (сумма подписываемого контракта не превышает ста тысяч рублей);
  • объектом проводимой закупки являются товары, услуги или работы, которые необходимы для обеспечения оборонных нужд, а также для нужд оборонного производства;
  • проведение закупочных процедур для случаев, когда такие закупки необходимы для сферы культуры, искусства и смежных им отраслей;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов, главной целью которых является обеспечение различных хозяйственных объектов коммунальными услугами, такими, как осуществление газо-, водо- и электроснабжение, а также поставка тепловой энергии;
  • проведение срочных закупок в сфере медицинского обслуживания или поставки медикаментов и сопровождающих материалов для тех случаев, когда такая закупка необходима для оказания медицинской помощи после возникновения различных природных и техногенных чрезвычайных катастроф.

Проведение закупки у единственного поставщика имеет подробную регламентацию в рамках статьи 93 указанного ранее федерального закона.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Проведение закупки у единственного поставщика имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам проводимой закупки, которая опирается на статью 93 Федерального закона «О контрактной системе», относятся:

  • возможность для заключения контракта с тем поставщиком, который известен заказчику;
  • сокращенный до минимума риск того, что может быть нарушена процедура проведения закупки из-за различных технических сбоев;
  • уменьшенные сроки проведения закупочной процедуры и ее простота, если проводить сравнение с другими процедурами, которые предусмотрены действующим законодательством, а также являются конкурентными способами закупки;
  • возможность сэкономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые используются при проведении такой закупки.

Если же говорить о минусах закупочных процедур, которые имеют отношение к закупкам у единственного поставщика, то среди них следует указать:

  • сокращенная до минимального уровня возможность при проведении такой закупки добиться наилучших условий выполнения контракта или максимально снизить его цену, так как конкуренция в такой закупке серьезно снижена;
  • для государственного или муниципального заказчика велик риск дополнительных проверок заключенных контрактов из-за того, что нецелевое расходование бюджетных средств при проведении закупок у единственного поставщика может происходить гораздо чаще;
  • если одна большая закупка делится на несколько мелких, чтобы вписаться в финансовые границы проводимой закупки, то возникает необходимость подписания большого количества договоров, из-за чего объем бумажного документооборота увеличивается, что увеличивает количество вводимых в Единую информационную систему данных, в отношении которых должны быть соблюдены все необходимые сроки.

Порядок проведения закупки

Закупка у единственного поставщика, как и любая конкурентная процедура, имеет обязательный регламент ее проведения. Однако такой регламент гораздо проще в плане соблюдения всех необходимых сроков. Весь порядок действий при проведении такой закупочной процедуры выглядит следующим образом:

  • формирование необходимой документации, описывающей проводимую закупку, а также обосновывающей необходимость использования именно неконкурентной процедуры заключения государственного или муниципального контракта;
  • размещение всех необходимых сведений в Единой информационной системе с последующим формированием извещения о проведении закупочной процедуры. Извещение о проведении закупки должно быть размещено не менее, чем за пять дней до проведения самой закупки, а если закупка не запланирована заранее и не включена в план-график, то изменения в него должны быть внесены не менее, чем за три дня до размещения извещения в ЕИС;
  • все этапы закупки должны быть отражены в Единой информационной системе. Такое отражение необходимо для формирования итогового отчета о результатах проведенной закупки и общего исполнения контракта;
  • собственно подписание контракта с единственным поставщиком на основании требований, сформулированных в действующем законодательстве;
  • регистрация контракта в ЕИС;
  • приемка результатов исполнения контракта и формирование соответствующего отчета в ЕИС для отражения всей необходимой информации о проведенной закупке.

Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения

При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:

  • приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
  • расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
  • отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
  • техническое задание с описанием объекта проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
  • проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.

В такое извещение включаются сведения:

  • основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
  • установление требований к участнику закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
  • информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта;
  • порядок заключения контракта и его оплаты по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;
  • если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать разъяснений, в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
  • сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
  • порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.

При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами государственной тайны, то оформление извещения не потребуется.

В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта. В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет.

После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение. Это является уведомлением о заключении контракта.

Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Согласование заключаемого государственного или муниципального контракта с контрольным органом в контрактной системе предусмотрено статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе». При этом, такое согласование особенно требуется в тех случаях, когда заключение контракта происходит с единственным поставщиком. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Согласование заключаемого контракта в настоящее время требуется в случаях, когда речь идет о подписании соглашений:

  • если несостоявшейся признается процедура, которая проводилась закрытым путем, независимо от того, о каком именно виде процедур идет речь;
  • если проведенный повторно аукцион признается несостоявшимся, а также в отношении соглашений, которые подписываются по итогам проведенных и признанных несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с двухэтапным проведением, а также конкурса, участие в котором является ограниченным по решению заказчика;
  • признан несостоявшимся запрос предложений, в том числе если такая процедура проводится для того, чтобы реализовать государственные или муниципальные нужды, которые возникли по причине чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного происхождения.

Так как контракты, заключаемые с единственным поставщиком, представляют собой достаточно большую нагрузку для бюджета, независимо от того, государственного или муниципального бюджета, эти контракты подлежат обязательной проверке. Такую проверку проводит Федеральная антимонопольная служба. В соответствии положением части 2 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» уведомить о заключении такого контракта контролирующий орган обязан в течение одного дня с момента подписания контракта. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:

  • уполномоченный сотрудник ФАС изучает все переданные от государственного заказчика документы для того, чтобы установить, что все необходимые положения указанного выше закона полностью соблюдены;
  • на основании результатов такой проверки производится подготовка специального доклада о том, соответствует ли заключенный контракт требованиям законодательства. В случае если нарушений не зафиксировано, то заказчик продолжает работать со своим контрагентом по контракту;
  • если в контракте или проведенной процедуре его заключения выявлены какие-либо нарушения, то ФАС имеет право на проведение внеочередной проверки, о которой заказчик будет уведомлен;
  • проведенная проверка решит дальнейшую судьбу заключенного контракта, при этом Федеральная антимонопольная служба вправе инициировать судебную процедуру расторжения заключенного контракта.

Закупка у единственного поставщика – это особая процедура, которая предусмотрена для обеспечения некоторых государственных или муниципальных нужд, в том числе срочных закупок, а также закупок у организаций, которые признаются объектами естественных монополий. Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта. Но если заказчик не нарушает действующее законодательство, контролирующие органы не будут препятствовать заключаемым контрактам с единственным поставщиком независимо от того, для каких целей такой контракт заключается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию