Отмена закупки по 44-ФЗ

Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена закупки по 44-ФЗ до размещения извещения

Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.

Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Шаг № 3. Внесение изменений в ПЗ и план-график в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа.

Отмена закупки после размещения извещения

Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.

Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.

Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.

Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.

В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки. По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков. К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.

223-ФЗ: отмена закупки

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.

Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.

Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:

  • изменение потребности в товарах, работах, услугах;
  • выявление грубых ошибок при формировании документации;
  • изменение норм законодательства;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.

Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.

Допускается ли отмена закупок по 44-ФЗ и как правильно оформить отмену закупки до и после извещения?

44-ФЗ строго регламентирует процедуру закупки в рамках контрактной системы. Также здесь урегулирован порядок действия заказчика, которому требуется отменить закупку.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Правовые основания

Порядок отмены закупок по 44-ФЗ прописан в ст. 17 данного нормативно-правового акта. На основании п. 6 ст. 17 44-ФЗ можно выделить основания, которые приводят к изменению плана закупок. Отмена закупки выступает разновидностью изменения закупочного плана.

Причинами отмены закупки в плане могут стать:

  1. Изменение целевых ориентиров при проведении госзакупки и требований к приобретаемым работам, товарам и услугам.
  2. Внесение изменений в бюджетный план (например, было скорректировано финансирование и на цель закупки денег в бюджете не заложено).
  3. Отмена закупки связана с необходимостью исполнения поручений Президента и Правительства, которые были приняты после утверждения плана. Так, отмена закупки в плане по 44-ФЗ может быть произведена, если приобретаемый иностранный товар попал под запретные или ограничительные меры.
  4. Решение об отмене закупки в ЕИС по 44-ФЗ было принято по итогам обязательного общественного обсуждения. Общественное обсуждение является обязательной процедурой для всех закупок на сумму более 1 млрд р. Начинается данная процедура с размещения плана закупки и завершается за три дня до отмены определения поставщика. По итогам общественного обсуждения закупка при необходимости отменяется.

Постановление Правительства №553 от 2015 года ввело дополнительные основания для отмены закупки:

  1. Контролирующий орган выдал предписание об аннулировании конкурентной процедуры.
  2. После утверждения заказчиком плана закупок возникли существенные основания, которые нельзя было спрогнозировать заранее. Эти форс-мажорные обстоятельства для отмены закупки, которые невозможно предотвратить, вытекают из положений ст. 401 ГК.

Отмена закупки в плане закупок

Закупки по 44-ФЗ по решению заказчика отменяют в закупочном плане, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Выявляется конкурентная процедура, которую следует отменить.
  2. Выбирается подходящее основание для отмены закупки.
  3. Руководителя заказчика информируют о необходимости отменить закупку. Для этого используется служебная записка или иной документ.
  4. Принимается решение об отмене закупки и закрепляется в письменном виде. В документе указываются реквизиты закупки, ее номер и причины, которые послужили основанием для отмены.
  5. Измененный план закупок публикуется в ЕИС.

Для отмены плана закупки в ЕИС заказчику требуется:

  1. Войти в свой личный кабинет в ЕИС.
  2. Выбрать план, который подлежит отмене.
  3. Выбрать отменяемую позицию и в поле «Решение» найти опцию «Отмена закупки».
  4. После сохранения плана закупка переместиться в новый план со статусом «Отменена».

Предыдущая версия плана останется открытой для свободного ознакомления по п. 3 Постановления Правительства №1414 от 2015 года.

Отмена плана допускается только до его публикации, то есть на стадии редактирования. После официальной публикации плана вносить изменения в него можно только путем отмен отдельных позиций.

Отмена закупки по плану-графику

Отмена закупки в плане закупок является основанием и для ее отмены по плану-графику по п. 13 ст. 21 44-ФЗ. Если на основании отмененной позиции в плане закупок сформирована позиция в плане-графике, то публикация проекта изменения плана в ЕИС выдаст сообщение о необходимости отмены позиции в графике.

Исключением из данного правила являются закупки у единственного поставщика и проведение повторных конкурентных процедур при признании первичных несостоявшимися. Внести изменения по данным неконкурентным формам закупки допускается за день до публикации извещения о проведении закупки.

Как отменить закупку после публикации извещения

Если извещение о проведении закупки уже было опубликовано, то заказчику нужно придерживаться такого алгоритма:

  1. Оформить приказ об отмене закупки.
  2. Изменить действующий план-график.
  3. Вывесить в ЕИС извещение об отмене процедуры выбора поставщика.
  4. Направить всем участникам закупки уведомление об отмене закупки в течение рабочего дня. Если торги проводились в форме электронного аукциона, то уведомления рассылаются автоматически непосредственно оператором ЭТП.
  5. Вернуть обеспечение заявок. С учетом того, что сейчас для обеспечения заявок используются спецсчета, возврат обеспечения предполагает разблокировку средств участника на спецсчете. По ст. 7.31 КоАП заказчику грозит ответственность за несвоевременный возврат обеспечения.

Соблюдение действующего порядка отмены закупки снижает риски обжалования действий заказчика со стороны участников закупки.

При отмене закупки заказчику следует придерживаться установленных законодательно сроков. Например, при отмене электронного аукциона такое решение принимается не позднее, чем за 5 дней до окончания приема предложений от потенциальных поставщиков. После принятия решения об отмене торгов заказчик не вправе знакомиться с содержанием заявок на участие в закупке.

Отказаться от проведения закупки в форме запроса котировок можно за два дня, в форме конкурса – за пять дней. Если заказчик не смог уложиться в установленные временные рамки, то отмена закупки в форме электронного аукциона допускается только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных обстоятельств). Это требование прописано в ч. 2 ст. 36 44-ФЗ. В качестве обстоятельств непреодолимой силы могут выступать стихийные бедствия, забастовки и пр.

По общим правилам заказчики не несут ответственность за отказ от проведения закупки. Но в некоторых случаях по решению суда их могут обязать возместить убытки, причиненные таким отказом.

Можно ли отменить закупку у единственного поставщика

На основании ч. 1 ст. 36 44-ФЗ установлены определенные временные рамки для отмены конкурсов, запросов котировок и аукционов. Указанная статья также содержит указание на невозможность отмены закупки через запрос предложений.

Но в ст. 36 44-ФЗ и в иных положениях законодательства о контрактной системе не содержится ответа на вопрос, как отменяется неконкурентная закупка, в частности, закупки у единственного поставщика.

После получения одобрения от антимонопольной службы действия заказчика будут зависеть от того, было ли на этот момент размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика или нет. Если оно не было размещено, то порядок действий заказчика будет следующим: в этом случае заказчику разрешается удалять или редактировать извещения о закупках у единственного поставщика. Для удаления извещения о закупке у единственного поставщика заказчику нужно войти в личный кабинет и перейти в реестр закупок. Затем им выбирается в реестре государственных закупок нужный проект извещения. Далее нужно отметить опцию удаления.

Если извещение о закупке было опубликовано, то порядок действий будет следующим:

  1. Готовится обращение в ФАС об отмене закупки.
  2. Антимонопольная служба проводит обязательную проверку деятельности государственного заказчика.
  3. По результатам проверки ФАС может вынести решение об отмене закупки или вынести предписание о привлечении заказчика к административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках.
  4. После получения предписания об отмене закупки необходимо войти в личный кабинет ЕИС во вкладку «Реестр закупки».
  5. Найти нужную закупку, которую предстоит отменить, и выбрать вкладку «Документы закупки».
  6. Нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков».
  7. Выбрать основание для отмены закупки: предписание ФАС или судебное решение.
  8. Выбрать подходящее предписание из списка. При отсутствии подходящего предписания нужно создать новую запись с реквизитами предписания и загрузить документ.
  9. Если основанием стало судебное решение, то в форме указываются его реквизиты, и загружается документ.
  10. Нажать на кнопку «Сохранить и закрыть».
  11. Опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.

Таким образом, по 44-ФЗ допускается возможность отмены закупки, но при соблюдении ряда обязательных условий. Нарушение установленного законом порядка отмены конкурентной и неконкурентной закупок грозит заказчику штрафом.


Отмена проведения аукциона

Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика. Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. Последствия и сроки отмены проведения аукциона. Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  • Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Отмена проведения аукциона – электронного или обычного – зачастую производится при появлении определенных причин со стороны заказчика. Текущее законодательство относительно государственных закупок допускает такое развитие событий, однако в контексте соблюдения всех процессуальных нюансов, которые для этого установлены.

Если не знать все эти правовые нормы и мелкие детали, то можно элементарно упустить из виду ключевые моменты при осуществлении данной процедуры. Чтобы заполнить пробелы в этом вопросе, читайте нашу статью.

Читайте также:  Изменение цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика

На сегодняшний день товары, работы или услуги закупаются в основном через электронный аукцион. Покупатель по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ вправе отменить закупку, которая была размещена в Единой информационной системе. Однако необходимость этой процедуры должна быть серьезно обоснована. Кроме того, важно следовать определенному алгоритму.

    Понятие

Отмена предполагает остановку закупочной процедуры. При этом все участники, которые уже подали свои заявки, должны в обязательном порядке быть уведомлены о прекращении закупки. Для открытых процедур необходимым является размещение в Единой информационной системе извещения об отказе от проведения закупки.

Отмена электронного аукциона возможна, если возникли следующие обстоятельства:

  • Были изменены условия договора, и, чтобы их скорректировать, необходимо достаточно много времени. За счет этого подать заявку в установленный срок невозможно.
  • Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены, из-за чего нет достаточных финансовых средств, чтобы оплатить приобретаемые товары, работы или услуги.
  • Больше нет потребности в объекте закупки.
  • Было получено предписание антимонопольной службы.
  • Решение об отмене было принято в ходе общественных слушаний.
  • Возник форс-мажор.

Стоит отметить, что вышеуказанные причины не являются исчерпывающими. В ФЗ № 44 четко не прописаны основания, по которым можно отменить закупку. Покупатель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности продолжения закупочной процедуры и при необходимости отказываться от дальнейшего ее проведения.

Порядок и сроки

Отменить закупочную процедуру заказчик может не менее чем за 5 дней до момента завершения приема заявок от поставщиков.

Однако в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ указано, что отмена проведения аукциона возможна и после вышеуказанной даты. Основанием для этого могут быть возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, отменить закупочную процедуру можно, даже если причиной этого является не чрезвычайная ситуация. Для этого необходимо не менее чем за 2 дня до момента окончания приема заявок продлить срок, в течение которого поставщики могут направлять свои предложения. Для внесения изменений необходимо указать вескую причину. По такой процедуре срок приема заявок продлевается минимум на 7 дней, в течение которых можно остановить закупочную процедуру.

  • Порядок проведения процедуры
    • Шаг 1. Выясняем, необходима ли отмена процедуры закупки, и устанавливаем причину, по которой проводить аукцион не имеет смысла.
    • Шаг 2. Убеждаемся, что соблюдаются необходимые сроки, то есть до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Если времени недостаточно, следует внести изменения в порядок закупки.
    • Шаг 3. Выносим решение об отмене проведения аукциона и оформляем соответствующий документ, образец которого доступен для скачивания ниже.
    • Шаг 4. Публикуем решение в Единой информационной системе в тот же день, когда оно было принято. Кроме того, обязательно необходимо известить об отмене процедуры всех участников, подавших предложения. Стоит отметить, что покупатель не имеет права вскрывать конверты с заявками поставщиков после того, как в ЕИС была опубликована информация об отмене процедуры. При проведении электронной процедуры возврат заявок обеспечивается оператором площадки на протяжении часа после публикации извещения об отмене.
    • Шаг 5. Исправляем данные в плане-графике. Это необходимо сделать или в день, когда была отменена процедура, или на следующий рабочий день.
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

    Использование для проведения закупки электронного аукциона значительно упрощает процесс приобретения товаров, работ или услуг. Поэтому он широко применяется на практике.

    Отмена закупочной процедуры покупателем возможна при соблюдении определенных законом сроков. Во избежание нарушения закона необходимо наличие определенных обстоятельств, таких как:

    • Отсутствие возможности уплатить предусмотренную заявкой сумму за приобретение товаров, работ или услуг.
    • Нецелесообразность проведения электронного аукциона.
    • Внесение изменений в утвержденную государством или органами местного самоуправления программу, для выполнения которой необходимо было проведение аукциона.
    • Изменение рыночной ситуации, из-за чего приобретаемый товар может оказаться недостаточно качественным и слишком дорогим.
    • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

    Вышеуказанные ситуации могут быть основанием для отмены проведения аукциона. Последствием такого решения заказчика является аннулирование всех предложений участников и возврат им денежных средств, которые были зарезервированы как обеспечение заявки.

    Последствия и сроки отмены проведения аукциона

    Для того чтобы правильно оформить отмену закупочной процедуры, необходимо руководствоваться положениями ст. 36 ФЗ № 44. Покупатель должен принять соответствующее решение не менее чем за 5 дней до завершения подачи заявок от участников. Также обязательным условием является публикация в день принятия решения информации о том, что процедура отменена, в Единой информационной системе. После этого покупателю будет закрыт доступ к сведениям о предложениях участников.

    В ч. 2 ст. 36 ФЗ № 44 указано, что при несоблюдении минимального 5-дневного срока для отмены проведения аукциона данная процедура возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. После публикации в ЕИС официальной информации о принятом решении закупка признается отмененной.

    Далее ресурс, который занимался организацией проведения закупки, извещает участников об отмене процедуры. Оповещения с указанием причины принятия данного решения отправляются в личный кабинет на сайте электронной торговой площадки и на email участника. Также им возвращаются денежные средства, которые были предоставлены как обеспечение заявки.

    Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ № 44 отменивший проведение аукциона покупатель не ответственен перед участниками процедуры закупки, которые направляли предложения. Нести ответственность заказчику придется только в случае возникновения по его вине ущерба у потенциального поставщика или подрядчика. Участник может требовать возмещения убытков в судебном порядке.

    Заказчик имеет право на отмену проведения аукциона исключительно при соблюдении установленных временных рамок. Иначе для подобных действий будут необходимы достаточно серьезные причины. Участник аукциона не имеет никакой законной возможности повлиять на решение заказчика.

    Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

    Достаточно часто в процессе осуществления закупки серьезно нарушаются права участников. Например, возможно снятие потенциального поставщика с участия в аукционе или отказ принимать его предложение.

      Рассмотрение ошибок в ходе торгов

    По исковому заявлению заинтересованного лица суд может признать недействительность закупки, в ходе проведения которой нарушаются законодательные нормы. Это регламентируется ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому первоочередной задачей является правильная с юридической точки зрения расстановка приоритетов. Так можно будет определить основные ошибки в процедуре закупки.

    Формально отмена проведения торгов возможна на следующих основаниях:

    • Не был соблюден срок приема предложений в случае продажи госимущества.
    • Участнику было незаконно отказано в подаче предложения.
    • Неправильно определен победитель и др.

    Любая сторона закупочной процедуры, объединения юридических лиц и общественные организации, которые выполняют общественный контроль, согласно законодательным нормам РФ, вправе оспорить решение заказчика. Такая возможность прописана в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44. Обжалование происходит либо в установленном этим законом порядке, либо посредством обращения в суд или контролирующий закупочную деятельность орган.

    Обжаловать можно нарушающие права участника аукциона действия или бездействие покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки.

    О том, куда именно подавать жалобу, упоминается в ст. 99 ФЗ № 44. Контролирующим органом в подобных вопросах является Управление Федеральной антимонопольной службы в регионе. В случае если решение УФАС не устроит заинтересованное лицо, то следующим шагом должно быть обращение в суд.

    Обжаловать проведение аукциона можно в течение 10 дней

    Оспорить принятое при выборе победителя торгов решение покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки допускается в течение 10 дней. Срок подачи жалобы определяется с момента публикации на электронной торговой площадке одного из следующих документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения аукциона, в случае если он признан несостоявшимся.

    Обжаловать пункты документов о проведении торгов участник может до момента завершения срока, отведенного на прием предложений от поставщиков, подрядчиков или исполнителей. Иногда возможны ситуации, когда подлежащие обжалованию действия заказчика были предприняты после того, как начали рассматриваться предложения от участников (то же касается бездействия организатора процедуры). В этом случае обжаловать данные действия имеют право исключительно субъекты, которые подали предложения на участие в торгах.

    Если подлежащие обжалованию действия произошли в момент рассмотрения вторых частей предложений по торгам либо в момент заключения договора, то обжаловать эти действия можно до того, как будет подписан договор. В противном случае оспорить решения покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки можно исключительно посредством обращения в суд.

    Отмена проведения аукциона в судебном порядке

    При несогласии заинтересованного лица с принятым Управлением ФАС решением оно имеет право не позднее чем через 3 месяца подать исковое заявление в арбитражный суд на общих основаниях. Мотивировать необходимость отмены решения ФАС надо той же формулировкой, которая была указана в жалобе в контролирующий орган. То есть в судебном порядке обжалованию подлежат не действия заказчика в процессе проведения аукциона, а принятое ФАС решение по жалобе заявителя.

    Отмена процедуры закупки 44 фз

    Хозяйственная деятельность государственной организации имеет свои особенности, в том числе в отношении обязанностей перед распорядителями бюджетных средств. Так учреждение должно:

    • публиковать на портале единой информационной системы (ЕИС) свой закупочный план;
    • выбирать поставщиков товаров/услуг;
    • следовать опубликованному плану;
    • соблюдать права всех участников закупочной деятельности.

    В ситуациях, когда заказчик будет находиться в невыгодных условиях при торгах, бюджетная организация вполне может отказаться от закупок в соответствии с 44-ФЗ. Но эту процедуру нужно оформить по всем правилам и на должных основаниях.

    В статье 36 44-ФЗ указан общий порядок действий при отказе от всех способов торгов, кроме запроса предложений.

    Причины отмены закупок со стороны заказчика

    Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:

    • отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
    • значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
    • изменение государственных программ, касающихся финансирования;
    • форс-мажорные ситуации.

    Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.

    Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.

    Процедура отмены до размещения в ЕИС

    Рассмотрим правильный порядок действий при отказе от закупки по 44-ФЗ, пока информации еще нет на ЕИС:

    • принятие решения об отмене;
    • оформление приказа об исключении закупок из закупочного плана;
    • подписание документа директором или другими уполномоченными лицами;
    • внесение изменений в закупочный план и план-график на портале ЕИС (на это дается 3 рабочих дня после подписания приказа).

    В официальном решении должен указываться сам факт отмены лота и причины таких действий. В приказе утверждается, что решение было обоснованным, и перечисляются дальнейшие действия в силу такого обстоятельства.

    Если закупки были отменены, а контрактная служба не внесла в установленный срок информацию в государственный закупочный реестр, виновные должностные лица будут обязаны заплатить штраф до 30 тыс. рублей.

    Отмена закупки после публикации в ЕИС

    Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.

    Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:

    • оформление решения с отказом;
    • издание приказа;
    • публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
    • отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
    • возврат денежного обеспечения заявок.
    Читайте также:  Срок внесения изменений в план-график закупок в случае дополнения утвержденного плана-графика новым объектом закупок

    Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.

    Таким образом, заказчик может отменить любой лот по своему усмотрению, но должен действовать при этом в соответствии с законом.

    Если у вас остались вопросы о процедуре закупок или порядке их отмены, вы можете проконсультироваться у сотрудников компании ITCOM. Мы можем проанализировать законность каждого конкретного случая и дать независимую профессиональную оценку.

    Общий алгоритм действий для отмены конкурентной закупки и закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

    44-ФЗ допускает возможность отмены государственных закупок, но при этом заказчику следует придерживаться четкого алгоритма для отмены.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    Общие сведения и основания для отмены закупки по 44-ФЗ

    За заказчиком закреплено право на отмену проводимых закупок в ст. 36 44-ФЗ. Согласно положениям законодательства, он вправе отменять любые госзакупки, кроме запроса предложений.

    В ст. 17 44-ФЗ приводится руководство по отмене закупки, подпадающей под действие указанного закона о проведении закупок бюджетными организациями. В п. 6 указанной статьи можно найти перечень оснований для внесения поправок в план закупок. Основания для отмены закупки соответствуют им, так как эта процедура, по сути, является разновидностью изменения закупочного плана.

    Причинами для отмены закупки в плане закупок могут стать:

    1. Изменение целей государственных закупок, а также требований к товарам и услугам, внесение изменений в федеральное законодательство или муниципальные нормативно-правовые акты, касающиеся бюджетного регулирования. Например, в целях экономии было сокращено финансирование, или на осуществление закупки отсутствуют денежные средства.
    2. Исполнение федеральных законов и поручений Президента и Правительства, которые были приняты после утверждения закупочного плана. Например, закупаемый иностранный товар попал под ограничение или запрет.
    3. Выполнение определенного решения, которое было принято по итогам общественного обсуждения, если его результатом стала отмена госзакупки по 44-ФЗ (согласно п. 3 ст. 40 44-ФЗ).
    4. Прочие основания, которые закреплены в локальных нормативных актах.

    Порядок отмены государственной закупки зависит от того, является ли она конкурентной или производится у единственного поставщика. Общим между двумя указанными видами закупок является то, что для их отмены вначале принимается решение и оформляется в виде приказа руководителя заказчика, а затем корректируется размещенная информация в ЕИС. Правила корректировки будут зависеть от того, было ли размещено извещение о закупке в ЕИС.

    Общий алгоритм действий для отмены конкурентной закупки до размещения извещения

    При отмене государственной закупки по 44-ФЗ до размещения извещения о ней заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

    1. Определяется конкурентная процедура, которую следует отменить.
    2. Выбирается основание для отмены.
    3. Информируется руководство госзаказчика о необходимости отмены закупки (например, через служебную или докладную записку).
    4. Принимается решение об отмене госзакупки. Оно оформляется в письменной форме и должно содержать реквизиты отменяемой закупки и причины, которые стали основаниями отмены, а также распоряжение об исключении процедуры из плана и плана-графика.
    5. Измененный план закупок публикуется в ЕИС не позднее 3 дней после подписания приказа руководителем организации или иным уполномоченным лицом.

    Отмена закупки после размещения извещения

    После того как извещение было размещено, для принятия приказа об отмене госзакупки заказчику следует придерживаться такого алгоритма: снятие госзакупки допускается не позднее, чем за 5 дней для конкурсов и аукционов либо за два дня – для запроса котировок до подачи заявки. Указанные сроки допускается нарушить, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы: стихийные бедствия, забастовки, чрезвычайные события и пр. Если закупка производится путем запроса предложений, то отменить ее нельзя.

    Отмена закупок после того, как извещение было опубликовано, происходит по следующему плану:

    1. Принимается приказ об отмене госзакупки.
    2. Вносятся изменения в план-график в день издания приказа.
    3. В ЕИС вывешивается извещение об отмене закупки.
    4. Уведомляются участники закупки. Это нужно сделать незамедлительно, если на поданных заявках были указаны контакты участников.
    5. Возвращается обеспечение по заявкам. Внесенные участниками денежные средства нужно вернуть не позднее 5 рабочих дней с даты отмены тендера. В случае проведения закупки на ЭТП за разблокировку обеспечения отвечает оператор данной площадки.
    6. Вносится изменение в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены госзакупки.

    Согласно общим правилам, за снятие лота заказчик не несет никакой ответственности перед участниками, только если речь не идет о недобросовестных поступках, результатами которых стали убытки у участников закупок.

    Как отменить закупку в плане закупок

    Отмена закупок в плане в рамках 44-ФЗ допускается только до его публикации в ЕИС еще на стадии редактирования. Затем допускается только изменение или отмена отдельных позиций плана. Когда решение об отмене закупки принято, у заказчика будет три дня для того, чтобы опубликовать измененный план в ЕИС по п. 9 ст. 17 44-ФЗ.

    Процедура отмены закупки из плана предельно простая:

    1. В ЕИС выбирается отменяемая выбираемая позиция и в поле «вынесенное решение» ставится отметка «Отмена закупки».
    2. После размещения плана позиция переводится в статус «Отменена».

    Согласно п. 3 Постановления Правительства №1414 от 2015 года, прошлая версия плана закупок сохраняется и находится в открытом доступе.

    Как отменить закупку в плане-графике

    Если закупка была отменена в плане закупок, то это является основанием для ее отмены в плане-графике по п. 13 ст. 21 44-ФЗ. На основании отмененной позиции в плане ЕИС выдает сообщение о необходимости дополнительно отменить ее в плане-графике.

    В пп. 3 п. 13 ст .21 44-ФЗ также предусмотрена отмена закупки в качестве самостоятельного основания для изменения плана-графика, когда сам план изменять не нужно.

    По указанным закупкам изменения подлежат внесению за сутки до даты публикации извещения.

    Как отменить закупку у единственного поставщика

    Из трактовки норм 44-ФЗ следует, что заказчик может отменить только конкурентную закупку. Неконкурентные процедуры отменить не так просто. В 44-ФЗ не приводится порядок действий для отмены закупки у единственного поставщика. Согласно разъясняющему письму Минэкономразвития от 2016 года №ОГ-Д28-5672, при отмене такой закупки нужно получить разрешение от ФАС.

    При наличии решения от антимонопольного органа или судебной инстанции для отмены закупки у единственного поставщика можно пользоваться функционалом ЕИС. Процедура будет выглядеть следующим образом:

    1. Заказчик обращается в ФАС. Письменное обращение для отмены закупки составляется в произвольном формате, но в обязательном порядке должно содержать указание на причину для отмены.
    2. При вынесении ФАС положительного решения по делу вносятся изменения в план-график.
    3. Извещение об отмене закупки в ЕИС должно быть внесено как минимум за 5 дней до даты подписания госконтракта. Если сведения о закупке образуют государственную тайну, то извещение о закупке публиковать не нужно.

    Для того чтобы создать и опубликовать в ЕИС извещение об отмене закупочной процедуры, необходимо придерживаться такого порядка:

    1. В личном кабинете в реестре закупок на вкладке «Подача заявок» выбирается раздел «Документы по закупке».
    2. В данном разделе нужно найти гиперссылку «Отмена определения…».
    3. В появившейся форме для создания извещения нужно прописать такие сведения: «Основания» – «Дата принятия решения заказчика» или один из предложенных вариантов: судебное решение, предписание ФАС или результаты общественного обсуждения. В выпадающем поле можно выбрать соответствующее решение антимонопольного органа или указать реквизиты документа вручную.

    Таким образом, отмена государственной закупки по 44-ФЗ должна иметь обоснование. Если заказчик хотел бы отменить закупку у единственного поставщика, то ему предварительно нужно получить разрешение от ФАС, так как данная процедура не регламентируется законодательно. При отмене закупки, которая производится в конкурентном порядке, алгоритм действий будет зависеть от того, было ли размещено извещение о закупке в ЕИС. Если такое извещение было размещено, то, помимо стандартных действий в виде корректировки плана и плана-графика, нужно уведомить участников о том, что закупка была отменена, а также вернуть им ранее внесенное обеспечение.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Отмена результатов закупки: правоприменительная практика

    Штраф, предписание об устранении нарушений и отмена результатов закупки –возможные последствия нарушений при проведении закупки. Если штраф связан с фактом нарушения и при этом прямо не связан с предписаниями о его устранении, то отмена закупки и предписание об устранении нарушения, ставшего причиной такой отмены, могут сочетаться в одном документе. Отмена результатов закупки является крайней мерой обеспечения законности её проведения.

    Казанцев Дмитрий Александрович, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center;

    Михалева Наталья Александровна, ведущий специалист-эксперт правового отдела Московского УФАС России.

    Специфика этой меры именно в крайней степени неблагоприятности, причём не только для заказчика, но и для участника закупки, первоначально объявленного победителем. Даже если та же самая закупка объявлена заново, в том числе на основании распоряжения ФАС России о возвращении закупки на стадию приёма заявок, то и заказчик, и бывший победитель теряют время, а сама поставка оказывается под угрозой срыва. А если в обеспечение заявок внесены денежные средства, то негативные последствия затрагивают уже всех участников.

    Именно по этой причине аннулирование результатов закупки должно использоваться в качестве исключительной, экстраординарной меры. Она уместна тогда, когда нарушения, можно сказать, извращают саму правовую суть закупочных отношений и не позволяют считать объявленную процедуру конкурентной закупкой, проводимой на основании действующего законодательства России. Нарушения такого рода можно условно разделить на две группы: нарушения в выборе способа закупки и нарушения честной конкуренции в ходе закупки.

    Грубые нарушения обеих категорий влекут отмену закупки. В статье в качестве подтверждения ключевых тезисов приведены дела об оспаривании госзакупок по Закону № 44-ФЗ, но сами регулятивные подходы имеют значение и для прогнозирования последствий аналогичных нарушений при проведении закупок, регулируемых Законом № 223-ФЗ.

    Какие же нарушения могут послужить, по мнению антимонопольных органов, достаточным основанием для отмены результатов закупки?

    Нарушение в выборе способа закупки

    Одним из оснований именно аннулирования закупочной процедуры с выдачей контрольным органом соответствующего предписания является неверный выбор способа проведения конкурентной процедуры, когда заказчик, скажем, вместо электронного аукциона проводит конкурс. Выбор способа закупки для государственных и муниципальных заказчиков жёстко регламентирован, и для каждой категории товаров, работ и услуг предусмотрен лишь один возможный способ либо, по выбору заказчика, электронный аукцион (электронный аукцион в силу прямого указания Закона «О контрактной системе» может использоваться заказчиком при закупки любой продукции). В отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, такими же императивными нормами, регулирующими определение способа и формы закупки, является требование Правительства РФ о проведении закупки определённых видов продукции в электронной форме, а также нормы положения о закупках.

    Согласно ч. 5 ст. 24 Закона «О контрактной системе закупок» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 названного Закона. В качестве примера неблагоприятного для заказчика решения, ставшего следствием нарушения этих правил, можно привести Решение ФАС России от 15.11.2016 по делу № ВП-538/16, в котором оспаривалось избрание в качестве способа закупки конкурса вместо электронного аукциона, чем, по мнению потенциального поставщика, были нарушены его права и законные интересы.

    Согласно ч. 2 ст. 48 Закона «О контрактной системе», заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Приведенными нормами регламентируется проведение закупки путем иных способов определения поставщика (помимо открытого конкурса), установленных ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, исходя из специфики предмета закупки. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471 установлен перечень товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

    Читайте также:  Отказ в допуске к аукциону в связи с выявлением недостоверных сведений в копии лицензии

    Таким образом, при избрании способа закупки определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь должен соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — код по ОКПД) ОК 029-2014, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Ошибка в выборе способа закупки зачастую обусловлена неверным выбором кода по ОКПД: как показывает практика, именно данное нарушение чаще всего допускается заказчиками.

    Руководствуясь неверным кодом по ОКПД и устанавливая неверный способ определения поставщика, государственный заказчик ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД либо состав работ, входящих в такие услуги).

    Таким образом, неверное избрание способа осуществления закупки (например, конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния заказчика на конкурентность данной процедуры. Установление способа закупки с нарушением императивных требований законодательства о контрактной системе свидетельствует о нелегитимности её результатов в силу того, что такое нарушение, по мнению антимонопольных органов, приводит к ограничению количества потенциальных участников такой закупочной процедуры. В связи с этим антимонопольным органом выносится предписание об аннулировании проведения закупочной процедуры.

    Для правильного определения соответствующего кода ОКПД заказчикам следует не только исходить из названия предмета закупки, но в первую очередь из работ, предусмотренных Техническим заданием. Услуги же, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКДП, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.

    Также заказчикам следует внимательно оценивать группы и подгруппы выбранного кода по ОКПД, поскольку, как показывает практика, не всегда выбранный код соответствует требуемому классу и разряду. Так в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось дело № А40-52067/15 от 21.07.2015 об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, которым заказчику предписано аннулировать закупку в связи с неверным выбором кода по ОКПД. Решение антимонопольного органа было признан законным, а доводы заказчика о том, что функционал торговой площадки не подстроен под новый ОКПД, был отклонен судом, поскольку, как указал суд, данное обстоятельство не освобождает заказчика от обязанности избрания правильного, более подходящего кода по ОКПД из предыдущего классификатора. Аналогичная практика также подтверждается следующими решениями Арбитражного суда г. Москвы, а также вышестоящими судебными актами по делу № А40-7884/16 от 06.07.2016.

    Нарушение честной конкуренции в ходе закупки

    Если рассмотренное выше нарушение связано с оформлением закупки, то нарушение честной конкуренции относится уже к её содержанию. С содержательной точки зрения такое нарушение может заключаться в установлении излишних, необоснованных требований к участникам закупки (что влечёт искусственное ограничение круга потенциальных поставщиков), либо в нарушении правил выбора победителя, установленных в закупочной документации. Необходимо подчеркнуть, что правила выбора победителя в рамках конкурса и запроса котировок определяются самим способом закупки, но в рамках конкурса и запроса предложений критерии определения наиболее предпочтительных условий задаёт в закупочной документации сам заказчик. Точно так же в сфере действия Закона № 223-ФЗ сам заказчик, на основании предусмотренных в положении о закупках требований, может определять параметры соответствия поставщиков нуждам данной конкретной закупки. При этом, разумеется, требования к участникам должны быть обусловлены именно обеспечением качества поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Для государственных и муниципальных заказчиков перечень требований, предъявляемых ими к участникам закупки, установлен на законодательном уровне.

    Так, в Арбитражном суде г. Москвы по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 оспаривались решение и предписание Московского УФАС, которыми в действиях заказчика установлено нарушение положений Закона «О контрактной системе», выразившееся в установлении необоснованного требования, ограничивающего конкуренцию при проведении закупки. Документация обязывала участников предоставить документы, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

    Заказчику Управлением было предписано привести закупочную документацию в соответствие с требованиями Закона и вновь опубликовать извещение о проведении электронного аукциона. Судебный процесс же был инициирован не самим заказчиком, а участником закупки, который претендовал на заключение государственного контракта. В обоснование требования о признании незаконным предписания антимонопольного органа заявитель ссылался на отсутствие отклоненных заявок в связи с непредоставлением неправомерно установленных в документации документов. Данное обстоятельство, по мнению общества, свидетельствовало об отсутствии правового основания для выдачи предписания, поскольку выявленное органом нарушение не повлияло ни на порядок проведения закупочной процедуры, ни на ее итоги.

    Действительно, вопрос о необходимости выдачи предписания, отменяющего результаты закупочной процедуры, в правоприменительной практике рассматривается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

    Так в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2012 по делу N А05-4450/2012 (правильность выводов и законность которого была подтверждена ВАС России Определением № ВАС-1827/13 от 06.03.2013) указал, что контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и (или) дальнейшего развития и конечного результата. Именно в связи с этим контролирующий орган реализует полномочия, опираясь не на абстрактное право (полномочие), а на выявленные обстоятельства дела. При этом формальная констатация нарушения процедуры торгов не может служить конечной целью проверки. Необходимо сопоставить нарушение с действительными либо возможными негативными последствиями (ввиду целей торгов) для выбора адекватной меры контрольного реагирования.

    Таким образом, повлияло ли выявленное нарушение на права и законные интересы других участников закупки, а также на права тех лиц, которые возможно отказались от участия в конкурентной процедуре в силу невозможности соответствовать всем требованиям документации, следует оценивать контрольным органом в каждом конкретном деле. В связи с чем вопрос о балансе частных и публичных интересов неминуемо будет дискутироваться и становиться предметом судебных разбирательств.

    В упомянутом же нами выше решении по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 акты Московского УФАС были признаны законными, а права и интересы заявителя ненарушенными, поскольку суд исходил из возможного ограничения количества участников закупки выявленным нарушением. Аналогичный правовой подход также был применен Арбитражным судом г. Москвы по делу № А40-176132/16 от 14.11.2016.

    Схожие последствия в виде возможного ограничения количества участников закупки усмотрела комиссия ФАС России, рассматривая распространённую ситуацию с необоснованным требованием к участнику об обязательном предоставлении свидетельства СРО несмотря на отсутствие соответствующего указания в законодательстве. Необоснованность этого требования зафиксирована, например, в решении ФАС России от 14.12.2016 по делу № К-1984/16.

    Чуть более сложной можно назвать ситуацию с характерным описанием объекта закупки, в обиходе называемой «заточкой» документации под конкретного поставщика. Разумеется, в этих условиях закупку нельзя признать конкурентной в собственном смысле слова, а потому такая закупка должна быть аннулирована. Например, решением Нижегородского УФАС от 24.11.2016 N 2196-ФАС52-КТ-33-09/11-16(780-ДР) было подтверждено, что требования к товарам, установленные в аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки в условиях, когда описание объекта закупки носит необъективный характер и исключает возможность поставки товара с близкими значениями характеристик. При этом важно подчеркнуть, что такого рода нарушение может считаться ограничением конкуренции лишь в том случае, если товары с близкими значениями характеристик действительно позволяют заказчик удовлетворить свою потребность, ставшую основанием для закупки, с тем же успехом, что и указанные им в аукционной документации товары. Если заказчик сможет объяснить, почему для данной конкретной ситуации необходимо указание именно специфических характеристик, то те же самые условия закупочной документации необходимо будет признать не «заточкой», а стремлением к обеспечению качества поставки.

    Схожая правовая позиция зафиксирована в решении Краснодарского УФАС от 05.12.2016 по делу N ЭА-1921/2016. Специфика этого дела заключалась лишь в том, что установленные заказчиком показатели можно было определить только по результатам испытаний. Это является очевидным нарушением Закона «О контрактной системе», и комиссия УФАС констатировала, что установленные заказчиком требования к товарам, используемым при выполнении работ, носят необъективный характер. Однако производственные процессы заказчиков, регулируемых Законом № 223-ФЗ, много сложнее, а потому легко вообразить ситуацию, в которой подобные испытания и в самом деле необходимы – вот только в этом случае в закупочной документации необходимо предусмотреть равный для всех участников закупки доступ к таким испытаниям, причём проводимым до выбора победителя.

    Другим примером нарушения, ограничивающего конкуренцию, было признано требование заказчика, согласно которому к участию в закупке не допускались юридических лица, зарегистрированные в ЕГРЮЛ менее трех лет назад. Антимонопольным органом данное требование было признано незаконным, а заказчику было выдано предписание об отмене протоколов и внесении изменений в закупочную документацию.

    При обжаловании указанного предписания, Арбитражный суд г. Москвы по делу № А40-100624/2015 от 28.10.2015 пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта антимонопольного органа. Как указал суд, установление требования о давности регистрации участника торгов в качестве юридического лица не менее трех лет ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает участие в конкурентной процедуре лиц, существующих на рынке продолжительное время, исключая вновь созданные организации, способные выполнить работы/оказать услуги по договору. Такое требование не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении положений ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

    Все возможные категории нарушений, создающих риск ограничения конкуренции перечислить, разумеется, невозможно. Однако в контексте темы аннулирования результатов закупки важно помнить о том, что и перечень антиконкурентных нарушений, установленный в ст. 17 Закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению закупки как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

    Применение крайней меры обусловлено как правило крайней же степенью нарушений, допущенных при проведении закупки. Иными словами, закупка отменяется в том случае, если допущенные нарушения привели к ошибке в выборе победителя или создали высокий риск такой ошибки. Столь же весомым основанием для отмены итогов закупочной процедуры является установление антимонопольным органом в действиях заказчика нарушения, ограничивающее конкуренцию при проведении закупки путём отстранения от участия в закупке тех потенциальных поставщиков, которые могли бы удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах и услугах не хуже лиц, признанных участниками закупки.

    Антимонопольный орган отслеживает и соблюдение заказчиком правил выбора способа закупки. Это невинное в единичных случаях нарушение при систематическом повторении способно создать хаос в закупочной деятельности заказчика, при котором ни о какой честной конкуренции в рамках его закупок говорить будет невозможно.

    В заключение важно подчеркнуть, что предписание об отмене результатов закупки, выдаётся Антимонопольной службой лишь в том случае, если договор ещё не подписан. После заключения контракта закупочные отношения переходят в принципиально новую стадию, на которой уже неуместно говорить о конкуренции между несколькими потенциальными поставщиками и корректности способа выбора победителя, а оспорить соответствующие нарушения и доказать то, что их следствием стала нелегальность подписания договора, можно лишь в судебном порядке.

    Ссылка на основную публикацию