Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

ДиМкА » 30 мар 2018, 23:14

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) в части планирования, сообщает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – это совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, обязанность по осуществлению планирования закупок для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, нормами Закона о контрактной системе не установлена.

Вопрос: О планировании закупок юрлицами, реализующими инвестиционные проекты, и содержании договора об участии РФ в собственности субъекта инвестиций.
Ответ:

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Таким образом, обязанность по осуществлению планирования закупок юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, нормами указанного закона не установлена.
Также отмечаем, что согласно подпункту “д” пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 941, проект договора между Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций должен содержать условие об определении юридическим лицом поставщика (подрядчика, исполнителя) и об исполнении гражданско-правовых договоров, заключенных им в целях реализации инвестиционного проекта по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
13.03.2017

Вопрос: О закупках юрлицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, ГУП, МУП.
Ответ:

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений законодательства о закупках и сообщает.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) положения указанного Закона распространяются на юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетных инвестиций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Учитывая изложенное, юридические лица применяют положения Закона № 44-ФЗ в случаях, указанных в части 5 статьи 15 указанного Закона. В иных случаях при осуществлении закупок такие лица руководствуются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
16.08.2016

Вопрос: О закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае получения организацией бюджетных инвестиций.
Ответ:

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае, если договором, заключенным в связи с предоставлением АО бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета, предусмотрена необходимость осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 44-ФЗ, АО обязано осуществлять такие закупки.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
05.07.2016

Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

— Новости

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Журнал “Государственные и муниципальные закупки” представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта”.

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта”.
Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

Читайте также:  Изменение государственного (муниципального) контракта

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О мелиорации земель” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации”).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом “а” пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

Источник: Журнал “Государственные и муниципальные закупки”

ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Минстроем России был осуществлен «переворот» в регламентированных закупках строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ)

отменены нормативы и сметные цены строительных ресурсов

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Россия – это страна, в которой всегда самые интересные вещи происходят «задним числом», в том числе фундаментальные изменения законодательства, регламентирующие правила какой-либо деятельности. Только в нашей стране сегодня одни правила игры, а вчера (задним числом)- уже другие правила.

Не успели лекторы и учебные центры даже заработать «трудовые» мозоли на своих языках, рассказывая о «грандиозных изменениях» в законодательство РФ о контрактной системе, вступающих в силу с 01.07.2019 г. и подготовленных Минфином России, как…произошло следующее:

– в безумной гонке федеральных министерств, направленной на реализацию национальных проектов путём бесконечного реформирования действующего законодательства, по мнению автора, вперёд с безусловным отрывом вырвался Минстрой России.

Добиться этого Минстрою России помог Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Пусть читателя не смущает название этого закона. На регламентированные закупки строительных работ данный закон оказывает не меньшее, а, наверное, даже большее влияние, чем уже известный читателю Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

По инициативе Минстроя России в действующем законодательстве с 27 июня 2019 года действуют следующие новеллы:

НОВОВВЕДЕНИЕ № 1:

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров, если иное не предусмотрено указанными контрактами (договорами), заключаемыми в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по:

1) строительству объектов капитального строительства;

2) реконструкции объектов капитального строительства;

3) капительному ремонту объектов капитального строительства;

4) сносу объектов капитального строительства;

5) сохранению объектов культурного наследия.

Указано об этом в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ:

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамка 44-ФЗ и на ряд заказчиков по 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена специальной нормой, которая ПРЯМО запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

КОНТРАКТНАЯ СМЕТА

Вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – контрактная смета).

…составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Данная контрактная смета составляется заказчиком с 27.06.2019 г. при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Возникает вопрос: а на основании чего же составляется такая контрактная смета с 27.06.2019 г.?

Ответ: согласно новой редакции части 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на основании методики составления сметы контракта, которую должен утвердить Минстрой России.

Естественно, данной методики нет и неизвестно, когда она вообще появится, что фактически делает всех заказчиков по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, нарушителями действующего законодательства.

У такого заказчика по 44-ФЗ, которому не повезло начать закупку на осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального после 27.06.2019 г. фактически два варианта:

ВАРИАНТ 1: составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы на свой страх и риск.

ВАРИАНТ 2: ждать появления методики составления сметы контракта от Минстроя России и срывать сроки строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какие-либо исключения из данного правила, когда оплата строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. может осуществляться на основании сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации?

Да, применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов могут, если это предусмотрено договором или контрактом:

1) заказчики по 223-ФЗ при строительстве (реконструкции);

2) заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:

При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

НОВОВВЕДЕНИЕ № 3:

Установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

Об этом прямо указано в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, действующей с 27.06.2019 г.:

… Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия

При этом статья 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена с 27.06.2019 г. частью 9.2 следующего содержания:

Читайте также:  Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть, в переводе на русский язык: сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с 27.06.2019 г. должна осуществляться не на основании проектно-сметной документации, а на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком на основании ценового предложения подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должен утвердить Минстрой России.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиком с 27.06.2019 г. учитывать при определении сметной стоимости положения статьи 8.3 ГрК РФ.

Напоминаю читателям, что согласно части 3 указанной статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427.

В переводе на русский язык: в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия обязательно требуется наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

У читателя возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ – см. следующее нововведение.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 4:

Согласно новой редакции части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

В переводе на русский язык: с 27.06.2019 г. заказчик в рамках 44-ФЗ принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

Если ещё проще: Минстроем России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов придумана интересная схема, когда ни заказчик, ни подрядчик при освоении этих средств в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По мнению автора, это существенно затрудняет контрольно-счётным органам, органам государственного (муниципального) финансового контроля, органам прокуратуры и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причинённого в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Естественно, как понятно любому профессионалу, это сделает существующую систему закупок работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ ещё более коррумпированной, чем она есть сейчас.

Реформу Минстроя России в этой части можно охарактеризовать фразой: когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали.

Помимо перечисленных изменений правил осуществления регламентированных закупок строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ) рассматриваемым Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены и другие существенные изменения в действующее законодательство, среди которых особый интерес представляет изменения порядка корректировки проектной документации и проведения её экспертизы, в том числе институт экспертного сопровождения проектов.

Однако, количество данных поправок и казенно-бюрократический язык, который используется их разработчиками, вынуждает автора для устранения возникшего когнитивного диссонанса и усвоения данных поправок для последующего ознакомления коллег прибегнуть к допингу и причинению вреда таким внутренним органам автора, как печень и поджелудочная железа.

Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM

Мониторинг ключевых показателей Контрактной системы Российской Федерации заставляет говорить о том, что система закупок излишне зарегулирована и регламентирована. Понимание проблемы привело к тому, что с 1 июля 2019 года вступили в силу значительные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), упрощающие процесс закупок. В статье мы затронем изменения 44-ФЗ, которые касаются строительной сферы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Одним из главных нововведений 44-ФЗ в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия стало изменение в процедуре электронного аукциона: срок подачи заявок сократился до 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена договора до 2 млрд рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 2 млрд рублей. Для остальных закупок сроки подачи заявок сокращаются до 7 календарных дней, если начальная максимальная) цена договора до 300 млн рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 300 млн рублей.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

• Техническое задание теперь должно быть частью проектной документации и размещено в Единой информационной системе (ЕИС) www.zakupki.gov.ru;
• Первая часть заявки теперь представлена в виде согласия поставщика;
• В первой части заявки заказчик обязан указать «конкретные» показатели;
• Рассмотрение первых частей заявки должно осуществляться заказчиком не более 3 рабочих дней;
• Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При
этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации
проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе;
• Срок рассмотрения вторых частей заявки составляет 3 рабочих дня после публикации протокола аукциона;

• Сметы, дефектные ведомости, перечни материалов и оборудования должны быть указаны со словами: «или эквивалент и характеристиками»;
• Заказчик может отклонить поставщика за «конкретные показатели», «химический состав» и прочее.

Это очень нужные и важные изменения в 44-ФЗ, но есть одно очень спорное изменение. Так, с 1 июля 2019 если заказчик включает проектную документацию в состав документации о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, то электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. Теперь заказчик для уменьшения конкуренции может поставить срок окончания подачи заявок в 00 часов и 00 минут, и аукцион состоится в 4 часа утра.

Рассмотрим статистику размещений извещений электронного аукциона в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) (данные приводятся с 01.07.2019 по 12.07.2019).

По состоянию на 12.07.2019 в ЕИС было опубликовано 2 051 извещение на проведение электронных аукционов, из них 1 249 электронных аукционов на строительство. Корректная дата проведения электронного аукциона была указана в 1 189 процедурах, а некорректная фигурировала в 60 случаях, что составляет 4,8 % от общего количества размещенных извещений.

По данным федерального казначейства в течение трех недель с момента вступления в силу изменений заказчики освоили нововведения: документация о проведении электронного аукциона размещается без нарушений действующего законодательства. Предоставление поставщику возможности согласиться с требованиями заказчика — решение, на наш взгляд, спорное, т. к. эти изменения приведут на рынок компании без опыта работы, что может привести к срыву, а в лучшем случае — к затягиванию строительного процесса.

Отдельного внимания заслуживает государственная поддержка субъектов малого предпринимательства (далее СМП): с 12 мая 2019 года вступила в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ; теперь срок оплаты заказчиком исполненного по контракту (срок оплаты заказчиком исполненных по контракту обязательств) должен быть не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Оплата для СМП или социально ориентированной некоммерческой организации должна происходить в течение 15 рабочих дней с даты
подписания документа о приемке.

Еще одно нововведение: при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года СМП и СОНКО в соответствии с частью 8.1. 96 статьи 44-ФЗ с 1 июля 2019 года освобождаются от обеспечения исполнения контракта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С 01.07.2019

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 и части 1 статьи 96 № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного в соответствии с частью 7 статьи 96 № 44-ФЗ.

При исполнении контракта документ о приемке поставленных ТРУ оформляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения/

Срок обеспечения гарантийных обязательств составляет: гарантийный срок + 1 месяц.

С одной стороны, эта мера призвана защитить заказчиков, а с другой — дополнительное бремя на поставщиков, что, в конечном счете, отразится на начальной (максимальной) цене контракта и может привести к оттоку поставщиков на торгах и, как следствие, к снижению конкуренции.

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА

Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия:

1. Если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию:
• контракт заключен на срок не менее одного года, а его цена равна предельному размеру цены, установленному Правительством РФ или превышает предельный размер;
• имеется обоснование производимого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
• изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. В указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

2. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначальный, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика или по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Приведем пример: у заказчика был заключен контракт с поставщиком на 1 год на строительство детского сада, но в силу прошедшего торнадо поставщик не смог его достроить.

Стороны должны будут согласовать новый срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, если обеспечение исполнения контракта вносилось деньгами.

Это очень важное изменение, позволяющее заказчику избежать ситуаций, когда из-за неучтенных работ заказчик должен был проводить дополнительную конкурентную процедуру.

Представим себе ремонт помещения в больнице, где рабочие вскрыли полы и поняли, что надо их полностью менять. В силу того, что сумма увеличившегося объема работ выросла более чем на 10 %, заказчик вынужден был проводить конкурентную процедуру и у него могла сложиться такая ситуация, когда на одном объекте часть работ делает одна компания, а часть — другая.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКУПАТЬ РАБОТЫ «БЕЗ ОБЪЕМА»

С 1 июля 2019 года у заказчика появилась возможность осуществлять закупку работ «без объема» или рамочный договор. Рамочное соглашение — это договор, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы закупок, цены, сроки и т. д.).

Рамочное соглашение не должно нарушать антимонопольное законодательство, а лицо, его заключающее, должно иметь соответствующие полномочия. Рамочный договор заключается в соответствии со статьей 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК).

К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе, в случае незаключения сторонами отдельных договоров, применяются общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

При использовании рамочного договора заказчик обосновывает единичные расценки, начальную (максимальную) цену контракта. В результате конкурентной процедуры максимальная цена контракта остается неизменной, понижаются только единичные расценки, все они снижаются на единый коэффициент снижения.

Несомненно, рамочный договор — это большой плюс для заказчика в части осуществления своих непосредственных обязанностей.

Самой частой ошибкой при использовании рамочного договора является то, что заказчик не ведет накопительную ведомость, вследствие чего может наступить следующая ситуация: «подписанный акт приемки без действующего госконтракта — не основание для оплаты».

Читайте также:  Заключение госконтракта на оказание услуг по охране комнат хранения оружия по 44 ФЗ

Давайте рассмотрим Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 г. по делу № А04–8753/2017.

Стороны заключили контракт, установив предельную цену, по достижении которой он считается расторгнутым. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 432 ГК Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ существенными условиями договора является: цена, срок договора или предмет. И очень часто при закупке «без объема» у заказчика остается неизрасходованный лимит, а срок договора заканчивается. Так было и в данном случае: лимит был исчерпан, исполнитель продолжил оказывать услуги, а заказчик их принимал, но не оплачивал.

Заказчик и поставщик в досудебном порядке не могли урегулировать свои финансовые разногласия, т. к. для оплаты требовался действующий договор, а в данном случае договор был не действителен в виду окончания срока действия.

Суды решили, что услуги оказаны за рамками договора и исполнитель знал об этом. Заказчик платить не должен, иначе нарушит законодательство о закупках.

Для того чтобы застраховать себя от риска неуплаты по государственному контракту, рекомендуем поставщикам вести «накопительную» ведомость, и, прежде чем увеличить объем обязательств, убедиться, что новое соглашение соответствует Закону 44-ФЗ.

Изменения, которые произошли в строительной сфере в 44-ФЗ, затрагивают только проведение процедур, они не учитывают затраты. Однако затраты — это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения. Таким образом, затраты — это ключевой элемент, показывающий результативность и эффективность деятельности региона за определенный период.

Управление затратами позволяет регионам оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА — IPM

В целях контроля исполнения договоров и лимитов предельной цены по ним часто используется бухгалтерский метод учета фактически выполненных работ, что приводит к возникновению ситуации с превышенными лимитами, описанными выше. Недостаток бухгалтерского учета состоит в том, что зачастую имеется значительная временная задержка между фиксацией факта исполнения работ на строительной площадке и приемкой этих работ заказчиком для последующей оплаты. За это время на объекте, как правило, продолжаются работы в соответствии с планом-графиком, и момент превышения лимита по договору можно упустить.

Один из способов контроля в подобных случаях — внедрение и использование цифровых технологий по управлению проектами капитального строительства, которые объединяют всех участников проекта и всю цепочку поставок в едином цифровом пространстве на единой цифровой платформе. Современные IT-системы для управления объектами капитального строительства позволяют не только осуществлять приемку работ в целях учета исполнения обязательств по договорам в момент их возникновения, но и связать данные календарно-сетевого графика объекта, договора любого уровня кооперации, платежи и информацию о физических объемах поставок и работ на строительной площадке, что обеспечивает возможность своевременно фиксировать объемы работ и материалов, проводить план-фактный анализ и контролировать ход выполнения договорных обязательств.

Потенциал интеграции с системами банковского сопровождения контрактов и электронными закупками обеспечивают дополнительный контроль над исходящими платежами и лимитами расходования денежных средств, а также за ценовой политикой расходов в рамках объекта капитального строительства. Использование цифровых технологий по формированию единого каталога МТР в привязке к техническим условиям, производимой продукции, еще на этапе формирования проектной документации и использование каталога как единого в IT-решении по управлению капитальным строительством, в том числе, при формировании спецификации и потребности в закупке, договоре, закрывающих документах дополнительно повышает прозрачность всего процесса.

Цифровые технологии IPM базируются на четырех основных потоках данных, охватывающих весь жизненный цикл инвестиций в капитальное строительство:
• Данные о плановых показателях — как должно быть. Сбор данных начинается на самом раннем этапе жизненного цикла строительно-
го проекта.
• Данные о конкурентной закупке по освоению планового бюджета — открытая система для выбора поставщиков и подрядчиков в цифровой конкурентной среде. Сбор данных идет на электронной торговой площадке.
• Данные о фактических физических объемах — результате работы подрядчиков. Сбор данных приемка работ происходит непосредственно на строительной площадке с помощью цифровых инструментов строительно-инженерного контроля.
• Данные о платежах за выполненные работы. Сбор данных автоматизирован за счет интеграции с сервисом банковского сопровождения.

Подводя итоги, стоит отметить, что несмотря на изменения в 44-ФЗ в части строительства —возможность изменения условия договора, закупки работы «без объема» — начинает складываться практика нарушений, которая заключается в неумышленном превышении объемов закупаемой продукции. Для решения проблемы необходим постоянный контроль в виде накопительной ведомости, которую ведет заказчик и поставщик самостоятельно или используя IPM. Накопительная ведомость позволит заказчикам получить дополнительный механизм для контроля за строительством и, как следствие, — экономию бюджетных средств. ■

Особенности закупок, проводимых бюджетными и автономными учреждений, ГУПами и МУПами по нормам 44-ФЗ

44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги. Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица. Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.

Что регулирует статья 15 44-ФЗ

Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:

  • бюджетные учреждения;
  • автономные учреждения;
  • государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
  • иные категории юридических лиц.

По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями

Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.

Такое Положение будет распространяться только на закупки:

  1. За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
  2. Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
  3. В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).

Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:

  1. Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
  2. Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
  3. Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
  4. Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
  5. Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
  6. Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
  7. Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
  8. Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.

Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.

При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.

Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами

Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.

Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.

В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности. Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр. Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ. Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ). При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов. Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.

Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:

  • определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.

Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.

На основании ч. 6 ст. 15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.

Исходя из п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.

Изменения в статье 15 44-ФЗ

В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.

В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).

Например, в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).

Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок. В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.


Ссылка на основную публикацию