Положение об отделе закупок заказчика по 223-ФЗ – образец

Составляем положение о закупках по правилам 2020 года

Какие задачи решает положение

Заказчики, которые в настоящее время работают по 223-ФЗ, обязаны разработать особый документ, регламентирующий всю закупочную деятельность. В статье рассмотрим основные требования к содержанию указанного стандарта, порядку его принятия и утверждения, а также предоставим само положение о закупках по 223-ФЗ с июля 2018 года, образец которого подготовлен с учетом вступления существенных изменений в сфере государственных закупок, именно поэтому стоит обратить особое внимание на новый формат и структуру документа.

Положение по 223-ФЗ для бюджетных учреждений на 2020 год с изменениями должно содержать следующую информацию:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
  • порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением закупок по нормам 223-ФЗ.

Стоит заметить, что положение о закупках 44-ФЗ не предусмотрено, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов.

Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который будет отражать закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223-ФЗ.

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • ГУП, МУП — руководителем (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение — учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий имеет полное право изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе.

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год с июля 2018 может содержать следующие разделы:

  1. Термины и определения.
  2. Цели и принципы закупочной деятельности.
  3. Утверждение стандарта и внесение изменений.
  4. Формирование и корректировка плана заказов.
  5. Выбор способа и формы заказа.
  6. Правила подготовки и проведения.
  7. Принципы формирования требований и критериев оценки.
  8. Требования к описанию объекта.
  9. Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора.
  10. Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации.
  11. Порядок проведения процедуры.
  12. Контроль и обжалование.
  13. Отчетность по закупочной деятельности.
  14. Требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

Как использовать типовые положения

С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно части 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений нужно включить такие сведения:

  1. Регламент подготовки и реализации госзакупок.
  2. Способы определения поставщика, а также случаи, когда они применяются.
  3. Срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

В стандартном положении о закупке должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней — федеральные, региональные, муниципальные. Вышестоящие органы также закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ей надлежит сформировать свой регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить свой локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

Где взять типовое положение

В конце статьи вы можете выбрать из ряда предоставленных стандартов и найти необходимое положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год; скачать образец можно также на сайте Единой информационной системы — в ЕИС доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций-заказчиков местного уровня, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа. Эти документы найдете во вкладке «Документы» на боковой панели. В нижней части страницы есть раздел «Перечень типовых положений о закупках».

Скачать шаблон типового положения о закупках на 2020 год

Пример типового положения о закупках для МУП

В качестве примера приводим положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год — образец для МУП.

Образец типового положения о закупках для автономных учреждений

Вот еще один пример — положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, образец 2020 года, который могут применять и автономные учреждения.

Типовое положение для РАН

Для выполнения требований, которые установлены ч. 3 ст. 4 505-ФЗ, о приведении в соответствие положений о закупке в срок до 01.01.2019 и по поручению Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Министерство науки и высшего образования разработало проект положения для Российской академии наук. Сам стандарт выполнен согласно Приказу Минобрнауки № 949 от 07.11.2018.

Разработанный стандарт направлен на регулирование закупочной деятельности РАН. В него включены нормы, содержащие требования к госзаказу и условия их применения в процессе осуществления закупочных процедур.

Скачать положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год, образец для РАН, можно на нашем сайте.

Скачать типовое положение Росгидромета

Также вы можете ознакомиться и с другими образцами локальных актов по 223-ФЗ.

Также пользователи могут скачать положение об отделе закупок по 223-ФЗ — образец на 2020 год.

Положение об отделе закупок заказчика по 223-ФЗ – образец

Малинка04 » 24 май 2013, 08:47

а вообще держите так
Регламент взаимодействий подразделений предприятий.
Регламент является типовым документом и применяется в рамках проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «”
Пользователями Регламента являются подразделения-заказчики товаров, работ, услуг (Инициаторы закупки) МУП «».
Термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Регламенте, имеют те же значения, что и в Положении о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «» (Положение).
Задача регламента: регулирование взаимодействия подразделений МУП «» при подготовке, согласовании необходимых документов для проведения закупки товаров, работ, услуг для нужд МУП «».
Целями регулирования настоящего Регламента Заказчика являются:
– создание условий для своевременного и полного обеспечения нужд Заказчика качественными товарами, работами, услугами на наиболее выгодных условиях;
– последовательность прохождения согласования необходимых документов закупки.
Функции подразделений при подготовке и проведении закупок.

1. Функции БЗП (Бюро Закупок Предприятия).
Организацией закупок занимается БЗП (Бюро Закупок Предприятия), осуществляющее взаимодействие с подразделениями предприятия для решения вопросов, связанных с закупками.
БЗП осуществляет организационно-техническое обеспечение проведения процедур, направленных на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

Основными функциями Бюро закупок являются:

1.Составление годового плана закупок (ГПЗ) товаров (работ, услуг).

1.1.Сбор заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с минимально необходимыми требованиями, объемами (количеством), сроками исполнения договора своевременно подготовленных подразделениями – заказчиками (Инициаторами закупки) для составления годового плана закупок;
1.2.Согласование с главным инженером, заместителями директора и утверждение у директора предприятия способа размещения заказа (включая размещение заказа у единственного поставщика);
1.3. Разработка проекта ГПЗ;
1.4. Согласование проекта ГПЗ со всеми заинтересованными в проведении закупок товаров (работ, услуг) ответственными исполнителями;
1.5. Утверждение ГПЗ на новый год у директора предприятия до 31 декабря текущего года.

2. Корректировка ГПЗ
2.1. В случае необходимости проведения закупки, не учтенной в ГПЗ, БЗП на основании заявки от подразделения – заказчика, оформляет распорядительный документ (Приказ) о внесении изменений в ГПЗ и утверждает его у Директора.
2.2. Вносятся изменения в ГПЗ.
2.3. Измененный ГПЗ вместе с Приказом размещается на официальном сайте.

3. В конце каждого месяца рассматривается план закупок на следующий месяц. Главным инженером, заместителями директора определяется приоритет сроков проведения каждой закупки.
3.1. БЗП направляет Подразделению-Заказчику (Инициатору) служебную записку о подготовке необходимых документов (технического задания, сметы, акта и др.) и предоставлении их в указанный срок. В случае несвоевременного предоставления необходимой документации, Подразделение-Заказчик (Инициатор) должен написать объяснительную записку на имя Директора и в БЗП с указанием причин задержки.
3.2. БЗП направляет в ПЭО служебную записку о предоставлении Проекта Договора в электронном виде в указанный срок. В случае несвоевременного предоставления необходимой документации, ПЭО должен написать объяснительную записку на имя Директора и в БЗП с указанием причин задержки.
3.3. Осуществление подготовки распорядительного документа о проведении закупки (Приказ).

4. Составление документации по закупке на основании представленных подразделениями-заказчиками заявок, содержащих требования к закупаемым товарам, работам, услугам и участникам закупки, требования к условиям исполнения договора, заключаемого по результатам закупки с поставщиками и подрядчиками;
4.1. Осуществление подготовки документов, необходимых для размещения закупки, работы закупочной комиссии при проведении процедур закупок.
4.2. Согласование требований к закупаемым товарам, работам, услугам и участникам закупки с подразделениями-заказчиками;
4.3. Формирование порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
4.4. Проведение анализа технической части Документации на предмет исключения требований, ограничивающих конкуренцию.
4.5. Проведение анализа технической части Документации на предмет исключения коррупционной составляющей и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок.

5. Размещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации, предусмотренной Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «» в соответствии с ГПЗ.
На сайте предприятия www..ru информацию, подлежащую размещению в соответствии с Положением, размещает отдел информационных технологий (ОИТ). ОИТ отвечает за сохранность размещенной информации на сайте предприятия www..ru .

6. Приглашение потенциальных участников к участию в закупках;

7. Прием и регистрация документов, полученных в процессе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика, от участников размещения заказа;

8. Обеспечение предоставления участникам размещения заказа Документации о закупке (дополнений и изменений к ней);

9. Подготовка разъяснений и изменений документации о закупке по запросам участников (при необходимости с привлечением подразделений-заказчиков);

Читайте также:  Формирование отчета об объеме закупок по 44 ФЗ у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих

10. Обеспечение подписания договора по результатам размещения заказа в электронной форме;
10.1. После того, как прошли процедуры отбора поставщика, либо для закупки выбран единственный поставщик, БЗП сообщает в ПЭО о том, что можно заключить договор с победителем;
10.2. После окончательного подписания договора на официальном сайте размещаются сведения о нем;

11. Формирование отчетов о результатах размещения заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика;
БЗП (Бюро Закупок Предприятия) составляет и размещает ежемесячно на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте предприятия www..ru в установленном порядке отчет о заключённых договорах;

12. Подготовка предложений по совершенствованию системы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика в целях повышения ее эффективности;

13. Ведение реестра договоров, заключенных в соответствии с Положением;

14. Контроль за исполнением рекомендаций, заключений, предписаний, выданных контролирующим органом, по результатам проверок, рассмотрения жалоб и обращений о нарушениях в сфере закупочной деятельности.

15. Организационно-техническое обеспечение деятельности закупочной комиссии;

16. Консультационное сопровождение деятельности подразделений-заказчиков по вопросам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2. Функции подразделений-заказчиков.

При подготовке и проведении закупок подразделение-заказчик несет ответственность за:
– своевременный и полный учет потребности при формировании годового плана закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг, его ежемесячной корректировки и недопущение возникновения срочных потребностей в закупках, которые мог и должен был предвидеть заранее;
– качество, полноту и своевременность представления в БЗП документов, необходимых для подготовки к проведению закупки;
– контроль за исполнением обязательств поставщиком (исполнителем), в соответствии с договором заключенным по результатам закупки.

В целях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подразделения – заказчики осуществляют следующие функции, связанные с формированием, размещением и исполнением заказа:

1.Определение подразделениями потребностей в закупаемых товарах, работах, услугах;

2. Составление заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с минимально необходимыми требованиями, объемами (количеством), сроками исполнения договора своевременно подготовленных подразделениями – заказчиками (Инициаторами закупки) для составления ГПЗ;

3. В случае необходимости проведения закупки, не учтенной в ГПЗ, подразделение – заказчик оформляет заявку на проведение закупки с указанием необходимых требований, объемов (количество), сроков исполнения договоров для корректировки ГПЗ;
БЗП должно быть проинформировано о проведении неучтенной в ГПЗ закупки своевременно, в целях качественного и быстрого проведения процедуры закупки, отсутствия задержки в размещении документации и заключении договора. В случае, если подразделение-заказчик не исполнило свои обязательства, БЗП имеет право написать Докладную на имя Директора о медлительности, которая может нанести вред предприятию.
4. Принимает участие в определении способа размещения заказа;
4.1. В случае необходимости закупки у Единственного поставщика, подразделение – заказчик оформляет акт-обоснование решения о размещении заказа, предоставляет его в БЗП;

5. Оформляет необходимый пакет документов для проведения закупки ;
5.1. Готовит, согласовывает с Главным инженером, утверждает в установленном порядке техническое задание, спецификацию и смету, в которых указываются:
наименование и объемы поставки товара, выполнения работ и оказания услуг, технические требования, марки, характеристики, требования к качеству, гарантийные сроки, количество (норма), планы и схемы производства работ (при необходимости), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работ и оказания услуг, технические требования к участникам.

6. Проводит определение начальной (максимальной) цены договора в соответствии с Методикой определения начальных (максимальных) цен.
По регулируемым ценам ответственность по определению начальной (максимальной) цены несет ПЭО (планово-экономический отдел предприятия).
Окончательная цена во всех случаях согласовывается Главным экономистом и утверждается Директором.

7. Сформированный пакет документов на бумажном носителе и в электронном виде передает в ПЭО (планово – экономический отдел) для составления Проекта Договора и в БЗП – для оформления Извещения и Документации и размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте предприятия www..ru . Необходимые документы должны быть предоставлены в срок, указанный в служебный записке от БЗП. В случае несвоевременного предоставления необходимой документации, Подразделение-Заказчик (Инициатор) должен написать объяснительную записку на имя Директора и в БЗП с указанием причин задержки.

8. Подразделение-заказчик (Инициатор) также принимает участие в подготовке разъяснений документации о размещении заказов по вопросам, связанными с установленными техническими требованиями к закупаемым товарам, работам и услугам, подготовке и предоставлении закупочной комиссии заключений на соответствие заявок участников закупки требованиям, выставляемым подразделением-заказчиком к закупаемым товарам, работам, услугам.

3. Функции ПЭО (планово-экономический отдел).
3.1. ПЭО несет ответственность по определению начальной (максимальной) цены по регулируемым ценам;
3.2. ПЭО подготавливает и согласовывает в установленном порядке Проект Договора. Проект Договора должен быть предоставлен в БЗП в срок, указанный в служебной записке от БЗП. В случае несвоевременного предоставления необходимой документации, ПЭО должен написать объяснительную записку на имя Директора и в БЗП с указанием причин задержки;
3.3. После того, как прошли процедуры отбора поставщика, либо для закупки выбран Единственный Поставщик, БЗП сообщает в ПЭО о том, что можно заключить договор с победителем.
3.4. После заключения Договора, ПЭО должны предоставить копию договора в БЗП.

Настоящий Регламент вступает в силу с даты утверждения и введения в действие настоящего Регламента Директором Предприятия.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Положение об отделе закупок

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя]

[число, месяц, год]

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основы деятельности, цели и задачи, функции, права и ответственность отдела закупок.

1.2. Отдел закупок является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно руководителю организации.

1.3. В своей деятельности отдел закупок руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и методическими материалами по материально-техническому обеспечению, локальными нормативными актами, решениями органов управления организации и настоящим Положением.

1.4. Деятельность отдела закупок осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений начальника отдела.

1.5. Начальник отдела закупок и другие сотрудники отдела назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность начальника и других сотрудников отдела регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем организации.

1.7. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями организации, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

2. Основные задачи отдела закупок

2.1. Снабжение всех подразделений организации необходимыми материалами требуемого качества в заданные сроки.

2.2. Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по вопросам материально-технического снабжения и рационального использования материальных ресурсов.

2.3. Совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

2.4. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства организации.

2.5. Решение иных задач в соответствии с целями организации.

3. Основные функции отдела закупок

3.1. Обеспечение организации всеми необходимыми для ее деятельности материальными ресурсами требуемого качества.

3.2. Разработка предложений по рациональному использованию материальных ресурсов с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.

3.3. Разработка проектов перспективных и текущих планов, балансов материально-технического обеспечения производства, ремонтно-эксплуатационных нужд организации и ее подразделений, создание необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.

3.4. Поиск возможностей и источников покрытия материально-технических потребностей организации за счет внутренних ресурсов.

3.5. Подготовка заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучение возможности и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

3.6. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли.

3.7. Обеспечение доставки материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектности, организация их хранения на складах организации.

3.8. Подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контроль составления расчетов по этим претензиям, согласование с поставщиками изменений условий заключенных договоров.

3.9. Разработка стандартов организации по материально-техническому обеспечению, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

3.10. Контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях организации по прямому назначению.

3.11. Разработка и участие в проведении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов.

3.12. Организация работы складского хозяйства, контроль за соблюдением необходимых условий хранения.

3.13. Механизация и автоматизация транспортно-складских операций.

3.14. Учет движения материальных ресурсов на складах организации, участие в проведении инвентаризации материальных ценностей.

3.15. Составление установленной отчетности о материально-техническом обеспечении деятельности организации.

3.16. Осуществление в пределах своей компетенции иных функций в соответствии с целями и задачами, установленными настоящим Положением.

4. Права отдела закупок

Отдел закупок вправе:

4.1. Получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.

4.2. Запрашивать и получать от руководителя организации и начальников структурных подразделений организации информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций и задач.

4.3. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации по вопросам материально-технического обеспечения и рационального использования материальных ресурсов.

4.4. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы отдела и организации в целом.

4.5. Участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности.

4.6. Вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на сотрудников отдела и других структурных подразделений организации по своему профилю деятельности.

4.7. Участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения деятельности организации.

5. Ответственность отдела закупок

5.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач, возложенных на отдел закупок, несет начальник отдела.

5.2. На начальника отдела закупок возлагается персональная ответственность за:

– соблюдение действующего законодательства РФ;

– организацию деятельности отдела закупок;

– соблюдение сотрудниками отдела закупок производственной и трудовой дисциплины;

– своевременное и качественное выполнение приказов руководства организации;

– соблюдение требований и положений действующей в организации системы менеджмента качества и результативность ее функционирования в отделе закупок;

Читайте также:  Закупка у единственного поставщика услуг охраны объектов по 44 ФЗ

– несвоевременное проведение в структурных подразделениях организации проверок, инвентаризаций и документальных ревизий;

– другие нарушения в деятельности отдела закупок.

5.3. Степень ответственности других сотрудников отдела закупок устанавливается их должностными инструкциями.

Инструкция: готовим положение о закупках по новым правилам

Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций-заказчиков. Согласно данному законодательству, процесс заказа по 223 ФЗ носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В связи с этим каждый заказчик, работающий по федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в обязательном порядке должен разрабатывать положение об отделе закупок и проводить свою закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным локальным нормативным актом.

Таким образом, согласно ч. 3 ст. 2, организация вправе приобретать ТРУ для удовлетворения собственных потребностей по 223 ФЗ только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках (ПЗ).

ПЗ необходимо составлять, руководствуясь нормативами Конституции РФ, ГК РФ и Федерального закона № 223.

При формировании содержательной части каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3):

  • информационная открытость заказов;
  • равенство всех участников;
  • отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
  • эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
  • адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.

Организация-заказчик вправе самостоятельно определять структурную и содержательную части данного локального акта. Законодательно утвержденные шаблоны и строгие требования к ПЗ не применяются.

Однако при разработке документа необходимо рассмотреть следующие критерии (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок планирования закупочной деятельности;
  • способы заказа и возможности их применения;
  • требования к участникам и составу документации заказа;
  • регламент подготовки закупочной процедуры и условия ее осуществления;
  • порядок и сроки заключения и исполнения договоров;
  • иные существенные условия.

Порядок и сроки утверждения ПЗ (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ) для различных категорий заказчиков представим в таблице:

Категория организаций-заказчиковКто утверждаетСрок утверждения
Государственные корпорации и компанииВысший орган управленияВ течение 3 месяцев с момента регистрации в ЕГРЮЛ
ГУП и МУПРуководитель
Автономные учрежденияНаблюдательный совет
Акционерные обществаСовет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, общее собрание акционеров
Государственные, муниципальные бюджетные учрежденияУчредитель
Публично-правовые компанииНаблюдательный совет

После утверждения положение о закупках должно быть размещено в Единой информационной системе в течение 15 дней с даты его утверждения. Те же сроки установлены и для публикации изменений ПЗ.

Положение о закупках 44 ФЗ составлять не требуется, так как нормативы действующего законодательства о госзаказе строго регулируют закупочную деятельность организаций.

Изменения с 01.07.2018

505-ФЗ от 31.12.2017 внес ряд существенных корректив в действующее законодательство о заказах отдельными видами юридических лиц. Согласно ч. 3 ст. 4 505-ФЗ, все положения должны быть приведены в соответствие с новой редакцией 223 ФЗ и опубликованы в ЕИС в срок до 01.01.2019. Если ПЗ не соответствуют вышеуказанным требованиям, то после 01.01.2019 они считаются не размещенными.

Данные изменения распространяются на все организации, работающие по нормам Федерального закона № 223, независимо от отраслевой специфики организационно-правовой формы.

Еще одним нововведением является тот факт, что учредители бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий имеют право утверждать типовые ПЗ, определять область правоприменения такой документации, а также период, в течение которого организации-заказчики обязаны привести в соответствие свои стандарты госзакупок (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Типовые положения и вносимые в них изменения подлежат публикации в ЕИС в срок до 15 дней с момента их утверждения.

В типовые ПЗ включаются следующие сведения (ч. 2.3, 2.4 ст. 2):

  • регламент подготовки и осуществления заказа;
  • применяемые способы и условия их использования;
  • особенности участия в торгах субъектов МСП;
  • порядок и срок заключения договоров.

Типовые ПЗ находятся в открытом доступе в Единой информационной системе. Каждая организация-заказчик имеет возможность свободно ознакомиться с представленной документацией.

Для этого необходимо выйти на главную страницу официального сайта ЕИС, затем перейти в раздел «Документы» и далее выбрать перечень типовых ПЗ.

После этого откроется список опубликованной типовой документации.

Порядок размещения и ответственность

Если организация-заказчик не размещает ПЗ в установленный срок, то при проведении закупочной деятельности ей предстоит руководствоваться нормами и правилами 44-ФЗ (ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ).

Если же учреждение пренебрегает данными требованиями, то это может повлечь за собой следующие меры:

  • предписание об отмене результатов заказа;
  • предписание о прекращении нарушения (об осуществлении закупок в соответствии с 44-ФЗ);
  • штрафные санкции.

Для размещения ПЗ в Единой информационной системе заказчику необходимо подготовить надлежащую документацию и опубликовать стандарты госзакупок в электронном виде, предварительно подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

Организация также может дополнительно размещать ПЗ на своем официальном сайте. Бюджетные учреждения должны публиковать их по Федеральному закону № 223 до начала нового отчетного периода, то есть до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 15 44-ФЗ).

Примеры

Каждое учреждение вносит в свои ПЗ условия и требования в зависимости от различных факторов, таких как организационно-правовая форма, отраслевая специфика. Предлагаем ознакомиться с содержанием стандартов госзакупок по 223-ФЗ некоторых организаций.

Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ

Образец положения об отделе закупок по 223 ФЗ — это свод норм и правил, в соответствии с которыми заказчик и приобретает товары, работы, услуги по 223 ФЗ. Документ стандартизирует закупочную деятельность заказчика и является обязательным.

Для чего нужно положение о закупках по 223 ФЗ

Закупочная деятельность в рамках 223 ФЗ регулируется не только законом о закупках отдельными видами юридических лиц и подзаконными актами, но и таким внутренним нормативом заказчика, как положение о закупках. Закон о контрактной системе строго регулирует деятельность заказчика, устанавливая правила относительно всех госзакупок и их результатов. Поэтому положение о закупках по 44 ФЗ не нужно — закон жестко контролирует заказчиков, регламентируя каждый шаг процедуры от планирования до момента заключения контракта. А вот законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц более гибкое, многие моменты описаны достаточно свободно. Поэтому заказчику необходим внутренний стандарт, который бы нормировал закупочную деятельность исходя из потребности организации и при этом не шел в разрез с действующими законами. Положение по 223 ФЗ для бюджетных учреждений на 2020 год с изменениями содержит:

  • правила подготовки и осуществления электронных и бумажных закупочных процедур;
  • возможные способы определения поставщика;
  • особенности заключения и исполнения договоров по результатам заказов;
  • порядок ведения договорных отношений с единственными поставщиками;
  • прочие важные аспекты проведения торгов по 223 ФЗ.

Помимо общего стандарта, заказчикам рекомендуется разработать документ и об отделе закупок, в котором будут четко определены полномочия сотрудников, которые отвечают за проведение торгов по 223 ФЗ. Этот документ должен аккумулировать права и обязанности работников отдела закупок и определять ответственность за нарушение законодательства и несоблюдение требований основного норматива о закупочной деятельности.

Порядок согласования и размещения

Порядок согласования напрямую зависит от организационно-правовой формы учреждения, выступающего в роли заказчика (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ). Выбор инстанции, которая согласовывает положения по 223 ФЗ, зависит от ОПФ:

  • для госкорпораций или государственных компаний необходимо согласование высшего управленческого органа (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях документ утверждают непосредственно руководители (ФЗ № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002);
  • для автономных учреждений согласующим органом выступает наблюдательный совет (ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006);
  • в акционерных обществах документ утверждается решением совета директоров, общего собрания или иным коллегиальным исполнительным органом (ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995);
  • в обществах с ограниченной ответственностью документацию согласовывает общее собрание участников, совет директоров или коллегиальный исполнительный орган (ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998);
  • для документов государственных и муниципальных бюджетных учреждений необходимо согласование учредителя (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • у публично-правовых компаний утверждением стандарта занимается наблюдательный совет (ФЗ № 236 «О публично-правовых компаниях» от 03.07.2016).

После подписания положение о закупках товаров, работ, услуг по 223 ФЗ нужно разместить в Единой информационной системе в 15-дневный срок. Стандарты заказчиков находятся в открытой части сайта, поэтому доступны для ознакомления всем пользователям ЕИС. Заказчик вправе разместить документ и на своем официальном сайте.

Требования к структуре и содержанию

Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:

  • равноправие;
  • справедливость;
  • отсутствие дискриминации;
  • необоснованное ограничение конкуренции.

В состав положения целесообразно включить разделы:

  • терминология;
  • цели и принципы осуществления закупок;
  • порядок утверждения документа;
  • регламент внесения изменений;
  • плановая деятельность;
  • внесение изменений в план закупок;
  • способы определения исполнителей;
  • подготовка к торгам;
  • разработка и утверждение документов заказа;
  • порядок описания объекта;
  • критерии оценки;
  • требования к поставщикам;
  • правила проведения торгов;
  • осуществление контроля заказа;
  • возможность обжалования результатов;
  • условия договора;
  • обязательства и ответственность сторон;
  • ведение отчетов по 223 ФЗ;
  • порядок хранения документации.

Применение типовых положений

Подведомственные учреждения могут использовать типовые положения о закупках, разработанные и утвержденные вышестоящими организациями. Ответственными за формирование типовых регистров выступают органы исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровней. Они утверждают не только типовые стандарты, но и список учреждений, которые обязаны их применять (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Некоторые разделы типовых стандартов используются в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными заказчиками (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок подготовки и проведения заказов;
  • выбор способа определения поставщика в зависимости от объекта торгов;
  • сроки подписания договоров после определения победителя по итогам госзакупок.

Эти разделы должны быть приведены в стандартах ГУП и МУП, бюджетных и автономных организаций. В регистрах надлежит прописывать и правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормами ПП РФ № 1352 от 11.12.2014.

То же самое нужно сделать, если изменится типовое положение о закупках по 223 ФЗ на 2020 год с июля 2020 года. 31 июля начнет действовать 70 ФЗ от 01.05.2019, который изменит правила обращения с деньгами, которые подарены, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или полученные по завещанию. Такие средства можно будет тратить по 223 ФЗ. Главное, чтобы прописали право на это в положении о закупке. Изменить можно до 01.10.2019.

Когда размещать в ЕИС

Образец положения о закупках по 223 ФЗ с июля 2020 года, составленный с учетом типовых изменений, специалист заказчика должен утвердить и разместить в ЕИС в течение 15 дней после внесения корректив. Есть и специальные сроки для публикации положения о закупке. Его нужно выложить в течение трех месяцев со дня:

  • регистрации, если только создали заказчика (ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
  • получения уведомления о том, что изменилась совокупная доля госучастия в уставном капитале, если 223 ФЗ стал распространяться в итоге таких трансформаций (ч. 6 ст. 8 закона № 223-ФЗ).

Заказчика, который нарушил сроки, оштрафуют от 10 000 до 30 000 руб. Должностное лицо, которое нарушило сроки публикации изменений в положение о закупках, оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП).

Где найти типовые положения

Все актуальные типовые и стандартные положения заказчиков различных типов, отраслей и организационно-правовых форм можно изучить в Единой информационной системе в открытом доступе абсолютно бесплатно. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены именно там.

Типовое положение РАН

Типовой стандарт РАН разработан Министерством науки и высшего образования (Приказ № 949 от 07.11.2018) в качестве реализационной меры по выполнению требований ч. 3 ст. 4 505-ФЗ и поручения Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Он регламентирует закупочную деятельность организации-заказчика, которым в данном случае выступает Российская академия наук.

Положение об отделе организации закупок или контрактной службе в соответствии с положениями действующего законодательства

В системе государственных и муниципальных закупок проводится постоянное реформирование имеющихся исполнительных органов в составе заказчиков, главной целью которых является превращение системы государственных и муниципальных закупок в максимально прозрачную систему с минимальным уровнем коррупции. Именно по этой причине и деятельность отдела закупок у государственного или муниципального заказчика должна регулироваться с помощью положений статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с помощью внутреннего положения самого заказчика для такого отдела.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Чем занимается отдел закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ отдел организации закупок должен заниматься следующими видами деятельности:

  • разрабатывать и размещать в Единой информационной системе план закупок, а также все изменения в него с последующей публикацией таких изменений в рамках интернет-ресурса Единой информационной системы;
  • разрабатывать на основании плана закупок план-график и изменения в него с последующей публикацией всех необходимых сведений в ЕИС в соответствующем разделе;
  • публиковать в Единой информационной системе извещения и документацию о проводимых закупочных мероприятиях, а также сопровождающие их проекты контрактов;
  • в случае проведения закрытых закупочных мероприятий разрабатывать приглашения к участию в таковых для потенциальных исполнителей по контрактам;
  • в пределах своего функционала обеспечивать осуществление закупочных процедур до момента заключения контракта;
  • участвовать в процедурах, направленных на обжалование закупочных мероприятий, в том числе, если такое обжалование происходит в различных контролирующих органах (например, в Федеральной антимонопольной службе);
  • формировать документы для ведения претензионной работы в пределах своей компетенции в случае возникновения конфликтной ситуации с исполнителем по контракту или договору, заключенному в рамках действующего закупочного законодательства;
  • с целью определения конкурентного состояния рынка товаров, работ или услуг, которые планируется закупить, проводить консультации с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам.

Типовое положение и задачи отдела по нему

Для того чтобы у всех государственных и муниципальных заказчиков имелись схожие Положения об отделе закупок, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 года №631 было утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе. В соответствии с этим Положением перед отделом закупок (он же именуется контрактной службой) либо контрактным управляющим ставятся следующие задачи:

  • проведение мероприятий по планированию закупок;
  • проведение консультаций на этапе планирования с потенциальными исполнителями по контракту с целью определения состояния рынка в части его конкурентного положения при осуществлении тех или иных закупок;
  • обоснование проводимых закупочных мероприятий и их начальной максимальной цены;
  • проведение мероприятий по общественному обсуждению тех закупок, для которых такое обсуждение является обязательным, с точки зрения предписаний действующего законодательства;
  • обеспечение функционирования комиссий по осуществлению закупок, с технической точки зрения, в пределах своей компетенции (подготовка оборудования для аудио- и фотофиксации процедуры вскрытия заявок и т. д.);
  • привлечение экспертов в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • подготовка документации к проводимым закупочным мероприятиям, сопровождающих такие мероприятия проектов контрактов, а также публикация всех указанных документов в Единой информационной системе;
  • рассмотрение предоставленных банковских гарантий и взыскания средств с них в случаях возникновения нарушения условий исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  • полное сопровождение процедуры, направленной на заключение контракта;
  • приемка результатов по исполнению того или иного контракта;
  • организация оплаты исполненного контракта или его части и публикация информации о такой оплате в Единой информационной системе;
  • организация работы по взаимодействию с поставщиками в случае необходимости изменения или расторжения контракта;
  • ведение работы по внесению информации об исполнителе, нарушившем взятые на себя обязательства, в Реестр недобросовестных поставщиков (если такая работа признана необходимой);
  • ведение претензионной работы по неисполнению или по ненадлежащему исполнению всего контракта или какого-либо его этапа;
  • работа по взаимодействию с исполнителем по контракту в случае выявления жалобы на действия или бездействие заказчика в контролирующие органы в сфере государственных и муниципальных закупок.

Функции

Основные функции, которые налагаются на отдел закупок, также зафиксированы в Типовом положении о контрактной службе. В рамках такого положения они подразделяются в зависимости от профиля работы (например, при проведении планирования закупок или при собственно проведении мероприятий, направленных на определение потенциального исполнителя). Среди функций отдела закупок следует выделить:

  • разработка плана закупок и изменений в него с последующим размещением в Единой информационной системе, а также на своем сайте в сети интернет;
  • подготовка обоснования закупки при формировании плана закупок;
  • разработка плана-графика и изменений к нему, а также размещение плана-графика в ЕИС;
  • направление на утверждение плана закупок и плана-графика руководителю организации или уполномоченному должностному лицу, на которого приказом руководителя организации наложена обязанность по проведению мероприятий по утверждению всех документов, касающихся проведения закупочной деятельности в организации;
  • для закупок, проводимых с единственным поставщиком, обоснование начальной максимальной цены контракта при составлении такой позиции в плане-графике;
  • выбор способа определения потенциального исполнителя по контракту (кроме тех закупок, для которых изначально определен способ путем обращения к единственному поставщику);
  • уточнение начальной максимальной цены контракта на этапе подготовки документов к проведению закупок;
  • формирование документации к проводимой закупке в части подготовки описания объекта закупки;
  • обеспечение работы закупочных комиссий, в том числе путем проведения проверки сведений, предоставляемых потенциальным исполнителем в части соответствия требованиям законодательства и документации о закупке;
  • если такая необходимость продиктована условиями действующего законодательства, привлечение организации-посредника для проведения закупочных мероприятий;
  • обеспечение проведения закупок у категорий исполнителей, имеющих право на предоставление льгот, с предоставлением при заключении контракта таких льгот;
  • публикация в Единой информационной системе и на интернет-ресурсах извещений о проведении закупочных мероприятий, а также документации с описанием объекта закупки и условий участия в таких мероприятиях, если такое размещение предусмотрено требованиями действующего законодательства в сфере закупок;
  • подготовка разъяснений на поступившие запросы положений документации в письменном или электронном виде;
  • обеспечение полной сохранности подаваемых заявок до момента их вскрытия вне зависимости от того, в какой форме подана заявка (в бумажном или электронном виде);
  • осуществление оформления протоколов вскрытия заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • согласование с уполномоченными контролирующими органами проведения закрытых закупочных процедур;
  • обеспечение заключения контракта вне зависимости от формы закупочного мероприятия (конкурентного или неконкурентного);
  • если данная необходимость продиктована сложившимися обстоятельствами по исполнению контракта, то подготовка сведений для внесения изменений в Реестр недобросовестных поставщиков относительно исполнителя, который нарушил взятые на себя обязательства;
  • обеспечение приемки результатов исполнения контракта или его части (если исполнение контракта должно осуществляться поэтапно);
  • при расторжении контракта – обеспечение взаимодействия с поставщиком путем ведения претензионной работы при необходимости и в пределах своих полномочий;
  • организация работы приемочной и экспертной комиссии и подготовка документов о результатах их работы;
  • размещение в ЕИС документов об исполнении, неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта или его этапа;
  • проведение работы по составлению предусмотренных законом отчетов и ведению необходимых реестров.

Права отдела закупок и его руководителя в соответствии с типовыми положениями

Все права, которыми наделяется отдел закупок, продиктованы только требованиями действующего законодательства и формируются на основании возложенных на такой отдел задач и функций. К основным правам относятся:

  • осуществление необходимых видов деятельности в соответствии с положениями действующего закупочного законодательства и своей инструкции о работе;
  • использование кадровых, материально-технических и информационных ресурсов в соответствии с имеющимися задачами;
  • формирование планов своей деятельности на основании перспектив развития и функционирования, а также проведение мероприятий, направленных на реализацию таких планов.

У руководителя отдела закупок также есть свои определенные права:

  • участие в заседаниях руководящих органов заказчиков в части рассмотрения вопросов, связанных с функционированием отдела закупок;
  • представление заказчика на семинарах, совещаниях и конференциях, посвященных вопросам работы отдела закупок;
  • предоставление руководителю организации предложений о внесении изменений в порядок организации закупок в учреждении-заказчике;
  • подготовка запросов структурным подразделениям о предоставлении сведений и документации, которые необходимы для выполнения задач, поставленных перед отделом закупок;
  • контроль выполнения требований нормативной документации по организации закупок в структурных подразделениях организации-заказчика;
  • проведение контрольных проверок достоверности предоставленной информации работниками всех подразделений заказчика;
  • иные права, которые предусмотрены действующим законодательством, а также положением об отделе закупок или о контрактной службе, которое принимается в организации-заказчике.

Меры ответственности для отдела закупок и его сотрудников

Все меры ответственности, которые могут быть применены к сотрудникам и руководителю организации закупок, продиктованы только действующим законодательством:

  • все действия или бездействие заказчика могут быть обжалованы в порядке Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», а также в судебном порядке, если есть основания считать, что права исполнителя по контракту или участника закупочной процедуры были нарушены;
  • на сотрудников и руководителя контрактной службы и отдела закупок могут быть наложены меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной либо уголовной ответственности в зависимости от совершенного нарушения своих должностных обязанностей и норм действующего законодательства;
  • сотрудник, допустивший нарушение, может быть отстранен от исполнения своих обязанностей по решению руководства организации-заказчика. В случае проведения проверки в отношении такого сотрудника по факту допущенного нарушения отстранение может быть осуществлено до момента завершения такой проверки и вынесения решения о дальнейшей судьбе такого сотрудника.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Читайте также:  Нормирование в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию