Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта по 44 ФЗ

Энциклопедия решений. Последствия признания победителя электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта

Последствия признания победителя электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта

Согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель электронного аукциона (далее – аукцион) признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

– в сроки, предусмотренные ст. 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, или

– направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, предусмотренного ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, или

– не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Следует учитывать, что в силу ч. 16 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта победителем аукциона в установленные ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроки, он обязан уведомить заказчика о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств победитель аукциона обязан уведомить заказчика об этом не позднее дня, следующего за днем соответствующего события.

Внимание

Как указано в письме Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1228, если победителем аукциона пропущен срок, предусмотренный ст. 70 Закона N 44-ФЗ для направления заказчику подписанного проекта контракта, то заключить контракт с таким победителем уже нельзя. В такой ситуации заказчик обязан признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Уклонение победителя аукциона от заключения контракта является основанием для перечисления оператором электронной площадки денежных средств, внесенных победителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Однако если победитель аукциона, признанный уклонившимся от заключения контракта, перечислил заказчику денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, то заказчик обязан их вернуть победителю. Удержать такие денежные средства заказчик не вправе (см. письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-376).

Сведения о победителе аукциона, признанном уклонившимся от заключения контракта, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), подрядчиков, исполнителей в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Подробно об этом смотрите в отдельном материале.

Если по результатам проверки контрольный орган не внесет сведения об уклонившемся от заключения контракта победителе в РНП, денежные средства, внесенные победителем в качестве обеспечения заявки, ему не возвращаются (см. п. 3 письма Минэкономразвития России от 28.05.2015 N Д28и-1559, письмо Минэкономразвития России от 15.08.2016 N Д28и-2042).

Прочие последствия признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта предусмотрены ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе:

– обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в аукционе;

– заключить контракт с участником аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. Подробно этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта с участниками аукциона, занявшими третье и последующие места в соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ, даже в случае их соответствия требованиям, установленным документацией (см. также п. 2 письма ФАС России от 17.09.2014 N АЦ/37487/14).

Уклонение от заключения Контракта: последствия для заказчиков и участников закупки

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Читайте также:  Образец извещения о проведении электронного аукциона по 44 ФЗ

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Судебно-арбитражная практика

В заключении рассмотрим примеры из cудебно-арбитражной практики.

Предоставление участником обеспечения исполнения Контракта по частям не может рассматриваться как уклонение от заключения Контракта

Победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению студенческих билетов и зачетных книжек перевел сумму обеспечительного платежа двумя частями. Вторая часть суммы поступила на расчетный счет государственного заказчика в последний день регламентируемого срока подписания государственного контракта на электронной площадке.

Государственным заказчиком на электронной площадке был опубликован протокол о признании победителя уклонившимся от подписания контракта и отказе в заключении контракта. Жалоба победителя аукциона в антимонопольный орган была признана необоснованной.

Победитель аукциона обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, и требования заявителя были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа — без удовлетворения, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность направления суммы обеспечения контракта одним платежом.

(См. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу № А07-19042/2014 — вложение № 1)

Обязанность заказчика заключать контракт даже в случае, если контракт не обеспечен финансированием

Заказчиком был проведен электронный аукцион на заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту электрической проводки. В связи с тем, что ООО была подана единственная заявка, аукцион был признан не состоявшимся, и у Заказчика возникла обязанность заключить договор с ООО как с единственным участником аукциона.

Однако в дальнейшем Заказчик отказался от заключения договора, мотивируя отказ отсутствием бюджетного финансирования. ООО действия Заказчика обжалованы в судебном порядке, и судом заявленные требования были удовлетворены, так как недостаточность бюджетного финансирования не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения контракта, закрепленный в ч. 9 ст. 31 ФЗ № 44.

(См. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2015 по делу №А42-8181/2014 — вложение № 2)

Признание поставщика уклонившимся от подписания контракта

Здравствуйте. Вопрос по гос. закупкам. Был выигран контракт. Было снижение цены контракта более чем на 25%. При этом необходимо предоставить обеспечение увеличенное в 1,5 раза либо подтвердить свою добросовестность письмом. Мною до подписания контракта было подготовлено письмо о добросовестности и банковская гарантия (без увеличения суммы в 1,5 раза) и отправлены на эл. почту заказчику. Он просмотрев их проверив все отписал что совсем согласен. В установленные сроки я подписал контракт со своей стороны прикрепив банковскую гарантию, но забыл прикрепить письмо о добросовестности. В результате в последний день подписания контракта заказчиком, заказчик уведомил меня о том что не хватает письма о добросовестности и что он не подпишет (не имеет право подписывать) контракт. В итоге комиссия заказчика признали меня уклонившимся и в выпустили протокол об уклонении. Теперь все пойдет в ФАС и будет решаться вопрос о включении меня в реестр недобросовестного поставщика (РНП). Вопрос как не попасть в реестр? Надо ли писать жалобу на заказчика (по закону он вроде и прав)? В общем нет задачи вернуть контрак есть задача не попасть в реестр.

06 Июля 2016 00:16

Ответы юристов ( 4 )

Мною до подписания контракта было подготовлено письмо о добросовестности и банковская гарантия (без увеличения суммы в 1,5 раза) и отправлены на эл. почту заказчику.
Мурад

ФАС принимает решение о включении в РНП лишь в том случае, если уклонившаяся сторона действовала недобросовестно. В целях доказывания вашей добросовестности, вам необходимо сохранить электронную переписку с заказчиком, лучше было бы даже ее нотариально подтвердить, вообщем нужно доказать факт того, что вы направляли все необходимые документы по электронной почте до заключения контракта.

Вместе с тем, как правильно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитали, что
при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.

Надо ли писать жалобу на заказчика (по закону он вроде и прав)?
Мурад

Если не стремитесь вернуть контракт, то жалобу писать не стоит.

Жалоба не сыграет никакой роли? Просто мне звонили юристы предлагали услуги и все рекомендовали писать жалобу на заказчика. Я не хочу так как формально заказчик прав. Здесь чисто глупая ошибка при подписании. Забыл прикрепить готовый документ.

Жалоба не сыграет никакой роли? Просто мне звонили юристы предлагали услуги и все рекомендовали писать жалобу на заказчика. Я не хочу так как формально заказчик прав. Здесь чисто глупая ошибка при подписании. Забыл прикрепить готовый документ.
Мурад

Мое мнение, что это никакой роли не сыграет, так как заказчик в данном случае прав и подавать на него жалобу нет смысла, вы не исполнили требования ст. 37 закона. ФАС будет рассматривать вопрос конкретно по включению вас в РНП, и наличие другой жалобы на заказчика ни к чему не приведет. Вам нужно просто доказать свою добросовестность, ссылаться на электронную почту, и крайне не желательно говорить о том, что вы забыли прикрепить документ, говорите, что произошел сбой в системе (электронный аукцион) и контракт ушел без письма.

О правомерности заказчика говорит так же и это судебное решение. Тут включили в РНП, хотя исполнитель отправлял письмо о добросовестности, но оно не соответствовало требованиям ст. 37, в вашем же случае такого письма вообще нет.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ в случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в том числе в случае, если он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Суды установили, что при проведении электронного аукциона N 0128200000114005577 на поставку матрацев для нужд Учреждения Общество снизило начальную (максимальную) цену контракта более чем на 25 процентов и выбрало предоставление заказчику информации, подтверждающей его добросовестность.
Как следует из материалов дела, все контракты Общество заключало до 01.01.2014, когда действовали Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1191, которое не содержало требования о наличии в реестре контрактов информации о неустойках (штрафах, пенях).
Оценив предоставленное Обществом в подтверждение его добросовестности информационное письмо от 03.02.2014 с указанием исключительно номеров реестровых записей контрактов, номеров контрактов с датами их заключения, номеров электронных аукционов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данное письмо не содержит информацию, установленную частями 2, 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем Общество в полной мере не исполнило обязанность по предоставлению исчерпывающей информации о своей добросовестности. Из реестра контрактов, на который ссылалось Общество, не представлялось возможным достоверно и однозначно установить своевременное исполнение спорных контрактов без применения к поставщику неустоек (штрафов, пеней).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что ненадлежащее исполнение требований статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ явилось препятствием в заключении контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме и правомерным основанием для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.

До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:

1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.

Читайте также:  Указание значения цены контракта по 44 ФЗ в извещении (документации) о закупке, если объем поставки

В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.

В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.

Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.

Новая возможность заключения контракта со вторым участником

Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.

Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:

  1. контракт должен быть заключен по результатам конкурса, запроса котировок, запроса предложений, и любой электронной процедуры;
  2. контракт расторгается заказчиком по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с занесением по решению ФАС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
  3. участник закупки, занявший второе место, должен дать согласие на заключение контракта и предоставить заказчику обеспечение контракта. Это не является его обязанностью.

С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».

У недобросовестных, коррупционных заказчиков, появляется еще одна мотивация для организации произвола. Если раньше, при расторжении контракта с «нежелательным» поставщиком или подрядчиком им приходилось проводить процедуру заново и было не ясно кто ее выиграет, то теперь, зная, что второе место занял «их» участник – такой заказчик будет с заключения контракта предпринимать попытки его расторгнуть с победителем по «добровольному» согласию или с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.

Как заключить контракт со вторым участником

Как совершить сделку со вторым поставщиком на этапе исполнения: обзор разъяснения Казначейства

Казначейство в Письме № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 опубликовало разъяснения по заключению контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ. В Письме указано, что по ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ контракт со вторым поставщиком, если с победителем электронной процедуры расторгли контракт, заключается с соблюдением условий, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, учитывая положения ч. 18 ст. 95 44-ФЗ.

А в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не утвердили форму заключения такого контракта и нет отсылки к порядку заключения контракта в рамках ст. 83.2 закона о контрактной системе. Эта статья не регулирует порядок заключения такого контракта. Получается, если возникла необходимость совершить сделку по основанию, которое прописано в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, это делают без ЕИС, в т. ч. и в бумажной форме.

Казначеи сообщили, что готовят изменения в контрактное законодательство, чтобы урегулировать порядок совершения таких сделок.

Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2

Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Сделали таблицу с основаниями заключения контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ после расторжения контракта на этапе исполнения и если сделка еще не совершена, а победитель отказался от нее.

Если победитель отказался от сделки, его признают уклонившимся, а у заказчика появляется право заключить госконтракт с поставщиком, который занял второе место на торгах. Поводы для признания уклонившимся победителя такие, он:

  • не отправил в утвержденные ст. 83.2 сроки проект госконтракта со своей подписью;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, в т. ч. и увеличенное в 1,5 раза по факту применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ;
  • не соответствует требованиям к исполнителям или предоставил недостоверную информацию о таком соответствии;
  • предложил цену ЖНВЛП, которая не имеет регистрации в госреестре предельных отпускных цен;
  • не уменьшает цену на ЖНВЛП до предельной отпускной. Это касается госзакупок федерального уровня с НМЦК выше 10 млн руб., а для регионального и местного уровней такая НМЦК утверждается локальными актами.

Если победитель сам производит лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.

С 01.07.2019 заработала ч. 17.1 ст. 95 закона о контрактной системе. В ней зафиксировано, можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым, — да, по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.

А если заказчик в одностороннем порядке расторгает сделку, то со вторым поставщиком подписывают госконтракт только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.

Как заключить госконтракт с поставщиком № 2: инструкция для заказчика

В ст. 83.2 прописана инструкция, как заключить контракт со вторым участником аукциона по 44-ФЗ:

  1. Направьте проект контракта потенциальному исполнителю в течение 5 дней от даты признания уклонившимся победителя аукциона.
  2. Дождитесь решения. Поставщик вправе 5 дней рассматривать проект. По итогам рассмотрения он подписывает, отказывается от заключения или отправляет протокол разногласий.
  3. Рассмотрите протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и отправьте согласованный проект соглашения.
  4. Второй участник в течение 3 рабочих дней обязан подписать.
  5. Подпишите в течение 3 рабочих дней со своей стороны. После этого сделка совершена.

В ст. 83.2 закона о контрактной системе указано, по какой цене заключается контракт со вторым участником по 44 ФЗ, — по той, которую он предложил на торгах.

Как действовать участнику № 2

С 01.01.2019 действует единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах. Он прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как может поступить участник № 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:

  • не подписывать (в отличие от победителя, его не признают уклонившимся);
  • согласиться на исполнение;
  • направить протокол разногласий для уточнения условий.

Такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. Это указано в ч. 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе. А у победителя закупочной процедуры такой возможности нет.

Как заключить договор с участником № 2 по 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.

Что делать после заключения госконтракта с участником № 2

Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в Определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.

В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, отказался подписывать госконтракт, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующие. Признают, что аукцион не состоялся, вносят изменения в план-график и организуют тендер заново.

Можно ли избежать ответственности за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ? Последствия уклонения и применяемые санкции

Попасть в реестр недобросовестных поставщиков могут даже те компании, которые допустили формальные нарушения при реализации государственного контракта. В частности, поставщики, признанные уклонистами от подписания контракта по случайности вопреки их желанию.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта

На основании требований законодательства о контрактной системе участник закупки обязан подписать контракт при победе на торгах.

Для поставщика победа в закупке может быть незапланированной. Например, он подал заявку на участие в закупке с заранее невыигрышными условиями и забыл про нее. Но в установленные сроки заказчик присылает ему контракт на подписание, при этом сроки внесения обеспечения и подписания контракта крайне ограниченные.

Внезапная победа участника в закупке возможна по следующим причинам:

  1. В электронном аукционе заявки на участие в закупке подали несколько участников. Но в самих торгах участия никто не принимал. В этом случае победителем закупки признают участника, который подал заявку первым по времени, что может стать неожиданностью.
  2. Заявка, поданная участником, стала единственной.

Чтобы не оказаться в столь неприятной ситуации, поставщику следует внимательно отслеживать ход закупки и при необходимости своевременно отзывать заявку на участие.

В некоторых случаях поставщик может немного оттянуть сроки для подписания контракта на законных основаниях:

  1. У победителя электронной закупки есть 5 дней на подписание госконтракта или отправку протокола разногласий. В течение 3 рабочих дней заказчик может принять решение о внесении правок в протокол с указанием причины, а в следующие три дня проект контракта подписывается поставщиком, а затем и заказчиком, и контракт считается подписанным. Таким образом, у победителя возникает дополнительное время на подписание контракта. Но по п. 4 ст. 83.2 44-ФЗ протокол разногласий допускается передать только единожды.
  2. Если о необходимости подписать контракт поставщику стало известно уже после передачи информации о нем в РНП, то допускается возможность обжалования действий заказчика в ФАС или арбитражном суде. Поставщик может получить рассрочку и на основании судебного решения. При подаче искового заявления победитель может сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть отзыв лицензии у банка, в котором обслуживается победитель, либо подтвержденные перебои с поставкой необходимых импортируемых товаров.
  3. Если в адрес заказчика не допускается оформление протокола разногласий из-за специфики закупки, то он может направить претензию. Претензия к содержанию документа о закупке – это документ, который является альтернативой протокола разногласий. Она передается, если протокол разногласий не предусмотрен условиями закупки. В претензии перечисляют факты о том, почему закупка не соответствовала требованиям. Например, что был нарушен процесс отбора победителя, не были корректно указаны в контракте условия реализации контракта от победителя и пр. Для того чтобы рассмотреть такую претензию, заказчику следует привлечь независимых экспертов, что сделает необходимым отложить условия контракта на срок до 30 дней.
  4. Если у поставщика есть объективные основания, которые делают невозможным подписание контракта в данный момент времени, то он может попробовать договориться с заказчиком в согласительном порядке. Таким причинами могут стать просрочка сертификата ЭЦП, тяжелое заболевание сотрудника, который отвечает за закупку.

Алгоритм действий для поставщика

Порядок действий для поставщика будет следующим:

  1. Он должен направить в адрес заказчика письмо с описанием ситуации и сообщить о своем желании подписать государственный контракт.
  2. При наличии заинтересованности заказчика в мирном урегулировании вопроса тот может открыть контракт на площадке для подписания вновь, указав формальную причину для этого (например, неточности в реквизитах) или составить протокол разногласий.
  3. Поставщик получает дополнительное время на подписание государственного контракта.

Возможные препятствия при внесении обеспечения

Проблемы у поставщика могут возникнуть и при внесении обеспечения исполнения контракта. Например:

  1. Банком была выдана гарантия, которая не соответствует требованиям (в том числе гарантия оформлена на более короткие сроки, чем это требует 44-ФЗ, или не содержит обязательного условия о ее безотзывном характере). В данном случае поставщику нужно в срочном порядке менять гарантию или вносить обеспечение деньгами. Либо нужно искать способы договориться с заказчиком о продлении сроков.
  2. Гарантию выдал банк, у которого была отозвана лицензия.
  3. У поставщика не хватает времени на оформление гарантии. Для недопущения таких ситуаций поставщику рекомендуется заранее обращаться в банк для получения одобрения по лимитам гарантийных обязательств. Тогда процедура выдачи гарантии банком будет происходить в ускоренном формате.
  4. Поставщик внес обеспечение в стандартном размере, хотя по нормам 44-ФЗ он обязан был вносить обеспечение в 1,5 раза больше в рамках антидемпинговых мероприятий. Это может понадобиться при снижении цены на 25% и более от НМЦК. В указанной ситуации поставщик может воспользоваться возможностью передачи заказчику документа, который подтверждает его добросовестность (выписку из реестра контрактов об успешно исполненных трех контрактах за последние три года).

Последствия уклонения

В случае если заказчик уклоняется от подписания контракта, то исполнитель вправе принудить его в судебном порядке. Отказ победителя закупки от подписания контракта может грозить ему:

  1. Взысканием причиненного заказчику ущерба (в частности, через взыскание средств, затраченных на процедуру).
  2. Невозвратом внесенного обеспечения по заявке или необходимостью уплаты обеспечения, которое было выплачено за поставщика банком-гарантом в пользу заказчика-бенефициара.
  3. Административной ответственностью в виде штрафа.
  4. Внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Для поставщика уклонение от подписания контракта имеет ряд негативных последствий.

Так, участник лишается внесенного им обеспечения исполнения заявки. Если оно имело денежную форму, то средства в виде обеспечения не возвращаются поставщику при уклонении или отказе от подписания контракта.

Последствия уклонения поставщика от подписания контракта по результатам конкурентной закупки зависят от ее формы.

При закупках в форме конкурса следует учитывать положения ст. 54 44-ФЗ. Согласно ч. 3 данной статьи, в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС поставщик обязан подписать контракт и предоставить все экземпляры подписанного с его стороны контракта в адрес заказчика. Помимо этого, в указанные сроки победитель конкурса передает заказчику документы, подтверждающие внесение им обеспечения исполнения. Размер обеспечения устанавливается, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ, или конкурсной документацией.

В дальнейшем заказчик вправе подписать контракт с участником, заявка которого была признана второй. На основании п. 7 ст. 54 44-ФЗ в течение 10 дней после получения от победителя конкурса контракта с приложением подтверждающих документов заказчик должен подписать контракт со своей стороны.

На основании п. 2 ст. 83.2 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся, если в положенные сроки он не направил заказчику проект контракта (или его подписало лицо, которое не имело для этого полномочий) по истечении 16 дней с даты размещения в ЕИС протокола по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ или не исполнил требования о внесении обеспечения. По нормам ст. 83.2 44-ФЗ 5 дней отводится заказчику на публикацию проекта контракта, еще 5 дней – на его подписание победителем закупки или отправку протокола разногласий, 3 дня отводится заказчику на учет протокола разногласий и внесение правок (или на оформление отказа), а также 3 дня на подписание проекта контракта после передачи протокола разногласий.

На основании п. 14 ст. 83.2 44-ФЗ при признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от подписания контракта.

На основании ст. 78 44-ФЗ регулируется порядок действий заказчика при проведении запроса котировок. Согласно ч. 11 ст. 78 44-ФЗ, если победитель закупки не предоставил подписанный контракт и выписку из ЕГРИП в сроки по закупке, то он признается уклонившимся. По п. 12 данной статьи заказчик также вправе взыскать ущерб с уклониста и может обратиться с просьбой о подписании договора к участнику, который был признан вторым. При этом заключение контракта для обоих участников обязательно.

Порядок заключения госконтракта по результатам проведения запроса предложений на основании п. 17 ст. 83 44-ФЗ предполагает, что у победителя закупки есть 7 дней на подписание контракта со своей стороны после размещения сведений в ЕИС. При уклонении победителя заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков и заключить контракт со вторым участником запроса предложений.

Помимо административного наказания, по ч. 2 ст. 104 44-ФЗ заказчик обязан передать сведения об участнике-уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков. Это очень действенная мера воздействия, так как сведения о компании в таком реестре практически лишают ее права дальнейшего участия в закупке. По ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ за заказчиком закреплено право требовать от участников отсутствия сведений от них в реестре, и таким правом пользуется подавляющее большинство заказчиков.

Процесс применения санкций к уклонившейся стороне

Реестр недобросовестных поставщиков ведет реестр ФАС РФ. Именно это ведомство отвечает за включение и исключение сведений из реестра. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 1062. РНП можно найти в открытом доступе на официальном ресурсе по госзакупкам.

Порядок включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков следующий:

  1. Победитель закупки в установленные законом сроки не подписывает государственный контракт.
  2. Заказчик передает сведения об уклонившемся поставщике в реестр, прилагая к заявлению комплект подтверждающих документов. Передача такой информации заказчиком при уклонении победителя от подписания контракта является обязательной. На передачу сведений заказчику отводится 3 рабочих дня, иначе ему грозит административная ответственность.
  3. ФАС рассматривает поступившие документы в установленные сроки (в течение 10 дней) и принимает решение о включении поставщика в РНП или об отказе. При необходимости поставщик может обжаловать решение антимонопольной службы в суде или оформить возражение на жалобу. Обращение в суд допускается по решению поставщика и не является обязательным. При неуведомлении поставщика о предстоящем заседании по делу о включении в реестр высоки риски того, что решение суда будет принято в пользу поставщика. Обжаловать решение ФАС допускается в течение 3 месяцев после его принятия.

Взыскание с нарушителя ущерба в пользу заказчика принимается в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности допускается по решению ФАС.

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Судебная практика и решения ФАС

Судебная практика указывает на возможность исключения сведений о поставщике из РНП по объективным основаниям.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-19042/2014 предъявление участником обеспечения исполнения контракта по частям не может рассматриваться, как уклонение от подписания договора.

По решению УФАС по Челябинской области по делу №074/06/104-426/2019 от 2019 года поставщика исключили из реестра. В РНП он попал из-за того, что своевременно не оформил банковскую гарантию. При этом поставщик в суде указал, что он внес плату за предоставление банковской гарантии, подтвердил данный факт документально и, соответственно, не имел цели уклонение от подписания контракта.

Но не всегда решения выносятся в пользу победителя закупки. Например, по решению Челябинского УФАС №074/06/104-714/2019 от 2019 года поставщика посчитали правомерно включенным в реестр недобросовестных поставщиков из-за непредоставления банковской гарантии в положенные сроки. Поставщик в свою защиту указал, что банк в последний момент приостановил оформление гарантии, и это не позволило ему подписать контракт. Но созванная комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что при принятии решения об участии поставщик должен осознавать риски и возможные неблагоприятные последствия.

В Решении УФАС по Ивановской области по делу №07-02/2019-004 от 2019 года комиссия признала обоснованным включение в реестр поставщика, который в качестве уважительной причины для неподписания контракта в срок указал поломку ноутбука. Несмотря на то что поставщик приложил документы, подтверждающие ремонт ноутбука, а также оформление им банковской гарантии, суд признал его доводы необоснованными и включил сведения о компании в реестр на два года.

Таким образом, поставщику следует внимательно относиться ко всем закупочным процедурам, отслеживать их ход и при необходимости отзывать свою заявку на участие. При уклонении от подписания контракта поставщику грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан передать сведения о недобросовестном поставщике в реестр.


Читайте также:  Заключение контракта на выполнение проектных, строительных, ремонтных работ с единственным подрядчиком вследствие обстоятельств непреодолимой силы
Ссылка на основную публикацию
На этапе подписанияНа этапе выполнения обязательств