Применение законодательства о закупках по 44 ФЗ при возмещении стоимости услуг погребения

Вопрос недели: Является ли закупкой возмещение расходов, в том числе возмещение расходов за оказание услуг?

Вопрос: Является ли закупкой возмещение расходов, в том числе возмещение расходов за оказание услуг?

Сообщаю Вам следующее:

Возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды или в рамках отдельного контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ — Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257.

Возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов — Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2016 N ОГ-Д28-8113.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Госзаказчик вправе компенсировать балансодержателю расходы на оплату коммунальных услуг по 44-ФЗ

По мнению Минэкономразвития, это возможно, если заключен контракт с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Позиция ведомства неновая.

Данное положение Закона N 44-ФЗ касается ситуации, когда заказчик пользуется нежилым помещением или помещениями, переданными ему в безвозмездное пользование либо оперативное управление. При этом нежилыми помещениями в одном здании с заказчиком пользуются и другое лицо или лица, которым оказываются услуги по содержанию и ремонту нежилого помещения, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов.

В описанной ситуации заказчик вправе заключать контракт на оказание названных услуг с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Министерство считает, что по этой же норме заказчик на основании выставленного счета может компенсировать балансодержателю его расходы на оплату данных услуг.

Напомним, контракт по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Вносить сведения о нем в реестр контрактов не требуется.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3339

Возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды или в рамках отдельного контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

«Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», 2017, N 3

Вопрос: Государственное учреждение заключает договор на безвозмездное пользование нежилым помещением.

Вправе ли учреждение заключить договор на возмещение коммунальных услуг с балансодержателем данного помещения без проведения конкурсных процедур?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупки товара, работы или услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону N 147-ФЗ , а также услуг центрального депозитария.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

К услугам субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги по передаче электрической энергии, по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (ст. 4 Закона N 147-ФЗ). При этом Закон N 44-ФЗ не устанавливает требования к закупке указанных услуг только у субъектов естественных монополий.

Минэкономразвития в Письме от 06.12.2016 N ОГ-Д28-14584 разъясняет, что заказчик вправе возмещать затраты балансодержателю на закупку товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) субъектами естественных монополий, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в ситуации, когда заказчик:

— безвозмездно пользуется нежилыми помещениями (без договора аренды);

— не имеет возможности заключить контракт на оплату коммунальных услуг в соответствии с п. 23 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

К таким затратам относится в том числе оплата по существующим тарифам расходов за потребленные услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению.

отдела правоприменительной практики

и методологии Управления контроля

размещения государственного заказа

Подписано в печать

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Четвертных Светлана Юрьевна

Применение законодательства о закупках по 44 ФЗ при возмещении стоимости услуг погребения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Каким пунктом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) можно руководствоваться заказчику – муниципальному унитарному предприятию при заключении договора на возмещение затрат на потребляемую электроэнергию, если контракт заключается с бюджетным учреждением (детский сад), цена контракта – свыше 100 тыс. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N Д28и-2356, от 08.09.2016 N Д28и-2470, от 15.07.2016 N Д28и-2521, от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 30.04.2014 N Д28и-734). В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 указывалось на возможность возмещения арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако в соответствии с указанным пунктом договор может быть заключен исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии, на что специалисты Минэкономразвития обратили внимание в письме от 23.01.2017 N ОГ-Д28-912.
Вместе с тем подход, предполагающий возможность заключения договора на возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеупомянутыми нормами, представляется нам необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому, если расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг не учтены в договоре аренды в качестве, например, переменной составляющей арендной платы, то оснований для заключения между арендатором и арендодателем отдельного контракта на возмещение таких расходов не имеется.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12). За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Читайте также:  Контракт на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей по 44 ФЗ - образец

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Постановление Правления ПФ РФ от 24.04.1996 N 48 “О мерах по реализации Федерального закона “О погребении и похоронном деле” (вместе с “Временным порядком возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и выплаты социального пособия на погребение”)

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 апреля 1996 г. N 48

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ”

Во исполнение Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” Пенсионный фонд Российской Федерации постановляет:

Утвердить согласованный с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации Временный порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и выплаты социального пособия на погребение.

от 24 апреля 1996 г. N 48

9 апреля 1996 г. N 5

ВОЗМЕЩЕНИЯ СТОИМОСТИ ГАРАНТИРОВАННОГО ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ

ПО ПОГРЕБЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает гарантии возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела и выплаты социального пособия на основании статей 9 и 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле”.

Далее именуется Федеральный закон от 12.01.96. Направлен региональным отделениям письмом ПФР от 27.02.96 N ЮЛ-0610/1243.

2. За счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению неработавших на день смерти пенсионеров, или выплачивается социальное пособие на погребение.

3. Гарантированный перечень услуг по погребению предусматривает:

– оформление документов, необходимых для погребения;

– предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения;

– перевозку тела (останков) умершего на кладбище (крематорий);

– погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

4. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.

5. Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению согласовывается региональными отделениями Пенсионного фонда с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имея в виду, что сумма возмещения этих услуг за счет средств Пенсионного фонда не должна превышать размера социального пособия на погребение, установленного статьей 10 Федерального закона от 12 января 1996 г.

6. Региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации заключают договоры о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12.01.96 возложено лицензирование услуг по погребению.

Положение о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.95 N 1272.

7. Возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению производится региональным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации, на территории которого получал пенсию неработавший на день смерти пенсионер. Возмещение расходов производится в десятидневный срок со дня получения от этой службы соответствующего счета, подлинной справки о смерти, копии заявления супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего при одновременном подтверждении спецслужбами подлинности представляемых документов.

В заявлении граждан, взявших на себя организацию похорон, указывается о том, что умерший не работал на день смерти.

8. В случае, если погребение осуществляется за счет средств граждан, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в десять раз.

9. В районах и местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированного перечня услуг по погребению не подлежат увеличению на районный коэффициент.

10. Основанием для выплаты социального пособия на погребение является подлинная справка о смерти, выданная органами загса.

Выплата социального пособия на погребение осуществляется органами, назначающими пенсии, в прежнем порядке.

11. Гражданам, воспользовавшимся на безвозмездной основе гарантированным перечнем услуг по погребению, перечисленным в пункте 3 Порядка, социальное пособие на погребение не выплачивается.

12. Право на получение социального пособия на погребение сохраняется, если обращение за ним последовало в течение шести месяцев со дня смерти. Размер пособия при этом определяется на день погребения независимо от даты обращения.

13. Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела в соответствии с настоящим Порядком производятся по случаям, наступившим после 1 марта 1996 года.

14. Расходы на выплату социального пособия на погребение и возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению предусматриваются региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в ежеквартальной заявке на право расходования средств для осуществления выплат, финансируемых Пенсионным фондом, по строкам 030, 080, 190, 204.

15. Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению отражаются по вновь введенной строке 190 Формы 2-МПФ, строке 190 Формы 2-ПФ “Расходы по гарантированному перечню услуг по погребению”.

Перечисленные средства относятся на дебет счета 220 и кредит счета 117. Возмещение расходов производится с единого счета 807 за счет страховых взносов.

16. Расходы на социальное пособие на погребение отражаются по строкам 030, 080, 170 Формы 2-А Управления социальной защиты населения и в 3 разделе Формы 2-ПФ.

Как затраты на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, которые не подпадают под действие закона № 44-ФЗ, отражаются арендатором при наличии договора на возмещение затрат?

Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд».

Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает. Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются. Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заклю­ченные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходу­емые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Поэтому такие суммы не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок.

Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ унитарным предприятием при заключении договоров займа

Как следует отразить сведения о возмещении арендатором (заказчиком) арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, если возмещение затрат осуществляется на основании договора?

План-график размещения заказов (план-график) на 2018 год формируется в соответствии с порядком, утвержден­ным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н с учетом особенно­стей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (осо­бенности).

Пунктом 4 особенностей предусмотрено, что план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого кон­курса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с огра­ниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аук­циона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя), а также способом определения поставщика (под­рядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, рабо­ты, услуги для обеспечения государственных или муници­пальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим феде­ральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчи­ка, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заклю­чения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчи­ком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из способов определения контрагента при осуществлении закупок (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Как верно отмечено в вопросе, арендатор (в том числе заказчик, обязанный руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ) возмещает арендодателю расходы на опла­ту коммунальных услуг и прочие затраты, связанные с содержанием имущества, не в качестве оплаты товара, рабо­ты или услуги. Такое возмещение является обязанностью арендодателя в силу требования закона (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Поэтому договор, предметом которого является возмещение арендатором арендодателю таких расходов, по существу, устанавливает лишь порядок расчета и уплаты соответству­ющих сумм. Внося арендодателю такие платежи, арендатор (заказчик) не приобретает какие-либо дополнительные по отношению к уже заключенному договору аренды товары (работы, услуги), то есть не осуществляет закупку, поэтому на договор, который определяет порядок возмещения упомянутых расходов, положения Закона № 44-ФЗ не распро­страняются.

Следовательно, в рамках отношений по возмещению арен­датором затрат на содержание арендуемого имущества арен­додатель не является единственным контрагентом, закупка у которого осуществляется на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или любой другой нормы этого закона.

Между тем, как следует из упомянутых выше порядка и особенностей, в план-график вносятся сведения именно о закупках товаров, работ и услуг.

Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.

Все запреты в госзакупках на 2020 год

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступают в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменяют правила применения запретов в закупках ряда импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если они:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планируется, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима».

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (44-ФЗ), при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный актПП РФ № 656 от 14.07.2014.
Когда применятьЗапрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.
Как применятьЗапрещено приобретать иностранные товары.
Что прикладывают к заявке на участиеЛюбой из документов:

  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный актПП № 791 от 11.08.2014.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участиеДекларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода по ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный актПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять
Как применятьЗапрещено приобретать иностранную продукцию.
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Нормативный актПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПАНельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

с 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

Применение законодательства о закупках по 44 ФЗ при возмещении стоимости услуг погребения

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) у казенных и бюджетных учреждений появилась необходимость пересмотреть в 2014 году привычные процессы хозяйственной жизни, в частности закупки через подотчетных лиц.

Министерства разъясняют

Совсем недавно вышло совместное письмо от 05.08.2014 Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 о позиции указанных министерств по некоторым вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ (далее – Совместное письмо).
Авторы Совместного письма разъяснили два случая закупок через подотчетных лиц: при направлении работников в командировку и при осуществлении заказчиком закупки через подотчетных лиц.

Направление работника в служебную командировку

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации касаются не только служебных командировок, но и исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается командировок, то, согласно положениям статьи 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или с ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:

Нормативный актПП № 239 от 07.03.2019.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие
расходы на проезд;
расходы на наем жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 ст. 168 ТК РФ). Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства РФ от 12.10.2013 № 916 “О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета”.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Читайте также:  Описание объекта закупки в документации о закупке лекарственных препаратов по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию