Проект государственного (муниципального) контракта

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Так же поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Проект контракта. Обязательные условия

Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

Обязательные условия контракта:

  1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
    • Услуги обязательного страхования,
    • Агентские услуги,
    • Услуги по оценке недвижимого имущества.
  1. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
  2. Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
  3. Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
  4. Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
  5. Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
  6. Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)

Обязательное условие — ответственность сторон

Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Ответственность устанавливается в виде:

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.

Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?

Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?

Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.

Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!

Обязательное условие — положение об оплате обязательств

В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

  1. форма расчетов:
  • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
  • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
  1. срок оплаты;
  2. порядок оплаты;
  3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

ВАЖНО! Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту

Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги

Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

Обязательное условие — сроки исполнения обязательств

Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства ( ст.190-194 ГК РФ) :

  • фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
  • период времени — в течение года с даты заключения контракта;
  • срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
  • интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

ВАЖНО! Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Неотъемлемые части контракта

Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:

  • Акты
  • Спецификации
  • Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
  • Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
  • Списки и перечни
  • Лицензии и т.д.

Обратите внимание! В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.

Заключение контракта

До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

  1. Заказчик составляет проект контракта:
  • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
  • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
  • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
  1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
  • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

Преимущества для заказчика

Конкурс

По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт не только на основании ценового критерия, но и на наилучших условиях;
  • возможность более полно оценить предложения участников и их возможности;
  • осуществление закупок сложной, технологичной продукции, специализированных и высококвалифицированных работ и услуг.

Электронный аукцион

Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р

По результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях аукционной документации и заявки, поданной участником аукциона, с которым заключается контракт

Сроки: в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола с подведением итогов аукциона заказчик размещает без своей подписи проект контракта, в который включает цену контракта, предложенную участником аукциона, с которым заключается контракт, и информацию об объекте закупки, указанную в его заявке.

В течение 5 дней победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный

ЭП проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление

обеспечения исполнения контракта, далее заказчик подписывает контракт ЭП.

Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт по более низкой цене, соблюдая конфиденциальность информации об участниках;
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона;
  • организационные функции берет на себя электронная площадка (прием и регистрация заявок, блокирование и возврат обеспечения заявок, обмен документами между участниками и заказчиком, хранение электронных документов, размещение протоколов и т.п.)

Запрос котировок

Ограничение — цена котировочного контракта не превышает 500 000 руб.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях котировочной документации и заявки, поданной победителем запроса котировок, с которым заключается контракт.

Сроки: Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении, при этом контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания данного протокола.

Обоснование: ст.72, 73 Закона № 44-ФЗ

  • короткие сроки
  • несложная документация
  • типовые условия

Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.

Для этого проект контракта нужно направить участнику № 2 в срок, не превышающий срок направления контракта победителю в соответствии с требованиями законодательства. Участник № 2 вправе подписать контракт и передать его заказчику вместе с обеспечением или отказаться от заключения контракта. Непредставление участником № 2 заказчику в срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта и грозит ему негативными последствиями.

Вопрос: Каковы действия заказчика в том случае, если победитель торгов уклоняется от заключения контракта?

Ответ: Заказчик при уклонении победителя торгов от заключения контракта (непредставление обеспечения и подписанного в срок проекта контракта):

  • получает обеспечение заявки;
  • передает информацию в РНП;
  • предлагает участнику с заявкой №2 заключить контракт;
  • имеет возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Обоснование: ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как оформляется уклонение участника от заключения контракта?

Ответ:Составляется протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

  • информация о закупке;
  • сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта;
  • основания признания участника уклонившимся от заключения контракта (со ссылкой на норму Закона № 44-ФЗ).

Необходимо разместить этот протокол в ЕИС не позднее одного рабочего дня со дня подписания.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Как составляются контракты по 44-ФЗ

Проект контракта по 44-ФЗ — это документ, который обязательно нужно опубликовать в составе документации о конкурентной закупке. Используйте типовые готовые формы соглашений. Найдете их в библиотеке типовых контрактов в ЕИС или на сайтах региональных органов власти. Несколько примеров есть в статье. А если нужно разработать договор по 44-ФЗ, то используйте нашу инструкцию.

С чего начать

Проверьте библиотеку типовых контрактов в ЕИС. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и публикуют готовый образец проекта контракта на оказание услуг по 44-ФЗ 2020 года. Например, Минтруд в марте 2020 года опубликовал типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Их нужно обязательно использовать в работе.

Подробнее о том, как использовать готовый образец проекта контракта на поставку товара по 44-ФЗ 2020 года рассказали в статье «Типовые контракты по 44-ФЗ: где найти и как использовать».

Как прописать существенные условия в проекте всех госконтрактов

Включайте в каждый образец договора по 44-ФЗ такие условия:

Условия госконтрактаНорма закона
Предмет соглашенияП. 1 ст. 432 ГК
Существенные или необходимые положения для этого вида договора в силу закона или другого нормативного правового акта. Например, специальные нормы об ответственности, о цене контракта, о сроках и порядке оплаты и приемки и т. д.
Остальные положения, по которым нужно достигнуть соглашения. Например, право увеличить объем закупаемых товаров.Ч. 18 ст. 34 закона о контрактной системе

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от предмета

В зависимости от предмета госконтракта различаются и существенные положения, которые включаются в образец контракта по 44-ФЗ в 2020 году. Собрали их в таблице:

ВидСущественные условияНорма 44-ФЗ
Поставка продукцииТребования к качественным, техническим и функциональным характеристикамП. 1 ч. 1 ст. 33
Соответствие изображению, если требование об этом прописано в документацииП. 4 ч. 1 ст. 33
Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте)П. 7 ч. 1 ст. 33
Указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарств, а если МНН отсутствует, то химические, группировочные наименования. Прописывайте это обязательно в закупке лекарствП. 6 ч. 1 ст. 33
ГарантияЧ. 4 ст. 33
Количество и место доставкиП. 2 ст. 42
Сроки поставкиП. 2 ст. 42
Оказание услуг и выполнение работТребования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услугП. 1 ч. 1 ст. 33
Место оказания услуг (выполнения работ)П. 2 ст. 42
График оказания услуг (срок завершения работ)П. 2 ст. 42

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от положений закупки

Положение закупкиУсловие госконтрактаНорма 44-ФЗ
Цена выше 100 млн руб и срок выполнения больше трех летГрафик исполнения.Ч. 12 ст. 34
Цена госконтракта больше 1 млрд руб. — для федеральных нужд или больше 100 млн руб. — для нужд регионаПоставщик должен предоставить сведения о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, которая превышает 10 % цены госконтракта.

Пропишите требования к форме, порядку и срокам передачи подрядчиком этой информации, а также ответственность за несоблюдение этого условия. Установите пеню по ставке 1/300 ключевой ставки Банка России от цены договора субподряда за каждый день просрочки.Ч. 23, 24 ст. 34

Как прописать дополнительные условия в проекте

Включайте в проект контракта по 44-ФЗ и дополнительные условия. Так уйдете от неопределенности при выполнении обязательств.

Но если дополнительных условий не будет в образце контракта по 44-ФЗ в 2020 года, то ничего страшного. Законодательство о контрактной системе вы этим не нарушите.

Дополнительное условиеПоложение в госконтрактеНорма закона
Односторонний отказОснования для такого отказа предусмотрены Гражданским кодексом. Например, основание для одностороннего отказа — нарушение поставщиком требований к качеству товара, в частности если госзаказчик обнаружит неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются не в первый раз, или проявляются вновь после их устранения.Ч. 9 ст. 95 закона о контрактной системе, п. 2 ст. 475 ГК
Требование о привлечении субподрядчиковДля этого такое же требование нужно установить и в извещении о проведении закупки (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе), а также предусмотреть в госконтракте все типовые условия, которые утверждены Правительством.Ч. 6 ст. 30 закона о контрактной системе
Срок действияНачало действия госконтракта — момент его подписания.

Срок окончания устанавливайте или конкретной датой или указанием на событие. Если не установить срок, то госконтракт по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

П. 1, 3 ст. 425 ГК

Правительство вправе утвердить дополнительные условия в отношении конкретной закупки по ч. 17 ст. 34 закона о контрактной системе.

Как изменить проект госконтракта

Порядок внесения изменений и дополнений в проект госконтракта зависит от времени, когда вы вносите изменения.

Этап закупкиЧто можно изменитьКак изменить
Не размещен в ЕИСЛюбые изменения и дополнения.Просто отредактируйте документ на компьютере.
Размещен в ЕИСНельзя менять объект закупки. Если проводите открытый конкурс в электронной форме, нельзя увеличивать размер обеспечения заявок (ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 63, ч. 4 ст. 82.2 закона о контрактной системе).

Нельзя изменить госконтракт, приложение к документации о проведении запроса предложений в электронной форме (ч. 5 ст. 83.1 закона о контрактной системе).

Изменения вносятся в порядке для внесения правок в извещение.
Определен победительИзменяйте, только дополняя проект контракта сведениями о победителе и предложенных им условиях выполнения обязательств по контракту.

До подписания контракта проект госконтракта можно изменить, только если нужно:

Государственный контракт по положениям Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”

Государственный контракт – это специальная форма соглашения, которая используется для получения государственным или муниципальным заказчиком необходимых ему товаров, работ или услуг. Происходить заключение государственного или муниципального контракта в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» может только на основании результатов специально проведенных закупочных процедур. Такое требование содержится в положениях статьи 34 указанного нормативно-правового акта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Правила и условия заключения контракта

Как уже говорилось выше, заключение государственного или муниципального контракта возможно только после того, как были подведены итоги специально проведенной закупочной процедуры. Если до 1 марта 2019 года без использования электронных процедур могли быть осуществлены закупки малых объемов, то есть в которых начальная максимальная цена контракта не превышает ста тысяч рублей, то в настоящее время и такие процедуры должны быть осуществлены только в электронной форме.

Если закупка не состоялась по каким-либо причинам, об этом также должен быть подписан соответствующий протокол, в котором указывается причина того, что такая закупка не может быть признана состоявшейся.

Для каждого контракта, заключаемого на основании проводимых закупочных мероприятий или по итогам признания их несостоявшимися существуют свои сроки для заключения. В случае если по каким-то причинам такие сроки не были соблюдены, та сторона соглашения, которая нарушила установленные временные рамки, может быть привлечена к ответственности, а для потенциального исполнителя возникает риск признания его уклоняющимся от заключения контракта и включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Отдельный алгоритм проведения закупочных мероприятий, предусмотренный Главой 7 указанного Федерального закона, был специально разработан для закупочных мероприятий, реализуемых в отношении отдельных видов закупок. Такие регламенты используются для контрактов, которые заключаются для обеспечения безопасности государства, поддержания ее обороноспособности и правопорядка в самой стране. Кроме того, использование Главы 7 в части регулирования заключения контрактов осуществляется в отношении закупок, посвященных соблюдениям решений Правительства Российской Федерации, для осуществления различных инвестиционных контрактов и других случаев особых процедур.

Порядок действий

Как уже говорилось выше, проект контракта для последующего заключения должен быть разработан еще на этапе подготовки документации о проводимой закупке. В таком проекте потребуется отразить все существенные условия, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Общий порядок действий, по итогам которых должен быть заключен контракт, выглядит следующим образом:

  • по итогам проведенной процедуры подписывается протокол, в котором указывается результат такой процедуры – ее победитель (если участников было несколько) либо единственный участник, с которым будет подписываться контракт. Такой протокол должен быть оформлен по итогам любого закупочного мероприятия, даже если речь идет о закупках малого объема (так как они с 1 марта 2019 года проводятся только с использованием Единого агрегатора торговли «Березка»). Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что на процедуру не вышел никто из участников, то протокол также должен быть оформлен с указанием того, что процедура признана несостоявшейся;
  • на основании сведений о положительном завершении закупочной процедуры (то есть когда есть, с кем заключать контракт) государственный или муниципальный заказчик заполняет ранее сформированный проект контракта с учетом тех сведений, которые ему были предоставлены потенциальным исполнителем контракта;
  • в зависимости от того, о какой процедуре и ее итогах идет речь, на подписание контракта победителю процедуры дается от одного до пяти дней. В этот период победитель процедуры или ее единственный участник подписывает предоставленный проект контракта или направляет заказчику протокол разногласий, на обработку которого у заказчика не более трех дней;
  • если победитель или единственный исполнитель по контракту направил заказчику протокол разногласий, потребуется его обработать и предоставить участнику проект контракта с внесенными изменениями. На такую обработку и подготовку заказчику дается не более трех дней;
  • победитель подписывает направленный ему проект контракта в течение пяти дней с даты направления;
  • после того как победителем процедуры или ее единственным участником контракт был подписан, у заказчика есть не более трех дней, чтобы подписать контракт со своей стороны. С этого момента контракт будет считаться заключенным.

Обеспечение государственного контракта

В некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может установить требование о внесении обеспечения исполнения контракта. Обеспечение – это денежные средства, которые предоставляются исполнителем по контракту в виде залога финансовых средств или в виде банковской гарантии. Рассматривается обеспечение в качестве специальной формы гарантии защиты интересов исполнителя и подтверждения планов исполнителя в полном объеме соблюсти взятые на себя обязательства по конкретному контракту.

В зависимости от того, какой вариант предоставления обеспечения по контракту выбрал сам исполнитель, заполняется и соответствующий раздел контракта заказчиком. При этом следует указать, когда и в каком порядке данный вид обеспечения будет возвращен, а в каком может быть удержан. Условия удержания обеспечения должны быть охарактеризованы максимально подробно с целью исключить возможные разночтения в данном разделе контракта.

Сведения о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть внесены в контракт в виде специального раздела.

Исполнение

Государственный контракт, заключенный для того, чтобы те или иные нужды государственных и муниципальных заказчиков были удовлетворены в полном объеме, подлежит обязательному исполнению в те сроки, которые установлены в тексте самого контракта или приложениях к нему. Подписывая контракт, исполнитель соглашается с тем, что он с указанными сроками ознакомлен и готов выполнить все взятые на себя обязательства в те сроки, которые обозначены заказчиком. Данное условие относится к добросовестному исполнению контракта. То же касается и относительно объема исполнения взятых на себя обязательств:

  • поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме, заявленном в техническом задании к контракту, а сам товар – соответствовать указанным требованиям относительно качества такого товара;
  • выполнение работ или оказание услуг должно быть осуществлено не только в соответствии с техническим заданием, но также и отвечать требованиям стандартизационных документов, в том числе в части безопасности результатов таких действий относительно тех лиц, которые будут пользоваться такими результатами.

Перечисленные требования относительно исполнения контракта содержатся в самом контракте. Кроме того, на государственного и муниципального заказчиков налагается обязательное требование о необходимости фиксации в тексте подписанного соглашения еще на этапе проекта сведений о том, каким образом будет происходить приемка результатов исполнения. В том числе требуется указать те регламентационные документы, на основании которых заказчик озвучивает требования к качеству поставляемого товара или выполняемых работ и услуг (например, ссылки на ГОСТы, Постановления Правительства и принятые в их исполнение правила приемки отдельных видов работ и услуг).

То же касается и заказчика, который может быть также привлечен к ответственности вплоть до разрешения споров в судебных инстанциях, если со своей стороны нарушит взятые на себя обязательства.

Казначейское сопровождение

Использование механизма казначейского сопровождения госконтрактов имеет своей целью более полный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных для удовлетворения тех или иных нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Государственные контракты подлежат контролю в случаях, когда речь идет:

  • о предоставлении средств из бюджета на общую сумму более ста миллионов рублей;
  • о денежных средствах, которые предоставляются в качестве субсидий и инвестиций;
  • о соглашениях, на основании которых делаются взносы в уставный капитал или имущество юридических лиц, источниками финансирования которых являются перечисляемые средства из государственного бюджета;
  • о предоставлении средств на основании нормативных актов, в содержании которых предусмотрено перечисление средств в качестве субсидий. Исключением являются нормативные акты, по которым планируется заключение соглашения о перечислении субсидии;
  • о контрактах, которые заключаются в целях исполнения государственного оборонного заказа теми государственными учреждениями, которые занимаются обеспечением безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Правила контроля

Что касается проведения процедуры контроля за заключенными государственными контрактами, то осуществляется это следующим образом:

  • территориальные подразделения, образованные Федеральным Казначейством (ТОФК) в каждом субъекте Российской Федерации, открывают в учреждениях Центрального банка специальные счета, на которых будет происходить учет денежных средств юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса;
  • сами юридические лица, выступающие в качестве исполнителей по государственным контрактам, открывают счета в тех территориальных управлениях Казначейства, к которым они относятся по факту регистрации юридического лица. На эти счета им будут перечислены денежные средства в счет оплаты выполнения обязательств по тому или иному контракту.

Однако, чтобы списать средства с данного счета, юридическому лицу придется предоставить в ТОФК достаточно обширный пакет документов, в который входят:

  • сам государственный контракт в бумажном виде или в виде электронного документа, подписанного всеми участниками закупочной процедуры с использованием квалифицированных цифровых подписей всех участников процедуры;
  • платежные поручения, подтверждающие факт перечисления денежных средств от государственного заказчика к исполнителю;
  • документы об исполнении всех взятых обязательств по контракту либо их части, если частичная оплата предусмотрена условиями такого контракта;
  • документы, которые смогут подтвердить право на получение целевых бюджетных средств со специальных счетов ТОФК (накладные, акты приемки, акты выполненных работ и т. д.).

Идентификатор госконтрактов

Для того чтобы при проведении процедуры по перечислению денежных средств исполнителю по контракту должностное лицо Федерального Казначейства имело представление о том, о каком контракте идет речь, каждому заключаемому контракту присваивается специальный идентификатор – уникальный номер, формируемый заказчиком по итогам заполнения позиций в реестре проводимых закупок.

В том случае, если заказчик по каким-то причинам код-идентификатор контракта не сформировал, могут возникнуть серьезные проблемы с перечислением средств исполнителю, а на заказчика будут наложены меры ответственности за нарушение требований действующего закупочного законодательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Проект контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд

на выполнение работ (оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд

г. [вписать нужное] [число, месяц, год]

[Полное наименование Заказчика], именуемый в дальнейшем “Заказчик”, в лице [должность руководителя, Ф. И. О.], действующего на основании [указать документ, удостоверяющий полномочия] от имени [Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования], с одной стороны и [полное наименование исполнителя], в лице [должность руководителя, Ф. И. О.], действующего на основании [указать документ, удостоверяющий полномочия], именуемое в дальнейшем “Исполнитель”, с другой стороны, а вместе именуемые “Стороны”, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. Предмет Контракта

1.1. В целях обеспечения нужд Заказчика Исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта обязуется по заданию Заказчика выполнить работы (оказать услуги): [вписать нужное] и передать, полученные при выполнении работ результаты (предоставить отчет об оказанных услугах).

1.2. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные надлежащим образом работы (оказанные надлежащим образом услуги) в сроки, в порядке и на условиях, оговоренных в настоящем Контракте.

1.3. Требования, предъявляемые к выполняемым работам (оказываемым услугам), виды (содержание) и объем, а также сроки, получатели (потребители), состав отчетной документации, а также последовательность действий при выполнении работ (оказании услуг) и другие условия определяются в задании на выполнение работ (оказание услуг).

1.4. Контракт заключен по результатам [вписать нужное] (Протокол [вписать нужное] N [значение] от [число, месяц, год], размещен на [официальный сайт, число, месяц, год]).

1.5. Исполнитель выполняет работы (оказывает услуги) с применением своих материалов и своими инструментами.

2. Порядок выполнения работ (оказания услуг)

2.1. Работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

2.2. Место выполнения работ (оказания услуг): [вписать нужное].

2.3. Результаты работ (оказанные услуги) должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, иным требованиям безопасности, сертификации, лицензирования, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)

3.1. Выполненные работы (оказанные услуги) по количеству и качеству передаются Исполнителем и принимаются Заказчиком по акту сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств.

3.2. Акт сдачи-приемки подписывается Сторонами в течение [вписать нужное] со дня передачи Исполнителем отчетной документации Заказчику для проверки ее соответствия выполненным работам (оказанным услугам) и условиям настоящего Контракта. Неподписание Заказчиком акта сдачи-приемки в установленный срок допускается в том случае, если в течение указанного срока Заказчиком предъявлены мотивированные претензии в письменном виде.

3.3. В случае предъявления мотивированного отказа Заказчика от подписания акта сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств Исполнитель обязан рассмотреть его и устранить недостатки в следующий срок [вписать нужное].

3.4. Если по истечении указанного срока Заказчик не предоставит подписанного акта сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств или обоснованной претензии по отчетной документации, работы считаются выполненными (услуги оказанными).

3.5. Сдача-приемка выполненных работ (оказанных услуг) с передачей отчетной документации осуществляются в сроки, предусмотренные в задании на выполнение работ (оказание услуг).

3.6. В случае досрочного выполнения работ (оказания услуг) (этапа) Исполнитель уведомляет Заказчика о готовности предоставить отчетную документацию для осуществления приемки выполненных работ (оказанных услуг).

3.7. Датой исполнения этапа выполнения работ (оказания услуг) по настоящему Контракту является дата подписания Сторонами акта сдачи-приемки исполнения этапа обязательств. Дата исполнения этапа выполнения работ (оказания услуг) по настоящему Контракту не может быть позднее даты, определенной в задании на выполнение работ (оказание услуг).

4. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) и порядок их оплаты

4.1. Стоимость настоящего Контракта составляет [значение] и включает все затраты, издержки и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением настоящего Контракта.

4.2. Стоимость Контракта установлена в рублях Российской Федерации.

4.3. Цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.4. Привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) третьих лиц (соисполнителей) не влечет изменения стоимости и объемов работ (услуг) по настоящему Контракту.

4.5. Основанием для оплаты выполненных работ (оказанных услуг) является акт сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств.

4.6. Оплата осуществляется за счет средств [вписать нужное].

4.7. Оплата выполненных работ (оказанных услуг) производится Заказчиком в следующем порядке: [определить порядок в зависимости от положений конкурсной документации (с выплатой аванса, без выплаты аванса)].

4.8. Оплата выполненных работ (оказанных услуг) по настоящему Контракту производится в безналичном порядке платежными поручениями на расчетный счет Исполнителя.

4.9. При изменении расчетного счета Исполнитель уведомляет Заказчика о новых реквизитах расчетного счета в течение [значение]. В случае несвоевременного уведомления все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный при заключении настоящего Контракта счет, несет Исполнитель.

4.10. Датой оплаты считается дата [дата приема банком Заказчика платежных документов к исполнению, поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя].

5. Права и обязанности Сторон

5.1. Исполнитель обязан:

5.1.1. Своевременно, надлежащим образом выполнить работы (оказать услуги) и представить Заказчику отчетную документацию.

5.1.2. Передать Заказчику результаты работы свободными от прав третьих лиц.

5.1.3. Устранять выявленные в процессе выполнения работ (оказания услуг) недостатки в течение [значение] дней с момента получения уведомления от Заказчика.

5.1.4. Извещать Заказчика обо всех обстоятельствах, затрудняющих или делающих невозможным исполнение своих обязательств по настоящему Контракту в течение [значение] с момента их возникновения.

5.1.5. В случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) третьих лиц (соисполнителей) перечень работ (услуг), выполненных (оказанных) ими, указать в отчетной документации.

5.1.6. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств привлеченными к выполнению работ (оказанию услуг) соисполнителями.

5.1.7. Выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Контрактом.

5.2. Исполнитель вправе:

5.2.1. Требовать обеспечения своевременной приемки выполненных работ (оказанных услуг) и подписания акта сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств либо обоснованного отказа от его подписания в установленные сроки.

5.2.2. Требовать своевременной оплаты выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с подписанным актом сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств (при условии поступления денежных средств на счет Заказчика).

5.2.3. Требовать оплаты штрафных санкций в соответствии с условиями настоящего Контракта.

5.2.4. Привлекать к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту третьих лиц – соисполнителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.3. Заказчик обязан:

5.3.1. При заключении настоящего Контракта представить Исполнителю всю необходимую документацию для надлежащего выполнения работ (оказания услуг).

5.3.2. Назначить ответственного представителя по представлению интересов Заказчика во взаимодействии с Исполнителем по настоящему Контракту.

5.3.3. Своевременно сообщать в письменной форме Исполнителю о выявленных недостатках в ходе выполнения работ (оказания услуг) или при приемке исполненных обязательств.

5.3.4. Обеспечить своевременную приемку выполненных работ (оказанных услуг).

5.3.5. Произвести оплату в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

5.3.6. Уведомлять Исполнителя о приостановлении, уменьшении или прекращении финансирования Контракта для согласования новых сроков и других условий.

5.3.7. Выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Контрактом.

5.4. Заказчик вправе:

5.4.1. Требовать надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту.

5.4.2. Требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

5.4.3. Требовать своевременного предоставления надлежащим образом оформленной отчетной документации, подтверждающей исполнение обязанностей по настоящему Контракту.

5.4.4. В случае необходимости привлекать специалистов, обладающих необходимыми знаниями, для участия в проведении экспертизы выполненных работ (оказанных услуг), а также отчетной документации.

5.4.5. Проверять соблюдение сроков совершения действий при выполнении работ (оказании услуг) срокам, установленным в задании на выполнение работ (оказание услуг), а также качество выполняемых работ (оказываемых услуг) в любое время.

5.4.6. Отказаться от исполнения настоящего Контракта в любое время до подписания акта сдачи-приемки исполнения (этапа) обязательств, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных услуг, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта.

5.4.7. Требовать оплаты штрафных санкций в соответствии с условиями настоящего Контракта.

5.4.8. Запрашивать у Исполнителя любую относящуюся к предмету Контракта документацию и информацию.

6. Обеспечение исполнения Контракта

6.1. В целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Исполнитель [предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией, либо передает заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 6.2 настоящего Контракта].

6.2. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет [вписать нужное].

6.3. В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту, Исполнитель обязуется в течение [срок] представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, что указаны в настоящем Контракте.

7. Ответственность Сторон

7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по оплате выполненных работ, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в размере [значение].

Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.

7.3. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.

7.4. В случае просрочки выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней) в размере [значение].

Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.

7.5. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.

7.6. Уплата штрафных санкций не освобождает виновную Сторону от возмещения убытков в полном объеме и выполнения обязательств по настоящему Контракту.

7.7. Стороны не несут ответственности по настоящему Контракту, если нарушение условий связано с обстоятельствами непреодолимой силы, наличие которых должно быть подтверждено [вписать нужное].

8. Разрешение споров

8.1. Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего Контракта, Стороны будут стремиться решить путем переговоров.

8.2. В случае недостижения согласия между Сторонами спор передается на рассмотрение в арбитражный суд [местонахождение арбитражного суда].

8.3. При ведении Сторонами претензионной работы срок рассмотрения претензии и предоставления ответа на нее составляет [количество] дней с даты получения претензии.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до [вписать нужное].

9.2. Заказ признается размещенным со дня заключения настоящего Контракта.

9.3. Настоящий Контракт подлежит включению в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.

9.4. При исполнении настоящего Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случая, когда новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

9.5. В случае перемены Заказчика по контракту права и обязанности Заказчика по настоящему Контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

9.6. Настоящий Контракт может быть расторгнут до окончания срока его действия исключительно по соглашению Сторон или решению суда по основаниям, установленным действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

9.7. Контракт считается расторгнутым с момента подписания Сторонами соглашения о расторжении, при условии проведения взаиморасчётов по произведённой оплате и произведённым Подрядчиком расходам.

9.8. При прекращении действия настоящего Контракта Стороны не освобождаются от своих неисполненных обязательств, выплаты причитающихся процентов и возмещения убытков, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Контракту.

9.9. Изменения и дополнения к Контракту совершаются в письменной форме и подписываются Сторонами.

9.10. Настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

9.11. По вопросам, не нашедшим отражения в настоящем Контракте, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт.

число консультаций:3
отмеченных лучшими:
ответов к документам:
размещено документов:1
положительных отзывов:3
отрицательных отзывов:

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт – заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Дата публикации: 28.11.2019 2019-11-28

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Назарова Т. В. Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2019. — №48. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/archive/286/64474/ (дата обращения: 07.02.2020).

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт, государственный заказчик, договор поставки товаров для государственных нужд.

In this article is an overview of the phases and specifics of the agreement for the supply of goods for state and municipal needs through competitive procedures, as well as from a single supplier.

Keywords: state needs, supply contract, state contract, state customer, contract of supply of goods for state needs.

Заказ считается размещенным с момента заключения муниципального или государственного контракта. Процедура заключения договоров на поставку для указанной категории нашла отражение в ст. 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Проект договора, согласно данному документу, разрабатывает заказчик, после чего направляет его исполнителю (когда иное не было прописано в соглашении).

Заключение договора проводится в соответствии с существующими правилами. Общий порядок заключения государственного или муниципального контракта описан в ст. 528 ГК РФ [1]. Сторона, получившая проект контракта, должна подписать его и вернуть направившей стороне, а при наличии разногласий — составить протокол разногласий и направить его вместе с контрактом. Делается это не позднее 30 дней с момента получения. При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока, неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Детально процедура заключения государственного или муниципального контракта описана в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) [2], который является актом специального регулирования по отношению к ГК РФ. Данный закон еще называют «процедурным», т. к. в нем очень подробно прописан порядок действий заказчика, связанных с заключением контракта, а также сроки, отводимые на выполнение этих действий, особенности проведения различных видов конкурентных процедур, порядок описания объекта закупки, порядок действий комиссии.

В общем виде можно выделить несколько этапов, предшествующих заключению государственного или муниципального контракта:

1) Обоснование закупок. В редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до 01 октября 2019 года, под обоснованием закупки понималось установление соответствия каждой конкретной закупки целям осуществления закупок.

С 01 октября 2019 года обоснованной считается закупка, соответствующая требованиям по нормированию и требованиям по обоснованности начальной максимальной цены контракта.

Следует отметить, что нормирование, а также обоснование начальной максимальной цены контракта являются тесно связанными понятиями и, как явствует из практики, поднимают немало вопросов, достойных отдельного рассмотрения.

2) Планирование закупок. Планирование осуществляется путем формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, которые не предусмотрены планами-графиками, не могут быть проведены.

Составление плана-графика закупок производится на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных учреждений) либо на основании доведенного объема бюджетных обязательств (для казенных учреждений и органов власти).

На этапе планирования заказчик определяет и обосновывает и способ размещения заказа: конкурентный (путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений) или неконкурентный (закупка у единственного поставщика).

3) Разработка документации о закупке.

Требования к составу и содержанию документации о закупке прописаны в Законе о контрактной системе.

На данном этапе разрабатывается и утверждается описание объекта закупки (техническое задание), требования к потенциальным поставщикам, требования к составу заявки на участие в закупочной процедуре, а также проект государственного (муниципального) контракта.

4) Публикация извещения о закупке, прием заявок.

В целях реализации принципа прозрачности и открытости, установленного Законом о контрактной системе, извещения о проводимых закупках — за некоторыми исключениями — публикуются в сети Интернет на специально созданном официальном сайте.

Этот сайт именуется Единой информационной системой (далее — ЕИС) и находится по адресу www.zakupki.gov.ru

В ЕИС публикуется большой объем информации, касающейся проводимых закупок: планы-графики, извещения о проведении закупочных процедур, результаты проведенных закупок, заключенные контракты, информация об исполнении контрактов, а также иная информация.

Вся информация, размещаемая в ЕИС, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, что исключает возможность произвольного и неконтролируемого изменения такой информации.

Таким образом, ЕИС выступает также и инструментом контроля за действиями заказчика.

5) Рассмотрение заявок, проведение торга, подведение итогов.

Как явствует из практики, наибольший пласт правоприменительной, в том числе судебной, практики формируется именно на этих двух этапах. Это связано с тем, что участники закупок имеют возможность подавать жалобы как на содержание закупочной документации, так и на действия закупочных комиссий. На этом этапе наиболее ярко проявляется и роль контрольного органа в сфере закупок — Федеральной антимонопольной службы.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение процедуры заключения контракта влечет за собой признание его недействительным (ст. 47 Закона о контрактной системе). В этом смысле показательным является решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76–30210/2016.

В этом деле был заключен контракт между подрядчиком и Администрацией поселения (первый ответчик) на выполнение ремонтных работ фасада и кровли фильтровальной станции. Работы подрядчиком были выполнены в срок и приняты заказчиком без нареканий. Не получив оплату за выполненные работы, подрядчик обратился в арбитражный суд. Администрация района, которой на основании соглашения были переданы полномочия по обеспечению питьевой водой жителей поселения, и которая была привлечена в дело в качестве второго ответчика, обратилась со встречным иском о признании контракта недействительным.

При исследовании материалов дела судом установлено, что спорный контракт заключен главой поселения «волевым решением», минуя все установленные Законом о контрактной системе процедуры. Привлеченные в процесс третьи лица в своих отзывах предлагали признать контракт заключенным в чрезвычайных обстоятельствах, т. к. насосная станция находилась в аварийном состоянии, что могло повлечь угрозу жизни и здоровью жителей. В материалы дела был представлен протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах Каслинского городского поселения, а также постановление Администрации поселения, согласно которым в связи с неудовлетворительным состоянием здания насосно-фильтровальной станции г. Касли ул. Ленина, 1А и возникшей угрозой остановки оборудования на неопределенный срок, задействованного в технологическом процессе подачи воды в городскую, центральную, разводящую сеть введен режим «Чрезвычайная ситуация» в границах Каслинского городского поселения с 08.06.2016 до особого распоряжения.

Однако, сопоставив причины введения чрезвычайной ситуации и объем работ, порученных первым ответчиком истцу по спорному муниципальному контракту, суд не нашел оснований для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе к спорным правоотношениям. Суд указал, что чрезвычайная ситуация должна обладать признаками внезапности и непреодолимости последствий, т. е. заказчик не мог заранее ее предвидеть и подготовиться к ней. В данном же случае ситуация не обладала признаками внезапности и непреодолимости последствий.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности. К таким обстоятельствам не относится неудовлетворительное состояние здания насосно-фильтровальной станции. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В удовлетворении первоначального иска судом было отказано, встречный иск о признании контракта недействительным был удовлетворен в полном объеме [3].

Вышестоящие судебные инстанции оставили решение без изменений.

Процедура заключения контракта с единственным поставщиком также имеет ряд особенностей. Случаи, когда заказчик имеет право заключить контракт без проведения торгов, установлены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, закупка у единственного поставщика требует зачастую обоснования цены заключаемого контракта, а также обоснования невозможности или нецелесообразности заключения контракта иным способом. Например, при заключении контракта на аренду нежилого помещения с единственным поставщиком заказчик обосновывает нецелесообразность применения иного способа тем, что переезд в другое помещение потребует дополнительных затрат, а также обосновывает цену аренды путем предоставления сведений об арендной плате у других арендодателей за аналогичное помещение.

Еще хотелось бы обратить внимание на норму, содержащуюся в ч. 5 ст. 529 ГК РФ.

Когда исполнитель уклоняется от заключения договора, заказчик имеет право обратиться в судебный орган с требованием по понуждению исполнителя к заключению контракта на условиях разработанного им проекта.

Для конкурентных процедур в Законе о контрактной системе прописаны случаи, считающиеся уклонением победителя процедуры от заключения контракта. Таких случаев всего два: ненаправление в установленный срок подписанного проекта контракта заказчику и непредставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. В этим случаях заказчик отказывается от подписания контракта с победителем процедуры и предлагает заключить его участнику, занявшему второе место. Если второй участник отказался либо участников больше нет, заказчик проводит процедуру заново.

Для случаев заключения контракта с единственным поставщиком возможно и обращение в суд с целью понуждения поставщика заключить контракт. Вместе с тем, судом такие дела разрешаются исходя из общих принципов и положений гражданского законодательства, не ставя в приоритет статус государственного заказчика.

Этому имеется подтверждение и в судебной практике.

Например, по делу № А16–1012/2015, рассмотренного Арбитражным судом Еврейской автономной области.

Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» о понуждении заключить государственный контракт об оказании услуг физической охраны административного здания.

Истец, полагая, что ответчик обязан подписать государственный контракт об оказании услуг физической охраны административного здания, и обратился в суд с настоящим иском.

В решении суд указал, что по общему правилу, изложенному законодателем в ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Обязанность ответчика заключить государственный контракт на охрану административного здания истца предусмотрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р.

Ответчиком представлен в суд действующий, подписанный сторонами, государственный контракт от 01.07.2015 № 59 об оказании услуг по централизованной (технической) охране, со сроком действия по 31.12.2015 года.

Истец, настаивая на физической охране административного здания, не указывает каким нормативным актом и в каких, конкретных случаях предусмотрена обязательная для ответчика физическая охрана административного здания истца.

В письме Главного управления вневедомственной охраны от 21.08.2015 № 36/2612, которое представлено в суд ответчиком, сообщается, что «В соответствии с решением Президента Российской Федерации В. В. Путина № Пр-1646 от 12.08.2015 охрана зданий органов прокуратуры постами полиции будет осуществляться только на территории Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым и г. Севастополя. Охрана остальных объектов указанной категории в иных субъектах Российской Федерации должна осуществляться с помощью технических средств охраны и реагированием нарядами полиции на поступающие с них тревожные сообщения».

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения предъявленного иска [4].

Шестой Арбитражный апелляционный суд оставил данное решение без изменений.

Читайте также:  Участие в бумажном запросе котировок по 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию