Расторжение государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

Одностороннее расторжение контракта — почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар «Контракты по 44‑ФЗ: новые правила и актуальные проблемы » , чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. « Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение – ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Читайте также:  НДС в государственном или муниципальном контракте по 44-ФЗ

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

ПричинаЧем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов

На сегодняшний день, участились случае злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) , возможности одностороннего расторжения контрактов с подрядчиками.

Односторонне расторжение контракта влечет для подрядчика – включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), т.е. потерю репутации компании и как следствие потерю возможности участия в государственных торгах, проводимых по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ, сроком на срок 2 года, а также несет для подрядчика финансовые потери в виде наложенных заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта.

С целью повышения правовой грамотности подрядчиков, считаю весьма полезным обозначить основные нюансы порядка расторжения контракта, которые чаще всего нарушаются стороной заказчика и как следствие, дают грамотным, с правовой точки зрения, подрядчикам возможность оспорить расторжение контракта в судебном порядке.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  • выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  • подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  • если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  • в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;
  • если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  • в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.

Нюансы порядка расторжения контракта

Расторжение контракта в одностороннем порядке должно осуществляться с обязательным и четким соблюдением заказчиком, требований частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На протяжении нескольких лет, суды и антимонопольные органы придерживались мнения о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, как это и требуется в соответствии с ч. 12 и ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

При этом, согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Суды и антимонопольные органы, при проверки соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта, всегда в первую очередь проверяли направление копии решения в адрес подрядчика именно по почте заказным письмом и уже потом проверяли отправку решения иными способами связи (телеграммой, по электронной почте и т.п.).

Вместе с тем, АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.02.2018 по делу № А56-23404/2017, высказал иное мнение, которое вероятно изменит правоприменительную практику по данному вопросу.

Теперь позиция суда с сводится к тому, что из положений норм Закона № 44-ФЗ следует , что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно разместить в ЕИС и направить контрагенту наиболее оперативным способом (заказным письмом, курьерской службой, электронной почтой, телеграммой, факсом или нарочным способом).

Невыполнение заказчиком всех действий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что исполнителю доставлено решение об одностороннем отказе. Сходное мнение высказывал Верховный суд в рамках п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

Возможность оспаривания факта одностороннего расторжения контракта

Согласно ст. 715 ГК РФ что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняют работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

Согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда, либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика.

Вместе с тем, в случае если, на момент одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Подрядчиком не было фактически допущено нарушений условий заключенного контракта, что подтверждается тем фактом, что Заказчиком за весь период с начала производства работ по контракту не предъявлялись никакие претензии к качеству, срокам и объемам работ, выполняемых подрядчиком по контракту, то у Подрядчика есть все законные основания для оспаривания факта расторжения контракта в следующем порядке.

В соответствии с п.13 ст.95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Читайте также:  Подача котировочной заявки в электронной форме

Согласно п.14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В случае, если Заказчик, в нарушение положений ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе оспариваемое Решение в добровольном порядке не отменит, что чаще всего и происходит на практике, то целесообразно обратиться с иском в арбитражный суд о признании решения об одностороннем расторжении контракта незаконным.

Так, в силу статей 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об одностороннем расторжении Контракта являются односторонней сделкой, поскольку оно направлено Подрядчику с целью прекращения прав и обязанностей сторон по заключенному Контракту.

Ввиду отсутствия правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, вышеуказанное решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является недействительным на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанная позиция Подрядчика о недействительности сделки об одностороннем отказе от исполнения контракта, подтверждается в том числе и сложившейся судебной практикой.

  • Решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 года по делу № А41-19584/15,
  • Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-2733/2015 по делу № А51-36302/2014,
  • Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 № 05АП-7303/2015 по делу № А59-5337/2014,
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2016 N Ф08-5679/2016 по делу № А32-47266/2015,
  • Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2014 года по делу № А41-21330/14,
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015 № Ф02-1516/2015, Ф02-2038/2015 по делу № А19-9488/2014,
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.2016 № Ф08-5010/2016 по делу № А32-40941/2015,
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.12.2015 N Ф09-10026/15 по делу № А47-13731/2013,
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2016 № Ф03-664/2016 по делу № А51-4759/2015).

Расторжение государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Заказчиком расторгнут в одностороннем порядке контракт, заключенный по результатам электронных процедур по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в связи с полным неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. УФАС России подтверждено соблюдение заказчиком процедуры одностороннего расторжения контракта, но принято решение о невключении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Заказчиком направлено требование о взыскании штрафа, подрядчик не исполнил его.
Есть ли основания для взыскания штрафа в судебном порядке?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе требовать уплаты штрафа, а в случае неисполнения данного требования обратиться с соответствующим требованием в суд, независимо от наличия решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование позиции:
В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон N 44-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867.
Таким образом, в случае невыполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, заказчик обязан предъявить требование об уплате штрафа*(1).
Информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в РНП вносится информация о контрагентах, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактов в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Решение о включении (невключении) сведений в РНП о контрагенте при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ принимается ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и контрагентом документов и доказательств*(2).
Обязанность заказчика предъявить требование об уплате штрафа не обусловлена фактом включения сведений о контрагенте в РНП.
Включение сведений о контрагенте в РНП является дополнительной мерой ответственности и не исключает взыскание неустойки (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 28.08.2015 N 07АП-7025/15, постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.11.2015 N Ф04-25516/15, постановление Девятого ААС от 13.09.2016 N 09АП-40451/16). В свою очередь, само по себе наличие решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП не свидетельствует о невозможности предъявления заказчиком требования об уплате неустойки (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 22.06.2016 N 17АП-6174/16, постановление АС Северо-Западного округа от 29.08.2018 N Ф07-8627/18 по делу N А21-8956/2017).
Таким образом, в приведенной ситуации заказчик вправе требовать уплаты штрафа, а в случае неисполнения данного требования обратиться с соответствующим требованием в суд, независимо от наличия решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП.
Однако с учетом требований ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, окончательное решение по вопросу о взыскании штрафа в приведенной ситуации может принять только суд.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню. В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика. Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017. На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.
*(2) Типовые ситуации о включении/невключении сведений о контрагенте в РНП рассмотрены в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.

Как расторгнуть муниципальный контракт

Созданная в России 20 лет назад система государственных и муниципальных закупок, заключения контрактов на поставку товаров и оказания муниципальных услуг, стала поистине хорошей базой для развития многих бизнесов, больших и малых. Такая система предполагает изначально заключение специальных контрактов, которые по своей форме имеют некоторое отличие от тех форм договоров, которые заключаются в обычной деловой практике.

Особенно это актуально для тех моментов, когда по тем или иным причинам заказчик и исполнитель не находят условий для дальнейшего продолжения исполнения взаимных обязательств. Такие случаи, надо сказать, нередки и часто перед предпринимателями встает вопрос, насколько высоки риски неисполнения таких контрактов и есть ли какие — либо процедуры, по которым можно отказаться от исполнения обязательств по заключенному с муниципалитетом контракта.

Если обратиться к ГК РФ (Гражданскому Кодексу), то там имеется целая глава (глава 37 ГК РФ), посвященная тому, на каких основаниях могут быть расторжены контракты между продавцом и покупателем, между поставщиком услуг и их заказчиком.

Так, например, там прямо оговорены условия прекращения обязательств сторон по следующим причинам:

  • в любой момент до сдачи результата работ без объяснения причин с оплатой уже выполненной работы и возмещением убытков подрядчика в пределах стоимости работ (ст. 717 ГК РФ);
  • ввиду медлительности подрядчика (п. 2 ст. 715 ГК РФ), при этом должно иметь место явное отсутствие возможности завершения подрядчиком работы к конечному сроку, немаловажную роль по данной категории дел имеет переписка сторон;
  • неисполнения подрядчиком в разумный срок требования заказчика об устранении недостатков выполняемой работы (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
  • отступления в работе от условий договора подряда или обнаружения иных недостатков результата работы, которые в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Эти и другие основания расторжения контрактов, принятые в общей деловой практике, конечно же, имеют некоторые общие моменты с теми условиями, которые связаны с выполнением или прекращением муниципальных контрактов. Но все же имеется и немало своих специфических особенностей, о которых должен знать всякий, кто решил участвовать в конкурсах аукционах или торги на заключение муниципального контракта.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основанием для расторжения муниципального контракта, как правильно расторгнуть муниципальный контракт, какой для этого существует правовой порядок и с какими последствиями может столкнуться исполнитель работ или поставщик товаров по муниципальным контрактам.

Основные варианты расторжения муниципальных контрактов

Несмотря на то, что по своему характеру публичных отношений государственные и муниципальные контракты имеют довольно существенную значимость, все же в юридической практике все условия заключения или расторжения муниципальных контрактов базируются на положениях Гражданского Кодекса РФ.

В этом нормативном документе, также как и в других подзаконных актах, регламентирующих процедуры заключения муниципальных контрактов (ФЗ 44 или ФЗ 223), предусмотрено три способа расторжения муниципальных контрактов.

  • Вариант первый. Взаимное соглашение сторон по расторжению. контракта.

Это самый распространенный из всех типов расторжения контрактов, который не предусматривает какого — либо обращения в судебные инстанции, и стороны сами договариваются, на каких условиях будет расторжен контракт, какие взаимные уступки будут предприняты, какая будет выплачена неустойка или компенсация и т.п.

Например, муниципалитетом был заключен контракт на поставку компьютерного оборудования, который выполняла частная коммерческая фирма. Но в силу обстоятельств у муниципального бюджета не хватает средств на покупку всей партии оборудования, а у фирмы в свою очередь, имеются задержки с поставкой компьютеров.

Тогда муниципальный контракт будет расторгнут по соглашению сторон и они могут прийти к взаимному соглашению, что лучше всего расторгнуть имеющийся контракт без взаимных претензий друг к другу.

  • Вариант второй. Расторжение контракта по постановлению суда.

Обращение в судебные инстанции считается крайним случаем в деловой практике, и отношения по муниципальным контрактам не являются каким — то исключением.

Действительно, мало того, что судебные тяжбы отвлекают массу и сил и времени, так и нет еще гарантий, что суд займет сторону истца. Тем более, что для многих небольших компаний втягивание в продолжительные судебные процедуры чревато потерей значительной части средств, так как услуги адвокатов, экспертов, оценщиков стоят довольно дорого.

Поэтому в российской практике работы по муниципальным контрактам, обращения в суды носят нечастный характер и, как правило, такие обращения связаны с очень грубыми нарушениями условий по исполнению контракта. Например, банкротство фирмы, на счет которой был перечислен аванс на поставку оборудования для муниципалитета, или отказ муниципального заказчика принимать работу или оплачивать полную стоимость работ.

  • Вариант третий. Односторонний отказ от выполнения условий муниципального контракта.

Этот вариант является более продуманным и регламентирован законом (например, ФЗ 94), что позволяет исполнителю работ или поставщику товара по муниципальному контракту, также как и самому муниципалитету, сохранить свои интересы при наступлении условий, при которых дальнейшее выполнение условий контракта не представляется возможным.

Этим законом, в частности, сформированы базовые условия для одностороннего расторжения муниципального контракта:

  • размещение решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (о расторжении контракта) в единой информационной системе;
  • определение понятия «надлежащего уведомления» и «дата надлежащего уведомления» об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • дата расторжения контракта определена истечением установленного времени после надлежащего уведомления;
  • определены случаи обязательного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком;
  • определены случаи обязательной отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Этот метод прекращения исполнения муниципального контракта используется в последнее время намного чаще, чем все другие основания и имеет смысл далее рассмотреть именно одностороннее расторжение муниципального контракта более подробно.

Читайте также:  Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ

Основания для одностороннего расторжения муниципального контракта

Основания, по которым может быть расторжен муниципальный контракт, четко определены в соответствующем нормативном правовом документе. А именно, Письмом Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).

Такими условиями могут быть:

  • поставка товара или оказание услуги по муниципальному контракту осуществлены с существенными нарушениями. Это могут быть завышенная цена, неприемлемое качество, время. Т.е. любые критические параметры, при которых определяется — выполнен заказ или нет.

Государственные и муниципальные контракты по результатам торгов обычно сразу имеют такой перечень условий.

  • в условиях муниципального контракт прямо заложена оговорка, что заказчик или исполнитель, может немотивированно отказаться от исполнения условий контракта на определенном этапе его реализации. Этот момент надо сразу оговаривать, перед тем как начать торги по муниципальным контрактам.

  • решение о приостановке муниципального контракта принято в судебном порядке по заявлению одной из сторон.

Для реализации полной процедуры одностороннего отказа от выполнения условий по муниципальному контракту не достаточно самого факта невыполнения обязательств и должны быть соблюдены некоторые юридические формальные процедуры. Это такие процессы, как подача заявления о невыполнении, или занесение соответствующих записей в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП), о чем и будет продолжен разговор далее.

Порядок одностороннего отказа от муниципального контракта

В существующем правовом поле, регламентирующем оформление муниципальных контрактов, т.е. те, что используют муниципальные аукционы, контракты, торги, для того, чтобы расторгнуть муниципальный контракт, нужно в первую очередь правильно уведомить своего контрагента. Для этого подается в принятой (установленной) форме уведомление или заявление.

Такое заявление подается несколькими путями:

  • заверенной телеграммой
  • факсом
  • заказным письмом с уведомлением о получении адресатом
  • по электронной почте на адреса, указанных на официальных информационных ресурсах контрагентов (сайты компаний, муниципалитетов).
  • размещение уведомления в электронной информационной системе, когда, например, муниципальный контракт был оформлен через систему электронных торгов и аукционов по муниципальным заказам и контрактам (муниципальные контракты на электронных торгах).

Причем, здесь надо иметь в виду, что датой уведомления должно считаться не дата послания сообщения или письма, а дата подтверждения получения адресатом. Если это заказное письмо – то получением соответствующего уведомления. Если это электронная почта — то должно быть поставлена при отправке функция в почтовом сервисе «уведомление о прочтении».

После того, как выполнена эта часть процедуры, то в действие вступает административный регламент, который предусматривает, что срок вступления отказа в силу — 10 дней, в течение которых поставщик может устранить нарушения и компенсировать заказчику расходы на проведение экспертизы. Данное правило (10 дней) не применяется при повторном нарушении условий контракта. Из этого следует, что отказ должен быть только мотивированным.

Уведомление об отказе от договора должно быть определенным. Так, предложение исполнить обязательство с указанием, что в противном случае договор будет расторгнут, не может считаться таким сообщением. Если информация о расторжении договора в одностороннем порядке не дошла до контрагента или получена одновременно с соответствующим отзывом, то отказ от договора действительно может считаться не состоявшимся.

Административная ответственность за нарушение порядка отказа: штраф 50 тыс. руб. для должностных лиц; 200 тыс. руб. для юридических лиц. (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). После того, как вручено уведомление о расторжении контакта и он был расторгнут, заказчик услуг или товаров по муниципальному контракту имеет полное право внести соответствующие записи в РНП.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения, отчет размещается заказчиком т.е. тот, кто расторгает муниципальный контракт, в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта. Т. е. со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя, либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Объем размещаемой в этом Реестре информации тоже четко определен. Там, в частности, заказчик может указать что:

  • муниципальный контракт предусматривал выполнение определенных условий. Должны быть названы сроки, качество и другие важные характеристики, достаточные для того, чтобы понять, на каких критериях оценивается выполнение контракта.
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

На этом можно считать, что формально процедура расторжения муниципального контракта проведена полностью и завершена и стороны действительно расторгли муниципальный контракт.

В качестве заключения

Остается только отметить, что муниципальный контракт — это не просто договор на поставку услуг или товаров, но это и очень важный момент, характеризующий каждую из сторон, умение выполнять заявленные условия, в немалой степени влияет на деловую репутацию. Поэтому, если возникла такая необходимость или есть сомнения, можно ли расторгнуть муниципальный контракт, выполнение условий по которому невозможно, то сторонам лучше прийти к взаимному соглашению, чем быть занесенными в список недобросовестных поставщиков, что само по себе является для многих компаний форс — мажором.

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

  1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год).
  2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы)на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

  1. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.
  2. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.
  3. Реквизиты и подписи Сторон:

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?

Когда возможен односторонний отказ от исполнения контракта

Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.

ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.

Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.

Как действовать заказчику

  1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.
  2. При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке. Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.
  3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление. В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.
  5. Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
  6. В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.

Как действовать поставщику

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Ссылка на основную публикацию