После вскрытия конвертов участнику направлен запрос об уточнении ценового предложения

Запрос предложений по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Запрос предложений. КонсультантПлюс, 29.09.2017 (стр. 5 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

2.3.4.1.1. Организация заседания комиссии

по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

и окончательных предложений (единой комиссии)

Комиссию целесообразно собрать до наступления времени вскрытия конвертов, установленного в извещении о проведении запроса предложений.

Председатель комиссии должен своевременно уведомить всех членов комиссии о месте, дате и времени ее заседания (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, он должен проверить правомочность осуществления комиссией своих полномочий, убедившись в том, что на заседании присутствует не менее 50 процентов от общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). После этого председателю комиссии рекомендуется огласить повестку дня и кратко изложить основные требования к процедуре запроса предложений.

2.3.4.1.2. Порядок вскрытия конвертов с заявками

на участие в запросе предложений

Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса предложений, которые подали заявки на участие в нем (или их представителям), присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, должна быть обеспечена аудиозапись данной процедуры (ч. 20 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Непосредственно перед вскрытием конвертов заказчик (председатель комиссии, если это установлено положением о комиссии) в соответствии с ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ обязан объявить всем присутствующим участникам о возможности:

1) подать заявку на участие в запросе предложений;

2) изменить поданную заявку;

3) отозвать поданную заявку.

После этого комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками.

Если выявлено, что одно и то же лицо подало две и более заявки на участие в запросе предложений, эти заявки не рассматриваются и возвращаются участнику (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В случае отсутствия заявок запрос предложений признается несостоявшимся.

Если до момента вскрытия конвертов была подана только одна заявка на участие в запросе предложений, то определение поставщика также признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Комиссия обязана рассмотреть эту заявку на соответствие требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.

2.3.4.2. Рассмотрение и оценка заявок

на участие в запросе предложений

См. схему проведения запроса предложений.

После вскрытия конвертов комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки (единственную поданную заявку) на предмет наличия оснований для отстранения подавшего их лица от участия в запросе предложений.

От участия в закупке отстраняются участники, заявки которых не соответствуют требованиям документации о проведении запроса предложений (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Информация об отстраненных участниках и основаниях их отстранения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений и выписке из него (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Внимание! Не допускается отклонять заявку, в которой указано сокращенное наименование страны происхождения товара, не предусмотренное Общероссийским классификатором стран мира, если оно является общепринятым и позволяет однозначно идентифицировать эту страну (например, РФ, США). К такому выводу пришло Минэкономразвития России. Однако в судебной практике существует пример, когда отклонение заявки в аналогичной ситуации было признано правомерным.

Оставшиеся заявки комиссия оценивает, исходя из критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.

Исходные данные для оценки отражаются в таблице, где фиксируются все заявки, допущенные к оценке (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Рассмотрев и оценив заявки на участие, комиссия по осуществлению закупок в зависимости от их количества оглашает (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ):

1) условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, которая признана лучшей;

2) условия единственной заявки.

В обоих случаях при оглашении не указываются данные участника, подавшего заявку.

Срок: рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений проводится в день и время, установленные в извещении и документации о проведении запроса предложений (п. 4 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Что делать, если все участники запроса предложений отстранены от участия в нем?

Ответ: Признать запрос предложений несостоявшимся.

Обоснование: В Законе N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика в этом случае. По аналогии с иными конкурентными способами определения поставщика (ч. 6 ст. 53, ч. 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) запрос предложений в такой ситуации должен признаваться несостоявшимся. В протоколе проведения запроса предложений необходимо сделать соответствующую помету. На практике в подобных случаях заказчики ссылаются на ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, согласно которой запрос предложений признается несостоявшимся, если не было подано ни одной заявки.

Сходный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 01.01.2001 N Д28и-446.

СИТУАЦИЯ: Что делать, если только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о проведении запроса предложений?

Ответ: Признать запрос предложений несостоявшимся.

Обоснование: В Законе N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика в этом случае. По аналогии с иными конкурентными способами определения поставщика (ч. 6 ст. 53, ч. 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) запрос предложений в рассматриваемой ситуации должен признаваться несостоявшимся. В протоколе проведения запроса предложений необходимо сделать соответствующую помету. На практике в подобных случаях заказчики ссылаются на ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, согласно которой запрос предложений признается несостоявшимся, если к моменту вскрытия конвертов была подана только одна заявка и она признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации.

Читайте также:  Получение официальных разъяснений о применении законодательства о закупках по 44 ФЗ

Дальнейший алгоритм действий заказчика аналогичен его действиям в ситуации, когда на участие в запросе предложений была подана только одна заявка (огласить условия заявки, предложить участнику подать окончательное предложение и т. д.).

2.3.4.3. Предложение подать окончательные предложения

См. схему проведения запроса предложений.

После оглашения лучших условий исполнения контракта (условий единственной заявки) комиссия обязана предложить всем участникам (единственному участнику) направить окончательные предложения (ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 83 Закона N 44-ФЗ участники, присутствовавшие на заседании комиссии, вправе отказаться от направления окончательных предложений. В этом случае в качестве окончательных предложений таких участников оцениваются условия поданных ими заявок.

Рекомендация. Для подтверждения факта отказа от подачи окончательных предложений заказчику целесообразно запросить у участников соответствующие заявления в письменной форме.

2.3.4.4. Протокол проведения запроса предложений

См. образец протокола проведения запроса предложений.

Ход заседания комиссии начиная с момента вскрытия конвертов с заявками до момента, когда заказчик предложил подать окончательные предложения (участники отказались от их подачи), фиксируется в протоколе проведения запроса предложений.

Форма: документ на бумажном носителе.

1) участников, отстраненных от участия в запросе предложений, и основания их отстранения (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке на участие в запросе предложений, которая признана лучшей, или условия единственной заявки (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) информацию об отказе участников, присутствовавших на заседании, подать окончательные предложения (ч. 14 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками;

5) присутствующих членов комиссии по осуществлению закупок;

6) сведения о правомочности осуществления комиссией своих функций (о наличии кворума);

7) данные о признании запроса предложений несостоявшимся и основания для его признания таковым.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий на основании принятых членами комиссии по осуществлению закупок решений (пп. 2 (“д”) п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 N 631).

1) таблица, где зафиксированы все заявки на участие в запросе предложений, подвергнутые оценке (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с электронной формой протокола в ЕИС в таблице рекомендуется отразить сведения об участнике и предлагаемой им цене, номер, дату и время подачи заявки;

2) заявки, которые были оценены комиссией по осуществлению закупок (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Кто подписывает: председатель комиссии и все присутствующие члены комиссии. Хотя законодательством такая обязанность не установлена, сделать это целесообразно, чтобы удостоверить факт присутствия членов комиссии при проведении запроса предложений.

Дата подписания: в день вскрытия конвертов с заявками.

Срок оформления и подписания протокола проведения запроса предложений Законом N 44-ФЗ не установлен. Вместе с тем выписка из него согласно ч. 13 ст. 83 названного Закона должна быть размещена в ЕИС в день вскрытия конвертов с заявками.

Размещение: в ЕИС путем заполнения электронной формы.

К электронной форме протокола необходимо прикрепить электронные образы всех оцененных комиссией заявок (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Дата размещения: после оценки окончательных предложений, одновременно с итоговым протоколом.

Законом N 44-ФЗ не установлена дата размещения протокола запроса предложений в случаях, когда итоговый протокол не составляется (если не подано ни одной заявки или все заявки отклонены). По нашему мнению, такой протокол должен быть размещен в тот же день, что и выписка из него, т. е. в день подписания.

2.3.4.5. Выписка из протокола проведения запроса предложений

См. образец выписки из протокола проведения запроса предложений.

Отличительной особенностью запроса предложений является необходимость размещать в ЕИС не только протокол проведения процедуры, но и выписку из него (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Как участвовать в запросе предложений: пошаговая инструкция

Принимаем решение об участии

Как и любая другая закупочная процедура, запрос имеет ряд моментов, о которых важно узнать до подачи заявки. К положительным сторонам таких торгов можно отнести:

  • возможность участника изменить или отозвать документы вплоть до вскрытия конвертов;
  • право на переторжку, т. е. подачу второго (окончательного) варианта цены и условий после первого;
  • отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки (исключение — закупка в связи с несостоявшимся аукционом или повторным конкурсом).

В то же время отрицательными нюансами могут быть следующие нормы:

  • только бумажная форма заявок (до появления возможности в ЕИС подавать их в электронном виде);
  • небольшой срок для подачи — до 5 дней;
  • отсутствие возможности запросить разъяснение документации.

Окончательное решение может быть выражено в форме приказа.

Образец приказа об участии в запросе предложений

Анализируем требования к участникам

Закон № 44-ФЗ не устанавливает особых характеристик для поставщиков в этом случае. В п. 2 ч. 4 ст. 83 сказано, что все такие требования и перечень подтверждающих документов заказчик предъявляет в извещении о процедуре, опираясь на нормы ст. 31.

Покупатель также может потребовать, чтобы сведения об участнике отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков.

Участвуем в запросе предложений

Сама процедура участия включает следующие этапы:

  1. Оформление и подача заявочной документации.
  2. Присутствие при вскрытии конвертов (не обязательно).
  3. Подготовка и подача окончательного варианта (при необходимости).
  4. Присутствие при оглашении окончательных предложений (не обязательно).
  5. Предоставление обеспечения и заключение контракта.

Давайте рассмотрим эти шаги подробнее.

Подача заявки

Итак, узнать о самой процедуре поставщик может двумя способами: найти ее в ЕИС или получить приглашение к участию от заказчика. При этом последнее не дает каких-либо преимуществ получателю.

Описание объекта закупки, форма заявки, требования к ее содержанию и инструкция по заполнению указываются в извещении и документации, которые заказчик размещает в ЕИС. Эти бумаги также можно получить и у самого покупателя, направив ему соответствующий запрос.

Составленный документ должен быть подписан уполномоченным представителем участника. Срок подачи — до момента вскрытия конвертов, в т. ч. непосредственно перед ним (заказчик оглашает такую возможность).

Образец заявки на участие в запросе предложений

Внесение обеспечения

Обеспечение заявки может быть внесено как сумма, зачисляемая на счет заказчика, либо в виде банковской гарантии. Как уже говорилось выше, оно требуется только при закупке по результатам несостоявшегося конкурса или повторного аукциона.

При присутствии на вскрытии конвертов потенциальные поставщики могут вести аудио- и видеозаписи, которые в случае возникновения спора станут доказательствами неправомерных действий заказчика.

Подача окончательного предложения

После оглашения условий поданных заявок покупатель предлагает внести окончательные предложения. Такой документ должен быть составлен в письменном виде (форма произвольная), подписан и запечатан в конверт (ч. 15 ст. 83). Срок подачи — до конца рабочего дня, следующего после процедуры. При вскрытии этих конвертов также можно присутствовать и вести записи. Изменить или отозвать его уже нельзя.

Если же участник не вносит новых условий для сделки, то окончательным вариантом считают его первоначальную заявку.

Образец окончательного предложения

Подписание контракта

Перед подписанием контракта участник должен предоставить его обеспечение, если это требуется в документации. Подписывают договор с тем претендентом, чье предложение содержит наилучшие условия в соответствии с установленными критериями, либо с единственным поставщиком.

При уклонении от подписания контракта сведения об участнике могут внести в РНП. После этого право заключить сделку переходит к претенденту, получившему второй номер при проведении запроса. Причем отказ его от этой возможности не влечет за собой негативных последствий.

Срок заключения сделки — не позднее 20 дней после опубликования итогового протокола в ЕИС.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб. Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1%. По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение – быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок – условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Читайте также:  Показатели оценки квалификации участников закупки услуг по организации детского отдыха по 44 ФЗ

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

на одну из сторон наложены судебные санкции;

в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

  • Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  • Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.
  • На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения – на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

    Документация запроса предложений

    Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

    Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

    Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

    Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

    От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

    ©ООО МКК “РусТендер”

    Ценовой запрос

    В «Реестр ценовых запросов» можно перейти, выбрав в разделе меню «Интернет-магазин» пункт «Ценовые запросы (входящие)».

    В «Реестре ценовых запросов» находится перечень ценовых запросов (далее ЦЗ), сформированных и направленных Заказчиками данному поставщику. Уведомление о новых поступивших ЦЗ и об изменении их статуса приходит поставщику на электронный адрес, указанный при регистрации организации.

    Форма «Реестр входящих ЦЗ»

    Позиции (т.е. ценовые запросы) в «Реестре ценовых запросов» имеют следующие статусы:

    • На рассмотрении у поставщиков – ЦЗ, который был направлен поставщикам с целью уточнения информации по выбранным позициям;
    • На рассмотрении у заказчика – ЦЗ, по которому поступили ответы от всех возможных поставщиков или наступила дата предоставления ответа на ЦЗ;
    • Просрочен – ЦЗ, по которому заказчик не получил ответ от поставщика на дату предоставления ответа на ЦЗ;
    • Закрыт – ЦЗ, по которому заказ получил другой поставщик;
    • На оформлении заказа – ЦЗ, по которому был создан заказ;
    • Исполнено – ЦЗ, заказ по которому был исполнен;
    • Не исполнено – ЦЗ, заказ по которому не был исполнен;
    • Отменено Заказчиком – ЦЗ, который отменил заказчик.

    Чтобы посмотреть параметры ценового запроса, нужно нажать на иконку «перейти к ЦЗ».

    Окно «Ценовой запрос поставщика», вкладка «Позиции»

    В форме «Ценовой запрос поставщика» на вкладке «Позиции» представлен список позиций, по которым заказчик планирует уточнить у поставщиков сведения о стоимости позиций или информацию о других условиях заказа.

    Поставщик также может предоставить сведения по позициям, которых нет в его прайс-листе, с последующим их добавлением, или отклонить ценовой запрос по конкретной позиции.

    Столбцы, значения в которых по каждой позиции поставщик может изменять вручную нажатием на пиктограмму «Редактировать».

    У поставщика есть возможность вместо определённой позиции предложить заказчику альтернативный товар. Для этого нужно нажать на иконку «Предложить альтернативу» в графе «Операции» напротив данной позиции.

    Появится форма «Подбор позиций для ЦЗ», в которой настройки поиска будут совпадать с требованиями к товару из описания запроса заказчика.

    На форме можно обменяться комментариями с заказчиком.

    Необходимо нажать кнопку «Комментарий», после чего откроется форма обмена комментариями. Также к сообщениям возможно прикреплять необходимую документацию.

    Кроме того, при запросе сведений у поставщика заказчик может отметить обязательные для выполнения заказа позиции, выделив их «галочкой» в столбце «Приоритет». Поставщик не сможет отправить заказчику ценовое предложение, в котором отсутствует хотя бы одна из приоритетных позиций. Тем не менее, если Поставщик предложил альтернативный товар вместо приоритетной позиции, ценовое предложение можно будет отправить.

    На вкладке «Требования заказчика» отображается следующая информация:

    • Адрес поставки (регион и точный адрес) – адрес(а) доставки товара, выполнения работ, оказания услуг или адрес(а) организации заказчика;
    • Условия оплаты и доставки – условия, по которым планируется оплата, и особенности, связанные с доставкой, выполнением работ, оказанием услуг;
    • Дата предоставления ответа на запрос – дата, до которой заказчик ожидает ответ от поставщиков;
    • Дата поставки – ориентировочная дата выполнения заказа;
    • Документация – заказчик может загрузить дополнительную информацию (спецификации, технические задания, описание условий или проект договора), необходимую поставщику для осуществления заказа.

    Окно «Ценовой запрос поставщика», вкладка «Требования заказчика»

    На вкладке «Требования поставщика» необходимо заполнить следующие поля:

    • Возможная дата поставки – ориентировочная дата выполнения заказа (должна предшествовать дате поставки, указанной заказчиком, или совпадать с ней);
    • Стоимость доставки – стоимость за доставку товара (если доставка является бесплатной или не осуществляется, необходимо поставить цифру «0»);
    • Субъект малого и среднего предпринимательства – субъектам малого и среднего предпринимательства следует выбрать пункт «Да», остальным – пункт «Нет»;
    • Тарифы доставки – полная информация поставщика о тарифах на услуги, если это необходимо;
    • Комментарий поставщика – текстовое поле для ввода любой дополнительной информации, которую Поставщик желает сообщить заказчику;
    • Документация – дополнительная информация (спецификации, подробные характеристики и описания), необходимая заказчику для осуществления данного заказа.

    Окно «Ценовой запрос поставщика», вкладка «Требования поставщика»

    Для подготовки ценового предложения необходимо заполнить все обязательные поля и нажать кнопку «Ответить на запрос».

    После того, как ответят все поставщики или наступит дата окончания предоставления ответа поставщиков, ЦЗ принимает статус «На рассмотрении у заказчика».

    После получения ценовых предложений заказчик может ознакомиться с ответами поставщиков и выбрать поставщика для совершения заказа.

    Читайте также:  Заключением контрактов с единственным поставщиком в отдельных случаях

    Заказчик создает проект прямого заказа, содержащий все условия ценового запроса.

    В каких случаях проводится запрос предложений по 44-ФЗ и в чем особенности данной процедуры?

    Запрос предложений – это новая процедура государственных закупок, которая используется заказчиками начиная с 2014 года. Запрос предложений регулируется ст. 83 ФЗ-44.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    Законодательное регулирование запроса предложений

    Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.

    Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе..» ст. 83.

    Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:

    • заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
    • при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
    • при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
    • при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
    • для закупок изделий народных художественных промыслов;
    • для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.

    Чем отличается запрос предложений от других форм проведения торгов? По своей сути запрос предложений можно рассматривать как упрощенный вариант проведения закупки через конкурс. Но запрос предложений имеет следующие отличия от конкурса:

    1. Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней – для конкурсов.
    2. Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
    3. Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.

    От таких закупочных форм, как запрос котировок и электронный аукцион, запрос предложений отличается дополнительными критериями оценки поступивших заявок, кроме цены контракта.

    Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

    При проведении закупок путем запроса предложений предусмотрен следующий алгоритм:

    1. Заказчик создает комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При формировании комиссии заказчику необходимо определиться с ее составом, порядком функционирования, а также разработать и утвердить положение о работе комиссии и привлечь экспертную организацию.
    2. Заказчик готовит документацию для запроса предложений и размещает ее в ЕИС.
    3. Заказчик направляет участникам, которые потенциально могут исполнить контракт, предложения принять участие в закупке (в некоторых случаях, кроме указанных в п. 3 ст. 83 такие извещения не являются обязательными).
    4. Участники готовят и подают заявку на участие в запросе предложений (они могут изменить или отозвать ее в установленные сроки).
    5. Заказчики вскрывают конверты с заявками, рассматривают их и оценивают.
    6. Оглашается лучшее предложение участника, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения контракта.
    7. Подача участниками окончательных предложений, которые могут улучшить предложенные ранее условия исполнения контракта.
    8. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями.
    9. Оценка окончательных предложений и подведение итогов запроса предложений.
    10. Вносится обеспечение по контракту.
    11. Заключение контракта.

    Подготовка документации и публикация извещения

    Перечень документации по запросу предложений готовится в соответствии с ч. 6 ст. 83.

    Извещение о запросе предложений должно содержать следующую информацию:

    1. Общие сведения о закупке: наименование заказчика, его адрес, контактный телефон, ответственное должностное лицо; краткое изложение условий заключаемого контракта; код проводимой закупки; ограничения при определении поставщика; способ определения поставщика; размер и порядок внесения обеспечения.
    2. Требования к участникам запроса предложений и перечень документов, которые они должны предоставить.
    3. Язык предоставления документации по закупке.
    4. Место, дата и время вскрытия конвертов на участие в закупке.
    5. Способы получения документов по закупке, сроки и место их предоставления.
    6. Плата за предоставление информации (если такая предусмотрена).
    7. Сроки и место подачи заявок на участие в закупках.
    8. Преимущества, предоставляемые заказчиком.

    Помимо извещения о запросе предложений, заказчик должен разместить в ЕИС документацию, которая содержит указание на следующее:

    • наименование и описание объекта закупки;
    • обоснование начальной цены контракта;
    • требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в запросе предложений;
    • информацию о возможности изменения количества товара или объема услуги при заключении и исполнении договора;
    • порядок и сроки отзыва заявок;
    • порядок проведения запроса;
    • сроки для подписания контракта, условия признания участника уклонившимся;
    • критерии оценки заявок и их удельный вес;
    • информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Согласно ч. 3 ст. 83, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС как минимум за 5 дней до предстоящего запроса.

    Подача заявок

    Приглашение принять участие в закупках направляется заказчиком лицам, которые потенциально могут осуществить поставки товаров или выполнить определенные услуги. При этом он обязан направить такие приглашения тем участникам, с которыми в течение последних 18 месяцев перед проведением запроса предложений заключались те же контракты в отношении аналогичных объектов (только если ими были исполнены условия контракта должным образом).

    При передаче заявок на участие в запросе предложений стоит учитывать следующие особенности:

    • прием заявок прекращается после наступления установленных сроков;
    • статья 83 не предусматривает отправку запросов участникам для предоставления им пояснений по документации по закупке;
    • форму и состав заявки участники разрабатывают самостоятельно, требования к ним не предусмотрены;
    • заявки передаются в запечатанных конвертах, если такое требование прописано в документации по запросу предложений;
    • требование об обязательной прошивке и нумерации заявки отсутствует.

    Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявкой заказчик обязан сообщить присутствующим о возможности внести изменения в заявку или отзыва ее.

    Рассмотрение поступивших заявок

    В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).

    По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.

    Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.

    По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.

    Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.

    Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.

    При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.

    Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).

    Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.

    После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.

    На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.

    Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.

    Подписание контракта

    Контракт с победителем заключается на тех условиях, которые были предусмотрены извещением о проведении запроса предложений и с учетом предложения победителя. Договор подлежит подписанию не позднее чем через 7 дней после публикации извещения в ЕИС и не позднее 20 дней после подписания протокола.

    Обеспечение может быть внесено в размере от 0,5 до5% от цены контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.

    Если победитель уклоняется от заключения контракта, то заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненных убытков и заключить контракт с участником, чьей заявке был присвоен второй номер.

    При наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, одна сторона должна уведомить другую об этом в течение рабочего дня. Сроки подписания контракта при этом могут сдвинуться не более, чем на 30 дней.

    Отмена запроса предложений

    Согласно ч. 5 ст. 83, после того, как в ЕИС была размещена информация о запросе предложений, заказчик не вправе отменять закупку, вносить правки в извещение или документацию. Это единственная процедура государственных закупок, которая не подлежит отмене после извещения о ней.

    Законодательство также предусматривает возможность признания запроса предложений несостоявшимся. Согласно ч. 8 ст. 83, это возможно по следующим причинам:

    1. Если на участие в запросе предложений подана единственная заявка. При этом за заказчиком закреплено право на заключение контракта с единственным поставщиком, если поданная заявка соответствует установленным требованиям.
    2. Если на участие в закупке не поступило ни одной такой заявки. При таком варианте заказчику следует внести изменения в план-график и провести закупку снова.

    Сроки хранения документации

    Согласно ФЗ-44, вся тендерная документация должна храниться не менее 3 лет. В ее числе все протоколы (рассмотрения заявок, итоговый), аудиозаписи, конкурсная документация и иные документы по закупке. Указанные трехлетние сроки отсчитываются со следующего календарного года за подписанием контракта. Например, сроки хранения документов по подписанным контрактам в 2018 году начинают отсчитываться с 2019 года.

    Таким образом, запрос предложений используется для выполнения крупного заказа на наиболее выгодных условиях. Это конкурентный способ для определения поставщика. Его победителем признается тот участник, который наилучшим образом соответствует условиям контракта и требованиям к объекту закупки.

    В ст. 83 закона содержится указание на ограниченный перечень ситуаций при которых допускается проведение закупки через запрос предложений. Процедура запроса предложений включает в себя следующие этапы: размещение извещения, прием заявок и их рассмотрение, выбор победителя, внесение окончательных предложений и подведение итогов, размещение итогового протокола в ЕИС и подписание контракта с победителем.

    Именно в возможности внесения окончательного предложения, улучшающего условия исполнения контракта, состоит ключевая особенность запроса предложений.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Ссылка на основную публикацию