Осуществление закупок по 44 ФЗ работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального

О порядке заключения контрактов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Постановление от 12 мая 2017 года №563. Утверждены Правила заключения контрактов на одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. В частности, установлено, что контракт может быть заключён, если по объекту, в отношении которого планируется заключение контракта, проведён технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в создание этого объекта. Утверждены положение о проведении аудита, требования к составу и содержанию обоснования инвестиций.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №365-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми предусмотрено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. При этом установлено, что порядок и основания заключения таких контрактов утверждаются Правительством России.

Подписанным постановлением утверждены Правила заключения контрактов на одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее соответственно – контракт, Правила).

Правилами, в частности, установлено, что контракт может быть заключён, если по объекту, в отношении которого планируется заключение контракта, проведён технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в создание этого объекта.

Утверждены также Положение о проведении технологического и ценового аудита планируемых инвестиций, требования к составу и содержанию обоснования инвестиций.

Также вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов, связанные с внедрением института технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.

Принятые решения направлены на повышение эффективности использования бюджетных ассигнований, направляемых на капитальные вложения.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 12 мая 2017 г. № 563

О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию

объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

В соответствии с частью 161 статьи 34 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;

Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

финансирование расходов, связанных с подготовкой обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства федеральной собственности,

в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее – соответственно контракт, инвестиционный проект, обоснование инвестиций), и проведением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками таких объектов, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на их текущее содержание. Финансирование расходов, связанных с подготовкой обоснования инвестиций и проведением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение контрактов, осуществляется в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;

подготовка обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в целях заключения контракта не требуется в случае, если в отношении инвестиционного проекта проведен публичный технологический и ценовой аудит крупного инвестиционного проекта с государственным участием в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 “О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

  1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 1 июля 2017 г. утвердить:

типовую форму заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и требования к оформлению такого заключения;

порядок ведения реестра выданных заключений технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и предоставления содержащейся в реестре информации в отношении инвестиционных проектов, технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций которых проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением;

форму отзыва в отношении обоснования инвестиций, представляемого в ходе его публичного обсуждения, а также требования к формату отзыва и порядку его представления;

типовую форму задания на проектирование объекта капитального строительства и требования к его подготовке.

  1. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2017 г., за исключением пункта 3 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Особенности проведения закупки «под ключ»

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 12.05.2017 № 563 и ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе), предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, т.е. проведение закупки «под ключ». О ситуации на февраль месяц 2018 года с закупками «под ключ» рассказывает специалист 1-й категории ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» Виталий Олегович Краснобаев.

Что не запрещено, то разрешено

До вступления в силу вышеупомянутого постановления закупка «под ключ» попадала под понятие «ограничение антимонопольного законодательства». Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении конкурентных закупок, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентных закупок, запроса котировок, запроса предложений.

Порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является строительство «под ключ», устанавливаются приложением к постановлению № 563 – Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее – Правила), которые сводятся к тому, что заказчику необходимо одновременно соблюсти два следующих условия:

– получить заключение по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

– получить решение о заключении контракта, принятого Правительством РФ или главным распорядителем средств федерального бюджета (далее – ГРБС) (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования):

– в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

– в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования;

– в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее – ОКС).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 постановления № 563 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства должно было утвердить до 1 июля 2017 года следующие нормативно-правовые акты:

– Типовая форма заключения технологического и ценового аудита и обоснования инвестиций и требования к оформлению такого заключения;

– Порядок ведения реестра выданных заключений технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и предоставления содержащихся в реестре сведений;

– Форма отзыва в отношении обоснования инвестиций, представляемого в ходе его публичного обсуждения, и требований к формату отзыва и порядку его представления;

– Типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке.

На момент написания данной статьи не все из перечисленных документов утверждены, для части из них сформированы лишь окончательные варианты текста. Однако ввиду отсутствия нормативно-правовых актов, прямо запрещающих проведение закупки с применением иных (не типовых) форм, и учитывая тот факт, что постановление 563 вступило в силу, проведение закупки «под ключ» является возможным.

Сроки и стоимость проведения технологического и ценового аудита

Согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций» от 28.04.2017 г. (вступил в силу с 1 декабря 2017 г.), проведение указанного аудита (являющегося обязательным условием при проведении закупки «под ключ») осуществляется в предусмотренный договором срок, который не должен превышать 45 календарных дней, а в отношении инвестиционного проекта по созданию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства – не должен превышать 60 календарных дней. Указанный срок может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 15 календарных дней.

Срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций включает срок проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций, который составляет 15 календарных дней со дня его размещения на официальном сайте экспертной организации. А стоимость проведения данного аудита составит 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ.

Стоит заметить, что подготовка обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в целях заключения контракта не требуется в случае, если в отношении инвестиционного проекта проведен публичный технологический и ценовой аудит крупного инвестиционного проекта с государственным участием.

Постановление № 563 не устанавливает сроков подготовки и согласования проекта решения о заключении контракта, принимаемого Правительством РФ или ГРБС в отношении ОКС федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта РФ или главой муниципального образования в отношении ОКС муниципальной собственности. Смеем предположить: правительство полагалось на то, что орган власти, ответственный за принятие вышеупомянутого решения, сам заинтересован в постройке объекта «под ключ» и поспособствует скорому согласованию.

Способ определения подрядчика

Так как закупка строительства «под ключ» стала возможной, возникает вопрос: «Каким же способом определения поставщика проводить данную закупку?».

На сегодняшний день сложность заключается в том, что для выполнения работ по проектированию и строительству «под ключ» отсутствует единый код ОКПД 2, а также законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие способ проведения закупки «под ключ».

Стоит более подробно остановиться на рассмотрении данного вопроса.

1. Согласно письму Минэкономразвития от 28.06.2016 г. № Д28и-1766, заказчик вправе установить в плане закупок несколько кодов ОКПД 2, при этом также стоит учесть, что в соответствии с письмом Министерства финансов России от 25.03.2016 г. № 02-02 04/17096 приоритетным следует считать код ОКПД 2 тех товаров, работ или услуг, размер оплаты по которым составляет наибольшую величину от НМЦК.

Следует отметить, что в случае закупки «под ключ» наибольшую величину составят следующие коды ОКПД 2:

– 41.2. «Здания и работы по возведению зданий»;

– 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства»;

– 43 «Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)».

Данные коды (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (аукционный перечень).

2. Из решений ФАС России от 18 января 2017 года по делу № К-41/17 и от 16 декабря 2016 г. по делу № К-2012/16 следует:

– неправомерно объединять в один лот работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, и объектов, не относящихся к данной группе;

– если объект закупки содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, а также НМЦК превышает 150 млн руб. для государственных контрактов либо 50 млн руб. для муниципальных контрактов, то необходимо проводить конкурс с ограниченным участием.

В этом случае у заказчика остается право выбрать дугой способ определения поставщика, предусмотренный ч. 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе, без установления дополнительных требований, которые применяются в случае проведения конкурса с ограниченным участием;

– если объект закупки содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, а также НМЦК не превышает 150 млн руб. для государственных контрактов либо 50 млн руб. для муниципальных контрактов, то заказчик вправе применить любой способ определения поставщика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;

– если объект закупки содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, то заказчик обязан провести электронный аукцион.

При этом надо добавить, что в ситуациях, упомянутых в пунктах 2, 3, 4, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Соответственно, на сегодняшний день закупку «под ключ» можно провести лишь электронным аукционом с установлением дополнительных требований к участникам закупки в отношении строительных работ. Проведение других способов определения поставщика правомерно только в случае закупки «под ключ» работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям.

Таким образом, закупка «под ключ» путем проведения конкурса (при существовании данной возможности) целесообразнее по следующим причинам:

– под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4, ст. 24 Закона о контрактной системе);

Читайте также:  Заказчик разместил на официальном сайте протоколы без печати

– под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3, ст. 24 Закона о контрактной системе).

При проведении электронного аукциона решающим критерием является наименьшая цена контракта. В то время как проведение конкурса позволяет помимо цены контракта установить следующие нестоимостные критерии оценки заявок:

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Не принимая во внимание данные критерии оценки заявок, в большинстве случаев заказчик заключает контракт с победителем аукциона, который:

– имеет в штате специалистов, обладающих меньшей квалификацией;

– предлагает к использованию при строительстве более дешевые материалы, худшего качества, т.к. на стадии проведения закупки «под ключ» не представляется возможным указание требований к материалам. При строительстве «под ключ» проблемы низкой квалификации персонала и низкого качества материалов вместе проявят себя еще более остро. Результатом окажется либо расторжение контракта, либо снижение качества построенного объекта за счет экономии бюджетных средств, что снизит эффективность осуществления закупок, а вместе с ней и эффективность использования бюджетных ассигнований, направляемых на капитальные вложения. В случае расторжения контракта либо одностороннего отказа от его исполнения заказчику приходится разделять работы по проектированию и строительству, формировать документацию и проводить новую закупку на невыполненный объем работ.

При таком повороте событий заказчик упускает драгоценное время и у него возникает риск для своевременного освоения бюджетных средств. Многие руководители бюджетной сферы не раз сталкивались с выделением средств при условии соблюдения четких сроков их освоения. Так, в случае упущения времени заказчик может вообще лишиться средств, выделенных на закупку «под ключ», а объект может остаться только проектом.

К тому же, с позиции экономии бюджетных средств строительство «под ключ» является малоэффективным. Ввиду того, что на усмотрение подрядчика проводится проектирование, строительство, поставка оборудования и материалов, заказчику необходимо учитывать то, что существенная доля перечисленного выше, при наличии должного качества, достанется ему точно не по самым низким ценам. Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что такой сложной и ответственной процедуре, как закупка «под ключ», требуется больше критериев оценки потенциальных исполнителей, чем такой очень важный, но при этом единственный критерий, как цена контракта.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), являясь автором постановления № 563, должно быть заинтересовано в том, чтобы применение на практике данного постановления способствовало повышению эффективности бюджетных ассигнований. Предполагаем, что многие заказчики, планирующие закупки «под ключ» надеются и ждут от Минстроя России небольшого шага – законодательной инициативы по внесению изменений в классификатор ОКПД 2 , для того чтобы на практике достигать целей, обозначенных правительством. Указанная инициатива заключается в дополнении классификатора ОКПД 2 кодом, включающим в себя все работы, предусмотренные постановлением № 563, без включения данного кода в аукционный перечень.

При этом стоит учесть, что в аукционном перечне речь идет об аукционе в электронной форме, и многие коды ОКПД 2 попали туда не потому, что аукцион имеет существенные преимущества перед конкурсом, а только потому, что электронная форма проведения процедуры обеспечивает анонимность участников, снижает риски сговора при подаче заявок и сохраняет конкуренцию.

– Переход на электронные торги во всех сферах закупок и торгов «на продажу» позволит минимизировать условия для сговора и сохранить конкуренцию, – считает замглавы ФАС Рачик Ашотович Петросян. Надеемся, что появление возможности проведения конкурса в электронной форме заставит законодателей пересмотреть аукционный перечень и позволит сохранить эффективность электронной формы, учитывая преимущества конкурса перед аукционом.

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Вашему вниманию представлен обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта».

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта».

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Суть изменений:
Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:

1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Читайте также:  Участие в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Новое в закупках: один контракт и на проектирование, и на строительство

Когда можно заключить контракт по новым правилам

До 1 июля 2017 года возникали судебные споры о правомерности заключения контрактов одновременно и на проектирование, и на строительство. Теперь, заключив такой контракт, вы не нарушите антимонопольное законодательство. Правила Правительство РФ утвердило постановлением от 12 мая 2017 г. № 563. Чиновники:

  • определили основания и порядок заключения контрактов на одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
  • утвердили Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в проекты, в отношении которых планируется заключение таких контрактов;
  • внесли изменения в акты Правительства РФ, связанные с введением института технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.

Заключить один контракт и на проектно-изыскательские, и на строительно-монтажные работы заказчик может, если по объекту проведен технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций и получено положительное заключение, а также принято решение о заключении контракта.

Решение о заключении контракта в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности принимает глава муниципального образования. В таком решении кроме наименования объекта капитального строительства, его мощности и срока ввода в эксплуатацию нужно указать предполагаемую (предельную) стоимость строительства. Она должна соответствовать заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Сумма не должна превышать стоимость, указанную в решении об осуществлении капитальных вложений. Если она оказалась выше, внесите изменения в решение об осуществлении капитальных прежде, чем глава примет решение о заключении контракта.

Как подготовить обоснование инвестиций

Обоснование инвестиций разрабатывает заказчик. Для этого он привлекает на договорной основе проектную или проектно-строительную организацию. Соблюдайте требования к составу и содержанию обоснования инвестиций в проекты по созданию объектов, в отношении которых хотите заключить контракт одновременно на проектирование и строительство. Эти требования указаны в приложении к постановлению № 563.

Обоснование включает проект задания на проектирование объекта и описание инвестиционного проекта.

В описании нужно указать:

  • сроки и этапы строительства;
  • место размещения объекта;
  • основные архитектурно-художественные, технологические, конструктивные и объемно-планировочные, инженерно-технические и иные решения по его созданию;
  • основное технологическое оборудование с учетом современных технологий производства, уровня развития техники и технологий, требований к строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве;
  • предполагаемую (предельную) стоимость объекта;
  • положения о возможности или невозможности использования экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Обоснование инвестиций согласуйте с главой муниципального образования.

