Получение официальных разъяснений о применении законодательства о закупках по 44 ФЗ

Письмо Минфина России от 17.10.2017 № 24-03-07/67791 “О получении официальных разъяснений о применении законодательства о закупках”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о получении официальных разъяснений о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы в Минфин России.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, является Федеральное казначейство.

При этом согласно действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации” Минфин России не наделен полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов.

При этом согласно пункту 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе по разъяснению юридическим и физическим лицам вопросов, отнесенных к компетенции Службы.

Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Таким образом, разъяснение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Следует отметить, что вопросы, касающиеся осуществления закупок, а также участия в закупках в рамках положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе и осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, можно задать оператору единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) по телефону горячей линии 8-495-811-03-33 и 8-800-333-81-11 либо направить письменное обращение в виде электронного сообщения на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

В целях решения актуальных вопросов пользователей осуществляется работа форума, ссылка на который расположена на главной странице официального сайта. Все сообщения, поступающие в данный раздел, обрабатываются в режиме реального времени.

Также сообщаем, что на официальном сайте ЕИС в подразделе “Обучающие материалы” раздела “Документы” находится необходимая информация, связанная с осуществлением закупок.

Кроме того, в настоящее время на официальном сайте ЕИС функционируют специальные разделы “Вопросы и ответы по 44-ФЗ” и “Вопросы и ответы по 223-ФЗ”, в которых изложены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся осуществления закупок.

Вместе с тем гражданин вправе направить письменное обращение в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – закон N 59-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.

Запрос разъяснений по 44-ФЗ: подготовка, сроки подачи + образец запроса и ответа

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Довольно часто на практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда закупочная документация или результаты проведенной закупки требуют разъяснений. Причем грамотно подготовленный запрос может помочь не только прояснить участнику все непонятные моменты, но и убедить Заказчика внести соответствующие изменения в документацию. Поэтому я глубоко убежден в том, что абсолютно каждый уважающий себя поставщик (участник закупки) должен уметь грамотно готовить и направлять такие запросы Заказчику. В этой статье мы подробно рассмотрим какие запросы на разъяснение по 44-ФЗ существуют, как их готовить и в какие сроки направлять. Помимо этого в статье вы найдете необходимые образцы запросов и ответов на них.

Содержание:

1. Виды запросов на разъяснение по 44-ФЗ

  • Запрос на разъяснение положений закупочной документации — документ, который может направляться любым участником закупки за несколько дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Запрос на разъяснение итогов (результатов) проведенной закупки — документ, который направляется после размещения итогового протокола. Направить его могут только те участники, которые принимали непосредственное участие в данной закупке.

Однако сразу хочу отметить, что не для всех закупочных процедур, проводимых в рамках 44-ФЗ, предусмотрена возможность подачи запросов, также существуют различия в форме и сроках их подачи, но об этом мы с вами поговорим далее в этой статье.

2. Основные причины подачи запросов участниками закупок

В качестве основных причин подачи запросов на разъяснение конкурсной (аукционной) документации можно выделить следующие причины:

  • Ошибки или опечатки в документации (техническом задании);
  • Нарушение норм законодательства;
  • Отсутствие какой-либо информации и документов (сметы, инструкции по заполнению заявки и т.д.);
  • Излишние требования к товарам, работам, услугам;
  • Расплывчатые требования к товарам, работам, услугам;
  • Формат документации;
  • Указание Заказчиком требований, ограничивающих конкуренцию и т.д.

К основным причинам подачи запросов на разъяснение результатов проведенных закупок можно отнести:

  • Неправомерное отклонение заявки участника;
  • Неуказание причин отклонения заявки участника;
  • Технические сбои, невозможность подать ценовое предложение на электронной площадке в ходе проведения электронного аукциона;
  • Математические ошибки при расчете критериев оценки заявок.

3. Сроки подачи запросов на разъяснение

3.1 Сроки подачи запросов на разъяснение при участии в открытом конкурсе

Согласно ч.7 ст.50 44-ФЗ запрос на разъяснение положений конкурсной документации может отправить любой участник закупки в письменной форме не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок.

В течение 2-х рабочих дней с даты поступления вопроса от участника закупки Заказчик обязан направить такому участнику разъяснения положений конкурсной документации. Разъяснения могут направляться как в письменной форме, так и в форме электронного документа.

Затем, в течение 1 рабочего дня с даты направления таких разъяснений участнику, Заказчик размещает эти разъяснения на сайте ЕИС. Причем стоит отметить, что на сайте размещается сам вопрос и ответ на него без указания участника, от которого такой вопрос поступил (ч.8 ст.50 44-ФЗ).

Также участник, который принимал участие в открытом конкурсе, после размещения на сайте ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. Такой запрос может быть направлен, как в письменной форме, так и в форме электронного документа (ч.13 ст.53 44-ФЗ). И Заказчик также в течение 2-х рабочих дней должен предоставить такому участнику соответствующие разъяснения.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что разъяснения результатов конкурса направляются участнику, от которого поступил запрос, и на сайте ЕИС Заказчиком не размещаются.

3.2 Сроки подачи запросов на разъяснение при участии в электронном аукционе

Любой участник закупки, у которого имеется аккредитация на электронной площадке вправе направить на адрес электронной площадки , на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений аукционной документации не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.3 ст.65 44-ФЗ).

Важный момент! Такой запрос отправляется не на адрес Заказчика, как в “бумажных” процедурах, а на адрес электронной площадки через соответствующий интерфейс самой площадки. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем 3-и запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в отношении одного аукциона.

В течение одного часа после поступления вопроса от участника оператор электронной площадки передает его Заказчику.

В течение 2-х дней с даты поступления от оператора ЭП запроса Заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений аукционной документации с указанием вопроса, но без указания участника, от которого поступил вопрос (ч.8 ст.50 44-ФЗ).

Важный момент! Согласно ч.8 ст.50 44-ФЗ Заказчик должен разместить в ЕИС разъяснения положений аукционной документации в течение 2-х календарных дней с даты поступления запроса от оператора ЭП. Предположим, участник закупки направил свой запрос оператору ЭП в пятницу в конце рабочего дня. Соответственно разъяснения должны быть опубликованы Заказчиком на сайте ЕИС не позднее вечера воскресенья. Этим приемом активно пользуются поставщики, которые хотят получить повод для обращения с жалобой в ФАС.

Если же последний день подачи запроса приходится на выходной день, то согласно имеющейся практике, срок подачи продлевается на один, следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 г. № Д28и-2882, а также ст. 193 ГК РФ).

Помимо этого любой участник электронного аукциона, который принимал в нем участие, после размещения на электронной площадке и на сайте ЕИС протокола проведения электронного аукциона вправе направить оператору ЭП запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона (ч.13 ст.53 44-ФЗ).

Оператор ЭП в течение 2-х рабочих дней с даты поступления вопроса от участника электронного аукциона обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.

3.3 Сроки подачи запросов на разъяснение при участии в запросе котировок и запросе предложений

Сразу хочу отметить, что запросы на разъяснение положений документации о проведении запроса предложений и на разъяснение результатов данной закупки 44-ФЗ не предусмотрены.

Также в рамках 44-ФЗ отсутствует возможность подачи запросов на разъяснение положений документации о проведении запроса котировок, поскольку запрос котировок не предусматривает размещения в ЕИС полноценной закупочной документации.

У участников запроса котировок существует лишь возможность подать запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок после размещения в ЕИС соответствующего протокола рассмотрения и оценки заявок. Такой запрос может быть направлен участником, как в письменной форме, так и в форме электронного документа (ч.10 ст.78 44-ФЗ).

В течение 2-х рабочих дней с даты поступления данного запроса Заказчик обязан предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа.

И здесь вы наверняка зададитесь вопросом: “Как же быть в такой ситуации, когда документация требует разъяснений, а возможности подать официальный запрос у вас нет?”

Да, официальный запрос направить вы не можете, но вы можете позвонить лицу, ответственному за проведение закупки. Его контакты указаны в извещении, размещенном на сайте ЕИС. Главное помните о том, что согласно ст.46 44-ФЗ проведение переговоров с Заказчиком и с членами закупочной комиссии запрещено. Соответственно Заказчик не обязан отвечать на ваши вопросы по телефону.

Однако из практики могу сказать, что многие Заказчики, которые не заинтересованы в победе “своего” поставщика, могут без проблем дать вам соответствующие разъяснения по телефону.

Если же в ходе телефонного разговора Заказчик неохотно отвечает на ваши вопросы или явно дает понять о том, что в данной закупке вам делать нечего, то вы можете направить жалобу в ФАС (в том случае, если в документации имеются грубые нарушения или условия ограничивающие конкуренцию).

3.4 Сроки и особенности подачи запросов на разъяснение при участии в закрытых процедурах

При проведении закрытых процедур (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион) НЕ ДОПУСКАЕТСЯ направлять запросы о даче разъяснений положений документации и предоставлять эти разъяснения в форме электронных документов.

Разъяснения положений документации о проведении закрытых процедур НЕ ПОДЛЕЖАТ опубликованию в средствах массовой информации и размещению в ЕИС.

Все разъяснения положений документации о проведении закрытых процедур должны быть доведены в письменной форме Заказчиком до сведения всех участников таких процедур, которым была предоставлена документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Сроки же подачи запросов и ответов на такие вопросы такие же, как и при проведении открытых процедур.

4. Алгоритм подготовки и подачи запроса на разъяснение

Ниже я привел небольшой пошаговый алгоритм подготовки и подачи запроса на разъяснение.

Шаг №1 — Изучение документации.

Шаг №2 — Подготовка запроса по форме Заказчика (если такой формы в документации нет, то документ готовится в свободной форме на фирменном бланке участника закупки).

Шаг №3 — Готовый документ подписывается уполномоченным лицом (директором или любым другим лицом, действующим по доверенности).

Шаг №4 — Подача запроса на разъяснение Заказчику (на e-mail, почтовый адрес, либо через функционал электронной площадки).

Читайте также:  Применение законодательства о закупках по 44 ФЗ при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального

5. Семь советов по работе с запросами на разъяснение

Совет №1 — Внимательно изучите всю документацию о проводимой закупке

Сроки на подачу запросов на разъяснение положений документации строго регламентированы, поэтому нужно изучить всю документацию и выписать по максимуму все спорные вопросы, которые требуют разъяснений. В противном случае времени на подачу нового запроса у вас может не оказаться.

Совет №2 — Точно сформулируйте свои вопросы

Если вы хотите получить от Заказчика точные и развернутые ответы на свои вопросы, то задавайте открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ “Да” или “Нет”. Если у Заказчика имеются нарушения в документации, то указывайте какой пункт документации не соответствует требованиям законодательства.

Совет №3 — Используйте форму запроса, предложенную Заказчиком

Сразу скажу, что единой регламентированной формы запроса на разъяснения положений документации не существует. Если в документации Заказчик привел свою форму запроса, то лучше воспользоваться такой формой. Если же такой формы в документации нет, то запрос можно подготовить в свободной форме на фирменном бланке участника закупки.

Ниже я привел один из вариантов формы такого запроса:

Запрос на разъяснения конкурсной документации — скачать образец

Ответ Заказчика на запрос разъяснений может выглядеть следующим образом:

Также у участников закупок часто возникает следующий вопрос: “Можно ли направить Заказчику запрос на разъяснение в виде скана документа с печатью и подписью на электронную почту?”

Здесь все зависит от конкретно взятого Заказчика. Многие Заказчики без проблем принимают сканы запросов по электронной почте. Другие же наоборот требуют, чтобы запросы в электронной форме были подписаны электронной подписью участника, ссылаясь на письмо Минэкономразвития от 06.05.2014г. № 10073-ЕЕ/Д28и. Хотя в этом письме речь идет не о запросах, а о жалобах в ФАС в электронном виде.

Совет №4 — Помните о том, что количество запросов о даче разъяснений положений аукционной документации строго ограничено

Участник закупки вправе направить не более чем 3-и запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в отношении одного аукциона. Если вы будете отправлять Заказчику каждый раз по одному вопросу, то на практике может сложиться такая ситуация, что лимит запросов исчерпан, а вопросы еще остались.

Совет №5 — Помните о сроках

Подача запросов на разъяснение положений документации возможна в строго установленные сроки. Если ваш вопрос поступит Заказчику позже установленного срока, то отвечать на него Заказчик не обязан.

Совет №6 — Если подача официального запроса 44-ФЗ не предусмотрена, а в документации содержатся нарушения, направляйте жалобу в ФАС

Как мы уже говорили с вами выше в этой статье, подача запросов на разъяснение положений документации при проведении запроса котировок и запроса предложений 44-ФЗ не предусмотрена. Поэтому если в информации о проведении данных закупок содержатся нарушения или Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию, то необходимо направлять жалобу в ФАС.

Совет №7 — Активно пользуйтесь запросами на разъяснение

Это не означает, что нужно забрасывать Заказчика вопросами по любому поводу или без повода. Но если документация содержит непонятные для вас моменты, то обязательно направляйте свои вопросы Заказчику.

6. Ответственность Заказчика за непредоставление разъяснений

Задача Заказчика, в чей адрес был направлен запрос на разъяснение, дать точный и исчерпывающий ответ на запрос в установленный законом срок. Однако на практике встречаются ситуации, когда Заказчик не отвечает на запрос участника, или отвечает позже установленного срока. За это ч.1.4 ст.7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность Заказчика в виде штрафа:

  • на должностных лиц — 15 000 рублей,​
  • на юридическое лицо — 50 000 рублей.

7. Запрос разъяснений по 223-ФЗ

Выше мы с вами рассмотрели вопросы подготовки и подачи запросов на разъяснение документации и итогов проведенных закупок в рамках 44-ФЗ. Теперь давайте поговорим с вами о запросах, направляемых в рамках 223-ФЗ.

Поскольку в рамках 223-ФЗ у каждого Заказчика должно быть собственное Положение о закупках, в рамках которого он проводит свои закупки, то сроки подачи запросов и сроки ответов на них у каждого Заказчика могут быть установлены свои. Также Заказчик может утвердить собственную форму такого запроса и возможные варианты его подачи.

Однако в большинстве случаев Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, прописывают в своих Положениях такие же сроки, как и в 44-ФЗ.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье, а также делитесь своим опытом подачи запросов на разъяснение положений документации и результатов проведенных закупок.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Все о разъяснении документации по 44 ФЗ

Запрос на разъяснение документации 44 ФЗ — это возможность уточнить детали тендера или указать заказчику на нарушения и несоответствия.

Как запросить разъяснить положения о конкурсе

Участники открытого конкурса в электронной форме, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на электронной площадке, направляют запрос на разъяснение документации, 44 ФЗ регулирует это в ч. 7 ст. 54.3. Потенциальные поставщики просят разъяснить положения конкурсных документов через электронную площадку, на которой разыгрывается конкурс.

Количество запросов о разъяснении положений конкурсной документации ограничено. Участники вправе три раза запросить подробную информацию в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа после того, как обращение поступило, оно направляется оператором электронной площадки заказчику. Сведения о потенциальном поставщике, который его подал, не раскрываются.

Читайте также:  Уменьшение на сумму НДС цены контракта по 44 ФЗ, предложенной победителем закупки, применяющим УСН

В ст. 193 ГК указано, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если последний день для подачи выпадает на праздничный или выходной, то участник вправе просить разъяснить и в первый рабочий день.

В ч. 9 ст. 54.3 указано, что объяснения положений конкурсных документов не должны изменять суть тендера.

Как запросить разъяснить положения об аукционе

Порядок разъяснения документации об электронном аукционе закреплен в ч. 3 ст. 64 44-ФЗ. Участник электронного аукциона, который зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на электронной площадке, вправе отправить запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе через функционал торговой платформы, на которой проводится такой аукцион.

Количество таких обращений ограничено. Участники вправе три раза запросить разъяснить в отношении одного электронного аукциона. Порядок получения разъяснений положений аукционной документации закреплен в ч. 4 ст. 65 44-ФЗ. После того как заказчик получил запрос, у него есть срок ответа на разъяснения аукционной документации — 2 дня. В течение этого времени он обязан ответить. Этот ответ публикуется в ЕИС.

Максимальный срок подачи разъяснений аукционной документации — за три дня до даты окончания срока подачи заявок. В аукционной процедуре применяются правила ст. 193 ГК. Если поставщик обратится позже этого периода, заказчик вправе ему не отвечать.

Просьба разъяснить положения документов об аукционе станет основанием, чтобы скорректировать их. Заказчик делает это не позже чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.

Как составить

Выделим основные блоки, которые должны быть в обращении. Инструкция, как написать разъяснения на аукционную документацию, выглядит следующим образом:

  1. Указываем сведения о закупке (номер, дата опубликования извещения, наименование заказа, адрес официального сайта, на котором размещена информация).
  2. Перечисляем положения, которые противоречат законодательству или хотели бы уточнить. Приведите аргументы в свою пользу.
  3. Излагаем просьбу исправить ошибки, изменив документы, или разъяснить неточности.

Как подать

Вот инструкция, как подать запрос на разъяснение положений документации, на примере торговой площадки Сбербанк-АСТ.

Шаг 1. Для начала откройте браузер Internet Explorer и зайдите в личный кабинет. Там ищите реестр объявленных процедур.

Шаг 2. Найдите закупку по номеру извещения.

Шаг 3. Нажмите «Просмотр».

Шаг 4. В нижней части сведений о закупке есть кнопка «Подача запроса на разъяснение аукционной документации».

Шаг 5. Заполните обязательные поля. При необходимости приложите файлы. И отправьте его заказчику.

ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЯ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Итак. Запрос на разъяснения или Запрос разъяснений по 44-ФЗ

Активно пользуйтесь возможностью подачи запросов на разъяснение.

Если в документации содержатся непонятные для вас положения, нарушающие законодательство моменты, то обязательно проясните эти вопросы у Заказчика.

Начните с внимательного изучения всей документации о проводимой закупки.

Важно, как можно раньше выявить все спорные вопросы, и вопросы, которые требуют разъяснения. Поэтому важно изучить всю документацию.

Регламентированные сроки на подачу запросов строго регламентированы, и времени на подачу запроса у вас может просто не хватить.

В случае формального, ответа заказчика, возникает необходимость подачи запроса по неразъясненному вопросу, в иной формулировке, а на это тоже требуется время.

Формулировка вопроса при Запросе разъяснений по 44-ФЗ

Постарайтесь как можно точнее сформулировать вопрос. В случае, когда вы желаете получить точные и полные или развернутые вопросы, задавайте открытые вопросы, на которые сложно ответить односложно «Да» или «Нет».

В случае наличия у заказчика нарушений в документации, указывайте какой пункт не соответствует законодательству, желательно со ссылкой на норму закона.

При возможности используйте форму запроса из документации заказчика, в случае её наличия, если её нет создайте запрос в произвольной форме.

Количество запросов от одного участника закупки

Не забывайте, о том, что количество запросов по одной закупке, не более 3-х.

В одном запросе на разъяснения положений аукционной документации задавайте несколько вопросов, в противном случае, может оказаться что вопросы остались, а лимит запросов исчерпан.

Помните о том, что, если запрос поступит к заказчику позже регламентированного срока подачи окончания запросов, заказчик на него отвечать на обязан. Помните о том, что заказчики иногда отвечают на запросы, поданные позже установленного законодательством срока.

Если закупочной процедурой подача официального запроса по 44 ФЗ, не предусмотрена, а в документации имеются нарушения, или положения документации нарушает ваши законные права подавайте жалобу в ФАС.

ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЯ В РАМКАХ 44-ФЗ. ПОДГОТОВКА ЗАПРОСА И СРОКИ ПОДАЧИ

Иногда закупочная документация или результаты проведённой закупки непонятны и требуют дополнительных разъяснений со стороны заказчика.

Своевременный и правильно составленный запрос может прояснить участнику неоднозначные трактовки заказчика или даже сподвигнуть заказчика на внесение изменений в аукционную или конкурсную документацию.

Умение грамотно составлять запросы, может уберечь участника закупок, от многих разочарований и ошибок.

Виды запросов. Запрос разъяснений по 44-ФЗ

Давайте рассмотрим виды запросов на разъяснение на закупки проводимые в рамках 44-ФЗ, имеются, как их подготовить и какие сроки направить.

В закупках, проводимых по 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб” используются два вида запросов:

-запросы на разъяснение положений закупочной документации, это запрос, который имеет право направить каждый участник закупки за несколько дней до даты окончания срока подачи заявок.

-запросы на разъяснение итогов или результатов прошедшей закупки, это запрос, который можно направить после публикации итогового протокола. Этот запрос имеют право направить только те участники, которые участвовали в данной закупке.

Не во всех закупочных процедурах, проводимые в рамках 44-ФЗ, имеется возможность подать запросы. В различных процедурах предусмотрена разная форма запроса и сроки их подачи.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИМЕЕТ СМЫСЛ ПОДАВАТЬ ЗАПРОС

Основные причины подачи запросов участником закупки на разъяснение аукционной или конкурсной документации:

-противоречивая аукционная документация,

-опечатки и ошибки в техническом заданий или документации,

-нарушение норм законодательства,

-отсутствие какой-либо важной информации,

-отсутствие инструкции по заполнению заявки,

-двусмысленные и расплывчатые формулировки в требованиях к услугам, работам, товарам,

-некопируемый формат технической документации,

-требования, ограничивающие конкуренцию незаконным способом,

-требования к форме оформления предложения участника закупки,

-требования, к товарам, материалам, услугам, противоречащие государственным стандартам,

-требования к товарам, материалам, услугам противоречащие техническим регламентам,

-требования к компонентам, товаров, их составляющим, химическому составу,

-требования информации которая становиться известной поставщику после закупки товаров или материалов, в результате лабораторных испытаний.

Основные причины подачи запросов участником закупки на разъяснение результатов проведенной закупки:

-незаконное отклонение заявки участника закупки,

-неуказание в протоколе причин отклонения заявки участника закупки,

-указание в протоколе рассмотрения первых частей заявок

-отсутствие возможности подать ценовое предложение в ходе проведения аукциона на электронной площадке,

-технические или математические ошибки заказчика в процессе расчёта критериев оценки заявки участников.

СРОКИ, В ТЕЧЕНИИ КОТОРЫХ МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЕ

– при участии в процедуре открытого конкурсе. В соответствии с частью 7 статьи 50 44-ФЗ, запрос на разъяснение положений конкурсной документации может отправить любой участник закупки, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Запрос подаётся в письменной форме.

При этом заказчик обязан направить разъяснения конкурсной документации участнику в течении двух рабочих дней с даты поступления запроса. Разъяснения могут быть направлены в письменной форме или в форме электронного документа.

После этого заказчик обязан разместить эти разъяснения на сайте Единой информационной системы.

Срок размещения – в течении одного рабочего дня. Заказчик должен разместить:

Запрос участника закупки,

Ответ на запрос. Запрос разъяснений по 44-ФЗ

При этом запрос и ответ размещаются без указания участника, направившего запрос (ч. 8 ст. 50 44-ФЗ).

После размещения протокола рассмотрения и оценки заявки на сайте Единой Информационной Системы, участник принимавшей участие в отрытом конкурсе имеет право направить заказчику запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса.

Запрос участник конкурса, может направить как в письменной форме, так и в форме электронного аукциона в соответствии с ч. 13. ст. 53. 44-ФЗ.

При этом заказчик в течении двух рабочих дней обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения. Разъяснения результатов конкурса на сайте Единой Информационной Системы не размещаются, и направляются только участнику от которого поступил запрос.

-при участии в электронном аукционе.

Каждый участник закупки, имеющий аккредитацию на электронной площадке имеет право направить в адрес электронной площадки на которой размещена аукционная документация и планируется проведение электронного аукцион запрос о даче разъяснений положений аукционной документации не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе ч. 3 ст. 65 44-ФЗ).

Запрос отправляется через интерфейс электронной площадки.

При этом участник электронного аукциона имеет право направить не более чем три запроса о даче разъяснений аукционной документации в отношении 1-го аукциона.

Оператор электронной площадки обязан в течении 1-го часа после поступления запроса, передать Запрос на разъяснения по 44-ФЗ заказчику.

В течении двух дней с даты поступления от электронной площадки запроса на разъяснения, заказчик обязан разместить в единой информационной система разъяснения положений аукционной документации. При этом он должен разместить текст самого запроса, без указания участника, подавшего запрос. ч. 8 ст. 50 44-ФЗ).

Любой из участников электронного аукциона, принимавших в нём участие, вправе направить запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, после размещения протокола проведения аукциона на электронной площадке и на сайте единой информационной системы, с помощью интерфейса электронной площадки (ч. 13 ст. 53 44-ФЗ), при этом оператор электронной площадки обязан в течении двух рабочих дней с даты поступления запроса предоставить участнику, подавшему запрос соответствующие разъяснения.

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО 44 ФЗ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В процедуре запроса предложении, запрос на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрен. Запрос разъяснений по 44-ФЗ

Также в 44 ФЗ не предусмотрен запрос на разъяснение результатов закупки.

Можно порекомендовать в данном случае звонок лицу, отвечающему за проведение данной закупки у заказчика.

Его контактные данные указаны в извещении, размещённом на сайте единой информационной системы.

При этом надо понимать, что статья 46 44-ФЗ запрещает проводить переговоры, с членами закупочной комиссии и контрактной службы заказчика. Соответственно заказчик совершенно не обязан отвечать на ваши вопросы по телефону, более того это является нарушением закона.

Вместе с тем заказчики, желающие без лишних сложностей провести закупку, получить необходимые товары, работы, услуги и не имеющие каких-то своих интересов, без проблем дают необходимые разъяснения по телефону.

В случае отказа заказчика отвечать на ваши вопросы, или его намёках, что в данной закупке стороннему поставщику делать нечего, вам придется подать жалобу в ФАС, на ограничение конкуренции путем установления двусмысленных и неоднозначных требований.

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО 44 ФЗ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ ЗАПРОСА КОТИРОВОК

В случае проведения закупки путем проведения запроса котировок, на сегодняшний день, также нет возможности подать запрос на разъяснение положений документации о проведении процедуры запроса котировок, так как до 1.01.2019 года, запрос котировок подаётся на бумажном носителе и не предусматривает размещения в единой информационной системе полноценной документации по закупке.

При возникновении сложностей при подготовке заявки в процедуре запроса котировок, наличии в документации не понятных и двусмысленных положений есть смысл связаться по телефону с лицом, отвечающим за проведение запроса котировок у заказчика. Его контактные данные указаны в извещении, размещённом на сайте единой информационной системы.

Статья 46 44-ФЗ запрещает проводить переговоры, с членами закупочной комиссии и контрактной службы заказчика и заказчик совершенно не обязан отвечать на ваши вопросы по телефону.

Однако заказчик, желающие без лишних проблем провести закупку, получить необходимые услуги, работы, товары обычно без проблем дают необходимые разъяснения по телефону.

При отказе заказчика отвечать на ваши вопросы, имеет смыл подать жалобу в ФАС, на ограничение конкуренции путем ограничения допуска к закупке.

У участвующих в запросе котировок, имеется возможность подачи запроса о даче разъяснений оценки заявок и результатов рассмотрения заявок на участие в процедуре запроса котировок после размещения в единой информационной системе протокола оценки и рассмотрения заявок.

Участник имеет возможность отправить такой запрос в форме электронного документа или в письменной форме (ч. 10 ст. 78 44-ФЗ).

Читайте также:  Государственный и муниципальный контракт

Заказчик обязан в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса предоставить участнику, подавшему запрос разъяснения в форме электронного документа или в письменной форме.

ОСОБЕННОСТИ И СРОКИ ПОДАЧИ ЗАПРОСОВ НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ УЧАСТИИ В ЗАКРЫТЫХ ПРОЦЕДУРАХ

При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, запрещено направлять запросы о даче разъяснений положений документации, а заказчику давать разъяснения на такие запросы в форме электронного документа.

Запросы и разъяснения документации при проведении закрытых закупочных процедур не подлежат опубликовании в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе.

Разъяснения положений документации доводятся заказчиком до всех участников процедуры в письменной форме. Информация доводиться только до сведения лиц, которым была предоставлена документации о закупке.

В разъяснении указывается предмет запроса, без указания участника, подавшего запрос.

Регламентированные сроки подачи запросов и ответов, соответствуют срокам проведения открытых процедур.

ЗАПРОСЫ НА РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В РАМКАХ 223-ФЗ

Запросы направляемые по документации на закупки по 223 ФЗ регламентируются положением о закупках.

Так как у каждого заказчика своё, уникальное положение о закупках, то соответственно сроки и форма, а также варианты подачи могут быть индивидуальны. Заказчик имеет полное право утвердить свою форму запроса и установить свои сроки.

Обычно заказчики в своих положениях о закупке, прописывают требования к запросам такие же, как и в 44 ФЗ.

ПОДГОТОВКА И ПОДАЧА ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

При изучении закупочной документации у участника закупки могут возникнуть вопросы, и он имеет право получить от заказчика ответы на свои вопросы.

-участник закупки готовит запрос в свободной форме или по форме заказчика, в случае наличия такой в закупочной документации.

-готовый запрос подписывается уполномоченным лицом, в случае запроса в электронной форме он будет подписан электронной цифровой подписью при размещении на площадке.

-подача запроса через функционал электронной торговой площадки, на e-mail заказчика, либо письмо на почтовый адрес заказчика.

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИК ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Заказчик, в чей адрес направлен запрос на разъяснения положений документации обязан дать исчерпывающий, точный ответ на вопросы, указанные в запросе в строго установленные сроки. Вместе с тем на практике бывают ситуации, когда заказчик отвечает на запрос позже установленного срока или не отвечает вообще. В таких случаях можно подать жалобу в ФАС на бездействие заказчика

Кодексом административных правонарушений за такие действия заказчика установлена административная ответственность в виде штрафа ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП:

– на юридическое лицо – 50 000 рублей,

– на должностное лицо – 15 000 рублей.

Пример запроса и ответа на запрос с электронной площадки

Запрос №1 Запрос разъяснений по 44-ФЗ

Уважаемый заказчик! По п.8,9 «электрод» и «гель» прописаны товары ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (Вилорд), являющего официальным представителем компании Fiab (Италия), приобрести данный товар у компании «Вилорд» не представляется возможным, продавать они его отказываются, т.к он является «ЗАЩИТНЫМ» и регулярно прописывается в различных аукционах, тем самым вы ограничиваете конкуренцию. С целью устранения нарушений законодательства Заказчиком просим внести изменение или обосновать данные требования. В противном случае будем вынуждены обратиться с жалобами в контролирующие органы (УФАС по региону) и другие надзорные органы, а Вам прийдется доказывать обоснованность данных требований и необходимость проведения процедур в вашем учреждении

Ответ на запрос Запрос разъяснений по 44-ФЗ

Уважаемый участник закупки!

Товары: Электрод для ЭМГ, и Гель относятся к расходным материалам. Приборы (оборудование) установленные в ЛПУ совместимы с товарами требования к которым установлено в техническом задании. Персонал ЛПУ обучен для работы с расходными материалами, требования к которым установлены в техническом задании.

Использование Электродов для ЭМГ и Геля с характеристиками отличными от установленых влечет за собой смену дорогостоящего оборудования и переобучение мед. персонала.

Поскольку параметры ЭМГ исследования существенно зависят, от видов применяемых электродов и характеристик Геля, а диагностика подразумевает мониторинг во времени путем сравнения полученных показателей с предыдущими, использование Электродов для ЭМГ, и Геля, с характеристиками, отличающимися от требований технического задания, может вести к риску ошибочной диагностики, и как следствие ошибочному диагнозу пациенту.

С уважением Заказчик.

Вам будет интересно:

Добавить комментарий ↓

Официальная растаможка компания MSC

Морские перевозки грузов – Транспортная группа MSC осуществляет регулярные контейнерные перевозки грузов морским транспортом по маршруту: Чунцин – Далянь – Фанчэн – Фучжоу – Гаолань – Хайкоу – Хуанпу – Мавей – Наньчан – Нанкин – Нанша – Наньтун – Нинбо – Циндао – Ронгчи – Саньшань – Шанхай – Шаньтоу – Шэкоу – Тайцан – Вэйхай – Вэньчжоу – Ухань – Уху – Учжоу – Сямынь – Сяолань – Ксинганг – Янчжоу – Яньтянь – Чжуншань – Чжухаи – Гонконг – Белаван – Джакарта – Палембанг – Панджанг – Пераванг – Семаранг – Сурабая – Хаката – Йомисима – Кобе – Моджи – Нагоя – Ниигата – Осака – Симидзу – Токио – Томакомаи – Тояма – Йокогама – Бангкок – Лаем-Чабанг – Сонгкхла – Гаосюн – Килунг – Тайчжун – Таоюань – Дананг – Хайфон – Хошимин – Куинён – Пусан – Инчон – Кванъян – Владивосток – порт Восточный.

Как запросить разъяснения положений документации об электронном аукционе по нормам статьи 65 №44-ФЗ?

Право каждого участника электронного аукциона на подачу разъяснений закупочной документации закреплено за ними в ст. 65 44-ФЗ. Причем участник может подать несколько запросов, но не более трех в рамках одного электронного аукциона.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Документация по электронному аукциону

Документация по закупкам в рамках контрактной системы должна быть открыта для участников и предоставлять им без взимания платы. Закупки в виде электронного аукциона не являются ограничением.

Документация по электронному аукциону размещается в порядке, согласно ч. 2, 3 ст. 63 и ст. 64 44-ФЗ. В составе документации заказчик публикует извещение в ЕИС и определенный комплект сведений:

  • наименование объекта закупки и условий контракта;
  • требования к содержанию заявки;
  • временные рамки проведения закупки;
  • сведения о валюте и размере обеспечения и пр.

Документация содержит требования к объекту закупки, к участникам электронного аукциона, к оформлению заявки на участие. В отношении указанных документов о закупке у участника могут возникнуть сложности при интерпретации.

При проведении закупки в форме электронного аукциона участник вправе обратиться с запросом на разъяснения к заказчику в отведенные для этого сроки. Наиболее частыми причинами подачи запроса могут выступать:

  1. Наличие ошибок или опечаток в закупочной документации (или техническом задании).
  2. Нарушение законодательных норм при подготовке закупочной документации.
  3. Избыточные требования к товарам, работам и услугам.
  4. Отсутствие необходимой документации в извещении.
  5. Отсутствие конкретных требований к товарам, работам и услугам.
  6. Некорректный формат документации.
  7. Указание заказчиком требований, которые ограничивают конкуренцию.

При этом сроки и порядок подачи заявок на участие в аукционе регламентируются законодательно.

Основные положения статьи 65 44-ФЗ

Порядок предоставления разъяснений положений закупочной документации об электронном аукционе представлен в ст. 65 44-ФЗ.

Лимит по количеству отправленных запросов от одного участника и порядок их передачи в рамках электронного аукциона прописан в ч. 3. Сроки размещения ответа и предельные временные рамки для отправки запроса указаны в ч. 4. Право заказчика на внесение изменений в закупочную документацию на основании поступившего запроса указано в ч. 6.

Сроки подачи запроса на разъяснение и ответа на него

Запрос на разъяснение положений закупочной документации в отношении одного аукциона подается в установленные сроки. Такие сроки указываются в самой документации об электронном аукционе, согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ.

Сроки запроса разъяснений должны заканчиваться максимум за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке в форме электронного аукциона по ч. 4 ст. 65 44-ФЗ.

На основании разъяснений Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2880 в закупочной документации должны быть указаны конкретные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений, а именно дата, месяц и год. Для определения финальной даты предоставления разъяснений заказчику следует отнять три дня от даты окончания подачи заявок. Четвертый день станет финальным для предоставления участникам разъяснений по документации. Если финальный срок приходится на выходной, то последним становится следующий рабочий день: этот вывод следует из положений Гражданского кодекса по ст. 193.

Запросы на дачу разъяснений, поданные за два или один день, считаются поданными с нарушением сроков. Это означает, что заказчик вправе не отвечать на поступившие запросы с нарушением сроков, но может ответить на них по своему желанию.

Проигнорировать запрос заказчик вправе, только если запрос поступил с нарушением сроков или формы подачи заявки.

Порядок подачи запроса

Запрос разъяснений закупочной документации подается участником в свободном формате, главное, чтобы из текста обращения была понятна суть запроса. Для передачи запроса используется функционал ЭТП, где проводится электронный аукцион.

Проведение электронного аукциона предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Необходимо найти на ЭТП нужную закупку, открыть ее и выбрать опцию «Подать запрос».
  2. Заполнить открывшуюся форму с темой документа и текстом. Допускается указать дополнительный адрес электронной почты и прикрепить нужный документ.
  3. Нажать кнопку «Подписать и отправить».

В течение часа после поступления запрос передается оператором ЭТП в адрес заказчика.

Требования к ответу

Ответ на запрос разъяснений представляет собой обязанность заказчика растолковать положения закупочной документации в рамках электронного аукциона. Законодательство о контрактной системе позволяет участнику закупочной деятельности в формате электронного аукциона и конкурса обратиться к организатору за разъяснениями положений документации по закупкам.

Ответ на запрос разъяснений, поступивший от участника, направляется ему заказчиком при соблюдении определенных требований:

  1. Если такой запрос поступил через электронную торговую площадку, на которой аккредитован данный участник.
  2. Если запрос поступил от зарегистрированного в ЕИС участника (данное требование вступило в силу с июля 2018 года).
  3. Если запрос поступил в отведенные сроки.
  4. Если участник уложился в отведенный ему лимит обращений.

Ответ на разъяснения аукционной документации должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа: разъяснение положений документации;
  • номер закупки и дата;
  • содержание предмета поступившего запроса, его реквизиты (номер и дата поступления);
  • уточнение заказчика или принятое им решение об изменении закупочной документации по результатам запроса;
  • ответственное за предоставление запроса лицо, его должность и подпись;
  • дата подготовки ответа.

При проведении электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС текст запроса и предоставленные разъяснения закупочной документации. Это делается, чтобы исключить дублирование запросов от участников. В размещаемом заказчиком ответе он приводит суть обращения и свой ответ без указания на персональные сведения участника, который направил запрос. Сведения в ЕИС должны появиться в течение двух дней после поступления запроса.

Нарушение порядка представления ответа на обращение грозит заказчику административной ответственностью. Если заказчик не предоставил ответ на поступивший от участника запрос или нарушил сроки предоставления ответа, то ему грозит наказание по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Данная статья предполагает ответственность в виде штрафа: 15000 р. – для должностных лиц и 50000 р. для юридических лиц.

Изменение документов

Если изменение конкурсной документации заказчиком предусмотрено законом о контрактной системе только по инициативе заказчика, то в рамках электронного аукциона основанием может стать поступивший запрос от участника. При этом заказчик вправе не менять аукционную документацию, а только может уточнить спорные для участника моменты. Но в данном случае заказчику нужно помнить, что предоставленный ответ не должен противоречить закупочной документации, согласно ч. 5 ст. 65 44-ФЗ.

Таким образом, изменение закупочной документации на основании поступившего запроса не является обязанностью заказчика. Решение о внесении изменений в закупочную документацию заказчик может принять не позднее, чем за 2 дня до окончания сроков подачи заявок на участие в аукционе.

Изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения не допускается: это будет грубым нарушением. Тогда как в другие положения заказчик может внести поправки.

Таким образом, запрос разъяснений представляет собой простой способ уточнения деталей закупки или способствования изменениям некорректных положений документации по аукциону. Если по результатам поступившего запроса заказчик принял решение о внесении изменений в закупочную документацию, то сроки подачи заявок на участие в аукционе сдвигаются.


Ссылка на основную публикацию