Протокол об отказе от заключения государственного (муниципального) контракта с победителем определения поставщика – образец

Протокол об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Протокол об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

vtlk » 22 янв 2019, 22:39

Уважаемые участники форума правомерны ли действия заказчика и чем оперировать при написании жалобы? В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2019г. № 0172300002818000035-3, заявка с ИНЗ EA-20014 признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и победителем электронного аукциона было признано Общественное движение Санкт-Петербурга «Народные эксперты», ИНН 7842291681.
11 января 2019 года заказчиком был направлен проект контракта.
15 января 2019 года подписываем усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ (платежное поручение № )подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
22 января 2019 г. Заказчик формирует Протокол об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) оперируя доводами представленными ниже.
В соответствии с частью 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные,
жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства,
саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения
профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово–промышленные палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющиеся юридическими лицами);
14) государственных корпораций;
15) нотариальных палат.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52 ГК РФ), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, некоммерческая организация может осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая прямо связана с целями ее создания.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, согласно пункту 11 части 1 указанной статьи должно быть установлено следующее требование:
– Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Единые требования к участникам закупки, включая указанное выше требование, были установлены в пункте 6.2 Информационной карты аукциона (Часть II документации об электронном аукционе).
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, Заказчику вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, информация и электронные документы Движения, в том числе Устав Общественного движения Санкт-Петербурга «Народные эксперты» (ИНН 7842291681), утвержденный Общим собранием учредителей от 12.05.2014г. (Протокол № 1), с изменениями, внесенными Общим собранием участников от 27.09.2016г. (Протокол № 2).
Пунктом 2 Устава Движения определены цели и виды деятельности Движения. При этом, ни в пункте 2 Устава Движения, ни в иных разделах Устава Движения не определено, что Движение может осуществлять приносящую доход деятельность для достижения целей, ради которых создано Движение, и что такая деятельность соответствует указанным целям. Перечня таких видов деятельности Уставом Движения также не установлено.
В связи с чем Общественное движение Санкт-Петербурга «Народные эксперты» не имеет права осуществлять приносящую доход деятельность, следовательно, не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и (требованию подпункта 7 пункта 6.2 Информационной карты Часть II документации об электронном аукционе) об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение частника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь частью 9 статьей 31 Закона № 44-ФЗ, статьей 50 ГК РФ, статьей 24 Закона о некоммерческих организациях, отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Общественным движением Санкт-Петербурга Народные эксперты» (ИНН 7842291681).

В соответствии с п.п 8 Части II, Информационной карты аукциона, заказчиком установлено ограничение: участником закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с п.п 19 Части II, Информационной карты аукциона, заказчиком установлено: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию. Декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям «Указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки». Участником закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе во второй части заявки было продекларировано с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, а том что наша компания относится «к социально ориентированным некоммерческим организациям»

Также данный протокол не подписан не членами комиссии не ответственным должностным лицом имеет ли такой документ под собой юридическую силу?

Как отказаться от заключения контракта

Суть и принципы отказа от заключения контракта

Закон о контрактной системе дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (ч. 9 и ч. 10 ст. 31). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (п. 4 ст. 54), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (п. 13 ст. 70). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта (ст. 77).
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (ч. 5 ст. 96). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (ч. 2 ст. 37), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).
Читайте также:  Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика и исполнителя?

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Примерная форма протокола об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Протокол об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Место составления протокола: [ вписать нужное ]

Дата составления протокола: [ число, месяц, год ]

Время составления протокола: [ часы, минуты ]

Заказчик: [ полное наименование юридического лица ]

Номер извещения: [ вписать нужное ]

Наименование размещения заказа: [ вписать нужное ]

Предмет контракта: [ вписать нужное ]

Дата и номер итогового протокола: [ вписать нужное ]

Победителем определения контрагента признан [ полное наименование юридического лица/Ф. И. О. победителя ], юридический адрес/место жительства: [ вписать нужное ], ИНН [ значение ], КПП [ значение ], регистрационный номер заявки: [ значение ].

После определения победителя Заказчиком был установлен факт [ вписать нужное: 1) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) проведения ликвидации участника закупки – юридического лица и наличия решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица/индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3 приостановления деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) наличия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) наличия у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также применения в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 6) привлечения участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 7) необладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 8) наличия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов; 9) участник закупки является офшорной компанией; 10) отсутствия у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта; 11) отсутствия у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 12) отсутствия у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 13) отсутствия у участника закупки необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта; 14) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в заявке на участие в конкурсе/аукционе; 15) отсутствия регистрации предельной отпускной цены лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки; 16) превышения предлагаемой участником закупки цены закупаемых лекарственных препаратов их предельной отпускной цены, при условии отказа участника закупки от снижения предлагаемой цены при заключении контракта ].

Читайте также:  Учет налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет при осуществлении закупок у физического лица

Данный факт подтверждается [ наименование и реквизиты документов ].

На основании изложенного и руководствуясь положениями частью 9 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Заказчик отказывается от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Настоящий протокол составлен в двух экземплярах, один из которых хранится у Заказчика, а второй в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется лицу, с которым Заказчик отказывается заключить контракт.

Настоящий отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть обжалован таким победителем в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма протокола об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Разработана: Компания “Гарант”, август 2018 г.

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

    Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.
  • Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

    В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

    Порядок отказа от заключения контракта

    Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

      При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание – причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

    К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  • Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  • После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.
  • Обжалование отказа в контролирующих органах

    Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

    Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

    Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин. В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

    В каких случаях заказчик и поставщик могут отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ? Возможные последствия отказа

    Отказ от подписания государственного контракта может быть инициирован как заказчиком, так и поставщиком. Заказчик вправе отказаться от подписания договора при наличии веских оснований, тогда как поставщик в большинстве случаев будет считаться уклонившимся от подписания контракта и попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
    • +7 (499) 110-33-98 –Москва
    • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

    Отказ поставщика от заключения контракта

    При подаче заявки на участие поставщику всегда следует помнить о том, что он может стать победителем и ему придется подписывать государственный контракт. Заявка участника может оказаться единственной, остальные заявки могут быть отозваны или отклонены. Поэтому если поставщик посчитал условия контракта невыгодными, то ему стоит заранее побеспокоиться об отзыве своей заявки.

    Если поставщик победил в конкурсе, аукционе или запросе предложений, то он берет на себя обязательство подписать контракт. Такая ситуация не всегда запланирована: поставщик мог подать заявку на участие в электронном аукционе не с целями последующего исполнения контракта, а чтобы увидеть данную процедуру изнутри (как подаются заявки и конкурируют между собой участники).

    По нормам 44-ФЗ поставщик даже может не участвовать в торгах, не сделать ни одной ставки, но все равно победит в закупке, и заказчик отправит ему госконтракт на подписание. В ходе электронного аукциона такое возможно, если никто не принял участие в торгах (побеждает заявка, поданная первой по времени), или когда все остальные вторые части заявок были отклонены.

    В запросе предложений может победить поставщик, который сделал лучшее предложение по цене на первом этапе, даже если он не улучшал свое ценовое предложение на втором этапе закупки. В конкурсе не предусмотрено дополнительных этапов и заявки оцениваются сразу на соответствие требованиям и предложенным условиям.

    Читайте также:  Сроки направления и размещения в ЕИС информации о контрактах по 44 ФЗ

    Такие причины, как изменение условий реализации контракта (например, резкое изменение курса валюты, который делает поставку импортного товара невыгодным) или выявление условий, которые не может исполнить поставщик в рамках госконтракта, не являются вескими основаниями для отказа в реализации контракта.

    Заставить подписать контракт заказчик поставщика не вправе, но если победитель не подпишет контракт в положенные сроки, то ему грозит:

    1. Утрата обеспечения заявки на участие.
    2. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр сделает практически невозможным дальнейшее участие в государственных и муниципальных закупках, так как требование об отсутствии участника в реестре содержится практически во всех закупках для государственных и муниципальных нужд.

    Чтобы этого не допустить, поставщику стоит внимательно следить за ходом закупки, всеми изменениями в закупочную документацию и своевременно отзывать при необходимости свою заявку на участие.

    К уклонистам от подписания государственного контракта, в отношении которых применяются все установленные контрактной системой санкции, приравниваются также те участники, которые не уложились в установленные временные рамки для подписания государственного контракта, не внесли установленное закупочной документацией обеспечение по контракту или не направили заказчику нужные для подписания контракта документы.

    По результатам запроса котировок обязанность подписать контракт может быть возложена на участника, который занял второе место, а не только на победителя закупки (если победитель откажется от подписания). За отказ в подписании контракта ему грозит попадание в РНП.

    Таким образом, во всех конкурентных закупках подписать контракт обязан только победитель, для других участников этот вопрос решается по их усмотрению. Тогда как в запросе котировок применяется другой порядок, и контракт обязан подписать и участник, ставший вторым.

    Процедура отказа от контракта

    Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях и без применения к нему санкций в ограниченных случаях. Например, если основанием для отказа послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы. К числу последних по нормам Гражданского кодекса можно отнести стихийные бедствия, катаклизмы, катастрофы, забастовки, войны и пр.

    Порядок действий поставщика зависит от причины отказа от подписания договора

    1. Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он уведомляет об этом заказчика в течение 1 дня в письменном формате. Форма уведомления является произвольной и должна содержать причину отказа от подписания договора и реквизиты закупки. Документ передается лично заказчику или направляется ему почтой.
    2. Если поставщику удалось договориться с заказчиком о необходимости отказа от реализации контракта, то он может первоначально подписать договор, а затем стороны расторгнут его по соглашению сторон.
    3. Если поставщик не хочет подписывать договор из-за неточностей, которые содержит договор, то ему следует в установленные для подписания сроки направить заказчику протокол разногласий. Заказчик может согласиться с поставщиком и внести изменения в контракт.

    Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

    Для заказчика передача сведений о поставщике, который уклонился от подписания контракта, является обязательной.

    Если поставщику удастся доказать, что в неподписании контракта нет его вины, то его исключат из реестра. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику нужно обратиться с жалобой в ФАС или направить исковое заявление в суд.

    Отказ заказчика от заключения контракта

    Основания для отказа заказчика от контракта законодательно ограничены и включают в свой состав:

    1. Поставщик своевременно не предоставил обеспечение исполнения государственного контракта. В таком случае заказчик не только вправе, но и обязан отказать поставщику в подписании контракта. Частной причиной для отказа может стать и предоставление поставщиком банковской гарантии, которая не соответствует требованиям 44-ФЗ (например, она выдана банком, который не содержится в установленном реестре организаций, выдающих гарантии для реализации государственных контрактов).
    2. Заказчик пришел к выводу, что победитель не соответствует требованиям закупки (единым или дополнительным), только после проведения закупки. Такая ситуация встречается весьма часто: так как поставщику достаточно только задекларировать свое соответствие требованиям, а на проверку всей информации заказчику может не хватить времени.
    3. Есть еще один частный случай для отказа от подписания контракта на законных основаниях. При закупке лекарственных средств, если предельная цена лекарств не была зарегистрирована в специальном реестре, либо цена по реестру оказалась ниже предложенной поставщиком, а тот не хочет идти на уступки и снижать цену.

    Перечень указанных оснований для отказа от подписания договора является исчерпывающим.

    Сведения в РНП передаются заказчиком только по первому основанию для отказа от контракта. В остальных случаях с поставщиком просто не подписывают контракт и возвращают ему обеспечение заявки в течение 5 дней после того, как протокол был опубликован.

    Заказчик может отказать участнику в подписании контракта, если станет известно, что участник не соответствует обязательным требованиям. К ним относят следующие:

    1. В отношении участника закупки не была инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Также деятельность данной организации не может быть приостановлена по нормам КоАП по ст. 3.12.
    2. У участника не может быть задолженности за предыдущий год по налогам и сборам, а также прочим обязательным платежам. Отказать в подписании закупки заказчик вправе, если долги участника перед бюджетами всех уровней превысили 25% балансовой стоимости активов. В случае если участник подал заявление о признании налоговой задолженности, не обоснованной до подачи заявления, то он считается исполнившим требования законодательства, и заказчик не может уклониться от подписания контракта.
    3. Если результатом исполнения контракта является приобретение прав интеллектуальной собственности, то у исполнителя должны быть такие права.
    4. Руководящий состав поставщика не должен иметь судимости за экономические преступления, либо судимость должна быть снята или погашена.
    5. Между участниками закупки и государственными заказчиками должны отсутствовать связи, которые является причиной конфликта интересов.

    Правовыми нормами, закрепленными Правительством, могут устанавливаться дополнительные требования к поставщикам, при несоблюдении которых заказчик может отказаться от контракта. Обычно такие требования предъявляются при закупках в форме конкурса. Так, заказчиком могут быть установлены следующие требования:

    1. О наличии у поставщика должного объема финансовых ресурсов, которые нужны для исполнения контракта.
    2. О наличии основных средств и оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых недопустимо качественное выполнение работ и услуг.
    3. О наличии в штате квалифицированного персонала, который допускается задействовать в процессе выполнения работ.
    4. О наличии положительной деловой репутации или должного опыта работы.

    Если исполнителем были предоставлены недостоверные сведения по своему соответствию дополнительным требованиям, то заказчик имеет право отказаться от подписания контракта с победителем.

    Также если заказчик установил требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, то включение победителя в такой реестр после торгов дает заказчику право на законных основаниях отказаться от подписания контракта.

    Заказчик может предъявить дополнительные требования при специфичных закупках (например, при подписании контракта на оказание аудиторских услуг).

    Все требования в обязательном порядке должны быть перечислены в извещении о проведении закупки или конкурсной документации. Отсутствие в тендерных документах полного спектра требований является нарушением и не дает заказчику права отказать в подписании договора по не указанным им требованиям.

    Процедура отказа от подписания контракта

    При наличии у заказчика веских оснований для отказа подписать контракт он обязан действовать в порядке, установленном в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ. Алгоритм действий будет следующим:

    1. При принятии решения об отказе заказчик обязан сформировать соответствующий протокол и разместить его в ЕИС в течение рабочего дня с даты подписания данного документа. В протоколе перечисляют дату и время его подготовки, реквизиты исполнителя и перечень оснований для отказа в подписании контракта. К нему также прилагаются подтверждающие документы.
    2. Уведомление участнику в виде копии экземпляра протокола об отказе от подписания контракта направляется в течение 2 рабочих дней после подписания протокола.
    3. При необходимости заказчик возвращает победителю обеспечение заявки.

    Если поставщик не внес обеспечение, то он признается уклонившимся автоматически и заказчику не нужно придерживаться перечисленного выше порядка действий. Заказчик может предложить второму участнику подписать с ним контракт.

    Право исполнителя контракта на обжалование отказа заказчика

    На основании 44-ФЗ заказчик наделен правом отказа от подписания контракта с победителем уже после завершения торгов. При этом отказ от закупки допустим в исключительных случаях.

    Жалоба в антимонопольный орган передается в случае, если еще не истекли сроки для подписания контракта. Если указанные сроки прошли, то обжаловать действия заказчика можно только в судебном порядке.

    Жалоба передается в письменном виде и содержит все необходимые сведения относительно того, почему победитель закупки считает действия заказчика противоправными. К ней необходимо приложить комплект подтверждающих документов: в частности, копию протокола определения победителя или протокола отказа от подписания контракта.

    Последствия для заказчика

    В случае если заказчик на законных основаниях отказался подписывать государственный контракт, то никаких последствий для него не наступает. При уклонении заказчика от подписания договора ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его привлекает ФАС по результатам внеплановой проверки. К незаконному уклонению заказчика от подписания контракта приравнивается неразмещение в ЕИС проекта государственного контракта в установленные законом сроки или пропуск сроков для подписания договора со своей стороны.

    Таким образом, заказчик по положениям 44-ФЗ наделен правом отказаться от подписания контракта, но в строго ограниченных случаях. Помимо этого, отказ должен быть мотивирован и содержать указание на причины принятого решения. Поставщику в большинстве случаев за отказ от подписания контракта после признания его победителем грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы или по решению суда.


    Ссылка на основную публикацию