Отражение закупки электроэнергии у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане-графике по 44 ФЗ

Отражение закупки электроэнергии у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане-графике по 44 ФЗ

Новости и решения вопросов региональной системы закупок

Закупки у единственного поставщика в плане-графике 2020 года

Как и где в ЕИС создать/сформировать протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта?

Планирование на 2020 год в Региональной системе закупок

Закупка не состоялась, как внести изменения позиции плана-графика в Региональной системе закупок?

Документ должен быть связан с позицией плана закупок, который находится в состоянии «Утверждён»

Закупки у единственного поставщика в плане-графике 2020 года

Подскажите пожалуйста, при формировании позиций плана-графика на 2020 год, как внести закупки коммунальных услуг у единственного поставщика?

К закупкам у единственного поставщика относятся закупки, которые осуществляются на основании ч.1 ст.93 44-ФЗ. При планировании закупок на 2020 год в плане графике выделяются, так называемые «Особые закупки», а именно закупки осуществляемые в соответствии с пунктами ч.1 ст.93 44-ФЗ :

  • п. 4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей;
  • п. 5) закупки осуществляемые отдельными видами Заказчиков на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей;
  • п. 23) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику;
  • п. 26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • п. 33) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • п. 42) заключение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;
  • п. 44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Помимо вышеуказанных пунктов ч.1 ст.93 44-ФЗ к Особым закупкам относятся закупки, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1.

Информация об Особых закупках, указывается в плане-графике отдельной строкой (для каждого из вышеперечисленных пунктов) в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. В качестве наименования объекта закупки указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок (основание по закону). При этом в позиции плана-графика для особых закупок заполняются следующие графы:

  • Номер позиции в плане-графике;
  • Идентификационный код закупки;
  • Наименование объекта закупки;
  • Объем финансового обеспечения, в том числе планируемые платежи;

К закупкам коммунальных услуг (электроэнергия, водо-, тепло- и газоснабжение) относятся закупки у единственного поставщика, которые осуществляется на основании следующих пунктов ч.1 ст.93 44-ФЗ:

  • п. 1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • п. 8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению;
  • п. 29) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • и др.

Таким образом закупки коммунальных услуг не попадают под понятие «Особые закупки» и вносятся в план-график 2020 года, как все остальные закупки, осуществляемые конкурентными способами.

При этом есть несколько вариантов заполнения позиций плана-графика для закупок коммунальных услуг (закупки у монополистов):

  1. Вы создаете отдельную позицию плана-графика для каждого контракта с монополистом;
  2. Вы группируете в плане-графике закупки у монополистов по источникам финансирования, то есть по кодам бюджетной классификации;
  3. Вы создаете одну позицию плана-графика для всех закупок коммунальных услуг. При этом в разделе Классификация по ОКПД2 перечисляете все коды ОКПД, которые будут использованы в контрактах на коммунальные услуги.

После того как позиции плана-графика для закупок коммунальных услуг сформированы, вы формируете сведения о контрактах на основании утвержденных позиций плана-графика на 2020 год.

Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

Нормативно-правовое регулирование

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения лимиты бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с тарифным методом. ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Читайте также:  Закупка бензина по Закону 44-ФЗ

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об авансировании. Помимо ежемесячной оплаты без задержек, потребитель должен соблюдать режим потребления, установленный договором, содержать в надлежащем состоянии оборудование и измерительные приборы, а также отрезок электросети, подведомственный заказчику.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче. Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике. В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Какой пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ использовать для заключения договора?

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Читайте также:  Изменение требований к упаковке, таре, фасовке товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример
Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Отражение закупки электроэнергии у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане-графике по 44 ФЗ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупка коммунальных услуг – это то, без чего не может обойтись любое учреждение. И за десятилетия существования системы регламентированных закупок заказчика уже трудно чем-либо удивить. Но 2019 год богат на закупочные новеллы, часть из которых вступила в силу летом текущего года, а часть еще только вступает в «свои права».
Рассмотрим отдельные вопросы закупок услуг коммунальной сферы с учетом актуальной редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконных актов.

Основания для закупки

В связи со спецификой функционирования рынка коммунальных услуг бюджетным учреждениям предоставлено право заключать контракты без проведения конкурентных процедур. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает большой набор оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В отношении коммунальных услуг предусмотрены следующие специальные пункты указанной нормы для заключения контракта:

пункт 1 – закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). Статьей 4 указанного закона перечислено 12 сфер деятельности естественных монополий. В отношении коммунальных услуг для заказчиков интерес представляют следующие:
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
пункт 8 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
пункт 29 – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

И отметим еще одно основание, которое опосредованно можно отнести к основаниям закупки коммунальных услуг, – это пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает право заказчика заключать контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В перечисленных случаях ограничения по цене контракта не установлены, но есть ограничения по предмету контракта – установлен перечень услуг, которые можно закупать. Обратите внимание, так называемые малобюджетные заказчики имеют право закупать коммунальные услуги по универсальному основанию – пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Новости

Наталья БУРЫЛЕВА, юрист по закупкам экспертно-правового отдела.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).
Читайте также:  Инструменты на электронных площадках, позволяющих получить консультационные услуги по 44 ФЗ

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Как закупать электроэнергию по 44-ФЗ

Закупка электроэнергии — это процедура приобретения услуг по поставке электрической энергии для нужд заказчика. Узнайте, по какому пункту 44 ФЗ заключить контракт на электроэнергию и как правильно взаимодействовать с поставщиком.

В каких НПА искать правила

Приобретение электрической энергии является довольно специфической закупочной процедурой. Закупка электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ регламентируется не только положениями закона о Федеральной контрактной системе 44-ФЗ. Стороны должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты:

  • 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергии»;
  • 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»;
  • ПП РФ № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».

Осуществляется закупка электроэнергии по 44-ФЗ п.29 ст.93, то есть у единственного исполнителя. На основании этого пункта можно заключать контракт энергоснабжения либо купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.

Несмотря на то, что производится закупка электроэнергии у единственного поставщика п.29 ст.93 44 ФЗ, приобретение услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не допускается (Письма ФАС № АЦ/4119/15 от 03.02.2015, Минэкономразвития № Д28и-2130 от 08.10.2014).

Типы исполнителей

Поставка электроэнергии осуществляется либо гарантирующим поставщиком электрической энергии, либо энергосберегающей организацией. Гарантирующим поставщиком выступает коммерческая организация, которая должна вести контрактные отношения со всеми потребителями, которые обращаются в компании с просьбой заключить договор купли-продажи и предоставить электроэнергию (ст. 3 35-ФЗ). Гарантирующие поставщики:

  • приобретают электроэнергию и мощности на оптовых и розничных рынках;
  • оформляют соглашение на передачу электрической энергии и мощности сетевым компаниям;
  • взаимодействуют с потребителями — заключают контракты, поставляют электроэнергию, получают денежные средства от заказчика за предоставленную услугу.

В обязанности энергосберегающей организации входит реализация и передача произведенной или приобретенной электрической энергии. Для энергосберегающей организации продажа ресурсов энергии — это основная деятельность. Список действующих на ресурсном рынке гарантирующих поставщиков есть на сайте ФАС. В таблице можно узнать всю информацию об организации: наименование, контакты и реквизиты. Вот актуальная на апрель 2020 редакция списка:

Выбор способа определения поставщика

Гарантирующие поставщики работают каждый в своей зоне. Заказчики, потребляющие электроэнергию, подписывают контракты купли-продажи с тем предприятием, в чью зону подачи и обслуживания он попадает. Это является весьма эффективным инструментом, поэтому законом о Федеральной контрактной системе предусмотрено, что проводится закупка электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика (п. 29 ч. 1 ст. 93). Поэтому приобретение услуг по поставке энергетических ресурсов закупается наиболее быстрым способом. Конкурентные закупки в электронной форме могут затянуться или не состояться вовсе в силу того, что на торги не поступят заявки от энергосберегающих организаций или гарантирующих поставщиков.

Конкурентные заказы неэффективны для такого тендера, как электроэнергия — п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ наиболее оптимален. Не нужно готовить закупочную документацию, объявлять госзаказ, ждать поступление заявок, рассматривать и анализировать их. Конкурентные торги в электронной форме порой занимают не одну неделю, а контракт на поставку электроэнергии нужно заключать к определенному сроку, чтобы не возникло сбоев в подаче энергетического ресурса.

Госзакупка должна прописываться в плановой документации организации-заказчика — в плане закупок и плане-графике, а цена контракта не может быть выше выделенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных ассигнований (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Взаимодействие с исполнителем

Когда до учреждения доведены лимиты на приобретение услуг по подаче электрической энергии, необходимо подать заявление на заключение контракта тому гарантирующему поставщику, который функционирует в зоне нахождения заказчика.

Некоторые исполнители требуют предоставить в составе обращения копии организационных и уставных документов:

  • устав,
  • свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в ИФНС,
  • актуальные выписки из ЕГРЮЛ,
  • приказ о правомочности действий руководителя,
  • регистр, удостоверяющий право пользования помещением.

Могут потребовать техническую документацию на узлы учета электрической энергии, на поверку счетчиков и другие справки — уточните у поставщика.

Состав пакета документов и форму заявления можно скачать на официальных сайтах гарантирующих поставщиков.

Если в оперативном управлении или безвозмездном пользовании организации-заказчика находятся нежилые помещения, в которые уже реализуются услуги по подаче энергетических ресурсов, то учреждение может подписать договор с действующим гарантирующим поставщиком по нормам п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

При необходимости приобретения услуг по передаче электроэнергии контракт заключается с субъектом естественной монополии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Полный список можно найти на сайте ФАС.

Обоснование заключения контракта

Как и в любой ситуации, когда заключается соглашение с единственным поставщиком, при госзакупке энергетических ресурсов нужно готовить и публиковать отчет-обоснование о невозможности и нецелесообразности применения иных способов определения поставщика. Исключением являются контракты энергосбережения — для таких соглашений готовить и публиковать обоснование не нужно.

В обосновании заказчик должен указать цель, предмет и необходимость заказа, а также грамотно аргументировать причины, по которым невозможно использовать иные способы определения поставщика.

В бланке обосновываются преимущества конкретного исполнителя и приводятся существенные условия заключаемого контракта. В обосновании необходимо ссылаться на актуальные законодательные нормативы, в результате чего и делается итоговый вывод относительно подписания договора купли-продажи электрической энергии с единственным гарантирующим поставщиком.

Расчет НМЦК

Начальная (максимальная) цена контракта определяется в этом случае тарифным методом с учетом действующих регулируемых тарифов на электроэнергию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ, п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ). Цена контракта не должна превышать выделенные ЛБО.

Тарифная сетка регулируется государством и постоянно меняется с учетом внешних факторов. Для различных ценовых категорий, производственных мощностей и уровней напряжения действуют различные ставки. Каждое предприятие выставляет актуальные расценки и тарифы на официальном сайте.

Публикация извещения

Ответ на вопрос, нужно ли извещение на электроэнергию п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, можно найти в законе о ФКС — публикация извещения для таких закупок не требуется. Не публикуются извещения и для заказов по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Стороны подписывают договор купли-продажи электроэнергии и размещают сведения о соглашении в Единой информационной системе не позднее пяти рабочих дней после его заключения.

Если заказчик приобретает услуги энергоснабжения у субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93), извещение публикуется в ЕИС в срок, не превышающий пять дней до даты заключения соглашения. Исключением, не допускающим публикацию, являются контракты, в которые включена информация, содержащая государственную тайну.

Заключение контракта и взаиморасчеты с гарантирующим поставщиком

Контракт на приобретение энергетических ресурсов заключается с единственным поставщиком на основании законодательных норм (Письмо Минфина РФ № 24-05-07/38889 от 21.06.2017):

  • п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — в общих случаях;
  • п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если цена контракта установлена в пределах 100 000 рублей;
  • п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если ЦК не превышает 400 000 рублей.

После подписания сторонами соглашения необходимо разместить сведения о нем в Единой информационной системе. На это отведено 5 рабочих дней.

В контракте обязательно нужно указать существенное условие о том, что гарантирующий поставщик передает, а потребитель электроэнергии принимает и оплачивает энергию в количестве и по ценам, определенным контрактными условиями. Заказчик обязан своевременно оплачивать поставляемые услуги.

Со стороны исполнителя необходимо включить условие о бесперебойной подаче ресурса в случае надлежащего выполнения заказчиком своих обязательств (ст. 539 ГК РФ).

В контракт на поставку электроэнергии надлежит включать пункт о выплате аванса гарантирующему поставщику в установленном размере.

Отдельный параграф необходимо выделить для штрафных санкций. По ч. 5 ст. 34 44-ФЗ, заказчик обязан оплатить пени и штрафы при нарушении договорных условий. Но в ч. 15 ст. 34 указано, что для контрактов с единственным поставщиком, заключенным по п. 1 и п. 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе не применять положения ч. 5 ст. 34 в силу того, что такие соглашения составлены по форме, регулируемой ГК РФ. Пункт о штрафных санкциях прописывается в соответствии с нормами 35-ФЗ. В случае несвоевременной оплаты заказчику начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от величины неуплаты. Штрафы начисляются за каждый просроченный день. При этом применяется ставка, актуальная на день оплаты.

В обязанности организации-заказчика также входит соблюдение режима потребления, поддержка в рабочем состоянии выделенного потребителю отрезка электросети, приборов учета электрической энергии и иного оборудования.

Все взаиморасчеты производятся на основании акта сдачи-приемки услуг, в котором отражается фактический ежемесячный объем потребления.

Ссылка на основную публикацию