Прием заявок на участие в открытом конкурсе по 44 ФЗ

Что должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, согласно положениям статьи 51 №44-ФЗ?

Конкурсом по 44-ФЗ называется конкурентный способ отбора поставщика товаров, работ и услуг. В рамках такой закупки побеждает лицо, которым были предложены наилучшие условия выполнения государственного контракта (по ч. 3 ст. 24 44-ФЗ). Конкурс является более сложной формой закупки, чем аукцион, и его проведение оправдано в случае, если заказчику необходимо учесть комплекс факторов при оценке заявки на участие в закупке, а не только ценовые параметры.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Общие сведения

Конкурсы в рамках 44-ФЗ бывают закрытые и открытые. При открытых конкурсах информация о закупочных мероприятиях сообщается неограниченному кругу лиц, а к участникам процедуры применяют единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ. Стать участником конкурса в открытом формате может любое заинтересованное лицо, которое соответствует требованиям закупки.

Открытый конкурс заказчик может проводить при любых закупках за некоторыми исключениями, которые содержатся в 44-ФЗ. Это, например, товары, работы и услуги, которые допускается закупать только посредством аукциона; если закупаются технически сложные товары; закупаются объекты культурного наследия; если заказчик обязан применять закрытый способ отбора поставщика (например, сведения о закупке составляют государственную тайну).

Открытый конкурс, как закупочная процедура, имеет достоинства и недостатки. Преимуществами конкурса являются:

  1. Возможность учета качественных характеристик товара, помимо цены.
  2. Возможность передачи части функций по организации и проведению закупки в ЕИС специализированной организации по ч. 1 ст. 40 44-ФЗ.
  3. Отсутствие рисков нарушения порядка закупки из-за технических сбоев (при проведении конкурса в бумажном виде).

Недостатками конкурса являются высокая вероятность проверки на правильность выбора формы закупки; длительность процедуры закупки (по сравнению, например, с запросом котировок и предложений); высокая вероятность рисков возникновения претензий к заказчику; расширенные обязанности заказчика по приему и регистрации заявок на участие в закупке (так как заказчик учитывает большее количество критериев по сравнению с электронным аукционом).

Процедура проведения открытого конкурса

Процедура проведения открытого конкурса предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению конкурса и организация процедуры.
  2. Подготовка конкурсной документации и ее утверждение. В состав такой документации входят общие положения, информационная карта конкурса, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, проект контракта и пр.
  3. Размещение сведений об открытом конкурсе. На этом этапе в ЕИС размещаются сведения о закупке.
  4. Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе в специальном журнале.
  5. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, которые были поданы в электронном виде.
  6. Определение участников и победителя закупки в виде открытого конкурса. По результатам готовится протокол оценки заявок на участие. Он размещается в ЕИС, а копия протокола направляется победителю закупки.
  7. Заключение госконтракта с победителем конкурса в открытой форме.

После подачи заявок на участие в открытом конкурсе их рассматривает закупочная комиссия заказчика. По результатам рассмотрения заявок каждой присваивается порядковый номер в порядке уменьшении выгодности предложенных условий выполнения контракта. Побеждает лицо, чьей заявке был присвоен первый номер. Именно ему направляется проект контракта. При его уклонении от подписания контракта заказчик может предложить подписать контракт участнику, который стал вторым.

Перед подачей заявки на участие в конкурсе участнику следует обратить внимание на следующие условия проведения открытого конкурса:

  1. Требования к участнику конкурентной процедуры. Заказчики предъявляют к поставщикам различные требования и используют разные критерии оценки заявок. Наиболее распространенными критериями оценки заявок являются цена контракта, качественные, количественные, функциональные характеристики объекта. Каждому из критериев оценки заявок может присваиваться коэффициент значимости. В качестве требований к поставщикам могут выступать наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и материалов для выполнения обязательств, наличие дипломированных специалистов с опытом работы, положительная деловая репутация и прочие требования в зависимости от предмета закупки.
  2. Наличие ограничений для участия в закупке. Например, закупка может проводиться только среди субъектов малого предпринимательства, тогда другие категории бизнеса участвовать в ней не смогут.
  3. Сроки подачи заявок на участие. Перед участием в открытом конкурсе стоит оценить, успеет ли поставщик уложиться в отведенные ему сроки. По общему правилу с момента публикации извещения до вскрытия конвертов должно пройти не менее 20 дней.

Что регулирует статья 51 44-ФЗ

Статья 51 44-ФЗ содержит порядок передачи заявок на участие в открытом конкурсе. Она состоит из 13 частей.

В ч. 1 данной статье указывается на форму, сроки и порядок представления заявок на участие в конкурсе.

В ч. 4 указана обязанность участника прошить и пронумеровать предоставляемую документацию.

На основании ч. 5 заказчик не вправе запрашивать от участника дополнительные документы, которые не указаны в ч. 2.

В ч. 7 закреплено условие о том, что участник вправе передать только одну заявку на участие в конкурсе.

В ч. 10 указаны сроки подачи заявок на участие.

В ч. 13 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда открытый конкурс признается несостоявшимся.

Форма и порядок подачи заявки

Подача заявки на основании ч. 2 ст. 51 44-ФЗ может осуществляться в двух форматах:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном формате.

При стандартной форме закупки заказчику передается непрозрачный конверт, содержащий заявку на участие. На конверте не содержатся контактные и персональные данные, но на нем указывается номер закупки, на участие в которой делается предложение участником. Участники закупки не могут указывать на конверте свое наименование, ФИО и адрес.

Все листы заявки на участие нумеруются и сшиваются в тома, а документы из одной заявки включаются в специальную опись. Если страницы не пронумерованы, то отклонить заявку на участие заказчик не вправе (по ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подписываются участником конкурса или уполномоченным лицом. Каждый участник может сделать только одно предложение. Если он хочет изменить ранее поданное предложение, то первоначально поставщику нужно отозвать старое предложение, а затем подать новое.

Заявка должна быть подготовлена на русском языке и исключать двоякие толкования закупочной документации. Форма предоставления заявки на участие обычно приведена в составе документации на открытый аукцион.

Обязанность заказчика включить в состав конкурсной документации требования к форме заявки на участие в конкурсе прописаны в п. 4 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ.

Форма заявки произвольная, но в ней стоит прописать поля для отражения сведений об участнике закупке и для отражения предложения участника в отношении объекта закупки (его технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик). Форму заявки на участие утверждает специалист контрактной службы. Ее утверждает руководитель заказчика не позднее, чем за 20 дней до окончания приема заявок.

Также в состав закупочной документации входят инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе. В эту инструкцию нужно включить требования к изложению сведений в заявке, требования к предоставленному предложению участника и сведениям, которые прилагает участник в составе заявки для оценки его предложения по нестоимостным критериям.

Доступ к заявкам на участие предоставляется заказчику только после истечения сроков на подачу заявок для участия в закупке. Лица, которые ответственны за сохранность заявок, не могут допустить повреждения конвертов.

На основании ч. 13 ст. 51 44-ФЗ открытый конкурс признается несостоявшимся, если на участие поступила только одна заявка, или только одна заявка была признана соответствующей требованиям документации. Заявки, которые поступили с нарушением сроков, возвращаются участникам.

Что входит в содержание

Заявка на участие, или предложение участника – это условия исполнения им контракта, которые предлагаются участником, сведения о технических, качественных и функциональных характеристиках объекта закупки.

В заявке на участие в открытом конкурсе указывается следующая информация:

  • наименование и реквизиты заказчика открытого конкурса;
  • название участника процедуры, его юридический адрес, ИНН учредителей и контактные сведения, ФИО, паспортные данные, адреса проживания и номер телефона для физлиц;
  • цена госконтракта: она указывается по усмотрению участника, но не может превышать НМЦК. По умолчанию стоимость контракта является твердой и не подлежит пересмотру. Все налоги, пошлины и обязательные сборы в обязательном порядке нужно предусмотреть в составе цены;
  • сведения о количественных, функциональных и качественных характеристиках предмета конкурентной процедуры. В составе закупочной документации предмет закупки обычно сопровождается словами «не более», «не менее» и пр., тогда как участнику следует прописать конкретные значения.

От участника может потребоваться указание сведений о наличии квалифицированных специалистов для выполнения работ, информация об опыте выполнения аналогичных работ, данные о деловой репутации участника конкурса и прочие сведения об открытых конкурсах.

Обязательные документы

Отдельного внимания заслуживает документация, которая подается в составе заявки на участие. Документы, которые нужно приложить участнику открытого конкурса, перечислены в ст. 51 44-ФЗ. Все они подразделяются на обязательные и дополнительные. Последние заказчик может потребовать от поставщика для участия в конкурсе, а может и не запрашивать их.

Всеми участниками открытых конкурсов к заявке на участие прилагаются (по ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  1. Выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) и из ЕГРИП (для ИП) со сроком действия до полугода.
  2. Сведения о регистрации по законодательству родной страны (для иностранных лиц), переведенные на русский язык.
  3. Документ, подтверждающий полномочия руководства юрлица, позволяющий действовать без доверенности (копия протокола общего собрания об избрании руководителя или приказа о назначении директора).
  4. Доверенность на представителя (оригинал или его нотариальная копия), если он действует по доверенности.
  5. Декларация о соответствии лица требованиям для участников закупок, прописанных по пп. 3-9 ч. 1 ст. 31.
  6. Копия устава предприятия и прочих учредительных документов (для юрлиц).
  7. Решение об одобрении крупной сделки (если по сумме контракта сделка относится к числу крупной).
  8. Документы, указывающие на право заказчика на преференции по 44-ФЗ. Такие преимущества предоставляются по ст. 28, 29 44-ФЗ для учреждений УИС и организаций инвалидов.
  9. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным ограничениям: если закупка проводится в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ и соответствующим Постановлениям Правительства. Предоставление данных документов не является обязательным, но если заказчик не приложил их в составе заявки, то поставляемая им продукция будет приравнена к иностранной (то есть данную заявку могут отклонить или не предоставить положенные преференции).
  10. Декларация о принадлежности к СМП и социально-ориентированным НКО.
  11. Документы, подтверждающие внесение обеспечение заявки на участие в конкурсе. В качестве таких документов выступает платежное поручение, которое подтверждает перевод обеспечения, либо оформленная должным образом банковская гарантия.
  12. Документы, подтверждающие добросовестность заказчика по требованиям антидемпингового законодательства по ст. 37 44-ФЗ.

В некоторых случаях заказчик устанавливает дополнительные требования в части документального сопровождения заявки на участие. Например, он может потребовать документы по наличию финансовых и рабочих ресурсов у поставщика для исполнения контракта.

Перечень дополнительных документов во многом зависит от специфики процедуры. В частности:

  • в строительных закупках от подрядчика запрашивают свидетельство СРО;
  • в закупках с гостайной – копию лицензии на работу с гостайной;
  • для аудиторских организаций – копию выписки из реестра аудиторских организаций;
  • копия лицензии ФСБ в закупках с грифом «секретно».

Отдельный комплект образуют документы, подтверждающие квалификацию участников открытых конкурсов. В состав такой документации можно включить:

  1. Копии исполненных договоров за последние 5 лет или выписка из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  2. Акты сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающие успешное исполнение условий контракта.
  3. Копии приказов о приеме на работу.
  4. Копии трудовых книжек.
  5. Копии гражданско-правовых договоров.
  6. Копии дипломов о высшем и средне-специальном образовании.
  7. Копия формы КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности…».

Стоит отметить, что участник прилагает документы, которые подтверждают его должный уровень квалификации только по своему усмотрению, и их отсутствие не является основанием для отклонения заявки на участие.

Отдельного внимания заслуживает декларация о соответствии требованиям. Если конкурс проходит в электронном формате, то такая декларация подается с помощью функционала ЭТП. Лицо в составе предложения на участие в конкурсе в бумажной форме подает декларацию в подтверждение того, что оно не находится на стадиях банкротства или ликвидации, его деятельность не приостановлена по нормам КоАП; отсутствует конфликта интересов с представителем заказчика; у лица отсутствует задолженность по налогам и сборам, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов; руководство юрлица не имеет судимости в экономической сфере (незаконное предпринимательство, дата или получение взятки).

Читайте также:  Комиссия по осуществлению закупок

Нередко заказчик прописывает требование об отсутствии сведений об участнике в РНП. Данный факт также следует задекларировать.

Внесение обеспечения и требования к нему

В рассматриваемом 44-ФЗ указано, что заказчики в рамках открытых конкурсов вправе установить требование о необходимости внесения обеспечения заявки на участие. Такое обеспечение призвано подтвердить серьезность намерений поставщика и стимулирует его к подписанию контракта в случае победы: при уклонении от подписания контракта обеспечение не возвращается или переводится заказчику банком, выдавшим гарантию.

Обеспечение может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. К гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна быть безотзывной, содержать сумму гарантии и предполагать уплату неустойки при просрочке исполнения обязательств перед заказчиком. Гарантия должны быть выдана в одном из банков, утвержденных Правительством (по нормам ст. 74.1 НК, ч. 1 ст. 45 44-ФЗ).

Банковская гарантия должна быть включена в реестр гарантий, которые были размещены в ЕИС по ч. 8 ст. 45 44-ФЗ. Сроки действия гарантии должны на два месяца превышать сроки подачи заявок на реализацию контракта.

Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе составляется с учетом требований, перечисленный в ст. 51 44-ФЗ. Данная статья регулирует состав сведений в заявке на участие и перечень документов, которые участник должен приложить к заявке на участие в конкурсе. Такая заявка может быть подана в запечатанном конверте или в электронном виде посредством функционала ЭТП. Сроки оформления и передачи заявки на участие содержатся в извещении о проведении закупки в форме конкурса в ЕИС. В большинстве закупок заказчик устанавливает требование о наличии обеспечения заявки на участие, которое должно гарантировать подписание участником государственного контракта по результатам закупки.


Заявка на конкурс по 44-ФЗ: документы, особенности, сроки

Открытый конкурс — самый распространенный способ конкурентных закупок, в нем может участвовать любой поставщик. Поскольку все требования к предмету закупки и поставщикам описываются в конкурсной документации, участникам приходится особенно внимательно подходить к оформлению заявок, чтобы они соответствовали пожеланиям заказчиков.

Перед подачей заявки участники конкурса, как правило, тщательно изучают содержание конкурсной документации. В описании объекта закупки обязательно будут изложены требованиях к товару, результату работы, услуги, а также даны количественные и качественные характеристики. Указанная начальная (максимальная) цена контракта позволяет оценить возможности для участия в конкретном конкурсе. Выгодность предложения оценивается и по ряду других критериев, которые раскрываются в информации о порядке проведении конкурса: порядок подачи заявок, необходимый перечень документов от участника, дата и время окончания срока подачи заявок, место, дата и время вскрытия конвертов и др. Если поставщик считает предложение интересным и адекватно оценивает свои возможности, он может подать заявку на конкурс.

Получайте уведомления о появлении торгов, конкурсов, аукционов на электронную почту

Какие документы входят в заявку на конкурс

Заявка на конкурс требует самое большое количество документов. Этот комплект включает:

Как правило, заказчик предоставляет рекомендуемую форму для заполнения, и лучше пользоваться ею.

  • выписка из реестра не старше 6 месяцев до публикации извещения (юрлица и ИП)
  • копии документов, удостоверяющих личность (физлица)
  • полномочия лица на осуществление действий от имени участника (копия решения о назначении, об избрании либо копия приказа о назначении физлица на должность; доверенность на осуществление действий от имени участника)
  • документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям закона (п. 1 ч. 1 ст. 31). Так, например, если деятельность лицензирована, то нужно будет представить копию лицензии, независимо от того, написал об этом заказчик в документации или нет.
  • документы, подтверждающие квалификацию участника (если установлено требование — ч. 2 ст. 31 44-ФЗ)
  • декларация о соответствии участника требованиям закона (п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ)
  • копии учредительных документов участника (ЮЛ)
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки
  • документы, подтверждающие право участника на получение преференций
  • документы, подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им ТРУ условиям, запретам и ограничениям национального режима
  • декларация о принадлежности участника СМП или СОНКО (если необходимо)
  • предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства (если установлено требование)
  • документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса (как антидемпинговая мера)

Согласно п. 1 ст. 37 44-ФЗ, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 5 млн руб. и участник закупки предлагает цену на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, то он должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса.

  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (либо банковская гарантия, либо платежное поручение)

Особенности заявок на конкурс

Заявки подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки нужно прошить и пронумеровать. Заявка на участие в конкурсе и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью при ее наличии (для юрлица) и подписаны участником конкурса или уполномоченным лицом. Есть возможность изменения и отзыва заявки по желанию участника до окончания срока подачи заявок.

Сроки и требования

От момента размещения извещения о закупке до срока окончания подачи заявок установлен период — не менее 20 дней. Что может произойти за это время?

– Участник может подать запрос на разъяснение документации, если у него есть вопросы, но не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок. У заказчика есть не более двух дней на то, чтобы опубликовать ответ. По результатам этого ответа, возможно, придется вносить изменения в заявку.

– Заказчик может внести изменения в документацию, но не позднее чем за 5 дней срока окончания подачи заявок. Соответственно, участник может отозвать заявку или внести изменения и подать ее заново. При этом, если заказчик вносит изменения, то всех, кому была предоставлена документация, он должен оповестить в течение двух рабочих дней.

Если заказчик вносит изменения и при этом остается меньше 10 дней до окончания подачи заявок, он должен перенести срок. Если остается меньше 5 дней до окончания подачи заявок, то вносить изменения нельзя в принципе.

– В случае форс-мажора заказчик может отменить закупку, но не позднее чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок.

На этапе подачи заявок важно отслеживать, что происходит с закупкой, вносятся ли изменения.

Отстранение участника закупки по 44-ФЗ

Юрий Майский, ведущий консультант по электронным торгам СКБ Контур, рассказывает, в каких случаях происходит отсев участников и как оцениваются заявки:

Более подробно о том, как подавать заявку на участие в государственных тендерах, Юрий Майский рассказывает в вебинаре «Учимся подавать заявку на участие в государственных тендерах»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Конкурс в электронной форме

Открытый конкурс в электронной форме – это закупка о проведении которой сообщается неограниченному кругу лиц, путем размещения в единой информационной системе извещения и конкурсной документации.

В 44-ФЗ проведение конкурса в электронной форме регламентируется статьями 54.1 – 54.7, 55.1, 56.1 и 57.1.

С 1 января 2019 года проводить открытые конкурсы можно только в электронной форме.

Извещение о проведении конкурса в электронной форме должно быть опубликовано не менее, чем за 15 рабочих дней до срока окончания подачи заявок. По сравнению с бумажной версией, срок меньше на 5 дней.

Документация по закупке публикуется в единой информационной системе и доступна все время до окончания срока приема заявок.

Конкурсная документация и запрос на разъяснение

Если у участников возникают какие-либо вопросы по конкурсной документации, они могут направить запрос на разъяснение положений оператору электронной площадки, но не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. Таких запросов каждый поставщик может подать не более 3-х.

Заказчик отвечает на такой запрос в течение 2-х рабочих дней.

Заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. При этом он должен продлить срок приема заявок таким образом, чтобы оставалось не менее 10 рабочих дней.

Важно: изменение объекта закупки и увеличение обеспечения заявки не допускается.

Заявка на открытый конкурс в электронной форме

Заявка на открытый конкурс состоит из двух частей и предложения о цене контракта, они направляются участником оператору электронной площадки в виде 3-х электронных документов.

Ч. 4 ст. 54.4 44-ФЗ регламентирует полный список информации, которая должна содержать первая часть заявки на открытый конкурс в электронной форме.

Также в первой части заявки запрещено указывать какую-либо информацию о поставщике и предлагаемой цене контракта.

Ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ устанавливает пакет документов, который должен предоставить участник во второй части заявки на открытый конкурс в электронной форме.

А именно вторая часть должна содержать:

наименование участника, адрес, номер контактного телефона, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;

копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

документы, подтверждающие соответствие единым требованиям ст. 31 44-ФЗ (декларация);

документы, подтверждающие право на получение преимуществ (например, как субъекты малого и среднего предпринимательства);

документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги национальному режиму ст. 14 44-ФЗ (в случае установления данного требования в документации);

документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).

Все части заявки подаются одновременно с помощью средств электронной торговой площадки. В течение одного часа после получения заявки ей присваивается идентификационный номер, а участнику направляется уведомление с указанием этого номера.

Срок рассмотрения заявок в электронном конкурсе

Рассмотрение первых частей заявки варьируется от цены контракта:

при НМЦК менее 1 млн руб – рассмотрение в течение 1 рабочего дня;

при НМЦК свыше 1 млн руб – не может превышать 5 рабочих дней.

Все участники открытого конкурса, допущенные к процедуре закупке вправе подать окончательное предложение по цене контракта.

Окончательные предложения подаются в день, указанный как дата проведения конкурса в электронной форме. Время на подачу ограничено – 3 часа. Участник может отказаться от этой процедуры, тогда окончательным будет считаться изначальное предложение.

Важно: подать окончательное предложение хуже изначального участник не может. Могут быть предложены только лучшие условия.

Читайте также:  В документации предусмотрено представление документов на бумажном носителе при проведении электронной закупки

После этого наступает этап рассмотрения вторых частей заявок:

при НМЦК менее 1 млн руб – рассмотрение в течение 1 рабочего дня;

при НМЦК свыше 1 млн руб – не более 3-х рабочих дней.

Исключения составляют закупки, объектом которых являются товары, выполнение работ либо оказание услуг в сфере науки, культуры или искусства. Вторые части таких заявок должны рассматриваться не более 5 рабочих дней.

Подготовка заявки на электронный конкурс

любой сложности от 1 рабочего дня

После рассмотрения вторых частей заявок, в ЕИС публикуется протокол. И в течение одного часа после его размещения, оператор направляет заказчику окончательные предложения.

Если по итогам рассмотрения вторых частей заявок они все были признаны не соответствующими требованиям документации или был допущен только один участник – открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.

После этого, в течение одного рабочего дня, конкурсная комиссия на основании всех протоколов присваивает порядковые номера допущенным заявкам, в порядке уменьшения выгодности предложения.

Победителем признается участник предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно установленным конкурсной документацией критериям.

Заключение контракта в электронном конкурсе

Заключение контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме происходит на электронной площадке.

В течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов, заказчик должен в единой информационной системе разместить проект контракта.

Победителю дается 5 дней на его подписание (считается с даты публикации проекта контракта в ЕИС) или для направления протокола разногласий, в случае, если имеются замечания.

Рассмотрение протокола разногласий осуществляется в течение 3-х рабочих дней с даты его подачи.

В случае подачи протокола разногласий, подписать контракт победителю необходимо в течение 3-х рабочих дней с даты размещения доработанного контракта или документа с причинами отказа.

Сроки заключения контракта по результатам конкурса

Заключение контракта проходит не ранее, чем через 10 дней с размещения протокола подведения итогов и не позднее 20 дней.

Контракт считается заключенным с момента подписания обеими сторонами. Для получения банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, воспользуйтесь нашим онлайн-калькулятором. Вы можете рассчитать стоимость в ведущих банках и заказать БГ всего за пару минут:

Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Скачать типовую документацию для открытого конкурса в электронной форме от 18.11.2019
Скачать типовую заявку на участие в конкурсе в электронной форме
Скачать шаблоны государственных контрактов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг
Скачать образец протокола рассмотрения первых частей
Скачать образец протокола рассмотрения вторых частей
Скачать образец протокола подведения итогов

Краткая инструкция по проведению электронного конкурса

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

Шаг 1. Готовим извещение и документацию

В ст. 54.1-54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в документации о конкурсе.

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов не провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Шаг 2. Определяем участников

В п. 1 ч. 3 ст. 54.2 44-ФЗ указано,что в извещении прописывают, где открытый конкурс в электронной форме проводится, — на одной из 8 электронных площадок:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе). Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Когда завершится период, отведенный на подачу заявок в конкурсе, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Этот протокол передают оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки такую документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников конкурса (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 закона о контрактной системе).

Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

Шаг 3. Рассматриваем первые части заявок

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Шаг 4. Рассматриваем вторые части заявок

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы по п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Шаг 5. Подводим итоги

Конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Шаг 6. Разъясняем результаты

После того как процедура завершена, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ).

Энциклопедия решений. Подача и прием заявок на участие в “бумажном” конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Подача и прием заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Нормы Закона N 44-ФЗ не устанавливают единых требований к определению периода подачи и к приему заявок на участие в различных видах конкурсов. Наиболее подробно описаны требования к подаче и приему заявок на участие в открытом конкурсе. Однако следует учесть, что проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса осуществляется в том же порядке, с учетом особенностей, установленных для данных видов конкурсов специальными нормами (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Также и проведение закрытых конкурсов (“простого”, с ограниченным участием, двухэтапного) осуществляется в том же порядке, что и аналогичные открытые конкурсы с учетом особенностей, вытекающих из закрытого характера таких конкурсов (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Преференции участникам закупок по 223-ФЗ

Соответственно, определение периода подачи заявок на участие в любом виде конкурса должно осуществляться исходя из одних и тех же принципов, определенных в нормах о подаче заявок на участие в открытом конкурсе, с учетом особенностей проведения каждого вида конкурса.

Начало периода подачи и, соответственно, приема заявок в законе прямо не указано. Однако представляется очевидным, что заявка может быть подготовлена только с учетом требований, установленных конкурсной документацией, в том числе требований к содержанию, форме и составу заявки (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). А ввиду установленного ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ запрета на предоставление конкурсной документации до размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении конкурса, ранее такого размещения подготовка заявок не представляется возможной.

Соответственно, началом периода подачи заявки должна считаться дата размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.

Это действительно для заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, первоначальных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, когда конкурсная документация размещается в ЕИС одновременно с извещением (ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Также это действительно и для соответствующих закрытых конкурсов, когда размещение извещения об их проведении и последующее предоставление конкурсной документации по запросам предусмотрено ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ. В тех случаях, когда согласно ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении закрытого конкурса не размещается, а заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, описанным в этой норме, и предоставляет таким лицам конкурсную документацию по их требованиям (ч. 5 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), период подачи заявок начинается с момента направления указанных приглашений.

Период подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном и закрытом двухэтапном конкурсах начинается с даты направления приглашений участникам этих конкурсов представить такие заявки (ч. 11 ст. 57, ч.ч. 14, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (при проведении открытого конкурса) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее – открытие доступа к заявкам) (ч. 10 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При этом ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ указывает, что открытие доступа к заявкам осуществляется конкурсной комиссией после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. А в силу ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ непосредственно перед открытием доступа к заявкам конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при этом, о возможности подачи или отзыва поданных заявок до конкурсов начала открытия доступа к заявкам. Это касается и окончательных заявок на участие в двухэтапном и закрытом двухэтапном конкурсах (ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Следовательно, фактически день открытия доступа к заявкам одновременно является окончанием срока, последним днем подачи заявок (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2866). Причем момент начала открытия доступа к заявкам и окончание срока подачи заявок должен определяться указанием не только на день, но и на точное время в течение этого дня (п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).

Дата и время открытия доступа к заявкам, и, соответственно, срок подачи заявок определяется извещением о проведении конкурса или приглашением принять участие в закрытом конкурсе (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), указывается в конкурсной документации (ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ) и составляет не менее:

– для подачи заявок на участие в открытых конкурсах – 20 дней (ч. 1 ст. 49, ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);

– для подачи заявок на участие в закрытом конкурсе, извещение о проведении которого размещается в ЕИС, – 30 дней (ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ);

– для подачи заявок, первоначальных заявок на участие в закрытом конкурсе, участникам которого направляются приглашения, – 20 дней (ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Последний срок может быть сокращен при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем (ч. 5 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

Во всех прочих случаях сокращение сроков подачи заявок влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 7.30 КоАП.

Каждый конверт с заявкой, каждая поданная в форме электронного документа заявка, поступившие в срок , указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок и обеспечивают рассмотрение содержания заявок только после открытия доступа к заявкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками, в том числе поданных в форме электронных документов заявок, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа к таким заявкам до момента начала соответствующей процедуры в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 11 ст. 51 этого Закона).

Конверт с заявкой, поступивший после истечения срока подачи заявок , не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок, не осуществляется (ч. 12 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Как правильно составить и подать заявку на участие в открытом конкурсе закупок согласно ст. 51 44-ФЗ?

Чтобы заключить контракт с бюджетным учреждением на поставку товаров или услуг, нужно участвовать в открытом конкурсе закупок. Допуск к такому конкурсу и вероятность победы во многом зависит от правильно составленной заявки на участие.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Содержание заявки определяется ст. 51 44-ФЗ и зависит от цели и условий конкретной закупки.

Правовое регулирование конкурса закупок

Под открытым конкурсом закупок понимается соревнование между потенциальными поставщиками товаров и услуг за право на заключение контракта с органами власти и бюджетными предприятиями.

Законодательное регулирование конкурса закупок осуществляется:

  • законом № 44-ФЗ;
  • Бюджетным кодексом РФ;
  • местными нормативными актами.

В п. 1 ст. 48 закона № 44 определено, что открытый конкурс предполагает наличие единых требований ко всем участникам и размещение таких требований в открытом доступе через площадки онлайн для закупок. Ст. 51 описывает правила составления и подачи заявки на конкурс, а ст. 44 – порядок внесения обеспечения заявки.

Бюджетный кодекс определяет правила госфинансирования закупок, а местные законы – требования к участникам конкретной закупки.

Процедура подачи заявки

Форма и порядок подачи заявки на конкурс определяется документами, утверждаемыми заказчиком (п. 1 ст. 51 44-ФЗ). В общем случае подача заявки осуществляется в следующем порядке:

  1. Потенциальный участник собирает сведения о проводимых конкурсах закупок.
  2. Проводится анализ конкурсных лотов и выбор подходящей закупки.
  3. Участник вносит денежное обеспечение.
  4. Подготавливаются документы, и подается заявка на участие в запечатанном конверте.
  5. Публикуются результаты конкурса и разъяснения по ним.
  6. В случае победы участник подписывает контракт с заказчиком.

На этапе выбора закупки участник оценивает возможности своей фирмы и квалификацию сотрудников на предмет соответствия условиям, которые определил заказчик.

Все участники закупки имеют право присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, проводить видео- и аудиозапись вскрытия конвертов, а также требовать разъяснения решения конкурсной комиссии о выборе победителя (ч. 13 ст. 53 закона № 44).

Важно учесть, что один и тот же исполнитель не может подавать более одной заявки на одну закупку (п. 7 ст. 51 44-ФЗ).

Необходимые документы

Вместе с заявкой участник закупки должен предоставить заказчику:

  • копии учредительных документов организации (для физических лиц – паспорт);
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия приказа руководства фирмы-участника о наделении представителя, подающего заявку, действовать от имени фирмы;
  • документы, подтверждающие соответствие исполнителя требованиям заказчика;
  • справка об отсутствии дела о банкротстве в отношении участника закупки;
  • справка об отсутствии задолженности по налогам;
  • справка об отсутствии судимости по арбитражным делам у руководителя и главного бухгалтера фирмы-участника;
  • документы, подтверждающие право на преимущество перед другими участниками;
  • справки, подтверждающие российское происхождение поставляемых заказчику товаров или услуг (при необходимости);
  • документ о внесении обеспечения заявки.

Дополнительно может быть представлен чертеж или эскиз товара или выполненной работы в видении исполнителя – например, изображение благоустроенной площадки или схема комплекса зданий.

Преимущество перед другими участниками имеют только организации инвалидов или государственные структуры, занятые в системе исполнения наказаний – для подтверждения нужно предъявить документы организаций.

Содержание заявки

Согласно ч. 2 ст. 51 закона № 44-ФЗ, в заявке на конкурс должна быть представлена следующая информация:

  • наименование и адрес организации-участника;
  • контактные данные и реквизиты;
  • предлагаемая участником цена исполнения всего заказа или единицы товара (услуги);
  • место изготовления товара;
  • предлагаемый срок выполнения заказа;
  • сведения о квалификации исполнителей и наличии лицензии;
  • сведения о наличии права на льготы;
  • сведения о внесении обеспечения;
  • данные об участии в конкурсе закупок ранее;
  • список прилагаемых документов.

Важно указать в тексте, что участник закупки соответствует требованиям, приведенным в ст. 31 закона № 44, то есть не имеет задолженностей по налогам и иным сборам, не внесен в список недобросовестных участников конкурса закупок и не осуждался по статье 19.28 КоАП, предусматривающей наказание для участников, уличенных в сговоре с государственными заказчиками.

Требования к обеспечению

Под обеспечением понимается внесение денежного залога, служащего гарантией того, что победивший участник конкурса не откажется от заключения контракта с заказчиком.

Обеспечение вносится до подачи заявки и возвращается проигравшим участникам конкурса через 5 суток после оглашения его результатов. Победителю залог возвращается только по факту подписания контракта.

Существует два вида обеспечения:

  • внесение денежного залога;
  • банковская гарантия.

Если конкурс проходит в электронном виде, то заказчики могут принимать обеспечение только в виде денежного залога до 30.06.2019, согласно ч. 52 ст. 112 закона № 44.

Сумма обеспечения указывается в описании закупки на портале ЕИС, размер суммы определяется заказчиком, но при цене контракта от 5 до 20 миллионов рублей сумма обеспечения может составлять 0,5-1% от такой цены, а для контрактов стоимостью более 20 миллионов рублей – 0,5-5%, согласно ч. 16 ст. 44 закона № 44.

Участие в открытых конкурсах госзакупок дает возможность заключить контракт с бюджетной организацией на прозрачных условиях. Для повышения шансов на победу в конкурсе заявка должна содержать максимально подробное описание порядка выполнения проекта и обоснование предложенной цены и сроков готовности всего заказа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию