Подтверждение наличия опыта исполнения контракта участником электронного аукциона на выполнение строительных работ по 44 ФЗ

Подтверждение наличия опыта исполнения контракта участником электронного аукциона на выполнение строительных работ по 44 ФЗ

от 28 августа 2015 года N 23275-ЕЕ/Д28и

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 28 августа 2015 года N АЦ/45739/15

(с изменениями на 22 августа 2016 года)

____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 (оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
____________________________________________________________________

В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям” (далее – постановление N 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, установлены в приложении N 1 к постановлению N 99.

В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

Следует учесть, что постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99. При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1, а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

____________________________________________________________________
Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов “(в том числе по текущему ремонту)” – решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574.
Решение оставлено без изменения – определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490.
____________________________________________________________________

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, – выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции – требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту – требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N 99.

2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99, является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к постановлению N 99, в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Учитывая положения пунктов 7, 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1088 “Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов” (далее – Правила).

В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99, путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99.

5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Читайте также:  Отказ в допуске к аукциону в связи с выявлением недостоверных сведений в копии лицензии

Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к постановлению N 99.

Учитывая положения частей 2, 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99, как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.Елин

Статс-секретарь заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.Цариковский

Финансовые новости

Правительство изменило требования к участникам закупок подрядных работ по строительству

Вчера, 25 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».

Своим постановлением Правительство ввело дополнительные требования к участникам закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Изменения вступят в силу со 2 апреля 2019 года и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок работ, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до вступления в силу указанного постановления.

Что же изменится в порядке проведения закупок. Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

1. В целях установления дополнительных требований к участникам закупок подрядных работ в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе вводится новая классификация видов подрядных работ:

– выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;

– выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;

– выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;

– выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Дополнительные требования к участникам закупок этих видов подрядных работ применяются, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей по любому из указанных видов работ.

Одновременно отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам таких работ, к кодам ОКПД2. При этом также отменяется требование о наличии необходимого опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

2. Для каждого из 4-х видов работ, указанных в новой редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливаются свои дополнительные требования к участникам закупок, а именно:

а) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

– если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей – не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей – не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

б) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

– если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей – не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей – не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

– если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

в) Для работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного.

Также допускается для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территорий.

Такой контракт (договор) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий обязательно должен быть заключён либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Информация о контракте (договоре) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий должна быть обязательно включена в Реестр контрактов в рамках 44-ФЗ либо в Реестр договоров, заключаемых заказчиками, в рамках 223-ФЗ.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

г) Для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Также допускается для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог, заключённого в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также внесённого в Реестр контрактов по 44-ФЗ или Реестр договоров по 223-ФЗ, соответственно.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

3. В связи с изменением содержания дополнительных требований к участникам закупки меняются и требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям, в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в новой редакции.

При этом указанные документы должны относиться не просто к подрядным строительным работам, а именно к тому виду работ в рамках введённой классификации подрядных работ для целей осуществления закупок, установленной новой редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Услуги для поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Банковские гарантии, кредиты, тендерное сопровождение

4. Скорректирована позиция № 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливающая «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»:

– со 02.04.2019 г. конкурсы с ограниченным участием в электронной форме можно будет проводить при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, в этой норме убирается разграничение НМЦК в зависимости от государственных и муниципальных нужд. При этом, как считают эксперты, ухудшается положение муниципальных заказчиков, которые ранее могли проводить такие конкурсы при НМЦК свыше не 100, а 50 млн. рублей.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

По всей России звонок бесплатный !

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Понравилась информация – поделись с друзьями!

Как подтвердить опыт участника закупки по 44-ФЗ

Требование о наличии опыта по 44 ФЗ — это условие, которое заказчик прописывает в конкурсах и некоторых аукционах. Если участник ему не соответствует, его отклонят.

Опыт как критерий оценки заявок в конкурсе

Госзаказчик оценивает наличие опыта работы по 44 ФЗ при проведении конкурса. В этой процедуре есть два основных критерия отбора будущего контрагента:

  • лучшая стоимость: соглашение заключается с компанией, которая предложила наименьшую цену исполнения;
  • лучшие условия: выигрывает компания, чья квалификация позволяет надеяться на лучшее исполнение условий соглашения.

Критерии оцениваются в связке: организация, предложившая наименьшую цену, но не подтвердившая опыт работы, обладает меньшими шансами, чем та, которая предложила большую цену, но обладает необходимыми компетенциями.

Критерии цены и компетенции при проведении различных закупок будут обладать не равной значимостью. Оценивать соотношение цены и компетенций госзаказчик обязан по правилам, которые установлены Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1085. Каждому из критериев присваивается определенный процент, сумма процентов обоих критериев составляет 100%.

Опыт как дополнительное требование для участников аукциона

На аукционе победителем признается участник, который предложит наименьшую цену выполнения контракта заказчика. Аукционы проводятся при закупке ТРУ, перечисленных в аукционном перечне по Распоряжению Правительства № 471-р от 21.03.2016. Заказчик требует опыт работы 44 ФЗ для аукциона, если наименование товаров, работ, услуг перечислены в Приложении № 1 к Постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам закупок.

Например, в аукционе на строительство многоквартирного дома в с. Покровка заказчик требует подтвердить, что за последние 3 года до даты подачи заявки подрядчик исполнил как минимум один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Стоимость такого одного исполненного контракта (договора) составляет не менее 40% от НМЦК.

Правила, по которым устанавливается требование к компетенциям

Указывая требования к опыту участника по 44 ФЗ, заказчики обязаны учитывать правила, по которым учитываются компетенции претендентов на контракт:

  • опыт в конкретном регионе: по закону это запрещено. Нельзя требовать от участника иметь опыт на территории определенного региона. Это ограничивает конкуренцию и нарушает контрактное законодательство. Например, госзаказчик, который располагается на территории Москвы, объявляет конкурс на заключение соглашения, исполнение которого состоится тоже в Москве. Для подтверждения компетенции потенциальный контрагент предоставляет договоры, которые он исполнил в другом регионе, не только в Москве. Заказчик не отвергает такие договоры;
  • требование соответствовать предмету закупки: госзаказчик требует подтверждения тех навыков, которые необходимы для исполнения будущего соглашения, и не более того. Например, если госзаказчик выбирает компанию, которая осуществит строительство нового объекта, нет оснований требовать навыков работы с памятниками культурного наследия;
  • успешность: потенциальный контрагент не просто имеет компетенции для исполнения аналогичных соглашений, требования к опыту работы по 44-ФЗ предполагают, что исполнение предыдущих контрактов прошло без нарушений по вине участника и без случаев предъявления к нему претензий в связи с исполнением.

Как подтвердить навыки

Вот инструкция, как подтвердить опыт работы по 44 ФЗ:

  1. Подготовить документы.
  2. Отсканировать их.
  3. Отправить заказчику.

Готовьте такие документы:

  • копии ранее заключенных и исполненных соглашений, которые подтверждают опыт;
  • акты выполненных работ, которые демонстрируют объем выполненных работ;
  • экспертные заключения по результатам исполнения договоров.

Заказчик самостоятельно решает и обязательно прописывает в тендерной документации, какие документы для подтверждения опыта работы по 44 ФЗ придется предоставить поставщику. Документы предоставляются участником вместе с заявкой. Годится не любая практика, вот какие контракты для опыта по 44-ФЗ устроят госзаказчика — заключенные по аналогичному предмету. Аналогичными считаются ТРУ, которые попадают в одну группу ОКПД2. Например, если раньше поставляли кровати, то этим контрактом подтвердите компетенции для поставки тумбочек, но не продуктов питания. Договор, чей предмет не соответствует проводимой закупке, не рассматривается и в учет не принимается. Подрядчик вправе предоставить как безупречно исполненные контракты, так и соглашения, по которым были нарекания или даже взыскания пени или штрафов. При оценке они будут иметь меньший вес, но тоже будут учтены.

Если подтверждаете компетентность в рамках аукциона как доптребование к участникам, то эти документы загружайте заранее на электронную площадку, где проходят торги. Для этого нужна регистрация в ЕИС.

Если компетенции оценивают как критерий в конкурсе, то документы прикладывайте в составе заявки.

Как оценивать участников

Заказчик оценивает опыт выполнения аналогичных работ 44-ФЗ по правилам, которые он устанавливает в конкурсной документации. Есть три способа оценки.

Способ 1 — оценка компании зависит от количества предоставленных договоров. Более успешным станет тот участник, который предоставит наибольшее количество контрактов без нарушений при исполнении и наименьшее количество с нарушениями. Максимальное или минимальное количество контрактов не предусмотрено. Чтобы оценить результат претендента, заказчик в документации предусматривает формулы, которые применит для исчисления.

Способ 2 — установить минимально допустимое количество контрактов. Например, заказчик в документации устанавливает, что для подтверждения компетенции участник предоставляет три исполненных без нареканий соглашения. Высшая оценка по этому критерию дается тому, кто выполнит это требование. Если подрядчик приложит не три, а пять контрактов, дополнительные контракты не дадут ему никакого бонуса при оценке.

Способ 3 — установить шкалу оценки: балл, который получает компания, зависит от количества предоставленных документов. Например:

  • 0-2 исполненных контракта — 20 баллов;
  • 3-5 — 50 баллов;
  • 6-8 — 80 баллов;
  • 9-10 — 100 баллов.

При таком порядке оценки претендент на будущее соглашение рассчитывает, какое количество старых соглашений ему необходимо предоставить для победы, с учетом его ценового предложения.

Как правильно установить требование к опыту участника

Определение

Требования к опыту работы по 44-ФЗ — это нестоимостный критерий оценки участников. Он заключается в определении тех исполнителей, которые имеют нужный опыт и уже проводили работы или оказывали услуги, аналогичные предмету закупки.

Заказчик указывает, что главным фактором при оценке является не только наименьшая цена, но и компетенция участников. Обладание определенной квалификацией и знаниями в необходимой заказчику сфере позволят поставщику принимать правильные решения при исполнении договора.

Таким образом, предложив наименьшую цену, но не обладая необходимым опытом, поставщик уступит по нестоимостному критерию и поэтому не станет победителем. И наоборот, указав в заявке цену, которая превышает предложения других участников, но будучи более опытным в нужной сфере, поставщик может выиграть заказ.

Правила, по которым устанавливается требование к опыту

  1. Независимость от территории исполнения. К примеру, требование о наличии исполненных договоров исключительно на территории определенного региона ограничивает круг потенциальных поставщиков (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.08.2016 № Ф02-3636/2016 по делу № А58-5162/2015).
  2. Соответствие предмету закупки. К примеру, требование о наличии квалификации в сфере гораздо уже, чем предмет проводимой закупки, создает неравные условия участия в торгах (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2017 № Ф05-6387/2017 по делу № А40-163916/16).
  3. Сопоставимый объем. К примеру, требование о наличии большей квалификации, нежели требует проводимая закупка (решении Чувашского УФАС России от 30.10.2014 № 06-04/8578 по делу № 226-К-2014).
  4. Успешность поставки, выполнения работ, оказания услуг. Заказчик вправе требовать наличие договоров без нарушений по вине подрядчика сроков или других условий контракта, без выявленных фактов несоответствия (постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2016 № Ф05-18465/2015 по делу № А40-80329/2015).

Как подтвердить опыт работы по 44-ФЗ

В качестве подтверждения опыта работы по 44-ФЗ по выполнению аналогичных работ заказчик может потребовать:

  • копии договоров, в т. ч. с техническим заданием, отражающим предмет и период исполнения;
  • копии актов приемки и оплаты, отражающих объем исполнения;
  • копии заключений экспертизы (при их необходимости получения на законодательном уровне), подтверждающих успешность выполнения работ.

Как оценивать

Разберемся, какие схемы оценки участников вправе использовать заказчик (ПП № 1085 от 28.11.2013).

Способ 1. Установить формулу расчета, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

Заказчику важно, сколько исполнено договоров. Тому поставщику, который предоставил наибольшее количество, присваивается наивысший балл. Срабатывает механизм: «чем больше, тем лучше» (количество успешно выполненных контрактов) или «чем меньше, тем лучше» (количество контрактов с применением неустоек, пеней и штрафов).

Вот примеры таких формул.

Способ 2. Установить предельно необходимое минимальное или максимальное число квалификационных характеристик.

К примеру, заказчику достаточно, чтобы участник обладал опытом исполнения пяти аналогичных контрактов. Если их больше, это не повлияет на оценку, а всем участникам, имеющим необходимое количество контрактов, присваивается 100 баллов.

Способ 3. Установить шкалу.

Это наиболее простой способ оценки. Он выражается в определении диапазонов необходимого количества контрактов и установлении конкретного значения баллов. Например:

  • нет договоров — 0 баллов;
  • 1-4 договоров — 20 баллов;
  • 5-8 договоров — 50 баллов;
  • 9 и более — 100 баллов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки, согласно приложению Постановления № 1085.

Особые случаи

Отдельного внимания требуют закупки строительных работ и услуг по организации отдыха детей. В первом случае заказчик обязан установить показатель «опыт» со значимостью не менее 50 %. Во втором случае — более обширный подход, предусматривающий установление значимости всего нестоимостного блока в размере не менее 50 %.

Подтверждение наличия опыта исполнения контракта участником электронного аукциона на выполнение строительных работ по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2015 г. N Д28и-3507 “О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Ленинградского УФАС России по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (пункт 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.

В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 “Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Правила).

Согласно подпункту “б” пункта 27 Правил одним из показателей нестоимостного критерия оценки “квалификация участников закупки” является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

При этом отмечаем, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона N 44-ФЗ не регламентированы.

Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.

Вместе с тем следует отметить, что согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень установлен постановлением Правительства Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям” (вместе с “Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов”).

Указанным постановлением установлены дополнительные требования к участникам закупки, выполняющим работы, оказывающим услуги, в том числе определено, какие документы и сведения являются подтверждением опыта выполненных работ, оказываемых услуг.

В совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 28 августа 2015 г. N 23275-ЕЕ/Д28и, N АЦ/45739/15, которое размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в разделе “нормативные правовые акты по контрактной системе”, даны разъяснения по представлению документов и сведении, которые могут являться подтверждением опыта выполненных работ, оказываемых услуг. При этом также отмечаем, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положении нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Согласно Закону о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.

В случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к тем, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.

В частности, Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе определено, какие документы и сведения являются подтверждением опыта.

Минэкономразвития России и ФАС России были даны разъяснения по представлению документов и сведений, которые могут являться подтверждением опыта выполненных работ, оказываемых услуг.

Решение по делу № 44-2232/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Предмет закупки

Орган, рассматривающий жалобу

Содержание жалобы

Результат рассмотрения жалоб

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2232/15 о нарушении законодательства о закупках

09.07.2015
Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик):

Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган):

АО «СГЭМ» (далее – АО СГЭМ):

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 14305 от 02.07.2015) на действия ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции центрального теплового пункта (ЦТП) по адресу: ул. Савушкина, д.125, корп.5, лит. А(извещения № 0172200002515000110), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России № 727/14 (далее – Административный регламент),

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 28.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000110. Начальная (максимальная) цена контракта – 56 815 714,24 рублей.

Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

В своей жалобе Заявитель полагает, что Уполномоченным органом были допущены нарушения при проведении электронного аукциона 0172200002515000110. По мнению Заявителя, нарушение Уполномоченного органа выразилось в неправомерном признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе ввиду ненадлежащего предоставления Заявителем документов, подтверждающих опыт выполнение аналогичных работ в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ № 99).

Довод Заявителя о неправомерности признания Уполномоченным органом его заявки Закону о контрактной системе и документации об электронном аукционе является необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, включая следующее требование: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием,

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 32 дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч.1 и ч.2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3-9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ № 99 установлены следующие дополнительные требования:

Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (акгов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе

В соответствии с извещением № 0172200002515000110, размещенным Уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ruв сети Интернет, соответствующие требования установлены в подпункте 1.6.4.1. части I Части II «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме (стр. 41). Таким образом, все участники электронного аукциона обязаны предоставлять соответствующие документы.

При оценке представленных Заявителем в составе заявки документов Уполномоченный орган руководствовался положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 99 и документации об электронном аукционе. Комиссией Уполномоченного органа было установлено несоответствие представленных Заявителем документов, требованиям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ № 99, что нашло свое отражение в Протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2015 № 0172200002515000110-1 (далее – Протокол).

В отношении непредоставления Заявителем приложений к контрактам считаю необходимым отметить следующее.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 99 установлено, что к документам, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в числе прочего относятся «копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров)». Таким образом Постановление Правительства РФ № 99 предусматривает предоставление копий контрактов (договоров) в полном объеме, а не их отдельных частей. Более того, в каждом из представленных Заявителем контрактов (договоров) содержатся положения, согласно которым, все приложения к контракту являются его неотъемлемой частью. Таким образом, непредоставление какого-либо из приложений является непредоставлением части контракта (договора), т.к. нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ № 99.

Следовательно, данные контракты правомерно не учтены Конкурсной комиссией в подтверждение опыта выполнения работ».

Дополнительно необходимо отметить, что помимо непредоставления в полном объеме приложений к контракту от 03.01.2012 г. № 7238/22, государственному контракту от 10.09.2013 г. № КЭСБ-13-009 Заявителем также некорректно был представлен Договор от 18.02.2013 г. № 08/2 кс. Так, согласно п. 20 указанного Договора, приложением № 2 являются «Локальные сметы». Однако Заявителем в составе заявке была представлена единственная «Локальная смета № 1», не имеющая даты и ссылки на то, что она является приложением № 2 к Договору.

Таким образом, Комиссия Уполномоченного органа, указывая на непредоставление Заявителем приложений к контрактам (договорам), обоснованно не приняла к рассмотрения контракты (договоры) в качестве подтверждения опыта выполнения Заявителем аналогичных работ.

В отношении непредоставления Заявителем актов приемки объектов капитального строительства и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию считаю необходимым отметить следующее.

Предоставление акта приемки объекта капитального строительства предусмотрено как п. 2 Постановления Правительства РФ № 99, так и условиями предоставленных Заявителем контрактов (договоров). Соответственно, наличие данных документов является обязательным для надлежащего подтверждения опыта выполнения аналогичных работ, а именно исполнения обязательств по контрактам (договорам) в полном объеме.

Непредоставление указанных документов к всем двум контрактам (договорам), в той форме, которая предусмотрена условиями представленных Заявителем контрактов (договоров), обоснованно расценено Комиссией Уполномоченного органа как одно из оснований для признания заявке не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе.

В своей жалобе Заявитель также отмечает, что Комиссия Уполномоченного органа в Протоколе необоснованно указала на непредоставление разрешения на ввод объектов в эксплуатацию к Договору от 18.02.2013 г. № 08/2 КС, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что «разрешение на ввод режимных объектов не предусмотрено законом о гостайне».

Вместе с тем п. 2 Постановления Правительства РФ № 99 устанавливает исключение для предоставления данного документа только в случае, если «разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации». Однако необходимость наличия данного документа для объектов капитального строительства предусмотрена ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «Огосударственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) в ст. 5 устанавливает перечень сведений, относящихся к государственной тайне, к числу которых относятся сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов. Таким образом, в силу Закона о государственной тайне к сведениям, составляющим государственную тайну, следовало бы отнести сведения о назначении, степени готовности и строительстве режимного объекта в целом, а не только разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Более того, в случае, если бы данный объект являлся таковым, то предоставление Заявителем в составе заявки копии Договора, являлось бы нарушением Закона о государственной тайне.

Вместе с тем, ни в Договоре, ни в каких-либо иных документах, представленных Заявителем, не содержится сведений о том, что объект, строительство которого является предметом Договора, является «режимным», как на это ссылается Заявитель. Следовательно, вышеуказанный довод жалобы Заявителя также является необоснованным.

Дополнительно в отношении представленного Заявителем контракта от 03.01.2012 № 7238/22, заключенного с Генеральной Организацией Евфратской Плотины считаю необходимым отметить следующее.

Согласно указанному контракту он заключен на английском и арабском языке. При этом к представленному Заявителем переводу (с арабского) на русский язык не приложено никаких сведений о лице, осуществлявшем данный перевод (о наличии у него соответствующей квалификации), не представлено документов, подтверждающих нотариальное или иное заверение данного перевода, сведение о соответствии данного перевода требованиям ГОСТ 7.36-2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Неопубликованный перевод. Общие требования и правила оформления» или иных нормативных актов в данной сфере. При таких обстоятельствах у Комиссии Уполномоченного органа отсутствует основания полагаться на достоверность такого перевода.

Более того, указанный контракт заключен в иностранной валюте. Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Однако контракт не содержит положений, устанавливающих порядок конвертации указанных сумм в российские рубли, что создает дополнительные трудности при оценке соотнесения его с условием п. 2 Постановления Правительства РФ № 99 о том, что стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота).

Таким образом, жалоба является необоснованной.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

Признать жалобу ООО «СГЭМ» не обоснованной.

Читайте также:  Извещение о проведении запроса котировок по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию
Наименование товаров, работ, услугДополнительные требования к участникам закупкиДокументы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям