Применение МУП законодательства о закупках отдельными видами юрлиц по 44 ФЗ

Применение МУП законодательства о закупках отдельными видами юрлиц по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальное унитарное предприятие должно проводить закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Принимает участие в аукционах как поставщик. В п. 2 ч. 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ сказано, что можно осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Положение о закупках на предприятии не менялось с 2016 года. В размещенном в единой информационной системе (далее – ЕИС) положении о закупке отсутствует указание на возможность осуществления унитарным предприятием закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли разработать новое положение с изменениями на 2018 год, разместить его в ЕИС и осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ для исполнения контрактов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При описанных обстоятельствах в 2016 и 2017 годах унитарное предприятие обязано осуществлять все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Осуществление в текущем году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ может повлечь неблагоприятные последствия.

Обоснование позиции:
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия признаются заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона). Исключение составляют перечисленные в пунктах 1-3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки, которые при соблюдении предусмотренных этим Законом условий унитарные предприятия могут осуществлять в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке, которым руководствуется унитарное предприятие.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ для возможности в текущем году осуществлять в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в частности, указанные в вопросе закупки, до начала этого года унитарным предприятием должно быть принято и размещено в ЕИС положение о закупке, а также принято решение об осуществлении таких закупок в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ. При этом, как нам представляется, учитывая формулировку ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС положение о закупке должно прямо предусматривать возможность осуществления унитарным предприятием в соответствии с Законом N 223-ФЗ тех категорий закупок, которые поименованы в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Аналогичные по существу разъяснения приведены в письме Министерства экономического развития РФ от 26.04.2017 N Д28и-1853 (смотрите также материал: Вопрос: Вправе ли унитарное предприятие после 01.01.2017 осуществлять часть закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, если оно до 31.12.2016 не утвердило новое или не внесло изменения в действующее Положение о закупке? (журнал “Вестник Института госзакупок”, N 3, март 2017 г.)). Правоприменительной практики, где бы оценивалась правомерность осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ унитарным предприятием, в положении о закупках которого прямо не указаны закупки, перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Действия, которые должны были совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Применение 223-ФЗ вместо 44-ФЗ (или смешанная система)

МУП осуществляет пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам с регулируемыми тарифами (в соответствии с заключенным контрактом в Администрацией города). Из городского бюджета МУП выделяется субсидия на возмещение недополученных доходов при осуществлении муниципальных пассажирских перевозок. Помимо этого, МУП осуществляет коммерческие перевозки (не субсидируются). Может ли МУП осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ, если да, то в каком объеме?

Ответы юристов ( 5 )

  • 10,0 рейтинг
  • 7541 отзыв эксперт

Может ли МУП осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ, если да, то в каком объеме?

Андрей, добрый день! Согласно ч. 2.1. ст. 15 44-ФЗ

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

таким образом, МУП при условии размещения в единой системе закупок ДО начала очередного года положения о закупках вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счет средств, полученных не из бюджета. В остальной части закупки МУП должен осуществлять в рамках 44-ФЗ

Новым законом установлено, что все ГУП и МУП вправе осуществлять закупки по правилам 223 ФЗ уже с 29 июня.

условие — разместить положение о закупках на базе единой информационной системы (ЕИС).

Но не все закупки у ГУП и МУП будут проходить по 223- ФЗ. Есть два исключения.

Это когда финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из федбюджета: для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности; на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.

Таким образом, ответ, да МУП может осуществлять закупки, но чтобы проводить их в текущем году з Закону № 223-ФЗ вам необходимо до 1 октября 2018 года изменить или утвердить положение о закупке и разместить его в ЕИС.

Согласно ч. 2 ст. 1 223-фз,

указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

ч. 3 ст. 2 Закона определяет, что

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона,

1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

То есть, при наличии положения о закупках, утвержденном руководителем Вашего предприятия и размещенной в ЕИС до начала текущего года, Вы вправе практически любую закупку осуществлять в рамках 223-фз. Исключения, установленные на этот счет, на приведенную Вами ситуацию не распространяются.

Унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

— государственное или муниципальное унитарное предприятие проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

— предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

— в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— унитарные предприятия, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, проводят закупки без использования субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ)

Для осуществления закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в 2018 г. ГУП и МУП вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.10.2018 (ч. 12 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается:

— руководителем унитарного предприятия, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Читайте также:  Протокол подведения итогов электронного аукциона с единственным участником

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

По какому закону о закупках обязан работать заказчик

По какому закону о закупках обязан работать заказчик? Чем отличается закон № 44-ФЗ от закона № 223-ФЗ? На что влияет источник финансирования закупки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ являются двумя специальными законами, посвящёнными регулированию закупок в России. Важно не запутаться в их соотношении в сферах действия каждого из них.

Начать нужно с того, что закупки в России могут проходить и вовсе без учета этих законов. Чисто коммерческая организация может проводить полноценную современную закупку, опираясь лишь на требования Гражданского кодекса и Закона «О защите конкуренции». И Закон № 223-ФЗ, и Закон «О контрактной системе» описывают лишь отдельные, частные случаи проведения закупок.

Наталья Патрунина, эксперт по регулируемым закупкам:

— Эти частные случаи касаются ситуаций, когда статус заказчика диктует повышенный государственный или общественный интерес к его закупкам. Например, специальное регулирование касается закупок органов государственной власти, компаний в госсобственности, субъектов естественных монополий и организаций коммунального хозяйства. Ключевое отличие их закупок заключается в том, что информация о таких закупках должна публиковаться в Единой информационной системе.

При этом заказчики, работающие по Закону «О контактной системе», ограничены в выборе способа закупки. В большинстве случаев они как и раньше выбирают открытый электронный аукцион. Кроме того, каждый шаг их закупочной работы описан в законе и подзаконных актах. Их работа ориентирована прежде всего на правильное заполнение форм отчётности о планировании, объявлении закупок, сборе заявок, выборе победителя, акта выполненных работ и т.п. Эффективность их работы сводится к правильно высчитанной разнице между начальной ценой и ценой контракта.

Дмитрий Казанцев:

— Закон № 223-ФЗ ориентирован на более сложные методы работы и позволяет уделять внимание не только экономии от закупки, но и качеству поставленной продукции. Отчётность заказчиков, работающих по этому Закону, облегчена, а инструменты закупочной работы заказчики могут определить для себя самостоятельно в корпоративном положении о закупках. При этом с них не снимается ни обязанность по соблюдению конкуренции, ни обязанность по проведению своих закупок в публичном режиме.

По Закону «О контрактной системе» работают

  1. Федеральные органы власти;
  2. Региональные органы власти;
  3. Органы местного самоуправления;
  4. Казённые учреждения;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Внебюджетные фонды;
  7. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  8. В 2017 году к субъектам этого Закона были отнесены также государственные и муниципальные предприятия. Однако ещё за несколько часов до наступления нового года наиболее важные федеральные государственные унитарные предприятия получили подарок: им разрешили проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ. В настоящее время возвращение унитарных предприятий в сферу действия Закона № 223-ФЗ продолжается.

По Закону № 223-ФЗ также работают:

  1. Государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании – их можно определить по официальному наименованию, в котором указана организационно-правовая форма.
  2. Естественные монополии – все они включены в реестр субъектов естественных монополий, который ведёт Антимонопольная служба России.
  3. Организации в государственной и муниципальной собственности – структура собственности видна, например, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
  4. Организации коммунального хозяйства. Если такая деятельность записана в качестве уставной, то они по умолчанию считаются субъектами Закона № 223-ФЗ. Если от такой деятельности в предыдущем году они получили менее 10% выручки, то они могут опубликовать соответствующий отчёт в Единой информационной системе. После этого до конца года такие организации могут проводить закупки без учёта требований Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.
  5. Автономные и бюджетные учреждения также являются субъектами Закона № 223-ФЗ. Их легко определить по организационно-правовой форме, отражённой в полном официальном названии. Однако бюджетные учреждения могут тратить по Закону № 223-ФЗ лишь самостоятельно заработанные средства и лишь при условии, что они опубликовали на год вперёд корпоративное положение о закупках.

Дмитрий Казанцев:

— На концептуальном уровне границей между двумя специальными законами служит источник финансирования закупок. Если деньги на закупки поступают заказчику из государственного или муниципального бюджета, то и тратить их он обязан по правилам Закона «О контрактной системе». Заработанные собственной коммерческой деятельностью деньги до изменений, связанных с ГУПами и МУПами, этот Закон не затрагивал. Однако если деятельность заказчика имеет особое социальное значение и затрагивает обеспечение инфраструктуры для неопределённого круга лиц, то даже самостоятельно заработанные деньги заказчик должен тратить в публичном режиме по правилам Закона № 223-ФЗ.

Наталья Патрунина:

— Большинство заказчиков, знакомых с обоими законами, стремится работать по Закону № 223-ФЗ. Однако даже у субъектов этого Закона есть легальная возможность при желании работать и по правилам контрактной системы. Для этого достаточно просто не публиковать корпоративное положение о закупках в Единой информационной системе. Если положение не опубликовано, то заказчик обязан работать по Закону № 44-ФЗ, который фактически и будет заменять ему положение о закупках. Кроме того, если субъект Закона № 223-ФЗ, обязанный оказывать поддержку малому бизнесу, не оказал в прошлом году такую поддержку или неправильно о ней отчитался, то 11 месяцев этого года он обязан проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Приказ о проведении закупки по 44-ФЗ

С даты перехода одного закона на другой заказчик обязан выбирать поставщиков по правилам нового закона. Однако договоры, подписанные до этой даты, продолжают действовать и исполняться по старым правилам.

В любом случае важно помнить, что нормы Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ не смешиваются и не применяются по аналогии. В отдельных экзотических случаях возможно использование обоих законов в деятельности одной компании. Но никогда нормы двух законов не применяются одновременно при регулировании одной закупки.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ ст 1 (ред. от 02.08.2019)

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система);

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

1) куплей-продажей ценных бумаг, приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”;

4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ;

7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ” лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

10) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

11) открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Читайте также:  Обоснование цены контракта при закупке у единственного поставщика

12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;

15) осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством;

16) совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме).

5. Действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.

Практические решения сложных вопросов применения 44-ФЗ “О контрактной системе в РФ”. Закупки на основании №223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»

1. Нормативная правовая база контрактной системы в сфере закупок. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Применение Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и др.

2. Основные положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Предмет и сфера применения Закона № 44-ФЗ, цели осуществления закупок, основные понятия. Субъекты правоотношений. Участники контрактной системы в сфере закупок. Преференции при осуществлении закупок. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Прогнозирование и планирование закупок. Нормирование в сфере закупок.

3. Осуществление закупок. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Анализ конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор способа закупок. Совместные конкурсы и аукционы.

4. Особенности осуществления отдельных видов закупок. Особенности заключения энергосервисных контрактов. Особенности заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.

5. Антидемпинговые меры заказчиков при проведении конкурсов и аукционов, правила их применения.

6. Обеспечение заявок на участие в закупке и обеспечение исполнения контракта.

7. Эффективный контракт. Предмет контракта, особенности субъектного состава, обязательные условия. Типовые условия контрактов. Контрактная цена. Порядок установления начальной (максимальной) цены контракта :

• Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

• Меры ответственности: условия и порядок их применения.

• Приемка и экспертиза результатов исполнения контракта.

• Обеспечение исполнения контракта, особенности банковской гарантии, антидемпинговое обеспечение.

• Односторонний отказ от исполнения контракта: основания, процедура, проблемы практического применения.

8. Защита прав и законных интересов участников размещения заказа. Контроль в сфере закупок. Реестр недобросовестных поставщиков. Проверки деятельности заказчиков, контрактных служб заказчиков.

9. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки. Судебный и внесудебный порядок обжалования: основания выбора. Обзор практики рассмотрения жалоб на нарушения Закона № 44-ФЗ. Правовые последствия «аннулирования определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» и «признания торгов недействительными».

10. Последствия нарушения антимонопольных требований к торгам. Соотношение с понятием «картельный сговор» и «незаконные действия (бездействие), соглашения и согласованные действия органов власти».

11. Тренинг по защите прав и законных интересов участников закупок в антимонопольных органах. Анализ основных ошибок участников закупок при обжаловании действий организаторов закупки. Анализ сложившейся практики привлечения к административной ответственности организаторов закупки. Новые подходы Верховного Суда РФ к рассмотрению споров, связанных с размещением заказов. Сложные вопросы рассмотрения споров, вытекающих из исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

12. Основные ошибки и тенденции судебной практики, в частности, по категориям:

• включение в Реестр недобросовестных поставщиков и исключение из него;

• оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в отсутствие государственного контракта

• уступка права (требования) из контракта на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд;

• лотирование различных видов товаров, работ и услуг;

• утрата обеспечения исполнения контракта;

• обеспечение исполнения гарантийных обязательств по контракту и др.

13. Основные положения Федерального закона от 18 июля 2011 г . №223-ФЗ ” О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (с изменениями и дополнениями). Заказчик по 223-ФЗ. Сроки вступления в силу Закона и его отдельных положений для разного типа заказчиков. Особенности организации закупочной деятельности для разного типа заказчиков. Предмет и сфера применения Закона № 223-ФЗ, цели осуществления закупок, основные понятия. Субъекты правоотношений. Участники контрактной системы в сфере закупок. Преференции при осуществлении закупок. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Прогнозирование и планирование закупок. Нормирование в сфере закупок. Требования законодательства «О закупках отдельными видами юридических лиц». Изменения в ГК РФ № 42-ФЗ от 08.03.2015 г.

14. Хозяйствующие субъекты, закупочная деятельность которых может регламентироваться в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 . Государственные корпорации и госкомпании; субъекты естественных монополий; организации в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации отходов; ГУПы, МУПы, автономные учреждения, и др. хозяйственные общества. Условия, при которых организации являются/не являются субъектами применения 223-ФЗ.

15. Виды закупок в соответствие с 233-ФЗ. Проведение торгов (конкурсов и аукционов). Публичные торги. Порядок проведения открытого (закрытого) конкурса; запрос котировок цен; запрос предложений; конкурсные процедуры с предквалификационным отбором, конкурентные переговоры, многоэтапные конкурсные процедуры. Закупки на электронные площадках. Прямые закупки у единственного исполнителя.

16. Прогнозирование и планирование закупок. Формирование Плана закупок и внесение в него изменений, в соответствии с ‪ постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г . N 932 “Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана”. Требования по составлению и опубликованию Плана закупки: форматы размещения, внесение изменений, сроки и порядок корректировки. Нюансы формирования Плана закупок при отсутствии четко определенного объема, стоимости, сроков закупки; Порядок размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru . Какой объем информации должно содержать извещение о проведении процедуры. Обязательно ли указывать цену и объем?

17. Подготовка типовой документации о закупочной деятельности . Регламент закупок; типовые положения в соответствие с отраслевой спецификой; план закупок; закупочная комиссия; техническое задание, типовые требования к участникам закупок; обоснование цены контракта.

18. Практика формирования положения о закупке товаров, работ, услуг (принципы и основные положения). Структура Положения; Оформление и утверждение Положения о закупках; Обязательные требования к Положению о закупках; Порядок корректировки Положения о закупках.

19. Отчетность, предусмотренная 223-ФЗ. Постановление Правительства РФ № 1132 от 31 октября 2014 г . «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок». Порядок размещения ежемесячной отчетности в ЕИС. Информация и документы, вносимые заказчиками в реестр договоров. Сведения подлежащие/не подлежащие размещению в реестре. Порядок предоставления отчетности в службу статистики. Порядок публикации отчетности о выручке организации в ЕИС.

20. Эффективная договорная работа: Порядок заключения и исполнения договоров (формы договоров с протоколом разногласий и без него; возможность расторжения и изменения договоров). Разработка условий договора, защищающих заказчика от недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков. Новые договорные конструкции.

21. Информационное обеспечение закупки. Использования официального сайта для осуществления закупок в соответствии с 223-ФЗ.

22. Антидемпинговые меры заказчиков при проведении конкурсов и аукционов, правила их применения.

23. Ответственность за неприменение Закона № 223. Обжалование действий Заказчика участниками закупочных процедур. Роль ФАС в контроле корпоративных Закупок

24. Федеральная контрактная система: перспектива развития системы в 2017 г . Новые проекты Постановлений, предлагаемых к принятию Министерством экономического развития.

25. Практика проведения закупок на электронные площадках . Обзор действующих электронных торговых и федеральных площадок. Деловая игра на ЭТП: Опыт проведения электронных торгов от заполнения Информационной карты до подписания договора между Заказчиком и Участником торгов.

Ссылка на основную публикацию