Перемен поставщика по контракту в случае его реорганизации в форме разделения по 44 ФЗ

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении государственного контракта по 44-ФЗ?

В 44-ФЗ запрещено изменять условия контракта, которые отнесены к существенным. Возможность замены поставщика в процессе исполнения контракта так же строго ограничивается, чтобы не допускать злоупотреблений в рамках контрактной системы. Если бы заказчику предоставили право на замену поставщика, то недобросовестные представители могли использовать эту законодательную лазейку для замены победителя закупки на «своего» поставщика.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Когда разрешена замена поставщика

В рамках 44-ФЗ основные правила изменения условий реализации госконтракта содержатся в ст. 95.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ прописан запрет на замену поставщика или исполнителя после того, как контракт был подписан (за некоторым исключением). Иногда у заказчика может возникнуть объективная необходимость замены поставщика, и эта процедура будет вполне легальна.

При исполнении контракта замена поставщика, исполнителя и подрядчика допускается в случае, если новый выступает правопреемником старого вследствие реорганизации. Такая реорганизация может иметь форму преобразования, присоединения и слияния. Выбор указанных форм как возможных для замены поставщика в госконтракте связан с их правовым статусом, который регулируется в Гражданском кодексе. Например, по ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса при слиянии юрлиц их права и обязанности переходят к новому юрлицу. При присоединении одного юрлица ко второму к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юрлица (по ч. 2 ст. 58 ГК).

При преобразовании права и обязанности реорганизованной компании не меняются за исключением прав и обязанностей учредителей, которые меняются при реорганизации по ч. 5 ст. 58 ГК.

В практике реорганизации юрлиц применяется еще одна форма – разделение компании. Но, по мнению Минэкономразвития, при разделении сменить поставщика по 44-ФЗ не допускается. Согласно позиции специалистов Минфина, изложенной в письме №Д28и-2852 от 2014 года, в данном случае заказчику необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон и инициировать новую закупку.

Согласно мнению Минфина, которое изложено в письме от 2015 года №02-02-08/12916, можно сделать вывод о том, что перемена поставщика, исполнителя и подрядчика не допускается, так как в некоторых закупках личность участника имеет очень важное значение, в частности, если закупка проходила исключительно среди СМП и СОНКО, организаций инвалидов и пр.

Оформление перемены поставщика

Правила перемены лиц в обязательствах поставщика определены в Главе 24 Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 382 ГК право, принадлежащее поставщику, допускается передать другому лицу по сделке или на основании норм закона.

При перемене поставщика права первоначального участника переходят к новому в полном объеме и на тех условиях, на которых первоначальный поставщик работал в момент перехода, если иное не было прописано в контракте.

Дополнительное соглашение о смене поставщика обязательно оформляется в письменном формате и содержит следующую информацию:

  1. Дата подписания документа.
  2. Место его подготовки.
  3. Реквизиты государственного контракта, к которому прилагается соглашение.
  4. Причины подписания указанного дополнительного соглашения: указание на прежнего поставщика, его реорганизацию и нового поставщика в рамках государственного контракта.
  5. Указание на то, что все права и обязанности старого поставщика переходят к новому.
  6. Указание на то, что все остальные пункты государственного контракта остаются неизменными (заказчик не имеет права изменить условия контракта с новым поставщиком).
  7. Подписи руководства и печати.

После того как дополнительное соглашение было подписано, контракт начинает исполнять новый поставщик.

Заказчику следует помнить, что при смене поставщика ему следует внести необходимые изменения в реестр ЕИС. Согласно Приказу Минфина от 2014 года №136н, в реестр в том числе передаются сведения об изменении сторон по договору.

Заказчику необходимо перенаправить подписанное дополнительное соглашение об изменении поставщика в Казначейство в течение 3 дней после его подписания. Этот документ после проверки обязательно включается в реестр контрактов.

Если прежний поставщик был ликвидирован, утратил свой прежний статус, который позволял ему исполнять контракт (например, статус арендодателя или поставщика электроэнергии), у него отозвали лицензию на оказание определенных услуг, то на этих основаниях заменить поставщика заказчик не вправе. Единственное, что ему остается – это расторгнуть контракт. Расторжение контракта в данном случае допускается путем подписания дополнительного соглашения, согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ). В качестве причины расторжения контракта можно указать расторжение контракта из-за невозможности его исполнения по ст. 416 Гражданского кодекса. При невозможности подписать дополнительное соглашение заказчик также вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Передача прав по получению оплаты

К возможности перемены поставщика после исполнения всех условий по контракту контролирующие инстанции относятся более лояльно.

Похожая позиция содержится в Постановлении 13 Арбитражного апелляционного суда (№13АП-23720/2014 по делу №А56-33928/2014 от 2014 года). Здесь сказано, что в результате уступки права требования по договору фактически не происходит замена участника, а только переводится право требования задолженности к новому лицу. При этом за заказчиком сохраняется право выдвижения возражений по ст. 386 ГК.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только право заказчика на смену поставщика, тогда как перемена заказчика допускается без каких-либо ограничений. В результате права и обязанности заказчика по контракту переходят к новому заказчику по ч. 6 ст. 95 44-ФЗ. В 44-ФЗ не описаны случаи, когда может потребоваться смена заказчика по госконтракту, но потенциальная возможность таких изменений содержится в статье 95.

Для смены заказчика необходимо соблюдение двух условий:

  1. Данный контракт должен продолжать действовать.
  2. Новый заказчик должен иметь статус государственного заказчика, работающего по 44-ФЗ (на основании пп. 4-7 ст. 3 44-ФЗ). В качестве такого заказчика могут выступать государственные и муниципальные органы власти, которые проводят закупки от лица РФ, субъекта или муниципального образования.

Таким образом, в рамках законодательства о контрактной системе замена поставщика не допускается. Но в п. 5 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено единственное исключение из данного правила. Здесь сказано, что заменить поставщика можно в случае, если новый поставщик является правопреемником старого и был образован при реорганизации в форме присоединения, слияния или преобразования. Данный перечень обстоятельств для смены поставщика является исчерпывающим и по другим причинам менять поставщика строго не допускается. При реорганизации в форме разделения перехода прав не происходит. По судебной практике передача прав требований по оплате по 44-ФЗ допускается, хотя не все контролирующие инстанции допускают такой вариант, как отвечающий правовым нормам. Право на замену заказчика по 44-ФЗ не ограничивается и допускается, согласно п. 6 ст. 95 44-ФЗ.


В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта по 44-ФЗ?

Перед заказчиком может возникнуть необходимость изменить поставщика, который исполняет государственный контракт. Замена поставщика при исполнении контракта по общим правилам 44-ФЗ не допускается. Но законодательство о контрактной системе также допускает исключительную ситуацию, когда это возможно.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит расторгнуть договор, так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки.
  2. Реквизиты госконтракта, к которому оно прилагается.
  3. Указание причины подписания данного допсоглашения: реорганизация поставщика по государственному контракту.
  4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными, все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
  5. Подписи руководства и печати организации.

После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода. То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в реестр контрактов. Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик – это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Перемен поставщика по контракту в случае его реорганизации в форме разделения по 44 ФЗ

Закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 указываются в ПГ одной суммой в разрезе КБК.

Если правильно понял вопрос: есть закупка у ЕП, которая подпадает под перечень проведения ЭА, то спокойно заключаете до 100 т.р. (при условии, что соблюдены все ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93).

п. 4 ч. 1 ст. 93 осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей . Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

HELP. Присоединение учреждений, как меняются план-график?

nor-vit » 19 сен 2015, 14:31

Добрый день! Просмотрел сообщения на форуме, сколько смог, не нашел необходимой информации.
Мы являемся бюджетным учреждением дополнительного образования, в середине года, Учредитель принял решение по объединению однотипных МБУ ДОД.
Два МБУ присоединяются к третьему. Присоединяемые учреждения до завершения процедуры реорганизации, освоили почти весь имеющийся лимит по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ (два млн. руб.).
После завершения процедуры реорганизации, возникли вопросы как дальше производить закупки по самостоятельным договорам (по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
В обсуждении два варианта дальнейшего развития.
1. Необходимо объединить планы графики, так как реорганизованное учреждение является правопреемником по всем правам и обязанностям присоединенных. В связи с этим, так как присоединенные учреждения до момента реорганизации освоили весь свой лимит (по ч.4. п. 1 с. 93), и сейчас общий по заключенным сделкам (по ч.4. п. 1 с. 93) превышает 5 млн. руб., реорганизованному (третьему) учреждению необходимо прекратить осуществлять закупки по самостоятельным договорам.
2. При объединении планов-графиков третьему МБУ нет необходимости ставить в зависимость свои дальнейшие закупки от действие которые совершили присоединенные МБУ. Ему необходимо лишь соблюсти свой лимит в 2 млн. руб. (с 01.01.15 по 31.12.15).

Читайте также:  Подтверждение участником электронного аукциона соответствия требованиям заказчика и об уведомлении о начале осуществления отдельных видов

По первому из вариантов приостанавливаются все дальнейшие закупки осуществляемые в соответствии с по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, а они в виду специфики очень нужны, есть и обязательные (запланированные) расходы в размере менее одной тысячи, и таких несколько.
Если есть возможность, то укажите практику и на какую нормативку стоит опираться. На сегодняшний день все закупки по по ч.4. п. 1 с. 93 44-ФЗ учреждение до разрешение дальнейших действий приостановило.
Как же нам все таки быть?

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

sviv » 19 сен 2015, 15:18

nor-vit писал(а): Добрый день! Просмотрел сообщения на форуме, сколько смог, не нашел необходимой информации.
Мы являемся бюджетным учреждением дополнительного образования, в середине года, Учредитель принял решение по объединению однотипных МБУ ДОД.
Два МБУ присоединяются к третьему. Присоединяемые учреждения до завершения процедуры реорганизации, освоили почти весь имеющийся лимит по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ (два млн. руб.).
После завершения процедуры реорганизации, возникли вопросы как дальше производить закупки по самостоятельным договорам (по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
В обсуждении два варианта дальнейшего развития.
1. Необходимо объединить планы графики, так как реорганизованное учреждение является правопреемником по всем правам и обязанностям присоединенных. В связи с этим, так как присоединенные учреждения до момента реорганизации освоили весь свой лимит (по ч.4. п. 1 с. 93), и сейчас общий по заключенным сделкам (по ч.4. п. 1 с. 93) превышает 5 млн. руб., реорганизованному (третьему) учреждению необходимо прекратить осуществлять закупки по самостоятельным договорам.
2. При объединении планов-графиков третьему МБУ нет необходимости ставить в зависимость свои дальнейшие закупки от действие которые совершили присоединенные МБУ. Ему необходимо лишь соблюсти свой лимит в 2 млн. руб. (с 01.01.15 по 31.12.15).

По первому из вариантов приостанавливаются все дальнейшие закупки осуществляемые в соответствии с по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, а они в виду специфики очень нужны, есть и обязательные (запланированные) расходы в размере менее одной тысячи, и таких несколько.
Если есть возможность, то укажите практику и на какую нормативку стоит опираться. На сегодняшний день все закупки по по ч.4. п. 1 с. 93 44-ФЗ учреждение до разрешение дальнейших действий приостановило.
Как же нам все таки быть?

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

nor-vit » 19 сен 2015, 16:04

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

sviv » 19 сен 2015, 18:06

До реорганизации это были самостоятельные договоры, а после реорганизации права и обязанности “старого” ЗАКа перешли к новому, это можно оформить Доп соглашениями к указанным договорам. Но в 44-ФЗ нет такого требования, что при смене ЗАКа расторгать договор. Вам надо гражданский кодекс посмотреть в главах по реорганизации предприятий, а также заключение, срок действия и расторжение договоров. Закон обратной силы не имеет, так и по уважительной причине, не зависящей от предприятия реорганизации не должны все договора расторгаться. Все равно уже потратили 5 млн рублей, а 2 млн рублей имеет право освоить (израсходовать)предприятие к которому присоединились другие два. Если даже Вам лимиты бюджетных ассигнований уменьшили, то имеете право это уменьшение провести за счет других новых закупок, это закладывается в план-график до начала новых закупок, или экономию получить за счет уменьшения НМЦК от ЦК по итогам проведенных конкурентных закупок.

Надо Вам узнать не одно мнение на форуме, прежде чем принимать решение по данному вопросу. Главное не допускать нарушений по 44-ФЗ, так как это чревато штрафами по КоАП.

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

ДиМкА » 19 сен 2015, 21:38

Может пригодится в работе.

Преобразование организационно-правовой формы заказчика не влияет на размещенную закупку
Данное изменение, после которого на заказчика перестает распространяться действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены согласно нормам того закона, на основании которого начаты.

Например, бюджетное учреждение объявило закупку в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В период закупки оно было преобразовано в унитарное предприятие, которому необходимо руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Завершить закупку такой заказчик должен на основании первого из упомянутых Законов. Рассматриваемое правило применимо и в обратных ситуациях.

Данный вывод Минэкономразвития России сделало на основании анализа ч. 5 ст. 58 ГК РФ. По общему правилу права и обязанности преобразованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются.

Согласно ч. 5 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее также – Закон № 44-ФЗ) при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Поэтому, согласно ч. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении одного юридического лица к другому, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (ч. 2 ст. 58 ГК РФ).

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (ч. 5 ст. 58 ГК РФ).

Если реорганизация поставщика происходит в форме преобразования, слияния или присоединения стороны оформляют замену поставщика правопреемником (путем заключения соответствующего дополнительного соглашения) согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Если реорганизация происходит в форме разделения, то согласно Письму Минэкономразвития РФ от 31 декабря 2014 года № Д28и-2852 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ” “следует рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон с момента разделения поставщика и проведения заказчиком новой закупки…”, так как “в качестве основания перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту не предусмотрена такая форма реорганизации юридического лица как разделение”.

Новый гарантирующий поставщик не является правопреемником первоначального, так как при утрате статуса гарантирующего поставщика речь не идет о реорганизации первоначального поставщика.

Закон № 44-ФЗ допускает замену поставщика только в случае замены его правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

По мнению экспертов, необходимо установить значение типа документа “Информация об исполнении контракта” и снять “галочку” с признака “Исполнение по контракту/этапу контракта завершено”, так как при снятии “галочки” данного признака исполнение по контракту/этапу контракта считается незавершенным (а контракт не исполненным), что, по нашему мнению, дает возможность в дальнейшем опубликовать иную информацию предусмотренную ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а именно информацию об оплате контракта.

Перемена поставщика путем заключения соответствующего дополнительного соглашения в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика первоначальным поставщиком и присвоением этого статуса другому юридическому лицу на основании приказа Минэнерго РФ не будет соответствовать ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В этом случае сторонам следует оформить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 Гражданского Кодекса РФ).

Вопрос:
После реорганизации учреждения имеем ли мы возможность составления нового (общего) план-графика, и необходимо ли учитывать в нём уже заключённые договора на 1 квартал 2014 г. каждой из организаций в отдельности.
Ответ:
В случае, если происходит реорганизация, то организация правопреемник по обязательствам должна расширить свой План-график за счет включения в него планов графиков присоединяемых организаций, поскольку частично планы-графики реорганизуемых организаций исполнялись, обязательства приняты, в том числе бюджетные. Кроме этого, статьей 21 установлено, что Планы-графики формируются на финансовый год и сформировать План-график на 9 месяцев означает сформировать План-график не соответствующий требованиям 44-ФЗ.

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

nor-vit » 20 сен 2015, 15:49

Re: Присоединение учреждений, как меняются план-график?

ДиМкА » 21 сен 2015, 00:33

Перестановка слагаемых. Допустима ли замена стороны при исполнении госконтракта

В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными – от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.

Возможен ли, согласно Закону № 44-ФЗ, перевод долга по оплате муниципального контракта на главного распорядителя бюджетных средств, если на расчетный счет заказчика – муниципального казенного учреждения наложен арест органом Казначейства? Заказчиком (муниципальным казенным учреждением) заключены муниципальные контракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В настоящее время на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства. Позволяет ли Закон № 44-ФЗ осуществить перевод долга по оплате муниципального контракта заказчика другому лицу – главному распорядителю бюджетных средств, в связи с тем что на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства (чтобы произвести оплату выполненных работ по контракту с расчетного счета главного распорядителя)?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивая возможность перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по заключенному государственному (муниципальному) контракту (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), допускает возможность перехода прав и обязанностей заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона №44-ФЗ устанавливает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. При этом порядок перехода прав и обязанностей заказчика по контракту данным законом не урегулирован.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях гражданского и бюджетного законодательства.

Отметим, что в ч. 6.6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 1 января 2014 года, содержалось положение, аналогичное по содержанию ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, и ФАС России, давая разъяснения по применению данной нормы, указала, что вопрос перемены лица в контракте регулируется нормами законодательства РФ, регламентирующего соответствующие правоотношения (см. тему 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 года).

Перемена лиц в обязательстве регулируется гл. 24 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 382 ГК РФ, она происходит либо по закону (в результате наследования, реорганизации юридического лица, регресса, суброгации и т.п.), либо по договору уступки права требования, перевода долга. Поскольку в рассматриваемой ситуации передача прав и обязанностей напрямую законом не предусмотрена, она может происходить только по договору, при этом такая замена должна производиться с соблюдением как правил об уступке требования (параграф 1 гл. 24 ГК РФ), так и правил о переводе долга (параграф 2 гл. 24 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования), если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Согласие должника на уступку не требуется (если иное не предусмотрено законом или договором), следует лишь уведомить его о состоявшейся уступке. Перевод должником своего долга на другое лицо осуществляется также в письменной форме (если договор, из которого возник долг, также заключался в письменной форме) и допускается лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

Исходя из этого, по нашему мнению, соглашение (договор) о перемене заказчика по договору (контракту) может быть заключено между первоначальным заказчиком и новым заказчиком с предварительным получением согласия поставщика (исполнителя). Следовательно, возможно оформить и трехстороннее соглашение между прежним и новым заказчиками и поставщиками товаров (исполнителями услуг). Отметим, что позиция о возможности передачи прав и обязанностей заказчика по контракту на основании трехстороннего соглашения, правда, в период действия Закона № 94-ФЗ, также была высказана Минэкономразвития России в письме от 05.06.2009 № Д05-2813.

Читайте также:  Извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ

Таким образом, нормы Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства не содержат ограничений на заключение казенным учреждением договора перевода долга своих обязательств по оплате муниципального контракта другому заказчику.

Вместе с тем особенности правого положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, предполагают, что финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 указанной статьи). Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает и закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 70 БК РФ).

Из п. 2 ст. 72 и п. 5 ст. 161 БК РФ следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ), если иное не установлено самим Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Следует напомнить, что лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (и плановом периоде). Текущий финансовый год – год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (и плановый период). Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом (ст. 6 БК РФ).

Иначе говоря, возможность заключения соглашения о переводе долга казенного учреждения по оплате предоставленных по муниципальному контракту товаров (работ, услуг) другому лицу (в том числе являющемуся главным распорядителем бюджетных средств) будет решаться с учетом требований сметно-бюджетной дисциплины, а также принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством (см., например, ст. 28, 34 БК РФ).

Из этого следует вывод, что заключение подобного соглашения возможно с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством.

Не является ли ничтожным договор уступки прав денежного требования по еще не исполненному государственному контракту, если он заключен подрядчиком с другим лицом до 1 июня 2015 года? Подрядчик по государственному контракту, работы по которому до сих пор исполняются, до 1 июня 2015 года заключил с другим лицом договор уступки прав денежного требования, которое возникнет к заказчику в будущем (универсальное правопреемство). Не является ли такой договор цессии ничтожным (с учетом положений п. 7 ст. 448 ГК РФ)? Допускается ли с 1 июня 2015 года уступка права требования по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

К сожалению, однозначно ответить на вопрос нельзя. И вот почему. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основан на положениях ГК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако общие положения ГК РФ, в том числе правила гл. 24 этого кодекса, применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ и не противоречащей этому закону.

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (аналогичная норма содержалась в ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года). Из приведенной нормы буквально следует, что не допускается не только передача договора (ст. 392.3 ГК РФ) контрагентом, то есть полная замена стороны по контракту (см. также письмо Минэкономразвития России от 05.03.2010 № Д22-231), но и передача другому лицу предусмотренной контрактом обязанности контрагента по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга).

При этом запрета на уступку контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику Закон № 44-ФЗ не содержит. И хотя Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916, от 29.05.2012 № 02-11-05/1904), в судебной практике подобные соглашения (во всяком случае заключенные в период до 1 июня 2015 года) рассматриваются как не противоречащие Закону № 44-ФЗ (например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 №07АП-9886/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 № 19АП-3261/15, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 № 03АП-2049/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 17АП-14998/14).

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, вступившим в силу с 1 июня 2015 года, ст. 448 ГК РФ дополнена п. 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

К сожалению, формулировка приведенной нормы допускает возможность неоднозначного толкования, а практика ее применения на сегодняшний день не сформирована.

С одной стороны, положения п. 7 ст. 448 ГК РФ, возможно, могут восприниматься как не допускающие именно одновременную уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (то есть как запрет на передачу победителем торгов договора, заключенного на торгах). Более того, на сегодняшний день нет уверенности и в том, что положения ст. 447–449 ГК РФ вообще применимы к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это связано, в частности, с тем, что ряд предусмотренных этими статьями норм не соответствует порядку, предусмотренному Законом № 44-ФЗ (см., в частности, п. 4 ст. 447, п. 5, 8 ст. 448 ГК РФ).

С другой стороны, буквально напрашивается вывод о том, что из п. 7 ст. 448 ГК РФ все же следует установление запрета на заключение лицом, договор с которым заключен на торгах, соглашений, направленных как на перевод долга, так и на уступку прав, возникших у него из этого договора. Ни положения ст. 447 – 449 ГК РФ, ни положения Закона № 44-ФЗ не содержат условий, которые позволяли бы не распространять установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ на отношения по государственным (муниципальным) контрактам. При таком подходе следует признать, что с 1 июня 2015 года любые соглашения об уступке прав из контрактов, которые, в свою очередь, были заключены по результатам конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, победителями этих процедур должны квалифицироваться как ничтожные (ст. 168 ГК РФ, п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25). В связи с изложенным представляется, что до формирования в право применительной практике единообразного подхода к вопросу о соотношении п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений Закона № 44-ФЗ уступка участниками закупок прав по контрактам сопряжена с очевидными рисками.

Что касается указанного в вопросе соглашения, то поскольку оно заключено до 1 июня 2015 года, п. 7 ст. 448 ГК РФ, скорее всего, не может рассматриваться в качестве основания для его недействительности, а значит, и не препятствует его исполнению. Иными словами, после 31 мая 2015 года соответствующее соглашение продолжает оставаться основанием для перехода права требования, которое возникнет в будущем, к новому кредитору. Однако правоприменительной практики, где рассматривались бы похожие ситуации, обнаружить не удалось.

Форум о госзакупках и тендерах Good-tender

Главная Решение вопросов заказчиков по 44-ФЗ Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Чтобы начать, вы должны Войти или Зарегистрироваться

Сообщений 19

Тема: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Хаюшки, коллеги! Как быть заказчику с объявленными торгами (прежде всего электронными аукционами) при реорганизации, если реорганизация произошла до момента проведения торгов или после проведения торгов, но до заключения контракта? (Москва)

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Можно внести изменения в документацию, а если торги прошли, то либо протокол разногласий до подписания, либо допсоглашение вместе с подписанием контракта.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Лучше пройти реорганизацию и начинать торги) там ведь изменения регист данные в ЕИС вносятся и ЭП меняется. Потом реорганизация бывает присоединением, выделением, разделением, что там в вашем случае.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Лучше пройти реорганизацию и начинать торги) там ведь изменения регист данные в ЕИС вносятся и ЭП меняется. Потом реорганизация бывает присоединением, выделением, разделением, что там в вашем случае.

если бы это было возможно они бы так и сделали. А в таких случаях в соответствии с ч.5 ст. 95.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

если бы это было возможно они бы так и сделали. А в таких случаях в соответствии с ч.5 ст. 95.

причем тут ч. 5? Спрашивают же о заказчике, а не о поставщике. Может быть ч. 6 вы имеете ввиду? Реорганизация за три минуты не делается, в любом случае это уже известно как минимум за 2 месяца. И из вопроса не видно оказался уже заказчик в ситуации когда во время процедуры прошла реорганизация, так как спрашивают до проведения торгов и до заключения контракта. Это уже в процессе исполнения легко сделать допник, а ЕИС подцепить к себе контракт и нет проблем.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

причем тут ч. 5? Спрашивают же о заказчике, а не о поставщике. Может быть ч. 6 вы имеете ввиду? Реорганизация за три минуты не делается, в любом случае это уже известно как минимум за 2 месяца. И из вопроса не видно оказался уже заказчик в ситуации когда во время процедуры прошла реорганизация, так как спрашивают до проведения торгов и до заключения контракта. Это уже в процессе исполнения легко сделать допник, а ЕИС подцепить к себе контракт и нет проблем.

да, вы правы, шестая, давно у нас реорганизация была, подзабыла. А на основании чего вы предлагаете размещать извещение от имени организации, которой они пока не являются? Или если они узнали за 2 месяца, что с первого января они будут другой организацией, то когда им проводить аукцион, если с 1 января нужны продукты питания для детей, бензин и т.д., конечно можно заключить по п.4 на 2 месяца, но 2млн. тоже не резиновые. И чтоб в процессе исполнения сделать допник, контракт сначала нужно заключить.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

да, вы правы, шестая, давно у нас реорганизация была, подзабыла. А на основании чего вы предлагаете размещать извещение от имени организации, которой они пока не являются? Или если они узнали за 2 месяца, что с первого января они будут другой организацией, то когда им проводить аукцион, если с 1 января нужны продукты питания для детей, бензин и т.д., конечно можно заключить по п.4 на 2 месяца, но 2млн. тоже не резиновые. И чтоб в процессе исполнения сделать допник, контракт сначала нужно заключить.

в смысле когда? Кому нужно исполнение с 1 января они уже начали свои процедуры. Чтобы с 1 января все было. Разве 2 месяца мало для этого? Начать сейчас после 25 декабря будут доведены лимиты, заключить контракты, а потом делать допники. А как еще по другому?

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

в смысле когда? Кому нужно исполнение с 1 января они уже начали свои процедуры. Чтобы с 1 января все было. Разве 2 месяца мало для этого? Начать сейчас после 25 декабря будут доведены лимиты, заключить контракты, а потом делать допники. А как еще по другому?

а вы уверены, что лимиты будут доведены? А вы уверены, что у них были запланирована публикация извещения так, чтоб контракт был заключен до 1 января?

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

а вы уверены, что лимиты будут доведены? А вы уверены, что у них были запланирована публикация извещения так, чтоб контракт был заключен до 1 января?

а вы тут причем? Мы разве вашу ситуацию обсуждали? И зачем мне быть в чем то уверенной? И зачем мне как то в этой ситуации поступать, когда она меня вообще не касается? Не понимаю о чем вы вообще говорите)) как поступить в данной ситуации, каждый сам выбирает в зависимости от ситуации и вида реорганизации, как я и говорила выше. О реорганизации известно заранее и успеть принять меры возможно. Варианты есть.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

а вы тут причем? Мы разве вашу ситуацию обсуждали? И зачем мне быть в чем то уверенной? И зачем мне как то в этой ситуации поступать, когда она меня вообще не касается? Не понимаю о чем вы вообще говорите)) как поступить в данной ситуации, каждый сам выбирает в зависимости от ситуации и вида реорганизации, как я и говорила выше. О реорганизации известно заранее и успеть принять меры возможно. Варианты есть.

ну вы тут в большей степени ни при чем, на сколько я поняла у вас такой ситуации и не было, а автор поста попросил совет как поступить, вот ЕМУ я и ответила КАК можно поступить. Ещё раз: если бы у них была возможность заранее перенести все аукционы, они бы не задавали подобные вопросы

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

ну вы тут в большей степени ни при чем, на сколько я поняла у вас такой ситуации и не было, а автор поста попросил совет как поступить, вот ЕМУ я и ответила КАК можно поступить. Ещё раз: если бы у них была возможность заранее перенести все аукционы, они бы не задавали подобные вопросы

коллега как мне кажется вопрос то свой решил и ему больше это не интересно, зачем мне постоянно писать, как было бы и как не было бы, я не понимаю, я не вам отвечала, а тому кто задавал вопрос, ваш ответ я даже не помню, если бы тому кто спрашивал, что то было интересно уточнить, он бы переспросил.))) реорганизация в нашей организации была, вопрос закупок мы решили без проблем.

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

коллега как мне кажется вопрос то свой решил и ему больше это не интересно, зачем мне постоянно писать, как было бы и как не было бы, я не понимаю, я не вам отвечала, а тому кто задавал вопрос, ваш ответ я даже не помню, если бы тому кто спрашивал, что то было интересно уточнить, он бы переспросил.))) реорганизация в нашей организации была, вопрос закупок мы решили без проблем.

ну допустим я вам ответила только один раз, потому, что ваш ответ “лучше пройти реорганизацию и начать торги” не отвечал на вопрос автора “что делать с уже начавшимися торгами”. В принципе вы могли бы и не отвечать мне постоянно, я бы не обиделась, а то, что есть только ваше мнение и не правильное, я поняла по нашему прошлому спору

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

ну допустим я вам ответила только один раз, потому, что ваш ответ “лучше пройти реорганизацию и начать торги” не отвечал на вопрос автора “что делать с уже начавшимися торгами”. В принципе вы могли бы и не отвечать мне постоянно, я бы не обиделась, а то, что есть только ваше мнение и не правильное, я поняла по нашему прошлому спору

по какому спору?)) какое мнение?)) какие то выводы делаете, я вас не знаю и не понимаю о каких спорах и о чем вы пишите)) я вроде с вами и не спорю и если автору не подходит ответ он может и не принимать его. По моему это вы пытаетесь доказать мне свою правоту целый день то про 5 часть пишите, то про какие то “а если вот так, а если так”)))

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

по какому спору?)) какое мнение?)) какие то выводы делаете, я вас не знаю и не понимаю о каких спорах и о чем вы пишите)) я вроде с вами и не спорю и если автору не подходит ответ он может и не принимать его. По моему это вы пытаетесь доказать мне свою правоту целый день то про 5 часть пишите, то про какие то “а если вот так, а если так”)))

вот по этому спору https://vk.com/wall-54947000_27171 и я вас не знаю, раньше вас не было на этом форуме. Удачи вам в трудовой деятельности

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

вот по этому спору https://vk.com/wall-54947000_27171 и я вас не знаю, раньше вас не было на этом форуме. Удачи вам в трудовой деятельности

Вы это помните еще?)) я не считаю, что это был спор скорее обсуждение конкретного вопроса для этого и создана данная группа, чтобы делится опытом и знаниями, но не для перехода на личности ведь это непрофессионально) Спасибо за пожелания, желаю вам того же и удачного закрытия 2016 года))

Re: Реорганизация заказчика по 44-ФЗ до заключения контракта

Вы это помните еще?)) я не считаю, что это был спор скорее обсуждение конкретного вопроса для этого и создана данная группа, чтобы делится опытом и знаниями, но не для перехода на личности ведь это непрофессионально) Спасибо за пожелания, желаю вам того же и удачного закрытия 2016 года))

вот в данном случае полностью с вами согласна, “это обсуждение конкретного вопроса для этого и создана данная группа, чтобы делится опытом и знаниями, но не для перехода на личности ведь это непрофессионально. ” золотые слова, вот ещё следовать бы им. Ведь в споре рождается истина.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

Согласно ч. 5 ст. 95 44-ФЗ, в процессе исполнения госконтракта недопустимо изменять поставщика, исполнителя и подрядчика. Это правило прописано в законодательстве, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны заказчика. Ведь если данное условие бы отсутствовало, то заказчик мог выбрать определенного поставщика конкурентным способом, а затем поменять его на «своего».

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Исключение составляют случаи, когда новый поставщик выступает правопреемником старого. Такие ситуации возникают при реорганизации поставщика, подрядчика и исполнителя. Она может проводиться в форме преобразования, присоединения и слияния.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит расторгнуть договор, так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

Согласно разъясняющему письму Минэкономразвития от 2014 года № Д28и-2852, при необходимости смены поставщика по 44-ФЗ по основаниям, которые не подходят под условия ст. 95 44-ФЗ, заказчику нужно расторгнуть контракт по соглашению сторон, а затем провести новую закупку.

Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки.
  2. Реквизиты госконтракта, к которому оно прилагается.
  3. Указание причины подписания данного допсоглашения: реорганизация поставщика по государственному контракту.
  4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными, все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
  5. Подписи руководства и печати организации.

После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода. То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

При смене участника заказчик должен внести изменения в ЕИС. Порядок формирования и обмена информацией между информационной системой и заказчиком прописан в Приказе Минфина от 2014 года №136н. В п. 34 указанного документа заказчиком упоминаются сведения об изменении стороны по договору.

Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в реестр контрактов. Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

Похожая позиция содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2014 года №13АП-23720/2014. Здесь подчеркивается, что, по сути, передача прав по получению оплаты выступает договором цессии (или уступки права требования). В данной ситуации замена участника не происходит, а только переходит право требования по оплате начисленной задолженности.

При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик – это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Если заказчик соответствует указанным условиям, то он подлежит замене без дополнительных законодательных барьеров. Права и обязанности старого заказчика переходят новому в полном объеме.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок. >Можно ли заменить поставщика по 44-ФЗ

Общие правила

Разберемся, допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 44-ФЗ устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч. 5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя. А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: СМП, СОНО, организации инвалидов и так далее.

Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода.

Читайте также:  В каких случаях возможно расторжение договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ
Ссылка на основную публикацию