Приемка результатов исполнения контракта (его этапа) в сфере закупок по 44 ФЗ

Приемка результатов исполнения контракта (его этапа) в сфере закупок по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Заказчик (муниципальное учреждение) осуществляет закупку товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 97 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Имеет ли право заказчик установить в контракте срок для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги – 50 дней с момента поставки товара, выполнения работ, оказания услуг? Имеются ли ограничения, установленные законом, иными нормативными правовыми актами, которыми определяются предельные сроки для приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, которыми необходимо руководствоваться при формировании проекта контракта, заключаемого в рамках Закона N 44-ФЗ? Будет ли нарушением указание срока для приемки – 50 (60, 70 и т.д.) дней?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сами по себе указанные в вопросе условия не противоречат законодательству. Однако в случае возникновения спора окончательная их оценка правоприменительным органом будет определяться конкретными обстоятельствами.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Сами положения Закона N 44-ФЗ сроков приемки не устанавливают и не ограничивают эти сроки какими-либо (минимальным или максимальным) пределами.
Законодательство РФ о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям сторон по контракту применимы правила гражданского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Гражданское законодательство также не устанавливает предельных сроков для осуществления покупателем (заказчиком) приемки исполненного по договору. Следовательно, в силу принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ) стороны свободны при согласовании соответствующего условия. Само по себе то обстоятельство, что контрактом предусмотрен пятидесятидневный (или более) срок приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не может рассматриваться как неправомерное.
Вместе с тем изложенное не исключает вероятности признания незаконными действий заказчика по включению соответствующего условия в проект контракта (документацию о закупке). Напомним, что любой участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика и положения документации о закупке (ч.ч. 1, 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в случае такого обжалования упомянутое в вопросе условие будет оцениваться правоприменительным органом в том числе с учетом гражданско-правовых принципов разумности и добросовестности (смотрите, в частности, ст. 10 ГК РФ). Однако оценить перспективу рассмотрения подобной жалобы контрольным органом в сфере закупок или судом в рамках этой консультации не представляется возможным. Правоприменительной практики, где бы рассматривались подобные вопросы, мы не обнаружили.
Как нам представляется, указанными выше принципами, равно как и принципами, на которых основано законодательство о контрактной системе, ограничивается возможность произвольного определения содержания тех или иных условий контракта без учета действительных потребностей заказчика, предмета обязательства и существа регулируемых отношений. Поэтому, на наш взгляд, предусмотренные проектом контракта сроки приемки должны определяться спецификой поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, их объемом и иными конкретными обстоятельствами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалева Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок приёмки результатов исполнения контрактов на поставку товара по 44-ФЗ

Приемка результатов исполнения контрактов – один из самых напряженных моментов в процессе закупки: поставщик рискует не оправдать ожидания заказчика и получить «отворот-поворот» со всеми вытекающими, а заказчик – получить совсем не то, что планировал и навлечь на свою голову огромное количество проблем и гнев вышестоящих.

Требования Закона № 44-ФЗ к порядку приемки

Закон о КС к приемке особых требований не предъявляет, указано лишь, что заказчик ВПРАВЕ:

  • создать приемочную комиссию, включающую не менее 5-ти человек;
  • если выявленные несоответствия не препятствует приемке и устранены поставщиком, не отказывать в приемке.

Упор в Законе о КС сделан на ОБЯЗАННОСТИ заказчика проведения экспертизы, которая является своеобразной проверкой соответствия поставленных товаров условиям контракта и является неотъемлемой частью приемки.

Проверить соответствие поставленных товаров условиям контракта (провести экспертизу), заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов.

Если говорить конкретно про поставку товара, то сторонняя экспертиза ОБЗЯЗАТЕЛЬНА при закупки у ЕП по основаниям, предусмотренным пунктами 10 (культурные ценности), 11 (закупка у УИС), 12 (товары для УИС), 13 (произведения литературы и искусства), 35 (закупки для развития инновационной инфраструктуры в системе образования), 37(изделия НХП) ч. 1 ст. 93 Закона о КС.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Этапы приемки

1. Формирование комиссии (не обязательный этап)

Если заказчик, принимает решение о создании приемочной комиссии, то в ее состав желательно включать компетентных, в области предмета контракта, сотрудников, а также представителей поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссия может быть единой или создаваться под каждую приемку.

Если приемка осуществляется без образования комиссии, то приемку осуществляет уполномоченный на это сотрудник (назначен приказом, обязанность прописана в должностной инструкции и т.п.).

2. Проверка наличия комплекта сопроводительных документов

Какие именно документы должны быть предоставлены поставщиком, заказчик указывает в контракте. Как правило, это: счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, технические и гарантийные паспорта, сертификаты, различные инструкции и т.п.

При установлении факта отсутствия сопроводительных документов на товары, комиссией (уполномоченным лицом) составляется акт рекламации с указанием отсутствующих документов и сроком их предоставления.

3. Приемка по количеству, ассортименту и комплектности

Проводится в день приемки по адресу поставки на основании сопроводительных документов (товарных накладных, УПД, актов и т.п.). Возможны два варианта развития событий:

  • количество, ассортимент и комплектность поставленного товара совпадает с установленным в контракте. В этом случае уполномоченный представитель заказчика подписывает сопроводительный документ, и приемка переходит на следующий этап.
  • количество, ассортимент и комплектность поставленного товара не совпадает с установленным в контракте. Данный факт фиксируется в Акте рекламации (претензии), который передается лично в руки представителю поставщика (подрядчика, исполнителя) или направляется в его адрес заказным письмом. Данный акт не унифицирован, разрабатывается в учреждении, либо носит свободный характер, но с обязательным указанием:
  • основания для предъявления претензии (в соответствии с контрактом Ваша компания обязалась поставить товар в количестве…);
  • сути претензии (низкое качество, недостаточное количество, дефекты…);
  • конкретных требований (предлагаем в трехдневный срок поставить, заменить, выполнить, оказать…).

3. Проверка результатов, предусмотренных контрактов, в части их соответствия условиям контракта (экспертиза).

Если экспертиза проводится собственными силами, то Заказчиком назначаются сотрудники, исполняющие функции и полномочия по проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Данные сотрудники должны обладать соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком товаров.

Для оценки соответствия может быть проведена выборочная (частичная) или сплошная проверка.

При сплошной проверке проверяется каждая единица товара. Для проведения выборочной проверки отбирается несколько экземпляров товара, с распространением результатов проверки на весь товар.

Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде заключения.

Многие заказчики разрабатывают собственные Регламенты проведения приемки и экспертизы, в которых предусматривают возможность оформлять результаты экспертизы путем подписания акта приема-передачи товара, товарной накладной и т.п.

Важно! Порок приемки является обязательным условием контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о КС).

Дата обновления: 15.04.2019

Автор статьи: Наталья Иванова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Что собой представляет исполнение контракта по законодательству о контрактной системе? Из каких стадий оно состоит?

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими сторонами своих обязательств. То есть исполнитель должен поставить товар, выполнить работу или оказать услугу по условиям контракта, а заказчик – принять и оплатить их. В процессе исполнения контракта стороны должны опираться на положения 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Что такое исполнение контракта

Условия, на которых предполагается исполнить государственный контракт, согласуется сторонами на этапе его подписания и фиксируется сторонами в тексте документа.

В текст государственного контракта в обязательном порядке включают следующие существенные условия:

  1. Цена контракта.
  2. Сроки его действия.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Предмет закупки, включая наименование и количество.
  5. Порядок оплаты выполненной работы или оказанной услуги.
  6. Ответственность поставщика (пени за просрочку и штрафы за недобросовестное исполнение).
  7. Ответственность заказчика.

44-ФЗ регламентирует не только содержание государственного контракта, но и порядок его реализации. Исполнение государственного контракта должно происходить с опорой на нормы ст. 94 44-ФЗ.

Из каких стадий состоит

Исполнение госконтракта состоит из определенных стадий и включает:

  1. Выполнение поставщиком или исполнителем своих обязательств перед государственным или муниципальным заказчиком.
  2. Взаимодействие сторон в процессе изменения государственного контракта или его расторжения.
  3. Приемка результатов по поставке товара, выполнению работ и услуг или их оплата.

Некоторые государственные контракты ввиду их долгосрочного характера реализуются поэтапно. В этом случае приемка и оплата заказчиком происходит по результатам каждого этапа.

В процессе исполнения государственного контракта заказчик и исполнитель берут на себя определенные обязательства. Заказчик должен делать все от него зависящее, чтобы контракт был реализован максимально эффективно. В частности, от него требуется своевременно передавать необходимые разрешения, производить приемочные работы и оплачивать отдельные этапы работ.

Исполнитель обязан своевременно исполнить свои обязательства по поставке товара или выполнению услуг и работ с должным уровнем качества (согласно условиям контракта).

Изменение контракта при исполнении

По общему правилу существенные условия контракта должны оставаться неизменными в процессе его исполнения. В ст. 95 44-ФЗ перечислен ограниченный спектр условий, при которых позволительно вносить изменения в контракт.

Например, сроки реализации государственного контракта допускается перенести при изменении условий предоставления бюджетных денег, при подписании контракта на период 6 месяцев и более. Изменения вносятся только в том случае, если возможность внесения правок допускается условиями контракта.

Цену допускается изменять в сторону понижения:

  • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении на 10% с пропорциональным изменением объема поставки;
  • при невозможности исполнить условия государственного контракта по указанной цене, так как она превышает лимит, определенный органами власти;
  • при изменении регулируемых тарифов и уменьшении размеров бюджетного финансирования.

Также цена пересматривается в некоторых частных закупках: например, при изменении перечня услуг для пациента, который проходит зарубежное лечение (по назначению врача).

Изменения в государственный контракт согласуются сторонами и прописываются в дополнительном соглашении.

Приемка

Важным этапом при исполнении контракта выступает приемка результатов работ. Заказчик прописывает порядок приемки в условиях государственного контракта. В процессе приемки заказчик проводит экспертизу как собственными силами, так и путем привлечения сторонних экспертных организаций.

При несоответствии результатов потребностям заказчика, условиям контракта или законодательным нормам заказчик должен оформить письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ. В этом документе заказчиком устанавливается достаточный временной промежуток для исправления допущенных недочетов. Если поставщик не сможет исправить выявленные недостатки, то заказчик вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке.

Оплата

В 2017 году сроки оплаты государственного контракта были пересмотрены.

Другие сроки для оплаты контракта могут быть также установлены в специальных законодательных нормах и по решению Правительства, если они нужны для обеспечения обороноспособности и безопасности.

В случае пропуска заказчиком установленных сроков для оплаты он должен будет заплатить, помимо задолженности по контракту, пени. Пени начинают начисляться со следующего рабочего дня.

Отказ от исполнения контракта

Отказ от исполнения государственного контракта допускается как по инициативе заказчика, так и по инициативе поставщика. Расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через подписание мирового соглашения.

Решение об отказе в исполнении договора в одностороннем порядке со стороны заказчика допускается:

  • если поставщиком не раз были сорваны сроки поставок;
  • если он отказался устранять нарушения или не исправил результаты работ в отведенные сроки;
  • если поставщик неоднократно передавал заказчику бракованную продукцию и пр.

Также заказчик обязан расторгнуть контракт в следующих случаях:

  • если поставщик предоставил недостоверные сведения о поставляемых товарах, работах и услугах;
  • если победитель закупки не соответствовал требованиям тендерной документации или задекларировал ложные сведения о себе;
  • если предметом контракта выступает произведенный и модернизированный продукт в рамках инвестиционного контракта, который был исполнен.
Читайте также:  Земли общего пользования в СНТ закон

Поставщик может обратиться в суд для расторжения контракта с заказчиком, если тот неоднократно срывал установленные сроки оплаты или неоднократно отказывался принимать работу без веских оснований и пр.

Срок исполнения контракта

Срок исполнения контракта – временной промежуток, в течение которого обязательства по контракту были исполнены поставщиком и заказчиком. Указанный временной интервал не всегда совпадает со сроками действия договора. Даже если сроки действия договора истекли, то это не снимает со сторон исполнить свои обязательства по госконтракту.

Срок исполнения контракта начинается со следующего дня после его подписания. Сроки завершения контракта прописываются заказчиком в тексте соглашения. Завершается исполнение контракта выполнением обязательств каждой стороной и оплатой контракта заказчиком (последним из событий). С этой даты контракт считается исполненным.

Иногда в контракте фиксируется срок поставки товара или результата оказания услуги и выполнения работы.

Штрафы за некачественное исполнение контракта

В Постановлении Правительства РФ от 2017 года №1042 предусмотрены санкции для поставщиков и заказчиков за некачественное исполнение контракта. Сумма штрафа зависит от цены контракта и рассчитывается в индивидуальном порядке:

  • при цене в пределах 3 млн р. – 10% от цены контракта;
  • при цене 3-50 млн р. – 5% от цены контракта;
  • при цене 50-100 млн р. – 1% от цены контракта;
  • при цене 100-500 млн р. – 0,5% от цены контракта;
  • 500 млн-1 млрд р. – 0,4% от цены контракта;
  • 1-2 млрд р. – 0,3% от цены контракта;
  • 2-5 млрд р. – 0,25% от цены контракта;
  • 5-10 млрд р. – 0,2% от цены контракта;
  • более 10 млрд р. – 0,1% от цены контракта.

При отсутствии у денежного обязательства стоимостного выражения размер штрафа составит:

  • 1000 р. при цене госконтракта в пределах 3 млн р.;
  • 5000 р. – при цене 3-50 млн р.;
  • 10000 р. – при цене 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Для заказчиков также установлены штрафные санкции в фиксированном размере:

  • 1000 р. при цене госконтракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. – от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Где и как отображается исполнение контракта в ЕИС

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ должен быть опубликован в ЕИС.

Отчет формируется с учетом Постановления Правительства №1093 от 2013 года. Согласно требованиям законодательства, отчетность формируется в электронном виде и подписывается ЭЦП. Отчет для ЕИС может быть трех типов:

  1. Об исполнении контракта. В данном случае подразумевается успешное исполнение контракта, поставка всех товаров, работ и услуг в отведенные сроки и перечисление оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении. Тогда сюда нужно включить данные о допущенных поставщиком нарушениях и санкциям, которые были на него наложены.
  3. Об изменении и расторжении контракта.

К отчету прилагаются документы о приемке результатов контракта.

После исполнения контракта сведения об этом включаются в реестр подписанных контрактов. Заказчику следует уложиться в трехдневные сроки. В реестре должна отображаться следующая информация:

  • наименование заказчика;
  • источник финансирования государственного контракта;
  • способ определения поставщика;
  • реквизиты итогового протокола;
  • дата подписания и номер контракта;
  • объект закупки;
  • цене контракта;
  • авансирование (при наличии);
  • данные о поставщике и сроках гарантийных обязательств;
  • копия подписанного контракта;
  • информация о договорах, подписанных с субподрядчиками из СМП и СОНКО;
  • сведения о расторжении контракта и пр.

Сведения в реестр направляются заказчиком посредством личного кабинета в ЕИС. За проверку поступившей информации и ведение реестра отвечает Казначейство.

Если контракт находится на стадии реализации, приемки или оплаты, то ему присваивается статус «Исполнение». Выполненная закупка получает статус «Завершено». Если контракт расторгается, то ему присваивается статус «Прекращено».

Требование об обеспечении

Для того чтобы снизить риски для заказчика, связанные с некачественным исполнением контракта, устанавливается обеспечение исполнения контракта. Если требование об обеспечении контракта установлено, то поставщик обязан внести обеспечение до подписания соглашения. В случае если поставщик не внесет обеспечение до срока подписания контракта, то он будет считаться уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

Начиная с января 2019 года, размер обеспечения исполнения контракта с ценой более 50 млн р. при проведении закупки через электронный аукцион устанавливается в размере 10-30% от максимальной цены. Указанная сумма не может быть меньше аванса, поэтому если авансирование превышает 30%, то обеспечение приравнивается к нему.

При проведении закупки среди представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ обеспечение определяется не на основе НМЦК, а по цене контракта. При этом обеспечение также должно быть не менее аванса.

Если в процессе закупки участником была предложена цена контракта на 25% менее НМЦК, то обеспечение вносится с учетом антидемпинговых мер. Так, при НМЦК до 15 млн р. участник закупки выбирает увеличить сумму обеспечения при исполнении госконтракта в 1,5% раза или предоставить сведения, которые подтверждают его добросовестность. Аванс при применении антидемпинговых мер не платят.

Для СМП и СОНКО предусмотрена дополнительная привилегия – средства им должны вернуть в течение 15 дней.

Способы обеспечения

В 44-ФЗ предусмотрены две формы обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде денежных средств, которые перечисляются по реквизитам, выданным поставщиком.
  2. В виде банковской гарантии с учетом срока по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Период действия гарантии должны превышать сроки по контракту минимум на месяц.

К банковской гарантии предъявляются особые требования: она должна быть выдана в одном из банков, который входит в реестр организаций, выдающих гарантии. Гарантия должна быть отзывной. За выдачу гарантии поставщик уплачивает определенную комиссию в банк.

Можно ли не вносить

На основании ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки может не вносить обеспечение в ограниченных случаях.

Также обеспечение не нужно в следующих частных случаях:

  • если участником торгов выступает казенная организация;
  • если закупаются услуги по кредитованию;
  • если закупаются услуги по выдаче банковской гарантии.

Возврат гарантии

После успешного исполнения контракта заказчику необходимо вернуть поставщику обеспечение, внесенное в денежной форме (банковская гарантия не подлежит возврату). В некоторых случаях заказчик может удержать гарантию или ее часть (при уменьшении гарантии на начисленную неустойку).

В ст. 96 44-ФЗ прописана возможность пересмотра размера обеспечения и возврата части обеспечения по результатам выполнения отдельного этапа. Для возврата части обеспечения поставщику необходимо направить в адрес заказчика заявление на возврат и указать в нем реквизиты для перевода.


Приемка результатов исполнения контракта

Автор: Шадрина Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.

Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

по изучению и оценке предмета экспертизы;

по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Осуществляем приемку

Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.

Приемочная комиссия

Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.

Читайте также:  Идентификатор при казначейском сопровождении контракта по 44-ФЗ

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).

Документальное оформление приемки

Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:

осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;

  • оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
  • Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.

    Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).

    В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:

    наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;

    цену за единицу;

    сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;

    иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.

    Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).

    Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.

    Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.

    Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

    Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

    Отказ в приемке

    В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

    Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

    Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

    Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

    Отдельные нюансы

    Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

    1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

    В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

    Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

    2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

    Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

    по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

    по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

    Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

    Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

    Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

    Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

    Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

    Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

    Как правильно принимать товары, работы и услуги по госконтракту: изменения с 2020 года

    Скачать бланк акта приема-передачи товара
    Скачать образец положения о приемке товара по 44-ФЗ
    Скачать бланк акта мотивированного отказа от приемки
    Скачать бланк акта приемки оказанных услуг
    Скачать образец акта оказанных услуг в word
    Скачать бланк акта приемки выполненных работ
    Скачать образец акта выполненных работ в word

    Последние изменения в правилах приемки по 44-ФЗ

    С 01.01.2020 в ЕИС реализован функционал по формированию и подписанию документов о приемке продукции в электронной форме. Казначейство и ФНС в письмах № 14-00-06/27476, № АС-4-15/26126@ от 18.12.2019 разъяснили, что документы о получении товаров, которые подписаны электронной подписью в ЕИС, равнозначны документам на бумажном носителе с собственноручной подписью. Для проведения электронного документооборота в ЕИС рекомендовали предусмотреть в проекте контракта такие условия:

    • возможность оформлять и обмениваться документами о получении продукции в электронной форме, которые подписаны электронной подписью в ЕИС;
    • предоставление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров, универсальных передаточных документов (счета-фактуры), в т. ч. корректировочных документов к ним.

    Функционал ЕИС, который позволяет формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, реализован в личном кабинете. Обе стороны должны взаимно договориться на обмен документами о получении продукции в электронной форме с использованием ЕИС. Для этого следуйте такой инструкции:

    1. Найдите в реестре контрактов необходимый контракт на этапе «Исполнение».
    2. Используйте пункт контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

    У поставщика в его личном кабинете отразится контракт с возможностью сформировать документы о передаче продукции в электронной форме.

    Если исполняется контракт, который заключен раньше 01.01.2020, использовать новые возможности можно, если условиями контракта в качестве первичного учетного документа прописан универсальный передаточный документ (счет-фактура). Главное, чтобы обе стороны согласились на обмен ими в электронной форме.

    Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения

    18.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Казначейства, который утверждает формы и порядок подтверждения поставки товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, направления информации о недостатках, которые выявили, и подтверждения их устранения в рамках централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета.

    В централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты заключения госконтракта определена точная дата поставки. Или не позже чем за 5 (пять) рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, который предусмотрен контрактом, путем направления уведомления, подписанного уполномоченным должностным лицом Казначейства.

    Если недостатков нет, то в централизованных закупках федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения подтверждают Казначейству не позже 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа выполнения работ), оказания услуг (отдельного этапа оказания услуг).

    Если недостатки выявили, то в централизованных закупках по истечении срока федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения направляют в Казначейство информацию не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их выявления.

    Казначейство уведомляет федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения об устранении недостатков по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг в централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их устранения путем направления уведомления, которое подписано уполномоченным должностным лицом Казначейства.

    Как принять товар: инструкция для заказчика

    В п. 1 ч. 13 ст. 34 указано, что порядок и срок приемки товара по 44-ФЗ — это обязательные условия контракта. Пропишите их, ориентируясь на технологическую сложность поставляемого, количество и другие параметры.

    Есть заказчики, которые разрабатывают и утверждают отдельное положение о приемке, в котором прописаны принципы и правила проведения приемки, формы необходимых актов и порядок создания приемочной комиссии. Проведите процедуру по правилам, которые предусмотрели в контракте. Вот пример инструкции для приемки товара:

    1. Подготовьте помещение для приемки, проезд и проход к нему.
    2. Отправьте представителя, который уполномочен принять товар, или приемочную комиссию.
    3. Получите продукцию в день, который установлен контрактом.
    4. Проверьте соответствие количества мест товара сведениям накладной и состояние упаковки.
    5. Подпишите товарную накладную, которая подтверждает получение определенного количества мест товара.
    6. Сохраните товар или результаты работ (услуг) при приемке.
    7. Пригласите поставщика или его представителей на осмотр и проверку товара или результатов работ (услуг) (при необходимости).
    8. Проверьте количество, качество, комплектность и другие характеристики в сроки, которые установлены контрактом.
    9. Проведите внутреннюю экспертизу поставленной продукции.
    10. Оформите акт о приемке или об отказе в приемке.

    Если в ходе приемки отказались от поставляемого товара или его части, обеспечьте сохранность такого товара, пока поставщик его не заберет (п. 1 ст. 514 ГК).

    Предпримите необходимые меры, чтобы обеспечить приемку товара (п. 1 ст. 513 ГК).

    Если в документацию включили требование об обеспечении гарантийных обязательств, то акт о приемке оформите после того, как поставщик предоставит такое обеспечение по 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

    Как составить акт приемки товаров, работ, услуг

    Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара, работ, услуг. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции, результатов услуг, работ. Принимает как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого комиссия минимум из 5 человек. В последнем случае акт выполненных работ по договору оказания услуг подписывает каждый участник.

    В итоге товарно-материальные ценности либо принимают, либо составляют мотивированный отказ, в котором указывают моменты, которые требуется исправить. Учитываются предложения, разработанные в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 № 44-ФЗ).

    Читайте также:  Контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

    В ч. 8 ст. 94 44-ФЗ указано, что заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта при выявлении несоответствия условиям контракта, если такие несоответствия не препятствуют приемке и устранены поставщиком.

    Строгой формы для этого акта 44-ФЗ не предполагает, поэтому его составляют в произвольном виде. Акт обязательно включает такую информацию:

    1. Список поставленной продукции.
    2. Стоимость товарно-материальных ценностей.
    3. Бумаги, которые составлены в результате внутренней экспертизы.
    4. Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
    5. Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
    6. Подписи заказчика или членов комиссии.

    Если нет этого акта, то должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 9 ст. 7.32 КоАП. Такое же взыскание ждет заказчика, если он не отправит поставщику мотивированный отказ.

    Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года

    Акт об оказании услуг

    г. Москва18 октября 2019 года

    Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1», далее именуемое «Заказчик», в лице главного врача Контрактного Петра Денисовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников № 1 от 2 февраля 2015 г. и в соответствии с Уставом, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем:

    1. В соответствии с государственным контрактом на оказание услуг № 54/19 от 19 июля 2019 года (далее — Контракт), Исполнитель оказал, а Заказчик принял следующие услуги: анализ продовольственного рынка г. Москвы.

    2. В соответствии с Контрактом, Исполнитель передал, а Заказчик принял отчет о результатах анализа рынка на 20 (двадцати) листах.

    3. В целях оказания услуг по Договору Исполнитель совершил следующие действия:

    • подготовил программу маркетингового исследования;
    • изучил и систематизировал данные о ценах;
    • подготовил отчет о результатах анализа рынка на 20 л.

    4. Услуги оказаны в срок с 22 июля по 18 октября 2019 года (включительно).

    5. Услуги оказаны на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

    6. Стороны взаимных претензий не имеют.

    7. Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

    Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1»

    Адрес: г. Киров, пер. Ягодный, д. 15

    Телефон: (8322) 456-43-21

    Электронная почта: info@gospital.ru

    ИНН 4345123450, КПП 434501001

    в ГРКЦ по г. Киров

    _______________ /Контрактный П.Д./

    Общество с ограниченной ответственностью «Сигма»

    Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

    Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы

    Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ? Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ? Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ? Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ? Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ?

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
    • Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
    • Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ
    • Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
    • Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

    Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере госзакупок, требует от заказчика обязательной приемки выполненных либо предоставленных в соответствии с госконтрактом работ, услуг или продукции. Для этого может быть создана приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ, о которой и поговорим в нашей статье.

    Важность этапа приемки товаров (работ) заключается в том, что именно на этом этапе проверяется соответствие услуги или товара условиям контракта. Мотивировка отказа от приемки работ определяет дальнейшую защиту интересов заказчика в случае возникновения спорных ситуаций.

    Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

    Цель создания приемочной комиссии заключается в том, чтобы принять результат выполненных подрядной организацией работ. Основные обязанности приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ заключаются в:

    • обеспечении приемки результатов выполненной работы вместе с управляющим или контрактной службой;
    • учете при приемке экспертной оценки либо самостоятельное проведении экспертизы.

    Члены приемочной комиссии должны определять, насколько полученные товары (работы, услуги) по своим характеристикам соответствуют требованиям контракта. Для комиссионных решений важны прозрачность и объективность.

    Приемочную комиссию заказчика, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, необходимо создавать независимо от типа закупок. Единственным исключением является закупка у единственного поставщика. Приемочная комиссия является коллегиальным органом, обязанности которого отличаются от обязанностей контрактной службы.

    Приемочные комиссии могут быть:

    • конкурсными, создаваемыми при проведении электронных и офлайн-конкурсов;
    • аукционными, которые создаются при проведении аукционов;
    • котировочными, используемыми во время электронных и офлайн-запросов котировок;
    • комиссиями, предназначенными для рассмотрения заявок, принимаемых в электронном и офлайн-форматах;
    • едиными приемочными комиссиями заказчика по 44-ФЗ.

    При проведении торгов без определенной спецификации заказчик создает единую приемочную комиссию. В случае закупки конкретной продукции/услуг (работ) заказчик привлекает экспертов, специализирующихся в требуемой сфере.

    Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ

    Законодательство предусматривает возможность, но не обязанность создания заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ. Будет ли приемка результатов исполнения госконтракта единоличной или коллегиальной, вправе определить сам госзаказчик.

    Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ должна состоять из 5 человек. Однако лучше, если их будет больше, например, 8. В таком случае, вынужденное отсутствие кого-либо из участников коллегиального органа не поставит под угрозу приемку результатов госконтракта.

    Однако в состав комиссии могут входить не все. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития № Д-28и-1063 от 26 апреля 2016 года, в него не могут входить должностные лица заказчика, которые принимают участие в экспертизе результатов. Важное значение имеет отсутствие конфликта интересов между входящими в состав комиссии лицами и сотрудниками поставщика.

    Помимо экспертов, закон запрещает принимать участие в комиссии следующим лицам:

    • имеющим личную заинтересованность в закупке;
    • другим участникам, подавшим заявки;
    • сотрудникам потенциальных участников торгов;
    • сторонним экспертам;
    • представителям контрольного органа;
    • родственникам руководителя заказчика.

    Создание и работа приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ не регулируется. Все нюансы, касающиеся функционирования коллегиального органа, прав и обязанностей его членов, порядка принятия ими решений, должны быть указаны в положении о комиссии – внутреннем нормативном акте заказчика, издаваемом одновременно с приказом о ее создании.

    Положение регламентирует работу коллегиального органа. В нем должны быть прописаны состав комиссии, Ф. И. О. председателя, полномочия и обязанности членов, среди которых:

    • ознакомление с документами поставщика;
    • голосование на заседаниях;
    • запрос дополнительной информации при необходимости;
    • принятие решений о соответствии либо несоответствии результата исполнения контракта предъявленным требованиям.

    Положение о приемочной комиссии вы можете скачать здесь.

    Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

    Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ требует выполнения определенных действий:

    • Уточнения ее вида, зависящего от способа определения исполнителя по госконтракту (аукционной, конкурсной, котировочной, единой комиссии, по запросу предложений). Срок ее действия устанавливает госзаказчик. Достаточно часто предприятие занимается проведением схожих закупок. Соответственно, оптимальным решением будет создание единого коллегиального органа, принимающего участие во всех тендерах.
    • Утверждение председателя и состава комиссии. В него должно входить от 3 до 5 членов, имеющих соответствующее образование и опыт в области контрактных закупок. Желательно, чтобы не менее половины членов составляли профильные специалисты.
    • Утверждение порядка работы. Сфера деятельности каждого члена будет зависеть от типа коллегиального органа.
    • Утверждение необходимой документации. Функционирование коллегиального органа будет правомерным после издания приказа о его создании. Приказ должен быть письменным, его содержание на законодательном уровне не утверждено, однако в нем должны быть прописаны требования к составу комиссии и правилам ее работы. Положение о работе комиссии не является обязательным документом, но в таком случае вся необходимая информация, касающаяся обязанностей членов и т. п., должна быть закреплена в приказе. Кроме того, он должен содержать следующие сведения:
    • о процедуре уведомления о месте, времени и дате проведения комиссии;
    • о регламенте заседаний;
    • о запрете на заочное голосование и передачу полномочий третьим лицам;
    • о правах, обязанностях и ответственности членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ;
    • об основаниях, при наступлении которых возможно изменение состава комиссии, ее отдельных членов, а также о сроках, в течение которых изменения должны быть проведены.

    В приказе могут быть отражены полномочия членов, чтобы в дальнейшем при проведении проверок соблюдения законодательства проверяющие были уверены в правомочности лиц, подписывающих акт приемки результатов по госконтракту.

    Форма приказа не регламентирована, однако он должен быть напечатан на бланке предприятия, скреплен печатью и необходимыми подписями.

    Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ

    До вступления в действие 44-ФЗ проведение экспертизы требовалось по всем государственным контрактам. Теперь закон позволяет обращаться к экспертам только при заключении контракта с единственным поставщиком, за исключением случаев, установленных законом (например, при закупке услуг экспертных организаций, заключении госконтракта на разработку проектной документации объектов капитального строительства и др.).

    Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ может как самостоятельно заниматься экспертизой, так и привлекать к приемке независимых экспертов. Во втором случае необходимо заключение договора с экспертной организацией, в котором должны быть прописаны функции, полномочия, права и обязанности экспертов, их ответственность, объем и сроки выполнения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (рекламации, акты приема-передачи и т. п.).

    Экспертиза проводится с целью установления соответствия полученной продукции, выполненных работ или оказанных услуг условиям госконтракта в части их объема и качества, а также соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТов и другой нормативной документации.

    В обязанности коллегиального органа входит:

    • обеспечение приемки результатов закупки вместе с контрактным управляющим, ответственным лицом или контрактной службой;
    • учет экспертной оценки результатов либо самостоятельное проведение экспертизы;
    • подготовка выводов, касающихся качества результатов исполнения контракта, его соответствия характеристикам, обозначенным к нормативной документации;
    • вынесение объективного и прозрачного решение относительно принятия заявки или приемки результатов работы;
    • затребование дополнительной документации при необходимости;
    • получение нужной информации о поставляемых товарах;
    • получение разъяснений от представителей подрядчика;
    • организация экспертизы, получение экспертных заключений и предложений.

    Надо уточнить, что право принятия решения о необходимости создания приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ принадлежит исключительно заказчику. Вся документация, касающаяся работы коллегиального органа, должна быть известна до момента размещения извещения о проведении закупки.

    Результаты могут проверяться сплошным методом (в отношении всех товаров) или выборочно (проверяется часть продукции, а экспертные выводы распространяют на всю продукцию).

    Экспертиза проводится на основании представленных подрядчиком накладных, счетов, сертификатов, актов и других документов, связанных с исполнением госконтракта. Оценка качества некоторой продукции (топливо, продукты питания, ремонт техники и т. д.) возможна во время ее эксплуатации. В таком случае в процессе экспертизы должно быть принято во внимание мнение конечных потребителей.

    Если у членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ в процессе приемки результатов работ нет единого мнения, необходимо составление протокола разногласий и предоставление подрядчику разумного срока, требуемого для устранения выявленных недостатков.

    Способ проведения экспертизы определяется заказчиком самостоятельно. Сторонние экспертные организации могут быть привлечены к оценке путем заключения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Заключение экспертов должно быть оформлено в письменном виде и подлежит учету в ходе приемки работ.

    В случае самостоятельного проведения экспертизы должна быть создана специальная экспертная комиссия, в состав которой должно входить пять и более членов. По результатам проведенной оценки должно быть составлено экспертное заключение с указанием перечня поставляемых товаров, претензий к их характеристикам (при наличии таковых).

    В состав экспертной комиссии в соответствии со статьей 41 закона 44-ФЗ не могут входить сотрудники заказчика или подрядчика (включая бывших работников), близкие родственники работников, контрактные управляющие.

    Для оформления результатов внутренней экспертизы может использоваться отдельный документ либо ее результаты могут быть включены в акт приемки выполненных подрядчиком работ.

    Составление акта по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

    Приемка работ по государственному контракту оформляется актом, подписываемым всеми членами коллегиального органа, а затем руководителем организации-заказчика.

    В акте приемки должны быть указаны сведения о наименовании, количестве продукции, стоимости за ее единицу, общей цене товаров, наличии либо отсутствии претензий к ее качеству, а также данные о выявленных недостатках.

    Форма акта утверждается заказчиком, в нем должны быть указаны данные:

    • о номере государственного контракта, работы по которому принимаются данным актом;
    • о названиях товаров или услуг (работ);
    • о соответствии результатов требованиям контракта;
    • о стоимости товаров согласно контракту;
    • о заключении комиссии экспертов (при ее наличии);
    • подписи всех членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ.

    Акт может составляться по унифицированной форме КС-14, а также по форме, разработанной заказчиком. Унифицированный формат не является обязательным, чаще всего его применяют при приемке строительных работ и услуг в данной сфере.

    При отказе от приемки результатов работ подрядчику должен быть направлен документ с перечислением выявленных недостатков, несоответствий требованиям контракта. Документ составляется в свободной форме, подписывается членами коллегиального органа, к нему должны быть приложены результаты экспертизы.

    При обнаружении недостатков и отступлений от технического задания, необходимо оформить подписанный заказчиком акт отказа от приемки работ, в который должны быть включены данные:

    • о номере государственного контракта;
    • о заказчике и подрядчике;
    • о выявленных нарушениях;
    • о предоставленном сроке для исправления недостатков;
    • о сумме неустойки.

    Акт приемки работ должен подписываться всеми членами приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ. Также возможно составление утверждаемого заказчиком письменного обоснования отказа от приемки.

    На практике можно столкнуться с вопросом о том, являются ли акт приемки и накладная взаимозаменяемыми документами. Право определения порядка оформления результатов приемки работ принадлежит заказчику, который может решить, что итоговым документом будет являться как акт, так и накладная.

    Приемка выполненных работ является обязательным этапом исполнения госконтракта. Она может осуществляться посредством специально созданной заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ, к задачам которой относятся организация приемки работ или услуг, а также поставленной продукции и при необходимости проведение экспертизы. Работе коллегиального органа предшествует издание приказа, а также положения, закрепляющего его обязанности. Результатом работы комиссии является составление акта выполненных работ в свободной форме.

    Найдите неточности или устаревшую информацию, напишите об этом в комментариях и получите скидку 5% на обучение в нашем центре.

    Ссылка на основную публикацию
    Заказчик:Исполнитель: