Отклонение заявок участников из-за аффилированности

Вопрос недели: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц

Вопрос: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц

Сообщаю Вам следующее:

Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Согласно статье 4 Закона РСФСР N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

На основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Таким образом, в документации об электронном аукционе не могло быть установлено какое-либо ограничение количества участников закупки имеющих одного учредителя. Кроме того, аукционная комиссия не вправе рассматривать и оценивать состав учредителей участников закупки за пределами требований статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.

Следовательно, требования, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителям таких участников закупки.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Вместе с тем, довод заявителя о том, что две заявки из 3 должны быть отклонены по причине того, что данные организации являются аффилированными лицами, является необоснованным, поскольку в части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе указан закрытый перечень случаев возможности отклонения заявки.

Таким образом, заявки участников не подлежат отклонению по причине их аффилированности или по причине вхождения в одну группу лиц, по смыслу статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Вопрос: У двух юридических лиц, подавших заявки на участие в электронном аукционе, один и тот же учредитель (одинаковый ИНН). Должен ли заказчик отклонить заявки данных участников?

Ответ: Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для отклонения заявок, поданных аффилированными лицами.

Однако в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Если в результате действий участников, учрежденных одним и тем же учредителем, указанный запрет окажется нарушен, обратитесь в территориальное управление ФАС России. Иначе аукцион и заключенный по его результатам контракт могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Решение №223ФЗ-1071/17

РЕШЕНИЕ № 223 ФЗ- 1071/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО ТД «Электромаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 8.12.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии –

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО ТД «Электромаш» от 12.12.2017 № 556 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ГТЛК» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку троллейбусов в количестве 150 единиц с длиной кузова не более 13,5 м. с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (извещение № 3 1705773123) , в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО ТД «Электромаш» (далее — Заявитель) от 12.12.2017 № 556 (вх. 194991-ЭП/17 от 19.12.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО «ГТЛК» (далее – Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку троллейбусов в количестве 150 единиц с длиной кузова не более 13,5 м. с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях» (извещение № 31705773123) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупк е продукции для нужд ПАО «ГТЛК», утвержденным Советом директоров ПАО «ГТЛК» (протокол заседания Совета директоров от 17.07.2017 № 90/2017) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

22.11.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

Заказчиком в Документации неправомерно установлен запрет на участие в Конкурсе аффилированных участнико в;

Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о подтверждении в составе заявки на участие в Конкурсе наличия права осуществления поставок оборудования по предмету закупки ;

Заказчиком в Документации неправомерно установлены положения о праве Заказчика дозапрашивать информацию и документы от участников Конкурса ;

Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт участника» .

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлен запрет на участие в Конкурсе аффилированных участников.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2.2 Положения о закупке.

Подпунктом «е» пункта 2.5.1.1 Документации установлено требование: « Участник конкурса не должен являться аффилированным по отношению к одному и более другим участникам конкурса, а также к Организатору конкурса (в том числе и сотрудникам Организатора) и сотрудникам Заказчика (наличие аффилированности определяется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации)».

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлен запрет на участие в закупках лиц, аффилированных между собой.

Таким образом, участие в закупке аффилированных участников не противоречит требованиям Закона о закупках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации запрет на участие в Конкурсе аффилированных участников, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о подтверждении в составе заявки на участие в Конкурсе наличия права осуществления поставок оборудования по предмету закупки.

Подпунктом 1 пункта 4.2.14 Документации установлено: «Участник закупочной процедуры должен обладать правом распоряжения продукцией, являющейся предметом договора и/или согласием изготовителя данной продукции на предложение продукции в рамках настоящей закупочной процедуры, в том числе подтверждения гарантийных обязательств в срок и на условиях настоящей документации о закупке».

Читайте также:  Установление ограничений на участие в закупке и требований к ее участникам, а также указании в

При этом подпунком 1 пункта 4.2.15 Документации установлен перечень документов, представляемых участником Конкурса в составе заявки на участие в закупке и подтверждающих соответствие вышеуказанному требованию:

«Если Участник закупочной процедуры является изготовителем Товара, он должен предоставить справку от Минпромторга России в соответствии с Порядком подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утверждённым приказом Минпромторга России от 12 ноября 2015 г. № 3568 (оригинал или копию, заверенную руководителем Участника, датированную не позднее текущего года) или Сертификат одобрения типа транспортного средства (копию, заверенную руководителем Участника).

Если Участник закупочной процедуры не является изготовителем (юридическим лицом, осуществляющим производство) Товара, он должен предоставить:

1) справку от Минпромторга России о производителе Товара в соответствии с Порядком подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утверждённым приказом Минпромторга России от 12 ноября 2015 г. № 3568 (оригинал или копию, заверенную руководителем Участника, датированную не позднее текущего года) или Сертификат одобрения типа транспортного средства (копию, заверенную руководителем Участника).

2) документы, подтверждающие право Участника закупочной процедуры распоряжения предлагаемой продукцией указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.) с приложением документа от изготовителя, подтверждающего согласие такого изготовителя продукции, являющейся предметом закупки на предложение данной продукции в рамках настоящей закупочной процедуры, с подтверждением гарантийных обязательств, соответствующих требованиям настоящей документации о закупке, а именно: Свидетельство изготовителя предлагаемой продукции по форме, соответствующей п. 5.10 настоящей документации.

документы, подтверждающие что Участник закупочной процедуры является уполномоченным представителем производителя (копии дилерских договоров и/или дистрибьюторских договоров, Свидетельство, заполненное дилером, а также копии дилерского договора и Свидетельство, выданное производителем дилеру и т.д.) с приложением документа от изготовителя, подтверждающего согласие такого изготовителя продукции, являющейся предметом закупки на предложение данной продукции в рамках настоящей закупочной процедуры, с подтверждением гарантийных обязательств, соответствующих требованиям настоящей документации о закупке, а именно: Свидетельство изготовителя предлагаемой продукции».

Вместе с тем, участник Конкурса может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки. Также указанное требование ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлены положения о праве Заказчика дозапрашивать информацию и документы от участников Конкурса.

Пунктом 2.8.2.2 Документации установлено: «В рамках отборочной стадии Организатор/Закупочная комиссия может запросить Участников конкурса разъяснения или дополнения их Конкурсных заявок, в том числе представление отсутствующих документов. При этом Организатор/Закупочная комиссия не вправе запрашивать разъяснения или требовать документы, меняющие суть Конкурсной заявки».

Вместе с тем, наделение Организатора/Закупочной комиссия Заказчика правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риски необъективной оценки заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт участника».

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 4.3.5 установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостному критерию «Опыт участника», а именно путем деления стоимости подтвержденных участником поставок оборудования на максимально подтвержденную стоимость поставок оборудования предложенную участниками Конкурса.

При этом указано, что при оценке по данному критерию учитывается только опыт участника Конкурса (или лидера коллективного участника). Опыт иных физических или юридических лиц, привлекавшийся участником конкурса для исполнения обязательств по договору (изготовителей, дилеров, агентов и т.д.), не учитывается.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем установлении порядка оценки по критерию «Опыт участника».

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным придти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

Подпунктами 2, 3 пункта 4.2.14 Документации установлено:

«Участник закупочной процедуры должен обеспечить сервисное обслуживание Товара на территории г. Севастополя, аккредитованного/ сертифицированного заводом-изготовителем, либо наличие договора на оказание услуг с сервисным центом, расположенным на территории г.Севастополя и аккредитованным/ сертифицированным заводом-изготовителем. В случае если Участник закупочной процедуры в своей Заявке участника указал условия расчетов, предполагающие оплату Заказчиком аванса (в соответствии с п. 6 Технических требований (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке)), он должен иметь выданный банком документ, подтверждающий предварительное одобрение банком предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора поставки для нужд ПАО «ГТЛК» (в произвольной форме)».

П ри этом подпунк ами 2, 3 пункта 4.2.15 установлен перечень документов, представляемых участником Конкурса в составе заявки на участие в закупке и подтверждающих соответствие вышеуказанн ым требовани ям :

Участник предоставляет копию договора с сервисным центром, расположенным на территории г.Севастополя, на оказание услуг по обслуживанию техники и копию сертификата от завода-изготовителя, выданного сервисному центру или иные документы, подтверждающие возможность участника обеспечить гарантийное (сервисное) обслуживание.

В случае если Участник закупочной процедуры в своей Заявке участника указал условия расчетов, предполагающие оплату Заказчиком аванса, Участник закупочной процедуры обязан предоставить оригинал документа, подтверждающего предварительное одобрение банком предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора поставки для нужд ПАО «ГТЛК» (в произвольной форме). В случае невозможности предоставить данное письмо, Участник закупочной процедуры должен приложить письмо – обоснование отсутствия письма от банка с информацией о банке, рассматриваемом в качестве банка-гаранта.

Вместе с тем, о тсутствие у участника на момент подачи заявки указан ных в Документации производственных мощностей и предварительного одобрения банка на предоставление такому участнику банковской гарантии в качестве обеспечения договора , а также подтверждающих документов, указанных в пункте 4.2.15 Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса , поскольку такие производственные мощности мо гут быть привлечен ы участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе .

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

6 . Подпунктом «ж» пункта 2.4.1.1 Документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе: « Справки о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 5.11 с подтверждением соответствующими документами. Данные документы должны быть предоставлены вместе с заявкой Участника в бумажном виде в отдельном запечатанном конверте с надписью « Документы Участника о цепочке собственников», без размещения на электронной торговой площадке (в случае если закупка проводится на электронной торговой площадке). Конверт с вышеуказанными документами на процедуре вскрытия конвертов с заявками участников закупки не вскрывается, содержащиеся в нем сведения не подлежат передаче по электронной почте и другим средствам связи » .

Вместе с тем, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

6 .1 Пунктом 2.8.2.4 Докумнетации установлено: «Организатор конкурса на основании решения Закупочной комиссии, вправе отклонить Конкурсные заявки Участников конкурса, при наличии оснований предполагать о существовании между Участниками согласованных действий с целью повлиять на определение Победителя конкурса».

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит порядка и критериев определения фактов согласованных действий участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Признать жалобу ООО ТД «Электромаш» от 12.12.2017 № 556 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ГТЛК» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку троллейбусов в количестве 150 единиц с длиной кузова не более 13,5 м. с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (извещение № 31705773123) обоснованной в части неправомерного требования Документации о подтверждении в составе заявки права осуще ств ления поставки продукции по предмету Конкурса, неправомерных положений Документации о праве Заказчика дозаправшивать информацию, а также о запрете к участию в Конкурсе аффилированным участникам .

Признать в действиях ПАО «ГТЛК» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 28.12.2017 № 223ФЗ-1071/17 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Торт с мясом » 06 авг 2014, 12:11

Re: Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Олегас » 06 авг 2014, 12:16

Re: Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Уполномоченный О. » 06 авг 2014, 12:28

Re: Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Masbi » 06 авг 2014, 12:50

Re: Отклонение заявок аффилированных участников. ЭА

Торт с мясом » 06 авг 2014, 13:15

блин, форум тормозит, все время выкидывает.
к вопросу
Я то сам не против допуска, лишь бы доблестный КО не вменил необоснованный допуск.
Просто им притянуть за уши через закон о защите конкуренции – как два пальца.
Вот пример с победителем в ауке на стройконтроль и непосредственно сами работы меня навел на эту мысль.
Там УФАС (а дальше суд 1-й и 2-й инстанций) лихо подвязал невозможность осуществления стройконктроля через следующее (цитирую выдержку из решения)

Читайте также:  Можно ли заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить рамочный договор

Антимонопольный орган, напротив, утверждает, что совмещение функций по осуществлению строительного контроля лица, осуществляющего строитель-ство (подрядчика), и застройщика (технического заказчика) в данном случае не-допустимо.
Однако позиция Администрации лишена доказательственного подтвержде-ния и основана на неправильном применении норм права.
Из материалов дела следует, что предметом аукциона является право за-ключения муниципального контракта на оказание услуг по строительному кон-тролю (выполнение функций заказчика-застройщика) по строительству объекта «Детский сад на 110 мест в п. Шелангер Звениговского района, РМЭ».
В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуще-ствления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании до-говора строительный контроль проводится также застройщиком или техниче-ским заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей ини-циативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной доку-ментации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной докумен-тации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ ли-цом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техни-ческим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, в случае осуществления строительства (реконструкции, ка-питального ремонта) на основании договора строительный контроль наряду с лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), проводится застройщи-ком или технически заказчиком, либо привлекаемым ими на основании догово-ра, физическим или юридическим лицом (техническим заказчиком).
Частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что за-казчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняе-мых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предос-тавленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Согласно статье 749 Гражданского ко-декс РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказ-чику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организа-цией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строи-тельства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строи-тельства независимо от источников их финансирования установлен постановле-нием Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468.
Согласно пункту 3 Положения № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требовани-ям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических рег-ламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 5 Положения № 468 предусмотрено, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строи-тельства (далее соответственно – продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительст-ва;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых после-дующими работами (далее – скрытые работы), и промежуточная приемка возве-денных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капи-тального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строитель-ством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градострои-тельного плана земельного участка, технических регламентов.
Согласно пункту 6 указанного Положения № 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения под-рядчиком входного контроля и достоверности документирования его результа-тов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблю-дению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверно-сти документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения под-рядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достовер-ности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и проме-жуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безо-пасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строи-тельством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабо-чей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градо-строительного плана земельного участка, требованиям технических регламен-тов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, пре-дусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Из совокупности указанных норм следует, что в случае осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) на основании договора (договора подряда) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (генподрядчиком) наряду с застройщиком или техническим заказ-чиком в рамках, установленных частями 5 и 6 Положения № 468. При этом со-вмещение функций по осуществлению строительного контроля лица, осуществ-ляющего строительство (подрядчика), и застройщика (технического заказчика) в данном случае недопустимо.
Выполнение функций по строительному контролю самим подрядчиком противоречит целям и задачам строительного контроля.

За что отклоняют заявки в 2020 году

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Картельный сговор: признаки и практика

Несмотря на контроль со стороны государства нарушений в сфере госзакупок меньше не становится. Сговоры на торгах по-прежнему составляют более 80% от общего числа картелей. В статье расскажем, как распознать сговоры на торгах и какой вид мошенничества распространен в последнее время.

Недобросовестные участники торгов, а нередко и сами заказчики прибегают к разным способам обхода закона с целью:

  • заключить контракт с заранее определённым поставщиком (в случае сговора заказчика с участником);
  • либо максимально снизить, повысить или поддержать цену контракта (преимущественно, когда сговор заключен между участниками-конкурентами).

Сговор при проведении торгов — это соглашение, которое ограничивает или исключает конкуренцию на торгах.

Типы мошенничества зависят от фантазии их участников. Могут применяться совершенно различные схемы: от манипуляций с документацией до получившего широкое распространение «тарана».

Почему же важно разбираться в уловках, к которым прибегают заказчики и недобросовестные участники на торгах?

Во-первых, можно выявить «заточенные» под конкретного участника торги и не принимать участие в таких закупках, сэкономив время и использовав его с пользой, например, участвуя в других (честных) торгах.

Во-вторых, выявив признаки мошенничества в закупках, можно попробовать обойти ловушки заказчика или участников сговора и выиграть торги.

В-третьих, если вы видите признаки сговора на торгах, лучше подать жалобу в ФАС России, чтобы пресечь недобросовестное поведение на перспективу и искоренить уже сложившуюся практику.

Виды сговоров на торгах

  1. Сговоры участников закупки между собой (картель).
  2. Сговоры между участником закупки и заказчиком.
Читайте также:  Заключение и оплате контракта в случае применения победителем закупки УСН по 44 ФЗ

Картельные сговоры могут быть в форме «тарана», соглашения о пассивном участии в торгах (отказ от торгов) либо о подаче неконкурентоспособного предложения.

Таран в торгах

«Таран» — это стратегия выдворения добросовестных участников с аукциона.

Суть схемы: участники сговора снижают цену до экономически невыгодной, вынуждая добросовестных поставщиков отказаться от дальнейшей борьбы. При рассмотрении вторых частей заявок обнаруживается, что компании-«тараны» не соответствуют требованиям документации и их заявки отклоняются.

Третий участник сговора (победу которого обеспечивают демпингующие компании), на последних минутах аукциона делает предложение, незначительно отличающееся от начальной цены контракта, и побеждает в торгах.

Соглашение о неучастии в торгах направлено на заключение контракта с победителем с минимальным снижением цены из-за бездействия других участников. Проявляется как отказ от торга, раздел контрактов или рынка.

Аукционные роботы

В настоящее время популярность приобретают «цифровые» сговоры с применением аукционных роботов, запрограммированных на минимальное снижение от начальной цены.

Переход картелей в «цифру» главный тренд в практике сговорщиков.

Подобный сговор на торгах в 2016 году был раскрыт в Мурманске. При создании аукционных роботов две компании программировали для них лимиты снижения в диапазоне от 0,5% до 1% от начальной цены контракта, в зависимости от того, кто из них должен выиграть аукцион.

ФАС России в октябре 2017 года также возбудила дело по признакам «цифрового» сговора на медицинских аукционах. Участники закупок использовали специальные программы для автоматического поддержания максимальной цены при участии в аукционах, общая сумма закупок составила более 145 млн рублей.

За последнее время выявлены признаки сговоров с участием роботов более чем на 2 000 электронных аукционов.

Подача неконкурентного предложения

Ещё одной формой сговора участников закупки между собой является подача неконкурентоспособного предложения с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями исполнения контракта. Этот вариант картеля также преследует цель обеспечить победу определённому участнику по цене близкой к начальной.

Соглашения о неучастии в торгах или о подаче неконкурентоспособного предложения преимущественно вредят заказчикам. Они не позволяют достичь экономии бюджетных средств и приобрести максимально качественный товар, поскольку заказчику просто не из чего выбирать.

Для поставщиков же основной проблемой является система «таран», где действия сговорщиков направлены против конкурентов — добросовестных участников.

Схема старая и легко выявляемая, однако, по-прежнему используемая. В январе 2018 года ФАС России сообщила об очередном раскрытии сговора на четырёх аукционах по ремонту и техобслуживанию зданий. Фирмы действовали по схеме «таран».

Способы борьбы с «тараном»:

1. Попытаться обыграть участников «тарана»

Даже если отмечается резкое значительное снижение цены (как правило, более 30%) на аукционе, не следует терять к нему интерес. Дождавшись переторжки, можно предложить минимально допустимую для себя цену или подать ценовое предложение после того, как его подал последний участник сговора.

Важно! Если имеются признаки «тарана» не стоит в погоне за контрактом на переторжке подавать цену, которая не позволит в последующем исполнить контракт. Цена должна быть обоснованной с учётом всех планируемых расходов, иначе есть риск угодить в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Жаловаться в ФАС России, указав на признаки сговора: аффилированность участников, нелогичное, экономически нецелесообразное поведение, отклонение заявок при рассмотрении вторых частей и т.д.

Распознать и победить второй вид сговора — сговор между участником закупки и заказчиком, может оказаться сложнее. Здесь больше вариантов для манипуляций.

На наличие сговора между участниками торгов и заказчиком могут указывать следующие уловки:

  1. Спрятанные закупки. Заказчик использует неверное или неточное наименование предмета закупки, неверную категорию закупки (код ОКПД2).
  2. «Заточенная» документация — документация, сформированная под одного производителя. Заказчик конкретизирует характеристики товаров таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска).

Особенно популярна «заточенная» документация на торгах по поставке лекарственных средств и медицинских изделий. Признаки картелей в данной области обнаружены ФАС России при проведении более 6 000 аукционов. Общая сумма их начальных цен составила свыше 23,2 млрд рублей.

В декабре 2017 года виновными в сговоре признаны министерство здравоохранения Хабаровского края, больницей (организатор торгов), производитель дезинфицирующих средств и его дилер.

Проводился аукцион на совместную закупку дезинфицирующих, моющих средств и кожных антисептиков для нужд 11 учреждений здравоохранения края.

Аукционная документация была составлена под характеристики конкретного производителя, что исключило возможность другим компаниям претендовать на заключение договоров поставки. Победителем аукциона стал официальный дистрибьютор того самого производителя.

3. Проверка на внимательность

Заказчиком создаются дополнительные препятствия при подготовке участниками закупки заявок на участие в аукционе. В документации приводится объёмное описание требований к закупке с использованием однотипных формулировок и синтаксиса, которые в какой-то момент заменяются на похожие, но противоположные по значению. Поставщик может не заметить изменение и допустить ошибку (чаще всего при конкретизации характеристик, сопровождающихся словами «не более» или «не менее», «более» или «менее» и т.д.).

Заказчик рассчитывает на то, что сторонние поставщики не смогут правильно разобраться в документации по закупке — и либо не станут участвовать, либо их заявка будет отклонена, так как они не смогут исполнить всех требований.

4. Сокращённые сроки исполнения контракта

Если сроки исполнения контракта являются нереальными, возможно, что работы уже частично выполнены поставщиком, победа которого является целью такой закупки.

5. Отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям

Как правило, это становится возможным благодаря ловушкам документации. К участию в закупке допускаются только фирмы, участвующие в картельном сговоре.

6. Заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение

Цена отпугивает добросовестных поставщиков, а «нужная» фирма такой цены не боится, поскольку располагает информацией о том, что фактический объём работ значительно меньше.

Как бороться с картельным сговором между заказчиком и участниками

Бороться со сговором между заказчиком и участниками можно и нужно. Для этого советуем следовать нашим рекомендациям:

  1. Регулярно просматривайте закупки в сфере вашей деятельности. Ищете закупки по разным тегам (наименование закупки, заказчик, ОКПД), просматриваете планы-графики интересующих вас заказчиков, чтобы не пропустить закупки, в которых хотите принять участие.
  2. Внимательно изучите закупочную документацию на наличие в ней скрытых ловушек, в первую очередь, в техническом задании и в инструкции по заполнению заявки.
  3. Подавайте заказчикам запросы на разъяснения документации, если условия закупочной документации вызывают вопросы (недостаточно информации для заполнения заявки, наличие противоречий в документации, ошибки в характеристиках товара, частичное несоответствие ГОСТам).
    Ответ заказчика должен вам помочь корректно сформировать заявку. Если же заказчик не ответил на запрос или его ответ дан не по существу, подайте жалобу на картельный сговор в ФАС.
  4. Если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку, жалуйтесь в ФАС.

Жаловаться нужно не только на нарушение закона о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), но и на сговор (статья 11 и 17 Закона о защите конкуренции) на торгах.

Когда заказчик имеет право отклонить заявку по 44-ФЗ

Отклонение заявки — это решение заказчика не допустить предложение до торгов или признать, что оно не соответствует требованиям документации, уже после торгов. Такое решение заказчик обязан обосновать, иначе его оштрафуют.

Когда могут отклонить

Электронный аукцион — самая популярная процедура в госзакупках. Заявку участника рассматривают в 2 этапа. Сначала первую часть, потом вторую. На каждом из этих этапов заказчик вправе отказать участнику. На первом этапе рассматривают, насколько предлагаемые товары, работы или услуги соответствуют техническому заданию. В итоге допускают или не допускают до процедуры снижения цены непосредственно аукциона. На втором этапе оценивают участников. Проверяют, насколько они соответствуют общим, дополнительным и специальным требованиям контрактного законодательства. Например, проверяют, есть ли специальные разрешения, документы, которые подтверждают страну происхождения (в случае установления запретов и ограничений на допуск иностранных товаров по ст. 14), опыт и другие документы, которые доказывают соответствие дополнительным требованиям по Постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015.

Отклонение по первым частям

Отклонение по первым частям заявок 44 ФЗ регулирует в ч. 4 ст. 67:

  • участник не предоставил сведения, которые установлены в ч. 3 ст. 66 44-ФЗ;
  • сведения, которые поставщик отправил, не соответствуют техническому заданию заказчика.

Основания отклонения заявки по 44 ФЗ составляют закрытый список. Других поводов, чтобы не допустить поставщика до торгов, в законе о контрактной системе нет. В ч. 3 ст. 66 44-ФЗ сказано, что в первой части заявки предоставляется согласие, конкретные показатели и страна происхождения. Собрали в таблицу, что и в каких случаях нужно предоставлять, чтобы предложение не отклонили.

Какая закупкаЧто нужно предоставить
На поставку продукции, работ или услуг, в которых используется товар и не прописан его товарный знакСогласие
Конкретные показатели
Страну происхождения, если есть требования национального режима по ст. 14 44-ФЗ
На поставку продукции, работ или услуг, в которых используется товар и прописан его товарный знакТолько согласие, если участник выполнит все требования техзадания и поставит продукцию с товарным знаком, который хочет заказчик
Эквивалентные параметры, если поставщик привезет заказчику продукцию отличного товарного знака. Эквивалент должен полностью соответствовать показателям, которые заказчик прописал в документации.
Страну происхождения, если есть требования национального режима по ст. 14 44-ФЗ

.

Отклонение по вторым частям

Отклонение по вторым частям заявок 44 ФЗ регулирует в ч. 6 ст. 69. Предложение отклоняют, если поставщик:

  • не предоставил документы и информацию, которые предусмотрены в ч. 11 ст. 24.1, ч. 3 и 5 ст. 66 закона о контрактной системе, либо сведения, которые он предоставил, не соответствуют требованиям аукционной документации или в них есть недостоверная информации о поставщике;
  • не соответствует требованиям, которые установлены в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований);
  • не подтвердил страну происхождения, а поставка иностранного товара запрещена или отклоняется по правилу «третий лишний». Эти правила закреплены в нормативных актах в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ.

Как отстраняют участника

До подписания контракта отклонение участника от тендера возможно в таких случаях:

  1. Выяснилось, что он не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ (например, нет действующей лицензии, сертификатов, он ликвидируется или суд признал его банкротом.
  2. В закупках лекарств из перечня ЖНВЛП предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  3. Предоставил недостоверную информацию по ч. 6.1 ст. 66. Например, сочетание показателей противоречит ГОСТу или сведения противоречивые.

Как накажут за необоснованное отклонение

За необоснованное отклонение заявки по 44 ФЗ или допуск заявки, которую нужно было отклонить, оштрафуют по п. 2 ст. 7.30 КоАП в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Основанием для проверки может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и плановые, внеплановые контрольные мероприятия.

Ссылка на основную публикацию