Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Победитель электронного аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта 18.06.2018. В реестр недобросовестных поставщиков информация о нем не внесена. Должен ли заказчик вернуть ему сумму обеспечения заявки? В каких случаях обеспечение заявки победителя электронного аукциона, признанного уклонистом – заказчиком (непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта), не включенным в РНП, по решению УФАС направляется на счет заказчика?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае сумма обеспечения заявки победителю электронного аукциона не возвращается.

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 504-ФЗ) были внесены изменения в правовое регулирование отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.
Согласно ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.07.2018, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на указанный заказчиком счет в следующих случаях:
– уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
– непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом N 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
В прежней редакции норм упомянутой статьи невозврат победителю электронного аукциона (далее также – аукцион) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не связывался с внесением сведений об этом лице в реестр недобросовестных поставщиков. Правоприменительная практика также исходила из того, что в случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счет заказчика вне зависимости от того, включен ли этот участник в реестр недобросовестных поставщиков (смотрите, например, п. 3 письма Минэкономразвития России от 28.05.2015 N Д28и-1559, постановление АС Северо-Западного округа от 28.12.2015 N Ф07-2395/15).
С 01.07.2018 основания, по которым денежные средства, внесенные в обеспечение заявки на участие в торгах, не возвращаются победителю этих торгов, изменились. Согласно ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ в действующей редакции возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из приведенной нормы, она предусматривает невозврат денежных средств, внесенных в обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, лишь при условии, что информация об участнике закупки, который внес эти средства, внесена в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в настоящее время в том случае, когда победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, но сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся, сумма обеспечения заявки на участие в аукционе должна быть ему возвращена.
Однако в рассматриваемом случае победитель электронного аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта до 01.07.2018, то есть в период действия прежней редакции ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
Как отмечают судьи, в силу юридического принципа “закон обратной силы не имеет” не допускается распространение действия нормативно-правовых актов на те правоотношения, которые возникли до их принятия (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 N 09АП-69886/17, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 N 13АП-29505/17).
Закон N 504-ФЗ не содержит оговорок относительно его распространения на правоотношения, которые возникли до вступления в силу этого федерального закона. В связи с этим полагаем, что, поскольку в рассматриваемой ситуации основания для перечисления денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, на счет заказчика возникли до 01.07.2018, сумма обеспечения заявки победителю аукциона возвращаться не должна.
Обратим внимание, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по этому вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в Минфин России или в ФАС России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.3.1.12, пп. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Случаи невозврата денежных средств, предоставленных в обеспечение заявки на участие в конкурсе, аукционе по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

2 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

ДиМкА » 15 ноя 2018, 22:41

Тот случай, когда контракт не обеспечивают
.
Вопрос о том, достаточно ли предоставлять информацию о добросовестности или при этом дополнительно нужно внести обеспечение, на практике трактуют по-разному.

Например, в определении Верховного суда от 28.03.2017 № 302-КГ17-1682 по делу № А10-760/2016 судьи отказались удовлетворять заявление предпринимателя. Заявитель ошибочно толкует закон, и одной только информации о добросовестности недостаточно. Когда предприниматель согласовывал проект контракта с заказчиком, он указал на банковскую гарантию как выбор способа, которым обеспечит контракт.

В двух других случаях высший судебный орган указал на обратное. Победителю аукциона можно выполнить одно из условий из части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ. Он вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта или информацию о своей добросовестности, решили в определении Верховного суда от 10.05.2016 № 307-КГ16-3568 по делу № А42-3112/2015.

Есть альтернатива, но нет обязанности одновременно предоставлять и обеспечение, и информацию о добросовестности. Если победитель предоставил документы о своей добросовестности, его нельзя признавать уклонистом, подтвердили в определении Верховного суда от 04.12.2017 № 307-КГ17-17789 по делу № А56-55819/2016.
.
Почему одной добросовестности скоро будет недостаточно
Законодатели решили исправить неопределенность с антидемпинговыми мерами. С 1 июля 2018 года среди прочих поправок вступит в силу часть 3 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ. По ней победитель аукциона, который снизил НМЦК больше чем на 25%, «одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона» (абз. 6 п. 63 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ).

Вопросы: общие по обеспечению исполнения контракта
post406121.html#p406121

Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечение
post415561.html#p415561

Re: Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечени

m4mind » 15 ноя 2018, 22:47

s1oem писал(а): Добрый вечер!

Помогите, пожалуйста!
У нас сложилась следующая ситуация:
В электронном аукционе у нас было падение 26%. При выпуске банковской гарантии мы забили про обеспечение антидемпинговых мер и выпустили ее на 10%, как и было указано Заказчиком в контракте.
Вторая ошибка, что при подписании контракта мы прикрепили Банковскую гарантию, а письмо о добросовестности забыли.
При этом мы Банковскую гарантию скидывали на проверку Заказчику.
На стадии подписания Контракта Заказчиком мы обнаружили эти ошибки и скинули Заказчику письмо о добросовестности на электронную почту.
У нас уже были схожие ситуации, обычно Заказчики шли на встречу и помогали в решении сложившейся ситуации))
Подскажите, что нам делать. Есть ли выход из сложившейся ситуации.

Читайте также:  Уменьшение на сумму НДС цены контракта по 44 ФЗ, предложенной победителем закупки, применяющим УСН

1. заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике
2. будет заседавние (100%)
3. просите/умоляйте заказчика о ходатайстве для “невключения” вас в рнп и заключения с вам контракта ввиду прошлых заслуг перед ним и вообще в целом (реестр исполненных контрактов)
4. прикладывайте к пояснениям все действия по ОИК (в частности: бг – согласование, оплата, получение)
5. прикладывайте к пояснениям добросовестность, акцентируйте на этом внимание
самое главное – это ходатайство заказчика о невключении вас в рнп и заключении с вами контракта

Re: Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечени

m4mind » 15 ноя 2018, 22:50

Re: Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечени

Alienora » 15 ноя 2018, 22:57

Re: Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечени

m4mind » 15 ноя 2018, 23:03

главное – подтверждение заказчика заключить контракт (ввиду того, что конец года и все вытекающие) и подтвердить, что намеренного умысла уклоняться (со стороны поставщика) от заключения контракта не было (к примеру, товар на складе, оплаченные счета, подтверждение производителя об отгрузке, e.t.c.)

Re: Ситуация: поставщик ошибся или не предоставил обеспечени

Просто Петр » 16 ноя 2018, 01:25

s1oem писал(а): 15.11.2018 16:34 (МСК) Из внешней системы получен Протокол отказа от заключения контракта. Примечание. Данное уведомление сформировано и отправлено автоматически и не требует ответа.

У нас уже были схожие ситуации, обычно Заказчики шли на встречу и помогали в решении сложившейся ситуации))
Подскажите, что нам делать. Есть ли выход из сложившейся ситуации.

Re: Ситуация: опоздали с подписанием контракта

Крым форевер » 20 ноя 2018, 16:22

Re: Ситуация: опоздали с подписанием контракта

Дрюх » 20 ноя 2018, 16:27

Re: Ситуация: опоздали с подписанием контракта

Крым форевер » 20 ноя 2018, 16:30

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Alexa [Bot] , ASGOR, Google [Bot] , Google Adsense [Bot]

Решение по делу №РНП-73-10

по делу № РНП-73-10

На основании статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

врио руководителя управления ;

в присутствие: от ООО «Одолень – Авиа»:

– (доверенность № 0602/18-ОА от 06.02.2018 г.),

– (протокол № 3-09/10 от 30.09.2010 г.),

на основании обращения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – ФГБОУ ВО «УИГА», заказчик) о включении сведений об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью «Одолень – Авиа» (далее – ООО «Одолень – Авиа») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта на поставку моторного масла (извещение № 0368100010817000320),

Дата размещения в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) извещения и документации о проведении аукциона в электронной форме 26.12.2017 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 258 350,00 руб.

28.12.2017 г. в единой информационной системе были размещены разъяснения положений аукционной документации.

Согласно протоколу № 11 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.01.2018 г. на участие в указанном аукционе подано 12 заявок от участников закупки, которые были допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. ценовые предложения поступили от десяти участников закупки (наименьшее предложение о цене контракта – 1 910 430,01 руб. (заявка № 4), % снижения начальной (максимальной) цены контракта: 63,67 %).

Согласно протоколу № 19 подведения итогов электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. вторые части заявок участников закупки под № 4, 3, 5, 2, 12 были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

В соответствии с протоколом № 27 от 30.01.2018 г. победитель аукциона ООО «Одолень-Авиа» (заявка № 4) признан уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в полном объеме.

Вх. № 762 от 14.02.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение ФГБОУ ВО «УИГА» о включении сведений в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседание Комиссии 27.02.2018 г. представитель ФГБОУ ВО «УИГА» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет об отправке уведомления по электронной почте – 16.02.2018 г. в 11:43).

На заседание Комиссии 27.02.2018 г. представители ООО «Одолень-Авиа» представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

По результатам проведения электронного аукциона ООО «Одолень-Авиа» было признано победителем закупки на поставку моторного масла.

22.01.2018 г. заказчиком – ФГБОУ ВО УИ ГА был размещен проект контракта № КЭ 28/18-18, содержащий в пункте 8.1 некорректную сумму обеспечения исполнения контракта 788 752 (семьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот пятьдесят два рубля) 50 копеек.

Написание суммы в пункте 8.1 контракта отличается от того, как указана сумма в пункте 2.1 контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО «Одолень-Авиа» 23.01.2018 г. перечислило на расчетный счет заказчика сумму 788 752, 00 руб. (платежное поручение № 48 от 23.01.2018 г.).

26.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» разместило подписанный проект контракта, а также приложило документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта в виде платежного поручения на сумму 788 752, 00, руб.

Перечисление суммы обеспечения контракта на 50 копеек меньше, чем было установлено, явилось следствием технической ошибки бухгалтера, осуществляющего перевод денежных средств, в результате некорректного указания суммы в п.п. 8.1 контракта.

29.01.2018 г. сумма в размере 50 копеек была переведена на расчетный счет заказчика (платежное поручение № 78 от 29.01.2018 г.).

Вместе с тем, поскольку 27.01.2018 г. карточка контракта направлена оператором заказчику, возможность прикрепления указанного платежного поручения в личном кабинете участника закупки отсутствовала.

Протоколом № 27 от 30.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» было признано уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла.

Факт недоплаты 50 копеек по обеспечению исполнения контракта является технической ошибкой, носит незначительный характер, не сопоставимый с уплаченной суммой, и не свидетельствует о цели ООО «Одолень-Авиа» уклониться от заключения контракта.

ООО «Одолень-Авиа» является специализированной компанией по оптовым поставкам горюче-смазочных материалов для авиационной отрасли, официальным дистрибьютором компании Shell Aviation в России, принимает активное участие в торгах по закупкам товаров для государственных нужд и зарекомендовало себя как надежный и добросовестный поставщик.

Кроме того, моторное масло, которое является предметом контракта, на момент подписания контракта уже было заказано и частично оплачено со стороны ООО «Одолень-Авиа», что подтверждается письмом поставщика ООО «Стандарт-ойл» от 31.01.2018 г., платежными поручениями № 47 от 23.01.2018 г., № 69 от 29.01.2018 г., № 75 от 30.01.2018 г. и свидетельствует о намерении ООО «Одолень-Авиа» выполнить контракт в кратчайшие сроки.

В целях защиты прав ООО «Одолень-Авиа», обществом была направлена жалоба в уполномоченный контрольный орган на действия заказчика по признанию общества уклонившимся от заключения контракта.

На основании вышеизложенного, ООО «Одолень-Авиа» просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно протоколу № 19 подведения итогов электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. победителем электронного аукциона было признано ООО «Одолень-Авиа» с предложением о цене контракта 1 910 430,01 руб.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В соответствии с представленной информацией с личного кабинета электронной площадки, отражающей этапы заключения контракта по указанному аукциону, заказчиком был направлен проект контракта ООО «Одолень-Авиа» для подписания 22.01.2018 г.

Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В регламентированный срок подписания контракта 27.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» был размещен подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно платежное поручение № 48 от 23.01.2018 г.

При этом согласно сведениям, представленным заказчиком, сумма обеспечения контракта перечислена ООО «Одолень-Авиа» не в полном объеме, установленным пунктом 8.1 государственного контракта.

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального

В соответствии с протоколом № 27 от 30.01.2018 г. победитель аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Таким образом, учитывая, что ООО «Одолень-Авиа» не было представлено обеспечения исполнения контракта в полном объеме, общество было правомерно признано уклонившимся от заключения контракта.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение, либо уклонение от исполнения контракта.

В указанном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно сведениям, представленным обществом, требуемый заказчику товар обществом был уже заказан и частично оплачен, что подтверждается платежными поручениями № 47 от 23.01.2018 г., № 69 от 29.01.2018 г., № 75 от 30.01.2018 г.

Кроме того, на основании платежного поручения № 78 от 29.01.2018 г. в регламентированный срок подписания контракта, ООО «Одолень-Авиа» была перечислена сумма, которая, согласно пояснениям представителей общества, в связи с допущенной технической ошибкой не была перечислена на расчетный счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России решила сведения в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г., статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Одолень-Авиа» (адрес: 143981, Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Центральная, стр. 104; ИНН 7720522966) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Новости

РУБРИКА ЕСТЬ МНЕНИЕ

АКТУАЛЬНО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения.При закупке у СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.Кроме того, согласно ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ при закупках у СМП и СОНКО размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не НМЦК. Обеспечение не должно быть меньше аванса.

Участник закупки теперь сам решает, на какой срок предоставлять банковскую гарантию (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Однако этот срок в любом случае должен превышать срок исполнения обязательств как минимум на месяц. Если исполнитель получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договориться с банком о продлении гарантии или предоставить другое обеспечение. В контракте нужно по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств. Он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО – 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Появились подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта

Размер обеспечения нужно снижать пропорционально стоимости своевременно выполненных обязательств. Обеспечение не уменьшается, если исполнитель:

  • не отработал аванс;
  • не выплатил неустойки по контракту.

Если препятствий для уменьшения нет, заказчик возвращает исполнителю лишние деньги в срок, предусмотренный контрактом . В случае, когда обеспечением служит банковская гарантия, заказчик должен отказаться от части прав по ней.При любом варианте оформлять дополнительные документы не нужно, заказчику достаточно направить в реестр контрактов информацию об исполнении обязательств.По соглашению сторон рассмотренные правила можно будет распространить и на контракты, заключенные до 1 июля.

Гарантийные обязательства получили собственное обеспечение

Заказчики обязаны требовать обеспечить гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом, если должны быть обеспечены основные обязательства (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Способы такие же, как для основных обязательств: банковская гарантия или деньги. Способ выбирает исполнитель. Он может изменить способ, а также предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).Размер обеспечения составляет не более 10% от НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия обязательств минимум на месяц . Порядок предоставления заказчик устанавливает сам. Нужно учесть, что исполнитель должен обеспечить гарантийные обязательства до оформления документов о приемке (ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).Все условия предоставления обеспечения нужно указывать в контракте. Целесообразно эту информацию стоит включать и в другие документы о закупке, в том числе в извещение, если будет техническая возможность.

Светлана МАТВЕЕВА, юрисконсульт экспертно-правового отдела ООО ИЦ «ИСКРА»

Материал предоставлен редакцией

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика и исполнителя?

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

Читайте также:  Комиссия отклонила заявку из-за технической ошибки в наименовании участника

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Прошел электронный аукцион по 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%. Кроме того, это – СМП! Как мы применять обеспечение контракта?

Участник закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, а в случае если закупка была объявлена для СМП и СОНО, то победитель вправе предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Обоснование:

Добрый день, Юлия Фаритовна! По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения. При закупке у СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Из Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта указывается в извещении и в документации о закупке (при наличии). В свою очередь, обязанность указывать размер такого обеспечения в проекте контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465).

Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для этого участнику закупки необходимо:

1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;

2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта либо банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта может не предоставляться, если закупка проводилась только среди СМП и СОНКО. В этом случае участник закупки, с которым заключается контракт, вместо обеспечения предоставляет информацию из реестра контрактов о том, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК (максимального значения цены) закупки, по итогам которой заключается контракт (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения рассчитывается в процентах от НМЦК. Если по закупке установлено максимальное значение цены контракта, то оно применяется для расчета размера обеспечения исполнения контракта вместо НМЦК (ч. 24 ст. 22, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если контракт заключается по итогам закупки у СМП и СОНО, размер обеспечения (в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывается исходя из цены, по которой заключается контракт. При этом обеспечение должно быть не меньше аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона 44-ФЗ Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона , в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, победитель закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза или же информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Ссылка на основную публикацию