Расторжение частично исполненного контракта, заключенного по 44 ФЗ

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе — обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

– информация о заключенных контрактах;

– информация об изменении контракта;

– информация об исполнении (расторжении) контракта;

– информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

( Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании ( указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице ( должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании ( указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на ( предмет контракта ) , заключенного по результатам ( вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а ( оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

Расторжение частично исполненного контракта, заключенного по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Обоснование позиции:
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях (п.п. 1, 2 ст. 307 ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ст.ст. 408-419 ГК РФ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите письма Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на Вопрос: Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций – штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом п. 4 ст. 453 ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство (ст.ст. 307, 328, 423, 1102 ГК РФ, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к “частичному расторжению контракта”, а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплате). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на Вопрос: Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
В заключение отметим, что в силу положений ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

Читайте также:  Возможность осуществления денежного требования по контракту другому лицу по 44 ФЗ

К сведению:
1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины (п. 2 ст. 330 ГК РФ). В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования) (п. 5 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является “возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно” (пп. “ж” п. 10 Требований). В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
– Энциклопедии решений: Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда;
– Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
– Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
– Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
– Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение – ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Читайте также:  Цена закупки запасных частей для автотранспортных средств по 44 ФЗ

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

ПричинаЧем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Как закрыть не полностью исполненный контракт по 44-ФЗ и какие сведения нужно опубликовать в ЕИС?

Исполнение госконтракта включает приемку выполненных работ, услуг или поставленных товаров с последующим перечислением денежных средств на счет исполнителя. Неполное исполнение контракта предполагает невыполнение одной из сторон части условий или торможение исполнения на одном из этапов работ или поставок.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Когда возможно неполное исполнение контракта

Причинами неполного исполнения контракта могут являться:

  • исчерпание бюджетных лимитов на закупку или урезание финансирования заказчика;
  • нарушение сроков исполнения контракта;
  • изменение потребностей заказчика;
  • форс-мажорные условия у подрядчика;
  • объективные обстоятельства, по которым контракт не может быть завершен на прежних условиях.

Изменение объема финансирования госпредприятия вышестоящим органом власти ведет к невозможности расчета по контракту, и он закрывается досрочно, при этом условия закрытия и выплата неустоек регулируются контрактной службой заказчика при взаимодействии с юристами подрядчика.

Пропуск сроков исполнения в конце финансового года может привести к необходимости закрытия контракта в варианте «как есть», чтобы заказчик мог заполнить годовой отчет, а невыполненная часть контракта может быть оформлена в новую закупку на следующий год.

Завершить не полностью исполненный контракт можно и по инициативе исполнителя, если в силу независящих от него обстоятельств он больше не может проводить требуемые работы или выполнять поставки, например, при отзыве лицензии контрольными органами.

Способы и порядок оформления

Если контракт не может быть исполнен на прежних условиях, то существует два способа закрыть сделку.

Заключение дополнительного соглашения

Дополнительное соглашение заключается, когда часть обязательств подрядчик исполнил и получил за это пропорциональную цене контракта оплату, а оставшуюся часть условий может исполнить только в измененном варианте. Например, если по госконтракту нужно поставить ещё товар, который запретили к ввозу в РФ или сняли с производства – тогда стороны договариваются о поставках аналогичного по свойствам товара.

Также можно изменить условия контракта дополнительным соглашением, если заказчику потребовалось изменить план работ или параметры поставляемого товара в связи с изменившимися условиями, особенно при длительных госконтрактах.

В дополнительном соглашении об изменении условий контракта нужно указать:

  • реквизиты заказчика и исполнителя;
  • основания для изменения условий;
  • список изменившихся условий договора с указанием номеров пунктов, разделов;
  • дополнительные сведения;
  • дата и подписи сторон.

В качестве оснований указываются соответствующие разделы закупочной документации, в которых указана возможность изменять объем заказа пропорционально цене (но в пределах 10% от первоначальной).

В дополнительных сведениях приводится порядок внедрения изменений в уже производящиеся работы, указываются ответственные лица и переходные моменты, связанные с порядком перерасчета оплаты, изменения реквизитов для оплаты и т. д.

Заключение соглашения о расторжении

Расторжение неисполненного контракта производится:

  • при грубом нарушении условий одной из сторон;
  • при невозможности или нецелесообразности дальнейшего исполнения контракта;
  • по решению суда.

В общем случае для расторжения госконтракта стороны руководствуются его разделом об изменении и расторжении, который обычно предполагает:

  • обсуждение условий досрочного расторжения;
  • приемка исполненной части работ (услуг, товаров);
  • расчет суммы оплаты, пеней и штрафов;
  • перечисление средств исполнителю.

Расторжение контракта по причине недобросовестности подрядчика (низкого качества работ, услуг или товара, затягивания сроков сдачи) сопровождается начислением пеней и штрафов, выплата которых должна быть произведена в течение месяца после прекращения действия контракта.

Обращение в суд необходимо при одностороннем расторжении контракта, если вторая сторона выступает против условий расторжения, выдвигаемых контрагентом. Чаще всего разногласия возникают по поводу качества принимаемых работ или услуг и размера неустойки. Закон не требует обязательного составления соглашения о расторжении контракта, но при достижении договоренностей о расторжении инициатору лучше потребовать от контрагента подписания соответствующего соглашения, чтобы избежать исковых заявлений в суд и присуждении дополнительных неустоек.

Важно учесть, что арбитражный суд может отказать в расторжении неисполненного контракта, если он является частью социально значимого проекта.

В таком случае самовольное расторжение контракта может квалифицироваться, как нарушение закупочного законодательства с причинением вреда законным интересам третьих лиц, в результате чего наступает административная и гражданско-правовая ответственность, предполагающая выплату штрафа по ст. 7.32 КоАП и возмещение убытков потерпевшей стороне.

Отображение неполного исполнения контракта в ЕИС

Согласно закону 71-ФЗ «О внесении изменений…», с 12 мая 2019 года отменены обязательные отчеты в ЕИС об исполнении госконтракта или о его изменении, и части с 9 по 12 статьи 94 44-ФЗ считаются утратившими силу.

Тем не менее в ЕИС необходимо опубликовать все сопутствующие документы, подписываемые на разных этапах исполнения контракта, в частности:

  • дополнительное соглашение об изменении объемов поставок;
  • соглашение о досрочном расторжении контракта.

Для публикации указанных документов нужно перейти на официальный портал ЕИС, войти в личный кабинет заказчика и загрузить электронные версии подписанных документов, подтвердив свои действия квалифицированной электронной подписью.


Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон

Бывают ситуации, когда выполнить уже заключенный госконтракт невозможно. Если у заказчика и поставщика при этом нет претензий друг к другу, они могут договориться о расторжении контракта по соглашению сторон. Такую возможность им предоставляет закон № 44-ФЗ.

Как можно прекратить исполнение госконтракта

Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • по инициативе заказчика;
  • по инициативе поставщика.
Читайте также:  Доверенность на участие в аукционе по определению поставщика

Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Когда госконтракт можно расторгнуть по соглашению сторон

В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:

  • поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
  • истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
  • у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
  • заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
  • поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.

ВАЖНО. Если контракт расторгается по обоюдному согласию сторон, то поставщик не попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Но если в соглашении о расторжении контракта не указать, что «обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», то заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, но никак не регламентирует данную процедуру. Поэтому в данном вопросе следует опираться на нормы главы 29 Гражданского кодекса, которая устанавливает общий порядок изменения и расторжения договоров.

В статье 452 ГК РФ сказано, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. То есть на бумаге или в электронной форме.

Текст соглашения может составить либо заказчик, либо поставщик. В документе следует указать:

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения госконтракта,
  • количество уже поставленного и оплаченного товара,
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие взаимных претензий.

Составитель соглашения подписывает его, ставит печать (при ее наличии) и направляет документ на подпись контрагенту. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.

Сведения о расторжении контракта заказчик направляет в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). В систему заносятся сведения о дате прекращения государственного контракта, основания для его расторжения, а также реквизиты соответствующего соглашения сторон.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

ВНИМАНИЕ. Если поставщик нарушил обязательные условия сделки (сорвал сроки или поставил некачественный товар), то расторгнуть договор по согласию сторон нельзя. В таких случаях заказчик отказывается от сделки в одностороннем порядке или обращается в суд. Заказчик будет оштрафован и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Последствия прекращения контракта по обоюдному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию сторон регламентированы статьей 453 Гражданского кодекса. Главное последствие — отсутствие взаимных обязательств. А единственное требование, которое заказчик может предъявить поставщику, это исполнение гарантийных обязательств.

Отметим, что госконтракт нельзя расторгнуть частично. Об этом сообщало Минэкономразвития России в письме от 16.01.17 № Д28и-130. Поясним на примере. Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар. Он сослался на переизбыток товара на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не может. Заказчик обязан или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению сторон весь контракт и оплатить выполненный объем работ.

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон в рамках 44-ФЗ?

Несмотря на то что процедура заключения госконтракта достаточно длительная и ей предшествует целый ряд организационно сложных этапов, после подписания договора сторонам может потребоваться расторгнуть договор в согласительном порядке. Такая возможность закреплена за ними ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По инициативе поставщика.
  3. По инициативе заказчика.
  4. По решению судебного органа.

Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

  1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
  2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
  3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
  4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
  5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
  6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора. Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества. В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

Порядок расторжения

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса, расторжение госконтракта по соглашению сторон оформляется в письменном виде. При этом процесс расторжения госконтракта может учитывать только общие рекомендации Гражданского кодекса. Сама процедура расторжения договора состоит из следующих этапов:

  1. Одна из сторон госконтракта разрабатывает текст дополнительного соглашения к договору.
  2. Проект дополнительного соглашения направляется второй стороне для ознакомления. В случае согласия с его положениями заказчик или поставщик подписывают документ. К проекту соглашения обычно прилагают сопроводительное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Соглашение подписывает вторая сторона, и оно приобретает юридическую силу. С этого дня госконтракт считается расторгнутым.

Хранить дополнительное соглашение о расторжении договора необходимо вместе с документацией о госзакупке в течение не менее 3 лет.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Сведения о расторгнутом госконтракте в течение 3 дней подлежит внесению в реестр контрактов. В реестре отображаются сведения о дате прекращения госконтракта, основаниях для его расторжения и реквизиты данного документа. Причину признания договора недействительным в согласительном порядке сторонами заказчику прописывать в реестре не следует. Здесь достаточно указать код «01».

Такая отчетность не публикуется заказчиками, если закупка производилась в неконкурентном формате на сумму до 100 тыс. р. у единственного поставщика, либо если товары, работы и услуги приобретались на территории иностранного государства, содержат признаки гостайны.

Составление соглашения

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в той же форме, что и сам контракт. Он обязательно имеет письменную форму и заверяется подписями или печатями сторон (при их наличии). В остальном вопрос содержания соглашения о расторжении госконтракта никак не регламентируется законом о контрактной системе. Проект соглашения может разработать как представитель контрактной службы заказчика, так и подрядчика.

Исходя из положений гражданско-правового законодательства, в допсоглашении должны быть прописаны следующие сведения:

  1. Реквизиты заказчика (наименование, адрес, контактные сведения).
  2. Реквизиты поставщика (наименование, фактический и юридический адреса, ИНН и КПП, контакты).
  3. Номер и дата подписания государственного контракта.
  4. Количество поставленного и оплаченного товара, услуги или работы на момент расторжения.
  5. Стоимость неисполненных обязательств по госконтракту.
  6. Причина расторжения госконтракта (со ссылками на ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, а также ч. 1 ст. 450 ГК РФ, которые дают право расторгнуть договор через подписание письменного соглашения).
  7. Ссылка на пункт госконтракта, в котором регламентируется порядок расторжения договора в согласительном порядке (если такой имеется).
  8. Сроки для возврата перечисленного аванса или обеспечительных мер (но сроки для возврата денежных средств после расторжения договора могут быть прописаны в самом госконтракте).
  9. Отсутствие у сторон взаимных претензий.
  10. Дата, с которой документ вступает в силу (или фраза о том, что документ приобретает юридическую силу с момента его подписания).
  11. Реквизиты, подписи сторон.

Указанные пункты не являются исчерпывающими и могут быть дополнены по решению сторон.

Документ готовится в двух экземплярах: по одному для каждой стороны.

Последствия расторжения

Последствия расторжения госконтракта по согласию сторон прописаны в ст. 453 Гражданского кодекса. Данная процедура предполагает, что стороны более не имеют претензий друг к другу, и все их обязательства по госконтракту аннулируются. При этом заказчик вправе потребовать исполнения гарантийных обязательств поставщиком в части товаров, работ и услуг, которые были ранее поставлены в рамках госконтракта и оплачены заказчиком. При этом стороны не могут потребовать возврата ранее исполненных обязательств.

Хотя иногда заказчики принимают меры, чтобы оставить обеспечение себе, так как по правилам Гражданского кодекса оно возвращается только после полного исполнения всех обязательств. Но суды в таком случае обычно встают на сторону поставщика и обязывают заказчика вернуть средства, так как вины в неисполнении условий договора у исполнителя нет. Ведь в данном случае действия заказчика подпадают под определение неосновательного обогащения по п. 1 ст. 1102 ГК.

Таким образом, расторжение договора при наличии соглашения между двумя сторонами выступает наиболее предпочтительным вариантом. Оно разрешается сторонам ст. 95 44-ФЗ. Под расторжением госконтракта по соглашению сторон понимается прерывание его исполнения до выполнения всех обязательств по контракту. Данная процедура подразумевает, что в процессе исполнения сторонами своих обязательств условия изменились, и исполнение условий контракта стало невыгодным. Расторжение госконтракта в согласительном порядке не имеет негативных последствий для поставщика и заказчика. В случае если одна из сторон не соглашается подписывать допсоглашение, то второй придется обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию