Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса предложений

Энциклопедия решений. Заключение контракта по итогам “бумажного” запроса предложений по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса предложений от заключения контракта, отказ заказчика от заключения контракта

Заключение контракта по итогам запроса предложений по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса предложений от заключения контракта, отказ заказчика от заключения контракта

Порядок заключения контракта по результатам проведения запроса предложений регламентирован ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

По итогам запроса предложений контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений (далее – победитель) (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Напомним, что в случае отсутствия окончательных предложений, поданных участниками на следующий день после проведения запроса предложений, окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений (ч. 14 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания этого протокола.

Из указаний ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ относительно заключения контракта при уклонении победителя от его заключения можно сделать вывод, что проект контракта составляется заказчиком путем включения условий, предложенных победителем в окончательном предложении, в проект контракта, прилагавшийся к документации о проведении запроса предложений (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Отсюда следует и что изначально проект контракта должен направляться заказчиком победителю.

Внимание

Сроки направления проекта контракта заказчиком и возвращения победителем подписанного проекта контракта заказчику законом не установлены. По нашему мнению, указанные сроки могут быть определены документацией о проведении запроса предложений в рамках описания порядка проведения запроса предложений (п. 5 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), поскольку запрос предложений, как и любой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) заканчивается именно заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Однако официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данное мнение, нам найти не удалось. Соответственно, возможно, что такое установление указанных сроков повлечет претензии со стороны контролирующих органов, а в таком случае окончательно решить данный вопрос сможет только суд. Полагаем, что в любом случае – при установлении сроков в документации или при решении вопроса о сроках направления проекта контракта, когда этот вопрос не урегулирован документацией, заказчик должен руководствоваться соображениями разумности, достаточности времени для получения победителем проекта контракта, его подписания и передачи обратно заказчику в течение срока, установленного ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (20 дней).

Заметим, что нормами Закона N 44-ФЗ представление протокола разногласий победителем не предусмотрено, в том числе и для случаев, когда проект контракта составлен заказчиком с отклонением от условий, установленных извещением (а также, как следует из сказанного выше, – документации и прилагаемого к ней проекта контракта) и окончательным предложением участника. В такой ситуации, по нашему мнению, победитель может требовать направления заказчиком надлежащего проекта контракта путем обжалования действий заказчика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.

Следует также учитывать, что контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Подробно такие случаи рассмотрены в отдельных материалах.

Как указано в ч. 21 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 83 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, то есть, очевидно, победитель не представил в установленный срок подписанного им контракта и (или), если такое требование установлено, обеспечения исполнения контракта, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер (далее – “второй” участник). В случае согласия “второго” участника заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Как видим, заключение контракта для “второго участника является правом, а не обязанностью.

Также заметим, что исходя из ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик должен отказаться от заключения контракта с победителем. Заключения контракта со “вторым” участником в этом случае законом не предусмотрено.

Решение об отстранении участника от участия в запросе предложений или отказ от заключения контракта с победителем запроса предложений могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем запроса предложений по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о:

– месте и времени его составления;

– лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;

– факте, являющемся основанием для отказа от заключения контракта;

– реквизитах документов, подтверждающих такой факт.

Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю запроса предложений.

Следует учитывать, что за нарушение сроков размещения в ЕИС протоколов предусмотрена административная ответственность (ч.ч. 1.2, 1.3, 3 ст. 7.30 КоАП РФ). Административная ответственность установлена и за размещение в ЕИС протоколов с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, не связанных со сроками размещения (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ). Кроме того, нарушение требований к содержанию протоколов и к срокам подписания протоколов может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 2.1, 13 и 14 ст. 7.30 КоАП РФ.

Уклонение от заключения Контракта: последствия для заказчиков и участников закупки

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Читайте также:  Заключение заказчиком договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Судебно-арбитражная практика

В заключении рассмотрим примеры из cудебно-арбитражной практики.

Предоставление участником обеспечения исполнения Контракта по частям не может рассматриваться как уклонение от заключения Контракта

Победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению студенческих билетов и зачетных книжек перевел сумму обеспечительного платежа двумя частями. Вторая часть суммы поступила на расчетный счет государственного заказчика в последний день регламентируемого срока подписания государственного контракта на электронной площадке.

Государственным заказчиком на электронной площадке был опубликован протокол о признании победителя уклонившимся от подписания контракта и отказе в заключении контракта. Жалоба победителя аукциона в антимонопольный орган была признана необоснованной.

Победитель аукциона обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, и требования заявителя были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа — без удовлетворения, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность направления суммы обеспечения контракта одним платежом.

(См. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу № А07-19042/2014 — вложение № 1)

Обязанность заказчика заключать контракт даже в случае, если контракт не обеспечен финансированием

Заказчиком был проведен электронный аукцион на заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту электрической проводки. В связи с тем, что ООО была подана единственная заявка, аукцион был признан не состоявшимся, и у Заказчика возникла обязанность заключить договор с ООО как с единственным участником аукциона.

Однако в дальнейшем Заказчик отказался от заключения договора, мотивируя отказ отсутствием бюджетного финансирования. ООО действия Заказчика обжалованы в судебном порядке, и судом заявленные требования были удовлетворены, так как недостаточность бюджетного финансирования не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения контракта, закрепленный в ч. 9 ст. 31 ФЗ № 44.

(См. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2015 по делу №А42-8181/2014 — вложение № 2)

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

Разберем правила з аключения контракта по результатам любой электронной процедуры.

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником. В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протокол

Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи. Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.

5 дней с даты размещения проекта контракта

У победителя два варианта:

    Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование.

Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).

Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.

Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.

  • Разместить протокол разногласий.
  • Дальше заказчик действует по ситуации:

    Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

    • новый вариант контракта с учетом исправлений,
    • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью ( ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

    В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

    Если протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

    Если победитель уклоняется от заключения контракта

    Победителя признают уклонившимся, если он:

    • не подписал контракт и не направил протокол разногласий в срок,
    • не предоставил обеспечение контракта,
    • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

    Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

    • о месте и времени его составления,
    • о победителе-уклонисте,
    • основание для такого признания,
    • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

    При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

    Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

    Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

    • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
    • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.
    • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

    Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

    Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

    Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

    Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

    Можно ли избежать ответственности за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ? Последствия уклонения и применяемые санкции

    Попасть в реестр недобросовестных поставщиков могут даже те компании, которые допустили формальные нарушения при реализации государственного контракта. В частности, поставщики, признанные уклонистами от подписания контракта по случайности вопреки их желанию.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
    • +7 (499) 110-33-98 –Москва
    • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

    Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта

    На основании требований законодательства о контрактной системе участник закупки обязан подписать контракт при победе на торгах.

    Для поставщика победа в закупке может быть незапланированной. Например, он подал заявку на участие в закупке с заранее невыигрышными условиями и забыл про нее. Но в установленные сроки заказчик присылает ему контракт на подписание, при этом сроки внесения обеспечения и подписания контракта крайне ограниченные.

    Внезапная победа участника в закупке возможна по следующим причинам:

    1. В электронном аукционе заявки на участие в закупке подали несколько участников. Но в самих торгах участия никто не принимал. В этом случае победителем закупки признают участника, который подал заявку первым по времени, что может стать неожиданностью.
    2. Заявка, поданная участником, стала единственной.

    Чтобы не оказаться в столь неприятной ситуации, поставщику следует внимательно отслеживать ход закупки и при необходимости своевременно отзывать заявку на участие.

    В некоторых случаях поставщик может немного оттянуть сроки для подписания контракта на законных основаниях:

    1. У победителя электронной закупки есть 5 дней на подписание госконтракта или отправку протокола разногласий. В течение 3 рабочих дней заказчик может принять решение о внесении правок в протокол с указанием причины, а в следующие три дня проект контракта подписывается поставщиком, а затем и заказчиком, и контракт считается подписанным. Таким образом, у победителя возникает дополнительное время на подписание контракта. Но по п. 4 ст. 83.2 44-ФЗ протокол разногласий допускается передать только единожды.
    2. Если о необходимости подписать контракт поставщику стало известно уже после передачи информации о нем в РНП, то допускается возможность обжалования действий заказчика в ФАС или арбитражном суде. Поставщик может получить рассрочку и на основании судебного решения. При подаче искового заявления победитель может сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть отзыв лицензии у банка, в котором обслуживается победитель, либо подтвержденные перебои с поставкой необходимых импортируемых товаров.
    3. Если в адрес заказчика не допускается оформление протокола разногласий из-за специфики закупки, то он может направить претензию. Претензия к содержанию документа о закупке – это документ, который является альтернативой протокола разногласий. Она передается, если протокол разногласий не предусмотрен условиями закупки. В претензии перечисляют факты о том, почему закупка не соответствовала требованиям. Например, что был нарушен процесс отбора победителя, не были корректно указаны в контракте условия реализации контракта от победителя и пр. Для того чтобы рассмотреть такую претензию, заказчику следует привлечь независимых экспертов, что сделает необходимым отложить условия контракта на срок до 30 дней.
    4. Если у поставщика есть объективные основания, которые делают невозможным подписание контракта в данный момент времени, то он может попробовать договориться с заказчиком в согласительном порядке. Таким причинами могут стать просрочка сертификата ЭЦП, тяжелое заболевание сотрудника, который отвечает за закупку.

    Алгоритм действий для поставщика

    Порядок действий для поставщика будет следующим:

    1. Он должен направить в адрес заказчика письмо с описанием ситуации и сообщить о своем желании подписать государственный контракт.
    2. При наличии заинтересованности заказчика в мирном урегулировании вопроса тот может открыть контракт на площадке для подписания вновь, указав формальную причину для этого (например, неточности в реквизитах) или составить протокол разногласий.
    3. Поставщик получает дополнительное время на подписание государственного контракта.
    Читайте также:  Заказчик установил требование к размеру уставного капитала участника

    Возможные препятствия при внесении обеспечения

    Проблемы у поставщика могут возникнуть и при внесении обеспечения исполнения контракта. Например:

    1. Банком была выдана гарантия, которая не соответствует требованиям (в том числе гарантия оформлена на более короткие сроки, чем это требует 44-ФЗ, или не содержит обязательного условия о ее безотзывном характере). В данном случае поставщику нужно в срочном порядке менять гарантию или вносить обеспечение деньгами. Либо нужно искать способы договориться с заказчиком о продлении сроков.
    2. Гарантию выдал банк, у которого была отозвана лицензия.
    3. У поставщика не хватает времени на оформление гарантии. Для недопущения таких ситуаций поставщику рекомендуется заранее обращаться в банк для получения одобрения по лимитам гарантийных обязательств. Тогда процедура выдачи гарантии банком будет происходить в ускоренном формате.
    4. Поставщик внес обеспечение в стандартном размере, хотя по нормам 44-ФЗ он обязан был вносить обеспечение в 1,5 раза больше в рамках антидемпинговых мероприятий. Это может понадобиться при снижении цены на 25% и более от НМЦК. В указанной ситуации поставщик может воспользоваться возможностью передачи заказчику документа, который подтверждает его добросовестность (выписку из реестра контрактов об успешно исполненных трех контрактах за последние три года).

    Последствия уклонения

    В случае если заказчик уклоняется от подписания контракта, то исполнитель вправе принудить его в судебном порядке. Отказ победителя закупки от подписания контракта может грозить ему:

    1. Взысканием причиненного заказчику ущерба (в частности, через взыскание средств, затраченных на процедуру).
    2. Невозвратом внесенного обеспечения по заявке или необходимостью уплаты обеспечения, которое было выплачено за поставщика банком-гарантом в пользу заказчика-бенефициара.
    3. Административной ответственностью в виде штрафа.
    4. Внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

    Для поставщика уклонение от подписания контракта имеет ряд негативных последствий.

    Так, участник лишается внесенного им обеспечения исполнения заявки. Если оно имело денежную форму, то средства в виде обеспечения не возвращаются поставщику при уклонении или отказе от подписания контракта.

    Последствия уклонения поставщика от подписания контракта по результатам конкурентной закупки зависят от ее формы.

    При закупках в форме конкурса следует учитывать положения ст. 54 44-ФЗ. Согласно ч. 3 данной статьи, в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС поставщик обязан подписать контракт и предоставить все экземпляры подписанного с его стороны контракта в адрес заказчика. Помимо этого, в указанные сроки победитель конкурса передает заказчику документы, подтверждающие внесение им обеспечения исполнения. Размер обеспечения устанавливается, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ, или конкурсной документацией.

    В дальнейшем заказчик вправе подписать контракт с участником, заявка которого была признана второй. На основании п. 7 ст. 54 44-ФЗ в течение 10 дней после получения от победителя конкурса контракта с приложением подтверждающих документов заказчик должен подписать контракт со своей стороны.

    На основании п. 2 ст. 83.2 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся, если в положенные сроки он не направил заказчику проект контракта (или его подписало лицо, которое не имело для этого полномочий) по истечении 16 дней с даты размещения в ЕИС протокола по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ или не исполнил требования о внесении обеспечения. По нормам ст. 83.2 44-ФЗ 5 дней отводится заказчику на публикацию проекта контракта, еще 5 дней – на его подписание победителем закупки или отправку протокола разногласий, 3 дня отводится заказчику на учет протокола разногласий и внесение правок (или на оформление отказа), а также 3 дня на подписание проекта контракта после передачи протокола разногласий.

    На основании п. 14 ст. 83.2 44-ФЗ при признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от подписания контракта.

    На основании ст. 78 44-ФЗ регулируется порядок действий заказчика при проведении запроса котировок. Согласно ч. 11 ст. 78 44-ФЗ, если победитель закупки не предоставил подписанный контракт и выписку из ЕГРИП в сроки по закупке, то он признается уклонившимся. По п. 12 данной статьи заказчик также вправе взыскать ущерб с уклониста и может обратиться с просьбой о подписании договора к участнику, который был признан вторым. При этом заключение контракта для обоих участников обязательно.

    Порядок заключения госконтракта по результатам проведения запроса предложений на основании п. 17 ст. 83 44-ФЗ предполагает, что у победителя закупки есть 7 дней на подписание контракта со своей стороны после размещения сведений в ЕИС. При уклонении победителя заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков и заключить контракт со вторым участником запроса предложений.

    Помимо административного наказания, по ч. 2 ст. 104 44-ФЗ заказчик обязан передать сведения об участнике-уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков. Это очень действенная мера воздействия, так как сведения о компании в таком реестре практически лишают ее права дальнейшего участия в закупке. По ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ за заказчиком закреплено право требовать от участников отсутствия сведений от них в реестре, и таким правом пользуется подавляющее большинство заказчиков.

    Процесс применения санкций к уклонившейся стороне

    Реестр недобросовестных поставщиков ведет реестр ФАС РФ. Именно это ведомство отвечает за включение и исключение сведений из реестра. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 1062. РНП можно найти в открытом доступе на официальном ресурсе по госзакупкам.

    Порядок включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков следующий:

    1. Победитель закупки в установленные законом сроки не подписывает государственный контракт.
    2. Заказчик передает сведения об уклонившемся поставщике в реестр, прилагая к заявлению комплект подтверждающих документов. Передача такой информации заказчиком при уклонении победителя от подписания контракта является обязательной. На передачу сведений заказчику отводится 3 рабочих дня, иначе ему грозит административная ответственность.
    3. ФАС рассматривает поступившие документы в установленные сроки (в течение 10 дней) и принимает решение о включении поставщика в РНП или об отказе. При необходимости поставщик может обжаловать решение антимонопольной службы в суде или оформить возражение на жалобу. Обращение в суд допускается по решению поставщика и не является обязательным. При неуведомлении поставщика о предстоящем заседании по делу о включении в реестр высоки риски того, что решение суда будет принято в пользу поставщика. Обжаловать решение ФАС допускается в течение 3 месяцев после его принятия.

    Взыскание с нарушителя ущерба в пользу заказчика принимается в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности допускается по решению ФАС.

    Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

    Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

    Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

    Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

    Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

    Судебная практика и решения ФАС

    Судебная практика указывает на возможность исключения сведений о поставщике из РНП по объективным основаниям.

    В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-19042/2014 предъявление участником обеспечения исполнения контракта по частям не может рассматриваться, как уклонение от подписания договора.

    По решению УФАС по Челябинской области по делу №074/06/104-426/2019 от 2019 года поставщика исключили из реестра. В РНП он попал из-за того, что своевременно не оформил банковскую гарантию. При этом поставщик в суде указал, что он внес плату за предоставление банковской гарантии, подтвердил данный факт документально и, соответственно, не имел цели уклонение от подписания контракта.

    Но не всегда решения выносятся в пользу победителя закупки. Например, по решению Челябинского УФАС №074/06/104-714/2019 от 2019 года поставщика посчитали правомерно включенным в реестр недобросовестных поставщиков из-за непредоставления банковской гарантии в положенные сроки. Поставщик в свою защиту указал, что банк в последний момент приостановил оформление гарантии, и это не позволило ему подписать контракт. Но созванная комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что при принятии решения об участии поставщик должен осознавать риски и возможные неблагоприятные последствия.

    В Решении УФАС по Ивановской области по делу №07-02/2019-004 от 2019 года комиссия признала обоснованным включение в реестр поставщика, который в качестве уважительной причины для неподписания контракта в срок указал поломку ноутбука. Несмотря на то что поставщик приложил документы, подтверждающие ремонт ноутбука, а также оформление им банковской гарантии, суд признал его доводы необоснованными и включил сведения о компании в реестр на два года.

    Таким образом, поставщику следует внимательно относиться ко всем закупочным процедурам, отслеживать их ход и при необходимости отзывать свою заявку на участие. При уклонении от подписания контракта поставщику грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан передать сведения о недобросовестном поставщике в реестр.


    Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание

    Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

    Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

    Этапы заключения контракта

    Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

    • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
    • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
    • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
    • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

    В какие сроки можно заключить контракт

    Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

    При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

    Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

    Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ унитарным предприятием при заключении договоров займа

    Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

    Как составить протокол разногласий

    Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

    Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

    Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

    Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

    Когда можно вносить изменения в контракт

    Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

    • такое право предусмотрено документацией о закупке,
    • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

    При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

    Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

    • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
    • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

    Размер и условия обеспечение контракта

    До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

    • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
    • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

    Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

    Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

    Обеспечение контракта для малого бизнеса

    Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

    • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
    • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

    Можно ли приостановить подписание контракта

    Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

    • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
    • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

    Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

    Когда победителя признают уклонившимся

    Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

    Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

    Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

    Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

    Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

    В случае отказа от заключения контракта:

    1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
    2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

    Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

    Подписание контракта с участником, занявшим второе место

    Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

    • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
    • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
    • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
    • Заключить контракт по стандартному сценарию.
    • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

    Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

    Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

    Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

    БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

    Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.

    До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:

    1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.

    В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

    Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

    Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

    2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.

    В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.

    Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

    Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.

    Новая возможность заключения контракта со вторым участником

    Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.

    Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:

    1. контракт должен быть заключен по результатам конкурса, запроса котировок, запроса предложений, и любой электронной процедуры;
    2. контракт расторгается заказчиком по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с занесением по решению ФАС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
    3. участник закупки, занявший второе место, должен дать согласие на заключение контракта и предоставить заказчику обеспечение контракта. Это не является его обязанностью.

    С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».

    У недобросовестных, коррупционных заказчиков, появляется еще одна мотивация для организации произвола. Если раньше, при расторжении контракта с «нежелательным» поставщиком или подрядчиком им приходилось проводить процедуру заново и было не ясно кто ее выиграет, то теперь, зная, что второе место занял «их» участник – такой заказчик будет с заключения контракта предпринимать попытки его расторгнуть с победителем по «добровольному» согласию или с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

    Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.

    Ссылка на основную публикацию