Применение наименований «контракт» или «договор» при осуществлении закупок

Применение наименований «контракт» или «договор» при осуществлении закупок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Контракт или договор заключается по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”? В каких случаях заключается контракт, а в каких – договор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Наименование документа, подписанного между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не регламентирует вопрос о том, как должен называться гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам таких закупок. Гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам соответствующих закупок, во всех случаях именуется в Законе N 223-ФЗ “договором”. Термин “контракт” упоминается в Законе N 223-ФЗ применительно к случаям исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), по которым бюджетное учреждение или унитарное предприятие являются исполнителями (пп. “б” п. 4 и пп. “б” п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Однако изложенное не означает, что договоры, заключаемые заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не могут именоваться “контрактами” или, например, “соглашениями”. Законодательство не предусматривает специальных требований к наименованию таких договоров, равно как и каких-либо последствий использования произвольного (“контракт”, “договор”, “соглашение” и т.п.) наименования документа, подписываемого по результатам закупки. Напомним также, что согласно положениям ГК РФ (которыми в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг) значение при толковании договора (в том числе в целях квалификации отношений между сторонами) имеет прежде всего его содержание. Наименование же заключенного между сторонами соглашения по существу не имеет юридического значения (смотрите ст. 431 ГК РФ, а также, например, постановление Четвертого ААС от 12.03.2019 N 04АП-7557/18, постановление АС Центрального округа от 25.01.2017 N Ф10-5492/16 по делу N А68-10978/2015, постановление Семнадцатого ААС от 17.08.2017 N 17АП-9571/17).
Таким образом, то обстоятельство, как поименован документ (“контракт”, “договор”, “соглашение” и т.п.), подписанный между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Контракт и договор как документы, описывающие соглашение сторон по федеральному закону №44-ФЗ

Осуществление государственных и муниципальных закупок невозможно без заключения специального соглашения, которое будет регламентировать действия обеих сторон при удовлетворении нужд заказчика в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие контракта и договора

Вопросы заключения контракта или договора для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время регулируются не только положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, но также и положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». На основании данных нормативных актов можно сформулировать определения, которые дадут представление о том, когда может использоваться понятие контракта, а когда – понятие договора.

Гражданский кодекс говорит о том, что договор – это специального рода соглашение, которое может носить характер двустороннего или многостороннего. Данный документ подписывается для того, чтобы отразить все аспекты исполнения обязательств между сторонами по такому соглашению. На основании данного документа в соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора, как специального соглашения, происходит с целью определения тех правил, в соответствии с которыми происходит возникновение взаимных обязательств между сторонами, прекращение или изменение таких обязательств.

На основании Главы 30 Гражданского кодекса контракт определяется, как такое же соглашение, в некоторых случаях имеющее многосторонний характер, но заключаемое для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При этом, если опираться на статью 1 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно сделать вывод о том, что правомерно использование одновременно терминов «контракт» и «договор». Так, сам указанный федеральный нормативный акт не делает разграничений между данными определениями гражданско-правового соглашения, так как в тексте пункта 3 части 1 указанной выше статьи говорится о том, что данный закон осуществляет регулирование вопросов, связанных с заключением договоров гражданско-правового типа, по которым происходит закупка товаров, работ или услуг, если такие закупки направлены на удовлетворение нужд государственного или муниципального заказчика. Однако далее по тексту данного нормативного акта будет использоваться обобщенный термин «контракт», определенный в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом сложившаяся практика применения данного закона говорит о том, что нередко контрагенты заказчиков (особенно это характерно для компаний, представляющих субъекты естественных монополий) используют в определении заключаемого соглашения понятие «договор» (это обусловлено внутренними локальными актами, в том числе внутренними Положениями о закупочной деятельности, например, в случае участия в качестве исполнителя по тому или иному договору или контракту, если такими Положениями не предусмотрено использование термина «контракт»).

Читайте также:  Как зарегистрироваться в ЕИС участнику закупок по Закону N 44-ФЗ

Сходства и различия

На основании вышесказанного относительно контрактов и договоров можно сделать вывод о том, что и контракт, и договор являются такими видами соглашений, которые достаточно сложно различать. Именно по этой причине с целью определения имеющихся сходств и различий между двумя такими правовыми актами следует обращаться к нормативной базе их существования.

Если говорить о договоре, то данный документ может также распространить свое действие и на те договоренности, которые ранее были достигнуты в устной форме. Однако такое распространение в сфере государственных и муниципальных закупок является недопустимым, так как все соглашения для удовлетворения государственных и муниципальных нужд могут быть заключены только по итогам предусмотренных законом процедур.

Если говорить об отличительных сторонах контракта, как соглашения, характерного, в первую очередь, для осуществления закупочной деятельности на основании использования положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то среди основных следует указать:

  • государственный или муниципальный заказчик выступает в качестве одной из сторон соглашения вне зависимости от того, идет ли речь о двустороннем или многостороннем соглашении;
  • еще на этапе подготовки такого соглашения стороны знают о том, в какие сроки данный документ должен быть подписан на основании положений указанного выше федерального нормативного акта. При этом для каждой из процедур срок подписания свой – от трех (для закупок малого объема и закупок у единственного поставщика) до двадцати дней (в случае с конкурсами). Для всех конкурентных закупок срок подписания определяется на основании даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок протокола об итогах проведенной закупочной процедуры (но не менее десяти дней с даты публикации такого протокола);
  • для государственного или муниципального контракта характерно более подробное описание условий в части установления мер ответственности для исполнителя за некачественное исполнение или неисполнение условий такого соглашения;
  • также указываются условия относительно невозможности увеличения цены контракта (допускается только снижение на основании специально заключаемого дополнительного соглашения);
  • для государственного или муниципального контракта характерна невозможность замены исполнителя (так как для таких контрактов данные об исполнителе являются существенным условием) за исключением случаев, когда такая замена связана с проводимой процедурой реорганизации, если заказчик был заранее уведомлен о такой реорганизации.

Случаи подписания контрактов и договоров

В 2014 году Минэкономразвития РФ издало рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, в соответствии с которыми все государственные и муниципальные заказчики должны выбрать наименование подписываемого с контрагентом документа на основании своей принадлежности к определенным категориям заказчиков:

  • если речь идет о бюджетных учреждениях, то такие организации, выступающие в качестве заказчиков, подписывают договоры (они являются прямым отражением гражданского законодательства и поэтому могут быть истолкованы, как гражданско-правовые);
  • муниципальные образования, как самостоятельный вид муниципального заказчика, подписывают только муниципальные контракты (за исключением случаев, когда форма соглашения направляется заказчику контрагентом в связи с представлением последним субъектов естественных монополий);
  • органы государственной власти, различные внебюджетные фонды, а также казенные учреждения, которые относятся к категории государственных заказчиков, подписывают государственные контракты (за исключением случаев, аналогичных случаям с муниципальными заказчиками и субъектами естественных монополий).

Минэкономразвития говорит о том, что никакой разницы между контрактами и договорами с юридической точки зрения не имеется. Именно по этой причине заказчик имеет право выбирать самостоятельно, какой тип документа он подписывает.

Необходимо только отразить все ключевые вопросы, которые были указаны выше в качестве условий для функционирования таких соглашений.

Если же говорить о позиции суда, то он будет опираться не на наименование документа, положения которого могут оспариваться, а на то, что отражено в таком документе, в том числе на то, насколько полно описаны ключевые условия, перечень которых содержится в действующих федеральных нормативных актах.


Вопрос-ответ: Договор при контракте по 44-ФЗ до 100 тыс. рублей

При закупке по п. 4 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика до 100 тыс. руб. как называть договоры или контракты?

Ответ:

Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте Закона используется формулировка “контракт”. Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку “договор”, которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, в Письме от 30 сентября 2014 г. N Д28и-1889. Согласно данным разъяснениям, приведенным в Письме, “в соответствии со ст. 1 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают государственные контракты”.

Таким образом, на основании разъяснений, приведенных в Письме, можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения, приведенные в Письме, по сути подтверждают тот факт, что понятия “контракт” и “договор” являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Читайте также:  Возможна ли уступка права требования по госконтракту третьему лицу

Разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития России, также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица – гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Выводы

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правового института – соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;
  • действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями “договор” и “контракт”;
  • Закон о контрактной системе использует понятия “договор” и “контракт” как взаимозаменяемые, синонимы;
  • согласно разъяснениям, приведенным в Письме Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты;
  • форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК “Земля-СЕРВИС

Контракт и договор: в чем отличие?

    On 16.01.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи

Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.

Контракт или договор?

В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.

А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
  • в рамках закона 223-ФЗ — договор.

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:

  1. Наименование сторон.
  2. Название объекта закупки.
  3. Стоимость.
  4. Срок исполнения обязательства.
  5. Требования к качеству товара, работы или услуги.
  6. Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.

Что такое соглашение

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

О особенностях контракта по 44-ФЗ:

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Читайте также:  Как подать жалобу на нарушения 223 ФЗ в антимонопольный орган

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

“Договор” или “контракт”?

Как именовать договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ: “договор” или “контракт”? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.

Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее – контракт). То есть фактически понятие “контракт” для целей Закона N 44-ФЗ является синонимом понятия “гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ”.

Каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта (договора), именно “контрактом” или “договором”, Закон N 44-ФЗ не содержит.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые, соответственно, государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Однако из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть, с точки зрения права, имеет значение не наименование документа (“договор” или “контракт”) и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд – и к нему будут применяться нормы параграфа 5 “Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд” главы 37 “Подряд” Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 “Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд” главы 30 “Купля-продажа” Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор (“договором” или “контрактом”), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ.

Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, “договором” или “контрактом” не имеет юридического значения.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию