Осуществление закупок при признании электронного аукциона несостоявшимся по 44 ФЗ

Основания и последствия признания электронного аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ, действия Заказчика

С 01.01.2015 в случае признания электронного аукциона несостоявшимся согласование заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органом не требуется .

Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ внесены изменения в п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в соответствии с которыми, если электронный аукцион был признан несостоявшимся по основаниям, которые предусмотрены
ч. 1 – 3.1 ст. 71 44-ФЗ:

  • по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем,
  • аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником,
  • в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта,
  • аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем,

то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом.

Согласования в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

Данные в таблице без учета изменений с 01.01.2015
(сейчас согласование не требуется)

№ п/п

Основание признания электронного аукциона несостоявшимся

Действия Заказчика

Согласование

Заключение контракта

Не подано ни одной заявки
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Подана только одна заявка – > участник не соответствует
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ) = по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Подана только одна заявка – > участник соответствует
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ)

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 4 ч. 1 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 4 ч. 2 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией, всех вторых частей заявок
(ч. 13 ст. 69 44-ФЗ)

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены, однако руководствуясь ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (по аналогии) для случая, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией
только одной второй части заявки
(ч. 13 ст. 69 44-ФЗ)

Согласование не требуется

Контракт заключается в общем порядке

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены.

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

несколько участников -> заявки соответствуют

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком с участником ранее других подавшим заявку
(подп. а п. 4 ч. 3 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

единственный участник -> заявка соответствуют

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ).
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

несколько участников -> заявки не соответствуют

единственный участник -> заявка не соответствуют

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены, однако руководствуясь ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (по аналогии) для случая, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)
следует:

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Участник электронного аукциона, признанный победителем в результате уклонения от заключения контракта первоначального победителя аукциона (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта
(ч. 15 ст. 70 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Срок согласования в соответствии п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Материалы подготовлены
по состоянию на 1 июня 2014 г.
специалистами портала ФЗ-44.РФ
под руководством Василия Педалькина

Осуществление закупок при признании электронного аукциона несостоявшимся по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 24-03-07/60620 О снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания электронного аукциона несостоявшимся

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. Для целей Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 83.2 и частью 13 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.

Согласно частям 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях:

– на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обратиться к заказчику, с предложением о снижении цены контракта.

Читайте также:  Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по 44 ФЗ

В соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика включать в проект контракта, заключаемого на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, цену контракта не соответствующую начальной (максимальной) цене контракта или цену предложенную участником при подаче заявки.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Директор ДепартаментаТ.П. Демидова

Обзор документа

Контракт с единственным поставщиком можно заключить, если электронный аукцион не состоялся в т. ч. в случае, когда комиссия заказчика приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только 1/2 части заявки. Контракт заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником, и в него вносится начальная (максимальная) цена. Закон не предусматривает право поставщика предложить заказчику снизить цену контракта.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель при наличии разногласий размещает на электронной площадке протокол, где указываются замечания к положениям проекта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке.

Таким образом, заказчик не вправе включать в проект контракта цену, не соответствующую начальной (максимальной) цене или цену, предложенную участником при подаче заявки.

Цену можно снизить при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения количества и качества товара и иных условий, если возможность такой корректировки предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при закупке у единственного поставщика – контрактом.

Что делать, если закупка не состоялась

Основания для признания закупки несостоявшейся

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

Подача заявокРассмотрениеЗаключение контракта
Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Что такое несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ? Каковы основания для признания закупки несостоявшейся?

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены. Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика. Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними. НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.


Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС3 240 000
не состоялись969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

В тексте статьи указана неактуальная информация:
“Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
Заказчик должен:
.
2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
. “

согласно писем Минэкономразвития от 20.01.2015 № 658-ЕЕ-Д28-и, Фас России №ФЦ-1587-15
с 31.12.2014 ОТМЕНЕНО согласование с ФАС заключение контракта с единственным поставщиком по несостоявшимся процедурам

с уважением, Павел Егоров.
C уважением,Павел Егоров.
ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур
Тел.: +7 (343) 345-57-05
Екатеринбург, ул. Малышева, д. 51, БЦ «Высоцкий»
26 этаж, офис 2620.
www.GosTrader.ru
pavel@gostrader.ru

Павел, добрый день!

В своих письмах Минэкономразвития и ФАС разъясняют изменение, которое внёс 498-ФЗ от 31.12.2014: если аукцион не состоялся, то контракт заключается без согласования с контролирующим органом.

Согласовывать заключение контракта для несостоявшихся конкурсов и запроса предложений нужно обязательно согласно п.25 ч.1 ст.93.

Алина, добрый день!

Исходя из той информации, которую вы дали, неправомерно. Заказчик должен был заключить контракт с единственным участником, если его заявка соответствует условиям закупки, или продлить запрос еще на 4 дня, если ни одна заявка не соответствует требованиям.

Добрый день! Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Здравствуйте.
Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Юлия, добрый день.

Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Специалисты компании консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Добрый день, Анджела!

А у вас аукцион на аренду или продажу недвижимости, находящейся в собственности государства? У нас тут просто все про закупки по 44-ФЗ. Но и в закупках по 44-ФЗ, и в вашем случае с аукционом на повышение последствия несостоявшейся закупки одни.

Смотрите, аукцион “признали не состоявшимся” не значит, что по его результатам не заключают контракт. Аукцион не состоялся, значит, что госзаказчик не достиг своих целей:
– в закупках по 44-ФЗ не сэкономил, так как никто не снизил цену,
– в вашем случае не заработал больше на сдаче в аренду или продаже недвижимости.

Но в обоих случаях контракт заключают с единственным поставщиком – с тем, кто “пришел в закупку” и соответствует установленным требованиям. В Приказе от 10.02.10 № 67 это звучит так (см. часть 151): “В случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона”.

Ася, добрый день!

Поскольку закупка по 223-ФЗ, ответ нужно искать в положении о закупке заказчика. Если там сказано, что проводить запрос котировок заново, если требованиям соответствует только один участник, значит, будут проводить заново

Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорит о том, что заказчик вправе осуществлять необходимые ему закупочные мероприятия доступными способами, которые смогут обеспечить конкуренцию потенциальным исполнителям. Исключение составляют только закупки, проводимые с единственным поставщиком.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Если же речь идет о закупках малых объемов, начальная максимальная цена контракта по которым не превышает ста тысяч рублей, то такие закупки также могут быть признаны несостоявшимися по причине непрохождения закупочной сессии на едином агрегаторе торговли.

Что такое несостоявшаяся закупка

Несостоявшуюся закупку нельзя путать с отмененной, так как заказчик вправе отменить закупочную процедуру в любой момент до объявления торгов, если для этого возникнут объективные обстоятельства, например, сокращение или полное прекращение финансирования по определенной статье.

Закупка может быть признана несостоявшейся и по решению суда или Федеральной антимонопольной службы, в результате чего заключенный контракт по итогам такой закупочной процедуры должен быть расторгнут.

Основания признания закупок несостоявшимися

В зависимости от того, о какой конкурентной закупочной процедуре идет речь, основания для признания ее несостоявшейся до вынесения соответствующего решения суда или Федеральной антимонопольной службы в соответствии с положениями действующего федерального законодательства в сфере закупок существенным образом различаются.

Для конкурса

Если речь идет о признании несостоявшимся проводимого конкурса вне зависимости от его формы, к перечню оснований следует отнести:

  • отсутствие поданных заявок на участие;
  • отклонение специальной конкурсной или единой комиссией всех поданных на участие в закупке заявок;
  • признанный победитель закупочного мероприятия отказался или уклонился от подписания контракта по итогам такого мероприятия, а второй участник отказался без применения в отношении него каких-либо санкций;
  • проведенный предквалификационный отбор поданных заявок показал, что ни один из участников не соответствует заявленным требованиям в документации к участникам;
  • по итогам проводимого предквалифицированного отбора только одна заявка на участие в торгах признана соответствующей требованиям действующего законодательства и сформулированной документации о проведении закупочной процедуры;
  • на дату окончания сроков подачи заявок подана только одна заявка;
  • после проведения проверки и оценки всех поданных заявок только одна из всех признана соответствующей требованиям документации о закупке и действующего законодательства.

Для аукциона

В случае с проведением закупки методом электронного аукциона несостоявшимся данное закупочное мероприятие будет признано в следующих случаях:

  • нет ни одной заявки на участие в торгах;
  • на дату окончания срока подачи заказчику подана только одна заявка;
  • после того как были рассмотрены все заявки в виде их первых частей, все они были отклонены;
  • после оценки первых частей только одну заявку заказчик смог признать соответствующей требованиям документации о закупке и действующего закупочного законодательства РФ;
  • по истечении десяти минут с момента начала торгов ни одного предложения в адрес заказчика по возможному исполнению контракта не поступило в отношении цены контракта;
  • по рассмотрении вторых частей заявок признана соответствующей только одна заявка;
  • закупочная комиссия, рассматривая вторые части заявок на участие в аукционе, приняла решение признать всех участников закупки не соответствующими требованиям документации и законодательства;
  • победитель процедуры, признанный таковым на основании подведенных и запротоколированных итогов, уклонился от заключения контракта, а юридическое или физическое лицо, подавшее второе предложение, отказался от подписания, основываясь на своем таком праве.

Для запроса котировок

Для запроса котировок перечень оснований, по которым его можно признать недействительным, выглядит следующим образом:

  • на дату окончания подачи заявок нет ни одной поданной заявки;
  • все поданные заявки после рассмотрения и оценки были отклонены котировочной или единой комиссией;
  • на дату окончания срока подачи заявок подана только одна заявка;
  • по итогам проведения и оценки поданных заявок единая или котировочная комиссия признала соответствующей требованиям действующего закупочного законодательства и документации о проведении запроса котировок только одну заявку.

Признание всех указанных закупок несостоявшимися влечет за собой определенные последствия и для заказчика, и для исполнителя.

Что делать заказчику, если закупка не состоялась?

Вариант действий для заказчика зависит только от того, на основании чего закупочное мероприятие признано несостоявшимся.

Для случаев, когда закупка не состоялась по причине несоответствия всех потенциальных исполнителей требованиям действующего законодательства или документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • в план-график закупок придется внести изменения, которые должны быть опубликованы;
  • только по прошествии десяти дней после этого заказчик сможет объявить повторную закупку. Если речь идет о несостоявшемся конкурсе, то повторная заявка может быть проведена только в виде конкурса. Для несостоявшегося аукциона форма проведения закупки может быть любой, в том числе в виде запроса предложений;
  • если не состоялся запрос предложений, может быть объявлен только запрос предложений, но с обязательным увеличением срока подачи заявок на него.

Если закупка не состоялась, так как только один участник соответствует требованиям, то алгоритм выглядит следующим образом:

  • при электронном аукционе либо запросе котировок подписать контракт с единственным поставщиком в установленные сроки в диапазоне от десяти до двадцати дней с даты подписания протокола о признании закупки несостоявшейся;
  • при конкурсе или запросе котировок сначала придется согласовать подписание контракта с контролирующим органом (Федеральной антимонопольной службой, Федеральным Казначейством в зависимости от подчиненности того или иного контракта);
  • если согласование контракта было получено, контракт должен быть заключен в соответствии с правилами, установленными соответствующими статьями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Как действовать поставщику?

Для поставщика алгоритм поведения зависит от того, о какой несостоявшейся закупке идет речь.

Если он каким-либо образом уклонится от подписания контракта, заказчик в соответствии с закупочным законодательством признает его «уклонистом» и вносит в Реестр недобросовестных поставщиков. Если ценовых предложений во время торгов подано не было, заключение контракта происходит на основании начальной максимальной цены контракта, которая была установлена при объявлении закупки. Если заказчик признал только одного исполнителя соответствующим требованиям на основании вторых частей заявок, то контракт заключается по той цене, которую озвучил именно этот поставщик.

Если говорить о запросе предложений или конкурсе, то сначала потребуется дождаться согласования закупки с контролирующими органами. Максимальный срок, в течение которого происходит согласование, составляет не более десяти дней, после чего заказчик обязан оповестить потенциального исполнителя о возможности или невозможности заключения контракта.

Если контракт был предложен к подписанию конкретному поставщику, он обязан его подписать, так как, в противном случае, может быть подвержен санкциям в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Читайте также:  Действия заказчика при возникновении конфликта интересов с участником закупки по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию