Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок по 44 ФЗ

Уклонение от заключения договора по запросу котировок

На запрос котировок была подана только одна котировочная заявка (признанная удовлетворяющей), запрос котировок признали не состоявшимся, решением комиссии решили заключить договор с единственным поставщиком с единственной организацией заявившейся на запрос котировок, протокол был размещен, единственный поставщик уклоняется от заключения договора (т.к. у него нет ресурсов для выполнении договора) каким образом разорвать с ним обязательства и отобразить это на эл.площадке?

Ответы юристов ( 2 )

Если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя процедуры от заключения контракта документы (ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ)

Соответственно, в случае уклонения единственного участника закупки, подавшего заявку на участие в запросе котировок, от заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан направить соответствующие сведения для включения в Реестр.

Законом N 44-ФЗ не предусмотрено оформление каких-либо дополнительных документов при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта.

Поэтому на электронной площадке какие-либо другие документы размещать не нужно. По процедуре у вас уже размещен протокол о признании запроса котировок несостоявшимся. Сведения о контракте не вносятся, т.к. контракт не заключается

в соответствии с положениями статьи 79 44-фз 1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93настоящего Федерального закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 6 статьи 77 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;

в соответствии со ст. 104 44-фз 5. В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

13. Контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

вы направляете победителю два экземпляра контракта и один протокола в соответствии с п. 8 ст. 78 44-ФЗ. если он не подписывает его, то по истечении 20 дневного срока с даты подписания протокола, он признается уклонистом. как в вашей организации это происходит я не знаю, у нас издается приказ. а там РНП, возможно даже взыскание убытков, если по результатам закупки контракт будет заключен по более высокой цене и т.д.

Заключение контракта по итогам запроса котировок 44-ФЗ

Запрос котировок по праву считается самой быстрой и простой закупочной процедурой. Она не предусматривает проведения торгов, а процесс подготовки и рассмотрения заявок занимает не более недели. По итогам запроса котировок между победителем и заказчиком должен быть заключен контракт. При этом необходимо соблюдать определенный порядок, предусмотренный статьей 78 44-ФЗ. Рассмотрим его подробнее.

Действия заказчика при заключении контракта

После того как заказчик представил на всеобщее обозрение финальный протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, начинается стадия формирования контракта. Заказчик обязан подготовить проект документа и предоставить его поставщику на подпись.

Контрактный управляющий заказчика самостоятельно заполняет все недостающие сведения в проекте контракта. Спецификация, которая становится неотъемлемой частью договора, должна содержать в себе сведении из заявки участника. Должностное лицо заказчика может также попросить поставщика заполнить проект контракта. Но напрямую такое правило законом не предусмотрено.

Когда поставщик отказывается подписывать договор, он признается уклонившимся. В этом случае заказчик должен собрать все необходимые сведения и передать их в реестр недобросовестных поставщиков. Если заказчик несет какие-либо материальные убытки, он получает право потребовать в суде взыскание их с виновника.

Действия поставщика при заключении договора

После того как поставщик признан победителем и получил от заказчика проект контракта он должен осуществить следующие действия:

  1. Проверить правильность заполнения контракта и спецификации к нему. В случае выявления неточностей, известить об этом представителя заказчика.
  2. Завизировать контракт подписью руководителя компании и печатью при ее наличии.
  3. Подготовить выписку из ЕГРЮЛ или копию этой выписки, которая заверена у практикующего нотариуса. Она должна быть выписана не ранее, чем за полгода до момента опубликования в сети извещения о реализации запроса котировок. Если поставщик является юридическим лицом, зарегистрированным в иностранном государстве, то он обязан предоставить заверенный перевод на русский язык документ о государственной регистрации компании.
  4. Заказчик имеет право прописать в извещении о реализации запроса котировок требования о внесении обеспечения исполнения контракта. В этом случае поставщик должен перевести на расчетный счет заказчика сумму, указанную в извещении, или получить банковскую гарантию. Порядок предоставления обеспечения и требования к банковской гарантии точно такие же, как при осуществлении электронного аукциона.
  5. Передать заказчику подписанный контракт вместе с выпиской ЕГРЮЛ. Не предоставление поставщиком сведений о государственной регистрации считается основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в РНП. Одновременно с этим поставщик должен передать документ, подтверждающий внесение им обеспечения исполнения контракта. Это может быть платежное поручение или банковская гарантия.

После того как контракт завизирован обеими сторонами начинается период его исполнения. Сроки выполнения обязательств отсчитываются от суток, следующих за датой подписания контракта, указанной в тексте документа.

Регламентированные сроки

Согласно части 13 статьи 78 44-ФЗ контракт по результатам запроса котировок должен быть заключен не ранее, чем через календарную неделю с даты публикации в сети протокола оценки заявок. Общий срок оформления договора не может также превышать 20 дней .

Часть 15 статьи 78 44-ФЗ предусматривает, что при наличии судебного акта или возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют заключению контракта стороной в установленные законом сроки, она обязана известить об этом другую сторону в течение суток. Пи этом срок подписания договора замораживается до тех пор, пока обстоятельства не изменятся. Как только ситуация нормализуется сторона обязана известить об этом другую сторону в однодневный срок.

Ответственность за нарушения при заключении контракта

Если поставщик не уклоняется от подписания договора и предоставляет заказчику все необходимые документы, то за соблюдением дальнейшей процедуры должен следить контрактный управляющий. За нарушение регламентированного срока визирования контракта на него возлагается штраф в размере 50 тысяч рублей.

Иногда в ходе проверок выясняется, что при заключении контракта были изменены его существенные условия, например, цена или сроки исполнения. В этом случае организация-заказчик должна будет выплатить в качестве штрафа 200 тысяч рублей, а контрактный управляющий – 20 000 рублей.

Все правила заключения договора между сторонами по результатам проведения запроса котировок являются обязательными к исполнению. Нарушением норм законодательства влечет за собой ответственность. На представителя заказчика накладывается штраф в размере до 20 000 рублей.

Уклонение от заключения Контракта: последствия для заказчиков и участников закупки

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Читайте также:  Преференции участникам закупок по 223-ФЗ

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Судебно-арбитражная практика

В заключении рассмотрим примеры из cудебно-арбитражной практики.

Предоставление участником обеспечения исполнения Контракта по частям не может рассматриваться как уклонение от заключения Контракта

Победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению студенческих билетов и зачетных книжек перевел сумму обеспечительного платежа двумя частями. Вторая часть суммы поступила на расчетный счет государственного заказчика в последний день регламентируемого срока подписания государственного контракта на электронной площадке.

Государственным заказчиком на электронной площадке был опубликован протокол о признании победителя уклонившимся от подписания контракта и отказе в заключении контракта. Жалоба победителя аукциона в антимонопольный орган была признана необоснованной.

Победитель аукциона обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, и требования заявителя были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа — без удовлетворения, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность направления суммы обеспечения контракта одним платежом.

(См. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу № А07-19042/2014 — вложение № 1)

Обязанность заказчика заключать контракт даже в случае, если контракт не обеспечен финансированием

Заказчиком был проведен электронный аукцион на заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту электрической проводки. В связи с тем, что ООО была подана единственная заявка, аукцион был признан не состоявшимся, и у Заказчика возникла обязанность заключить договор с ООО как с единственным участником аукциона.

Однако в дальнейшем Заказчик отказался от заключения договора, мотивируя отказ отсутствием бюджетного финансирования. ООО действия Заказчика обжалованы в судебном порядке, и судом заявленные требования были удовлетворены, так как недостаточность бюджетного финансирования не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения контракта, закрепленный в ч. 9 ст. 31 ФЗ № 44.

(См. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2015 по делу №А42-8181/2014 — вложение № 2)

Энциклопедия решений. Заключение контракта по результатам “бумажного” запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса котировок от заключения контракта

Заключение контракта по результатам запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса котировок от заключения контракта

По общему правилу, следующему из ч.ч. 8, 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, контракт по результатам запроса котировок заключается с победителем данной процедуры.

В силу ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ победителем запроса котировок (далее – победитель) признается участник, подавший заявку на участие в запросе котировок (далее – заявка), которая отвечает следующим условиям:

– соответствует всем требованиям, установленным в извещении;

– содержит наиболее низкую цену товара, работы или услуги.

Читайте также:  Комиссия отклонила заявку в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника

При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками победителем признается участник, заявка которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Отметим, что наименее низкая цена должна определяться по сумме, подлежащей уплате по контракту, независимо от включаемых в нее налоговых платежей, в том числе НДС. Применительно конкретно к запросу котировок на это указывается, например, в письме Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2727. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в него, то есть, как следует по контексту, в проект контракта, прилагавшийся к извещению о проведении запроса котировок (далее – извещение) согласно ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в заявке. Этот проект в силу той же нормы передается победителю запроса котировок вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок в течение 2 рабочих дней с даты подписания указанного протокола.

Контракт, в силу ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Из ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что победитель обязан представить заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении . Представляется очевидным, что при установлении данного срока заказчик должен учитывать требования ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, а также возможность возникновения необходимости заключения контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения от заключения контракта победителя.

В случае, если победитель не представил подписанный им проект контракта и (для юридического лица) вышеназванные документы в указанный срок, он в соответствии с ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.

В случае признания победителя уклонившимся от заключения контракта, как указано в ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложившим такую же, как и победитель, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем условия, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Согласно ч. 14 ст. 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке:

– участника, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя от заключения контракта.

И для заказчика, и для участника заключение контракта на указанных выше условиях обязательно. Иными словами, заказчик обязан направить участнику проект контракта именно с такими условиями, а участник не вправе предлагать изменить эти условия путем представления протокола разногласий.

Однако представление протокола разногласий не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ и для случаев, когда проект контракта составлен заказчиком с отклонением от условий, установленных извещением и заявкой участника. В такой ситуации, по нашему мнению, участник может требовать направления заказчиком надлежащего проекта контракта путем обжалования действий заказчика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

Официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.

Также отметим, что согласно ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик должен отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Такой протокол должен содержать следующую информацию:

– о месте и времени его составления;

– о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;

– о факте, являющемся основанием для такого отказа;

– реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю, с которым заказчик отказался заключать контракт (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Отказ от заключения контракта с победителем может быть обжалован таким победителем в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 15 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Каков алгоритм действий для работы по включению организации в реестр недобросовестных поставщиков и заключению контракта со вторым участником?

Консультация предоставлена 22.04.2015 г.

В заявке на участие в запросе котировок исполнитель указал не свои реквизиты (указаны контактный телефон и адрес электронной почты другой организации), дозвониться до него невозможно, на связь он сам не выходит. При вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе и направлен на адрес электронной почты, указанный в заявке, победителю запроса котировок.

Каков алгоритм действий для работы по включению его в реестр недобросовестных поставщиков и заключению контракта со вторым участником?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Победитель запроса котировок может считаться уклонившимся от заключения контракта по истечении указанного в извещении срока с момента направления заказчиком протокола рассмотрения заявок с проектом контракта по адресу, указанному в котировочной заявке.

После этого заказчик вправе заключить контракт со вторым участником запроса котировок.

Сведения о победителе запроса котировок, уклонившемся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок возможно лишь в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон N 44-ФЗ).

Представляется, что для такого признания необходимо, чтобы заказчиком была соблюдена вся процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации при вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе, проект контракта был направлен на адрес электронной почты, указанный участником в заявке.

Вместе с тем, как указано ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, протокол рассмотрения и оценки заявок с приложением проекта контракта должен быть передан победителю запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты его подписания. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.

Сведения на участие в запросе котировок

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ заявка юридического лица на участие в запросе котировок должна содержать его наименование, место нахождения, а также банковские реквизиты. Однако, в отличие от конкурса и аукциона (ч. 3.1 ст. 53, ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), указание участником закупки недостоверных сведений о себе в котировочной заявке не является основанием для отстранения такого участника от участия в запросе котировок (отказа в приеме заявки, возврата заявки без рассмотрения).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается в частности на положениях Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из изложенного, на наш взгляд, следует, что протокол с приложением проекта контракта (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) должен быть направлен котировочной комиссией по адресу, указанному участником запроса котировок в котировочной заявке. Риск неполучения протокола в этом случае несет участник, указавший неверный адрес. Документы необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо, если имеется такая возможность, зарегистрировать письмо с приложением этих документов как входящую корреспонденцию по указанному адресу. При этом доказательством передачи будут являться либо возвращенные документы с пометкой почтовой организации об отсутствии адресата, либо его подпись в получении корреспонденции в уведомлении о вручении, либо отметка о получении входящей корреспонденции.

Далее, если победитель запроса котировок все же не представит заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, он будет признан уклонившимся от заключения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит положений о порядке признания такого победителя уклонившимся от заключения контракта, совершать какие-либо действия заказчику не требуется. Из буквального прочтения ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что при наличии такого формального обстоятельства, как неполучение заказчиком в срок подписанного контракта, победитель запроса котировок признается уклонившимся “автоматически” и сведения о нем должны быть направлены в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем полагаем, что в целях документального подтверждения факта уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта целесообразно оформить соответствующий протокол в свободной форме.

После признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ):

– обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;

– заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта;

– при отсутствии этого участника заключить контракт с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене, следующее после предложенного победителем, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок;

– в случае уклонения этих участников от заключения контракта, которое является для них обязательным, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Отметим, что срок подписания контракта, указанный в извещении о проведении запроса котировок, в пределах промежутка времени, определенного в соответствии с п. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ (не менее семи и не более двадцати дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок), устанавливается только для случая подписания контракта с победителем запроса котировок. Срока же подписания контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения победителя от заключения контракта Законом N 44-ФЗ не установлено. Полагаем, заказчик вправе заключить контракт в таком случае в любой срок после признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

Контролирующие органы, применяя ранее сходные положения утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, признавали, что в случае уклонения победителя заключение контракта с иным участником должно осуществляться в те же сроки, исчисляемые по аналогии (ст. 6 ГК РФ) со дня принятия решения об уклонении победителя от заключения контракта (смотрите, например, решение Федеральной антимонопольной службы от 10.06.2011 N К-1159/11).

Сроки подписания контракта с иным участником могут быть указаны в извещении о проведении запроса котировок (смотрите, например, п. 12 Приложения N 1 к приказу Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2011 N 588 “О размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию множительной техники, многофункциональных устройств и принтеров для нужд Федерального агентства по рыболовству”).

К сожалению, разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов по данному вопросу нам найти не удалось, отсутствует и соответствующая судебная практика. За официальными разъяснениями можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа – Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником заказчик направляет в целях внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, далее – Правила).

Антимонопольный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (п. 11 Правил). Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если в результате проведенной проверки антимонопольным органом будут установлены факт уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2014 N Ф01-5070/2014 по делу N А29-3152/2014).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

Разберем правила з аключения контракта по результатам любой электронной процедуры.

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником. В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протокол

Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи. Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.

5 дней с даты размещения проекта контракта

У победителя два варианта:

    Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование.

Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).

Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.

Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.

  • Разместить протокол разногласий.
  • Дальше заказчик действует по ситуации:

    Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

    • новый вариант контракта с учетом исправлений,
    • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью ( ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

    В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

    Если протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

    Если победитель уклоняется от заключения контракта

    Победителя признают уклонившимся, если он:

    • не подписал контракт и не направил протокол разногласий в срок,
    • не предоставил обеспечение контракта,
    • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

    Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

    • о месте и времени его составления,
    • о победителе-уклонисте,
    • основание для такого признания,
    • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

    При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

    Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

    Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

    • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
    • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.
    • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

    Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

    Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

    Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

    Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

    Читайте также:  Доверенность на участие в аукционе по определению поставщика
    Ссылка на основную публикацию