Как получить заключение о проведении аудита обоснования инвестиций

Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в проект, для реализации которого вы планируете заключить контракт и на проектирование, и на строительство, проводят органы исполнительной власти субъектов РФ или подведомственные им учреждения (экспертные организации). В орган исполнительной власти или экспертную организацию должен обратиться застройщик (технический заказчик).

Экспертная организация в течение трех рабочих дней с даты получения представленных документов проводит проверку их комплектности. Затем она направляет заявителю проект договора возмездного оказания услуг, подписанный руководителем экспертной организации, либо уведомление о том, что документы не подлежат рассмотрению. Срок проведения аудита устанавливается в договоре и не должен превышать 45 календарных дней. Если речь идет о проекте по созданию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ), экспертная организация должна уложиться в 60 календарных дней. Срок включает проведение публичного обсуждения обоснования инвестиций. Его организует экспертная организация. Она размещает обоснование инвестиций, представленное заявителем для аудита, на своем официальном сайте для публичного обсуждения. Срок обсуждения – 15 календарных дней со дня размещения. В течение этого времени любое заинтересованное лицо имеет право представить в экспертную организацию свой отзыв.

При проведении аудита эксперты оценивают:

  • оптимальность выбора места размещения объекта капитального строительства;
  • основные архитектурно-художественные, технологические, конструктивные и объемно-планировочные, инженерно-технические и иные решения, планируемые к применению при проектировании и строительстве объекта;
  • основное технологическое оборудование, планируемые к применению строительные и отделочные материалы с учетом технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве;
  • обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства;
  • целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, изделий для отделки интерьеров и фасада;
  • оптимальность сроков и этапов строительства объекта капитального строительства.

По итогам технологического и ценового аудита и публичного обсуждения обоснования инвестиций эксперты оформляют заключение. Заявитель получает этот документ в четырех экземплярах. Все выданные заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций экспертные организации заносят в единый реестр.

Эксперты могут предложить пути оптимизации выбранных решений, порекомендовать другое технологическое оборудование, строительные и отделочные материалы. Если есть возможность сократить сроки и этапы строительства, его стоимость, эксперты укажут это в заключении. На основе их выводов застройщик может внести изменения в обоснование инвестиций в порядке, установленном договором с экспертной организацией.

Какие условия включить в контракт

В контракте нужно прописать следующие условия.

1. Проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с утвержденным заказчиком до заключения контракта заданием на проектирование объекта. Это задание нужно включить в документацию о закупке.

2. Работы по архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям должны быть выполнены в рамках отдельного этапа работ. Заказчик оплатит их после того, как получит два документа. Первый – положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Второй – положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.

3. Сметная стоимость строительства должна быть не выше цены контракта.

Цену контракта, ее максимальное значение и формулу, по которой она определяется, укажите в контракте. Формулу цены контракта на проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию возьмите из постановления № 563.

Увеличивать и уменьшать цену контракта нельзя. Обосновывать ее следует одним из используемых в закупках методом.

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления» журнал “Практика муниципального управления”

Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция

Выбираем способ определения поставщика

При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).

Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:

  1. Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Готовим закупочную документацию

В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
  • электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
  • электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ). Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.

Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.

Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Процедура госзаказа в области строительства особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.

В проектной документации обосновывается НМЦК госзаказа на строительство. Если вы включили проект в документы заказа, то отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписать качественные, технологические и функциональные особенности объекта. В проекте закрепляется не только объем, но и подробное содержание строительных действий (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).

Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.

Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019. Подробнее в статье «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.

На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).

Содержание второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона).

Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется типовой контракт на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.

Его планируют отменить с 01.01.2020 и применять типовые условия. Проект типовых условий госконтрактов на выполнение строительных работ находится в разработке. В готовящемся проекте представлена и обновленная информационная карта на 2020 год.

Если вы приобретаете строительные услуги, которые не включены в действующую информационную карту, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:

  • условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
  • график выполнения и оплаты работ;
  • проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.
Читайте также:  Дополнительное соглашение об увеличении количества товара с пропорциональным увеличением цены контракта - образец

После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Рассматриваем заявки

Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и закупка строительных работ по 44 ФЗ начинается через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.

Заключаем контракт

Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительные услуги не предусмотрено.

ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Минстроем России был осуществлен «переворот» в регламентированных закупках строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ)

отменены нормативы и сметные цены строительных ресурсов

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Россия – это страна, в которой всегда самые интересные вещи происходят «задним числом», в том числе фундаментальные изменения законодательства, регламентирующие правила какой-либо деятельности. Только в нашей стране сегодня одни правила игры, а вчера (задним числом)- уже другие правила.

Не успели лекторы и учебные центры даже заработать «трудовые» мозоли на своих языках, рассказывая о «грандиозных изменениях» в законодательство РФ о контрактной системе, вступающих в силу с 01.07.2019 г. и подготовленных Минфином России, как…произошло следующее:

– в безумной гонке федеральных министерств, направленной на реализацию национальных проектов путём бесконечного реформирования действующего законодательства, по мнению автора, вперёд с безусловным отрывом вырвался Минстрой России.

Добиться этого Минстрою России помог Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Пусть читателя не смущает название этого закона. На регламентированные закупки строительных работ данный закон оказывает не меньшее, а, наверное, даже большее влияние, чем уже известный читателю Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

По инициативе Минстроя России в действующем законодательстве с 27 июня 2019 года действуют следующие новеллы:

НОВОВВЕДЕНИЕ № 1:

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров, если иное не предусмотрено указанными контрактами (договорами), заключаемыми в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по:

1) строительству объектов капитального строительства;

2) реконструкции объектов капитального строительства;

3) капительному ремонту объектов капитального строительства;

4) сносу объектов капитального строительства;

5) сохранению объектов культурного наследия.

Указано об этом в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ:

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамка 44-ФЗ и на ряд заказчиков по 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена специальной нормой, которая ПРЯМО запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

КОНТРАКТНАЯ СМЕТА

Вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – контрактная смета).

…составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Данная контрактная смета составляется заказчиком с 27.06.2019 г. при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Возникает вопрос: а на основании чего же составляется такая контрактная смета с 27.06.2019 г.?

Ответ: согласно новой редакции части 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на основании методики составления сметы контракта, которую должен утвердить Минстрой России.

Естественно, данной методики нет и неизвестно, когда она вообще появится, что фактически делает всех заказчиков по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, нарушителями действующего законодательства.

У такого заказчика по 44-ФЗ, которому не повезло начать закупку на осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального после 27.06.2019 г. фактически два варианта:

ВАРИАНТ 1: составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы на свой страх и риск.

ВАРИАНТ 2: ждать появления методики составления сметы контракта от Минстроя России и срывать сроки строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какие-либо исключения из данного правила, когда оплата строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. может осуществляться на основании сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации?

Да, применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов могут, если это предусмотрено договором или контрактом:

1) заказчики по 223-ФЗ при строительстве (реконструкции);

2) заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:

При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

НОВОВВЕДЕНИЕ № 3:

Установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

Об этом прямо указано в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, действующей с 27.06.2019 г.:

… Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия

При этом статья 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена с 27.06.2019 г. частью 9.2 следующего содержания:

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть, в переводе на русский язык: сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с 27.06.2019 г. должна осуществляться не на основании проектно-сметной документации, а на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком на основании ценового предложения подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должен утвердить Минстрой России.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиком с 27.06.2019 г. учитывать при определении сметной стоимости положения статьи 8.3 ГрК РФ.

Напоминаю читателям, что согласно части 3 указанной статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427.

В переводе на русский язык: в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия обязательно требуется наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

У читателя возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ – см. следующее нововведение.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 4:

Согласно новой редакции части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

В переводе на русский язык: с 27.06.2019 г. заказчик в рамках 44-ФЗ принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

Если ещё проще: Минстроем России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов придумана интересная схема, когда ни заказчик, ни подрядчик при освоении этих средств в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По мнению автора, это существенно затрудняет контрольно-счётным органам, органам государственного (муниципального) финансового контроля, органам прокуратуры и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причинённого в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Естественно, как понятно любому профессионалу, это сделает существующую систему закупок работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ ещё более коррумпированной, чем она есть сейчас.

Реформу Минстроя России в этой части можно охарактеризовать фразой: когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали.

Помимо перечисленных изменений правил осуществления регламентированных закупок строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ) рассматриваемым Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены и другие существенные изменения в действующее законодательство, среди которых особый интерес представляет изменения порядка корректировки проектной документации и проведения её экспертизы, в том числе институт экспертного сопровождения проектов.

Однако, количество данных поправок и казенно-бюрократический язык, который используется их разработчиками, вынуждает автора для устранения возникшего когнитивного диссонанса и усвоения данных поправок для последующего ознакомления коллег прибегнуть к допингу и причинению вреда таким внутренним органам автора, как печень и поджелудочная железа.

Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

Ссылка на основную публикацию