Открытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ

Электронный аукцион по 223 ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

Как определяет 223-ФЗ

В ч. 18 ст. 3.2 законодатель дает определение, что это такое — открытый аукцион по 223 ФЗ. Он определяет его как форму торгов, при которой побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям, закупочной документации, и который предложил самую низкую цену путем снижения начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).

Если при проведении аукциона цена снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить сделку. В этом случае побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям и который предложил самую высокую цену за право заключить сделку.

Как провести

Пошаговая инструкция для открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ состоит из нескольких этапов:

  1. Готовим закупочные документы.
  2. Публикуем их.
  3. Выявляем победителя.
  4. Заключаем договор.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Шаг 1. Готовимся к проведению

Воспользуйтесь этим способом закупки в случаях, которые прописаны в положении о закупках. Сведения о процедуре доступны для неограниченного круга лиц, поэтому пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года начинается с внесения его в план закупок, опубликованный в ЕИС. Проводите торги, только когда сведения о них включили в план. В результате аукциона покупатель выбирает поставщика, который:

  • отвечает установленным требованиям;
  • предлагает наименьшую цену за товары или услуги;
  • платит заказчику за право исполнить договор (если цена на торгах упала до нуля).

Не забывайте про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, закупайте только в электронной форме.

Шаг 2. Готовим закупочные документы

После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит документы:

По ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ, в извещение включают следующие сведения о:

  • заказчике;
  • предмете сделки и ее условиях;
  • закупочной процедуре (вид торгов — аукцион 223 ФЗ, сроки начала и окончания подачи предложений, адрес ЭТП, процесс подведения итогов);
  • обеспечении заявки (если установлено в Положении и при НМЦК более 5 млн руб.).

Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкцию, по которой составляется заявка.
  3. Порядок разъяснений положений документации.
  4. Этапы и порядок подведения итогов.
  5. Шаг торгов.
  6. Дату определения победителя.
  7. Сроки и порядок изменения документации.

Проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. Е го дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.

Шаг 3. Публикуем документы

Перед публикацией проверьте, чтобы сведения соответствовали актуальной редакции 223-ФЗ и Положению о закупках.

Выкладывайте их в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то проверьте сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Количество днейНМЦД
Не менее 7 днейМеньше 30 млн руб
Не менее 15 днейБольше 30 млн руб

Шаг 4. Проверяем участников

На этом этапе пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ действия по выявлению участников и определению победителя сопровождаются составлением протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения их в ЕИС — 3 дня с даты подписания.

Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.

Шаг 5. Проводим торги

Поставщики, которых допустили, начинают торги:

  • снижают текущее минимальное предложение о цене договора в пределах «шага аукциона» — от 0,5% до 5% процентов от НМЦД;
  • не подают предложение о цене договора, которая равна предложению, ранее поданному, или большее, чем оно, и предложение о цене, равной 0;
  • побеждает участник, которые подал минимальное предложение о цене.

Шаг 6. Определяем победителя

Когда известны ценовые предложения, заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:

  1. Сведения о победителе.
  2. Общее число поданных заявок.
  3. Порядковые номера остальных заявок, ранжированные по цене.

По нормам 223-ФЗ, положению и документации, заказчик вправе отклонить заявку и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске он указывает в протоколе.

Аналогичный документ оформляют для закупки, которая не состоялась (нет заявок или никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель присваивает тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).

Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. Если она допущена, договор заключают с единственным участником.

Шаг 7. Заключаем договор

После подведения итогов начинается последний этап пошаговой инструкции открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ — подписание контракта. Правила установлены в ч. 15 ст. 3.2 и ч. 28, 29 ст. 3.4 223-ФЗ:

  1. Внесите в проект договора сведения о победителе и его цене.
  2. Подпишите у участника.
  3. Обработайте протокол разногласий, если участник указал на недочеты.
  4. Подпишите договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после подведения итогов.
  5. Продлите срок заключения, когда сделку одобряет контрольный орган или пожаловались по закупке. В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после того, как разрешили заключить сделку или ФАС вынесло решение по жалобе.
  6. Разместите в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания.

В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор опубликуйте в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).

Важные моменты проведения торгов по 223-ФЗ

    On 26.07.2019 0 Комментарии 223-ФЗ

Что поменялось в течение последнего года в торгах госкорпораций и других заказчиков, которые руководствуются законом 223-ФЗ? Мы собрали главные изменения, о которых нужно знать сторонам закупок. Они относятся к любым торгам, кроме тех, что объявлены для МСП.

Виды процедур и сроки

C 1 июля 2018 года заказчики по закону 223-ФЗ в своих Положениях о закупке прописывают 4 вида конкурентных процедур. К обязательным ранее конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Кроме того, в Положении должна быть прописана одна неконкурентная процедура — закупка у единственного поставщика.

Минимальные сроки для каждой процедуры следующие:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • конкурс и аукцион — 15 календарных дней;
  • запрос котировок — 5 рабочих дней;
  • запрос предложений — 7 рабочих дней.

Аукционы и конкурсы теперь проводятся быстрее, и сроки исчисляются в календарных, а не в рабочих днях. При этом заказчик может установить в Положении более длительные сроки.

Процесс закупки

В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:

  1. Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
  2. Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
  3. Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.

Обратите внимание! Минимальный срок приема заявок на запрос предложений составляет 7 рабочих дней. Когда в документы вносятся изменения, срок нужно продлить не менее чем на 3,5 рабочих дней. Безопасно продлевать на 4 дня, то есть округлить значение в большую сторону.

Дополнительные этапы

В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.

Под этапом в данном случае понимается любая стадия до определения победителя, включая проведение торгов. Когда победитель уже определен, закупка завершается, и дальше следует заключение договора. Все последующие стадии этапами закупки не являются. Путаница иногда возникает из-за того, что в закупках для малого и среднего бизнеса этапы прописаны четко. Однако на прочие закупки эти нормы не распространяются.

Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.

Переторжка

На этапе переторжки поставщики добровольно снижают свои ценовые предложения, при этом иные условия не изменяются. Участие необязательно. Заказчику перед проведением переторжки нужно убедиться, что сниженные поставщиками цены не ухудшат качество товаров или услуг.

Если заказчик решил, что переторжка будет проводиться, в извещении он должен указать дату. Отказаться от нее он не сможет, даже если смысла в ее проведении не будет. Поэтому прежде чем включать этот этап, нужно серьезно продумать его целесообразность.

Заказчик должен определиться с тем, какие дополнительные этапы будет проводить, на момент публикации извещения. И должен указать дату и время их проведения. Хотя некоторые эксперты считают это не совсем логичным. Ведь необходимость той же переторжки зависит от того, какие цены предложили поставщики. А это становится известно только тогда, когда заказчик уже видит их заявки. Было бы разумно определяться с необходимостью переторжки после этого, но закон такой возможности не дает.

Квалификационный отбор

Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Конкурентные переговоры

Во время переговоров можно обсудить с участниками некоторые условия договора, в том числе характеристики предмета закупки. Этот этап можно провести до сбора заявок либо параллельно с ним. Однако предварительное обсуждение условий договора является более разумным, поскольку в результате может потребоваться изменение документации.

Протоколы

По окончании каждого этапа и всей закупки заказчик составляет протоколы. В них должна быть такая информация:

  • дата и время регистрации заявки;
  • количество поданных заявок;
  • распределение участников по местам в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют критериям отбора;
  • если закупка не состоялась, то причина этого.

В промежуточные протоколы помимо указанного выше, нужно включить:

  • итоги рассмотрения заявок, в том числе количество отклоненных заявок с указанием основания;
  • прочие сведения, которые продиктованы Положением о закупке или желанием заказчика.

Раньше в итоговом протоколе нужно было указывать наименование организации или ФИО гражданина, теперь это требование отменено.

Новое в заключении договора

Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.

Все упомянутые изменения распространяются на обычные закупки и не имеют отношения к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние проводят на федеральных электронных площадках и по правилам, приближенным к закону 44-ФЗ.

Порядок проведения и условия открытого электронного аукциона по требованиям 223-ФЗ

Электронный аукцион – одна из форм закупок, применяемая в рамках закупок по 223-ФЗ. Она применяется при соблюдении двух условий: для того, чтобы определить победителя, имеет значение только цена договора, а закупаемые товары и услуги можно сравнить исключительно по ценовым критериям.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование

Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в открытой, закрытой форме или в виде закупки с ограниченным участием.

При открытом электронном аукционе сведения о закупке размещаются в ЕИС для неограниченного круга лиц. При закрытом аукционе заказчик может выбрать минимум двух подходящих участников (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

В основном закупки через аукцион проводятся в открытой форме, так как для применения закрытого варианта заказчикам необходимо обоснование (иначе его действия могут быть обжалованы ФАС).

Законодательством утвержден перечень случаев, когда сведения о закупке допускается не публиковать в ЕИС (тогда возможно закупить товары у единственного поставщика или применить закрытую закупку):

  1. Закупки, которые составляют государственную тайну.
  2. Закупки товаров и услуг, которые входят в специальный перечень Правительства.
  3. Закупки со стоимостью в пределах 100 тыс. р. при годовой выручке заказчика менее 5 млрд. р., до 500 тыс. р. при выручке свыше 5 млрд. р.

Аукцион относится к конкурентной форме закупок, поэтому он регулируется ст. 3.2 223-ФЗ «О проведении конкурентных закупок». Аукцион наряду с конкурсом относят к обязательным закупкам по 223-ФЗ.

В случае если в процессе проведения аукциона цена по договору была снижена до нуля, то победителем становится участник, который смог предложить наиболее высокую цену за право подписания договора. Такое определение аукциона приведено в последней версии 223-ФЗ с учетом изменений, которые приобрели юридическую силу после публикации 503-ФЗ.

Заявки на участие в аукционе передаются в бумажных конвертах или посредством функционала электронной торговой площадки. Исходя из этого, различают стандартные закупки или электронные.

Под электронным аукционом понимается форма закупок, которая осуществляется с использованием интернета или электронной торговой площадки, а также программных средств.

Электронным закупкам принадлежит преимущество, так как они являются более прозрачными и открытыми.

Но заказчик может предусмотреть в своем положении о закупке также стандартный вариант аукциона, 223-ФЗ не запрещает проведение закупочных мероприятий в такой форме.

Аукцион в электронной форме может предполагать внесение обеспечения по заявке либо проводиться без этого. Обеспечение устанавливается, если начальная цена контракта превысила 5 млн. р. Заказчик сам определяет сумму обеспечения заявки, но она не может превышать 5% от стартовой цены при закупках среди субъектов малого бизнеса. При проведении закупки в электронном виде сумма обеспечения блокируется на личном счете участника.

Порядок проведения аукциона определяется заказчиком и прописывается им в Положении о закупках. Некоторые заказчики в рамках аукциона предполагают прохождение процедуры в три этапа. На первом рассматриваются первые части заявок, на второй снижается цена и оцениваются вторые части заявок. Другие заказчики предусматривают проведение торгов в один этап.

Важное значение при проведении аукциона принадлежит установке шага закупки. В Положении о закупках заказчика могут быть предусмотрены следующие варианты установки шага аукциона:

  1. Фиксированный. Примеры: до 1 тыс. р. или 2% от цены контракта.
  2. Плавающий. Например, от 0,5 до 5% от НМЦК. В этом случае участники могут снижать цену с учетом предложенного диапазона.
  3. С возможностью понижения при отсутствии предложений. Например, фиксированный шаг в 1% снижается до 0,5%, если не поступило других предложений от участников.
  4. Произвольный шаг. Используется редко, так как приводит к затягиванию процедуры аукциона.

Время проведения аукциона также прописывается заказчиком в Положении о закупке. В данном случае допускается два варианта:

  1. Установка фиксированного времени начала и окончания торгов (например, с 11.00 до 12.00) – данный вариант не рекомендуется.
  2. Привязка времени окончания аукциона ко времени поступления последней ставки (например, продление на 30 минут с момента подачи электронных заявок).

В него входит рыба, сельхозпродукция, пищевые продукты, автомобили, канцелярские товары, нефть, одежда, уголь, компьютеры, услуги сухопутного и водного транспорта и пр. Но указанный перечень не является исчерпывающим.

Закупки в электронном формате имеют немало преимуществ для заказчика. Так, они экономят его время и затраты на организацию процедуры.

Сроки проведения

Сроки проведения электронного аукциона не регламентированы по 223-ФЗ. Каждый заказчик указывает его в собственном Положении о закупке. Например, в «Транснефти» временные рамки по электронному аукциону составляют до 20 дней. На прием предложений от участников отводится не менее 15 дней с момента публикации извещения.

Стоит учесть, что на подписание договора отводится не менее 10 дней (но не более 20 дней) с момента определения победителя и публикации итогового протокола в ЕИС.

Пошаговая процедура

Электронный аукцион предполагает прохождение нескольких этапов, которые прописываются заказчиком в Положении о закупках.

Этап 1. Подготовительный.

Сведения об аукционе включаются заказчиком в план закупок, который размещается в ЕИС. Только после планирования заказчик может организовать торги.

При необходимости скорректировать закупочный план заказчик обязан опубликовать в ЕИС новый план закупок, а также документ, который содержит перечень изменений по плану.

Этап 2. Размещение извещения и закупочной документации по закупке в ЕИС.

При необходимости внесения изменений в закупочную документацию заказчик должен разместить информацию об этом в ЕИС в течение 3 дней. Если документация была изменена позднее, чем за 15 дней до окончания приема заявок, то срок подачи заявок необходимо продлить.

Этап 3. Получение дозапросов по закупке.

Любой участник аукциона может подать запрос на предоставление ему разъяснений по закупочной документации. При этом заказчик вправе предоставить ответ в течение 3 рабочих дней. Разъяснения в обязательном порядке публикуются в ЕИС. Законом предусмотрены предельные сроки для направления дозапросов: это можно сделать не позднее, чем за три дня до окончания срока приема предложений от участников.

Этап 4. Прием заявок от участников.

Когда закупка проводится в электронном формате на ЭТП, заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок от участников. Это действия осуществляет непосредственно оператор ЭТП.

При многоэтапной аукционе участники одновременно передают две части заявок, но заказчику открывается доступ к ним поэтапно.

Этап 5. Рассмотрение поданных заявок от участников.

В течение сроков, указанных в закупочной документации, комиссия оценивает поступившие заявки и на основании этого допускает или не допускает участников до торгов. В ходе аукциона максимальная цена договора снижается на один шаг (обычно он устанавливается в процентном отношении к максимальной цене контракта).

В некоторых случаях заявку могут не принять. Например, если была превышена цена договора; участник предоставил недостоверные сведения; участник не соответствовал требованиям закупки; участник ранее заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по решению суда или инициативе заказчика; при несоответствии товаров и услуг требованиям закупки; если сведения об участнике есть в реестре недобросовестных поставщиков; если отсутствовало обеспечение по заявке.

Этап 6. Оценка поступивших заявок.

В ходе окончательной оценки поданные участниками заявки ранжируются от самого выгодного до самого невыгодного ценового предложения.

Этап 7. Проведение торгов.

Все заявки, которые прошли предварительный отбор, допускаются до торгов. Участники делают ставки в рамках аукциона анонимно (каждому участнику присваивается номер). Снижать цену в ходе торгов участники вправе только в пределах шага аукциона.

При упрощенном типе аукциона после рассмотрения заявок проводятся торги. Если аукцион одноэтапный, то побеждает первый участник, который предложил самую низкую цену договора.

Этап 8. Объявление переторжки.

Переторжка в ходе аукциона проводится при условии, что Положение о закупке содержит такую возможность. Переторжка может проводиться среди всех участников либо выступать формой борьбы за лидерство между двумя поставщиками. Участвовать в переторжке допускается только на добровольной основе.

Этап 9. Заключение договора с победителем.

После определения победителя заказчик вносит в проект договора сведения о цене контракта и направляет его участнику.

В случае если победитель аукциона уклоняется от подписания договора, то информация о нем в обязательном порядке передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что заказчик может заключить договоры с несколькими участниками, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Документация о закупке через электронный аукцион

После того как заказчик принял решение о проведении закупки, ему следует подготовить определенные документы:

  1. Извещение о закупке.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект договора.

Информация в данной документации не должна противоречить 223-ФЗ и принятому положению о закупках.

В извещение на проведение закупки включаются следующие сведения (по ч. 8,9 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Информация о заказчике.
  2. Данные о предмете сделки и ее условиях.
  3. Сведения о закупочной процедуре (в частности, вид торгов, сроки начала и окончания подачи предложения, адрес площадки, процедура подведения итогов).
  4. Информация об обеспечении заявки (при закупке на сумму более 5 млн. р.).

На основе извещения заказчик готовит закупочную документацию. Здесь приводится детальное описание предполагаемых к закупке товаров и услуг, а также условий предстоящей сделки. Здесь также указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкция для подготовки заявки на аукцион по 223-ФЗ.
  3. Порядок разъяснения закупочной документации.
  4. Этапы и порядок проведения торгов.
  5. Дата окончания аукциона, определения победителя.
  6. Шаг торгов.
  7. Порядок внесения изменений в документацию.
  8. Проект договора.
  9. Ответственность сторон.
  10. Условия приемки товаров и услуг.

После получения ценовых предложений оформляется итоговый протокол, который должен содержать сведения о победителе, число поданных заявок, их порядковые номера с учетом ранжирования по цене. На этапе подведения итогов также допускается отклонять поступившие предложения. Причину такого решения необходимо прописать в итоговом протоколе.

Итоговый протокол требуется составить и при признании закупки несостоявшейся.

Отмена электронного аукциона

Заказчик может отменить конкурентную закупку по 223-ФЗ, включая аукцион. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру отмены электронного аукциона, как 44-ФЗ.

Закупка может быть признана несостоявшейся, если на участие в аукционе не подали ни одной заявки либо участников не допустили до закупки.

Таким образом, электронный аукцион представляет собой разновидность конкурентных закупок по 223-ФЗ. Это популярный способ закупки, который позволяет выбрать поставщика, предложившего самую низкую цену. Заказчик обязан провести закупку в электронном формате, если предмет закупки представлен в аукционном перечне по ПП №616 от 2012 года «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

Аукцион проводится в соответствии с Положением о закупке, утвержденном заказчиком. Оно должно содержать определение аукциона, условия применения данной формы закупок, условие проведения аукциона в бумажной или электронной форме и пр. Обычно выбор процедуры закупки происходит по следующему алгоритму: первоначально необходимо оценить возможность закупки у единственного поставщика; проверить, есть ли товар в аукционном перечне; затем определить способ закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как провести электронный аукцион по 223-ФЗ

Готовимся к проведению

Рассматривая открытый аукцион по 223 ФЗ, что это такое, законодатель определяет его как конкурентную процедуру, в ходе которой выбирается контрагент, готовый выполнить условия заказчика за наименьшее вознаграждение.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223 ФЗ включает несколько подготовительных действий. Они не относятся к порядку проведения торгов напрямую, но создают условия для них:

  • у организации, проводящей торги по 223 ФЗ, принято и надлежащим образом опубликовано положение о закупках. Это внутренний документ организации-заказчика, он регламентирует порядок проведения электронного аукциона по 223 ФЗ. Положение о закупке содержит перечень закупочных процедур, которые проводит организация, и раскрывает их порядок. Если оно не издано либо не содержит упоминаний об электронном аукционе, результаты проведенных в такой форме процедур признают недействительными;
  • процедура запланирована и внесена в план закупок;
  • процедура проводится на электронной площадке. Выбор конкретной площадки предоставляется организации, закупающей в порядке конкурентных торгов товары, работы или услуги. Но если торги проводятся исключительно для СМП и ССП, необходимо позаботиться об организации торгов на одной из площадок по 44 ФЗ. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р: Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Российский аукционный дом (РАД), ТЭК-Торг, Электронные торговые системы (ЭТС), Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Электронная торговая площадка ГПБ.

Заказчик обладает значительной свободой в проведении торгов по 223 ФЗ — все основные правила он сам для себя устанавливает в положении о закупке. Положением может быть установлена даже возможность заключения договора с несколькими участниками процедуры. Поэтому принципиально важным является вдумчиво отнестись к разработке положения: одним из распространенных оснований обжалования результатов как открытого электронного аукциона, так и других видов торгов, является пренебрежение заказчиком правилами, которые он сам же для себя установил.

Пошаговая инструкция по проведению

Если уверены, что с Положением и плановой документацией все в порядке, можно переходить к организации процедуры. Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года состоит из четырех этапов. На всем протяжении торгов, начиная с их объявления, заказчик публикует в ЕИС документы. Извещение, документация и проект договора должны быть опубликованы как минимум за 15 дней до наступления момента, когда истечет срок подачи заявок на участие в тендере, — это общее правило. Специальные правила установлены для процедур для СМП и ССП. Для них срок публикации зависит от начальной цены договора. Приводим сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Начальная цена договора, в рубляхСрок публикации документации, в днях до окончания подачи заявок
До 30 млн руб.7
Свыше 30 млн руб.15

Шаг 1: Разрабатываем и размещаем закупочную документацию

Организация должна четко понимать состав, технические характеристики, свойства, отличительные признаки необходимых товаров, работ или услуг. На основании этой информации заказчик формирует пакет документов, состоящий из:

  1. Извещения о проведении закупки. В нем указывается: наименование процедуры, данные организации, проводящей торги, что именно намерен приобрести заказчик с кратким описанием необходимого результата процедуры, начальная цена, порядок проведения закупки, наименование и адрес площадки, где она будет осуществлена. Если положением о закупке заказчика предусмотрено указание в извещении какой-либо дополнительной информации, она должна присутствовать.
  2. Документации о закупке. Она содержит описание предмета закупки, условия поставки, требования к потенциальному контрагенту, цену и порядок ее формирования.
  3. Проекта договора.

Готовая документация публикуется в ЕИС. С этого момента открыт прием заявок.

Шаг 2: Анализируем предложения участников

Задачей организации на этом этапе является анализ всех поданных заявок и выявление претендентов на участие в торгах, чьи документы соответствуют требованиям опубликованной документации и которые можно допустить к участию. По итогам составляется протокол, который должен содержать такую информацию:

  • дату подписания;
  • число поданных заявок;
  • результат рассмотрения поданных заявок: необходимо указать количество отклоненных и причины отклонения.

В ч. 12 ст. 4 223-ФЗ указано, что этот протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

Шаг 3. Определяем победителя

После рассмотрения первых частей заявок заказчик получает ценовые предложения участников. Затем подводятся финальные итоги торгов.

Заказчик сравнивает цены и определяет самую выгодную. Участник, который ее предложил, объявляется победителем. Это решение отражают в протоколе подведения итогов. Его нужно также опубликовать в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

В ч. 14 ст. 3.2 указано, что в него включаются такие сведения:

  • количество заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, которые ранжированы по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставляются цены с помощью функционала электронной площадки. Это указано в п. 2 ч. 10 ст. 3.3 223-ФЗ.

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассмотрения и отклонения заявок, то в протокол нужно включить данные:

  • об итогах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • о поводах для отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

Шаг 4: Заключаем договор по итогам закупки

Заключительным этапом пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ является заключение договора. Он подписывается в промежутке между 10 и 20 днем после публикации протокола, содержащего финальные итоги проведения процедуры. Этот срок продлевают, когда результат торгов оспаривается в антимонопольной службе — заключение договора в такой ситуации должно состояться не позднее чем через пять дней со дня, когда организация, проводящая закупку, получила разрешение контролирующего органа.

Договор в обязательном порядке публикуется в ЕИС. Сделать это следует в течение трех дней после подписания. Это касается и изменений, вносимых в договор после заключения. Их публикация должна состояться в течение 10 дней с даты принятия.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

Федеральный закон № 223 ФЗ не устанавливает перечень случаев, когда торги признаются несостоявшимися.Заказчики сами определяют основания и прописывают их в положении о закупках. Наиболее распространены такие основания:

  • в ходе процедуры подана только одна заявка;
  • не подано заявок вообще;
  • все заявки не соответствуют условиям документации заказчика.

Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик издает и публикует протокол.

Как отменить электронный аукцион по 223 ФЗ

Заказчик может отменить открытый аукцион в электронной форме 223 ФЗ, для этого установлены правила. Первое, что необходимо принять во внимание, — момент принятия решения об отмене.

Составления и публикации каких-либо специальных документов не требуется.

Единственное необходимое действие — внесение изменений в план закупки.

Этап электронного аукционаЧто нужно сделать для отмены
Заказчик еще не приступил к проведению торгов, но аукцион уже внесен в план закупок
Этап подачи заявокОрганизация должна опубликовать официальное решение.
Период подачи заявок завершенОтменить можно, только если заказчика настигли обстоятельства непреодолимой силы. Под такими обстоятельствами принято считать события, имеющие чрезвычайный характер, наступление которых необычно в имеющихся обстоятельствах, непредсказуемо и не зависит от воли сторон. Например, природные стихии, террористические акты, блокады.

Решение об отмене электронного аукциона, даже принятое до окончания срока подачи заявок, должно быть обосновано. 223 ФЗ не предлагает перечня оснований для отмены процедуры, они должны быть перечислены в положении о закупке. Если основания отмены, которыми руководствуется организация, проводящая процедуру, не соответствуют положению, такая отмена будет оспорена как необоснованная.

Принимая решение об отмене электронного аукциона, заказчик должен оформить его письменно и разместить в ЕИС. Решение должно содержать: дату его принятия и причины отмены.

Как провести электронный аукцион по 223-ФЗ

Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223-ФЗ 2020 года:

  1. Готовим документацию, проект договора и формируем извещение.
  2. Выявляем участников и определяем победителя.
  3. Заключаем с победителем договор.

Разберем каждый этап подробно с образцами и рекомендациями.

Подготовительный этап

Заказчик, который приобретает товары, работы и услуги по нормам закона о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), вправе проводить открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ. Это конкурентная закупочная процедура, позволяющая электронно выбрать наиболее подходящего под требования заказа поставщика товаров, работ или услуг, предложившего наименьшую стоимость исполнения договора (ч. 3, 3.1 ст. 3, ч. 18 ст. 3.2 223-ФЗ). Но понимание, что это такое «открытый аукцион по 223-ФЗ», не поможет его провести. И прежде чем перейти к самой процедуре, понадобится подготовительный этап, причем некоторые действия не связаны напрямую с тендером, а сделать их нужно задолго до его начала. С этого и начнем.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223-ФЗ подразумевает, что заказчик имеет максимальную информацию о технических, количественных, качественных и эксплуатационных характеристиках приобретаемой продукции и представляет их потенциальным исполнителям в аукционной документации.

Правила проведения электронной аукционной процедуры необходимо прописать в Положении о закупке — это обязательный документ для всех заказчиков по 223-ФЗ, проводить без него закупки нельзя. В положении необходимо указать о возможности проведения открытого аукциона, иначе проведенная процедура может быть признана недействительной (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 223-ФЗ).

Не допускается проводить заказ и заключать договор по позиции, которая не включена в план закупок организации-заказчика.

Аукционные процедуры, участниками которых признаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, могут проводиться строго на тех электронных площадках, которые утверждены Распоряжением Правительства. Это единственное отличие, которое содержит пошаговая инструкция для заказчика по проведению аукциона по 223-ФЗ для МСП. В списке 8 электронных площадок:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП).
  3. Российский аукционный дом (РАД).
  4. ТЭК-Торг.
  5. Электронные торговые системы (ЭТС).
  6. Сбербанк-АСТ.
  7. РТС-тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Шаг 1: подготовка документации, проекта контракта и извещения

Пошаговая инструкция по аукциону в электронной форме по 223-ФЗ включает несколько этапов, первый из которых — формирование закупочной документации. В состав документов необходимо включать те, которые указаны в положении о закупке заказчика. По общему правилу, к аукционной документации относятся:

  • описательная часть — информационная карта, техническое задание, спецификация продукции и проч.;
  • извещение;
  • проект договора.

Документы для электронного аукциона надлежит подготовить и опубликовать в ЕИС не позднее чем за 15 дней до момента окончания приема заявок от потенциальных поставщиков. Представим сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ в таблице (сроки по процедуре для субъектов МСП).

УсловиеСроки
Начальная (максимальная) цена договора меньше 30 млн руб.Извещение публикуется не менее чем за 7 дней до момента окончания подачи заявок
Начальная (максимальная) цена договора свыше 30 млн руб.Извещение публикуется не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок

Сведения, включенные в извещение, не должны расходиться с информацией, указанной в аукционной документации, а также с нормами 223-ФЗ и положениями о закупке. Данные, которые нужно включить в извещение, перечислены в ч. 8, 9 ст. 4 223-ФЗ:

  • наименование, адрес и контакты заказчика;
  • предмет договора и его основные условия;
  • сведения о самом заказе — способ определения поставщика, адрес ЭП в сети Интернет, сроки и регламент процедуры;
  • обеспечение заявки (при необходимости).

Аукционная документация должна содержать параметры, указанные в извещении, а также иную подробную информацию (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4 223-ФЗ):

  • о предмете заказа — его описание и все предъявляемые к продукции требования;
  • о предмете договора и основных условиях его исполнения — правила формирования цены, срок, адрес и порядок поставки и проч.;
  • требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона;
  • порядок описания предлагаемой продукции потенциальными поставщиками;
  • регламент предоставления разъяснений;
  • этапы электронного аукциона и шаг процедуры;
  • сроки и правила рассмотрения заявок, порядок внесения изменений в аукционную документацию.

Проект договора составляется на основании конкретных потребностей организации-заказчика. Все параграфы должны быть прописаны строго на основании ГК РФ, 223-ФЗ, положения о закупке, извещения и документации об электронном аукционе. В договор в обязательном порядке вносится порядок его исполнения: сроки и правила поставки, приемки и оплаты поставленных товаров, работ, услуг. Прописывается ответственность сторон.

Пример аукционной документации

Шаг 2: обработка заявок и определение победителя

Когда все заявки на участие в процедуре рассмотрены, формируется протокол рассмотрения первых частей заявок. Так выявляются участники электронного аукциона. В протокол рассмотрения первых частей заявок необходимо включить информацию, предусмотренную положением о закупке (ч. 13, 14 ст. 3.2 223-ФЗ):

  • количество поданных предложений от потенциальных поставщиков;
  • дата и время регистрации заявок.

Когда организации-заказчику направлены окончательные ценовые предложения, составляется протокол подведения итогов электронного аукциона. В нем фиксируются данные о количестве поданных заявок. Порядковые номера им присваивают в зависимости от выгодности предложения: самое выгодное будет первым. Затем в итоговом протоколе нужно отобразить сведения о победителе (ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ).

В ходе проведения аукционных процедур составляются и другие протоколы. Правила формирования можно найти в ч. 13, 14 ст. 3.2:

  • протокол признания электронного аукциона несостоявшимся;
  • протокол рассмотрения единственной заявки на участие в закупке.

Шаг 3: заключение договора с победителем

После выявления победителя заказчик включает сведения о поставщике и о предложенной им цене в ранее составленный проект договора. Контракт заключается в период от 10 до 20 дней после публикации протокола о подведении итогов заказа. Когда договор заключен, необходимо разместить соответствующие сведения в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после даты заключения.

Заказчик вправе включить в положение возможность заключения контракта с несколькими участниками заказа (ч. 28 ст. 3.2 223-ФЗ).

Если для конкретной закупки требуется одобрение вышестоящего органа или решение ФАС по рассмотрению жалобы, срок заключения договора продлевается до 5 рабочих дней с момента получения одобрения или решения.

Если необходимо изменить существенные условия соглашения (цена, порядок и объемы поставки), то такую информацию надлежит разместить в ЕИС в десятидневный срок после утверждения коррективов (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Можно ли отменить электронный аукцион по 223-ФЗ

Да, при необходимости аукцион можно отменить. Порядок отмены нужно прописать в положении заказчика.

Аукцион можно отменить до окончания срока подачи заявок или в любой момент, если наступило обстоятельство непреодолимой силы. Необходимо подготовить решение об отмене электронного аукциона и опубликовать его в ЕИС в этот же день (ч. 5, 6, 7 ст. 3.2 223-ФЗ).

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Имея более свободный и «рамочный» характер, нежели №44-ФЗ, №223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно устанавливать те формы проведения закупок, которые представляются ему наиболее эффективными и подходящими для каждой конкретной ситуации. При этом, желая использовать тот или иной тип тендера, необходимо внести его в Положение о закупках – внутренний документ организации, работающей по соответствующему законодательному акту.

Вместе с тем, электронный аукцион и конкурс – это обязательные для включения в состав Положения формы осуществления закупочной деятельности со стороны государственных заказчиков.

Типы электронных аукционов по 223-ФЗ

Следуя законодательной норме, все электронные аукционы по 223-ФЗ проводят в открытой или в закрытой форме.

При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на общем портале госзакупок. Подать заявку на участие в таком аукционе может абсолютно любой зарегистрированный на площадке участник торгов.

Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни общественной публикации не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком организации.

Но в закрытой форме можно проводить далеко не все аукционы, а только те, которые:

  • так или иначе связаны с понятием государственной тайны;
  • должны проводиться подобным образом согласно решению Правительства РФ;
  • сумма которых не превышает 100 тысяч рублей (при годовом доходе предприятия менее 5 млрд) и 500 тысяч рублей (при годовом объеме доходов более 5 млрд)

Кроме того, все аукционы делятся на базовые и двухэтапные.

Базовые аукционы – это те, что проводятся всего в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену в результате осуществления электронных торгов по 223-ФЗ.

Если тендер связан с закупкой какой-то сложной продукции или услуги, то заказчики обычно выбирают двухэтапную форму аукциона. При таком раскладе конкурсная заявка подается в два этапа. Какую именно информацию должны содержать первая и вторая части заявки организатор указывает в составе аукционной документации. Чаще всего, первая часть заявки включает в себя технические данные об объекте, сроки, условия поставок и проч. А вот вторая – коммерческие аспекты, а также учредительную документацию. Последовательное проведение этих этапов с осуществлением нормативных отборочных процедур приводит к выбору наиболее оптимального предложения и сделавшего его поставщика.

Шаги и время проведения электронных торгов по 223-ФЗ

Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы.
Первое, что нужно определить – это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.

  • Фиксированное время – скажем, с 9 до 18 часов. Этот подход не всегда эффективен, особенно при малом количестве заявок. Много времени теряется зря.
  • «Плавающие» сроки – например, каждое поступающее предложение продляет время проведения торгов еще на полчаса.

Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона. Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона. Здесь также существует градация:

  • Фиксированный шаг – например, 2000 рублей или определенный процент от начальной стоимости контракта;
  • Нефиксированный, в определенном диапазоне – скажем, от 1 до 3% от начальной стоимости;
  • С возможностью понижения – если предложений мало, то величина шага может быть снижена, допустим, с 2000 руб. до 1000 руб.

Как выиграть электронный аукцион по 223-ФЗ

Наиболее простой и беспроигрышный путь участия в электронных торгах в наши дни – это делегировать соответствующие процессы современному консалтинговому агентству.

Специалисты ГК BiCo сделают все возможное для того, чтобы участие в тендере стало для вас приятным и результативным. Среди наших услуг:

  • оформление нормативной документации;
  • юридическое сопровождение сделок;
  • финансовая поддержка для участия в тендерах;
  • оперативное получение ЭП, а также сертификация и лицензирование;
  • спектр современных маркетинговых услуг.

Если вы хотите профессионально участвовать и выигрывать электронные аукционы по 223-ФЗ, свяжитесь с нами, и начните свой путь к успеху!

Читайте также:  Членство застройщика (заказчика), специализированной организации в СРО при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
Ссылка на основную публикацию