Передача полномочий заказчика по приемке товара и подписании актов приемки по договору транспортной экспедиции по

Приемка товара заказчиком

Какими документами подтверждается приемка товара заказчиком

Документы, подтверждающие приемку товара заказчиком. Каким образом оформляется акт приемки товара? Что делать сторонам, если товар не принят заказчиком? Порядок возврата некачественного товара.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Документы, подтверждающие приемку товара заказчиком
  • Каким образом оформляется акт приемки товара
  • Что делать сторонам, если товар не принят заказчиком
  • Порядок возврата некачественного товара

Какой документ подтверждает приемку товара заказчиком, и каким образом он должен быть оформлен? Ответы на данные вопросы обязан знать любой грамотный специалист, работающий в сфере закупок, – иначе не избежать определенных проблем.

Приемка товара (а также работ и услуг) – завершающий этап исполнения контракта. При этом соответствующий документ обязан быть составлен максимально грамотно – только это позволит в дальнейшем минимизировать риски возникновения споров по выполненному контракту.

Документы, подтверждающие приемку товара заказчиком

В соответствии со ст. 458 Гражданского кодекса РФ, заказчик или уполномоченное лицо становится собственником приобретаемой продукции в момент, когда продавец передает ему эту продукцию.

Какой документ подтверждает приемку товара заказчиком? Единого бланка для подтверждения факта передачи не разработано. Это может быть акт, расписка, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, инвентаризационная опись, квитанции о приемке грузов к перевозке или другой документ.

На практике факт, что товар был принят заказчиком, подтверждают составлением одного из вышеперечисленных документов, указав в нем наименование продукции, ее количество и стоимость, другие требуемые реквизиты и полномочия представителей обеих сторон сделки, которые должны лично расписаться и расшифровать свою подпись.

В бухучете сдачу-приемку товара документально подтверждают путем оформления товарных накладных по форме № ТОРГ-12, а в случае привлечения сторонней организации для перевозки груза – товарно-транспортных накладных (ТТН). Некоторые инспекторы налоговой службы считают, что факт приемки необходимо подтверждать другими бумагами – специальными актами или документами по унифицированной форме № ТОРГ-1.

Товарная накладная по форме № ТОРГ-12 – это документ первичного учета, на его основании списывают товарно-материальные ценности либо ставят их на баланс в зависимости от того, кем выступает организация – заказчиком или поставщиком. То есть товарная накладная может оформляться и как расходный, и как приходный документ.

Первичная документация становится юридически значимой, как только ее оформляют в соответствии со всеми правилами, а уполномоченные лица подтверждают своей подписью.

Если заказчик не производит своевременно платеж после получения товара, возможно взыскание с него оплаты через суд. В ходе разбирательства поставщик обязательно подтверждает, что заказ был выполнен. Как правило, судебные инстанции признают приемку проведенной, если им предоставляют накладную по форме № ТОРГ-12, подписанную уполномоченным лицом заказчика и заверенную его печатью.

В настоящее время решение принимается в пользу налогоплательщиков, оформляющих накладные № ТОРГ-12.

При организации учетной политики компаниям необходимо обозначить форму № ТОРГ-12 как документ, который подтверждает факт передачи заказа. Эксперты утверждают, что это позволит избежать претензий со стороны налоговой.

Какой документ подтверждает приемку товара заказчиком в случае государственных контрактов? Результаты их исполнения должны фиксироваться в соответствии со ст. 94 и рядом пунктов ст. 34 закона № 44-ФЗ. Стоит отметить, что этот нормативный документ регламентирует приемку не только товаров, но и работ и услуг.

Правила составления документов, которые подтверждают приемку, содержит не только 44-ФЗ. У многих ведомств имеются свои рекомендации, как оформлять такие акты (к примеру, конкретные требования разработаны в строительной сфере). Документальная фиксация факта передачи заказа – обязанность покупателя, при этом требования к ней закона не являются жесткими.

После того как товар принят, обычно составляют двусторонний акт, в котором перечисляют переданные товары или оказанные услуги и описывают претензии при их наличии. Этот документ подтверждает факт передачи продукции.

Каким образом оформляется акт приемки товара

Участникам рынка нужно знать не только, какой документ подтверждает факт приемки товара заказчиком, но и как его нужно оформлять.

При осуществлении закупок по 44-ФЗ приемка проводится в соответствии с требованиями ст. 94 и некоторых пунктов ст. 34 этого нормативного акта. Госконтракт содержит описание процедуры передачи, ее сроки и порядок документального оформления. Поэтому сторонам заранее известно, как она будет проходить и как ее нужно подтверждать.

Заказчик должен сформировать комиссию из не менее чем 5 своих работников. Прежде чем подписать документ, который подтверждает приемку товара (работ, услуг), необходимо провести экспертизу объекта закупки. Она позволяет выявить возможные его недостатки и определить степень соответствия указанным в техническом задании на закупку требованиям.

Допускается проведение как внутренней экспертизы (собственными силами фирмы-заказчика), так и внешней (для которой привлекаются специализированные компании и независимые эксперты). При заключении госконтракта с единственным поставщиком заказчик обязан привлекать внешних экспертов.

Если комиссия подтверждает полное соответствие закупаемого объекта выдвинутым к нему требованиям, то осуществляется его приемка.

Закон требует оформления при передаче заказа по госконтракту следующих документов, которые подтверждают, что обе стороны выполнили свои обязательства:

  • экспертного заключения;
  • счета-фактуры, акта выполненных работ;
  • документа об оплате, например платежного поручения.

Приемочный акт подтверждает, что заказчик принял товар. Унифицированной формы для этого документа не существует, поэтому допускается его произвольное составление. Хотя для некоторых сфер деятельности профильными ведомствами все же разработаны определенные правила оформления документов, которые подтверждают исполнение госконтракта (к примеру, для строительной отрасли).

Хотя единой формы документов, которые подтверждают приемку, нет, в них обязательно нужно включать следующее:

  • список закупаемых товаров (работ, услуг) и стоимость заказа;
  • результаты проведенной экспертизы;
  • заключение комиссии по приемке, составленное с учетом результатов экспертизы и содержащее информацию обо всех обнаруженных недостатках.

Кроме того, акт должен быть подписан уполномоченным членом приемочной комиссии и представителем поставщика.

В случае отказа представителя поставщика подтверждать факт передачи товара своей подписью правомерно одностороннее проведение заказчиком приемки.

Что делать сторонам, если товар не принят заказчиком

Часто бывает, что во время экспертизы выявляется несоответствие объекта закупки заявленным в техзадании требованиям. В таких случаях закон № 44-ФЗ позволяет заказчику не принимать товар или работу. Для этого ему нужно составить мотивированный отказ, указать его причину и потребовать устранения недостатков в установленные сроки.

При согласии поставщика с обнаруженными недостатками он проводит их устранение (при наличии такой возможности), после чего товар принимается повторно.

Если же продавец уверен в качестве своей продукции, то он инициирует проведение независимой экспертизы, чтобы доказать, что им были выполнены все условия госконтракта.

Если экспертиза подтверждает соответствие объекта закупки заявленным условиям, поставщик может потребовать от покупателя принять заказ и произвести оплату путем направления в его адрес досудебной претензии. Если заказчик никак не отреагирует на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, то возможна подача поставщиком иска в арбитражный суд.

Необходимо отметить, что при отказе заказчика принимать товар из-за наличия несоответствий и нежелании поставщика устранять их допускается одностороннее расторжение контракта (если в нем есть соответствующий пункт, предусматривающий такую возможность).

Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, то продавца заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, помимо принуждения заказчика через суд произвести приемку, продавцу требуется принять участие в заседании ФАС по вопросу внесения данных о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде одностороннее расторжение покупателем контракта.

Приведем пример из судебной практики. Компанией по госконтракту была осуществлена поставка заказчику компьютеров. Он выявил их несоответствие требованиям спецификации и контракта, поэтому отказал в приемке. Поставщик устранил обнаруженные недостатки, дополнив комплектацию ПК петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения.

Однако заказчик все равно не стал принимать товар, сославшись на то, что дополнительные детали были установлены без его согласия и согласия производителя, при этом технические характеристики системного блока были изменены. После получения отказа в приемке поставщик направил в суд иск, потребовав заставить покупателя исполнять обязательства по госконтракту.

В ходе разбирательства выяснилось, что контракт не содержал требования об обязательном заводском производстве всех комплектующих с учетом специфических особенностей поставляемого товара, то есть поставщик мог собрать ПК из составных частей разных производителей.

Также было отмечено, что при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций требовалось привлечение производителя системного блока. Он должен был оценить, можно ли доукомплектовывать компьютеры и действительно ли от этого системный блок существенно изменяется. Однако к нему не обращались.

После оценки всех материалов суд встал на сторону поставщика и удовлетворил его требования, обязав заказчика принять компьютеры (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2014 по делу № А53-20477/2012).

Порядок возврата некачественного товара

Если закупка осуществляется по 44-ФЗ, то в ТЗ и спецификации покупатель прописывает требуемые ему характеристики товара. К сожалению, поставщики не всегда обеспечивают соответствие им своей продукции. При поступлении закупаемого объекта с недостатками заказчик может пойти двумя путями:

  • Произвести приемку товара, если он крайне необходим. К примеру, если в поликлинике закончились перчатки, а поставщик перепутал размер, можно принять заказ. Этот вариант не является правильным, и мы рекомендуем им не пользоваться, хотя ситуации могут быть разные, и решение остается только за заказчиком.
  • Отказаться принимать заказ.

Если покупатель по объективным причинам не принимает товар, то он должен составить письмо с мотивированным отказом (этот документ, как правило, подтверждают все члены приемочной комиссии, ставя в нем свои подписи). В него включают сведения о продавце, номер контракта, дату приемки, наименование объекта закупки, номер товарной накладной или УПД. Также в письме указывают, по какой характеристике выявлено несоответствие, ее требуемое и фактическое значение. Этот документ является основанием для приостановки приемочных мероприятий.

Помимо этого, по результатам экспертизы составляют заключение, в котором обосновывают отказ в приемке, ссылаясь на конкретные пункты госзаказа. После поставщика обязуют провести замену продукции в сроки, установленные в контракте, за свой счет и своими силами. Повторную передачу объекта закупки можно также проводить с привлечением экспертов.

Как быть, если водитель, доставивший груз, не может ждать, пока проведут осмотр и приемку? Он должен отдать документы заказчику, и тот примет товар в одностороннем порядке.

Если при этом несоответствий продукции заявленным требованиям выявлено не будет, продавец потом просто заберет подписанные документы. В случае же обнаружения недостатков и оформления акта, который их подтверждает, заказчик должен сделать следующее:

  • Сохранить продукцию, изолировав ее для предотвращения смешивания с другими товарами.
  • Направить поставщику уведомление о том, что приемка не будет осуществлена в течение установленного в контракте времени (это нужно сделать очень быстро, если объектом закупки являются продукты с коротким сроком годности).
  • Предоставить все документы, которые подтверждают недоброкачественность поставки.

Если по условиям госконтракта продукция должна быть поставлена в один этап и выявляется несоответствие части заказа установленным требованиям, допускается частичная приемка заказа. При этом продавец аннулирует накладную и оформляет новую на принятое количество товара, а затем осуществляет допоставку. В таком случае заказчик обязан оштрафовать поставщика за то, что тот не исполнил обязательства. Размер штрафа прописывается в контракте.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Правовые основы

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .

Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Документальное оформление

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Читайте также:  Закупка по 44 ФЗ МУП банковских услуг по приему коммунальных и иных платежей от населения

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  • личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

  • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • акт выполненных работ;
  • отрывной талон путевого листа автомобиля;
  • третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
  • счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

  • копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
  • копия железнодорожной накладной;
  • копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
  • копии железнодорожных квитанций разных сборов.

Бухгалтерский учет перевозок

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»

– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*

– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;

* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);

Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51

– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»

– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»

– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);

Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**

– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);

* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.

** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20

– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);

Кредит 002

– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;

Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**

– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.

1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

налог на прибыль

При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.

На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.

Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.

В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.

У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.

От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.

Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору

В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.

Налог на прибыль

В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.

Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.

Налог на добавленную стоимость

При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.

При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.

В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.

Акт приемки товара: понятие и правила составления документа в соответствии со статьей 94 Федерального закона №44-ФЗ

Любой поставленный товар в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок для обеспечения нужд различных уровней заказчиков должен приниматься в соответствии с положениями действующего законодательства. Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает необходимость обязательного составления акта приемки товара.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Акт приемки товара и нормативная основа его существования

Акт приемки товара является тем документом, который подтверждает факт передачи определенного имущества от поставщика к заказчику. Однако этот документ нельзя путать с актом экспертизы поставленного товара – данный документ обязан установить соответствие поставленного товара тем техническим, а также физическим и химическим свойствам, которые установлены в качестве требований к такому товару. Акт приемки товара – это документ, который подтверждает только факт передачи товара.

Такая экспертиза должна отразить, в первую очередь, соответствует ли поставленный товар условиям контракта.

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование. Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения голосов о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Читайте также:  Требование о наличии у участника закупки на строительство лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Акт приемки товара по 44-ФЗ

Как уже говорилось выше, акт приемки поставленного товара по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должен составляться в соответствии с положениями статьи 94 указанного закона. В соответствии с положениями указанной нормы федерального законодательства акт приемки товара должен быть составлен после того, как исполнитель в целях реализации взятых на себя обязательств по контракту поставил товар в полном объеме либо осуществил его частичную поставку. Статья 94, как и принятые в ее исполнение Постановления Правительства, а также изданные письма Минфина не указывают на конкретные сроки составления такого акта. Однако на основании сложившейся практики можно сказать, что составление данного документа и подписание всеми сторонами должно быть осуществлено в разумные сроки, которые не превышают, как правило, пяти дней.

В акте приемки товара следует указывать следующие сведения:

  • в правом верхнем углу – данные об утверждении данного акта руководителем организации либо уполномоченным на то должностным лицом, а также дата такого утверждения. Дата утверждения акта приемки должна соответствовать дате составления такого акта либо быть не более, чем на один день позже даты составления;
  • дата составления акта должна быть сформирована в соответствии с условиями контракта, где в разделе, посвященном порядку приемки товара, указывается срок, в течение которого должны быть составлены документы, подтверждающие факт передачи товара от исполнителя по контракту на склад государственного или муниципального заказчика;
  • указание на состав комиссии. В большинстве случаев заказчик указывает при составлении акта приемки всех членов комиссии, которые включены в нее по специально утвержденному приказу. Однако это не является правильным в том случае, если кто-то из членов комиссии отсутствует. В таком случае возможно признание составленного акта нелегитимным, так как отсутствуют подписи всех членов комиссии. В этом случае возможно в тексте акта указать, что акт сформирован комиссией, утвержденной приказом (с указанием реквизитов такого приказа), а при фактической приемке товара присутствовало конкретное количество членов (при таком указании допустимо поименное перечисление таких членов). В этом случае, если по каким-то причинам в разделе с подписями членов комиссии их не будет хватать, то вопросов у проверяющих органов будет существенно меньше;
  • в тексте акта следует указать, что заказчиком была проведена приемка поставленного товара на предмет соответствия требованиям контракта. С января 2019 года Федеральное казначейство в лице своих территориальных органов при проведении выездных проверок на предмет соблюдения положений федерального закупочного законодательства рекомендует государственным и муниципальным заказчикам указывать в акте приемки на проведение внутренней экспертизы. Такое требование не является обязательным к исполнению, но сформулировано на основании положений статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». Проведение внутренней экспертизы результатов исполнения контрактов не предусматривает наличие специальных знаний у членов приемочной комиссии заказчика по конкретному типу поставляемого товара. Проведение такой первичной экспертизы ставит, главным образом, цель установления соблюдения исполнителем требований ведомости поставки по контракту (например, что поставлен антифриз марки «ООО», как это предусмотрено контрактом, а не марки «ААА», как исполнитель поставил по другому контракту, заключенному с этим же заказчиком). За проверку качества поставленного товара уже будет отвечать вторичная экспертиза, проводимая после приемки товара на склад;
  • по итогам проведенного первичного осмотра поставляемого товара в тексте акта должны быть сформулированы указания на то, соответствует ли поставленный товар требованиям контракта или нет, а также в каком объеме он соответствует. На основании результатов установления такого соответствия заказчик отвечает на ключевой вопрос: принимается ли товар или не принимается, и в каком объеме он будет принят;
  • в конце акта ставятся подписи всех членов комиссии, которые фактически приняли участие в приемке товара. Кроме того, если кто-то из членов комиссии не согласен с общими выводами, он может высказать свое мнение на специальном бланке приложения к акту. Каждая подпись ставится с датой, когда она поставлена;
  • акт приемки товара должен быть подписан обеими сторонами по контракту. Представитель поставщика имеет право поставить свою подпись только в том случае, если у него на это есть доверенность (например, если речь идет о подписи водителя-экспедитора). Если речь идет о присутствии при передаче товара уполномоченного должностного лица исполнителя либо самого руководителя, доверенность не потребуется.

Кроме указанных требований к содержанию акта приемки, необходимо также учесть, что для полного признания легитимным акта приемки товара он должен быть сопровожден определенным пакетом документов, в который входят:

  • товарные накладные, товарно-транспортные накладные или универсальные передаточные документы;
  • сертификаты соответствия на предоставленный товар либо документы, подтверждающие отсутствие необходимости проведения сертификационных мероприятий;
  • в случае с товарами иностранного производства необходимо приложить документы, подтверждающие страну происхождения товара, а если речь идет о товарах, в отношении которых установлены специальные требования о допуске (как, например, для медицинских изделий из ПВХ-материалов, закупка которых происходит с использованием положений Постановления Правительства РФ №102 от 15 февраля 2915 года), потребуется также приложить заключение специальной экспертизы, подтверждающей наличие материалов для производства таких товаров в установленном федеральными нормативными актами процентном соотношении;
  • копия доверенности на то лицо, которое ставит подпись от исполнителя на акте приемки товара. Копия либо должна быть заверена нотариально, либо предоставляется оригинал, с которого заказчик собственноручно снимает копию, и сам ее заверяет печатью своей организации, указав, что копия верна и сделана в дату фактической приемки товара.

Все перечисленные документы должны быть предоставлены либо с самим товаром, либо в течение специально установленного контрактом срока, так как без них надлежащим образом заключенный контракт не может быть исполнен.

Приемка товара по 44-ФЗ: инструкция к применению

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика. Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Согласно нормам гражданского законодательства РФ после того, как покупатель получил товар, он должен его осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Непосредственно порядок приемки товара должен устанавливаться контрактом. В контракт может быть включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу. В нем могут быть отражены следующие вопросы:

  • место приемки товара;
  • действия заказчика по приемке товара (например, проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации и техническим требованиям, проверка полноты и правильности комплекта сопроводительных документов, проверка наличия или отсутствия внешних повреждений упаковки, проверка комплектности и целостности поставленного товара);
  • сроки приемки товара по 44-ФЗ.

Поэтому при возникновении вопросов по приемке товара в рамках контракта по 44-ФЗ, прежде всего, стоит ознакомиться с условиями данного контракта – какие правила для приемки в нем предусмотрены.

Также в контракте может содержаться ссылка на применение по вопросам приемки товара Инструкций о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР № П-6 от 15.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г. (далее – Инструкции по приемке). Скачать инструкции по приемке товара можно в конце настоящей статьи.

В указанных документах подробно отражены следующие вопросы: сроки приемки, действия покупателя при приемке товара, вопросы по явке представителя поставщика на приемку, документы, которые необходимо составить по окончании приемки.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 отмечено, что указанные инструкции по приемке товара могут применяться покупателем, только если это прямо предусмотрено договором.

Пример из судебной практики

Суд отказал истцу в расторжении договора, во взыскании неустойки за поставку некачественного товара. При этом суд отметил, что нарушение приемки товара расценивается как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным. Суд посчитал недостаточным доказательством некачественности товара представленные претензионные уведомления о некачественном товаре, подписанные только со стороны покупателя. Истец фактически нарушил порядок и сроки уведомления поставщика о возможно имеющихся расхождениях по качеству поставленного товара, предусмотренные ч. 3 ст. 513 ГК РФ и Инструкцией о приемке товара по качеству (Постановление АС Московского округа Постановление от 28 июля 2017 года по делу №А40-172808/2016).

Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

Пример из судебной практики

Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

О том, как дешево доставлять товар заказчику по России, читайте в нашей статье по ссылке.

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара. Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ. В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания. Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную претензию. По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением. О том, как подать документы в суд, читайте здесь.

Читайте также:  Оплата контракта, заключенного с физлицом по 44 ФЗ

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если вам нужна юридическая помощь по вопросу приемки товара, то можете обратиться к нам. Первая консультация — бесплатно. Подробности здесь.

Пример из судебной практики

Поставщик в соответствии с условиями контракта поставил Заказчику компьютеры, но последний отказался их принимать, так как поставленный товар не соответствовал требованиям спецификации и контракта. Для устранения замечаний Заказчика Поставщик доукомплектовал поставленные компьютеры петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения. Но заказчик указал, что самостоятельная установка таких частей без согласия заказчика и производителя фактически свидетельствует об изменении технических характеристик составляющей системного блока компьютера. В связи с отказом заказчика от приемки товара поставщик обратился в суд с иском об обязании заказчика принять товар.

Суд кассационной инстанции отметил, что в условиях контракта указаны характеристики поставляемого товара без указания на их обязательное заводское производство с учетом специфики поставляемого товара, а именно, возможности комплектования компьютеров из различных составных частей.

Кроме того, суд посчитал, что для оценки возможности самостоятельного доукомплектования товара поставщиком, а также того, является ли это существенным изменением системного блока, суды первой и апелляционной инстанции должны были привлечь к участию в деле производителя системного блока. Однако этого сделано не было.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд посчитал обоснованными требования поставщика об обязании заказчика принять поставленный товар (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2014 по делу N А53-20477/2012).

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

  • Москва: (499) 577-00-25 (доб. 146)
  • С-Пб: (812) 425-66-30 (доб. 146)
  • Регионы РФ (звонок бесплатный): 8-800-350-84-13 (доб. 146)

Первая консультация бесплатно.

Приложение

Автор статьи: Добрынина Ирина, юрист

Как правильно принимать товары, работы и услуги по госконтракту: изменения с 2020 года

Скачать бланк акта приема-передачи товара
Скачать образец положения о приемке товара по 44-ФЗ
Скачать бланк акта мотивированного отказа от приемки
Скачать бланк акта приемки оказанных услуг
Скачать образец акта оказанных услуг в word
Скачать бланк акта приемки выполненных работ
Скачать образец акта выполненных работ в word

Последние изменения в правилах приемки по 44-ФЗ

С 01.01.2020 в ЕИС реализован функционал по формированию и подписанию документов о приемке продукции в электронной форме. Казначейство и ФНС в письмах № 14-00-06/27476, № АС-4-15/26126@ от 18.12.2019 разъяснили, что документы о получении товаров, которые подписаны электронной подписью в ЕИС, равнозначны документам на бумажном носителе с собственноручной подписью. Для проведения электронного документооборота в ЕИС рекомендовали предусмотреть в проекте контракта такие условия:

  • возможность оформлять и обмениваться документами о получении продукции в электронной форме, которые подписаны электронной подписью в ЕИС;
  • предоставление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров, универсальных передаточных документов (счета-фактуры), в т. ч. корректировочных документов к ним.

Функционал ЕИС, который позволяет формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, реализован в личном кабинете. Обе стороны должны взаимно договориться на обмен документами о получении продукции в электронной форме с использованием ЕИС. Для этого следуйте такой инструкции:

  1. Найдите в реестре контрактов необходимый контракт на этапе «Исполнение».
  2. Используйте пункт контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

У поставщика в его личном кабинете отразится контракт с возможностью сформировать документы о передаче продукции в электронной форме.

Если исполняется контракт, который заключен раньше 01.01.2020, использовать новые возможности можно, если условиями контракта в качестве первичного учетного документа прописан универсальный передаточный документ (счет-фактура). Главное, чтобы обе стороны согласились на обмен ими в электронной форме.

Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения

18.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Казначейства, который утверждает формы и порядок подтверждения поставки товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, направления информации о недостатках, которые выявили, и подтверждения их устранения в рамках централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета.

В централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты заключения госконтракта определена точная дата поставки. Или не позже чем за 5 (пять) рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, который предусмотрен контрактом, путем направления уведомления, подписанного уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Если недостатков нет, то в централизованных закупках федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения подтверждают Казначейству не позже 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа выполнения работ), оказания услуг (отдельного этапа оказания услуг).

Если недостатки выявили, то в централизованных закупках по истечении срока федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения направляют в Казначейство информацию не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их выявления.

Казначейство уведомляет федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения об устранении недостатков по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг в централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их устранения путем направления уведомления, которое подписано уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Как принять товар: инструкция для заказчика

В п. 1 ч. 13 ст. 34 указано, что порядок и срок приемки товара по 44-ФЗ — это обязательные условия контракта. Пропишите их, ориентируясь на технологическую сложность поставляемого, количество и другие параметры.

Есть заказчики, которые разрабатывают и утверждают отдельное положение о приемке, в котором прописаны принципы и правила проведения приемки, формы необходимых актов и порядок создания приемочной комиссии. Проведите процедуру по правилам, которые предусмотрели в контракте. Вот пример инструкции для приемки товара:

  1. Подготовьте помещение для приемки, проезд и проход к нему.
  2. Отправьте представителя, который уполномочен принять товар, или приемочную комиссию.
  3. Получите продукцию в день, который установлен контрактом.
  4. Проверьте соответствие количества мест товара сведениям накладной и состояние упаковки.
  5. Подпишите товарную накладную, которая подтверждает получение определенного количества мест товара.
  6. Сохраните товар или результаты работ (услуг) при приемке.
  7. Пригласите поставщика или его представителей на осмотр и проверку товара или результатов работ (услуг) (при необходимости).
  8. Проверьте количество, качество, комплектность и другие характеристики в сроки, которые установлены контрактом.
  9. Проведите внутреннюю экспертизу поставленной продукции.
  10. Оформите акт о приемке или об отказе в приемке.

Если в ходе приемки отказались от поставляемого товара или его части, обеспечьте сохранность такого товара, пока поставщик его не заберет (п. 1 ст. 514 ГК).

Предпримите необходимые меры, чтобы обеспечить приемку товара (п. 1 ст. 513 ГК).

Если в документацию включили требование об обеспечении гарантийных обязательств, то акт о приемке оформите после того, как поставщик предоставит такое обеспечение по 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Как составить акт приемки товаров, работ, услуг

Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара, работ, услуг. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции, результатов услуг, работ. Принимает как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого комиссия минимум из 5 человек. В последнем случае акт выполненных работ по договору оказания услуг подписывает каждый участник.

В итоге товарно-материальные ценности либо принимают, либо составляют мотивированный отказ, в котором указывают моменты, которые требуется исправить. Учитываются предложения, разработанные в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 № 44-ФЗ).

В ч. 8 ст. 94 44-ФЗ указано, что заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта при выявлении несоответствия условиям контракта, если такие несоответствия не препятствуют приемке и устранены поставщиком.

Строгой формы для этого акта 44-ФЗ не предполагает, поэтому его составляют в произвольном виде. Акт обязательно включает такую информацию:

  1. Список поставленной продукции.
  2. Стоимость товарно-материальных ценностей.
  3. Бумаги, которые составлены в результате внутренней экспертизы.
  4. Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
  5. Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
  6. Подписи заказчика или членов комиссии.

Если нет этого акта, то должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 9 ст. 7.32 КоАП. Такое же взыскание ждет заказчика, если он не отправит поставщику мотивированный отказ.

Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года

Акт об оказании услуг

г. Москва18 октября 2019 года

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1», далее именуемое «Заказчик», в лице главного врача Контрактного Петра Денисовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников № 1 от 2 февраля 2015 г. и в соответствии с Уставом, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. В соответствии с государственным контрактом на оказание услуг № 54/19 от 19 июля 2019 года (далее — Контракт), Исполнитель оказал, а Заказчик принял следующие услуги: анализ продовольственного рынка г. Москвы.

2. В соответствии с Контрактом, Исполнитель передал, а Заказчик принял отчет о результатах анализа рынка на 20 (двадцати) листах.

3. В целях оказания услуг по Договору Исполнитель совершил следующие действия:

  • подготовил программу маркетингового исследования;
  • изучил и систематизировал данные о ценах;
  • подготовил отчет о результатах анализа рынка на 20 л.

4. Услуги оказаны в срок с 22 июля по 18 октября 2019 года (включительно).

5. Услуги оказаны на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

6. Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1»

Адрес: г. Киров, пер. Ягодный, д. 15

Телефон: (8322) 456-43-21

Электронная почта: info@gospital.ru

ИНН 4345123450, КПП 434501001

в ГРКЦ по г. Киров

_______________ /Контрактный П.Д./

Общество с ограниченной ответственностью «Сигма»

Передача полномочий заказчика по приемке товара и подписании актов приемки по договору транспортной экспедиции по

Заказчик:Исполнитель:
Дата документа01.09.2016
МеткиСтатья

ПРИЕМКА ПО КОНТРАКТУ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

В последнее время значительное внимание со стороны государства уделяется вопросам эффективности и результативности закупок. Как правило, выводы о качестве проведенной закупочной процедуры можно сделать уже на этапе исполнения контакта. Именно поэтому актуальным для заказчиков остается вопрос организации и проведения приемки по государственному (муниципальному) контракту.

Процедурные важности

Приемка по контракту – это одно из действий заказчика, которым подтверждается факт исполнения контракта или его отдельного этапа. Напомним, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта состоит из ряда последовательных процедур (ч. 1 ст. 94):

приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
взаимодействие заказчика с поставщиком при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Прежде чем вести разговор о приемке товаров, работ и услуг по завершении исполнения контакта, определимся с термином “экспертиза”. Толкование данного термина носит дискуссионный характер, поскольку специалисты-закупщики уже давно ищут ответ на вопрос: приемка по контракту и экспертиза поставленных товаров (работ, услуг) – это каждый отдельный процедурный элемент или нет?
Отметим, что, согласно ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, исполнение контракта буквально включает в себя “приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги”. Таким образом, очевидно, что экспертиза – это неотделимая часть процедуры приемки (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема приемки товаров (работ, услуг) по контракту

Обратите внимание! Прежде чем подписать документ о приемке (или об отказе в приемке), заказчик должен установить, соответствует ли поставленный товар (работа, услуга) условиям заключенного контракта. А дать ответ на этот вопрос можно только по итогам соответствующей экспертизы. Следовательно, по каждому контракту заказчик обязан проводить экспертизу и только после этого подписывать (не подписывать) документы о приемке и затем осуществлять оплату .
Рассмотрим далее то, как организовать и провести приемку по контракту, какие документы необходимо оформлять при приемке, что такое экспертиза и кто такие эксперты.

Организация приемки

Порядок организации приемки по контракту, как правило, регулируется заказчиком самостоятельно на локальном уровне. Но при этом Законом № 44-ФЗ установлено обязательное требование о включении в проект контракта условия о порядке и сроках осуществления приемки оказанной услуги в части соответствия количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, уже на этапе планирования закупочной процедуры заказчик должен решить, в какой последовательности и в какие сроки он будет осуществлять приемку. В случае если заказчик не соблюдает “свой” порядок приемки, он в дальнейшем фактически лишается возможности ссылаться на факт ненадлежащего исполнения контракта.

Пример из судебной практики

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию