Протокол проведения запроса предложений по 44 ФЗ – образец

Запрос предложений по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция

Выявляем основания для проведения запроса предложений

Заглянем в ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ: запрос предложений в электронной форме начинается с публикации в ЕИС извещения, а победителем процедуры становится участник, который предложит заказчику наилучшие условия по конкретной закупке.

В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:

  • если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
  • если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
  • если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
  • если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
  • при обеспечении госзаказа жилых помещений непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Готовим документацию

Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.

За 5 рабочих дней до проведения закупки размещаются не только извещение, но и документация запроса предложений, в форме электронного аукциона закупочную документацию, для сравнения, нужно опубликовать за 7 дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., и не позднее чем за 15 дней, если НМЦК — свыше 3 млн руб.

А вот так выглядит образец документации «запрос предложений в электронной форме»:

В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии запроса предложений в электронной форме;
  • требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
  • сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.

Направляем приглашения

Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать приглашения об участии в процедуре поставщикам, которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).

Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.

Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме (образец заявки участника можно также скачать на нашем сайте).

Рассматриваем полученные заявки

Далее рассмотрим, как проходит процедура рассмотрения и оценки заявок от потенциальных исполнителей заказа. Согласно нормативам 44-ФЗ, все заявки должны быть направлены заказчику оператором электронной площадки в срок не позже 1 рабочего дня после окончания подачи заявок на участие в госзакупке (ч. 15 ст. 83.1).

После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.

Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:

  • потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
  • участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
  • содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.

Примером несоответствия заявки положениям ст. 14 44-ФЗ могут быть закупаемые лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, приобретаемые с целью удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Такие участники отстраняются согласно п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 (исключение — п. 5 ПП РФ № 1289).

Читайте также:  Приказ об изменении состава конкурсной комиссии по осуществлению закупок

Все отстраненные комиссией заявки не подлежат дальнейшему изучению и анализу.

Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).

Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.

После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)

Составляем протоколы проведения и выписку

Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).

В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:

  • все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
  • сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.

Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.

Далее необходимо подготовить и разместить в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.

Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.

Рассматриваем окончательные предложения участников

Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.

Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.

Составляем итоговый протокол

После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:

  • условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
  • решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
  • порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
  • итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.

Размещаем протоколы

Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Инструкция по проведению запроса предложений в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Запрос предложений в электронной форме — это один из конкурентных способов проведения закупок. Заказчики рассылают приглашения потенциальным поставщикам и оценивают их заявки.

Определяемся с процедурой

Запрос предложений проводится далеко не во всех случаях и не всегда по желанию заказчика. Это конкурентная закупка, доступная всем желающим участникам. Сведения о запросе предложений размещаются в ЕИС на общих основаниях (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83.1 44-ФЗ). Прежде чем осуществить заказ, организация обязана составить план-график и учесть в нем все планируемые закупки.

Все ситуации, при которых допускается проведение запроса предложений, определены в законе о федеральной контрактной системе (ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • приобретение спортоборудования, инвентаря и экипировки для подготовки и участия сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • поставка товаров, работ, услуг (ТРУ) по контракту, расторгнутому по инициативе заказчика (ч. 9 или 15 ст. 95);
  • закупка лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям или по решению врачебной комиссии;
  • приобретение услуг отечественных или иностранных специалистов по защите интересов России в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи;
  • заказы после признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися (ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71);
  • приобретение изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка жилой недвижимости для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перед началом процедуры необходимо подготовить основные регистры — закупочную документацию, проект контракта и извещение (ч. 1, 3, 6, 7 ст. 83.1 44-ФЗ). Если у заказчика есть потенциальные поставщики, то он направляет им приглашение принять участие в процедуре. Вот полная пошаговая инструкция для заказчика по запросу предложений в электронной форме по 44 ФЗ с подробным описанием каждого действия организации, приобретающей товары, работы и услуги.

Шаг 1. Готовим закупочную документацию

Документы заказа составляются по общим правилам. Все сведения, указанные в документации, совпадают с информацией из извещения (ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ).

Документация готовится так:

  1. Прописываем объект закупки и основные условия контракта, руководствуясь статьей 33. Для строительных тендеров в обязательном порядке вносим проектную документацию.
  2. Обосновываем начальную (максимальную) цену контракта. Прикладываем расчет. Для тех случаев, когда нельзя определить точное количество товара, рассчитываем начальную цену единицы товара.
  3. Устанавливаем требования к формату, содержанию и составу заявки. Прикладываем образец. При необходимости используем типовые формы документации, проекта контракта, извещения и заявок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Ссылаемся на типовые документы при формировании закупочной документации.
  4. Определяем, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме. По нормам 44-ФЗ отмена такой процедуры невозможна, равно как и внесение изменений в документацию и извещение после их публикации (ч. 5 ст. 83.1). Этот норматив надлежит прописать во всех документах заказа.
  5. Выявляем основные критерии оценок заявок на участие в электронном запросе (ст. 32, ПП РФ № 1085 от 28.11.2013). Расписываем величину значимости каждого критерия, правила рассмотрения и анализа запросов участников.

Шаг 2. Разрабатываем проект контракта

Проект контракта формируется исходя из всех требований и потребностей заказчика. Каждая организация использует собственные наработки или типовые формы контрактов. При разработке документа не забываем о нормативах ст. 34 44-ФЗ.

Шаг 3. Формируем извещение

В извещении указываем все, что ранее внесли в документацию. По сути, извещение — это документ, в котором аккумулируются все сведения о проводимой электронной закупке. Вот что необходимо включить в извещение (ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • наименование заказчика, информацию о должностном лице и основные контакты (п. 1 ст. 42);
  • название и электронный адрес торговой площадки;
  • предельный срок (дата и время окончания подачи), место и порядок подачи заявок (п. 6 ст. 42);
  • сроки рассмотрения и анализа заявок;
  • основные условия контракта и начальную цену (контракта или единицы товара), ориентировочную цену, формулу цены (ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 34);
  • ИКЗ;
  • установленные в отношении поставщика ограничения;
  • способ определения поставщика;
  • сведения о вносимом обеспечении заявки или контракта;
  • преимущества по ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • информацию о применении правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ;
  • основные требования и список обязательных документов;
  • сведения о банковском сопровождении и обеспечении гарантийных обязательств (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 8 ст. 42, ст. 35, ч. 1 ст. 96).

Если проводите заказ в рамках гособоронзаказа, отметьте это отдельным блоком в извещении (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 11 ст. 42 44-ФЗ). Рекомендуется отдельно указать сведения о сумме авансирования, если это предусмотрено условиями контракта.

Извещение, закупочная документация и проект контракта размещаются в ЕИС с использованием функционала информационной системы.

Шаг 4. Направляем приглашения об участии в электронном запросе предложений

Если заказчик знает поставщиков, которые отлично исполняют предмет заказа, он вправе инициировать их участие в электронной процедуре (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Получают приглашение те поставщики, которые в течение полутора лет до проведения закупки добросовестно исполняли аналогичные заказы. Разработайте образец приглашения и направьте его потенциальным исполнителям. При отправке приглашений учитывайте сроки проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ — извещение размещается не позднее пяти рабочих дней до запланированного окончания приема заявок (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Не стоит нарушать отведенные сроки, иначе заказчика оштрафует ФАС (решение Татарстанского УФАС России от 31.07.2019 № 016/07/8-1140/2019).

Для тех электронных процедур, которые осуществляются из-за расторжения контракта, действует такое правило: заказчик направляет приглашения тем лицам, которые участвовали в закупке и чьи заявки не были отклонены, за 5 дней до окончания приема запросов от участников.

Шаг 5. Рассматриваем и оцениваем заявки

Как только заканчивается срок подачи заявок, оператор электронной площадки направляет предложения участников, но не позднее следующего рабочего дня (ч. 15 ст. 83.1 44-ФЗ). Рассмотрением и оценкой заявок занимается закупочная комиссия. Члены комиссии вправе отстранить участника, если он не соответствует требованиям документов заказа, предоставил ложную или недостоверную информацию или нарушил установленные правила национального режима (ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ).

А вот за что отстранять участников нельзя:

  • если в заявке нет документов, подтверждающих преимущество для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов (п. 4 ч. 9 ст. 83.1, ст. 28, 29 44-ФЗ);
  • если отсутствует документация, предусмотренная п. 5 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ (кроме тех заказов, для которых действуют правила национального режима).

Закупочная комиссия оценивает все поступившие заявки и принимает решение об их допуске или отстранении. Отстраненные запросы в дальнейшем не оцениваются.

Шаг 6. Готовим протоколы

После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протоколирующий документ. Все протоколы в запросе предложений готовятся по общим правилам и публикуются в ЕИС. В первую очередь составляется протокол проведения электронной процедуры. Вот что в нем указывают (ч. 18, 19 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • информацию обо всех поданных запросах (формируется специальная таблица);
  • причины отклонения;
  • сведения о лучшей заявке.

Если на участие в процедуре подали всего одну заявку, то в протоколе перечисляются предложенные условия исполнения контракта.

У электронного запроса предложений есть одна документальная особенность: ответственный специалист готовит выписку из протокола. Выписку в обязательном порядке публикуют в ЕИС не позже дня окончания анализа заявок (ч. 20 ст. 83.1 44-ФЗ). Протокол проведения процедуры размещают не сразу, а вместе с итоговым протоколом (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В выписке перечисляют всех отстраненных участников и причины их отстранения. Указываем и условия исполнения контракта лучшей заявки или единственного предложения.

Читайте также:  В документации предусмотрено представление документов на бумажном носителе при проведении электронной закупки

Электронную процедуру признают несостоявшейся, если:

  • подали одну заявку, и комиссия признала ее соответствующей требованиям заказчика;
  • подали несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей.

В таком случае организация вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). По законодательным нормам, участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения торговых процедур.

У заказчика есть и другой вариант: внести изменения в план-график и провести новый заказ. Если на электронный запрос предложений не подали ни одной заявки, все поданные заявки отклонены по причине несоответствия или второй участник уклонился от заключения контракта после уклонения победителя, заказчик обращается в ФАС и согласовывает заключение контракта с единственным поставщиком (ч. 27 ст. 83.1, п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Окончательные предложения рассматривают не позднее следующего рабочего дня после окончания срока их предоставления (ч. 23 ст. 83.1 44-ФЗ). Не допускается ухудшение первоначальных условий, комиссия отклонит такой запрос и учтет первоначальную заявку (ч. 21 ст. 83.1 44-ФЗ). Аналогично поступят, если участник не направит окончательное предложение в положенный срок.

Выигрывает тот участник, в чьем окончательном предложении представлены наиболее привлекательные условия при полном соответствии критериям заказчика (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). Если таких предложений несколько, то побеждает тот участник, который раньше направил запрос.

Победителя указывают в итоговом протоколе. Члены комиссии отражают все условия участников из их окончательных предложений и результаты рассмотрения всех поданных заявок. Итоговый протокол публикуется сразу же после его подписания одновременно с протоколирующим регистром о проведении процедуры.

Шаг 7. Выявляем победителя и заключаем с ним контракт

Победитель запроса предложений в электронной форме — это участник, отвечающий всем критериям заказчика и предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Общий порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ предусматривает последующее заключение контракта с победителем. Контракт формируется на основании проекта с указанием информации о победителе, предложенной им цене контракта, предмете закупки, условиях поставки и других важных параметров. Госконтракт заключается на торговой площадке не менее чем через семь дней после публикации итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ).

Контракт заключается после того, как его подписывает заказчик и публикует в ЕИС. После этого победителю возвращается обеспечение заявки. Возврат средств осуществляется банком в течение одного рабочего дня после уведомления оператора электронной площадки о заключении сторонами контракта.

Как запросить коммерческие предложения для обоснования НМЦК

Самый востребованный способ определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — это анализ рынка. Собирается ли бюджетная организация воспользоваться одним из конкурентных методов закупок или же рассматривает вариант приобретения товара или услуги у единственного поставщика — не имеет значения, ведь, в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 44-ФЗ), необходимо предоставить обоснование НМЦК. Для того чтобы сделать это без нарушений, заказчику потребуется найти актуальные ценовые данные. Для этого необходимо собрать ряд коммерческих предложений от различных поставщиков, предлагающих искомый товар или услугу.

Коммерческие предложения в закупках

Для определения НМЦК бюджетная организация, которая выступает в роли заказчика, должна запросить коммерческие предложения минимум у пяти потенциальных исполнителей. В качестве ответа она должна получить как минимум три ценовых письма с описанием товаров или услуг, отвечающих всем заявленным в плане закупки условиям.

Основной целью является сбор действующей ценовой информации с целью последующей ее аналитики. По результатам тщательного анализа и выводится НМЦК.

Содержательная часть образца заявки на коммерческое предложение по правилам 44-ФЗ и Приказа Минэкономразвития № 567 должна соответствовать законодательно установленным требованиям и включать фактическую информацию:

  1. Максимально точное и подробное описание закупаемых товаров, работ или услуг. Это подразумевает и количественные данные, и единицу измерения, и объем выполняемых работ.
  2. Ряд заглавных условий из проекта контракта — все, что касается особенностей поставки, оказания услуг или специфических характеристик работ. Также отмечаются пункты оплаты и обеспечения контракта и необходимая гарантийная информация о закупаемых товарах, работах или услугах.
  3. Пояснения о том, что предоставленная ценовая информация указывает конкретную реальную стоимость запрашиваемых заказчиком товаров, работ или услуг и не является основанием для последующего заключения договорных отношений.

Вот пример запроса коммерческого предложения по 44-ФЗ.

Как ответить на запрос КП

Когда заказчик в поиске трех поставщиков для расчета НМЦК планируемой закупки рассылает письмо, ему приходят официальные ответы от выбранных организаций. Ответ — это документ на официальном бланке поставщика, заверенный «живой» печатью и подписью руководителя, финансового директора или главного бухгалтера. Он включает в себя информацию:

  • полные реквизиты предприятия;
  • актуальную цену предоставляемого товара или услуги;
  • полное описание включенных в стоимость услуг с конкретными характеристиками и плановыми сроками выполнения, если подразумеваются определенные виды работ.

Ответ носит исключительно информационный характер и не является прямым побуждением к заключению коммерческого договора.

Срока действия полученные данные о стоимости не имеют. Это необходимо отметить в ответе. При использовании этого материала для расчетов в будущих периодах текущая цена про индексируется в соответствии с коэффициентом пересчета.

Запрос коммерческих предложений по 223-ФЗ

Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет вправе вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ. Образец, как сделать запрос на коммерческое предложение в этом случае составляется аналогично 44-ФЗ. Принципиальных различий нет.

На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. В торги приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В процедуре вправе участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.

Этот способ применяется при расторжении заказчиком действующих контрактов или же при повторном проведении конкурентных способов (конкурс, аукцион) и признании их несостоявшимися.

Так выглядит образец запроса КП для закупок по 223-ФЗ.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб. Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1%. По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение – быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок – условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Читайте также:  Привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности за включение в план-график закупок НМЦК по 44

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

на одну из сторон наложены судебные санкции;

в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

  • Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  • Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.
  • На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения – на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

    Документация запроса предложений

    Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

    Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

    Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

    Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

    От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

    ©ООО МКК “РусТендер”

    Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме (ст. 83.1)

    Все заявки поданные на участие в запросе предложений рассматриваются и оцениваются комиссией Заказчика. Заявка может быть отстранена от участия в запросе предложений по нескольким причинам:

    1. Не соответствует требованиям извещения или документации о проведении запроса предложений.
    2. В заявке предоставлена недостоверная информация.
    3. В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

    НЕЛЬЗЯ ОТСТРАНЯТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, если:

    • участник не подал документы о предоставлении ему преимущество по ст. 28-29 Закона о контрактной системе;
    • закупкой не установлен запрет на поставку ТРУ иностранного производства и участник не представил документов, подтверждающих соответствие своих ТРУ требованиям ст.14 Закона о контрактной системе.

    Все основания по которым заявки отстраняются должны быть зафиксированы в протоколе проведения запроса предложений. Те заявки, что были рассмотрены и признаны соответствующими переходят на следующий этап работы комиссии – оценку.

    ОЦЕНКА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

    Оценка заявок происходит на основании критериев, установленных документаций. Итоги оценки фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений. Также протокол должен содержать информацию о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке поданной на участие.

    В день рассмотрения и оценки заявок Заказчик должен разместить в ЕИС выписку из протокола. В выписке необходимо указать какие заявки были отстранены и по каким причинам, данные по заявке признанной лучшей или данные по единственной заявке, поданной на участие в запросе предложений.

    В течение одного рабочего дня после размещения выписки участники, подавшие заявки могут направить Заказчику свои окончательные предложения. Условия этих предложений не могут ухудшать условия заявки. Если участник не подал окончательного предложения, значит таковым признаётся его заявка. На рассмотрение окончательных предложений отводится ещё один рабочий день.

    Результаты рассмотрения окончательных предложений фиксируются в итоговом протоколе. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС и на ЭТП в день их подписания.

    ПРИМЕР: С датами и сроками при проведении запроса предложений в электронной форме всё очень путано. Давайте ещё раз разберём на примере.

    18 февраля – публикация Извещения о проведении закупки.

    26 февраля до 10-00 – время окончания подачи заявок на участие (пять рабочих дней)

    27 февраля – дата публикации выписки из протокола проведения запроса предложений в электронной форме. Делать это лучше с утра, чтобы в течение дня участники могли подать свои окончательные предложения. Либо в течение дня и тогда окончательные предложения участники будут подавать 28 февраля.

    28 февраля или 1 марта – рассмотрение окончательных предложений, составление итогового протокола, публикация в ЕИС на ЭТП итогового протокола и протокола проведения запроса предложений.

    Итого: получается, что на проведение запроса предложений необходимо около двух пятидневных рабочих недель и 4 публикации в ЕИС (извещение, выписка из протокола, два протокола).

    ПОБЕДИТЕЛЬ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОНОЙ ФОРМЕ

    Выигравшим окончательным предложением признаётся предложение, которое в соответствии с критериями документации, наилучшим образом соответствует установленным требованиям к товарам, работам и услугам.

    Заключение контракта по итогам запроса предложений в электронной форме проходит в соответствии со статьёй 83.2 Закона о контрактной системе.

    НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

    Запрос предложений признаётся несостоявшимся в следующих случаях:

    1. Если на участие в закупке подана одна заявка.
    2. Если из поданных заявок только одна признана соответствующей требованиям документации.
    3. Все поданные заявки были отклонены комиссией Заказчика.
    4. На участие в закупке не было подано ни одной заявки.

    В первых двух случаях контракт должен быть заключен в соответствии с пунктом 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Третий и четвёртый варианты обязывают Заказчика вносить изменения в План-график (в План закупок при необходимости) и осуществлять новую закупку.

    НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

    • Постановление Правительства РФ от 18.01.2001 №35
    • Информационное письмо Минфина от 02.10.2018 №24-06-08/70718

    Удачных вам закупок, коллеги!

    В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы разберёмся с “новой-старой” нормой Закона – заключение контракта по результатам электронной процедуры.

    Дата публикации: 26.02.2019

    Автор статьи: Мария Петухова

    Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

    Ссылка на основную публикацию