Подготовка к проведению открытого конкурса

Алгоритм проведения открытого конкурса по Закону N 44-ФЗ (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

Алгоритм проведения открытого конкурса по Закону N 44-ФЗ

Шаг 1. Подготовка к проведению открытого конкурса

Разработка и утверждение контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы конкурсной документации, включающей в том числе:

– критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок;

– форму заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;

– проект контракта, форма и условия которого должны соответствовать закону.

Возможные дополнительные действия заказчика:

Подписание контракта со специализированной организацией, включающего передачу “технических” функций, в том числе, по подготовке конкурсной документации.

Передача проекта конкурсной документации эксперту, экспертной организации для оценки, внесение изменений в конкурсную документацию по итогам такой оценки.

Если заказчиком не сформирована постоянно действующая единая комиссия, требуется создание конкурсной комиссии и определение порядка ее работы.

Шаг 2. Начало проведения открытого конкурса – размещение информации

Размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса.

Размещение в ЕИС конкурсной документации.

Внимание

Размещение обоих документов осуществляется контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы одновременно .

Шаг 3. Прием заявок на участие в открытом конкурсе

Длится не менее 20 календарных дней (точный срок определяется датой и временем вскрытия конвертов с заявками, установленной конкурсной документацией).

Возможные дополнительные действия заказчика:

Внесение изменений в извещение – не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок с размещением на следующий день в ЕИС и продлением срока подачи заявок.

При получении запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации – не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок – предоставление подателям запросов разъяснений в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса и размещение разъяснений в ЕИС в течение 1 рабочего дня с даты направления разъяснений.

Внесение изменений в документацию – не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок с размещением на следующий день в ЕИС и продлением срока подачи заявок.

Отмена проведения конкурса – не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи

Шаг 4. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов

Непосредственно вскрытие конкурсной комиссий конвертов с заявками, открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, начинается в день и время, указанные в конкурсной документации и заканчивается в тот же день.

Итоги оформляются протоколом вскрытия конвертов (см. форму протокола), который подписывается в тот же день и размещается в ЕИС не позднее следующего рабочего дня (при проведении конкурса на заключение нескольких контрактов на выполнение НИР либо на выполнение 2 и более поисковых НИР – в течение 3 рабочих дней с даты его подписания).

Для участия в конкурсе подано

2 и более заявок

Заявка должна быть рассмотрена и, если она и подавший ее участник соответствуют установленным требованиям, контракт заключается с ним как с единственным контрагентом.

При отсутствии заявок заказчик выбирает один из двух вариантов: проведение повторного конкурса или осуществление новой закупки.

Шаг 5. Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе, подведение итогов конкурса

Длится по общему правилу не более 20 календарных дней ; при закупке товаров, работ, услуг в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок не более чем на 10 рабочих дней .

Конкурсной комиссией осуществляется:

– проверка соответствия участников требованиям, установленным законом и конкурсной документации;

– проверка соответствия условий исполнения контракта, предлагаемых в заявке, требованиям, установленным законом и конкурсной документации;

Итоги процедуры отражаются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (см. форму протокола), который размещается в ЕИС не позднее следующего рабочего дня после подписания.

После подведения итогов заказчик осуществляет возврат обеспечения заявок участникам конкурса, за исключением победителя, в течение 5 рабочих дней после подписания вышеуказанного протокола.

Признаны соответствующими требованиям

2 и более заявок

Каждой заявке присваивается порядковый номер в порядке уменьшения выгодности предлагаемых в них условий контракта, определяется победитель.

Заключение контракта с подавшим такую заявку участником как с единственным контрагентом.

Заказчик выбирает один из двух вариантов: проведение повторного конкурса или осуществление новой закупки.

Шаг 6. Заключение контракта по итогам открытого конкурса

Включение в данный проект условий контракта, предложенных победителем, – в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок.

Внимание

По согласованию с победителем при подписании контракта возможно изменение количества товара, объема работ или услуг и цены.

Направление вышеуказанного протокола и проекта контракта победителю конкурса – не позднее 3 рабочих дней с даты подписания данного протокола.

В течение 10 дней с даты подписания или размещения вышеуказанного протокола победитель обязан предоставить заказчику:

– все экземпляры контракта, подписанные с его стороны;

– документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.

Внимание

Представление победителем протокола разногласий не допускается.

В течение 10 календарных дней с даты получения от победителя вышеуказанных документов – подписание контракта и передача одного его экземпляра победителю.

Внимание

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС вышеуказанного протокола.

Возможные дополнительные действия заказчика:

Отказ от заключения контракта, если будет обнаружено, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию о соответствии им.

Признание победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта с передачей сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При уклонении победителя от заключения контракта – заключение контракта в том же порядке с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер.

При отказе в вышеописанном случае участника конкурса, заявке которого присвоен второй номер, от заключения контракта – признание конкурса несостоявшимся. В этом случае заказчик выбирает один из двух вариантов: проведение повторного конкурса или осуществление новой закупки.

Шаг 7. Действия заказчика после заключения контракта

Передача в реестр контрактов сведений о заключенном контракте в течение 3 рабочих дней с даты заключения.

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, победителю (контрагенту) в течение 5 рабочих дней после подписания контракта.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Скачать типовую документацию для открытого конкурса в электронной форме от 18.11.2019
Скачать типовую заявку на участие в конкурсе в электронной форме
Скачать шаблоны государственных контрактов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг
Скачать образец протокола рассмотрения первых частей
Скачать образец протокола рассмотрения вторых частей
Скачать образец протокола подведения итогов

Краткая инструкция по проведению электронного конкурса

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

Шаг 1. Готовим извещение и документацию

В ст. 54.1-54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в документации о конкурсе.

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов не провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Шаг 2. Определяем участников

В п. 1 ч. 3 ст. 54.2 44-ФЗ указано,что в извещении прописывают, где открытый конкурс в электронной форме проводится, — на одной из 8 электронных площадок:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе). Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Когда завершится период, отведенный на подачу заявок в конкурсе, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Этот протокол передают оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки такую документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников конкурса (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 закона о контрактной системе).

Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

Шаг 3. Рассматриваем первые части заявок

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Шаг 4. Рассматриваем вторые части заявок

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы по п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Шаг 5. Подводим итоги

Конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Шаг 6. Разъясняем результаты

После того как процедура завершена, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ).

Читайте также:  Увеличение дополнительного объема работы (услуги) и цены контракта в сфере закупок более чем на 10%

Проведение открытого конкурса: основные положения 44-ФЗ

    On 12.03.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронная подпись

Открытый конкурс — способ закупки для неограниченного круга участников. Для заказчика такой способ закупки хорош тем, что позволяет оценивать заявки не только по цене, но и по прочим критериям. Например, это могут быть качественные характеристики объекта закупки. Поставщики же не слишком жалуют конкурсы, что связано с довольно сложной процедурой подготовки заявки.

Тем не менее закон определяет открытый конкурс как преимущественный метод выбора поставщика. Это значит, что если нет оснований для проведения других процедур, должен проводиться открытый конкурс. О нем и о его этапах расскажем далее.

Как происходит извещение о конкурсе

Размещение извещения об открытом конкурсе осуществляется заказчиком в ЕИС как минимум за 20 дней до процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам). Заказчику также предоставляется возможность разместить сведения о конкурсе в СМИ. Извещение составляется с указанием:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • информации, которая обязательна для всех закупок;
  • требований к участникам и перечня документов, которые нужно направить заказчику;
  • способов получения участниками конкурсной документации с указанием сроков, места, оплаты (если она предусмотрена за снятие копий документов);
  • даты, места и времени открытия заявок, их рассмотрения и оценки;
  • конкурсных преимуществ, предоставляемых участникам;
  • требований с учетом национального режима закупки;
  • счета для внесения денежных средств в целях обеспечения заявки.

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

До момента публикации отправка конкурсных документов потенциальным участникам запрещена!

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Требования, ограничивающие число участников или свободный доступ к открытому конкурсу, недопустимы.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

Не менее чем за 5 дней до конца срока направления заявок заказчик имеет право изменить положения документации. При этом объект закупки и сумма обеспечения остаются неизменными.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

Подача заявки на открытый конкурс участниками

Ознакомиться с порядком, местом и сроками подачи заявки можно в документации по закупке. В законе указаны две формы подачи заявок на конкурс:

  • запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержимое;
  • электронный документ, доступ к которому закрыт, пока не кончится срок подачи заявок.

На практике до 1 июля 2018 года заявки могут подаваться исключительно в бумажном виде. Далее все должно измениться — закупки переведут на электронные площадки, и появится такая процедура, как электронный конкурс.

Заказчиком в документации может быть предложен шаблон заявки, однако он необязателен для использования участником.

Содержание заявки

Заявка участника включает информацию о нем с приложением пакета необходимых документов.

  1. Основные сведения. Для организаций: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес.
  2. Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или заверенная у нотариуса), полученной не ранее 6 месяцев с момента даты опубликования конкурса в ЕИС. Не все заказчики принимают электронную выписку с ЭЦП инспектора. Оптимальным выбором является бумажный вариант.
  3. Иностранные лица предоставляют:
    • копии удостоверяющих личность документов;
    • нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации юридического лица или ИП по правилам законодательства иностранного государства.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя организации:
    • копия решения, в котором говорится о назначении или избрании руководителя;
    • копия приказа о назначении;
    • представителем организации может быть не только руководитель, но и иное лицо. К такой заявке нужно приложить доверенность. При подписании доверенности уполномоченным лицом, а не руководителем, к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия.
  5. Учредительные документы (копии) организации.
  6. Решение об одобрении крупной сделки (оригинал, копия) в случаях:
    • если обеспечение заявки или контракта для участника является крупной сделкой;
    • если сумма контракта является крупной сделкой (когда необходимость иметь решение предусмотрена учредительными документами организации или законодательством).
  7. Оригиналы (или копии, заверенные нотариально) документов, свидетельствующих о подтверждении преимуществ для уголовно-исправительных предприятий и организаций инвалидов.
  8. Если для объекта закупки установлен национальный режим — документы о соответствии участника и объекта закупки установленным условиям, запретам и ограничениям.
  9. Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО при закупке, объявленной для данной категории участников.

Кроме перечисленных документов, в состав заявки включают:

  1. Предложение участника относительно предмета закупки, цена за его единицу, указание страны происхождения товара.
  2. При конкретных требованиях к объекту закупки — документы подтверждающие его соответствие этим требованиям.При этом заказчик не имеет права истребовать документацию, передаваемую на основе законодательства поставщиком вместе с товаром.
  3. При цене, сниженной в предложении участника более, чем на 25% от НМЦ (при стоимости закупки Правила оформления

Требований к оформлению немного:

  1. Каждый из листов заявки должен быть прошит и пронумерован. Непрошитая заявка будет отклонена, а вот непронумерованных листов это не касается.
  2. В качестве первого листа прикрепляется опись документов в составе заявки. Без описи заявка будет отклонена.
  3. Заявка скрепляется подписью руководителя и печатью (если она есть).

Иных требований заказчик к оформлению заявки устанавливать не должен!

Прием заявок

Заказчик регистрирует заявки, которые поступили в срок. Правила приема заявок таковы:

  1. Заявки не могут быть отклонены, если на конверте не содержится информация о подавшем ее лице. Этого также нельзя требовать в документации.
  2. Заявки принимаются вплоть до наступления сроков вскрытия конвертов (или заявок в электронном формате).
  3. Конфиденциальность обеспечивается заказчиком в обязательном порядке. Конверты до момента вскрытия не повреждаются и не открываются.
  4. При достижении крайнего срока подачи заявок их прием прекращается. Заявки более не подлежат регистрации заказчиком и отправляются обратно (при наличии адреса на конверте).

Если ни одной заявки на открытый конкурс так и не поступило, он будет считаться несостоявшимся. При наличии нескольких лотов в закупке несостоявшимся считается тот, на который не подано ни единой заявки.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Подать заявку допустимо непосредственно на вскрытии конвертов — об этом заказчик должен объявить заранее.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

При подаче двух заявок от одного участника заказчик не производит рассмотрения ни одной из них.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях:

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.

Заключение контракта

Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки. Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.

Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:

  1. Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
  2. Заключить контракт с участником конкурса под номером «2», если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.

После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи, в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.

Денежные средства за обеспечение заявки должны быть выплачены победителю в течение 5 рабочих дней после того, как будет заключен контракт.

Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней. При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:

Когда открытый конкурс не состоялся

Заказчик прибегает к заключению контракта с единственным поставщиком в случае:

  • если на конкурс подается одна заявка, соответствующая требованиям;
  • если из всех присланных на конкурс заявок лишь одна соответствует полному списку требований.

Заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс в случаях:

  • когда не подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
  • когда комиссией отклонены все заявки;
  • если последовал отказ участника, занявшего второе место.

Повторный конкурс

Публикация извещения заказчика о повторном конкурсе в ЕИС происходит как минимум за 10 дней до момента вскрытия заявок. В документации можно изменить срок исполнения контракта с добавлением времени на проведение повторного конкурса, а также увеличить цену на 10%. Объект закупки и его объем, равно как основные требования к участникам, остаются неизменными.

При невозможности проведения повторного конкурса заказчик меняет план-график и осуществляет закупку того же объекта путем запроса предложений.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения

Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.

В связи с изменениями в 44-ФЗ и переходом открытого конкурса в электронную форму, статья потеряла актуальность. Смотрите вебинар « Электронные закупки по 44-ФЗ с 2019 года: открытый конкурс и запрос котировок» . Пётр Воронцов подробно расскажет о процедуре проведения и участия в электронном конкурсе.

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 – заключение контракта с победителем открытого конкурса

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Открытый конкурс — подача заявок

Комментарий к разделу «открытый конкурс — подача заявок»

Открытый конкурс является одним из самых распространенных способов определения поставщика при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако несмотря на достаточно широкое применение указанного метода, он имеет свои преимущества и недостатки.

  • возможность оценки заявок участников не только по количественным (цена), но и по качественным показателям (уровень квалификации, наличие лицензий и т. д.);
  • возможность передачи отдельных функций, связанных с подготовкой и проведением конкурса, специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе);
  • отсутствие рисков, связанных с проведение закупки на электронных площадках (технические сбои, информационные ошибки и т. д.)
  • высокая вероятность проверки на предмет правильности способа выбора поставщика (ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе предусматривает ограничения на проведение открытого конкурса);
  • достаточно длительный процесс отбора поставщика;
  • высокий риск предъявления претензий к заказчику и конкурсной комиссии в части соблюдения процедур на всех этапах осуществления закупки;
  • расширенная (по сравнению с электронным аукционом) зона ответственности заказчика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, возврат обеспечения исполнения заявок, хранение документов).

В процессе проведения открытого конкурса выделяют следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению открытого конкурса.
  2. Организация проведения конкурса.
  3. Размещение информации об открытом конкурсе.
  4. Прием заявок на участие.
  5. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа.
  6. Выявление участников и определение победителя.
  7. Заключение государственного контракта с победителем.

В рамках настоящего комментария будут рассмотрены вопросы, связанные с проведением первых четырех этапов открытого конкурса.

1-й этап: подготовка к проведению открытого конкурса

1.1. Организация проведения открытого конкурса

1.1.1. Планирование проведения закупки

На данном этапе заказчик определяет перечень необходимых мероприятий, ответственных лиц, а также сроки проведения закупки.

Кроме того, заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупки (она может быть как постоянной, так и специально созданной под закупку) либо привлечь специализированную организацию для проведения конкурса.

Рекомендация. Для более эффективной организации конкурса заказчик вправе привлечь специализированную организацию. Это целесообразно при отсутствии или ограниченности собственных кадровых ресурсов, необходимых для проведения конкурса. Привлекать специализированную организацию нужно с учетом времени, которое потребуется заказчику для проведения процедуры выбора специализированной организации (рекомендуется делать это за три месяца до публикации извещения), так как ее отбор осуществляется по требованиям, определенным Законом о контрактной системе.

1.1.2. Издание приказа о проведении закупки с указанием данных, изложенных в п. 1.1.1

Издание приказа не является обязательным, но с точки зрения подготовки к осуществлению закупки, а также регламентации внутренней деятельности заказчика в процессе закупки, является необходимым управленческим решением руководителя компании-заказчика.

Рекомендация. Несмотря на то, что издание указанного приказа в соответствии с Законом о контрактной системе не является обязательным, сделать это нужно заранее (ориентировочно — за два месяца до планируемого срока публикации на официальном сайте Единой информационной системы (далее — ЕИС) извещения о закупке), с учетом времени, необходимого для выполнения всех мероприятий по проведению конкурса.

1.2. Создание конкурсной комиссии и определение порядка ее работы

На данном этапе заказчик издает приказ о создании конкурсной комиссии (либо о привлечении специализированной организации), а также утверждает Положение о порядке ее работы.

Важно. Формировать такую комиссию не требуется, если у заказчика есть постоянно действующая комиссия по осуществлению закупок, которая наделена соответствующими функциями (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия или специализированная организация должны быть полностью готовы к работе не позднее, чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Рекомендация. На практике конкурсная комиссия должна быть создана, а специализированная организация должна быть отобрана не позднее чем за 2 месяца до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, так как только в этом случае уровень ошибок при проведении открытого конкурса будет минимальным.

2-й этап: организация проведения открытого конкурса

На данном этапе осуществляется разработка и утверждение документов, определяющих порядок и условия участия в открытом конкурсе.

Как правило, конкурсная документация включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Информационная карта.
  3. Форма заявки на участие в конкурсе.
  4. Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе.
  5. Техническое задание.
  6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  7. Проект контракта.

Конкурсная документация должна быть разработана и утверждена не позднее, чем за 20 календарных дней до установленной в ней даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Рекомендация. Целесообразно начать разработку документации заранее, с учетом времени, которое может потребоваться на ее подготовку, согласование и утверждение. На практике это может занять в среднем от 3 до 30 рабочих дней.

3-й этап: размещение информации об открытом конкурсе

В таблице, приведенной ниже, перечислены мероприятия, которые может включать размещение информации об открытом конкурсе.

Составная часть этапаУсловия необходимости его прохождения
Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурсаПроводится в случаях, если заказчик ранее не проходил регистрацию либо впервые выступает в данном качестве
Оформление электронной подписи при проведении открытого конкурсаВ случае отсутствия ЭЦП у должностных лиц заказчика
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурсаОбязательное условие
Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лицаТолько при наличии запроса заинтересованного лица
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС разъяснений положений конкурсной документацииТолько при наличии запроса заинтересованного лица
Внесение изменений в информацию об открытом конкурсеРекомендуется в случаях, когда выявлено несоответствие конкурсной документации законодательству, потребностям заказчика (ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе)
Отмена проведения закупки

Рассмотрим обязательные составные части данного этапа.

3.1. Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

В соответствии со ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик должен разместить на официальном сайте ЕИС извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за 20 календарных дней до даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).

Также для привлечения большего количества участников заказчик вправе опубликовать информацию о конкурсе в СМИ и/или разместить ее в Интернете. Такой способ информирования участников является факультативным и применяется только наряду с общим порядком размещения информации о конкурсе в ЕИС.

Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса предусмотрены ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны:

  • сведения о заказчике (уполномоченном органе, специализированной организации, контрактной службе, контрактном управляющем): наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо (п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе);
  • наименование и краткое описание объекта закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования закупки;
  • способ определения поставщиков — открытый конкурс;
  • срок, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе (указываются диапазон дат и время подачи заявок);

Рекомендация. Целесообразно отразить в извещении сведения о наличии по адресу подачи заявок пропускного режима и порядке оформления пропусков.

  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Рекомендация. Целесообразно также отразить сведения о наличии по адресу подачи заявок пропускного режима и о порядке оформления пропусков.

  • дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
  • размер обеспечения заявок, порядок его внесения и реквизиты счета для перечисления денежных средств, условия банковской гарантии;
  • сведения об обеспечении исполнения контракта;
  • требования к участникам закупки, предусмотренные конкурсной документацией;
  • перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе (приводится перечень, предусмотренный конкурсной документацией);
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации (обязательно должна быть отражена информации о наличии платы за предоставлении конкурсной документации).

Примечание. В соответствии с п. 3 ст. 42, ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе определено, что с 1 января 2017 г. также будет необходимо указывать в извещении идентификационный код закупки.

3.2. Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лица

Порядок предоставления конкурсной документации должен быть указан в извещении о проведении открытого конкурса. Заказчик обязан предоставить такую документацию (на бумажном носителе или в виде электронного документа) любому заинтересованному лицу на основании письменного заявления (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

За предоставление конкурсной документации на бумажном или электронном носителе может взиматься плата. При этом размер взимаемой платы указывается в извещении и не может превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку адресату почтой.

Рекомендация. При определении в извещении порядка предоставления документации целесообразно указать следующие сведения:

  • адрес, по которому заинтересованные лица должны направить заявление;
  • срок, в течение которого направляется заявление;
  • порядок (в том числе способ) направления документации заинтересованному лицу.

Важно. Предоставление документации может осуществляться только после публикации на официальном сайте ЕИС извещения о проведении конкурса, а сама документация, размещенная там, должна соответствовать документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Срок предоставления документации — 2 рабочих дня с даты получения заявления.

3.3. Подготовка и размещение в ЕИС (на официальном сайте) разъяснений положений конкурсной документации

В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что после получения от заинтересованного лица запроса о разъяснении положений документации заказчик обязан подготовить такие разъяснения, направить их заинтересованному лицу и разместить в ЕИС (на официальном сайте).

Важно. Если запрос поступает позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок, то отвечать на него заказчик не обязан.

Срок ответа на запрос о разъяснении положений конкурсной документации — не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, заказчик обязан разместить информацию по ответу на запрос в течение 1-го рабочего дня с даты направления ответа заинтересованному лицу (ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе).

3.4. Внесение изменений в информацию об открытом конкурсе

В соответствии с ч. 4 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении конкурса и/или в конкурсную документацию, если участник указал в запросе о разъяснении положений документации на ошибки, неточности в конкурсной документации (извещении) либо они выявлены самим заказчиком, а также в иных случаях.

На практике решение о внесении изменений в конкурсную документацию (извещение о проведении открытого конкурса) оформляется приказом.

Важно. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Для изменения информации об открытом конкурсе заказчику необходимо:

  1. Издать приказ об изменении конкурсной документации (извещения о проведении открытого конкурса) — не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.
  2. Подготовить и разместить в ЕИС извещение об изменении документации — в течение 1-го календарного дня с даты принятия решения о внесении изменений.
  3. Направить текст изменений участникам закупки, которым конкурсная документация предоставлялась на бумажном или электронном носителе — в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об изменении информации о конкурсе.

3.5. Отмена проведения закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об отмене открытого конкурса по своему усмотрению.

Для этого необходимо в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе:

  • издать приказ и разместить его на официальном сайте ЕИС — не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок, установленного в конкурсной документации;
  • разместить приказ в ЕИС (на официальном сайте) в день его подписания;
  • незамедлительно известить участников закупки об отмене конкурса;
  • вернуть участникам закупки денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок в срок не более чем 5-ть рабочих дней с даты отмены открытого конкурса (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Важно. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе открытый конкурс считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС (на официальном сайте).

4-й этап: Прием заявок на участие в открытом конкурсе

Согласно чч. 1, 6 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что после размещения информации об открытом конкурсе на официальном сайте ЕИС заказчик обязан принимать все заявки, которые подаются с соблюдением правил, установленных конкурсной документацией.

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации.

Вопрос: Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе поступил после окончания срока подачи заявок. Обязан ли заказчик принять и зарегистрировать эту заявку? Нужно ли возвращать деньги, перечисленные в качестве обеспечения заявки?

Ответ: В соответствии с ч. 12 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что «конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок, не вскрывается, и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется».

При этом согласно п. 5 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе — денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, подлежат возврату.

При получении заявки заказчик выполняет следующие действия:

  • регистрирует заявку (способ регистрации Законом не определен, однако на практике применяется метод «журнальной» регистрации);
  • выдает расписку в получении заявки;
  • обеспечивает сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона о контрактной системе).

Важно. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика выдавать расписку в получении заявки на участие в открытом конкурсе. Несмотря на указанное обстоятельство, ввиду сложившейся практики делового оборота, определено, что если заявка подается представителем участника закупки лично, по его требованию следует выдать такую расписку.

Комментарии

Если приняли заявку на участие в открытом конкурсе в 17.56. Время не было указано в документации. Но сотрудник работал в отделе, у него ненормированный рабочий день. Нужно ли было принимать эту заявку? Можно ли привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию или выговору?

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Открытом конкурс по 44-ФЗ. Как выполнить работы, оказать услуги для государственного заказчика. Проведение конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция. Документы для заявки на конкурс по 44-ФЗ, критерии оценки, сроки заключения контракта по итогам победы в конкурсе.

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Открытый конкурс по 44-ФЗ – одна из основных форм госзакупок по 44 федеральному закону, наряду с электронным аукционом. В 1 квартале 2017 года проведено открытых конкурсов по 44-ФЗ на 68,6 млрд. рублей, что составило 6,8% всех закупок по 44-ФЗ. Разложим по полочкам, как проходит открытый конкурс по 44-ФЗ.

Проведение открытого конкурса по 44-ФЗ

Проведение открытого конкурса по 44-ФЗ регламентируется статьями 48-58 федерального закона.

Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ:

  • Заказчик публикует извещение об открытом конкурсе по 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок
  • Когда проводится открытый конкурс по 44-ФЗ – если товары, услуги или работы не включены в аукционный перечень по 44-ФЗ
  • Поставщик может ознакомиться с конкурсной документацией и оценить стоит ли участвовать в конкурсе
  • В конкурсе побеждает участник, предложивший лучшие условия, цена не является решающим фактором
  • Открытый конкурс по 44-ФЗ не является электронными торгами, ЭЦП и аккредитация не требуются
  • Заявка и документы для открытого конкурса по 44-ФЗ подаются в бумажном виде в запечатанных конвертах
  • Вместо проведения торгов заказчик проводит вскрытие конвертов и сопоставление заявок в соответствии с критериями оценки
  • Отмена открытого конкурса по 44-ФЗ возможна не позднее 5 дней до окончания подачи заявок

Подготовка документов на конкурс у большинства поставщиков вызывает сложности, а у некоторых даже панику.

Заявка на участие в конкурсе по 44-ФЗ

У вас есть менее 20 дней на подготовку и подачу заявки и комплекта документов.

Заказчик может внести изменения в документацию за 5 дней до подачи заявок на конкурс. В этом случае, срок подачи заявок продлевается на 10 дней.

Для участия в конкурсе вам потребуется заполнить формы конкурсной заявки и приложить требуемые документы в соответствии с описью. Заказчик не обязан публиковать примерные формы заполнения заявки на конкурс.

Запрос разъяснений

Если в документации имеются пробелы или противоречия, отправьте заказчику запрос разъяснений не позднее 5 дней до подачи заявки на конкурс.

Заказчик в течение 2 рабочих дней обязан направить ответ и опубликовать его на официальном сайте.

Если заказчик признает ошибку, то внесет изменения и продлит на 10 дней срок подачи. Если заказчик уклонится от ответа и не признает ошибку – пишите жалобу ФАС.

Критерии оценки в конкурсе по 44-ФЗ

Критерии оценки по 44-ФЗ на открытый конкурс и формула расчета баллов размещаются в конкурсной документации.
Уделите внимание анализу критериев оценки заявки конкурсной комиссией и расчету каждого параметра вашего предложения. В конкурсе должно быть не менее двух критериев оценки, а обязательным является цена контракта.

Также оцениваются квалификация, опыт участника, сроки выполнения работ или оказания услуг, гарантии качества.

Составьте таблицу Excel с формулами оценки заявок и внесите в нее предлагаемые вами значения.

Проработайте несколько вариантов, как с идеальным для вас параметрами, так с предельно низкими, когда уже нет смысла участвовать в конкурсе. Коллегиально нащупайте ваше лучшее предложение.

Документы для открытого конкурса по 44-ФЗ

Цена ошибки при участии в конкурсе может достигать миллионов рублей.

Комиссия госзаказчика прекрасно знает все формальности, имеет наметанный глаз и достаточно времени для проверки каждой заявки. Большинство участников конкурса недооценивают объем и трудоемкость конкурсной заявки.

Документы для открытого конкурса по 44-ФЗ готовятся обычно за 2-3 дня до истечения сроков и нередко после полуночи. Это играет против вас!

Для подготовки заявки на конкурс разделите необходимые документы на 2 группы: имеющиеся в организации и требующие получения в уполномоченных органах. Это позволит вам успеть запросить и получить оригиналы документов в срок.

Выписка из ЕГРЮЛ для конкурса должна быть предоставлены в форме оригинала или нотариально заверенной копии и получены не позднее 6 месяцев до публикации извещения о конкурсе. Ксерокопии выписок, заверенные руководителем организации и синей печатью, сразу отклоняются заказчиком.

После того, как заполнены все формы и собраны все документы, подпишите и пронумеруйте все листы, подготовьте опись документов. Далее заявку на конкурс нужно прошить, скрепить печатью и подписать как единый документ (том).

Запечатайте заявку в непросвечиваемый конверт, укажите на конверте наименование заказчика и открытого конкурса.

Обеспечение заявки в открытом конкурсе 44-ФЗ

Обеспечение заявки в открытом конкурсе 44-ФЗ устанавливается в размере 0,5-5% от начальной цены контракта.

У вас есть 2 варианта. Можно внести обеспечение заявки путем перевода денежных средств заказчику. Деньги блокируются на весь срок рассмотрения плюс 5 дней на возврат, если вы не смогли выиграть конкурс.

В крупных конкурсах размер обеспечения может составлять миллионы рублей. В таком случае используйте банковскую гарантию, стоимость которой составит 3-4% от суммы обеспечения, но не будет возвратной.

В обоих случаях потребуются приложить в заявку на конкурс оригиналы банковской гарантии или платежного поручения.

Подача заявки на конкурс по 44-ФЗ

Окончание приема заявок на конкурс совпадает с началом вскрытия конвертов конкурсной комиссией. Это идеальный момент для подачи заявки, чтобы заказчик не имел возможности вести нечестную игру в интересах другого участника.

Заблаговременно закажите пропуск. Рассчитайте время с запасом. Известны случаи опозданий с заявками на миллиарды рублей.

Комиссия регистрирует заявку в журнале и приступает к вскрытию конвертов.

Вскрытие конвертов

Чтобы присутствовать на процедуре вскрытия конвертов, возьмите доверенность и паспорт.

Комиссия при всех вскрывает каждый конверт с заявками участников, оглашает цену и другие параметры в соответствия с критериями оценки. Вы вправе вести аудио и видеозапись процесса. В этот или на следующий день заказчик публикует протокол вскрытия конвертов.

Рассмотрение и оценка заявок

Дальше наступает стадия рассмотрения заявок участников конкурса.

Определение победителя открытого конкурса 44-ФЗ проходит в срок до 20 дней.

Заказчик принимает решения о допуске поданных заявок и рассматривает заявки допущенных участников в соответствии с критериям оценки. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе публикуется в течение 1 рабочего дня.

Заключение контракта

Победитель открытого конкурса по 44-ФЗ заключает государственный контракт в срок от 10 до 20 дней с даты размещения итогового протокола.

Победивший в конкурсе участник предоставляет обеспечение контакта в виде денежных средств или банковской гарантии.
Размер обеспечения составляет до 30% от максимальной цены, а в случае применения антидемпинговых мер при снижении цены более 25%, увеличивается в 1,5 раза. Контракт заключается в бумажной форме.

Обжалование итогов конкурса

Если вашу заявку отклонили необоснованно или вы не согласны с итогами конкурса, то у вас есть 10 дней, чтобы подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Подготовьте жалобу в ФАС за 2-3 дня и быстрее подайте, чтобы заказчик не успел к дню рассмотрения заключить контракт.

Так вы сможете отменить весь конкурс или незаконный протокол рассмотрения заявок. Если же заявку на конкурс отклонили обоснованно из-за ошибок в документах или несоответствия требованиям, то нет никакого смысла это обжаловать.

Алгоритм участия в открытом конкурсе по 44-ФЗ

Процедура проведения открытого конкурса по 44-ФЗ:

Помощь в участии в конкурсе по 44-ФЗ

Чтобы корректно подготовить заявку и документы на открытый конкурс по 44-ФЗ пройдите обучение или обратитесь за помощью к специалистам. Так можно вовремя подать заявку, избежать досадных ошибок и отклонения заявки.

Читайте также:  Осуществление закупок запасных частей по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию