Расчет и обоснование цены контракта с единственным поставщиком

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». З акупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
« Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Закупка у единственного поставщика

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www.

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

«_____» ________________2017 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

Материалы и программное обеспечение, руб.

Оборудование и спецтехника, руб.

Прочие прямые расходы, руб.

Накладные расходы (40%)

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Общая стоимость, руб.

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Контракт с единственным поставщиком: рассчитываем цену

    On 14.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи

Как заказчику понять, что поставщик предлагает товар по действительно адекватной цене? Как определять цену контракта, который заключается с единственным поставщиком? О методах определения и обоснования НМЦК читайте в этом материале.

Вводная часть

Существует 5 методов определения НМЦК, которые применяются зависимости от вида закупок. Все они перечислены в статье 22 закона 44-ФЗ:

  1. Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен.
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Также существуют методические рекомендации Минэкономразвития 567 от 2 октября 2013 года. В них сказано, что для определения цены контракта с единственным поставщиком заказчик должен:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Определиться с тем, что ему необходимо — какой товар, работа или услуга.
  2. Определиться с требованиями к закупаемому объекту.
  3. Проанализировать всю имеющуюся в свободном доступе информацию — контракты из реестра в ЕИС, каталоги и прочие рекламные материалы, статистику, сведения из официальных источников муниципальных и прочих уполномоченных органов и так далее.
  4. Сделать описание объекта закупки, как того требует статья 33 закона 44-ФЗ.
  5. Определиться с тем, распространяются ли на объект закупки какие-либо акты о нормировании, тарификации или иные акты, требующие применять конкретный метод расчета цены.
  6. Определиться, какими методами будет рассчитываться НМЦК.
  7. Собственно, произвести расчет цены и привести ее обоснование.

Итак, методов существует всего пять. Расскажем о каждом из них отдельно.

Метод сопоставимых рыночных цен

Этот метод также называют методы анализа рынка. Он является приоритетным.

Прежде всего заказчик должен изучить рынок на предмет предложения товаров, работ и услуг, подходящих под его потребности. Далее нужно выбрать то, что подходит больше всего. При этом выбранные объекты делятся на идентичные и однородные:

  1. Идентичные объекты имеют одинаковые с необходимым заказчику объектом общие характеристики и признаки. Однако они могут незначительно отличаться по некоторым параметрам, что не принимается в расчет.
  2. Однородные объекты обладают сходными характеристиками и состоят из похожих компонентов с объектом, который необходимо закупить заказчику. Они предназначаются для исполнения тех же функций, что и предмет потребности заказчика, и могут быть взаимозаменяемыми. В отношении товаров при определении однородности также учитывается их качество, репутация и страна происхождения. В отношении услуг и работ имеет значение качество, объем, вид, уникальность и взаимозаменяемость.

Далее заказчику нужно получить информации о ценах выбранных объектов. Методика следующая:

  1. Выбирается 5 поставщиков, информация о которых содержится в свободном доступе. Они должны обладать определенным опытом. Этим поставщикам направляются запросы коммерческого предложения.
  2. Запрос о коммерческом предложении размещается в ЕИС.
  3. В реестре контрактов ищется информация об исполненных контрактах за последние 3 года. В расчет берутся контракта, которые выполнены без штрафов и неустоек.
  4. Анализируются общедоступные источники, в которых публикуются цены.

Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения

Целесообразно включить в запрос описание объекта закупки, причем максимально подробное. Кроме того, нужно включить условия контракта и сроки, в которые заказчик хотел бы получить ценовую информацию от поставщика. Также следует указать, что предоставление информации не влечет для сторон никаких последствий и обязательств.

Читайте также:  Уведомление участником электронного аукциона оператора электронной площадки об отзыве заявки на участие в аукционе

Цены получены. Что дальше?

Итак, в итоге заказчик получил некоторые цены от поставщиков, из ЕИС и открытых источников. Эти ценовые данные нельзя считать окончательными — их можно изменить в большую сторону.

Цены, которые получены из реестра контрактов, увеличиваются в зависимости от вида процедуры, посредством которой был этот контракт заключен:

  • полученные из контрактов с единственным поставщиком цены не изменяются;
  • полученные из конкурсов увеличиваются не более, чем на 10%;
  • из аукционов — максимум на 13%;
  • из запросов котировок — на 17%.

К прочим ценовым данным можно применять различные коэффициенты для учета влияния разных факторов, в частности, изменение курса валюты, условий налогообложения, гарантии, доставки и так далее. Можно применить коэффициент, базирующийся на изменении индекса потребительских цен:

  • kпп – коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t – месяц проведения расчетов НМЦК;
  • ИПЦt – индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Также можно использовать всевозможные калькуляторы для расчета подобных коэффициентов, чтобы не тратить время на ручной подсчет

Расчет коэффициента вариации

Закон требует от заказчика использования в расчете НМЦК не менее трех цен. Для того чтобы определить однородность выборки, нужно рассчитать коэффициент вариации:

  • V – коэффициент вариации;
  • ц – средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;

среднее квадратичное отклонение, где цi – цена единицы закупаемого товара, работы или услуги, указанная в источнике с номером i, а n – количество значений, используемых в расчете.

Если коэффициент не выше 33%, анализ можно считать удовлетворительным. Если коэффициент превышает это значение, рекомендуется анализировать рынок дальше.

Расчет цены

НМЦК рассчитывается по формуле:

  • НМЦКрын – НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v – количество или объем закупаемого товара, работы или услуги;
  • n – количество значений, используемых в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi – цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов или индексов.

Нормативный метод

Если в соответствии со статьей 19 закона 44-ФЗ для объекта закупки установлено требование к предельным ценам, то расчет должен производиться по формуле:

  • V — количество закупаемого товара либо объем работ услуг;
  • Ц — предельная цена.

Тарифный метод

Этот метод применяется для закупки объектов, стоимость которых регулируется государственными или локальными правовыми актами. Формула следующая:

  • V — количество товара или объем работ / услуг, которые закупаются;
  • Ц — установленная цена в соответствии с тарифом.

Проектно-сметный метод

Суть метода в том, что цена определяется в соответствии с проектной документацией и сметой. Такой метод используется для закупок на работы по строительству, ремонту, реконструкции зданий, по сохранению объектов культурного наследия.

Затратный метод

Этот метод допустимо применять лишь в том случае, если все прочие не подходят. Он основывается на расчете общей суммы затрат и обычной прибыли в той или иной сфере, к которой относится объект закупки. При этом в затраты включают прямые и косвенные издержки производственного характера, а также на приобретение или реализацию объекта закупки, вспомогательные затраты — на доставку и т. д. Что касается обычной прибыли, то такую информацию берут из реестра контрактов или открытых источников.

Как искать ценовую информацию в ЕИС

В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.

Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:

  1. Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
  2. Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
  3. Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
  4. Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
  5. Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.

Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика

Организация госзакупок – сложный процесс, который требует детального анализа нормативных актов, регулирующих его. Многие государственные и муниципальные учреждения и сами поставщики не хотят «связываться» с такими способами определения поставщика, как аукцион, конкурс и т.д., так как для этого необходимо оформить внушительный пакет документов, и сама процедура занимает достаточно много времени. К счастью, закон предусматривает более простой способ выбрать поставщика – заключение контракта с единственным поставщиком. Статья 93 закона 44-ФЗ регулирует вопросы, связанные с заключением подобного рода контрактов. В части 1 названной статьи указаны случаи, когда возможно заключить контракт с единственным поставщиком (далее по тексту – ЕП). Наиболее популярные среди заказчиков случаи, указанные в данной статье, – заключение контракта на сумму не более 100 и не более 400 тысяч рублей. Но даже для самых минимальных закупок требуются обоснование цены. О том, как это правильно сделать, поговорим в настоящей статье.

Какими нормативными актами руководствоваться при обосновании цены?

В первую очередь, необходимо обратить внимание на ст. 22 ФЗ 44. Данная статья перечисляет доступные методы для расчета цены как для заключения контракта с ЕП, так и для проведения конкурентных процедур. Кроме того, Минэкономразвития разработало рекомендации (далее по тексту – рекомендации) для расчета цены при заключении контракта с ЕП (приказ от 02.10.2013 № 567).

В чем заключается обоснование цены?

Под обоснованием цены предполагается расчет цены на закупаемые товары, который должен быть подтвержден приложенными справочной информацией, документами или реквизитами документов, по которым был сделан расчет. Если данная информация будет размещена в Интернете, то нельзя указывать наименование поставщиков, которые предоставили информацию.

Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Какие товары считаются идентичными и однородными?

Идентичными считаются товары с одинаковыми характеристиками (качество, функционал и т.п.). Кроме того, учитываются страна происхождения и производитель.

Пример 1:

Два идентичных стола, схожие по следующим критериям: функциональное назначение; материал, из которого изготовлены; страна производства. Различия в форме, размере и цвете незначительны и принципиального значения не имеют.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, вследствие чего они могут выполнять одни и те же функции. При определении однородности следует учитывать качество товаров, репутацию на рынке и страну происхождения.

Пример 2:

Два однородных шкафчика для переодевания схожи по следующим критериям: страна производства, материал изготовления, функциональное назначение. Принципиальное отличие: размер (во втором варианте секций меньше), дополнительные функции (во втором варианте есть функция подсушки).

Какие действия предпринять для обоснования цены?

Минэкономразвития рекомендует осуществить следующие действия:

  1. выбрать товар (услугу, работу) которую необходимо закупить;
  2. определить требования, по которым будет отбираться товар и условия поставки;
  3. исследовать общедоступные источники информации на предмет рыночных цен на закупаемый товар и условия поставки;
  4. описать объект закупки с учетом требований ст. 33 ФЗ 44;
  5. осуществить проверку принятых по данному объекту закупки государственных и муниципальных нормативных актов;
  6. выбрать метод расчета цены;
  7. рассчитать цену;
  8. сформулировать обоснование.

Как получить информацию для анализа рынка?

Закон предусматривает следующие способы для получения информации:

1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:

  • в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
  • в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
  • в котировках на российских и иностранных биржах;
  • в котировках на электронных площадках;
  • в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
  • в государственной статистической отчетности;
  • в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
  • в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
  • иные источники.

2. Направление запросов поставщикам на получение информации о ценах. Поставщики должны осуществлять поставки идентичных или однородных товаров. Минэкономразвития рекомендует направить запросы не менее чем 5 поставщикам, которые исполняли подобные контракты в течение последних 3 лет.

3. Размещение запросов цен на товары в ЕИС (до того как она будет введена, запросы необходимо размещать на сайте госзакупок).

Калькулятор для расчета НМЦК с коэффициентом вариации

После того как вы получили коммерческие предложения от поставщиков, используйте наш калькулятор.

Как рассчитать цену?

В рекомендациях Минэкономразвития (п. 3.21) указана формула, по которой производится расчет цены:

где НМЦК рын – начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество закупаемого товара;

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Ц i – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих условий поставок товаров, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 рекомендаций.

Стоит учесть, что предпочтительно использовать для расчета приблизительно одинаковые цены, то есть однородные цены. Чтобы определить однородность цен, необходимо прибегнуть к формуле, указанной в п. 3.20 рекомендаций. Коэффициент по данной формуле не должен быть больше 33%.

Обратите внимание, что при использовании в расчетах цен, которые применялись более шести месяцев назад до расчета цены, придется корректировать данные цены с применением коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 3.18 рекомендаций. Кроме того, при расчете цены необходимо ориентироваться на те коммерческие предложения, которые максимально сходны с условиями закупки, в противном случае придется применять коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий (п. 3.17 рекомендаций).

Учитывая вышеизложенное, в качестве поиска информации по ценам целесообразным представляется направление запросов поставщикам. В этом случае поставщики будут указывать цены уже с учетом условий, которые подлежат включению в контракт.

Пример расчета:

ДОУ необходимо закупить 10 столов для письма. По запрошенной информации от поставщиков поступили следующие ценовые предложения по идентичным товарам (столам) с одинаковыми условиями поставки:

Поставщик 1 – 3500 рублей.

Поставщик 2 – 3650 рублей.

Поставщик 3 – 3860 рублей.

Расчет общей цены производится следующим образом: Общее количество закупаемого товара (10) делится на общее количество ценовых предложений (3) и умножается на общую сумму ценовых предложений.

Как оформить обоснование цены?

Закон не предусматривает каких-либо обязательных требований к оформлению расчета. Информацию о расчете цены можно включить в текст контракта либо оформить в виде приложения к нему. При этом документы (оригиналы), снимки с экрана компьютера (скриншот), на котором отражена информация с соответствующих сайтов или реквизиты документов, по которым составлялся расчет, нужно хранить вместе с остальными документами о закупке.

Читайте также:  Отказ от заключения контракта по 44 ФЗ с лицом, сведения о котором содержатся в реестре

Примерная форма обоснования цены установлена в Приложении № 1 к рекомендациям.

Как сформировать отчет с обоснованием цены?

Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы “Эконом-Эксперт”. Скачать программу можно здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

КАК РАССЧИТАТЬ ЦЕНУ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ, подрядчиком, исполнителем

Когда заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет и обоснование цены. Правило работает не для всех контрактов.

Совет: обоснуйте цену контракта с единственным поставщиком, даже если Закон № 44-ФЗ этого не требует

Оформите отдельный документ, где обоснуете цену, и храните вместе с контрактом. Это поможет, если у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возникнут вопросы во время проверки (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Каким способом рассчитать цену контракта

Чтобы рассчитать цену контракта с единственным поставщиком, используйте основные методы, которые установлены Законом № 44-ФЗ. Кроме того, заказчики вправе применять другие способы расчета, если основные не подходят. Приведем примеры. Пример 1. Заказчик заключает контракт по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Обоснование НМЦК содержит проект правового акта. Заказчик вправе применить другой метод и сослаться на нормативно-правовой акт. Пример 2. Заказчик заключает контракт по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на услуги фельдъегерской связи или госохрану. Цена контракта зависит от стоимости услуг конкретного исполнителя. Заказчик применяет иной метод, чтобы определить НМЦК, и ссылается на расценки, которые утвердил исполнитель.

Также заказчик вправе сослаться на цену конкретного поставщика, если заключает контракты по пунктам 13-17, 22–23, 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик не вправе требовать, чтобы контрагент раскрыл правила, по которым формирует цену. Пример 3. Заказчик заключает контракт по пункту 19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на услуги авторского надзора. Правительство РФ в постановлении Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 разъяснило правило, по которому считают стоимость авторского надзора (письмо Минрегиона России от 25 февраля 2009 г. № 4882-СМ/08). Заказчик применяет иной метод, чтобы рассчитать НМЦК, и ссылается на утвержденный порядок.

Пример 4. Заказчик закупает регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Чтобы рассчитать НМЦК, он руководствуется статьей 14 Закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ. Об этом сказано в части 21.2 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Пример 5. Заказчик закупает жилье экономического класса у единственного поставщика по пункту 39 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ вправе установить особенности, по которым заказчик рассчитывает цену такого контракта. Основание – Закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ. Такое правило установлено в части 21.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Сейчас таких особенностей нет.

Пример 6. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по пункту 45 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на доступ к информации из специальных баз данных. Цену такого контракта считайте по формуле:

Цена контракта в рублях = Стоимость услуг + Налоги и обязательные платежи по контракту, которые платит исполнитель

Стоимость услуг рассчитайте так:

Стоимость услуг = Цена услуг оператора в иностранной валюте × Курс валюты к рублю + Цена услуг оператора в иностранной валюте × Курс валюты к рублю × Цена услуг исполнителя с предельным значением – 0,05 от цены контракта

Возьмите курс валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта.

ЦК = ЦО × ОК + (ЦО × ОК × К) + N,

ЦК – цена контракта в российских рублях;

ЦО – цена услуг оператора в иностранной валюте;

К – цена услуг исполнителя, предельное значение которой – 0,05 от ЦК;

ОК – курс иностранной валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта;

N – размер налогов и обязательных платежей по контракту, которые платит исполнитель. Такое правило установлено в постановлении Правительства РФ от 2 августа 2016 г. № 743.

Пример: о расчете НМЦК

Заказчик закупает доступ к информации из специальных баз данных у единственного поставщика по цене 25 долл. США.

Контрактный управляющий рассчитал цену контракта:

ЦК = 25 USD × 62,39 руб. + (25 USD × 62,39 руб. × 50 руб.) + 9 руб. = 79 556,25 руб.

Ситуация: заказчик изучил рынок и выяснил, что только одно учебное заведение проводит нужный семинар. Как обосновать цену контракта с единственным поставщиком В обосновании цены укажите, что исследовали рынок и выявили только одно учебное заведение, которое проводит необходимый семинар. К обоснованию приложите доказательства – обращения к потенциальным исполнителям, ответы учебных заведений, прайсы. Контракт заключите по цене, которую предлагает единственный поставщик.

Ситуация: заказчик закупает печатные издания определенного автора. Для этого он заключает контракт с издательством по пункту 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Каким методом рассчитать НМЦК Рассчитайте цену контракта методом сопоставимых рыночных цен. Такой способ – приоритетный.

Ситуация: заказчик закупает товары у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. Правомерно ли заключить контракт с участником, от которого поступило минимальное предложение о цене контракта

Да, правомерно. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ по наименьшей цене, которую получил в результате мониторинга рынка. Такое разъяснение приведено в абзаце 8 пункта 2 письма Минэкономразвития России от 3 марта 2014 г. № Д28И-254.

Ситуация: работники едут в командировку на автомобилях и заправляются по дороге. Как обосновать цены на бензин

Определитесь, попадает ли командировка под закупку. Если выдаете сотруднику деньги на командировку под отчет, это не считают закупкой. Руководствуйтесь статьей 166 Трудового кодекса РФ и пунктами 10, 11, 12, 13, 14 и 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

Если оформляете командировку как закупку у единственного поставщика, то есть заключаете контракт по пункту 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, обоснуйте цены на бензин. Для этого используйте метод сопоставимых рыночных цен. Проанализируйте рынок цен на бензин, соберите не менее трех ценовых предложений и выберите минимальное или среднее. Заключите контракт с выбранным поставщиком. В контракте опишите условия, на которых компания поставляет бензин. Например, заправлять машину сотрудники вправе по топливной карте.

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика и в чем особенности процедуры?

Закупки у единственного поставщика – это неконкурентный способ выбора исполнителя контракта. При такой форме закупки сам заказчик может направить выбранному им исполнителю предложение подписать контракт. Другой вариант заключения договора – когда поставщик сам направляет предложение заказчику, а тот соглашается на подписание контракта на предложенных условиях.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ закупки, при котором контракт подписывается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения конкурентного отбора поставщика. Такая закупка является правом, а не обязанностью заказчика по 44-ФЗ.

Контракт с единственным поставщиком подписывается по нормам ст. 93 44-ФЗ и с учетом изложенных здесь ограничений. Данная статья регулярно подвергается корректировкам.

Преимущества и недостатки

Процедура закупки у единственного поставщика обладает как присущими ей достоинствами, так и недостатками. Она достаточно популярна у заказчиков, так как гарантирует возможность подписания контракта с подходящим исполнителем и косвенно позволяет рассчитывать на качественное исполнение контракта.

Нередко закупки у единственного поставщика позволяют достичь финансовой экономии за счет снижения затрат на проведение закупочных мероприятий и оплате труда персонала. Особенно это ощутимо при закупках малого объема.

При этом не лишено подписание контракта с единственным поставщиком и недостатков. Так, заказчик упускает возможность снизить цену контракта или добиться наилучших условий его реализации. При выборе в пользу подписания контракта с единственным поставщиком заказчик вынужден брать на себя повышенные риски привлечения внимания со стороны контролирующих инстанций, ведь неконкурентные способы закупки нередко сопровождаются коррупционными схемами и злоупотреблениями при расходовании бюджетных денег.

Когда допускается

Случаи, когда закупка у единственного поставщика является приемлемой и соответствующей правовым нормам, перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика по другим основаниям недопустимо.

Приведем перечень случаев, когда закупка у единственного поставщика будет правомерной:

  1. Контракт подписывается по п. 1 ч. 1 ст. 93 и предполагает закупки монополистов либо центрального депозитария. При закупках услуг естественных монополий заказчик вправе не использовать конкурентные процедуры вроде конкурса и аукциона. Предметы контракта, которые относят к монополиям, прописаны в п. 1 ст. 4 ФЗ-147 от 1995 года. К услугам центрального депозитария относят, в частности, хранение сертификатов ценных бумаг, передача прав на них, открытие депо счета.
  2. Закупка у поставщика, которого определил Президент. Контракт подписывается по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может не проводить конкурентные формы закупок, если Президентом или Правительством были определены единственные поставщики, например, по Распоряжению Президента от 2019 года №295-рп. Типовыми пунктами данных контрактов является предмет, обязанность заказчика выполнить определенные действия, максимальные сроки. При подготовке типового контракта государственные органы приводят расчет и обоснование цены (на основании ст. 22 44-ФЗ). Так, Правительство РФ определило ООО «С» в качестве единственного поставщика стентов для коронарных артерий металлических; стентов для коронарных артерий; катетеров (баллонных стандартных) для коронарной ангиопластики; аспирационных катетеров для тромбэктомии (на основании Распоряжение от 12 мая 2015 года №855-р).
  3. Закупка услуг мобилизационной подготовки (по п. 3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Заказчиками подобного рода услуг могут выступать федеральные органы власти, перед которыми стоят задачи по мобилизации (на основании ст. 12 31-ФЗ от 1997 года). При таких работах осуществляется развитие и сохранность мобилизационных объектов, готовятся технические средства для поставки в ВС, обеспечивается сохранность страхового фонда, в котором представлены сведения по вооружению и военным техсредствам. Полный список работ указан в п. 3 ст. 2 31-ФЗ.
  4. Закупки малого объема на сумму до 300-600 тыс. р. по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По данному основанию заказчик может закупать любые товары, работы и услуги на сумму до 300 тыс. р. у единственного поставщика. При этом годовой объем таких закупок не может превышать 2 млн р. или 5% от СГОЗ и в последнем случае не должен превышать более 50 млн р. в год. Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями (такими, как зоопарки, цирки, музеи, библиотеки и пр.), годовой объем закупок в данном случае не может быть более 5 млн р. или 50% СГОЗ заказчика (но в пределах 30 млн р.).
  5. Закупка товаров, работ и услуг, которые могут оказывать только органы исполнительной власти. Контракт в данном случае подписывается с опорой на п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчики вправе закупать у единственного поставщика услуги органа государственной власти, подведомственного учреждения и унитарного предприятия, руководствуясь возложенными на них полномочиями. Например, заказчик вправе подписать контракт на обязательную охрану объектов правоохранительными органами по перечню из Распоряжения Правительства от 2009 года №1629-р или контракт на охрану по списку, утвержденному Постановлением Правительства от 1992 года №587. Подобные контракты подписываются с ФГУП «Охрана», подведомственному ГУ МВД. Экспертные и оценочные услуги в части документации различного рода можно закупить у такого единственного поставщика, как Госархив (по письму МЭР от 2015 года №Д28и-1729). Универсальные регистрационные номера в системе спутниковой связи «Инмарсат» выдаются в ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо МЭР от 2015 года №Д28и-2934). Организации, которые обслуживает ФМБА по Распоряжению Правительства №1156-р от 2006 года, могут заключить с ним контракт на неконкурентной основе.
  6. Закупка российского вооружения. Такие контракты заключаются на основе п. 7 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчик может закупить у единственного поставщика военную технику российского производства или иностранное вооружение, не имеющее российских аналогов. Такую технику должен производить единственный производитель, а контракт подписывается с компанией из реестра единственных поставщиков вооружения. Если у заказчика есть сомнения по указанному поводу, то он может обратиться в антимонопольную службу с запросом на получение выписки из реестра. Такой запрос будет предоставлен в течение 5 дней.
  7. На основании п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика закупают услуги по хранению, ввозу и вывозу психотропных веществ, а также услуги по регулируемым ценам. Под требования данного пункта статьи 93 подпадает закупка коммунальных услуг, услуг теплоснабжения, водоотведения, газоснабжения, подключения к инженерным сетям и пр. Также заказчик может подписать контракт с управляющей компанией, выбранной по результатам конкурса или по решению собственников.
  8. Закупка происходит в результате аварии, чрезвычайной ситуации либо медицинского вмешательства (в случае экстренной или неотложной помощи) по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. О такой закупке нужно оповещение ФАС.
  9. Заказчик по 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком на закупку культурных ценностей для пополнения госфондов, музеев, архивов, библиотек, кинофонда и пр. (на основании п. 10 ч. 1 ст. 93 44-Ф). Это, например, художественные промыслы, результаты научных исследований, территории и объекты, которые являются уникальными в историко-культурном отношении (по Основам законодательства РФ о культуре, утвержденного ВС от 1992 года №3612-1). Предметом контракта могут стать музейные предметы и коллекции, рукописи и архивные документы.
  10. Закупки у предприятий УИС осуществляют с опорой на п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Контракт с учреждением УИС, как единственным поставщиком, допускается только в том случае, если предмет контракта входит в Специальный перечень от Постановления Правительства №1292 от 2013 года. Например, туда входят отдельные продукты питания, одежда и обувь, мебель и строительные услуги.
  11. Если закупается учреждение, которое привлекает осужденных к труду, то оно вправе закупаться на неконкурентной основе по п. 12 ч. 1 ст.93 44-ФЗ. В числе таких учреждений исправительные колонии общего режима, колонии-поселения, колонии особого режима для пожизненно осужденных и пр.
  12. Закупка произведений искусства и литературы у единственного поставщика по п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ возможна при условии подтверждения поставщиком исключительных авторских прав на произведение.
  13. Если не состоялась закрытая или открытая закупка, то заказчик, руководствуясь пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком.
Читайте также:  В документации не указан порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию

В перечень других частных случаев, при которых допускается закупка у единственного поставщика, входят:

  1. Закупки печатных и электронных изданий.
  2. Приобретение билетов на культурно-массовые мероприятия: в цирк, зоопарк, кинотеатр и пр.
  3. Услуги по участию в мероприятиях.
  4. Услуги авторского контроля и надзорных мероприятий.
  5. Закупки по организации визитов иностранных делегаций.
  6. Закупка лекарств по врачебному предписанию.
  7. Услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту нежилого помещения.
  8. Услуги энергоснабжения.
  9. Приобретение недвижимости, жилья экономкласса.
  10. Услуги по организации командировок.
  11. Закупки для выборов.
  12. Приобретение изделий народных промыслов.
  13. Запрос предложений на лечение гражданина за пределами РФ, признанный несостоявшимся.
  14. Закупки услуг по утилизации и обезвреживанию отходов.
  15. Закупки товаров, работ и услуг для внешней разведки и ФСБ.
  16. Закупки товаров, работ и услуг по специальному инвестконтракту.
  17. Прочие случаи.

Пошаговая инструкция процедуры

Цена государственного контракта, который подписывается с единственным поставщиком, должна быть обоснованной. Завышение цены контракта станет поводом для возникновения претензий у контролирующих инстанций в лице ФАС. Для расчета НМЦК (цены контракта) используется несколько методов с учетом ст. 22 44-ФЗ.

Каждый метод обладает своими возможностями для применения. Основным является метод сопоставимых рыночных цен. Для его использования заказчику необходимо запросить несколько цен от поставщиков либо использовать цены из открытых источников информации (например, из печатных изданий, сведений с официального сайта, из ценовых мониторингов и отчетов и пр.). Представленные цены от поставщиков не должны иметь отклонения более 33%. На основании цен определяется средневзвешенное значение, которое и выступает в качестве цены контракта.

Также заказчик может применять тарифный метод при закупках тарифицируемых государством услуг естественных монополий, проектно-сметный метод при заказе строительных работ и пр.

Расчет и обоснование цены контракта должны прилагаться к контрактам, подписанным с единственным поставщиком на основании п. 3, 6, 9, 11, 12, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93.

Алгоритм закупки у единственного поставщика

Подписание контракта с единственным поставщиком предполагает прохождение следующего алгоритма:

  1. Заказчик готовит приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика.
  2. Готовится обоснование соответствия закупки требованиям документации.
  3. Готовится обращение о согласовании возможности подписания контракта с единственным поставщиком.
  4. Разрабатывается и утверждается проект контракта.
  5. Выполняется расчет и обоснование цены контракта.
  6. До июля 2019 готовился отчет с обоснованием подписания контракта с единственным поставщиком и нецелесообразностью конкурентных процедур. На основании ч. 3 ст. 93 44-ФЗ извещение о закупках у единственного поставщика не размещается.
  7. Подписание контракта с единственным поставщиком при необходимости проходит процедуру согласования в ФАС.
  8. Поставщик предоставляет документ, который подтверждает внесение им обеспечения исполнения контракта. На основании ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан прописать требование об обеспечении исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44-48, 51, 52 ч. 1 ст. 93.
  9. Подписывается контракт с единственным поставщиком.
  10. О факте подписания контракта уведомляется ФАС.

На основании Распоряжения Правительства от 2018 года №824-р заказчики могут осуществлять закупки малого объема (по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) у единственного поставщика на сайте ЕАТ «Березка». Помимо этого, заказчики могут использовать в работе Портал поставщиков Москвы, РТС-Маркет или ОТС-Маркет и пр.

Заказчик обязан направить уведомление о подписании контракта с единственным поставщиком в контролирующую инстанцию не позднее 1 рабочего дня после его подписания. Такой контролирующей инстанцией выступает ФАС. К уведомлению прилагается копия подписанного контракта и обоснование его подписания.

Случаи согласования заключения контракта контрольным органом

В некоторых случаях подписание контракта с единственным поставщиком должно сопровождаться с согласованием закупки с контролирующей инстанцией.

Обращение в ФАС в целях согласования закупки у единственного поставщика нужно, если конкурентный способ закупки признан несостоявшимся (по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Например, если заявку на участие подал только один участник, или все остальные заявки на участие в закупке были отклонены.

Порядок согласования возможности подписания контракта с единственным поставщиком был утвержден Приказом МЭР от 2015 года №189 «Об утверждении Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком». В Приказе определено содержание обращения о согласовании, а также то, куда оно направляется. Сроки для рассмотрения обращения составляют не более 10 рабочих дней. При отказе в согласовании закупки ФАС обязана обосновать принятое решение.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Уведомление контролирующей инстанции о подписании контракта с единственным поставщиком в сроки не позднее рабочего дня после подписания контракта нужно, чтобы ФАС смогла проверить, не были ли допущены нарушения при применении норм ст. 93 44-ФЗ.

При выявлении злоупотреблений со стороны заказчика ФАС может признать закупку недействительной, как и подписанный по ее результатам контракт. Если заказчики слишком часто закупаются у единственных поставщиков, то они станут предметом особого внимания со стороны ФАС.


Как обосновать контракт с единственным поставщиком

Обоснование закупки у единственного поставщика — это объяснение, почему выбран именно неконкурентный способ. Если этого не сделать или основания окажутся незаконными, то контракт отменят, а заказчика накажут.

В каких случаях необходимо обоснование

Случаи, когда заключение госконтракта разрешено с единственным поставщиком, то есть без конкуренции, определены в ст. 93 44-ФЗ. В договоре нужно приводить отчет о нецелесообразности либо невозможности использовать иные способы закупки, а также расчеты и аргументацию цены. В ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о госзакупках перечислено, какую закупку у единственного поставщика необходимо обосновать:

  • работы по мобилизационной подготовке;
  • работы, которые выполняют только органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия;
  • товары, которые срочно нужны, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, непреодолимой силы либо для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, в том числе в случаях, которые предусмотрены ч. 7, 12 ст. 82 44-ФЗ. По этому основанию не закупаются ТРУ по Перечню, который утвержден Распоряжением Правительства № 1765-р от 30.03.2013;
  • культурные ценности для пополнения госфонда;
  • ТРУ, которые приобретаются у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы по Перечню, который утвержден Постановлением Правительства № 1292 от 26.12.2013;
  • сырье, материалы, комплектующие изделия, которые нужны для производства ТРУ при трудоустройстве осужденных на основании и за счет договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юридическими лицами;
  • произведения литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений, фонограмм конкретных изготовителей у лица, которому принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на них;
  • печатные или электронные издания (в том числе используемые в них программно-технические средства и средства защиты информации) определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности госучреждений образования, библиотек, госорганизаций науки;
  • закупка культурным учреждением создания, исполнения произведений литературы или искусства, изготовления (поставки) декораций, костюмов, театрального реквизита, которые нужны, чтобы создать или исполнить произведения. Контракт заключается с конкретным физлицом или конкретным юрлицом, а на создание произведений литературы или искусства — с конкретным физлицом;
  • услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, билетов и путевок на экскурсии — бланков строгой отчетности;
  • управление многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной или госсобственности;
  • содержание и ремонт нежилых помещений, которые переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, в случае если эти услуги оказываются другим лицам, использующим нежилые помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании;
  • закупка у поставщика, который определен Распоряжением Правительства по предложениям ЦИК России, властями в регионах, отдельных видов товаров и услуг для проведения выборов, референдумов;
  • нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение для госнужд;
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд либо аренда жилых помещений, которые находятся за рубежом, заказчиками, которые осуществляют там деятельность;
  • лечение гражданина России за границей иностранной организацией;
  • закупка оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программ с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, которые выделены на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;
  • изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка стандартного жилья у юрлиц по условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства стандартного жилья;
  • закупка стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в рамках Федерального закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, который предусматривает строительство такого жилья по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров;
  • ТРУ для обеспечения органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности по перечню, который утверждает руководитель такого органа;
  • ТРУ для обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом по перечню, который утверждает руководитель ФСБ;
  • ТРУ за счет средств, которые выделены на оперативно-розыскную деятельность, по перечню, который утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление такой деятельности. По ч. 13 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 об оперативно-розыскной деятельности, такими органами могут быть Органы внутренних дел, ФСБ, госохраны, таможни, СВР, ФСИН;
  • работы по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, которая ввозится в Россию, по ценам (тарифам), которые установлены законом.

В некоторых регионах России созданы специальные учреждения с возложенными на них полномочиями, позволяющими им попадать под п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Они могут заказывать товары (в основном лекарственные средства и медикаменты) у единственного поставщика, то есть без организации конкурсных процедур, что существенно сокращает затраты времени. По сумме сделки с единственным поставщиком законом не ограничиваются. Но от составителя госконтракта требуется «подтвердить», почему выбранный исполнитель или товар являются уникальными, либо что существует непредвиденная ситуация. Это и называют обоснованием. Документ с обоснованием цены является частью госконтракта. Все расчеты прописываются в договоре либо оформляются в форме приложения с подписями обеих сторон. А отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика всегда печатают отдельным документом за подписью только представителя компании-заказчика.

Требования к обоснованию

В нормативно-правовых актах нет специальных требований относительно формы и содержания обоснования закупок неконкурентным способом. В документе следует отразить:

  • обоснование НМЦК;
  • соответствие выбранной организации-исполнителя 44-ФЗ;
  • причины невозможности проведения госзакупки по-другому.

Вот реальный пример обоснования закупки у единственного поставщика из ЕИС:

Ссылка на основную публикацию