Расторжение контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ, если у заказчика отпала необходимость в поставке

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика. При этом основания и порядок действий не установлены. В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Алгоритм проведения процедуры

Шаг 1. Определить случаи.

Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законодательством не предусмотрено, в отличие от расторжения в одностороннем порядке по 44 ФЗ.

Как правило, к ситуациям, когда стороны договариваются разорвать взаимные обязательства, можно отнести следующие:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Шаг 2. Составить образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ.

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Одновременно с этим образец расторжения контракта по соглашению сторон (44 ФЗ) законодательно не установлен, рекомендуем указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ, пп. «а» п. 1, пп. «д» п. 2 Положения № 556 от 05.05.2018, госзаказчики, которые базируются на территории зарубежного государства, применяют иную форму отчета, которая в ЕИС не размещается.

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по ФЗ-44

Расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с ФЗ-44 является наиболее оптимальным вариантом решения недоговоренностей, если последние не могут быть достигнуты. Статья 94 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что расторжение контракта возможно в трех различных случаях:

  • По соглашению сторон;
  • По решению суда;
  • В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.

В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более.

Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже если контрактом не предусмотрена такая возможность, то стороны все равно могут расторгнуть контакт и это будет вполне законно с их сторон. Потому что такое правило действует по умолчанию, в силу закона.

Расторжение контакта по соглашению сторон на практике: ФЗ-44

В практической сфере существует несколько различных ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть действующий контракт. Итак, первым случаем следует упомянуть, – обоюдное расторжение контракта возможно при невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контакту по независящим от него причинам (другими словами в случаях форс-мажорных обстоятельств). Вторая ситуация имеет место быть, когда у заказчика отпала необходимость в поставке товара. В третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

Следует заметить, что в соответствии с гражданским законодательством, соглашения о расторжении договоров совершаются в той же форме, в которой заключались данные договора. Так как форма для контактов по ФЗ-44 установлена письменная, то и форма соглашения о расторжении тоже должна быть письменной.

Что касается банковских гарантий и других видов обеспечения, то здесь стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или по обоюдному соглашению сторон.

Форма соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон

Соглашение о расторжении контракта должно составляться в следующий форме:

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол (вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год)).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме.На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатитьфактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

Расторжение контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ, если у заказчика отпала необходимость в поставке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Обоснование позиции:
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях (п.п. 1, 2 ст. 307 ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ст.ст. 408-419 ГК РФ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите письма Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на Вопрос: Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций – штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом п. 4 ст. 453 ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство (ст.ст. 307, 328, 423, 1102 ГК РФ, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к “частичному расторжению контракта”, а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплате). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на Вопрос: Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
В заключение отметим, что в силу положений ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

Читайте также:  Проведение экспертизы, требованиях к экспертам (экспертным организациям) и закупке услуг по проведению экспертизы по 44

К сведению:
1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины (п. 2 ст. 330 ГК РФ). В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования) (п. 5 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является “возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно” (пп. “ж” п. 10 Требований). В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
– Энциклопедии решений: Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда;
– Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
– Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
– Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
– Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Расторжение контракта, когда потребность в товаре у заказчика отпала

Заказчик по результатам аукциона заключил государственный контракт на поставку продуктов питания.
Может возникнуть такая ситуация, что к окончанию срока действия контракта образуется невостребованный остаток продуктов. Поставщик отказывается подписывать соглашение о расторжении договора на невыбранный остаток. В условиях контракта установлено, что поставщик поставляет и передает заказчику товар, предусмотренный контрактом, в соответствии с заявкой и в соответствии с требованиями и условиями контракта, а также спецификацией поставляемого товара. Срок поставки товара – с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017. Поставка товара заказчику осуществляется поставщиком по заявке заказчика. В части исполнения условий поставки контракт действует с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017, а в части оплаты – до 31.01.2018.
Каким образом можно расторгнуть контракт, если потребность в товаре у заказчика отпала?
Обязан ли заказчик обеспечить приемку всего предусмотренного контрактом количества товара?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Исходя из положений ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что Законом № 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Пункт 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее – извещение), а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона № 44-ФЗ – частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг, невозможно определить.

Читайте также:  Положение о закупке товаров, работ, услуг по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Такая возможность признается для:
– работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
– услуг связи;
– юридических услуг;
– медицинских услуг;
– образовательных услуг;
– услуг общественного питания;
– услуг переводчика;
– услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
– гостиничных услуг;
– услуг по проведению оценки.

При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.

Отметим, что из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта – за все количество или объем.

То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Та же п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ указывает на необходимость указания в том числе и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, по общему правилу контракт должен определять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в Законе № 44-ФЗ, а также сроки их поставки, выполнения или оказания.

Вместе с тем, по нашему мнению, заказчик вправе определить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.

Дело в том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает порядка определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Согласно же ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика предусмотрена ст.ст. 508, 509 ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ. Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрено ст. 708 ГК РФ, которая может применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ст. 783 ГК РФ.

Соответственно, в принципе, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени – сроком исполнения обязательств по контракту одновременно с установлением условия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потребностей.

Следует заметить, что установление таких условий может вызвать предъявление претензий со стороны контролирующих органов, полагающих, что, исходя из той же ст. 190 ГК РФ, сроки поставки отдельных партий товаров не могут исчисляться начиная с даты, не определенной в контракте изначально: смотрите, например, решение УФАС по Челябинской области от 08.06.2017 № 6749/03, решение УФАС по Ярославской области от 30.12.2016 № 05-02/420ж-16. Однако есть и примеры судебной практики, когда суды приходили к выводу о правомерности установления сроков поставки отдельных партий товара вышеописанным способом: смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 № Ф04-29181/15 и от 22.03.2016 № Ф04-492/16, постановление Семнадцатого ААС от 17.09.2015 № 17АП-10739/15, косвенно также постановление Двадцатого ААС от 28.06.2017 № 20АП-3455/17, постановление Девятнадцатого ААС от 14.06.2017 № 19АП-2596/17, постановление Четвертого ААС от 25.04.2017 № 04АП-485/17.

Безусловно, возникает вопрос о последствиях ситуации, когда потребности заказчика, отраженные в заявках, направленных поставщику, подрядчику, исполнителю в течение общего срока поставки, по нашему мнению, требование закона об определении количества товара, объема работ или услуги их цены в твердых размерах не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в поставке каких-либо товаров, выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.

Как нам видится, с учетом запрета на изменение контракта одним из наиболее очевидных вариантов разрешения ситуации, когда у заказчика фактически отпала необходимость в получении части товара по контракту, является расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 Обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, устанавливавшим аналогичные по сути ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305).

Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении части объема работ отпала, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Если соглашение о расторжении контракта не будет достигнуто, то поставщик будет вправе требовать приемки и оплаты всего количества товара, предусмотренного контрактом (постановление АС Уральского округа от 07.06.2016 № Ф09-4836/16).

Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.

Что же касается обязанности заказчика обеспечить приемку всего предусмотренного контрактом количества товара, то этот вопрос, как нам представляется, должен решаться исходя из условий контракта. Если указанный в вопросе контракт представляет собой стандартный договор купли-продажи (поставки), по которому стороны договорились о поставке заказчику определенного количества товара, заказчик (покупатель) обязан принять все предусмотренное контрактом количество товара. Если он без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара (п. 4 ст. 514 ГК РФ). Это правило распространяется и на отношения в сфере закупок (п. 2 ст. 525 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). При исполнении поставщиком всех своих обязательств по контракту он вправе в случае отказа заказчика принять часть товара, рассчитывать на получение всей цены, оговоренной контрактом. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2012 № Ф01-1193/12, ФАС Уральского округа от 22.11.2010 № Ф09-9516/10-С3, ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2010 № Ф07-9030/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 № 09АП-5749/12)*(1). Если же условиями контракта предусмотрено, что поставке подлежит то количество товара, которое будет указано в заявках заказчика (разумеется, в пределах общего количества, указанного в контракте), то представляется, что поставщик не вправе требовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном контрактом.

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

О расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ; о пенях за просрочку подрядчиком выполнения работ по контракту, в котором сроки начала и окончания работ указаны без выделения отдельных этапов

В случае, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ, возможно расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).

Предъявление требований об уплате пеней в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью заказчика.

Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, до момента исполнения такого обязательства или до расторжения контракта.

В случае, когда в контракте указан срок начала и окончания выполнения работ без выделения отдельных этапов исполнения контракта, пеня должна начисляться за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, то есть после срока окончания выполнения работ по контракту.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 декабря 2015 г. N ОГ-Д28-16587

Читайте также:  Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ. К таким мерам относится в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта (статья 94 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в случае, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ, возможно расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, предъявление требований об уплате пеней в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью заказчика.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Кроме того, на основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, до момента исполнения такого обязательства или до расторжения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае, когда в контракте указан срок начала и окончания выполнения работ без выделения отдельных этапов исполнения контракта, пеня должна начисляться за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, то есть после срока окончания выполнения работ по контракту.

При этом пеня устанавливается контрактом в порядке и по формуле расчета размера пени, которые установлены пунктами 6, 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом)”.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Как правильно оформить расторжение государственного контракта по соглашению сторон, согласно нормам 44-ФЗ?

На основании п. 8 ст. 95 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по судебному решению или в одностороннем порядке. При расторжении контракта по соглашению сторон оно обязательно оформляется в письменной форме в виде официального документа.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Основания для расторжения госконтракта

Законодательство о контрактной системе признает основанием для расторжения контракта по 44-ФЗ достижение взаимного согласия. Особенности процедуры расторжения в согласительном порядке в законе о контрактной системе не регламентируются. Поэтому стороны в данном случае вправе ориентироваться на положения Гражданского кодекса, и договор расторгается в стандартном порядке.

Для расторжения контракта по обоюдному согласию должны возникнуть обстоятельства, которые невозможно было предусмотреть в момент подписания контракта. Если для расторжения договора в одностороннем порядке перечень оснований является закрытым и перечислен в 44-ФЗ, то при наличии соглашения причины никак не ограничиваются.

Основаниями для расторжения контракта могут стать следующие:

  1. У заказчиков пропала необходимость в продолжении сотрудничества. Например, при закрытии филиала пропала потребность в обеспечении офиса коммунальными услугами.
  2. Возникшие внешние обстоятельства сделали дальнейшее сотрудничество лишенным смысла. Например, в результате стихийного бедствия было разрушено здание, подлежащее ремонту.
  3. Необходимость расторжения контракта может возникнуть по причине форс-мажора: забастовок, войн и пр.
  4. Государственный контракт не может быть исполнен в установленные сроки с учетом Письма МЭР от 2015 года №Д28и-186.

Таким образом, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон: в рамках 44-ФЗ предусмотрена такая возможность.

Ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пени, а также внесением сведений о поставщике в РНП. Если заказчик не исполнит свою обязанность по включению сведений о недобросовестной компании в реестр, то ему грозит наказание.

Расторжение по соглашению сторон: алгоритм действий

На основании ст. 95 44-ФЗ под расторжением контракта понимается возможность прекращения своих обязательств поставщиком при достижении договоренностей между поставщиком и заказчиком. 44-ФЗ подробно регламентирует только расторжение договора в одностороннем порядке, тогда как расторжению по обоюдному согласию не уделяется должного внимания.

Механизм и процедура расторжения договора по соглашению сторон подробно описана в нормах Гражданского кодекса в главе 29.

Порядок расторжения государственного контракта в рамках 44-ФЗ предполагает прохождение следующих шагов:

  1. У заказчика возникает необходимость расторгнуть государственный контракт, и появляются для этого веские основания.
  2. Заказчик оформляет в адрес контрагента официальное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Выполняются обязанности, указанные в соглашении. В частности, заказчик должен оплатить товары, работы и услуги, которые были поставлены/оказаны к моменту расторжения. Также заказчик должен вернуть поставщику обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами. При уклонении заказчика от возврата средств поставщику к нему могут быть применены правила об обстоятельствах, которые вытекают из неосновательного обогащения по п. 4 ст. 453 ГК. Банковская гарантия не подлежит возврату.
  4. Сведения о расторжении контракта передаются в ЕИС.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Реестр контрактов по 44-ФЗ ведется на основании ст. 103. Порядок его ведения регламентирован ПП №1084 от 2013 года. Согласно данному документу, в реестр передают сведения о заключенных контрактах, об их изменении, об исполнении контракта и расторжении. За нарушение требований к реестру контрактов для заказчиков прописана ответственность в виде штрафа.

Для передачи сведений о расторжении контракта в реестр заказчику нужно авторизоваться в личном кабинете и здесь выбрать пункт «Информация о расторжении». В открывшемся окне необходимо заполнить поле «Общая информация», нажать кнопку «Далее» и выбрать опцию «Исполнение контракта».

На основании ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ и Постановления Правительства №556 от 2018 года «Об определении особенностей планирования и осуществления закупок…» государственные заказчики, которые базируются на территории иностранного государства, применяют другую форму отчета. Она не подлежит расчету в ЕИС.

Также на государственного заказчика до мая 2019 года возлагалась обязанность по включению сведений о закупке в виде отчета в течение 7 рабочих дней после расторжения контракта. Это требование было прописано в Постановлении Правительства от 2013 года №1093. С мая 2019 года отчеты в ЕИС по результатам исполнения контракта и его отдельного этапа были отменены.

Как составить письмо к поставщику

В письме, которое направляется в адрес поставщика с предложением расторгнуть контракт, нужно перечислить:

  1. Дату и номер расторгаемого контракта.
  2. Основание (причину) для расторжения государственного контракта.
  3. Дату, с которой стороны прекращают дальнейшее сотрудничество.
  4. Объем выполненных работ по соглашению на текущий момент.
  5. Обязанность государственного заказчика перечислить оплату по тем работам, которые были исполнены раньше.
  6. Сроки, в которые заказчик должен оплатить услуги поставщика.
  7. Обязательство поставщика вернуть обеспечение исполнения госконтракта.

Уведомление направляется в форме, которая обеспечивает оперативное ознакомление с ним поставщика.

Как правильно составить соглашение о расторжении

Утвержденная форма соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ не разработана. Стороны оформляют соглашение в произвольном формате, но оно должно содержать обязательный набор сведений:

  1. Дату подготовки.
  2. Наименование документа: «Соглашение о расторжении контракта».
  3. Реквизиты контракта, которые предполагается расторгнуть.
  4. Дату вступления соглашения в юридическую силу.
  5. Объемы и стоимость выполненных работ или иных фактически исполненных обязательств.
  6. Стоимость неисполненных обязательств.
  7. Обязательства, которые должны исполнить контрагенты с указанием срока возврата обеспечения.
  8. Контактные данные поставщика и исполнителя.
  9. Указание на отсутствие претензий у сторон.
  10. Реквизиты сторон.

Документ подписывается уполномоченными лицами с обеих сторон и скрепляется печатями (при их наличии).

Образец соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ можно посмотреть здесь. Соглашение готовится по числу сторон: минимум в двух экземплярах.

Соглашение в обязательном порядке имеет письменную форму (такую же, как и госконтракт). Оно вступает в юридическую силу с момента подписания или с указанной в соглашении даты.

Последствия расторжения контракта

Расторжение контракта по обоюдному согласию не предполагает передачу сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Связано это с тем, что вина поставщика в расторжении контракта отсутствует. Также в данном случае расторжение государственного контракта:

  1. Не снимает с поставщика обязанности по исполнению государственного контракта по выполненным работам и оказанным услугам.
  2. Не лишает заказчика права на взыскание штрафа в случае, если поставленные работы, товары и услуги были ненадлежащего качества.

Таким образом, расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию сторон допускается. Для этого требуется составить соглашение и подписать его обеими сторонами. По результатам расторжения контракта сведения о поставщике не передаются в реестр недобросовестных поставщиков.


Ссылка на основную публикацию