Привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности за включение в план-график закупок НМЦК по 44

Нарушения законодательства о закупках и меры ответственности

Автор: Шадрина Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Соблюдение норм законодательства о закупках контролируется ФАС, Росфиннадзором и Казначейством. Нарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых проверок и в результате рассмотрения жалоб. Названные контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а также обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными. Сегодня расскажем о некоторых нарушениях законодательства о закупках и обозначим меры ответственности за них.

Спортивные организации осуществляют закупки как в соответствии с Законом № 44-ФЗ, так и в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Штрафы за нарушения положений первого значительно выше, чем за нарушения второго. Да и составов нарушений по Закону № 44-ФЗ КоАП РФ установлено больше, чем по Закону № 223-ФЗ. Оно и понятно: последний не так жестко регламентирует закупочную деятельность, оставляя заказчику определенное «поле для маневра».

Рассмотреть нарушения по двум законам в рамках одной консультации проблематично, поэтому сегодня остановимся на Законе № 44-ФЗ.

Нарушения и административная ответственность

Административная ответственность установлена за нарушения на различных этапах закупки начиная с момента планирования.

Согласно ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при закупках используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа зависит от предмета, суммы и некоторых других условий закупки – см. Закон № 44-ФЗ.

Обратите внимание: открытый конкурс – приоритетный способ определения поставщика. Исключения составляют случаи, предусмотренные ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

Несоблюдение требований названного закона при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) чревато мерами административной ответственности. За это согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ должностное лицо спортивного учреждения может быть оштрафовано на 30 000 руб. Например, по жалобе участника была проведена проверка заказчика, в ходе которой выявилось, что последний неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, поскольку согласно извещению предметом закупки были товары, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Соответственно должностное лицо заказчика было оштрафовано (Решение ФАС РФ от 20.10.2016 по делу № К-1702/16).

К сведению: штраф в размере 50 000 руб. грозит за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, или нарушение порядка и сроков согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 2.1 КоАП РФ).

Если заказчик решил провести закупку у единственного поставщика, а закупка должна осуществляться путем конкурса или аукциона, должностное лицо учреждения может быть оштрафовано на 50 000 руб. по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Так, учреждение заключило контракт с единственным поставщиком согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. Контрактом преду­сматривались приобретение авиационных и железнодорожных билетов для проезда сотрудников к месту командировок и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, бронирование и доставка авиационных и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, чартерных рейсов, агентские услуги. Вместе с тем бронирование и агентские услуги не подпадают под действие п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, значит, закупка данных услуг должна осуществляться с применением конкурентных процедур (Решение ФАС РФ от 22.03.2017 по делу № П-25/17).

Нарушения при планировании

Как известно, планирование осуществляется путем составления плана закупок и плана-графика закупок. При этом такие планы нужно утвердить и разместить в ЕИС в установленные сроки.

Как показала практика, учреждения допускают немало ошибок при планировании закупок. Некоторые из них легко поправимы, а за некоторые придется расплачиваться штрафом.

Например, нарушением является включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих:

требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам;

Также нарушением будет включение в план-график начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Например, Свердловский областной суд в Решении от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017 признал административный штраф, наложенный на руководителя контрактной службы, законным. Такой вывод был сделан ввиду того, что заказчик включил в план-график пять заказов, по которым для обоснования НМЦК применил метод сопоставимых рыночных цен, используя ценовую информацию, полученную без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, чем нарушил ст. 22 Закона № 44-ФЗ. За данное нарушение ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Нарушение срока утверждения или размещения в ЕИС плана закупок, плана-графика закупок или вносимых в них изменений тоже не останется незамеченным: за это ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5 000 до 30 000 руб. Так, ФАС, проводя проверку заказчика, выявила, что он осуществлял закупку, которая не включена в план-график. Заказчик ссылался на технический сбой ЕИС, однако ФАС посчитала, что заказчик должен был заранее позаботиться о внесении изменений в план-график при необходимости совершить закупку. Поскольку на день размещения извещения в ЕИС план-график не был скорректирован, ФАС признала наличие нарушения ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ (Решение от 25.07.2017 по делу № К-936/17).

Дополнительно отметим, что в рассматриваемой ситуации ФАС могла бы квалифицировать осуществление закупки, которая не предусмотрена планом-графиком, по иному основанию – ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ. Тогда штраф для должностного лица составил бы 30 000 руб.

Обратите внимание: когда нарушены порядок или форма обоснования НМЦК, штраф составит 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Еще одним нарушением является несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ об общественном обсуждении закупок. Правила и случаи такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Они начали действовать с 01.01.2017. В тех спортивных учреждениях, где нарушается порядок и сроки общественного обсуждения либо его не проводят, должностные лица могут быть оштрафованы по ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ на 30 000 руб.

Напомним, что обязательное общественное обсуждение проводится в случае закупки при НМЦК более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – за исключением некоторых случаев, например, запроса котировок в целях ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Порядок осуществления закупок

Несмотря на то, что процедура закупок достаточно четко регламентирована – законом установлены не только сроки совершения тех или иных действий, но и их последовательность – нарушений допускается достаточно много.

1. Сроки размещения информации в ЕИС.

Здесь ответственность предусматривается как для должностных лиц заказчика, так и для самого учреждения. Причем размер штрафа зачастую зависит от того, на какое количество дней нарушен тот или иной срок. Для наглядности представим нарушения сроков и размеры штрафов в таблице.

Нарушение

Сроки

Норма

Размер штрафа

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством при проведении конкурса, аукциона

Не более чем на 2 рабочих дня

Должностные лица – 5 000 руб., учреждение – 15 000 руб.

Более чем на 2 рабочих дня

Часть 1.1 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб., учреждение – 100 000 руб.

Нарушение сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Не более чем на 1 рабочий день

Часть 1.2 ст. 7.30

Должностные лица – 3 000 руб., учреждение – 10 000 руб.

Более чем на 1 рабочий день

Часть 1.3 ст. 7.30

Должностные лица – 15 000 руб., учреждение – 50 000 руб.

Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика

Ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки

Часть 1.5 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб.

Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений и запроса котировок

Не более чем на 2 рабочих дня

Часть 13 ст. 7.30

Должностные лица – 3 000 руб.

Более чем на 2 рабочих дня

Часть 14 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб.

Нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки

Не более чем на 3 рабочих дня

Часть 1 ст. 7.31.1

Должностные лица – 5 000 руб., учреждение – 30 000 руб.

Более чем на 3 рабочих дня

Часть 2 ст. 7.31.1

Должностные лица – 15 000 руб., учреждение – 90 000 руб.

2. Формирование документации о закупке.

Здесь спектр нарушений достаточно широк. Наиболее часто заказчики:

не размещают документацию в полном объеме. Например, при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС (Решение ФАС РФ от 26.09.2017 по делу № К-1238/17). Неразмещение или размещение не в полном объеме грозит штрафом по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ – от 15 000 до 50 000 руб.;

не устанавливают порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации и порядок оценки заявок (Решение ФАС РФ от 15.08.2017 по делу № К-1049/17);

сроки подачи заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, установленные в конкурсной документации, не соответствуют срокам, указанным в извещении о проведении конкурса (Решение ФАС РФ от 10.08.2017 по делу № К-1033/17);

нарушают правила описания объекта закупки, например, включают требования в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов и прочей информации, влекущие ограничение количества участников (решения ФАС РФ от 07.08.2017 по делу № К-999/17, от 24.10.2017 по делу № К-1413/17).

К сведению: согласно ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ нарушение норм ст. 31 Закона № 44-ФЗ – несоблюдение правил описания объекта закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ или услуг, технологически не связанных между собой, – влечет наложение административного штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

3. Порядок рассмотрения заявок и определения победителя.

требуют предоставления документов, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ;

устанавливают ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке (например, ФАС в Решении от 07.09.2017 № ВП-465/17 признала нарушением установление в конкурсной документации требования о предварительном согласовании заказчиком проекта контракта страхования рисков);

отклоняют заявки на участие по основаниям, не предусмотренным Законом № 44-ФЗ;

допускают участников к участию в закупке в нарушение положений законодательства (Постановлением ФАС РФ от 21.04.2017 по делу № АК160-17 должностное лицо заказчика оштрафовано за то, что к участию в запросе котировок была допущена заявка участника, которая не содержала согласия исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, предложенная в заявке цена превышала НМЦК, указанную в извещении);

сокращают сроки подачи заявок;

признают победителем в нарушение требований Закона № 44-ФЗ. Так, по мнению Владимирского УФАС, котировочная комиссия неправомерно признала общество победителем запроса – его заявка не соответствовала форме, установленной извещением, а ценовое предложение было написано вручную с исправлением на отдельном листе (Решение от 03.07.2017 № Г 619-04/2017).

За любое из названных нарушений налагается административный штраф. Например, отклонение заявки на участие в запросе котировок или предложений по основаниям, не предусмотренным Законом № 44-ФЗ, чревато административным штрафом для должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ), а признание победителем в нарушение законодательства – 50 000 руб. (ч. 7 ст. 7.30).

4. Заключение, исполнение и расторжение контракта.

Как показывает практика, на данном этапе правила осуществления закупок тоже нарушаются. Например, Решением ФАС РФ от 28.09.2017 по делу № К-1256/17 жалоба участника о нарушении заказчиком порядка заключения контракта была признана обоснованной, поскольку в ЕИС отсутствовала информация о банковской гарантии на дату заключения контракта (банковская гарантия размещена 27 сентября, а сведения о заключении контракта размещены заказчиком 26 сентября).

Читайте также:  Составление, утверждение и размещение плана-графика закупок по 44-ФЗ

А Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 304-АД17-10881 оставлены в силе состоявшиеся ранее решения, которыми заказчик признан нарушившим Закон № 44-ФЗ, поскольку условиями аукционной документации и контракта было предусмотрено, что поставщик гарантировал цену за единицу товара, не превышающую предельную отпускную цену, определяемую в соответствии с Постановлением № 865, тогда как фактически контракт был заключен с превышением предельной отпускной цены.

Иногда заказчики, заключив контракт, изменяют его условия. Это правомерно, если такая возможность предусмотрена контрактом или изменения производятся согласно законодательству. Если же изменения внесены без достаточных оснований – штрафа не избежать. Причем размер штрафа уже посущественнее, он составляет для должностных лиц 20 000 руб., а для учреждения 200 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Так, заказчик заключил контракт на строительство объекта. В ходе его исполнения с подрядчиком было заключено дополнительное соглашение о строительстве еще одного объекта. ФАС в данных действиях установила нарушение, поскольку соглашением скорректирован перечень выполняемых работ, ранее не предусмотренных контрактом, а документов и сведений, обосновывающих заключение соглашения об изменении условий контракта, не выявлено. Ведомство передало документы для рассмотрения вопроса о привлечении заказчика к административной ответственности (Решение ФАС РФ от 28.08.2017 по делу № П-97/17).

Приемка товара, работы или услуги зачастую совершается с различными нарушениями. Заказчики «забывают» провести экспертизу товаров, работ, услуг или отдельного этапа исполнения контракта. В таком случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на 20 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ). А иногда заказчики:

не составляют документы о приемке товара, работы или услуги;

при отказе в приемке результатов исполнения контракта не направляют поставщику мотивированный отказ.

Такая «забывчивость» должностных лиц заказчика обернется для них аналогичным штрафом.

Нарушения и предписание

Не всегда нарушения положения законодательства о закупках чреваты административным наказанием: за некоторые не предусмотрена ответственность КоАП РФ, а за некоторые заказчики освобождаются от ответственности ввиду малозначительности недочета.

Обратите внимание: контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.

Если КоАП РФ за нарушение не предусмотрена ответственность, контрольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в ЕИС. Причем оно должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Если предписание не исполнить, ФАС вправе применить к учреждению или должностному лицу (в зависимости от того, кому было выдано предписание) меру административной ответственности по ч. 7 ст. 19.15 КоАП РФ: штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., для юридических лиц – 500 000 руб.

Нарушения законодательства о закупках совсем не редкость. Несмотря на достаточно четкую регламентацию закупочной деятельности, заказчики путаются в сроках и правилах составления документов и размещения информации. Полагаем, что контрактному управляющему или руководителю контрактной службы лучше лишний раз открыть Закон № 44-ФЗ и прочитать правила осуществления той или иной закупки, чем потом платить многотысячные штрафы. А руководителям учреждений, в свою очередь, рекомендуем периодически повышать квалификацию занимающихся закупками работников, чтобы те были в курсе последних изменений и нововведений.

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ

    On 13.10.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей. Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений. Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.
Читайте также:  Закупка у единственного поставщика услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по 44 ФЗ

Должен ли план закупок соответствовать лимитам бюджетных обязательств по нормам федерального законодательства о закупках 44-ФЗ?

Под лимитами бюджетных обязательств в системе государственных закупок понимаются денежные права заказчика на покупку необходимых товаров, работ и услуг на текущий год. Все бюджетные организации осуществляют закупочную деятельность в пределах установленных им лимитов.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Соответствие плана закупок лимитам

Заказ государственных и муниципальных услуг осуществляется на основании действующего плана закупок и плана-графика (с 2020 года – только на основании плана-графика). Плановая документация готовится строго с учетом предоставленных заказчику лимитов по бюджетным обязательствам на текущий год.

Учреждение-заказчик по 44-ФЗ не вправе планировать и проводить государственный заказ без утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Также государственной или муниципальной организации запрещено закупать товары, работы и услуги сверх лимитов. Таким образом, порядок действий заказчика следующий: сначала ему утверждают лимиты, а затем он приступает к планированию.

Об этом свидетельствуют положения законодательства о контрактной системе. На основании ранее действующей ч. 7 ст. 17 44-ФЗ план закупок на 2019 год разрабатывался в рамках формирования бюджета. На 2020 год, согласно изменениям по 71-ФЗ от 2019 года, заказчики по 44-ФЗ будут разрабатывать только планы-графики, план закупок упраздняется. Заказчик обязан согласовать и утвердить план-график в течение 10 дней после доведения лимитов распорядителем (на основании ч. 7 ст. 16 44-ФЗ).

По п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса все государственные и муниципальные контракты по результатам закупок в рамках 44-ФЗ включаются в планы-графики в пределах обязательств. Исключение составляют контракты на выполнение таких работ, производственный цикл по которым превышает период действия лимитов бюджетных обязательств по п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса.

При планировании и осуществлении государственного заказа и дальнейшего подписания госконтракта в обязанности заказчика входит проверка достаточности лимитов для оплаты по контракту.

Контрактный управляющий или специалист по закупкам должен прописать в документах по планированию общий объем финансового обеспечения, который выделен на закупки. Это положение законодательства также косвенно указывает на обязательное соответствие плана-графика закупок лимитам бюджетных обязательств.

Несоответствие плана-графика лимитам

Заказчик неукоснительно должен придерживаться правила, что совокупный объем по плану-графику закупок не должен превышать объем финансирования учреждения из бюджета. За нарушение указанного правила ему грозят проверки и штрафные санкции. Если заказчик произведет закупку без доведения до него лимитов или с превышением лимитов бюджетных обязательств, то должностному лицу грозит штраф 20-50 тыс. р. по ст. 15.15.10 КоАП.

Анализ лимитов бюджетных обязательств в закупках

В процессе закупок специалист заказчика обязан анализировать доведенные до его сведения лимиты. Каждый государственный и муниципальный заказчик выступает распорядителем бюджетных денег.

При размещении государственного заказа управляющий должен проанализировать выделенные ему лимиты, а перед публикацией сведений о закупке в ЕИС органы финансового контроля проверят ее на соответствие лимитам.

Если заказчик разместит закупку, которая не соответствует лимитам, то контролирующие инстанции не допустят этот заказ до публикации и вынесут заказчику предписание об устранении нарушений по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ.

Сегодня в контрактной системе осуществляется финансовый контроль на предмет соответствия данных из документов по планированию доведенных лимитов (по ст. 219 Бюджетного кодекса). Поэтому контрактным управляющим нужно быть максимально внимательными при анализе лимитов, чтобы их не привлекли к ответственности по нормам КоАП.

Для прохождения финансового контроля и размещения закупки в ЕИС необходимо проверить, были ли выделены денежные средства в достаточном объеме. С января 2017 года финансовые организации наделены полномочиями по контролю информации об объеме финансового обеспечения, утвержденного и доведенного до заказчика. Соответствие информации проверяется на основании плана-графика и плана закупок, закупочной документации, протоколов отбора поставщика, проекта контрактов, реестра контрактов.

Порядок проведения финансового контроля был утвержден Правительством в 2015 году в Постановлении №1367. Если контрактным управляющим или работником контрактной службы была размещена закупка в ЕИС с нарушением норм 44-ФЗ, то ему грозит штраф в размере 15 тыс. р. по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.

Что делать, если план-график закупок не соответствует лимитам

Если возникла ситуация, что план-график закупок не соответствует лимитам, то госзаказчики обязаны внести в него изменения. Такая ситуация может возникнуть по той причине, что государственным заказчикам в течение отчетного периода могут поменять лимиты.

Изменение лимита бюджетных обязательств возможно по следующим причинам:

  1. Уменьшился или увеличился объем финансирования.
  2. Образовалась внутренняя экономия в процессе закупочной деятельности.
  3. Образовалась экономия в рамках бюджетных ассигнований.

В случае изменения лимитов заказчик должен изменить план-график не позднее 10 дней до даты размещения в ЕИС извещения о заказе иди подписания контракта с единственным поставщиком по п. 8 Правил Постановления Правительства №553, п. 10 Правил Постановления Правительства №554 от 2015 года. Изменения предварительно подлежит направить на контроль.

Также заказчик обязан внести правки по результатам вынесенного в его адрес предписания от контролирующего органа по ст. 99 44-ФЗ.

Таким образом, специалист должен указать в документах по планированию совокупный объем финансового обеспечения на закупочную деятельность или лимиты бюджетных обязательств. План закупок должен строго соответствовать лимитам на основании п. 2 ст. 72, п. 3, 5 ст. 219 Бюджетного кодекса, ст. 16 44-ФЗ. За несоответствие указанному правилу должностному лицу грозит административная ответственность. Контролирующие инстанции оштрафуют должностное лицо на сумму 20-50 тыс. р., если выяснят, что закупка была проведена без учета доведенных лимитов. Заказчик не вправе планировать закупки без учета доведенных лимитов или приобретать товары, услуги, работы сверх лимитов по бюджетным обязательствам.


Является ли нарушением и если да, то как наказывается несоответствие вида расходов и индивидуального кода закупки указанным в плане и плане-графике, когда изменения в последние не внесены по техническим причинам?

Муниципальный заказчик осуществил новую закупку на основа­нии п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Код вида расхода, КБК и индивидуальный код закупки отличаются от указанных в плане закупок и плане-графике. Закупка осуществлена сверх годового объема закупок по указанному основанию, отраженному в пла­не-графике. Изменения не внесены по техническим причинам.

Является ли это нарушением? Какая ответственность установлена?

В ч. 1 ст. 21 Закона № 44-ФЗ сказано, что планы-графики являются основанием для осуществления закупок. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, вклю­ченной в планы-графики. С 1 января 2017 года закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осу­ществлены (ч. 11 ст. 21, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осущест­вляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Пунктом 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, предусмотрена необходимость внесения изменений в план- график закупок по каждому объекту закупки не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта, в случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размеще­ние извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Это касается и закупок, осущест­вляемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 93 данного закона).

Буквально из приведенных норм следует, что в случае внесения в план-график изменений, связанных с объектом закупки, которую планируется осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующий контракт может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней с даты внесения таких изменений.

Однако, на наш взгляд, соблюдение установленного ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ десятидневного срока применительно к закупкам, осуществляемым на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, целесообразно не во всех случаях, а лишь если в связи с осуществлением указанной закупки заказчиком будет превышен отраженный в плане-графике (до внесения в него изменений) годовой объем закупок по основанию, пред­усмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации осуществление новой закуп­ки по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, связано с увеличением годового объема таких закупок, указанного в плане-графике. Иными словами, до осуществления закупки заказчик должен был отразить в пла­не-графике изменения, из которых следовало бы, что закупка запланирована им. Причем заключить соответствующий кон­тракт заказчик мог не ранее чем через 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график. Таким образом, в данном случае заказчик нарушил требования Закона № 44-ФЗ.

Как нам представляется, изложенные обстоятельства свиде­тельствуют о наличии оснований для привлечения должност­ного лица заказчика к административной ответственности за нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, см. также письмо Министерства эконо­мического развития РФ от 14.03.2017 № Д28и-1207). Иных оснований для привлечения заказчика либо его должностных лиц к административной ответственности в приведенной ситуации мы не видим. Принципиально нельзя исключить, что упомянутые в вопросе обстоятельства (технический сбой) могут быть учтены при решении вопроса о привлечении долж­ностного лица заказчика к административной ответственно­сти как смягчающие ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (см., например, решение Управления Федеральной анти монопольной службы по Хабаровскому краю от 07.03.2017 № 36). Однако в рамках этой консультации вряд ли возмож­но оценить перспективу наступления неблагоприятных по- следствий в приведенной ситуации.

Курс-практикум

44-ФЗ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ

КАК УЧЕСТЬ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
И ВЫСТРОИТЬ РАБОТУ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ В 2020 г.?

11 – 12 февраля 2020 г., г. Санкт-Петербург

Как работать Заказчикам в 2020 г.?

В 2019 г. и 2020 г. вступают в силу очередные масштабные изменения в 44-ФЗ. Эти изменения существенно коснутся всех этапов закупок – от стадии планирования и процесса размещения закупки до формирования отчётов по контрактам.

Несоблюдение или незнание хотя бы одного из нововведений может привести к существенным последствиям – от отмены закупки или признания сделки недействительной, когда, ее исполнение необходимо в кратчайшие сроки, до штрафов, дисквалификации и уголовной ответственности должностных лиц.

Как учесть все изменения в своей работе в 2020 году?

На курсе рассмотрим максимально значимые нововведения по организации госзакупок:

  • ПЛАН-ГРАФИК на 2020-2022 гг.
  • НМЦК – как правильно рассчитать?
  • ГОСКОНТРАКТ – что обязательно нужно прописать?
  • ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА – что изменилось и на что теперь обращает внимание ФАС ?
  • СМП, СОНКО, НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ – новые обязательные требования к организации закупок, которые необходимо знать Заказчику.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Заказчика – новые нормы за нарушение 44-ФЗ: штрафы, дисквалификация, уголовная ответственность

Программа разработана специально ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ

госзаказа, поэтому вместо времени, выделенного на подробное описание работы Поставщиков, плюс к обучению Вы получите:

Приглашаем:

Руководителей и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бюджетных, казенных, автономных учреждений, унитарных предприятий, отвечающих за осуществление закупок, членов Комиссий заказчика, специалистов контрактных служб и контрактных управляющих.

ПРОГРАММА КУРСА

Основные темы:

1. Ключевые изменения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок

Посмотреть всю программу курса

1. Законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок
• Ключевые изменения в 44-ФЗ в 2019-20 гг.
• Сроки вступления изменений в 44-ФЗ: какие нормы законодательства уже вступили в силу в 2019 г., а какие начнут действовать с 2020 г.?
• Как они повлияют на деятельность контрактных служб и контрактных управляющих государственных и муниципальных закупок? Перспективы развития законодательства в 2020 г.

Читайте также:  Закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ

2. Новые правила планирования закупок.
• Отмена планов закупок.
• Новые требования к планам-графикам.
• Сроки их подготовки и формирования.
• Алгоритм действий заказчика при утверждении и размещении планов-графиков.
• Сокращение сроков внесения изменений в планы-графики.
• Обоснование закупок – изменения в подходе, особенности заполнения формы.
• Обязательные общественные обсуждения – как надо будет проводить с 01.01.2020 г.?
• Идентификационный код закупки – что с ним будет?
• Использование КРТУ (каталога товаров, работ, услуг) – обязательно или нет?
• Использование «Условной единицы» при составлении плана-графика.
• Подбор кодов ОКПД2 в сложных закупках.
• Новое: единый каталог цен в ЕИС.

3. НМЦК (Начальная (максимальная) цена контракта)
• Когда обосновывать и как?
• Изменения в расчёте НМЦК.
• Методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены
• Последствия неправильного выбора метода обоснования.
• Правила сбора информации о цене объекта закупки
• Что нужно обязательно описать в объекте закупки для запроса коммерческого предложения?
• Ответственность заказчика за выбор ненадежных поставщиков при запросе цен.
• Практика применения методических рекомендаций по расчету НМЦК
• Автоматизированные системы формирования НМЦК.
• Цена за единицу – инструмент качественного управления контрактом.

ПРАКТИКУМ: Выбор метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены. Примеры расчета НМЦК разными методами.

4. Выбор способа закупок по 44-ФЗ
• Анализ конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
• Условия и сроки отмены процедур
• Отбор операторов электронных площадок. Взаимодействие заказчика и ЭТП.
• Совместные конкурсы и аукционы.
• Особенности осуществления отдельных видов закупок.

5. Документация о закупке: структура, содержание
• Новые требования к описанию объекта закупки.
• Как сформировать лот?
• Реформа закупок «без объема».
• Закупки продукции с товарным знаком.
• Форма технического задания. Избыточные требования в ТЗ. Ошибки при разработке ТЗ. Практика ФАС. Типовая документация.
• Как обеспечиваются закупки? Что прописывается в документации. На что обратить внимание. Новые виды обеспечения. Использование Банковской гарантии.

ПРАКТИКУМ: Подготовка документации о закупке с учетом новых правил

6. Проведение закупок, работа комиссий по закупкам
• Изменение функционала ЕИС и ЭТП.
• Новое в работе комиссий по закупкам
• Новые сроки формирования извещения на проведение электронного аукциона
• Изменение ценовых порогов закупок, в т.ч. для проведения короткого аукциона
• Изменение шага аукциона
• Сокращение срока рассмотрения заявок
• Изменения правил подачи ценовых предложений, оформления протоколов
• Последствия признания процедуры определения поставщика несостоявшейся.
• Закупки малого объема. ЕАТ «Березка».

7. Закупки у единственного поставщика
• Риски осуществления закупок исключительно неконкурентным способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
• Действия заказчика при закупках у единственного поставщика (ЕП)
• Отмена извещения о закупке у ЕП.
• Изменение существенных условий контрактов с ЕП: какие корректировки теперь можно вносить?
• Другие ограничения и условия применения закупок у единственного поставщика.

8. СМП, СОНКО, Национальный режим.
• Преференции при осуществлении закупок у СМП и СОНКО, новое в законодательстве
• Национальный режим. Нововведения. Описание объекта закупки в ТЗ.
• Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
• Условия, при которых СМП и СОНКО имеют право не предоставлять обеспечение контракта
• Отчет о закупках у СМП и СОНКО – практические особенности подготовки. По каким правилам составлять? Какую форму использовать?
• Особенности электронных закупок у СМП.

9. Контракт: составление, заключение, изменение условий
• Типовые контракты: новые виды, изменения в разработке и утверждении.
• Обязательные и специальные условия в контракте.
• Новое в порядке заключения электронных контрактов
• Дополнительное соглашение – когда можно внести изменения и дополнения в контракт
• Расширение оснований для внесения изменений в контракт. Изменение существенных условий контрактов.
• Определение и описание размера штрафа, пени. Как учесть последние изменения?
• Изменения в условиях авансирования. Размер аванса в зависимости от условий закупки и источника финансирования.
• Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Как и что прописать в контракте. Новые требования.
• Как теперь поставщик может уменьшить или заменить обеспечение контракта во время его исполнения?
• Новое: автоматическое отслеживание сроков исполнения контрактов.

10. Приемка, штрафы, отчетность по контракту.
• Изменения в приёмке при исполнении контракта.
• Эксперты и экспертные заключения. Требования к оформлению результатов экспертизы
• Неустойки, пени и штрафы.
• Проверки соответствия поставленного товара, работ, услуг условиям контрактов: оформление приемок с нарушением договорных условий
• Недостатки, не препятствующие приемке результатов работ и использованию по назначению.
• Акты визуального (внешнего) осмотра и фотоотчеты как способы доказательства соответствия/несоответствия закупленных товаров, результатов выполненных работ условиям контрактов.
• Упрощение отчетности – отмена отчетов об исполнении контракта, этапа контракта.
• Изменения требований к размещению отчётности по закупке.

ПРАКТИКУМ: Расчет пени и штрафа при нарушении контракта об оказании услуг.

11. Расторжение контракта.
• Расторжение контракта в одностороннем порядке. Основания, последствия
• Когда можно заключать контракт со «вторым» участником?
• Нарушение сроков исполнения контракта не по вине исполнителя как отсутствие оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта
• Доказательства устранения нарушений исполнителем, послуживших причиной принятия решения о расторжении контракта
• Ответственность поставщика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.

ДЕЛОВАЯ ИГРА: Пути урегулирования конфликтов при исполнении контрактов.

12. Закупки в сфере строительства
• Обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ.
• Новые требования к заявкам участников при закупках на строительные работы.
• Сокращение сроков проведения закупки.
• Изменение в контрактах объемов, видов работ и сроков на строительные работы.

13. Закупки по Постановлению Правительства N 615
• Что относится к капитальному ремонту в соответствии с 615-ПП?
• Требования 44-ФЗ для закупок по 615-ПП
• Разница в проведении торгов по 44-ФЗ и 615-ПП
• Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности
• Закупка капремонта у единственного поставщика – когда возможно?

14. Новое в контроле и обжаловании, ответственность по 44-ФЗ.
• Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ: штрафы должностным лицам и самим заказчикам, дисквалификация должностных лиц, уголовная ответственность.
• Новые основания для внепланового контроля.
• Новое в обжаловании действий (бездействия) Заказчика.
• Контроль Заказчика на этапе планирования закупок и обоснования НМЦК.
• Картель участников электронного аукциона: признаки, доказательства, последствия.
• Уголовная ответственность за злоупотребление в сфере закупок и подкуп работников контрактных служб.
• Закупки малого объема и «искусственное дробление» закупки. Административная практика.
• Экспертные заключения при исполнении контракта: административная и уголовная ответственность экспертов, изменения в КоАП и УК РФ.

15. Практические рекомендации организаторам госзакупок. Ответы на вопросы. Разбор конкретных ситуаций.

Привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности за включение в план-график закупок НМЦК по 44

Дата документа15.04.2019
МеткиСтатья

ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Представляем вниманию обзор рисков нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок как для обеспечения государственных и муниципальных нужд учреждений, так и отдельными видами юридических лиц, выявляемых при проведении контрольных мероприятий государственного финансового контроля Счетной палаты РФ, ФАС России и Федерального казначейства, а также комплексных проверок контрольно-ревизионных департаментов главных распорядителей и учредителей учреждений в условиях постоянного изменения закупочного законодательства.
По итогам контрольных мероприятий за 2017 год объем нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц составил 2317 нарушений (годом ранее – 898 нарушений).

Уровни контроля закупок

Система государственного и муниципального контроля обеспечивается «по горизонтали» по уровням бюджета и исходя из контроля источника закупок за счет средств, выделенных из бюджета соответствующего уровня, а именно:

контрольные органы федерального уровня контролируют заказчиков федерального уровня и финансирование (софинансирование) закупок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
контролеры субъектовые и муниципальные – соответственно контролируют заказчиков регионального и муниципального уровня и финансирование (софинансирование) закупок за счет средств регионального или муниципального бюджетов.

К таким органам относятся ФАС, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финорганы, органы исполнительной власти субъектов, местные администрации. Полный перечень органов контроля приведен в ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Главные внутренние контролеры в Единой информационной системе ( ЕИС ) – органы казначейства и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.
При этом, например, Федеральное казначейство – орган, уполномоченный на осуществление контроля закупок следующих субъектов контроля:

государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ;
федеральные бюджетные учреждения, в том числе осуществляющие закупки от имени учреждения;
федеральные автономные учреждения, осуществляющие закупки от имени учреждения, и федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.

Правила казначейского контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Обратите внимание что с 1 апреля 2019 года вступила в силу новая редакция правил (основание: постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1618).

Классификация нарушений, выявленных в сфере закупок

Нарушаемые нормы российского закупочного законодательства, а также нарушения, выявленные при проверке соблюдения законодательства в сфере закупок, можно разделить на две группы:
1-я группа – нарушения при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
2-я группа – нарушения по закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Кроме постоянного изменения закупочного законодательства, связанного с его совершенствованием, только по состоянию на конец 2017 года отмечается наличие одной тысячи разъяснений Минэкономразвития, ФАС, Минфина России, а также принято 130 подзаконных актов (по данным аудиторского отчета Счетной палаты на площадке Московского финансового форума – 2018).
Предлагаем ознакомиться с типовыми нарушениями, которые указывались в актах контролирующих органов при проверках за 2017 год, но представляют актуальность и по сей день (с учетом изменений в законодательстве).

Типовые нарушения по Закону № 44-ФЗ

1. Отсутствие контрактной службы; отсутствие положения о контрактной службе при наличии контрактной службы, документов о профессиональном образовании в сфере закупок у контрактных управляющих или работников контрактной службы; несоответствие должностной инструкции контрактного управляющего требованиям типового положения (нарушение статьи 38 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»).
2. Отсутствие (не создана) комиссии по осуществлению закупок либо при фактическом наличии комиссии отсутствие документов, определяющих (регламентирующих) порядок ее работы (нарушение статьи 39 Закона № 44-ФЗ).
3. Не соблюдены требования к формированию, утверждению и ведению плана закупок товаров, работ, услуг (нарушение статей 13, 18, 19, 20, 22, 23 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).
4. Несоблюдение требований к обоснованию закупок и их обоснованности (нарушение статей 13, 18, 19, 22 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555).
5. Несоблюдение требований к нормированию в сфере закупок (нарушение статьи 19 Закона № 44-ФЗ, приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1528 «Об утверждении требований к закупаемым Министерством образования и науки Российской Федерации и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)»).
6. Несоблюдение требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (нарушение статьи 22 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию