Проведение совместного конкурса (аукциона) на закупку работ по 44 ФЗ

Как организовать совместные торги по 44-ФЗ

Кто является организатором совместных закупок

Правила проведения совместного аукциона, конкурса устанавливаются статьей 25 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1088. Этими же нормативно-правовыми актами разъясняется, кто же все-таки выступает организатором такой закупки. В первую очередь, им может быть одна из организаций-заказчиков. Также, согласно ст. 26 44-ФЗ, совместно принятым решением заказчики могут возложить обязанности организатора на другие уполномоченные органы или учреждения. В многостороннем договоре вышеуказанные сторонние органы отмечены только в качестве организатора, а их главной задачей является прямое определение исполнителей контракта. После этого всем учреждениям необходимо внести изменения в план-график с указанием полного наименования организатора торгов.

Особенности совместных закупок

Чтобы сэкономить бюджетные средства и минимизировать расходы, заказчики, которые закупают одинаковые товары, работы или услуги, осуществляют закупки совместно в формате конкурса или аукциона. Обязательное условие состоит в том, что объединяющиеся организации заключают двустороннее или же, в зависимости от количества участников, многостороннее соглашение, которое опирается на правила ФЗ-44 и ГК РФ. Форму такого соглашения можно скачать в конце статьи.

Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ имеют ряд особенностей:

  • выведение начальной (максимальной) цены контракта, расчет количества и объемов товаров, работ или услуг, составление необходимых для тендера технических характеристик и конкурсной документации, обоснование объекта закупки производится каждой организацией-заказчиком самостоятельно и до момента подписания многостороннего соглашения;
  • расходы на проведение распределяются с учетом пропорциональных долевых соотношений НМЦК каждого участника в совокупной начальной (максимальной) цене контракта;
  • каждый участник заключает контракт самостоятельно по факту выявления победителя (или победителей) конкурентных процедур.

Как организовать

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством и действующим законодательством, а именно 44-ФЗ в части статьи 25, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088, и представляет собой последовательность конкретных действий.

Таким образом, пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно может быть представлен в виде таблицы.

Шаг 1Заключение сторонами-участниками соглашения о проведении
Шаг 2Выбирается организатор
Шаг 3Вносятся коррективы в планы-графики каждого из госзаказчиков
Шаг 4Организатор утверждает состав закупочной комиссии и регламент ее работы. Членство в комиссии определяется долей от общего объема закупок каждого из заказчиков
Шаг 5Участник-организатор составляет и размещает в ЕИС извещение
Шаг 6Организации-заказчики самостоятельно заключают контракт с победителем по итогам конкурсных процедур
Шаг 7Если закупку признают несостоявшейся, заказчики сами принимают решение о дальнейшем заключении контракта с единственным поставщиком

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Соглашение о проведении совместного конкурса должно содержать информацию следующего характера (ч. 2 ст. 25 44-ФЗ):

  • сообщение о сторонах-фигурантах договорных отношений;
  • код, идентифицирующий закупку (ч. 2 ст. 114 44-ФЗ);
  • материалы, характеризующие объект тендера, его количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику в частности;
  • НМЦК каждого участника с подробными расчетами и обоснованиями;
  • указание прав, обязанностей и мер ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе и о предоставляемых ему в отношении конкурсных процедур полномочий;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках функционирования и рабочих положениях;
  • детальная информация об извещении, сроках его формирования, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, а также предельные даты разработки конкурсной или аукционной документации;
  • приблизительный период проведения;
  • распределение расходов на проведение и порядок их оплаты;
  • сроки действия данного договора;
  • регламент решения спорных ситуаций;
  • иные положения.

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Обязанности организатора

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  • разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
  • размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
  • работа с запросами участников, ответы на них;
  • публикация в ЕИС протоколов;
  • размещение проекта госконтракта.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Читайте также:  Установление в документации об электронном аукционе или запросе котировок требования об уникальном составе препарата (дозировке,

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Заключение

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурс

На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Закрытый конкурс

Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.Электронный аукцион

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках.Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры,
  • НМЦ и отрасль закупки.

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Особенности проведения электронных закупок

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП. Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • для физического лица — только копию паспорта,
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  • выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,

Совместные конкурсы и аукционы

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  • юридическую информацию о сторонах,
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок,
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Централизация закупок

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Читайте также:  Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по 44 ФЗ

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Преимущества участникам

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Требования к участникам

Единые требования

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам,
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Дополнительные требования

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

В ст. 25 44-ФЗ подробно сказано о таком виде закупок, как совместные конкурсы и аукционы.

А Постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 утверждает организацию и порядок их проведения.

Действие 44 Федерального Закона направлено на оптимизацию самого процесса приобретения товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений, с целью экономии как финансовых, так и трудовых ресурсов.

В некоторых случаях использование совместных закупок обеспечивает максимальную выгоду. В рамках 44-ФЗ заказчики имеют право организовывать такие конкурсы и аукционы в случае, если 2 или более заказчика нуждаются в одинаковых товарах работах и услугах, в любых объемах.

Федеральный закон ”О контрактной системе в сфере закупок…” предусматривает два варианта организации торгов с несколькими заказчиками:

В соответствии со ст. 26 44-ФЗ — организация централизованных закупок.

В соответствии со ст. 25 44-ФЗ — проведение совместных конкурсов и аукционов.

Главным отличием этих методов является то, что в случае централизованных закупок в качестве организатора выступает Уполномоченный орган, а при совместных конкурсах и аукционах организатором имеет право также выступить один из заказчиков.

Например, если назначен Уполномоченный орган он и проводит закупки для каждого заказчика отдельно (централизовано), то он и будет выступать организатором закупок.

Поиск аукционов и конкурсов для участия

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Сразу стоит сказать, что проведение таких закупок не является обязательным и заказчики организуют их только по собственному усмотрению. Как уже говорилось выше, правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.

В случае, если у нескольких заказчиков возникают одинаковые потребности, они имеют право заключить соглашение о проведении совместного аукциона или конкурса.

Проведение совместных закупок по 44-ФЗ

В соглашении, которое заключают заказчики, прописываются права и обязанности сторон. А также выбирается организатор, т.е. один из них или Уполномоченный орган, которому передается часть полномочий.

Соглашение должно содержать информацию, установленную п. 2 ст. 25 44-ФЗ:

информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

права и обязанности каждой из сторон соглашения;

информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

срок действия заключенного соглашения;

порядок рассмотрения споров;

какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

контроль работы комиссии;

информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

рассылка приглашений на участие, в случае проведения закрытого конкурса или аукциона;

размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Совместные конкурсы и аукционы позволяют увеличить НМЦК контракта, привлечь больше поставщиков и оправдать затраты на организацию закупки.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Читайте также:  Заказчик установил требование о наличии у участников аттестата аккредитации

Например, доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как итог, можно заключить, что в случае редкого проведения закупочных процедур в небольших объемах — организация совместных аукционов и конкурсов выгодна и оправдана.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

©ООО МКК “РусТендер”

Проведение совместного конкурса (аукциона) на закупку работ по 44 ФЗ

Дата документа01.05.2017
МеткиСтатья

ПРАКТИКА СОВМЕСТНЫХ ТОРГОВ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрены организационные инструменты, позволяющие оптимизировать труд закупщиков на местах посредством проведения централизованных закупок или совместных конкурсов или аукционов (далее – совместные закупки).

Организатор закупок

Отметим, что проведение совместной закупки допустимо в случае, если у двух и более заказчиков возникла потребность в закупках одних и тех же товаров, работ или услуг. Ведущая роль при проведении таких закупок отводится организатору совместной закупки (далее – организатор).
Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько вариантов выбора (или назначения) организатора:
первый вариант – организатором может быть один из заказчиков, в интересах которых проводится такая закупка;
второй вариант – организатором может быть уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) в случаях, если такими полномочиями они были наделены, например, при их создании (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
В любом случае организатор – это тот субъект, который отвечает за подготовку и организацию совместной закупочной процедуры, другими словами – генеральный исполнитель. Например, к функциям и полномочиям организатора относятся следующие действия:

утверждение состава комиссии по осуществлению закупок;
разработка и размещение на официальном сайте процедурной документации;
внесение изменений в извещение и документацию (при необходимости) и их размещение на официальном сайте;
предоставление документации и разъяснений положений документации по запросам потенциальных участников;
направление протоколов (их копий), составленных в ходе проведения совместной процедуры каждой стороне соглашения.

Рисунок 1. Порядок организации и проведения совместного конкурса или аукциона

Ввиду того что данная модель организации закупочного процесса была впервые апробирована около 10 лет назад, остановимся на отдельных вопросах организации и проведения совместных закупок с учетом сложившейся практики.

Обязательность заключения соглашения

Соглашение о проведении совместной закупки составляется в письменной форме и в произвольном формате по его содержательной части, но с учетом требований, предусмотренных ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает требования к обязательной информации в тексте такого соглашения. Заключение такого соглашения имеет важное юридическое значение и последствия как для заказчика, так и для участников процедуры закупки.

Пример из судебной практики

По итогам совместной закупки один из заказчиков не направил победителю проект контракта с целью дальнейшего его заключения, в связи с чем победитель вынужден был защищать свои права в арбитраже.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения

Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов. Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены. Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.

В каких случаях проводятся совместные закупки

Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.

Еще один момент – совместными могут быть только аукционы и конкурсы. Организовать таким образом, например, запрос котировок, даже если итоговая цена не превышает 500 000 рублей, нельзя.

Механизм проведения совместных закупок

Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:

  • разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
  • публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
  • ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
  • оформление и публикация протоколов;
  • в некоторых случаях – публикация проекта контракта.

Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:

  • сведения о сторонах, заключающих соглашение;
  • сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
  • примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
  • порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
  • порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
  • права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.

После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.

Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.

Заключение контракта по результатам совместных торгов

На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.

Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.

Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.

Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Преимущества и недостатки совместных закупок

Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.

Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.

И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.

Ссылка на основную публикацию