Проведен запрос предложений без учета положений Гражданского кодекса РФ о торгах

Проведен запрос предложений без учета положений Гражданского кодекса РФ о торгах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 августа 2010 г. по делу N А68-1566/10 Признавая законными действия Общества по прекращению торгов на право заключения договора поставки, суд первой инстанции правомерно указал, что проведенный Обществом запрос предложений не являлся торгами в виде конкурса и не накладывает на заказчика соответствующий объем гражданско-правовых обязательств (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 августа 2010 г. по делу N А68-1566/10
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Индивидуального предпринимателя Л.В.В. – не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); ответчик: от Открытого акционерного общества “Т” – не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Л.В.В. на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2010 по делу N А68-1566/10, установил:

Индивидуальный предприниматель Л.В.В. (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявление к Открытому акционерному обществу “Т” (далее – Общество) о признании незаконными действий ОАО “Т” как организатора торгов по прекращению торгов в виде конкурса на право заключения договора поставки для нужд филиала ОАО “Т” – “К” на основании опубликованного в системе Интернет уведомления от 09.11.2009 г. N 11234.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприниматель просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив иск полностью.

18 мая 2010 года произошло изменение наименования ответчика по делу – Открытого акционерного общества “Т” на Открытое акционерное общество “К”, а также места его нахождения.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом кассационной инстанции установлено следующее.

9 ноября 2009 года ОАО “Т” разместило в системе Интернет на своем сайте уведомление N 11234 и соответствующая документация к нему о проведении открытого запроса предложений на поставку автотранспортом угля марки “ДГр” в 1-2 квартале 2010 г. для нужд филиала ОАО “Т” – “К”.

Из указанного уведомления следует, что ОАО “Т” приглашает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в процедуре открытого запроса предложений на поставку угля марки “ДГр” для нужд филиала ОАО “Т” -“К”.

17 ноября 2009 года Предприниматель направил в адрес ответчика письмо о подаче оферты от 17.11.2009 N 154, в котором указал, что он, изучив уведомление и документацию о проведении запроса предложений, принял установленные в них требования и условия запроса предложений и предлагает заключить договор на поставку угля марки “ДГр”.

17 ноября 2009 года, согласно справке, опубликованной на сайте ОАО “Т”, процедура запроса предложений была прекращена.

Посчитав, что указанные действия Общества по прекращению торгов в виде конкурса на право заключения договора не соответствующим требованиям закона, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Пунктами 4 , 5 указанной статьи определено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу п. 1 ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Как видно из материалов дела, ОАО “Т” в системе Интернет было размещено уведомление N 11234 и соответствующая документация к нему о проведении открытого запроса предложений на поставку автотранспортом угля марки “ДГр” в 1-2 квартале 2010 г. для нужд филиала ОАО “Т” – “К”.

Из указанного уведомления следует, что ОАО “Т” приглашает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в процедуре открытого запроса предложений на поставку угля марки “ДГр” для нужд филиала ОАО “Т” – “К”.

Согласно п. 1.2.1. документации по запросу предложений данная процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется ст.ст. 447-449 ГК РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется ст.ст. 1057-1065 ГК РФ.

Как следует из п. 1.2.2. документации по запросу предложений опубликованное в соответствии с п. 1.1.1 уведомление вместе с настоящей документацией по запросу предложений, являющееся его неотъемлемым приложением, является приглашением делать оферты и должны рассматриваться участниками в соответствии с этим.

Из п. 1.2.3 документации по запросу предложений видно, что предложение участника имеет правовой статус оферты и будет рассматриваться заказчиком в соответствии с этим.

17 ноября 2009 года Предприниматель направил в адрес Общества письмо N 154 о подаче оферты, в котором указал, что он, изучив уведомление и документацию о проведении запроса предложений, принял установленные в них требования и условия запроса предложений и предлагает заключить договор на поставку угля марки “ДГр”, а также сообщил, что его предложение имеет правовой статус оферты.

Таким образом, исходя из анализа положений ст. 437 , 447 , 449 ГК РФ, содержания уведомления N 101234, Документации по запросу предложений, содержания письма Предпринимателя суд правомерно пришел к выводу о том, что проведенный Обществом запрос предложений не являлся торгами в виде конкурса и не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.

Кроме того, раздел 4.6.1 документации по запросу предложений предусматривает право комиссии по запросу предложений отказаться от проведения запроса предложений, что также свидетельствует о том, что проводимая ОАО “Т” процедура не является конкурсом.

Пунктом 1 статьи 437 ГК РФ предусмотрено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Из пункта 2 ст. 437 ГК РФ следует, что публичной офертой является содержащее все существенные условия предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договоры с любым, кто отзовется.

Вместе с тем из уведомления и документации о проведении открытого запроса предложений не следует, что ответчик изъявил волю на заключение договора с любым, кто отзовется.

Напротив, из указанных документов следует вывод, что договор будет заключен с победителем, т.е. с лицом, предложение которого (оферта) будет признано подлежащим принятию. Предметом запроса предложений является право делать оферту, но не право на заключение договора, как предусматривает п. 5 ст. 448 ГК РФ.

Более того, в силу п. 3 ст. 447 ГК РФ заключение договора путем проведения торгов обязательно, если это предусмотрено законом.

Вместе с тем, на момент опубликования уведомления каких-либо обязательных для Общества норм, предписывающих соблюдение процедуры торгов применительно к рассматриваемой ситуации, действующее законодательство не содержало.

В этой связи судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований Предпринимателя и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 , ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2010 по делу N А68-1566/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Л.В.В.- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Что такое открытый запрос предложений по 223-ФЗ и в чем его отличие от запроса технико-коммерческих предложений?

Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.

Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия

Запрос предложений как форму закупок следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной максимальной цены контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.

Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик запрашивает цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.

Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.

При запросе предложений как формы закупок своей заявкой участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе. При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.

Законодательное регулирование

При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках, утвержденному заказчиком.

В нем заказчик может прописать используемые им закупочные процедуры при выборе поставщика нужных товаров и услуг. В том числе здесь может упоминаться запрос предложений и условия его выбора. При этом запрос предложений не является обязательным способом закупок как, например, аукцион или конкурс. 223-ФЗ не требует от заказчика его применения, этот вопрос остается на его усмотрение.

Запрос предложений как форма закупок обладает следующими преимуществами для заказчика:

  1. Запрос предложений не является торгами. Поэтому на него не распространяют действие ст.ст. 447-449 ГК РФ. Это значит, что на заказчика не возлагаются обязанности по подписанию договора с победителем запроса предложений по итогам проводимой закупки.
  2. Заказчик вправе регламентировать процедуру проведения закупки в своем положении.
  3. Заказчик вправе в любой момент отказаться от проведения закупки, при этом он не должен будет компенсировать издержки участникам (например, на подготовку и отправку предложения).
  4. Запрос предложений позволяет заказчику оперативно выбрать подходящего поставщика, так как сроки подачи заявок определяются им самостоятельно.
Читайте также:  Обеспечение заявки по 223 ФЗ

В Положении о закупке, утвержденном заказчиком, прописывается полный алгоритм проведения запроса предложений и требования к закупке, включая следующее:

  • подача заявок;
  • форма заявки;
  • требования к ней;
  • отказ от проведения закупки;
  • обеспечение заявки;
  • порядок подачи заявки на участие в закупке;
  • порядок оценки и определения победителя;
  • последствия признания закупки несостоявшейся;
  • сроки заключения договора с победителем;
  • прочие условия.

При подготовке Положения о закупке и регламента проведения запроса предложений заказчику не стоит забывать об антимонопольных требованиях 135-ФЗ.

Условия выбора открытого запроса предложений определяются заказчиком на собственное усмотрение. Обычно он применяет данную процедуру в том случае, если ему важны не только ценовые параметры исполнения условий договора.

Запрос предложений используется при небольшой начальной цене договора: в пределах 10 млн. р. Заказчик также отдает предпочтение такой закупке, если ему важна возможность необремененного отказа от закупки.

Заказчики по 223-ФЗ при выборе закупки через запрос предложений могут ориентироваться на рекомендации ФАС по данному аспекту. Специалисты антимонопольной службы указывают, что запрос предложений нужно применять для закупки в целях срочных и неотложных нужд при небольшой начальной цене договора.

Разновидности запроса предложений

Запрос предложений может проводиться среди неограниченного круга лиц, тогда он называется открытым запросом предложений. В такой закупке может принимать участие любой желающий.

Обычно заказчик прописывает ряд требований к участнику закупочной процедуры:

  1. Он должен соответствовать законодательным требованиям (например, иметь лицензию на выполнение работ или поставку товаров или состоять в профильном СРО).
  2. Он не должен находиться в стадии ликвидации.
  3. Его деятельность не должна быть приостановлена в порядке КоАП.
  4. Сведения о нем не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков.

К закупкам с ограниченным участием относятся те, которые предполагают допуск участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. Такая закупка проводится при необходимости приобрести технически сложный или уникальный товар.

В настоящее время запрос предложений проводится заказчиками в электронной или бумажной форме.

Но согласно последним изменениям в 223-ФЗ (по 503-ФЗ), в законодательстве не будет предусмотрена неэлектронная форма закупок в виде запроса предложений или цен.

Запрос предложений в электронной форме проводится на одной из электронных площадок, выбранных заказчиком. Их перечень не ограничивается, как в случае в 44-ФЗ. Электронные закупки более удобны для заказчика, так как позволяют ему автоматизировать процедуру.

Порядок проведения

Механизм закупки и этапы запроса предложений по 223-ФЗ не прописаны. Данные аспекты должны самостоятельно прописать заказчики в Положении о закупке (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

Запрос предложений производится поэтапно.

Этап 1. Разрабатываются условия приобретения товаров и услуг, а также требования к поставщикам.

Этап 2. Готовится закупочная документация и размещается извещение о проведении закупки в ЕИС.

В извещении указываются сроки подачи заявок, требования к предмету закупки и заказчику, размер обеспечения по заявкам, условия исполнения контракта и пр. важные условия.

При необходимости заказчик вправе изменять извещение о закупке, о чем должна публиковаться информация в ЕИС.

Этап 3. Прием и рассмотрение заявок от участников закупки.

Оценивать поступившие заявки можно только на основании тех критериев, которые были прописаны в извещении на запрос предложений. Так, согласно ч. 6 ст. 3 223-ФЗ требования к объекту закупки должны предъявляться строго в соответствии с утвержденной и опубликованной информацией.

Этап 4. Определение победителя.

Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.

Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.

Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.

После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.

Этап 6. Подписание договора с победителем.

После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.

Документация

Заказчик по 223-ФЗ должен подготовить следующие документы по закупке:

  1. Извещение о проведении закупки.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект договора.

Закупочная документация должна содержать перечень требований к содержанию, оформлению, составу заявок на участие в запросе предложений. К заявке участнику необходимо приложить такие сведения:

  1. Анкета юрлица, содержащая наименование компании, реквизиты (ИНН, КПП, ОКПО), банковские реквизиты, дата постановки на учет в ФНС и пр.
  2. Копия учредительных документов.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  4. Решение об одобрении или совершении крупной сделки.
  5. Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
  6. Доверенность, которая подтверждает полномочия юрлица на осуществление действий от имени компании.
  7. Данные о функциональных и потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях исполнения договора и пр.
  8. Документ, который подтверждает внесение задатка.

Сроки проведения

В 223-ФЗ не содержится указаний на сроки проведения запроса предложений.

На практике обычно сроки приема заявок при запросе предложений составляют 5-10 дней с момента публикации сведений в ЕИС. Еще столько же требуется на подписание договора. Таким образом, вся процедура занимает не более 20 дней.

Основания для отмены

Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.

Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному ФАС. Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).

Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как ценовых котировок, так и прочих нестоимостных критериев.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Что такое запрос предложений?

В соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2015 по делу № А40-164411/2015 (обсуждалось здесь – https://zakon.ru/blog/2015/11/06/ob_obyazannosti_zakazchika_zaklyuchit_dogovor_po_itogam_zakupochnyx_procedur_reshenie_arbitrazhnogo_) и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу отказано в удовлетворении требований ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета» о признании недействительными решения и предписания Московского УФАС России от 07.07.2015 по делу N 1-00-1021/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Как указали суды, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению “аукцион” или “конкурс”, вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении должно регулироваться соответствующими нормами права, предусмотренными для данного правоотношения.

Оценка положений закупочной документации ответчиком и судом первой инстанции показала, что проведенная корпорацией процедура соответствует понятию “торги” в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

Иное наименование, присвоенное заказчиком проводимой процедуре, не может повлиять на существо спорных правоотношений, вступая в которые, стороны, добросовестно пользующиеся своими правами, расценивают и относят их к сфере гражданского законодательства, регламентирующего торги.

Поскольку в соответствии с закупочной документацией заказчика победителем запроса предложений являлся участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и предложению которого присвоен первый номер в соответствии с правилами оценки предложений, то суды сделали вывод о полном соответствии этой процедуры правовой природе конкурса (несмотря на заявление заказчика о том, что проведенная процедура являлась запросом предложений).

Судебные акты по делу № А40-164411/2015 вплотную поставили перед заказчиками товаров, работ и услуг, закупаемых по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, вопрос о том, что же такое запрос предложений, и какие требования к нему могут предъявляться.

В соответствии с частью 3 статьи 24 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” признаками открытого конкурса являются следующие:

– конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

– информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц;

– к участникам закупки предъявляются единые требования;

– победителем признается тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта.

В свою очередь, запрос предложений (часть 2 статьи 24, часть 1 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) – это:

– конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

– информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц;

– победителем признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге

Исходя из изложенного, при запросе предложений заказчик устанавливает требования к товару, работе или услуге, например, качественные, количественные и ценовые характеристики, участники закупки предлагают свои товары, работы, услуги, и победителем становится тот, чей товар, работа или услуга наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям, то есть наиболее близки к ним по цене, количеству и качеству.

Однако, изложенное справедливо лишь к закупкам по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Что касается закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, то следует отметить, что часть 2 статьи 2 и часть 3 статьи 3 этого Закона наделяют заказчиков правом самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, что в совокупности с положениями пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации дает заказчикам бОльшую свободу действий, в том числе и право сокращать сроки опубликования извещения о проведении закупки, осуществляемой не способом конкурса или аукциона.

Казалось бы, что при запросе предложений по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” подлежат оценке лишь такие критерии, которые относятся к товару, работе и услуге, но не к условиям исполнения договора, то есть не к сроку поставки или сроку оплаты и др. Однако, в соответствии со статьей 32 этого Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные Законом критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные Законом критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные Законом величины значимости критериев. Это еще больше нивелирует признаки конкурса и запроса предложений и дает почву для споров о том, есть ли вообще разница между этими двумя способами закупки.

Читайте также:  Увеличение дополнительного объема работы (услуги) и цены контракта в сфере закупок более чем на 10%

К сожалению, во-первых, указанные судебные акты содержат некоторые неясности. В частности, довод заявителя о том, что ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ст. 17 Закона о защите конкуренции запрос котировок и запрос предложений исключены из числа торгов суды отклонили, как «основанный на неправильном толковании приведенных норм права» безо всякого объяснения, какое толкование является в таком случае правильным.

Далее суды сделали вывод о том, что положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика. Однако такой вывод не соответствует положениям статьи 17 Закона о защите конкуренции, которая различает торги и запрос предложений.

Во-вторых, существуют судебные акты, которые не относят запрос предложений к торгам, например, по делам № А40-69448/2014, А40-176170/2013 (обсуждались здесь: https://zakon.ru/discussion/2015/01/30/sootnoshenie_zakona_o_zakupkax_223fz_i_st_447%E2%80%93449_gk_rf_mozhet_li_subekt_podchinennyj_dejstviyu_223g).

Таким образом, применение содержащихся в судебных актах по делу № А40-164411/2015 правовых позиций в настоящее время затруднительно, а вопрос о том, что такое запрос предложений, остается открытым.

Закупка без результата, возникает ли обязанность заключить договор при запросе предложений

24.10.2013 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» разместило извещение № 31300630733 с документацией по проведению открытого запроса предложений на участие в процедуре заключения договора по организации торговли на борту воздушных судов ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ».

До окончания срока подачи заявок поступило две заявки от следующих участников: ЗАО «АЭРОФЕРСТ» и ЗАО «АЭРОМАР».

Согласно протоколу № 247/2013 от 28.11.2013 конкурсная комиссия рассмотрела полученные заявки и признала победителем ЗАО «АЭРОФЕРСТ», второе место присвоено ЗАО «АЭРОМАР».

26 декабря 2013 года ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» обратилось к ЗАО «АЭРОФЕРСТ», с просьбой о продлении срока действия договоров по организации торговли на бортах воздушных судов, которые были заключены и действовали до конца 2013 года (Договор от 28.06.2002 года № 29063984/Р2360-27/09.12.2002 (международные линии), договор от 28.06.2002 года № 29063984/Р2359-27/9.12.2002 (внутренние линии)

30.12.2013 года были заключены Дополнительные соглашения № 14 и № 14 о продлении срока действия указанных договоров.

Между тем, в дальнейшем протоколом № 27/2014 от 06.03.2014 конкурсная комиссия ответчика признала утратившим силу протокол № 247/2013 от 28.11.2013, признала победителем ЗАО «АЭРОМАР», второе место присвоено ЗАО «АЭРОФЕРСТ».

ЗАО «АЭРОФЕРСТ» не согласился с такой рокировкой и подал иск о понуждении к заключению договора в Арбитражный суд г. Москвы (А40-69448/2014). Он указал на то, что в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» закупка должна была завершиться подписанием договора, а ответчик необоснованно уклонился от этого и неправомерно пересмотрел итоги закупки. Помимо этого, ЗАО «АЭРОФЕРСТ» потребовал возмещения убытков, которые составили 504,9 млн руб. В эту сумму вошла цена купленных, но не реализованных товаров, стоимость их хранения, таможенного оформления, печать торговых каталогов и другие сопутствующие траты. Также он заявил о взыскании 3,4 млн руб. процентов, начисленных на сумму обеспечительного платежа, который ЗАО «АЭРОФЕРСТ» уплатил для участия в закупке и не получил в срок.

Ответчик возражал, что запрос предложений не является торгами, поэтому закон не обязывает заказчика заключить договор. Напротив, документация о закупке говорит о том, что подведение ее итогов не является акцептом, а означает лишь приглашение к переговорам. При этом организатор может прекратить их в любой момент и обратиться к другому участнику закупки, который не был признан победителем. Смысл процедуры – в исследовании рыночных предложений, указывал ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ».

Требование о взыскании убытков Ответчик тоже счел безосновательным. А что касается процентов за пользование денежными средствами, то тут ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» представил свой расчет. Он решил, что началом периода является не внесение денежных средств, а истечение 30-дневного срока после дня признания протокола утратившим силу. Получилось чуть менее миллиона.

Третье лицо – ЗАО «АЭРОМАР» – было во всем солидарно с «Аэрофлотом».

Арбитражный суд г. Москвы (судья Абреков Р.Т.) проанализировал документацию о закупках и согласился с ответчиком в том, что у того не было обязанности подписывать договор.

Суд согласился с доводами ответчика о том, что Запрос предложений представляет собой процедуру исследования рыночных предложений и выбора исполнителя услуг, при которой комиссия по размещению закупки по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника запроса предложений, предложившего лучшие условия выполнения договора. По своей правовой природе запрос предложений не может являться проведением торгов в форме открытого конкурса. В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, установленных законом или добровольно принятым обязательством. В силу ст. 445 Гражданского кодекса РФ требование о понуждении к заключению договора возможно только в случае уклонения от заключения договора стороной, для которой заключение договора обязательно. Таким образом, положения ст. 447 – 449 Гражданского кодекса РФ в данном случае не подлежат применению, а с учетом положений Документации о закупке и Положения о закупках, заключение договора не является обязательным применительно к ст. 445 Гражданского кодекса РФ.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что суд признал подлежащими отклонению доводы истца о неправомерности действий в части пересмотра результатов выбора предпочтительного участника, а также выбора победителем ЗАО «АЭРОМАР», поскольку истец обратился в суд с заявлением понуждении ответчика к заключению договора, следовательно, оценка законности действий ответчика (заказчика) в рамках процедуры не является предметом требований.

Арбитражный суд г. Москвы иск в части понуждения к заключению договора отказал, аргументировав решение тем, что сделка заключается, если обе стороны довольны результатами переговоров, а заказчик с исполнителем не пришли к согласию и стороны так и не согласовали существенных условий договора. Размер вознаграждения ответчику так и не известен.

Истец подал на это решение апелляционную жалобу, в которой указал, что ответчик действовал в обход законодательства в смысле ст. 10 Гражданского кодекса РФ. «Несмотря на формальное непротиворечие Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (ФЗ-223), действия ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» противоречат целям и принципам этого закона», – указано в жалобе. Также указано, что истец занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению права торговать на воздушном судне, поэтому обязан заключить договор с победителем закупки согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции (135-ФЗ).

Девятый арбитражный апелляционный суд не согласился с этой точкой зрения и подтвердил правильность выводов первой инстанции. Судьи отметили, что истец имел возможность ознакомиться с документацией о закупке, а из нее прямо следует, что ответчик не был обязан заключать договор с победителем.

Главным вопросом в этом деле является: возникла ли у ОАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИ Е АВИАЛИНИИ» обязанность заключить договор при проведении запроса предложений.

Арбитражный суд Московского округа отложил рассмотрение кассационной жалобы на 25.06.2015

Запрос предложений по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Читайте также:  Доверенность на участие в аукционе по определению поставщика

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Электронные торги: торги или не торги?

Доброе утро, коллеги.
Есть площадка для проведения электронных торгов. Употребляемая терминология: конкурс, тендер, аукцион, открытый и закрытый тендер, запрос котировок и предложений, ets. И есть предупреждение: «Данный запрос предложений не является торгами или публичным конкурсом в понимании ст. 447–449, 1057–1061 ГК РФ. Все действия до момента подписания договора с победителем конкурса считаются преддоговорной работой и не накладывают на организатора обязательств, превышающих перечисленные в условиях конкурса».
Наш ответчик ссылается на данное предупреждение, как основание того, что проведенный им тендер таковым не являлся, следовательно, к нему не применяются нормы ГК о торгах.
Мне кажется, что данное предупреждение должно считаться ничтожным именно в силу того, что употребляемая на сайте терминология и условия проведения торгов явно свидетельствуют о том, что это именно конкурс в том смысле, как это употребляется в статье 447 ГК.
И такой момент: мной в уточнение иска было заявлено требование по обстоятельствам, возникшим после подачи искового заявления. В иске этого требования не было. Я действительно не могу вносить подобное требование в уточнениях, если в первоначальном иске его не было? И как тогда действовать? Подать отдельный иск, оплатить госпошлину? Посоветуйте.
А как считаете Вы?

Юлия, поясните пожалуйста организационно-правовую форму Вашего ответчика.

ООО. А что, между частными предприятиями законодательные нормы о торгах не применяются?

Существует специальное законодательство о закупках, регулирующее хозяйственную деятельность по закупкам товаров, работ, услуг определённых хозяйствующих субъектов. Именно там устанавливаются разные формы закупок. И подобные оговорки там в порядке вещей – есть в федеральном законодательстве, в локальных положениях о закупках. Весь вопрос в характеристиках субъекта закупок. В ООО есть доля участия публично-правовых образований?

Цена: 50 000 руб.

по-моему, нет.
дайте ссылку на специальное законодательство, я сколько смотрела – конкретно регулируются только гос.закупки. Торги между частными обществами, по-моему, исключительно по аналогии и на общих нормах ГК, нет?

Изучите внимательно ФЗ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ. Спектр ЮЛ, чья деятельность подпадает под регулирование, достаточно широк.

Если это не торги, тогда что это? Что это за преддоговорная работа? Где такое в ГК? Эти вопросы вы можете задать противной стороне. Изменение регулируется статьями АПК, одновременное изменение предмета и основания иска не допускается. Вы можете предъявить еще одно требование на тех же основаниях, либо расширить основание иска. 223 закон читать не рекомендую, он ни о чем.

насчет изменений я так и подумала, но уже после предъявления уточнений))) позднее зажигание)))
что посоветуете – подать новый иск к тому же ответчику?

наша “противная сторона” на заседания не является. только бумажки пишет, причем явно не юрист.

Цена договорная

Честно мало что понятно почему отказываются от своих действий. ))) НО ВСЕ ЖЕ.
Суд признает это торгом если ЕТК торговая площадка подтвердит факт заключения с ними договора на обслуживание(проведение торгов). Привлеките ЕТК к процессу.

Изучите 94-ФЗ от 21.07.2005 о закупках товаров, работ . и 44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе . там все расписано что является торгами, а что нет. Законодатель вообще не использует терминология “тендер” и все что похоже на это слово. Эти два закона настолько обособлены, что многое что из положений ГК там либо отсутствует, либо искажено до неузнаваемости. И я не могу понять что за процедура проходила и на какой площадке?

Александр, 94-ФЗ применяется только к гос. и муниципальным контрактам. В моем случае имеются в виду отношения между двумя ООО.
Проходил открытый конкурс на закупку оборудования на площадке для электронных торгов 2БИ2. Теперь ответчик, ссылаясь на предупреждение площадки, пытается обозвать это “маркетинговым исследованием”, не влекущим последствий. А то, что в присланной ими заявке говорится о “выигранном конкурсе”, да и на сайте тоже, это вроде как значения не имеет и роли не играет.))))

Да, в 44-ФЗ всё расписано – что является торгами, а что нет. В данном случае он не регулирует отношения, однако даёт понятия о видах закупок. Разобраться нужно с видом закупки в Вашем конкретном случае – легальные определения различных видов закупок, содержащиеся в 44-ФЗ, применимы во всех случаях. Используя их уясните, имели ли место в вашем случае торги.

Людмила, может, я чего не понимаю, но:
1. закон еще не вступил в силу, соответственно, понятия, в нем содержащиеся, не могут применяться к данному случаю.
2. Статья 1 прямо определяет сферу действия закона: государственные и муниципальные закупки. К заказчикам в сфере действия данного закона частные предприятия не относятся.
Т.о., по моему разумению, все равно сводится исключительно к ГК, и толкованию норм статьей 447-449ГК.

Цена: 45 000 руб.

Применяться к данному случаю не могут. (Даже если бы в силу вступил). Понятия могут применяться для личного уяснения Вами ситуации. Сами же спрашиваете: торги были или не торги? Про запрос предложений есть там и очень подробно.

у нас была ситуация, когда “Заказчик” – коммерческая организация проводила торги (кстати торги,тендер-это синонимы, как контракт и договор).При этом после получения заявок от всех участников, Заказчик уже отбирал тех кто предложил лучшее предложение, путем направления дополнительного уведомления всем участникам о снижении цены. На наши предложения внести изменения в проект контракта Заказчик стал руководствовася ФЗ 94.Однако изначально проект контракта был почти пустым(не было даже срока поставки).ВВиду этого якобы Заказчик внес предложенные нами изменения. Что это была за закупка. не знаю. Но проводилась она на акредитованной площаке. И на сколько мне известно у нас существует 5 электронных торговых площадок уполномоченных на ведение торгов по государственным и муниципальным заказам(что у вас за площадка я не знаю)Вот тут например пишут о том, что 223-ФЗ не требует обязательного проведения торгов (аукционов или конкурсов), предприятия могут использовать любые формы закупки вплоть до закупки у единственного источника. http://223fz.tender.pro/223.html

у нас как раз площадка tender.pro, поэтому и вопрос, торги или не торги? наш ответчик пытается убедить суд, что раз есть предупреждение площадки о том, что проводимый конкурс не является таковым в смысле статьи 447ГК, то и правила статей о торгах к данным отношениям неприменимы. По моему разумению, данное предупреждение в силу фактических обстоятельств является ничтожным, потому что фактически был проведен конкурс на самую низкую цену. Был выбран поставщик исходя именно из этих критериев. На самой площадке употребляются термины, обозначающие разные формы торгов, и условия проведения и выигрыша конкурса соответствуют установленным ГК нормами о торгах. Нельзя употреблять название “конкурс”, “торги”, “тендер” и заявлять, что оно этим не является!

Юлия, судя по этому посту, Вы таки моему совету не вняли, меня не услышали. Торги по смыслу ст. 447 – 449 ГК проводятся в форме аукциона или конкурса. Для начала разберитесь, чем одна форма торгов отличается от другой. У Вас даже в этом понимания нет.

Пишите: “По моему разумению, данное предупреждение в силу фактических обстоятельств является ничтожным, потому что фактически был проведен конкурс на самую низкую цену. Был выбран поставщик исходя именно из этих критериев.”

Если единственным критерием выбора поставщика является цена, то никакой это не конкурс и правила ст. 1057 – 1059, 1061 ГК к Вашей ситуации точно не применимы. (Подробно и обстоятельно о том, чем аукцион отличается от конкурса написано в том же 44-ФЗ, который Вы читать не хотите и поэтому в понятиях путаетесь). Осталось разобраться, являлись ли состоявшиеся торги (а были именно торги, но возможно – не торги в смысле ст. 447 – 449 ГК!) аукционом. Заказчик, как Вы указали, сделал оговорку о том, что форма торгов – запрос предложений, а не аукцион в смысле ст. 447 – 449 ГК. О том, что такое запрос предложений и каковы его критерии подробно расписано в том же 44-ФЗ. Анализируйте нормы о “запросе предложений”, вычленяйте критерии. А потом сопоставьте эти критерии с критериями аукциона в смысле ст. 447 – 449 ГК. Таким образом Вы сформируете чёткую и понятную себе и суду правовую позицию: ничтожна ли данная оговорка? Иного пути не дано. Успехов!

Юлия, никто не мешает в отношениях между хозяйствующими субъектами, действия которых в сфере закупок не подпадают под специальное регулирование, применять в преддоговорных отношениях торги в иных формах, нежели это определено в ст. 447 ГК.

Ссылка на основную публикацию