Победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр

Победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию (далее – БГ) банка). У заказчика подошел срок подписания контракта, БГ нет в реестре БГ в ЕИС, но исполнитель утверждает, что на момент подписания заказчиком контракта БГ уже есть не в проекте, а именно, заверенная банком БГ, с подписями, печатями, скоро она будет внесена в реестр БГ в ЕИС.
Срок подписания проекта контракта победителем аукциона окончился 15 декабря. Он подписал проект, приложив к нему проект банковской гарантии без подписи и печати банка. 19 декабря выяснилось, что сведения о банковской гарантии включены в реестр банковских гарантий (в этот же день). При этом дата выдачи банковской гарантии – 18 декабря. Срок подписания контракта заказчиком оканчивается 20 декабря.
Что необходимо делать заказчику? Можно ли считать прикрепленный проект БГ надлежаще оформленным обеспечением, если БГ до истечения срока подписания контракта заказчиком появится в реестре?

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона.
Частью 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Последовательность действий сторон в связи с заключением контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Так, ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Частью 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 той же статьи, по общему правилу должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В реестр банковских гарантий включается в том числе копия банковской гарантии (п. 5 ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Согласно этим требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если исполнение контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона (далее также – аукцион), обеспечивается банковской гарантией, такая гарантия, отвечающая установленным требованиям, должна быть как включена в реестр банковских гарантий (в виде копии) с размещением в ЕИС соответствующих сведений об этой гарантии, так и предоставлена заказчику победителем аукциона путем размещения в ЕИС вместе с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
Этот вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в постановлении АС Московского округа от 22.12.2015 N Ф05-17887/15 отмечается, что в сроки, установленные ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий Закону N 44-ФЗ, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям. А в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 N Ф04-1696/17 указано, что проекты банковских гарантий не свидетельствуют об исполнении предусмотренной Законом N 44-ФЗ и документацией о закупке обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения.
Обратим внимание на выводы, содержащиеся в постановлении АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11315/17. В конкретной спорной ситуации суд признал, что направление победителем аукциона действительной банковской гарантии за пределами пятидневного срока, предусмотренного для подписания проекта контракта, не свидетельствует о соблюдении таким победителем положений ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в которой строго регламентированы последовательность действий заказчика и победителя аукциона при заключении контракта и сроки их совершения.
Антимонопольные органы также приходят к выводу о том, что представление документа, подтверждающего обеспечение исполнение контракта, а именно банковской гарантии, без подписи и печати банка не отвечает требованиям положения ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Такая банковская гарантия не является по своей сути документом (решение Ульяновского УФАС России от 16.03.2016, смотрите также решение Краснодарского УФАС России от 11.07.2014 N К-54/2014).
Таким образом, проект банковской гарантии, не подписанный банком, не свидетельствует о выполнении победителем аукциона требования закона о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если в течение срока, установленного для заключения контракта, победитель аукциона не предоставил надлежащим образом оформленную банковской гарантии, у заказчика имеются основания не принять представленный документ в качестве банковской гарантии и признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта, несмотря на то, что сведения о банковской гарантии включены в реестр гарантий, содержащийся в ЕИС (смотрите также решение ФАС России от 18.08.2017 N К-1064/17, решение Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 N 363, решение Красноярского УФАС России от 18.09.2017 N 1539).
В заключение отметим, что при описанных обстоятельствах признание победителя уклонившимся от заключения контракта может рассматриваться как основанное на формальном подходе к положениям Закона N 44-ФЗ (поскольку на день подписания контракта победителем получена надлежащая банковская гарантия, которая включена в соответствующий реестр). Правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что при таких обстоятельствах решение заказчика о признании победителя уклонившимся от заключения контракта может быть признано неправомерным, мы не обнаружили, однако полностью исключить вероятность подобного подхода мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

20 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Победитель аукциона предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр банковских гарантий

Вопрос: Победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр банковских гарантий. Каковы действия заказчика в данной ситуации?
Ответ: Если победитель электронного аукциона предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр банковских гарантий, то такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик совершает следующие действия: 1) информирует участника закупки об отказе в принятии банковской гарантии путем направления уведомления; 2) составляет протокол об уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта; 3) составляет протокол об отказе от заключения контракта; 4) размещает протоколы в ЕИС; 5) направляет протоколы в адрес победителя аукциона, уклонившегося от заключения контракта.
Также заказчик вправе: 1) заключить контракт с участником аукциона, предложение которого о цене контракта является вторым после победителя, либо признать аукцион несостоявшимся; 2) направить в антимонопольный орган сведения о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта; 3) обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (на официальном сайте).
В срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления банковской гарантии, заказчик должен рассмотреть предоставленное победителем обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Одним из оснований для отказа заказчиком в принятии банковской гарантии, предоставленной победителем аукциона, является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий (п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик первоначально должен убедиться, что сведения о банковской гарантии содержатся в реестре банковских гарантий, размещенном в ЕИС, что подтверждает достоверность предоставленного обеспечения.
В случае если предоставленная гарантия не содержится в реестре банковских гарантий, заказчик отказывает в принятии банковской гарантии, о чем информирует участника закупки в письменной форме или в форме электронного документа в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления такой банковской гарантии (ч. 7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Следовательно, заказчик с целью соблюдения требований ч. 7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ о надлежащем извещении участника закупки составляет уведомление об отказе в принятии банковской гарантии при осуществлении закупки товаров (работ, услуг) и направляет данное уведомление победителю аукциона.
В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта предоставления ненадлежащего обеспечения контракта, заказчик составляет протоколы об уклонении победителя электронного аукциона и об отказе от заключения контракта, в которых в качестве причины необходимо указать на непредоставление обеспечения исполнения контракта по условиям аукционной документации.
Такой протокол в день его составления размещается в ЕИС, а также в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется победителю аукциона (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Впоследствии данные документы будут являться основанием для обращения заказчика в адрес антимонопольного органа с заявлением о включении сведений о победителе аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Лицо, с которым заказчик отказался заключать контракт, может обжаловать отказ в порядке, установленном гл. 6 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Поскольку заказчик признает победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, на основании ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с участником аукциона, предложение которого о цене контракта является вторым после победителя, а также вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, например, в сумме, составляющей разницу между ценой, предложенной победителем, и ценой, по которой государственный контракт был заключен с другим участником, либо в размере затрат на проведение повторного определения поставщика.
Если участник электронного аукциона, признанный победителем в результате уклонения от заключения контракта первоначального победителя аукциона, по каким-либо причинам также уклоняется от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
В этом случае заказчик, в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ, обязан внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и провести запрос предложений (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом выбрать поставщика.
К.В.Антоновская
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
18.07.2014

Читайте также:  Указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе по 44 ФЗ нескольких стран

Банковская гарантия в сфере госзакупок

Банковская гарантия — популярный способ финансового обеспечения в госзакупках. После победы в тендере есть всего несколько дней на ее получение. Поэтому позаботьтесь об этом заранее, особенно если еще ни разу не побеждали в закупках.

Что такое обеспечение в сфере госзакупок?

Один из принципов 44-ФЗ — ответственность за результат и эффективность закупки. Другими словами, госзаказчику нужны гарантии, что победитель тендера подпишет контракт и выполнит его с соблюдением всех заявленных условий.

В госзакупках есть два вида гарантий:

  • Обеспечение заявки – страховка на случай, если победитель откажется подписывать выигранный контракт.
  • Обеспечение исполнения контракта – страхует в ситуациях, когда поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия.

Обеспечить заявку или исполнение контракта можно двумя способами.

  • Внести собственные деньги «в залог». Для обеспечения заявки — на спецсчет, а для обеспечения контракта — на расчетный счет заказчика. Деньги будут «заморожены» до определения победителя тендера или выполнения всех условий контракта.
  • Предоставить банковскую гарантию. Банк возместит госзаказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Банковская гарантия оформляется согласно требованиям 44-ФЗ, и поставщик платит банку за ее получение комиссию.

Что выбрать для обеспечения контракта — денежный залог или банковскую гарантию — решает поставщик.

Когда предоставляется банковская гарантия?

Банковская гарантия для обеспечения заявки

Обеспечение составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта: точная сумма всегда прописывается в закупочной документации.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не меньше двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок. По завершении процедуры комиссия за банковскую гарантию поставщику не возвращается.

Банковская гарантия при исполнении контракта в электронном аукционе или конкурсе

Победитель электронного аукциона обязан подписать контракт и предоставить банковскую гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком контракта на электронной торговой площадке.

Размер обеспечения — от 5 до 30 % от начальной цены контракта или равен авансу. В случае ненадлежащего исполнения контракта, банк выплатит заказчику за поставщика штрафы и пени.

В любых указанных выше случаях банковская гарантия является безотзывной, действует в течение месяца с даты исполнения обязательств по контракту.

Когда заказчик может потребовать платеж по банковской гарантии?

  1. Победитель, выиграв тендер, отказывается от подписания контракта. При этом участник обеспечивал заявку с помощью банковской гарантии.
  2. Поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия. В этом случае заказчик должен в одностороннем порядке расторгнуть контракт или предоставить доказательства, что поставщик нарушает условия контракта.

По законодательству требование госзаказчика о платеже по гарантии является внесудебным, то есть его можно выдвинуть напрямую исполнителю контракта в течение 1 месяца после истечения срока исполнения обязательств по контракту.

Получение банковской гарантии

Кто может выдавать гарантию?

Только финансовые учреждения, включенные в перечень Министерства Финансов РФ. Уточните заранее, есть ли в этом списке банк, в котором у вас открыт расчетный счет.

Электронный агент Контур.Спектр поможет вам получить выгодную банковскую гарантию. Подготовьте всего одну заявку, которая уйдет в несколько банков. Сравните условия гарантий и отправьте документы в банк прямо из сервиса.

Что потребует от поставщика банк?

Чтобы успешно и быстро получить гарантию, узнайте заранее условия банка: сроки выдачи, размеры комиссии, список документов и прочее.

Репутация компании — одно из самых важных условий выдачи гарантии. Если фирма работает добросовестно, вовремя платит налоги и отчитывается в контролирующие органы, банковскую гарантию она наверняка получит.

Для предоставления гарантий большинство банков требуют от клиента такой же перечень документов, как для кредита:

  • учредительные документы (Устав, ОГРН, ИНН),
  • полная отчетность по финансовому состоянию и бухгалтерии за 1 год,
  • заполненная предварительная заявка,
  • ссылка на закупку.

Для многих банков важно, чтобы у участника закупки был открыт в нем счет. К этому тоже нужно быть готовым, чтобы не потерять время на переговоры с банками, в которых у вашей компании счета нет.

В банке, с которым уже налажены хорошие деловые отношения, оформление банковской гарантии может проходить по упрощенному сценарию. Как правило, для финансового анализа компании достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Сколько стоит банковская гарантия?

Стоимость банковской гарантии определяется индивидуально и зависит от:

  • срока ее действия,
  • степени риска платежа по ней,
  • качества обеспечения регрессных требований банка к клиенту.

Как правило, комиссия за выдачу гарантии составляет от 1% до 5% от суммы требуемого обеспечения.

Срок получения составляет от 1 дней до нескольких дней. В последнее время эти сроки сокращаются, поскольку банковская гарантия становится все более популярным банковским продуктом, а банки рассматривают электронные заявки.

Лимит банковской гарантии

Перед участием в электронном аукционе или конкурсе можно заранее узнать, даст ли вам банк гарантию в случае победы. Для этого нужно обратиться в банк для установления лимита банковских гарантий. В этом случае банк запрашивает у вас копии документов и устанавливает лимит. Правда, нужно учесть два условия:

  • за установление лимита в некоторых банках придется платить — около 1% от суммы гарантии,
  • если в следующем квартале бухгалтерская отчетность ухудшится, банковскую гарантию вам не выдадут.

Установить лимит полезно. Во-первых, это позволит выяснить, стоит ли в принципе рассчитывать на получение банковской гарантии, а во-вторых, после вашей победы в тендере решение о выдаче гарантии банк примет гораздо быстрее.

Что делать, если осталась пара дней на получение?

Для победителя важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Если пропустить срок подписания контракта, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в этом случае? Общайтесь с банком через интернет, а документы подписывайте квалифицированной электронной подписью. Это гораздо быстрее и удобнее, чем подавать документы в бумажном виде.

Если решили участвовать в электронных аукционах и конкурсах, детально изучите вопрос получения банковской гарантии, выясните свой лимит или заранее рассчитывайте стоимость гарантии для каждой интересной закупки. При соблюдении условий контракта претензий со стороны госзаказчика, а значит и выплат по вашей банковской гарантии, не будет.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Каждый участник госзакупок обязательно должен знать – что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись. Об этом рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства. При этом мы учли все изменения, внесенные в законодательство о закупках в 2018 году. Отдельно мы поговорим о том, как получить банковскую гарантию.

Читайте также:  Описание объекта закупки в документации о закупке лекарственных препаратов по 44 ФЗ

Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.

Таким образом, если исполнитель нарушит свои обязательства по контракту или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик гарантированно имеет возможность возместить нанесенный ему ущерб за счет полученного обеспечения. Если размер ущерба будет больше чем размер полученного обеспечения, заказчик имеет законное право взыскать разницу с исполнителя в судебном порядке.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ ПО 44-ФЗ

Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ регламентируются статьей 96 закона. Рассмотрим основные положения данной статьи достаточно подробно в связи с тем, что в 2018 году в закон 44-ФЗ были внесены серьезные изменения, в том числе и в порядок обеспечения исполнения контрактов.

1. При проведении закупки заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта, прописав это в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закрытой закупке.

Однако закон предусматривает исключения из этого правила. Установление требования об обеспечении исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика в случаях, когда:

• закупка производится путем проведения запроса котировок или запроса котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 500 тыс. рублей;

• закупка производится путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случаях, если предметами закупки являются поставка спортивного инвентаря и экипировки для нужд сборных России, поставка жизненно необходимых лекарственных препаратов, поставка изделий народных промыслов или оказание услуг по защите интересов России в международных судах;

• закупка производится у единственного поставщика.

2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Какой способ обеспечения выбрать – заказчик решает самостоятельно.

3. Банковская гарантия для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть выдана банком, отвечающим требованиям ст. 45 этого закона.

4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. Победителю закупки необходимо внимательно ознакомиться с закупочной документацией, т.к. там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если же нет – следует руководствоваться требованиями закона 44-ФЗ.

5. Контракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения исполнения контракта. Если победитель не представил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, то он считается уклонившимся от заключения контракта. Как следствие – включение в реестр недобросовестных поставщиков.

6. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен составлять от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦК превышает 50 млн. рублей, то размер обеспечения составит от 10 до 30 процентов от НМЦК, но не менее размера аванса, если такой предусмотрен контрактом. Если размер аванса превышает 30 процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в размере аванса.

7. В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту. В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию. С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению – внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта.

8. Если в ходе проведения закупки цена была снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 закона 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры заключаются в следующем. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, была предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, то увеличения размера обеспечения можно избежать, предоставив заказчику информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Подтвердить добросовестность участника закупки можно, предоставив заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую опыт исполнения таким участником в течение нескольких последних лет нескольких контрактов на сопоставимые суммы. Подробно об этом можно прочитать в части 3 ст. 37 закона 44-ФЗ.

9. Положения закона 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях когда:

• контракт заключается с участником закупки, который является казенным учреждением;

• осуществляется закупка услуги по предоставлению кредита;

• предметом закупки является выдача банковской гарантии.

Помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов для участников закупок.

Итак, мы с Вами узнали, что в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ могут выступать как денежные средства, так и банковские гарантии. Какой вариант будет предпочтительнее для исполнителя контракта? Разумеется банковская гарантия. Отвлечение денежных средств из оборота не самый лучший выход. Деньги должны работать и приносить прибыль. Большинство компаний испытывают нехватку оборотных средств и регулярно пользуются банковскими кредитами, ставки по которым на сегодняшний день составляют в среднем 12 – 15 процентов годовых. В то же время комиссия банка за предоставление гарантии на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ обычно не превышает 3 – 4 процентов годовых. Разница очевидна. Но выбор, конечно, будет за Вами.

ТРЕБОВАНИЯ К БАНКОВСКИМ ГАРАНТИЯМ ПО 44-ФЗ

Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ. Для ответа на этот вопрос придется обратиться к ст. 45 этого закона:

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Эти требования касаются размера капитала банка и уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.

Подробно требования к банкам-гарантам изложены в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».

Актуальный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, несколько раз в месяц публикуется на официальном сайте Министерства Финансов РФ. По состоянию на декабрь 2018 года в перечень включено более 200 кредитных организаций.

2. Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной и должна содержать:

• сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;

• обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

• обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

• условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;

• срок действия банковской гарантии;

• отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

• установленный Правительством перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

• условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (в случаях, предусмотренных закупочной документацией).

3. Информация о банковской гарантии исполнения контракта должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.

Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в ЕИС стал закрытым. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки, а исполнителю такой функционал недоступен. В случае необходимости проверить подлинность банковской гарантии исполнителю необходимо обращаться непосредственно в банк-гарант, используя для этого контактные телефоны, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию принципала обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, заверив ее своей печатью. Такая выписка служит подтверждением факта выпуска банковской гарантии и может быть представлена заказчику, в ФАС или в суд при возникновении спорной ситуации.

Банковские гарантии по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Быстро, недорого, минимальный пакет документов

КАК ПОЛУЧИТЬ БАНКОВСКУЮ ГАРАНТИЮ

В заключение, эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят избежать неприятных ситуаций, связанных с участием в закупочных процедурах.

1. При принятии решения об участии в закупках учитывайте необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта. Если Ваша компания не располагает свободными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковской гарантии. Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.

2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить. В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно. Наши эксперты помогут Вам это сделать.

3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но, как оказывается на практике, для подачи такой заявки необходимо подготовить большой пакет документов. При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону. Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии по 44-ФЗ в короткие сроки с минимальным пакетом документов.

Читайте также:  Дополнительное соглашение об увеличении предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом объема выполняемых работ на 10% по 44

4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя. Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить. Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство.

5. Перед подачей заявки оцените наличие собственных финансовых ресурсов для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.

Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам подобрать финансирование для исполнения контракта. Это может быть как кредит на пополнение оборотных средств, так и тендерный факторинг от наших банков-партнеров.

Удачных Вам закупок в Новом 2019 году !

О том, какие изменения по банковским гарантиям произойдут в законе “О контрактной системе” с 1 июля 2019г. можно узнать из новой статьи на нашем сайте.

Кредитно-Страховое агентства – банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок !

Новости

РУБРИКА ЕСТЬ МНЕНИЕ

АКТУАЛЬНО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения.При закупке у СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.Кроме того, согласно ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ при закупках у СМП и СОНКО размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не НМЦК. Обеспечение не должно быть меньше аванса.

Участник закупки теперь сам решает, на какой срок предоставлять банковскую гарантию (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Однако этот срок в любом случае должен превышать срок исполнения обязательств как минимум на месяц. Если исполнитель получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договориться с банком о продлении гарантии или предоставить другое обеспечение. В контракте нужно по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств. Он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО – 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Появились подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта

Размер обеспечения нужно снижать пропорционально стоимости своевременно выполненных обязательств. Обеспечение не уменьшается, если исполнитель:

  • не отработал аванс;
  • не выплатил неустойки по контракту.

Если препятствий для уменьшения нет, заказчик возвращает исполнителю лишние деньги в срок, предусмотренный контрактом . В случае, когда обеспечением служит банковская гарантия, заказчик должен отказаться от части прав по ней.При любом варианте оформлять дополнительные документы не нужно, заказчику достаточно направить в реестр контрактов информацию об исполнении обязательств.По соглашению сторон рассмотренные правила можно будет распространить и на контракты, заключенные до 1 июля.

Гарантийные обязательства получили собственное обеспечение

Заказчики обязаны требовать обеспечить гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом, если должны быть обеспечены основные обязательства (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Способы такие же, как для основных обязательств: банковская гарантия или деньги. Способ выбирает исполнитель. Он может изменить способ, а также предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).Размер обеспечения составляет не более 10% от НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия обязательств минимум на месяц . Порядок предоставления заказчик устанавливает сам. Нужно учесть, что исполнитель должен обеспечить гарантийные обязательства до оформления документов о приемке (ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).Все условия предоставления обеспечения нужно указывать в контракте. Целесообразно эту информацию стоит включать и в другие документы о закупке, в том числе в извещение, если будет техническая возможность.

Светлана МАТВЕЕВА, юрисконсульт экспертно-правового отдела ООО ИЦ «ИСКРА»

Материал предоставлен редакцией

Победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, не включенную в реестр

Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 12.08.2019 в 08:46

Доброе утро! Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации о добросовестности. Как в таком случае отразить информацию в реестре контракта (В реестре контрактов возможно два варианта: внесение денежных средств и банковская гарантия)? Нужно ли прикреплять в реестр в разделе документы вместе с контрактом протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона?

Оценка ответа: 50

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 4745
Ответ написан 13.08.2019 в 00:08

Доброе утро! Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации о добросовестности. Как в таком случае отразить информацию в реестре контракта (В реестре контрактов возможно два варианта: внесение денежных средств и банковская гарантия)? Нужно ли прикреплять в реестр в разделе документы вместе с контрактом протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона?

В реестре контрактов Вы ничего не обязаны прикреплять в данном случае. Более того, Вы не должны отмечать галочкой какое обеспечение предоставил победитель в виде денежных средств или банковской гарантии.

Оценка ответа: 0

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 13.08.2019 в 08:05

Спасибо, с реестром контрактов понятно, а вообще нужно ли создавать единую комиссию и составлять протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона? Или достаточно что я сама проверю и никак это документально не зафиксирую?

Оценка ответа: 30

Ответить Афенко Александр Борисович Эксперт 1840
Ответ написан 14.08.2019 в 13:17

Спасибо, с реестром контрактов понятно, а вообще нужно ли создавать единую комиссию и составлять протокол заседания единой комиссии о рассмотрении информации о добросовестности победителя аукциона? Или достаточно что я сама проверю и никак это документально не зафиксирую?

Такая информация рассматривается заказчиком и комиссию создавать нет необходимости, но не запрещается.

Для себя фиксируете данный факт, рекомендую сделать скрины и этого достаточно.

Оценка ответа: 0

Ответить gu8anowa.i 585
Ответ написан 14.08.2019 в 15:06

Оценка ответа: 0

Ответить rps11 0
Ответ написан 29.08.2019 в 08:28

Этот пункт статьи распространяется на все электронные аукционы по 44 фз или только на те, которые только для СМП? Если аукцион не имеет ограничения для участников, то действует это освобождение для СМП или нужно вносить денежные средства или банковскую гарантию?

Оценка ответа: 0

Ответить Сазонова Юлия Эксперт 380
Ответ написан 29.08.2019 в 16:18

Этот пункт статьи распространяется на все электронные аукционы по 44 фз или только на те, которые только для СМП? Если аукцион не имеет ограничения для участников, то действует это освобождение для СМП или нужно вносить денежные средства или банковскую гарантию?

Согласно части 8.1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Пункт 1 части 1 статьи 30 44-ФЗ определяет закупки путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Следовательно, от предоставления обеспечения СМП освобождаются только при проведении закупок среди СМП и СОНО при соблюдении условия части 8.1 статьи 96 44-ФЗ (а именно подтверждение добросовестности исполнения контрактов), в остальных случаях СМП предоставляют обеспечение контрактов на общих условиях.

Ссылка на основную публикацию